Курс повышения квалификации Звукорежиссура
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 690 pуб.
Первоначальный взнос 69 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 820 pуб.
Первоначальный взнос 82 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1300 pуб.
Первоначальный взнос 130 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1430 pуб.
Первоначальный взнос 143 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Звукорежиссура»


Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Программа рассчитана на повышение квалификации творческих работников телевидения и получения ими дополнительного профессионального образования.
Совершенствование профессиональных компетенций слушателей в сфере звука и звукозаписи. В результате освоения программы слушатель должен повысить квалификационный уровень в рамках имеющейся квалификации и(или) усовершенствовать свои компетенции в соответствии с профессиональным стандартом «Звукорежиссер», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 610н.
Выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
-преподавание дисциплин в области музыкальной звукорежиссуры в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
-выполнение ассистентской работы в специальном классе руководителя;
-осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса, участие в методической работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
художественно-творческая деятельность:
-создание в сотворчестве с композитором и исполнителями звукового ряда аудиозаписи исполняемого произведения;
-творческая интерпретация произведения искусства путем создания звукового художественного образа в соответствии с авторским замыслом;
-создание творческого продукта в области музыкального искусства, радио, телевидения с использованием современных технологий записи, обработки звука и звукоусиления;
музыкально-просветительская деятельность:
-участие в разработке и реализации просветительских проектов в целях популяризации музыкального искусства, в том числе, совместных творческих, проектов с музыкантами-исполнителями других -организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и учреждений культуры.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа:

производственная деятельность:
-способностью осознавать место звукорежиссуры в современной музыкальной культуре и осуществлять профессиональную звукорежиссерскую деятельность в области музыкального искусства (ПК-1);
-готовностью к созданию на профессиональном уровне продукции в области музыкальной звукорежиссуры, умением выражать свой творческий замысел с привлечением технических и художественно-выразительных средств (ПК-2);
-готовностью работать с микшерным пультом, микрофонами, приборами обработки звука, использовать различные стереофонические системы (ПК-3);
-способностью использовать в работе принципы традиционной звукорежиссуры и современные приемы звукозаписи (ПК-4);
-способностью записывать музыку различных стилей и эпох (ПК-5);
-готовностью производить записи с учетом особенностей звучания музыкальных инструментов (оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов, фортепиано, органа, клавесина, арфы), различных их составов (ансамблей, оркестров), речи, хорового пения (хоровых жанров), музыкально-театральных постановок (ПК-6);
-владением технологией создания эстрадных фонограмм, записи биг-бенда, джаз-, поп- и рок-ансамблей (ПК-7);
-готовностью работать с готовыми записями и осуществлять монтаж записанного музыкального материала (ПК-8);
-владением техникой реставрации фонограмм (ПК-9);
-владением технологией озвучивания концертных залов и открытых площадок (ПК-10);
-владением технологией записи в концертных залах и студийных условиях (ПК-11);
-способностью давать профессиональную оценку качества фонограмм (ПК-12);
-способностью применять основные законы формирования акустического пространства с целью реализации творческих замыслов (ПК-13);
-готовностью к созданию звукового ряда музыкального произведения в сотворчестве с режиссером-постановщиком, продюсером, композитором и исполнителями (ПК-14);
-готовностью к сотворчеству с представителями других профессий в коллективе (ПК-15);

педагогическая деятельность:
-готовностью осуществлять педагогическую деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-16);
-готовностью к использованию в педагогической деятельности педагогических, психолого-педагогических знаний (ПК-17);
-готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в педагогической деятельности (ПК-18);
-владением принципами, методами и формами проведения урока, методикой подготовки к уроку (ПК-19);
-способностью воспитывать у обучающихся потребность к творческому осмыслению учебного материала (ПК-20);
-готовностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации, ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе и смежным вопросам, умением анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-21);
-способностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-22);

научно-исследовательская и экспертная деятельность:
-готовностью осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, экспертную и реставрационную деятельность в соответствии с квалификацией (ПК-23);
-способностью руководить отдельными этапами (разделами) исследовательских проектов в области теории звукозаписи, звукоусиления и акустики, осуществлять экспертную оценку фонограмм, звуковых дорожек в аудиовизуальных искусствах, звука в концертном звукоусилении (ПК-24);
-способностью представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей (ПК-25);

