Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«12» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Спортивный туризм и краеведение»
Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Спортивный туризм и краеведение»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Спортивный туризм и краеведение» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 N 90, Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 943.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. N 652н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучение участников современным методам организации и проведения спортивных туристических мероприятий, а также углубление знаний о краеведении и истории региона.
Участники курса познакомятся с историей и культурой региона, изучат достопримечательности, природные объекты и культурное наследие, а также смогут научиться разрабатывать маршруты с учетом интересов туристов и особенностей местности.
Итоговой целью курса является повышение уровня компетенции туристических и спортивных работников, углубление их знаний о регионе, формирование навыков организации и проведения спортивных туристических мероприятий в соответствии с требованиями безопасности и экологической сознательности. Основной целью является развитие спортивного туризма в регионе и увеличение числа туристов, посещающих местность с учетом истории и культурных особенностей.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-научно-исследовательский;
-организационно-методический;
-организационно-управленческий;
-рекреационно-оздоровительный;
-педагогический;
-тренерский;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) научно-исследовательский
Планирование и выполнение прикладных работ исследовательского теоретического и экспериментального характера с целью определения методик повышения эффективности деятельности в физической культуре и спорте, в сфере физической рекреации и спортивно-оздоровительном туризма
2) организационно-методический
Разработка и реализация специальных двигательных режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений
3) организационно-управленческий
Планирование и реализация мероприятий по обеспечению эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкультурно-спортивной организации, учреждения сферы физической рекреации и спортивно-оздоровительного туризма
4) рекреационно-оздоровительный
Разработка и реализация программ физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, программ в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, в физической рекреации и спортивно-оздоровительном туризме
5) педагогический
Разработка и реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых в области физической культуры и спорта, в сфере физической рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.
6) тренерский
Разработка и реализация программ физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, программ в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, в физической рекреации и спортивно-оздоровительном туризме
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дополнительного образования детей и взрослых, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в сфере научных исследований)
04 Культура, искусство (в сфере туризма, в сфере санаторно-курортного отдыха и лечения);
05 Физическая культура и спорт (в сфере физической рекреации, в том числе спортивно-оздоровительного туризма; в сфере физического воспитания; в сфере физической культуры и массового спорта, в том числе фитнеса; в сфере спортивной подготовки; в сфере управления деятельностью и развитием рекреационно-оздоровительной и (или) физкультурно-спортивной организации)
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
физические, психические и функциональные возможности человека; рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов;
социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;
организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса;
здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения;
туристский продукт; индустрия туризма, фитнеса, досуга и рекреации; туристско-рекреационные комплексы, учреждения и системы; санаторно-курортные комплексы и учреждения; специальные двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений;
процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | ||
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | A/01.6 | -Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе. - Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии). - Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях. - Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам). - Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях. - Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы |
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | A/02.6 | -Планирование подготовки досуговых мероприятий. - Организация подготовки досуговых мероприятий. - Проведение досуговых мероприятий |
Обобщенные трудовые функции: Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | C/01.6 | -Планирование массовых досуговых мероприятий. - Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок. - Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий. - Планирование подготовки мероприятий. - Организация подготовки мероприятий. - Проведение массовых досуговых мероприятий. - Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дополнительного образования детей и взрослых, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в сфере научных исследований) | ||
педагогический | Разработка и реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых в области физической культуры и спорта, в сфере физической рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. | -социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;. - организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса;. - здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; |
организационно-методический | Разработка и реализация специальных двигательных режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений | -социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;. - организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса;. - здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; |
научно-исследовательский | Планирование и выполнение прикладных работ исследовательского теоретического и экспериментального характера с целью определения методик повышения эффективности деятельности в физической культуре и спорте, в сфере физической рекреации и спортивно-оздоровительном туризма | -социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;. - организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса;. - здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере туризма, в сфере санаторно-курортного отдыха и лечения); | ||
организационно-управленческий | Планирование и реализация мероприятий по обеспечению эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкультурно-спортивной организации, учреждения сферы физической рекреации и спортивно-оздоровительного туризма | -процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 05 Физическая культура и спорт (в сфере физической рекреации, в том числе спортивно-оздоровительного туризма; в сфере физического воспитания; в сфере физической культуры и массового спорта, в том числе фитнеса; в сфере спортивной подготовки; в сфере управления деятельностью и развитием рекреационно-оздоровительной и (или) физкультурно-спортивной организации) | ||
