Курс повышения квалификации Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 790 pуб.
Первоначальный взнос 79 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 920 pуб.
Первоначальный взнос 92 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания»


Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса по предмету "ОРКСЭ" в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Развить основу теоретических знаний о религиозных и светских принципах этики для применения их в педагогической практике по ряду предметов гуманитарного цикла. Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций педагогов, специализирующихся в области преподавания основ духовно-нравственной культуры.
1. Познакомить с основными подходами к изучению религиозной этики;
2. Рассмотреть религиозную этику как академическую дисциплину в контексте соответствующего корпуса научных работ; 3. Применять критический и рефлексивный подход к изучению религиозных культур;
4. Изучить основные понятия и тенденции исследования религии в социальных науках;
5. Сформировать систему знаний об основных мировых религиях;
6. Овладеть навыками интерпретации разных типов религиозных организаций.
В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут знания:
• понятия обучения и воспитания, развивающей работы через организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО в условиях вариативной образовательной среды;
• возможности, современные тенденции использования технологии игровой деятельности и их реализации в познавательном развитии детей в ДОО;
• специфику и перспективы использования построения развивающих систем в организации игровой и непосредственной образовательной деятельности дошкольников;
• приемы организации творческой и познавательной деятельности школьников с использованием игровых методов.
умения:
• формулировать цели использования в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО;
• создавать задания по курсу на базе ДОО.
навыки:
• систематизированная практическая работа с дошкольниками в направлении произвольности в игровой деятельности;
• создание текстовых документов, электронных таблиц, презентаций для обогащения практики работы с дошкольниками в области системы индивидуального сопровождения в развивающей среде, через методы организации игровой деятельности;
• организация совместного с другими педагогами сбора научных и методических данных по организации развития через совместную деятельность с взрослым, сопровождения дошкольников (документы, видеозаписи, игры, дидактический материал и др.).
профессиональные компетенции:
• готовность применять современные образовательные, воспитательные и развивающие системы и технологии для обеспечения сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста конкретного ДОО и индивидуальному развитию воспитанников в различных областях вариативной образовательной среды;
• способен использовать возможности развивающей игровой среды для формирования нравственных установок и привычек дошкольников, создание мультимедийных обучающих пособий, дидактических материалов, использование интернет технологий в обогащении развивающей игровой среды ДОО;
• способен организовывать сотрудничество педагогов в ДОО, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность детей дошкольного возраста, их воспитательный потенциал, познавательные и творческие способности.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 4 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Этические системы. 24 6 17 1 Тест
2 Модуль 2. Религия с точки зрения социологии. 24 6 17 1 Тест
3 Модуль 3. Религия и мораль в системе культуры . 22 5 16 1 Тест
4 Модуль 4. Авраамические религии. 24 6 17 1 Тест
5 Модуль 5. Восточные религии. 24 6 17 1 Тест
6 Модуль 6. Типы религиозных организаций. 24 6 17 1 Тест
7 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 144


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Этические системы. 24 6665
+1ПА
2 Модуль 2. Религия с точки зрения социологии. 24 6665
+1ПА
3 Модуль 3. Религия и мораль в системе культуры . 22 6663
+1ПА
4 Модуль 4. Авраамические религии. 24 26663
+1ПА
5 Модуль 5. Восточные религии. 24 26663
+1ПА
6 Модуль 6. Типы религиозных организаций. 24 26663
+1ПА
7 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 144

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 24 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Этические системы.
Сущность, принципы и формы выражения морали. Этические категории и их значение. Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Свобода как основание нравственности. Психология делового общения в контексте европейской этической традиции. Рассмотрение сущности этических категорий. Характеристика этического аспекта категории блага. Исследование проблемы борьбы добра и зла. Анализ понятий справедливости и равенства. Определение значения долга, совести, ответственности, чести и достоинства.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 224 стр.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- И.П. Полякова / Учебное пособие по этике / - Липецк 2002 г. - 82 стр.



Модуль 2. Религия с точки зрения социологии.
Религия как социальный институт. Система институциональных норм. Функции религии в обществе. Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами: религия и экономика, религия и политика, религия и образование. Функции религиозного мировоззрения. Социология религии как отрасль социологии и научная дисциплина, предмет и методы ее исследования, история возникновения и развития. Типы религиозных верований. Функции религии в обществе. Характеристика и особенности методов, приемы религиоведения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Б. X. Бгажноков / Основы религиозных культур и светской этики / — Москва, Просвещение, 2010 г. — 239 стр.
- Е. В. Иванова / История и теория религии / — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 224 стр.