организационно-управленческая деятельность:
-готовностью осуществлять функции специалиста, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных и муниципальных органах, осуществляющих государственное управление в сфере культуры, творческих союзах и обществах (ПК-26);
-готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах (ПК-27);

культурно-просветительская деятельность:
-способностью принимать участие в профессионально-общественной деятельности и работе творческих организаций и объединений (ПК-28);
-готовностью осуществлять связь со средствами массовой информации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений в области искусства и культуры (ПК-29);
-готовностью применять полученные знания, навыки при подготовке творческих проектов (ПК-30);
-готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в культурно-просветительской деятельности (ПК-31);
-готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ПК-32).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;
-основы режиссуры и актерского мастерства;
-теорию и практику музыкального и шумового оформления постановок;
-параметры и технические характеристики современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры;
-технологию звукозаписи и звуковоспроизведения;
-основы акустики;
-акустические возможности театральных и концертных залов, цирков;
-историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового искусства и литературы;
-основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права;
-правила внутреннего трудового распорядка;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Участвует в подготовке новых и возобновляемых постановок, под руководством режиссера-постановщика и музыкального руководителя создает с использованием технических средств звуковой образ спектакля (номера, представления). В сотрудничестве с режиссером-постановщиком и музыкальным руководителем участвует в подготовительном периоде создания спектакля (номера представления), подбирая необходимые фонограммы или организуя их запись.

Участвует в обеспечении фонограммами репетиционного процесса.

Осуществляет контроль за качеством звучания фонограмм в спектаклях (концертах, представлениях) текущего репертуара. В порядке, установленном в организации исполнительских искусств, дежурит на спектаклях (концертах, представлениях). Принимает непосредственное участие в подготовке мероприятий по повышению профессионального мастерства работников радиоцеха организации исполнительских искусств, в работе по пропаганде исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.

Осуществляет профилактику и текущий ремонт звукозаписывающего и звукоусилительного оборудования.


Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способностью использовать основы гуманитарных и социально-экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);
-способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-8).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.
-Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
- Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 3 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Формы представления звуковых и музыкальных объектов 22 5 16 1 Тест
2 Модуль 2. Синтез и физиология звука 17 4 12 1 Тест
3 Модуль 3. Основы музыкальной теории 19 4 14 1 Тест
4 Модуль 4. Музыкальная звукозапись 21 5 15 1 Тест
5 Модуль 5. Общие концепции мультимедиа как аудиовизуального творчества 27 6 20 1 Тест
6 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 108


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Формы представления звуковых и музыкальных объектов 22 6663
+1ПА
2 Модуль 2. Синтез и физиология звука 17 2662
+1ПА
3 Модуль 3. Основы музыкальной теории 19 3663
+1ПА
4 Модуль 4. Музыкальная звукозапись 21 26661ПА
5 Модуль 5. Общие концепции мультимедиа как аудиовизуального творчества 27 56663
+1ПА
6 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 108

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 18 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Формы представления звуковых и музыкальных объектов
Анализ процесса оцифровки зависимости интенсивности звукового сигнала от времени. Характеристика технологии создания музыкальных звуков в современных электромузыкальных цифровых синтезаторах. Изучение основных звуковых форматов, способов обработки звука. Цифровое представление звуковых сигналов. Устройства вывода звуковой информации: колонки, динамик и наушники. Устройства ввода звуковой информации. Частота и интенсивность звука. Амплитуда звуковых колебаний, мощность источника звука, диапазон колебаний.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Бунькова А.Д., Мещеряков С.Н. Б 91 Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры: монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. 174 с.



Модуль 2. Синтез и физиология звука
Исследование остроты слуха у детей и взрослых. Функция слухового анализатора. Критерии частоты и силы (громкости) тонов. Периферический отдел слуховой сенсорной системы человека. Звукопроведение, звуковосприятие, слуховая чувствительность и адаптация. Физиологические основы слуха. Электрические явления в улитке, активность путей и центров слуховой системы. Анализ частоты звука (высоты тона). Слуховые ощущения и тональность (частота) звука. Факторы, определяющие чувствительность слуха.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных школ и училищ, Москва "Кифара", 1996, 208 с. С11 ББК 85.90



Модуль 3. Основы музыкальной теории
Музыкальное воспитание как специфическая педагогическая деятельность: структура и движущие силы. Принципы и этапы процесса музыкального воспитания личности, его закономерности и эффективность. Успех музыкально-воспитательной работы, ее формы и методы. Структура и движущие силы процесса музыкального воспитания. Формы организации музыкального воспитания. Средства музыкального воспитания, реализуемые в процессе изучения учебных предметов музыкального цикла.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. -1986.—133 с.