тренерский | Разработка и реализация программ физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, программ в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, в физической рекреации и спортивно-оздоровительном туризме | -физические, психические и функциональные возможности человека; рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов; |
рекреационно-оздоровительный | Разработка и реализация программ физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, программ в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, в физической рекреации и спортивно-оздоровительном туризме | -туристский продукт; индустрия туризма, фитнеса, досуга и рекреации; туристско-рекреационные комплексы, учреждения и системы; санаторно-курортные комплексы и учреждения; специальные двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений; |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Командная работа и лидерство | ||
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде | Знает: типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия. Умеет: действовать в духе сотрудничества; принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации; проявлять уважение к мнению и культуре других; определять цели и работать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста. Владеет: навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия; методами оценки своих действий, планирования и управления временем. | Знать: основные приемы и нормы социального взаимодействия; основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии Уметь: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе; применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды Владеть: простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Обучение и развитие | ||
Способен проводить занятия, физкультурно-спортивной направленности и рекреационные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке | Знает историю и современное состояние гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта, их место и значение в физической культуре, науке и образовании; значение и виды гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, плавания, лыжного спорта как базовых видов спорта. Умеет применять методы организации учебной деятельности на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту с учетом материально-технических возможностей учебного заведения (организации), возрастных особенностей занимающихся; использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту в зависимости от поставленных задач. Владеет понятийным и категориальным аппаратом по теории и методики физической культуры и спорта, спортивной тренировки базовых видов спорта. | Знать: - средства, методы организации учебной деятельности на занятиях; - организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных организациях. Уметь: - применять методики на протяжении занятий в избранном виде спорта с учетом их влияния на организм занимающихся; - определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике выполнения упражнений, подбирать приемы и средства для их устранения. Владеть: - навыками проведения фрагмента урока физической культуры с использованием известных средств и методов; - навыками проведения учебных и тренировочных занятий, проведения внеурочных занятий (кружков физической культуры, групп ОФП, спортивных секций). |
Способен обучать двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью | Знает методику обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью; методики контроля и оценки технической и физической подготовленности обучающихся на занятиях учебно-тренировочной, рекреационнооздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью. Умеет применять методы организации обучения двигательным действиям на занятиях учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью с учетом материально-технических возможностей организации, возрастных особенностей занимающихся; использовать стандартное и дополнительное оборудование, пользоваться спортивным инвентарем, и контрольно-измерительными приборами на занятиях учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью; контролировать и оценивать работу обучающихся на занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения на занятиях учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью. Владеет навыками проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью; владения техникой общеподготовительных, специально-подготовительных физических упражнений в виде спорта; владения техникой двигательных действий. | Знать: - особенности обучения двигательным действиями, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельность. Уметь: - использовать в учебно-тренировочных занятиях средства, методы и приемы обучения рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности. Владеть: - навыками организации обучения двигательным действиями, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельность. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Планирование | ||
Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психических особенностей занимающихся различного пола и возраста | Знает общие основы теории и методики физической культуры, анатомо-морфологические и психические особенности занимающихся, основные средства и методы их физического воспитания. Разрабатывает учебные программы по физической культуре, использует средства и методы физического воспитания с учетом особенностей различных категорий занимающихся. | Знать: – структурно-функциональную организацию органов и систем тела человека, включая их микроскопическую организацию, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; –биомеханические технологии формирования и совершенствования движений человека. Уметь: - использовать знания анатомии человека для обеспечения техники безопасности при проведении занятий; - осуществлять медикобиологический контроль состояния организма учащегося в процессе проведения занятий физической культурой, учитывая возрастные, половые особенности. Владеть: - навыком применения методик оценки физического состояния (оценки морфологических, функциональных, биомеханических показателей) обучающихся. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: Разработка и реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых в области физической культуры и спорта, в сфере физической рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. | |||
Объект или область знания: социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса; здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; | |||
ПК-1 способностью самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско краеведческой, рекреационо-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности | Осуществляет планирование, организационно-методическое сопровождение в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Осуществляет управление реализацией услуг в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. | Знать: как самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско краеведческой, рекреационо-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности. Уметь: самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско краеведческой, рекреационо-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности | 05.005 Инструктор-методист |