Модуль 3. Религия и мораль в системе культуры .
Вера в сверхъестественное как главный признак религии. Место религии в духовной жизни человека. Историческое взаимодействие искусства и религии. Проявление основных черт религии в архитектуре, литературе, науке. Функции религии в общественном пространстве. Теоретические аспекты проблемы морали и религии. Понятие морали. Сущность и функции религии. Религия и мораль на современном этапе. Религия и мораль в Российской Федерации. Религия и мораль: за и против.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- О.Ф. Лобазова / Религиоведение / — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 327 стр.



Модуль 4. Авраамические религии.
Сущность религии, структура религии. Каковы функции религии в обществе, роль религии в жизни человека. Танах как священная книга иудаизма: краткое содержание, структура, сравнение танаха и ветхого завета. Содержание, структура нового завета. Возникновение, основные положения и направления ислама - одной из основных мировых религий. Влияние на развитие общества и политическая роль мусульманского движения. Современные постулаты исламской религии. Главная "священная книга" мусульман – Коран. Почему иудаизм, христианство, ислам называются авраамическими религиями? Отличия мифа об Аврааме в исламе. Нирвана и её сущность. Отличие теизма от пантеизма.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Олег Корытко / История нехристианских религий: учебник бакалавра теологии / — Москва, Издательский дом «Познание», 2017 г. — 416 стр.



Модуль 5. Восточные религии.
Особенности культуры стран Востока (гармония, связь с природой, приверженность традиции). Религиозные верования: брахманизм, буддизм, даосизм, джайнизм, индуизм, ислам, йога, конфуцианство, синтоизм. Веды - первый памятник мысли древних индусов. Характеристика концепции развития цивилизаций Востока в аспекте его религиозных традиций. Понятие Востока, который более религиозен и традиционен, нежели Запад. Разнообразие религий Востока: христианство, буддизм, ислам, конфуцианство, индуизм, даосизм.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 140 стр.
- «Основы иудейской культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / - 26 стр.



Модуль 6. Типы религиозных организаций.
Какие типы религии выделяют исследователи. Церковь как тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Как определяется принадлежность к церкви. Контролируемое членство в религии.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Г. Н. Рябова / Основы мировых религиозных культур / Пенза 2014 г. - 4 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Этические системы.
1. Укажите официальное название нашего государства.
a) Россия.
б) Русь.
в) Российская Федерация.
г) Родина.

2. Что входит в понятие «духовный мир»?
a) предметы, среди которых живёт человек
б) природа
в) знания, которые накоплены человечеством
г) архитектурные шедевры

3. Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
a) душа
б) чувства
в) эмоции
г) характер

4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
a) поступки
б) традиции
в) воспитание
г) поведение

5. Сколько народов проживает на территории России?
a) более 50
б) более 100
в) более 1000
г) более 300

6. Что в древности обозначало слово «культура» ?
a) Всё, что вырастил человек.
б) Всё, что создал человек.
в) Всё, что приносит человеку пользу.
г) То, что не создано руками человека.

7. Что накапливает культура?
a) Знания
б) Правила поведения
в) Опыт жизни предшествующих поколений
г) Религиозные верования

8. Что является самым важным в культуре?
a) Ситуация поведения
б) Причины выбора поведения
в) Поведение человека
г) Знание законов



Перечень тестов. Модуль 2. Религия с точки зрения социологии.
1. Что является предметом социологии?
a) человек;
б) социальная жизнь человека, группы, общества;
в) общество.


2. Когда возникла социология как наука:
a) после Второй мировой войны;
б) в первой половине XIX века;
в) в XVIII веке.


3. Что такое социальная структура?
a) организация отношений между людьми;
б) образец поведения;
в) способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции.


4. Социальная роль – это:
a) представление о том, что человек хотел бы достигнуть;
б) определенные функции, которые человек выполняет в группе, обществе;
в) то, что человек хотел бы делать в жизни.


5. Какое из перечисленных образований относится к малой группе?
a) студенческая группа
б) нация
в) семья
г) коллектив

6. Отметьте самый распространенный метод социологии:
a) анализ документов;
б) наблюдение;
в) опрос.


7. Что подразумевает социологический термин выборка»?
a) отбор объективной информации;
б) выбор методов исследования;
в) отбор респондентов.


8. Самым углубленным видом социологического исследования является:
a) описательное;
б) разведывательное;
в) аналитическое.




Перечень тестов. Модуль 3. Религия и мораль в системе культуры .
1. Как называется поклонение множеству богов?
a) монотеизм
б) политеизм
в) баптизм


2. Самой древней является религия
a) ислам
б) христианство
в) буддизм


3. Выберите термин, который используют для объединения различный христианский течений в одно:
a) Евхаристия
б) Елеосвящение
в) Экуменизм


4. Кто был основателем ислама?
a) пророк Мухаммед
б) Будда
в) пророк Моисей


5. Как называется поклонение неодушевлённым предметам?
a) анимизм
б) фетишизм
в) тотемизм


6. Имя Будды:
a) Фаррух Булсара
б) Сиддхартха Гаутама
в) Ааль Рашид


7. Что относится к элементам религии?
a) экономические отношения
б) вера в загробную жизнь
в) подчинение человека законам


8. Какая религия самая распространенная в мире?
a) христианство
б) ислам
в) буддизм




Перечень тестов. Модуль 4. Авраамические религии.
1. Определение понятия «Мифология» с точки зрения истории религии:
a) форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.
б) эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
в) авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
г) дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

2. Само слово "миф" имеет происхождение:
a) древнекитайское;
б) скандинавское;
в) древнегреческое;
г) афроамериканское;

3. О чем повествуют «Космогонические мифы»?
a) о конце мира;
б) о начале мира;
в) о происхождение человека;
г) о вымирание человечества и всего живого на земле;

4. В чем отличие мифа от сказки:
a) Основная функция мифа — развлекательная и морализаторская. Основная функция сказки — объяснительная.
б) Основная функция мифа — морально оздоровительная. Основная функция сказки — развлекательно просветительная.
в) Основная функция мифа — пояснительно занимательная . Основная функция сказки — развлекательно - юмористическая.
г) Основная функция мифа — объяснительная. Основная функция сказки — развлекательная и морализаторская.

5. О чем повествуют «Эсхатологические мифы»?
a) о конце мира;
б) о начале мира;
в) о происхождение человека;
г) о вымирание человека и всего живого на земле;

6. О чем повествуют «Антропогонические мифы»?
a) о конце мира;
б) о начале мира;
в) о происхождение человека;
г) о вымирание человека и всего живого на земле;

7. В чем сходство «мифологии» и «религии»?
a) Мифология есть своеобразное определение понятию Религия;
б) с появлением Религии начали появляться мифы, что дало начало Мифологии;
в) в основе всей Мифологии лежит примитивное анимистическое мировоззрение, из которого и вся Религия черпает своё содержание;
г) Мифология и Религия появились в одно и то же время, когда человек обрел письменность и свойства деструктивного и логического мышления;

8. Что такое сравнительная мифология (компаративная мифология)?
a) термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов.
б) термин, введённый В. И. Лениным для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов и коммунистических взглядов в истории развития СССР.
в) термин, для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением сказок, мифов, легенд, былин и т.п.
г) термин, введённый Эрнестом Гофманом, для обозначения науки, занимающейся сравнительным анализом и статистическим учетом данных мифических рассказов.



Перечень тестов. Модуль 5. Восточные религии.
1. Индийская религия, основанной Махаравой
a) Духкха
б) Джайнизм
в) Махаяна


2. Епископ одного из четырех центров раннего христианство.
a) Рим
б) Афина
в) Париж


3. Наставник или духовный учитель в тибетском буддизме
a) Лама
б) Монах
в) Будда


4. Текс, содержавший слова Будды
a) Нирвана
б) Сансара
в) Сутра


5. Центральный институт общинной и религиозный жизни евреев
a) Сефарды
б) Талмуд
в) Синагога


6. Рай созданный Буддой
a) Чистая земля
б) Благая земля
в) А и В


7. Традиционная трапеза на праздник Пасхи
a) Седер
б) Сефарды
в) Талмуд


8. Три бесценных источники буддийских верование.
a) Будда, Дхарма, Брахман
б) Будда, Анатман, Сангха
в) Будда, Дхарма, Сангха




Перечень тестов. Модуль 6. Типы религиозных организаций.
1. Какое соотношения понятия и определения неверно?
a) Карма — Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей
б) Истина - высказывание, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит
в) сансара — Круговорот перерождений существ в мире страдания


2. Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в …
a) начале XVIII в.
б) середине XVII в.



3. Реформация — это …
a) социально-политическое движение XVI в. против феодализма, выступавшее в религиозной форме
б) широкое антикатолическое движение в Европе XVI в.
в) движение за коренную реформу католической церкви, в ходе которого возник протестантизм


4. Религиоведение включает … религии.
a) историю
б) экономику
в) феноменологию
г) философию

5. Оккультные учения
a) теософия
б) кришнаизм
в) Агни-йога
г) иеговизм

6. Буддизм возник в …
a) Палестине, I в. н. э.
б) Аравии, VII в. н. э.
в) Персии (Иран, VII в. до н. э.)
г) Индии, I тысячелетие до н. э.

7. Первая монотеистическая религия
a) зороастризм
б) иудаизм
в) фетишизм
г) индуизм

8. Особенности, характерные для «южной ветви» буддизма:
a) достижение нирваны возможно только для монахов
б) достичь нирваны может любой последователь Будды
в) число Будд очень ограничено
г) число Будд очень велико



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Укажите официальное название нашего государства.
a) Россия.
б) Русь.
в) Российская Федерация.
г) Родина.

2. Что входит в понятие «духовный мир»?
a) предметы, среди которых живёт человек
б) природа
в) знания, которые накоплены человечеством
г) архитектурные шедевры

3. Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
a) душа
б) чувства
в) эмоции
г) характер

4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
a) поступки
б) традиции
в) воспитание
г) поведение

5. Индийская религия, основанной Махаравой
a) Духкха
б) Джайнизм
в) Махаяна


6. Епископ одного из четырех центров раннего христианство.
a) Рим
б) Афина
в) Париж


7. Наставник или духовный учитель в тибетском буддизме
a) Лама
б) Монах
в) Будда


8. Текс, содержавший слова Будды
a) Нирвана
б) Сансара
в) Сутра


9. Определение понятия «Мифология» с точки зрения истории религии:
a) форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.
б) эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
в) авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
г) дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

10. Само слово "миф" имеет происхождение:
a) древнекитайское;
б) скандинавское;
в) древнегреческое;
г) афроамериканское;

11. О чем повествуют «Космогонические мифы»?
a) о конце мира;
б) о начале мира;
в) о происхождение человека;
г) о вымирание человечества и всего живого на земле;

12. В чем отличие мифа от сказки:
a) Основная функция мифа — развлекательная и морализаторская. Основная функция сказки — объяснительная.
б) Основная функция мифа — морально оздоровительная. Основная функция сказки — развлекательно просветительная.
в) Основная функция мифа — пояснительно занимательная . Основная функция сказки — развлекательно - юмористическая.
г) Основная функция мифа — объяснительная. Основная функция сказки — развлекательная и морализаторская.

13. Какое соотношения понятия и определения неверно?
a) Карма — Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей
б) Истина - высказывание, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит
в) сансара — Круговорот перерождений существ в мире страдания


14. Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в …
a) начале XVIII в.
б) середине XVII в.



15. Реформация — это …
a) социально-политическое движение XVI в. против феодализма, выступавшее в религиозной форме
б) широкое антикатолическое движение в Европе XVI в.
в) движение за коренную реформу католической церкви, в ходе которого возник протестантизм


16. Религиоведение включает … религии.
a) историю
б) экономику
в) феноменологию
г) философию

17. Что является предметом социологии?
a) человек;
б) социальная жизнь человека, группы, общества;
в) общество.


18. Когда возникла социология как наука:
a) после Второй мировой войны;
б) в первой половине XIX века;
в) в XVIII веке.


19. Что такое социальная структура?
a) организация отношений между людьми;
б) образец поведения;
в) способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции.


20. Социальная роль – это:
a) представление о том, что человек хотел бы достигнуть;
б) определенные функции, которые человек выполняет в группе, обществе;
в) то, что человек хотел бы делать в жизни.


21. Как называется поклонение множеству богов?
a) монотеизм
б) политеизм
в) баптизм


22. Самой древней является религия
a) ислам
б) христианство
в) буддизм


23. Выберите термин, который используют для объединения различный христианский течений в одно:
a) Евхаристия
б) Елеосвящение
в) Экуменизм


24. Кто был основателем ислама?
a) пророк Мухаммед
б) Будда
в) пророк Моисей




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Б. X. Бгажноков / Основы религиозных культур и светской этики / — Москва, Просвещение, 2010 г. — 239 стр.
- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 140 стр.
- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 224 стр.
- Олег Корытко / История нехристианских религий: учебник бакалавра теологии / — Москва, Издательский дом «Познание», 2017 г. — 416 стр.
- Г. Н. Рябова / Основы мировых религиозных культур / Пенза 2014 г. - 4 стр.
- «Основы иудейской культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / - 26 стр.
- Е. В. Иванова / История и теория религии / — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 224 стр.
- О.Ф. Лобазова / Религиоведение / — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 327 стр.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- И.П. Полякова / Учебное пособие по этике / - Липецк 2002 г. - 82 стр.