Модуль 4. Музыкальная звукозапись
Анализ основных аспектов записи звука. Рекомендуемые параметры для оптимальной работы со звуком, необходимое оборудование. Эффекты, которые помогают провести его обработку. Обзор семейства программ обработки, основные алгоритмы звукового преобразования. Развитие носителей информации. Звукозапись и процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения. Музыкальные механические инструменты. Первый двухдорожечный магнитофон. Звук и основные стандарты его записи.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Д. Гибсон Искусство сведения Технический редактор – Г.Петерсен Визуальное руководство по звукозаписи и продюссированию - 162 с.



Модуль 5. Общие концепции мультимедиа как аудиовизуального творчества
Аудиовизуальное творчество как основа экранной культуры. Синтетическая природа аудиовизуального творчества. Социальные функции аудиовизуальных искусств. Технический прогресс и его влияние на аудиовизуальное творчество. Фотография. Кино. Телевидение. Мультимедийные формы творчества. Виды и жанры аудиовизуальных искусств. Кинодокументалистика и ее жанры. Жанровая структура игрового фильма. Жанры анимации (мультипликации). Научно-популярный (учебный) фильм и его жанры. Телефильм и телесериал. Художественная фотография и ее жанры. Жанры аудиовизуальной рекламы. Особенности видеоклипа.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: учеб. пособие : самост. учеб. электрон. изд. / Ю. А. Жук ; Сыкт. лесн. ин-т. – Электрон. дан. – Сыктывкар : СЛИ, 2012.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Формы представления звуковых и музыкальных объектов
1. Психология творчества как самостоятельная дисциплина возникает:
a) в середине ХIХ века;
б) на рубеже ХIХ – ХХ веков;
в) в 20-х годах ХIХ века.


2. Психология творчества - это:
a) часть психологии искусства;
б) философская дисциплина;
в) межпредметная область знаний.


3. Техническая эстетика - это:
a) совокупность нормативных требований, часть ГОСТа
б) эстетическая составляющая проектирования.
в) часть психологии творчества;


4. Творчество – это:
a) профессиональное занятие;
б) продуктивное отношение человека к миру и к себе.
в) нарушение привычных норм и стереотипов;


5. Катарсис – это:
a) специфическое переживание древних греков в связи с греческими мистериями.
б) ажитация при восприятии остросюжетных произведений искусства;
в) глубинное душевное очищение;


6. «Творческий тип» человека:
a) возникает в эпоху развития капиталистических отношений;
б) вечен и неизменен;
в) историчен и соответствует историческим эпохам


7. Шедевр - это
a) социально одобренное творческое произведение;
б) идеальный продукт, к которому стремится любое творчество;
в) историческая форма продуктов художественного творчества.


8. Дивергентное мышление – это:
a) творческое мышление;
б) логическое мышление;
в) оба ответа верны




Перечень тестов. Модуль 2. Синтез и физиология звука
1. Обучение детей игре на примарных инструментах развивает такое качество, как:
a) абсолютный слух
б) тембровый слух
в) ритмичность
г) отзывчивость

2. Инновация, конкретизирующая отдельные теоретические положения, которые касаются обучения или воспитания, относится к уровню:
a) преобразования
б) вариативности
в) дополнения
г) конкретизации

3. «Стандарт» в переводе с латинского означает:
a) содержание учебного процесса
б) метод
в) способ достижения цели
г) образец, норма, мерило

4. Кто из ученых был основоположником теории формального образования?
a) Д. Д. Зуев
б) И. Я. Лернер
в) В. А. Сухомлинский
г) Я. А. Коменский

5. Педагогическая инновация - это:
a) изменения в технологии воспитания
б) изменения в технологии обучения
в) нововведения в педагогическую деятельность
г) все варианты ответов правильные

6. Образовательное учреждение, основанное на педагогической идее автора или группы авторов, называется:
a) гимназией
б) общеобразовательной школой
в) инновационной школой
г) авторской школой

7. Какой принцип обучения выражается в привлечении органов чувств к восприятию учебного материала?
a) наглядности
б) восприятия действительности
в) доступности
г) послушности

8. В современном музыкальном образовании традицию следует понимать как
a) качество совершенства
б) способ легитимизации нормы путем отнесения с прошлым
в) ценность для конкретно-социально-определенного человека
г) закономерность художественно-эстетического сознания



Перечень тестов. Модуль 3. Основы музыкальной теории
1. Сколько обращений имеет септаккорд?
a) 3
б) 2
в) 4
г) 1

2. Устойчивыми являются интервалы, образующиеся из звуков:
a) входящих в субдоминантовое трезвучие
б) входящих в доминантовое трезвучие
в) окружающих тоническое трезвучие
г) входящих в тоническое трезвучие

3. Диатонический тетрахорд с малой секундой вверху называется:
a) дорийским
б) ионийским
в) фригийским
г) миксолидийским

4. Параллельная минорная тональность отстоит от мажорной:
a) на кварту вниз
б) на терцию вверх
в) на терцию вниз
г) на кварту вверх

5. Акцент в музыкальном произведении - это:
a) выделение звука за счет большей громкости
б) уменьшение громкости отдельного звука
в) уменьшение длительности отдельного звука
г) увеличение длительности отдельного звука

6. Темп произведения указывается:
a) в начале произведения на нотной строчке
б) в начале произведения числовым обозначением
в) в начале произведения над нотной строчкой
г) в начале произведения под нотной строчкой

7. Вторым обращением септаккорда является:
a) терцквартаккорд
б) секундаккорд
в) квинтсекстаккорд
г) нонаккорд

8. Буквенной системой тональность ля-минор обозначается:
a) b-moll
б) la-minor
в) c-minor
г) a-moll



Перечень тестов. Модуль 4. Музыкальная звукозапись
1. Музыку сочиняет?
a) Писатель
б) Композитор
в) Певец


2. Значок, с помощью которого записывают музыку
a) нота
б) рондо
в) романс


3. Песня – это
a) Литературное произведение
б) Музыкальное произведение со словами или без слов
в) Литературное произведение под музыкальное сопровождение


4. Народная песня – это песня, которую:
a) сочинил народ
б) сочинил композитор
в) сочинила нация в прошлых веках


5. Песня в опере называется:
a) Романс
б) Кант
в) Ария


6. Где звучит ария?
a) В опере
б) В балете
в) В романсе


7. Струнно-смычковый инструмент
a) Аккордеон
б) Контрабас
в) Флейта


8. Оперу «Иван Сусанин» написал
a) Л.Бетховен
б) М.Глинка
в) Ф.Шопен




Перечень тестов. Модуль 5. Общие концепции мультимедиа как аудиовизуального творчества
1. Как называют человека, который сочиняет музыку?
a) композитор
б) слушатель
в) исполнитель
г) писатель

2. Что такое опера?
a) музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют и поют в сопровождении оркестра
б) музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра
в) музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют под музыку
г) музыкальный спектакль, в котором все герои поют под музыку

3. Кто руководит оркестром?
a) исполнитель
б) композитор
в) дирижер
г) никто

4. Какое произведение не является русской народной песней?
a) Калинка
б) Во поле береза стояла
в) Разноцветная игра
г) нет верного ответа

5. Что такое мажор?
a) лад музыки грустный, печальный
б) название песни
в) лад музыки веселый, яркий
г) название мелодии

6. Что такое набат?
a) название музыкального произведения
б) лад музыки
в) название колокольного звона
г) нет верного ответа

7. Какого героя нет в симфонической сказке С. С. Прокофьева « Петя и волк»?
a) собака
б) утка
в) дедушка
г) нет правильного ответа

8. Какой инструмент озвучивает волка в симфонической сказке С. С. Прокофьева « Петя и волк»?
a) скрипка
б) валторна
в) туба
г) рояль



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Как называют человека, который сочиняет музыку?
a) композитор
б) слушатель
в) исполнитель
г) писатель

2. Что такое опера?
a) музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют и поют в сопровождении оркестра
б) музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра
в) музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют под музыку
г) музыкальный спектакль, в котором все герои поют под музыку

3. Кто руководит оркестром?
a) исполнитель
б) композитор
в) дирижер
г) никто

4. Какое произведение не является русской народной песней?
a) Калинка
б) Во поле береза стояла
в) Разноцветная игра
г) нет верного ответа

5. Психология творчества как самостоятельная дисциплина возникает:
a) в середине ХIХ века;
б) на рубеже ХIХ – ХХ веков;
в) в 20-х годах ХIХ века.


6. Психология творчества - это:
a) часть психологии искусства;
б) философская дисциплина;
в) межпредметная область знаний.


7. Техническая эстетика - это:
a) совокупность нормативных требований, часть ГОСТа
б) эстетическая составляющая проектирования.
в) часть психологии творчества;


8. Творчество – это:
a) профессиональное занятие;
б) продуктивное отношение человека к миру и к себе.
в) нарушение привычных норм и стереотипов;


9. Сколько обращений имеет септаккорд?
a) 3
б) 2
в) 4
г) 1

10. Устойчивыми являются интервалы, образующиеся из звуков:
a) входящих в субдоминантовое трезвучие
б) входящих в доминантовое трезвучие
в) окружающих тоническое трезвучие
г) входящих в тоническое трезвучие

11. Диатонический тетрахорд с малой секундой вверху называется:
a) дорийским
б) ионийским
в) фригийским
г) миксолидийским

12. Параллельная минорная тональность отстоит от мажорной:
a) на кварту вниз
б) на терцию вверх
в) на терцию вниз
г) на кварту вверх

13. Обучение детей игре на примарных инструментах развивает такое качество, как:
a) абсолютный слух
б) тембровый слух
в) ритмичность
г) отзывчивость

14. Инновация, конкретизирующая отдельные теоретические положения, которые касаются обучения или воспитания, относится к уровню:
a) преобразования
б) вариативности
в) дополнения
г) конкретизации

15. «Стандарт» в переводе с латинского означает:
a) содержание учебного процесса
б) метод
в) способ достижения цели
г) образец, норма, мерило

16. Кто из ученых был основоположником теории формального образования?
a) Д. Д. Зуев
б) И. Я. Лернер
в) В. А. Сухомлинский
г) Я. А. Коменский

17. Музыку сочиняет?
a) Писатель
б) Композитор
в) Певец


18. Значок, с помощью которого записывают музыку
a) нота
б) рондо
в) романс


19. Песня – это
a) Литературное произведение
б) Музыкальное произведение со словами или без слов
в) Литературное произведение под музыкальное сопровождение


20. Народная песня – это песня, которую:
a) сочинил народ
б) сочинил композитор
в) сочинила нация в прошлых веках




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Самостоятельная учебная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Для преподавательской деятельности профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации программы, предоставляется необходимое оборудование для проведения лекционной работы, практических (в том числе в виде презентаций, тестирования и т.п.) занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.
Информационное обеспечение учебного процесса определяется возможностью свободного доступа обучающихся к сети Интернет, к правовым базам данных «Консультант-плюс», «Гарант».
Библиотечный фонд института укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла, изданными за последние 5-10 лет.
а) материально-технической база, включает в себя аудиторию, оргтехнику, персональные компьютеры, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой программы.
б) при изучении курса слушатели обеспечиваются учебными пособиями;


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме. По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


Е.А. Иванов, старший научный сотрудник, заведующий отделом Красноярского научно-исследовательского института.
Е.В. Клапова, педагог, МБОУ СОШ №12 г. Абакана
Д.Н. Сергоманов, директор, ООО Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки.

9. Рекомендуемая литература

- Бунькова А.Д., Мещеряков С.Н. Б 91 Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры: монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. 174 с.
- Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных школ и училищ, Москва "Кифара", 1996, 208 с. С11 ББК 85.90
- МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: учеб. пособие : самост. учеб. электрон. изд. / Ю. А. Жук ; Сыкт. лесн. ин-т. – Электрон. дан. – Сыктывкар : СЛИ, 2012.
- Д. Гибсон Искусство сведения Технический редактор – Г.Петерсен Визуальное руководство по звукозаписи и продюссированию - 162 с.
- Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. -1986.—133 с.