ПК-2 способностью отбирать в соответствии с поставленным задачами средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этнокультурных и социально- демографических факторов | Осуществляет рекреационную деятельность с различными группами населения, направленную на обеспечение физического и психического здоровья, социального благополучия и удовлетворенности жизнью. Организует и проводит массовые досуговые мероприятия. | Знать: как отбирать в соответствии с поставленным задачами средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этнокультурных и социально- демографических факторов. Уметь: отбирать в соответствии с поставленным задачами средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этнокультурных и социально- демографических факторов. | 05.005 Инструктор-методист |
ПК-3 готовностью использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования | Проводит исследования в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Разрабатывает новое содержание и организационные формы рекреационной и туристской деятельности. | Знать: как использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования. Уметь: использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования. | 05.005 Инструктор-методист |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Спортивный туризм | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Планирование и прохождение маршрутов | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Изучение основ спеологии | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Освоение техники преодоления препятствий | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Изучение истории родного края, знакомство с историей | 27.0 | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 3.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 144 | 86 | 0 | 0 | 0 | 55 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
24/144 | 0 | 24/144 | 144 | 86 | 0.0 | 55.0 | 3.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 4 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Спортивный туризм | 29.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | |||||||||||||||||||
Планирование и прохождение маршрутов | 28.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Изучение основ спеологии | 29.0 | 3 | 6 | 6 | 6 | 6 | 2 | ||||||||||||||||||
Освоение техники преодоления препятствий | 28.0 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||
Изучение истории родного края, знакомство с историей | 27.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | |||||||||||||||||||
Итоговая аттестация | 3.0 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Итого | 144 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Спортивный туризм и краеведение»
10.1. Целью дисциплины является обучение специалистов основам организации и проведения спортивно-туристических мероприятий, а также познавательным и краеведческим аспектам при проведении туристических маршрутов и экскурсий. Данная дисциплина нацелена на развитие навыков работы в области спортивного туризма и путешествий с акцентом на знание истории и особенностей конкретного региона.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение теоретических основ спортивного туризма и его видов, таких как пеший, велосипедный, горнолыжный, водный и другие.- Понимание организационных аспектов спортивно-туристических мероприятий, включая выбор маршрутов, подготовку участников, обеспечение безопасности и прочие аспекты.
- Освоение методов планирования и проведения экскурсий и краеведческих мероприятий с акцентом на историю, культуру и особенности региона.
- Изучение навигационных техник и умений в работе с топографическими картами и навигационными устройствами.
- Практические занятия по построению лагерей, ориентированию в местности, использованию туристического снаряжения и умениям выживания в природе.
- Развитие навыков организации и проведения спортивных соревнований в рамках туристических мероприятий.
- Ознакомление с экологическими аспектами спортивного туризма и принципами охраны окружающей среды.
- Формирование у специалистов понимания важности спортивного туризма для здорового образа жизни и активного отдыха.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Командная работа и лидерство | ||
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде | Знает: типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия. Умеет: действовать в духе сотрудничества; принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации; проявлять уважение к мнению и культуре других; определять цели и работать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста. Владеет: навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия; методами оценки своих действий, планирования и управления временем. | Знать: основные приемы и нормы социального взаимодействия; основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии Уметь: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе; применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды Владеть: простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Обучение и развитие | ||
Способен проводить занятия, физкультурно-спортивной направленности и рекреационные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке | Знает историю и современное состояние гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта, их место и значение в физической культуре, науке и образовании; значение и виды гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, плавания, лыжного спорта как базовых видов спорта. Умеет применять методы организации учебной деятельности на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту с учетом материально-технических возможностей учебного заведения (организации), возрастных особенностей занимающихся; использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту в зависимости от поставленных задач. Владеет понятийным и категориальным аппаратом по теории и методики физической культуры и спорта, спортивной тренировки базовых видов спорта. | Знать: - средства, методы организации учебной деятельности на занятиях; - организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных организациях. Уметь: - применять методики на протяжении занятий в избранном виде спорта с учетом их влияния на организм занимающихся; - определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике выполнения упражнений, подбирать приемы и средства для их устранения. Владеть: - навыками проведения фрагмента урока физической культуры с использованием известных средств и методов; - навыками проведения учебных и тренировочных занятий, проведения внеурочных занятий (кружков физической культуры, групп ОФП, спортивных секций). |
Способен обучать двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью | Знает методику обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью; методики контроля и оценки технической и физической подготовленности обучающихся на занятиях учебно-тренировочной, рекреационнооздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью. Умеет применять методы организации обучения двигательным действиям на занятиях учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью с учетом материально-технических возможностей организации, возрастных особенностей занимающихся; использовать стандартное и дополнительное оборудование, пользоваться спортивным инвентарем, и контрольно-измерительными приборами на занятиях учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью; контролировать и оценивать работу обучающихся на занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения на занятиях учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью. Владеет навыками проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью; владения техникой общеподготовительных, специально-подготовительных физических упражнений в виде спорта; владения техникой двигательных действий. | Знать: - особенности обучения двигательным действиями, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельность. Уметь: - использовать в учебно-тренировочных занятиях средства, методы и приемы обучения рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности. Владеть: - навыками организации обучения двигательным действиями, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельность. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Планирование | ||
Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психических особенностей занимающихся различного пола и возраста | Знает общие основы теории и методики физической культуры, анатомо-морфологические и психические особенности занимающихся, основные средства и методы их физического воспитания. Разрабатывает учебные программы по физической культуре, использует средства и методы физического воспитания с учетом особенностей различных категорий занимающихся. | Знать: – структурно-функциональную организацию органов и систем тела человека, включая их микроскопическую организацию, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; –биомеханические технологии формирования и совершенствования движений человека. Уметь: - использовать знания анатомии человека для обеспечения техники безопасности при проведении занятий; - осуществлять медикобиологический контроль состояния организма учащегося в процессе проведения занятий физической культурой, учитывая возрастные, половые особенности. Владеть: - навыком применения методик оценки физического состояния (оценки морфологических, функциональных, биомеханических показателей) обучающихся. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: Разработка и реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых в области физической культуры и спорта, в сфере физической рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. | |||
Объект или область знания: социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса; здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; | |||
ПК-1 способностью самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско краеведческой, рекреационо-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности | Осуществляет планирование, организационно-методическое сопровождение в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Осуществляет управление реализацией услуг в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. | Знать: как самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско краеведческой, рекреационо-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности. Уметь: самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско краеведческой, рекреационо-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности | 05.005 Инструктор-методист |
ПК-2 способностью отбирать в соответствии с поставленным задачами средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этнокультурных и социально- демографических факторов | Осуществляет рекреационную деятельность с различными группами населения, направленную на обеспечение физического и психического здоровья, социального благополучия и удовлетворенности жизнью. Организует и проводит массовые досуговые мероприятия. | Знать: как отбирать в соответствии с поставленным задачами средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этнокультурных и социально- демографических факторов. Уметь: отбирать в соответствии с поставленным задачами средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-досуговой и рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этнокультурных и социально- демографических факторов. | 05.005 Инструктор-методист |
ПК-3 готовностью использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования | Проводит исследования в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Разрабатывает новое содержание и организационные формы рекреационной и туристской деятельности. | Знать: как использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования. Уметь: использовать на практике средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочным, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью, контролировать эффективность их выполнения, разрабатывать и использовать приемы их совершенствования. | 05.005 Инструктор-методист |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 86 |
лекции (Л) | 86.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 55.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 141.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Спортивный туризм | История зарождения, развития и современного состояния спортивного туризма. Разряды исследуемого вида спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах. Зарубежные техники организации путешествия в условия открытого воздуха и природной среды. Виды спортивного туризма, характеристика его мировых центров. Категорирование туристских маршрутов. Горнолыжный туризм, альпинизм. Горный и пешеходный туризм. Водные виды спортивного туризма. Состояние и перспективы развития спортивного туризма в Российской Федерации. |
2. | Планирование и прохождение маршрутов | Комплексный подход к разработке программ обслуживания на приеме внутренних и зарубежных туристов как главная задача туроперейтинга. Технология разработки маршрутов. Проектирование тура, программа обслуживания, основные требования. Расчет стоимости тура. Ознакомление с историей создания эффективных методов планирования траектории. Особенности моделирования предметной области взвешенным графом. Нахождение оптимальных путей по уровню транспортных затрат. Описание алгоритмов выбора наилучшего маршрута. |
3. | Изучение основ спеологии | Теоретические аспекты изучения спелеотуризма. Понятие спелеотуризма. Целительные свойства пещер. История исследования пещер. Техника и тактика спелеотуризма. Проблемы взаимодействия спортсменов-спелеологов с туристскими организациями. Анализ зарубежного и отечественного опыта спелеотуризма. Спелеотуризм за рубежом. Пещеры России и перспективы развития. Изучение предмета, задач и функций спелеологии-раздела науки изучающего пустоты в земной коре-пещеры, и все то, что с ними связанно, а именно происхождение, возраст, строение, фауну. |
4. | Освоение техники преодоления препятствий | Обучение приемам и действиям на полосе препятствий. Методические рекомендации по выполнению приемов и действий на занятиях по преодолению препятствий. Методические рекомендации посадки в автомобиль и высадки из него. Методические рекомендации передвижения по узкой опоре. Методические рекомендации передвижения по лестницам и канатам. |
5. | Изучение истории родного края, знакомство с историей | Философские и психолого-педагогические аспекты приобщения личности к культуре и истории родного края. Историко-педагогические идеи в области национального образования. Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города. Сущность и особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста. Содержание и приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре, истории родного города. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Спортивный туризм | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
2 | Планирование и прохождение маршрутов | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
3 | Изучение основ спеологии | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
4 | Освоение техники преодоления препятствий | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
5 | Изучение истории родного края, знакомство с историей | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 27.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-А.Ю. Александрова / Международный туризм / - Москва, 2002, - 337 стр.
-Основы техники спортивного туризма и спортивного ориентирования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О.П. Дитятев. – Барнаул: АлтГПУ, 2015.
-Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие / Е. Б. Штучная, Н. А. Гулиев. – Омск : Омский Государственный институт сервиса, 2005. – 270 с.
-Краеведение: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 194 с.
б) дополнительная литература:
- Основы туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.
- Дитятев, О.П. / Основы техники спортивного туризма и спортивного ориентирования / О.П. Дитятев. – Барнаул: АлтГПУ, 2015 г. - 72 стр.
- Е.Л. Писаревского / Правовое обеспечение туризма / Москва 2017 г. - 391 стр.
- А. Д. Чудновский / Менеджмент туризма / — Москва : Федеральное агентство по туриз му, 2014 г. — 576 стр.
- Е.Н. Артемова / Организация анимации в гостеприимстве и туризме / - Орёл 2010 г. - 115 стр.
- Макарский А.А., Соколова А.А.. Детско-юношеский туризм: Учебное пособие /сост. А.М. Макарский /науч. ред. проф. В.Д. Сухоруков. – СПб.: ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга, 2017. – 128 с.
- А.Ю. Александрова / Международный туризм / - Москва, 2002, - 337 стр.
- Теория и методика спортивного туризма : учебник / под ред. В. А. Таймазова и Ю. Н. Федотова. – М. : Советский спорт, 2014 / 424 с.
- Организация и проведение спортивных туристских походов с обучающимися. Безопасность на маршруте. Сборник методических материалов. / Сост. А. В. Ложкина. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2019. – 26 с.
- Клочков, О. Б. / Историческое краеведение : метод. материалы к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов 5-го курса академического бакалавриата, обучающихся по направлению – Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та, 2018. – 33 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. В каком интервале находится показатель доли делового туризма в общем мировом туристском потоке
a) 5-10 %
б) 20-25 %
в) 35-40 %
г) 50-55 %
2. Доля туризма с целью отдыха в общем мировом туристском потоке составляет
a) менее 20 %
б) около 60 %
в) более 80 %
г) менее 10 %
3. Одним из основных направлений развития туризма в мире в период до 2020 г. является:
a) деловой туризм
б) космический туризм
в) экологический туризм
г) религиозный туризм
4. В каком интервале находится показатель доли экологического туризма в общем туристском потоке
a) 30-40 %
б) 2-5 %
в) 50-60 %
г) 20-25 %
5. Главным туристским макрорегионом мира в настоящее время является:
a) Юго-Восточная Азия
б) Европа
в) Америка
г) Ближний Восток
6. В начале XXI в. наиболее высокие темпы роста международных туристских прибытий наблюдаются
a) в Европейском регионе
б) в Азиатско-Тихоокеанском регионе
в) в Американском регионе
г) в Ближневосточном регионе
7. В 2003 г. число международных прибытий составило:
a) около 100 млн
б) около 1 млрд
в) около 700 млн
г) около 1,5 млрд
8. Выберите из перечисленных ниже страну, являющуюся одним из лидером по количеству прибывающих туристов
a) Франция
б) Россия
в) Канада
г) Китай
9. Выберите вариант, в котором все страны являются лидерами по количеству выезжающих из страны туристов:
a) Турция, Россия, Франция
б) Германия, США, Великобритания
в) Канада, Германия, Индия
г) Япония, Испания, Дания
10. Найдите правильное утверждение среди предложенных вариантов:
a) По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. лидером по въезду международных туристов станет Китай
б) По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. лидером по въезду международных туристов станет Россия
в) Наибольшее положительное сальдо платежного баланса по статье «Международный туризм» имеет Япония
г) Все утверждения ложны
11. Выберите верное утверждение
a) самым популярным видом транспорта для путешествий является морской
б) самым популярным видом транспорта для путешествий является наземный
в) по прогнозам Всемирной туристской организации, к 2010 г. количество международных прибытий достигнет 1 млрд
г) лидером по поступлениям от Международного туризма является Япония
12. Наибольшие доходы от международного туризма получают следующие страны:
a) Россия, Япония, Китай
б) США, Дания, Италия
в) США, Испания, Франция
г) ФРГ, Китай, Великобритания
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |