888,7,688 ПК - 36 часов. Проектирование и строительство объектов нефтегазовой отрасли Институт РОПКиП PO-2856
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Проектирование и строительство объектов нефтегазовой отрасли»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Проектирование и строительство объектов нефтегазовой отрасли» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 21.03.01 Нефтегазовое дело, Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 226.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов в области проектирования и строительства объектов нефтегазовой отрасли в соответствии с современными требованиями и стандартами.
Результатом прохождения программы повышения квалификации будет повышение уровня профессиональной квалификации и компетентности специалистов в области проектирования и строительства объектов нефтегазовой отрасли, что позволит повысить качество и эффективность работ на объектах данной отрасли.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-научно-исследовательский;

-проектный;

-организационно-управленческий;

-технологический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) научно-исследовательский

сбор данных о существующих типах и марках материалов, их структуре и свойствах применительно к решению поставленных задач с использованием баз данных и литературных источников;
участие в работе группы специалистов при выполнении экспериментов и обработке их результатов по созданию, исследованию и выбору материалов, оценке их технологических и служебных качеств путем комплексного анализа их структуры и свойств, физико-механических, коррозионных и других испытаний;
сбор научно-технической информации по тематике экспериментов для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, участие в составлении отчетов по выполненному заданию;
работа с нормативно-технической документации в системе сертификации материалов и изделий, технологических процессов их получения и обработки, отчетной документации, записями и протоколами хода и результатов эксперимента, документацией по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности; участие в работе группы специалистов при разработке технических процессов производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий, систем управления технологическими процессами;
ведение делопроизводства, оформление проектной и рабочей технической документации, составление актов записей и протоколов на производственных участках;
выполнение требований нормативной документации при разработке проектной и технической документации;

анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, нефтепродуктов и сжиженных газов, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море;
проводить регламентированные методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и море;
выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчетную документацию;

2) проектный

собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и море;
выполнять с помощью прикладных программных продуктов расчеты по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и море;
составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;
участвовать в составлении проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве.

3) организационно-управленческий

планировать, организовывать и управлять работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, сооружение, ремонт и реконструкцию объектов добычи, транспорта, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и на море;
документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
анализировать деятельность первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
разрабатывать оперативный план работы первичных производственных подразделений;
осуществлять размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организацию рабочих мест, расчет производственных мощностей загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
осуществлять оперативный контроль технического состояния технологического оборудования, машин и механизмов, используемых при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море;
участвовать в работе системы менеджмента качества на предприятии;
участвовать в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и установленной отчетности по утвержденным формам;

4) технологический

осуществлять и корректировать технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
вести технологические процессы эксплуатации и осуществлять технологическое обслуживание оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море;
осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции;
осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов;
осуществлять технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа;
осуществлять и корректировать технологические процессы при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море;
эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать технологическое оборудование, машины и механизмы, используемые при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море;
осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере научных исследований);

19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сферах: обеспечения выполнения работ по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации нефтегазового оборудования; выполнения работ по проектированию, контролю безопасности и управлению работами при бурении скважин; организации работ по геонавигационному сопровождению бурения нефтяных и газовых скважин, ремонту и восстановлению скважин; оперативного сопровождения технологического процесса добычи нефти, газа и газового конденсата; организации ведения технологических процессов и выполнения работ по эксплуатации оборудования подземного хранения газа; технологического сопровождения потоков углеводородного сырья и режимов работы технологических объектов нефтегазовой отрасли; выполнения комплекса работ по геолого-промысловым исследованиям скважин подземных хранилищ газа; обеспечения контроля и технического обслуживания линейной части магистральных газопроводов; выполнения работ по эксплуатации газотранспортного оборудования; обеспечения эксплуатации газораспределительных станций; организации работ по диагностике газотранспортного оборудования; разработки технической и технологической документации при выполнении аварийно-восстановительных и ремонтных работ на объектах газовой отрасли; организации работ по защите от коррозии внутренних поверхностей оборудования нефтегазового комплекса; эксплуатации объектов приема, хранения и отгрузки нефти и нефтепродуктов);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах определения качества продукции и компьютерного проектирования технологических процессов).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

основные типы современных конструкционных и функциональных неорганических (металлических и неметаллических) и органических (полимерных и углеродных) материалов, композитов и гибридных материалов. сверхтвердых материалов, интеллектуальных и наноматериалов, пленок и покрытий;

методы и средства испытаний и диагностики, исследований и контроля качества материалов, пленок и покрытий, полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий, все виды исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры, компьютерное программное обеспечение для обработки результатов анализа полученных данных, моделирования поведения материалов, оценки и прогнозирования их эксплуатационных характеристик;

технологические процессы производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий; оборудование, технологическая оснастка и приспособления;

системы управления технологическими процессами;

нормативно-техническая документация и системы сертификации материалов и изделий, технологических процессов их получения и обработки; отчетная документация, записи и протоколы хода и результатов экспериментов, документация по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности.

государственные и частные организации, занимающиеся процессами разведки, добычи углеводородов;

строительства, восстановления и реконструкции скважин на суше и море; переработки, хранения и транспортировки углеводородов;

иностранные компании нефтегазового профиля;

научно-исследовательские и проектные организации и учреждения.

19.061 Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Организация СРиКР(В)
Разработка планов СРиКР(В)A/01.6-Сбор и анализ дефектных ведомостей, технических заданий, технических требований и перечней объектов, подлежащих строительству, реконструкции, капитальному ремонту (восстановлению), консервации и ликвидации.
- Разработка сводных и пообъектных планов СРиКР(В).
- Формирование планов по техническому диагностированию объектов.
- Разработка планов конкурентных закупок в целях выполнения СРиКР(В).
- Контроль формирования перечней и спецификаций на оборудование и материалы для составления графиков поставки оборудования и материалов заказчика.
- Разработка комплексных и перспективных планов по объектам реконструкции и строительства.
- Согласование комплексных и перспективных планов по объектам капитального ремонта (восстановления).
- Контроль согласования инвестором планов реконструкции и строительства объектов.
- Координация деятельности по подготовке, согласованию полного пакета документов и защите проектов планов капитального ремонта (восстановления) объектов в установленном порядке.
- Контроль наличия обосновывающих документов, в том числе заключений, экспертиз, разрешений, для включения объекта в проект плана СРиКР(В).
- Анализ исполнения планов в области СРиКР(В).
- Корректировка планов в соответствии с ходом выполнения работ по СРиКР(В)
Формирование отчетности по СРиКР(В)A/06.6-Сбор, учет и хранение оперативной и статистической информации о выполнении работ по СРиКР(В).
- Формирование отчетности в области технического диагностирования объектов.
- Учет принятых работ и законченных объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта (восстановления).
- Разработка типовых форм отчетности по СРиКР(В).
- Подготовка оперативной и статистической информации о выполнении работ по СРиКР(В) для сдачи в архив.
- Координация деятельности по представлению функциональными подразделениями организации и подрядчиками информации, необходимой для формирования типовой отчетности по СРиКР(В).
- Обработка и анализ информации, необходимой для формирования типовой отчетности по СРиКР(В).
- Подготовка и представление в соответствующие подразделения организации, инвестору и в государственные надзорные органы отчетности об организации СРиКР(В).
- Контроль согласования инвестором отчетной документации о приемке работ, услуг и объектов
Обобщенные трудовые функции: Руководство организацией СРиКР(В)
Руководство персоналом подразделения по организации СРиКР(В)B/02.7-Планирование деятельности подчиненного подразделения с учетом рационального распределения работ и обеспечения полной загрузки персонала.
- Руководство работниками подчиненного подразделения.
- Анализ использования рабочего времени подчиненным персоналом.
- Контроль соблюдения персоналом подразделения по организации СРиКР(В) исполнительской и трудовой дисциплины.
- Определение совместно с функциональными подразделениями организации оптимальной штатной численности подразделения по организации СРиКР(В).
- Разработка должностных инструкций на рабочие места подразделения по организации СРиКР(В).
- Составление заявок на обучение подчиненного персонала.
- Подготовка предложений о поощрении работников, наложении дисциплинарных взысканий.
- Контроль периодичности обязательного обучения подчиненного персонала.
- Обеспечение безопасных условий труда персонала подразделения по организации СРиКР(В).
- Проведение совместно с функциональными подразделениями организации мероприятий по подбору, оценке и развитию персонала подразделения
Обобщенные трудовые функции: Определение политики организации нефтегазовой отрасли в области СРиКР(В)
Управление процессом организации СРиКР(В) организации нефтегазовой отраслиC/01.8-Анализ эффективности деятельности организации в области СРиКР(В).
- Подготовка сводной потребности организации в расходах на выполнение работ по СРиКР(В).
- Разработка, организация согласования и утверждения в установленном порядке годового плана финансирования работ по СРиКР(В).
- Планирование работ по диагностическому обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (ДТОиР) объектов организации.
- Планирование работ по капитальному строительству, вводу мощностей объектов организации.
- Руководство сбором и анализом оперативной информации о ходе подготовки и проведения работ по СРиКР(В).
- Контроль сроков поставок материально-технических ресурсов для проведения работ по СРиКР(В) организации.
- Организация аттестации технологий в области СРиКР(В).
- Организация проведения проверок готовности подрядных организаций к выполнению работ по СРиКР(В).
- Контроль хода проведения работ по СРиКР(В) организации.
- Контроль расходования средств на проведение работ по СРиКР(В) организации.
- Контроль соблюдения проектных решений, сроков и установленных требований, в том числе по качеству работ, соответствию стоимости работ по СРиКР(В) организации утвержденным в установленном порядке проектам и сметам.
- Организация работы по подготовке и оформлению пакета первичных учетных документов по вводу объектов в эксплуатацию в соответствии с планами организации.
- Организация ввода в эксплуатацию завершенных объектов строительства организации.
- Организация работы и контроль выполнения пусконаладочных работ под нагрузкой на объектах организации.
- Контроль оформления разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере строительства, в том числе разрешений на строительство, заключений о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, разрешений на водопользование.
- Организация работы комиссий по приемке на баланс организации объектов, строительство которых завершено.
- Руководство формированием и направлением статистической и отчетной документации, связанной с использованием организацией природных объектов, в органы государственного надзора (контроля).
- Оценка технической готовности потенциальных подрядчиков к выполнению работ и услуг по эксплуатационному бурению, строительно-монтажных, сервисных и пусконаладочных работ до проведения конкурентных закупок.
- Согласование сводных предложений по перечню конкурентных закупок на выполнение работ по СРиКР(В).
- Управление мониторингом конкурентных закупок на выполнение работ (услуг), на поставку материально-технических ресурсов в области СРиКР(В).
- Руководство ведением реестра подрядных организаций, допущенных к выполнению работ (услуг) в области СРиКР(В).
- Организация заключения и расторжения в установленном порядке договоров в области СРиКР(В) организации.
- Организация контроля исполнения подрядными организациями предписаний федеральных надзорных органов в области промышленной безопасности при выполнении работ по СРиКР(В).
- Организация инспекционных проверок строительства объектов капитального строительства организации.
- Проведение выборочного контроля исполнения подрядными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного надзора, требований строительного контроля, относящихся к вопросам качества выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, исполнения природоохранных мероприятий

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли. Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов. Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности. Программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере научных исследований);
научно-исследовательскийсбор данных о существующих типах и марках материалов, их структуре и свойствах применительно к решению поставленных задач с использованием баз данных и литературных источников; участие в работе группы специалистов при выполнении экспериментов и обработке их результатов по созданию, исследованию и выбору материалов, оценке их технологических и служебных качеств путем комплексного анализа их структуры и свойств, физико-механических, коррозионных и других испытаний; сбор научно-технической информации по тематике экспериментов для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, участие в составлении отчетов по выполненному заданию; работа с нормативно-технической документации в системе сертификации материалов и изделий, технологических процессов их получения и обработки, отчетной документации, записями и протоколами хода и результатов эксперимента, документацией по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности; участие в работе группы специалистов при разработке технических процессов производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий, систем управления технологическими процессами; ведение делопроизводства, оформление проектной и рабочей технической документации, составление актов записей и протоколов на производственных участках; выполнение требований нормативной документации при разработке проектной и технической документации;-основные типы современных конструкционных и функциональных неорганических (металлических и неметаллических) и органических (полимерных и углеродных) материалов, композитов и гибридных материалов. сверхтвердых материалов, интеллектуальных и наноматериалов, пленок и покрытий;.
- методы и средства испытаний и диагностики, исследований и контроля качества материалов, пленок и покрытий, полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий, все виды исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры, компьютерное программное обеспечение для обработки результатов анализа полученных данных, моделирования поведения материалов, оценки и прогнозирования их эксплуатационных характеристик;.
- технологические процессы производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий; оборудование, технологическая оснастка и приспособления;.
- системы управления технологическими процессами;.
- нормативно-техническая документация и системы сертификации материалов и изделий, технологических процессов их получения и обработки; отчетная документация, записи и протоколы хода и результатов экспериментов, документация по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сферах: обеспечения выполнения работ по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации нефтегазового оборудования; выполнения работ по проектированию, контролю безопасности и управлению работами при бурении скважин; организации работ по геонавигационному сопровождению бурения нефтяных и газовых скважин, ремонту и восстановлению скважин; оперативного сопровождения технологического процесса добычи нефти, газа и газового конденсата; организации ведения технологических процессов и выполнения работ по эксплуатации оборудования подземного хранения газа; технологического сопровождения потоков углеводородного сырья и режимов работы технологических объектов нефтегазовой отрасли; выполнения комплекса работ по геолого-промысловым исследованиям скважин подземных хранилищ газа; обеспечения контроля и технического обслуживания линейной части магистральных газопроводов; выполнения работ по эксплуатации газотранспортного оборудования; обеспечения эксплуатации газораспределительных станций; организации работ по диагностике газотранспортного оборудования; разработки технической и технологической документации при выполнении аварийно-восстановительных и ремонтных работ на объектах газовой отрасли; организации работ по защите от коррозии внутренних поверхностей оборудования нефтегазового комплекса; эксплуатации объектов приема, хранения и отгрузки нефти и нефтепродуктов);
технологическийосуществлять и корректировать технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море; вести технологические процессы эксплуатации и осуществлять технологическое обслуживание оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море; осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции; эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции; осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов; осуществлять технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа; эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа; осуществлять и корректировать технологические процессы при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать технологическое оборудование, машины и механизмы, используемые при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;-государственные и частные организации, занимающиеся процессами разведки, добычи углеводородов; .
- строительства, восстановления и реконструкции скважин на суше и море; переработки, хранения и транспортировки углеводородов;.
- иностранные компании нефтегазового профиля;.
- научно-исследовательские и проектные организации и учреждения.
организационно-управленческийпланировать, организовывать и управлять работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, сооружение, ремонт и реконструкцию объектов добычи, транспорта, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и на море; документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов; анализировать деятельность первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов; контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; разрабатывать оперативный план работы первичных производственных подразделений; осуществлять размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организацию рабочих мест, расчет производственных мощностей загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам; осуществлять оперативный контроль технического состояния технологического оборудования, машин и механизмов, используемых при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; участвовать в работе системы менеджмента качества на предприятии; участвовать в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и установленной отчетности по утвержденным формам;-государственные и частные организации, занимающиеся процессами разведки, добычи углеводородов; .
- строительства, восстановления и реконструкции скважин на суше и море; переработки, хранения и транспортировки углеводородов;.
- иностранные компании нефтегазового профиля;.
- научно-исследовательские и проектные организации и учреждения.
научно-исследовательскийанализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, нефтепродуктов и сжиженных газов, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; проводить регламентированные методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и море; выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчетную документацию;-государственные и частные организации, занимающиеся процессами разведки, добычи углеводородов; .
- строительства, восстановления и реконструкции скважин на суше и море; переработки, хранения и транспортировки углеводородов;.
- иностранные компании нефтегазового профиля;.
- научно-исследовательские и проектные организации и учреждения.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах определения качества продукции и компьютерного проектирования технологических процессов).
проектныйсобирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и море; выполнять с помощью прикладных программных продуктов расчеты по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов на суше и море; составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы; участвовать в составлении проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве.-государственные и частные организации, занимающиеся процессами разведки, добычи углеводородов; .
- строительства, восстановления и реконструкции скважин на суше и море; переработки, хранения и транспортировки углеводородов;.
- иностранные компании нефтегазового профиля;.
- научно-исследовательские и проектные организации и учреждения.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Когнитивное управление
Способен участвовать в управлении профессиональной деятельностью, используя знания в области проектного менеджментаСпособен участвовать в управлении профессиональной деятельностью, используя знания в области проектного менеджмента.
Использование возможности выполнения основных обязанностей с элементами предпринимательства и осуществления предпринимательской деятельности на вверенном
объекте и ее законодательное регулирование.
Знать:
- виды затрат, формируемые отраслевым предприятием;
- основные экономические ограничения осуществления предпринимательской деятельности в отраслевой сфере.
Уметь:
- рассчитывать, собирать и анализировать затраты;
- учитывать экономические ограничения при решении задач предпринимательской деятельности.
Владеть:
- современными методами анализа экономической эффективности инновационных бизнес-проектов;
- навыками формирования бизнес-плана и отдельных его элементов.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Принятие решений
Способен принимать обоснованные технические решения в профессиональной деятельности, выбирать эффективные и безопасные технические средства и технологииАнализ термодинамических характеристик химико-технологического процесса.
Определение области протекания химико-технологического процесса.
Анализ кинетических характеристик химико-технологического процесса.
Знать:
- основные термодинамические характеристики химико-технологического процесса;
- критерии определения области протекания химико-технологического процесса;
- перечень вариабельных кинетических характеристик химико-технологического процесса.
Уметь:
- рассчитывать термодинамическую константу равновесия;
- идентифицировать область протекания химико технологического процесса;
- определять значения кинетических характеристик по результатам эксперимента.
Владеть:
- навыками расчёта равновесного состава реакционной смеси;
- навыками достижения требуемой области протекания химико-технологического процесса;
- навыками анализа кинетических характеристик химико-технологического процесса.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: технологический
Задача профессиональной деятельности: осуществлять и корректировать технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море; вести технологические процессы эксплуатации и осуществлять технологическое обслуживание оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море; осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции; эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции; осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов; осуществлять технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа; эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа; осуществлять и корректировать технологические процессы при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать технологическое оборудование, машины и механизмы, используемые при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
Объект или область знания: государственные и частные организации, занимающиеся процессами разведки, добычи углеводородов; строительства, восстановления и реконструкции скважин на суше и море; переработки, хранения и транспортировки углеводородов; иностранные компании нефтегазового профиля; научно-исследовательские и проектные организации и учреждения.
ПК-1 Способность осуществлять и корректировать технологические процессы нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельностиПрименяет знания основных производственных процессов, представляющих единую цепочку нефтегазовых технологий, умеет в сочетании с сервисными компаниями и специалистами технических служб корректировать технологические процессы с учетом реальной ситуации, владеет навыками руководства производственными процессами с применением современного оборудования и материалов.Знать:
как осуществлять и корректировать технологические процессы нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
Уметь:
осуществлять и корректировать технологические процессы нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
19.061 Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли
ПК-2 Способность проводить работы по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации технологического оборудования в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельностиПрименяет знания назначения, правил эксплуатации и ремонта нефтегазового оборудования.
Принципов организации и технологии ремонтных работ, методы монтажа, регулировки и наладки оборудования.
Умеет анализировать параметры работы технологического оборудования.
Разрабатывать и планировать внедрение нового оборудования.
Владеет методами диагностики и технического обслуживания технологического оборудования (наружный и внутренний осмотр) в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны труда.
Знать:
как проводить работы по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации технологического оборудования в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
Уметь:
проводить работы по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации технологического оборудования в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности
19.061 Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли
ПК-3 Способность выполнять работы по контролю безопасности работ при проведении технологических процессов нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.Знает правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, в том числе при возникновении нештатных и аварийных ситуаций.
Умеет организовывать работу по предупреждению и ликвидации аварийных и нештатных ситуаций с привлечением сервисных компаний, оценивать риски.
Владеет навыками осуществления технического контроля состояния и работоспособности технологического оборудования.
Знать:
как выполнять работы по контролю безопасности работ при проведении технологических процессов нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
Уметь:
выполнять работы по контролю безопасности работ при проведении технологических процессов нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
19.061 Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основы программных требований. Методы и средства управления требованиями 6.0 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Методы и средства конструирования 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Тестирование программного обеспечения. Методы и средств тестирования 4.0 2.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Управление программной инженерией (SWEBOK). Методы и инструменты управления 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Качество программной продукции. Методы и инструменты управления качеством программного обеспечения 6.0 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Командный метод разработки программ. Методы и инструменты 9.0 5.0 0.0 0.0 0.0 4.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 36 21 0 0 0 14 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
6/36 0 6/36 36 21 0.0 14.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
Основы программных требований. Методы и средства управления требованиями 6.0 6
Методы и средства конструирования 5.0 5.0
Тестирование программного обеспечения. Методы и средств тестирования 4.0 13
Управление программной инженерией (SWEBOK). Методы и инструменты управления 5.0 32
Качество программной продукции. Методы и инструменты управления качеством программного обеспечения 6.0 42
Командный метод разработки программ. Методы и инструменты 9.0 45
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 36 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Внутренние инженерные системы и оборудование»

10.1. Цель дисциплины состоит в обучении участников эффективной работе с внутренними инженерными системами и оборудованием в различных объектах, таких как здания, сооружения, предприятия и другие. Основной целью является приобретение профессиональных знаний и навыков по проектированию, монтажу, эксплуатации и обслуживанию внутренних инженерных систем.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных видов внутренних инженерных систем, таких как отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, водоснабжение, канализация, электроснабжение, их устройство и принцип работы.
- Познакомить с требованиями к проектированию внутренних инженерных систем с учетом нормативных и законодательных актов.
- Разработка навыков анализа и оптимизации работы внутренних инженерных систем с целью повышения эффективности и экономии ресурсов.
- Ознакомление с основными методами обслуживания и ремонта внутренних инженерных систем.
- Практические занятия с использованием современного оборудования и программного обеспечения для проектирования и анализа внутренних инженерных систем.
- Повышение квалификации участников в области применения современных технологий и решений в работе с внутренними инженерными системами.
- Развитие навыков командной работы и сотрудничества с другими специалистами, такими как архитекторы, строители и др., в рамках выполнения проектных работ с внутренними инженерными системами.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Когнитивное управление
Способен участвовать в управлении профессиональной деятельностью, используя знания в области проектного менеджментаСпособен участвовать в управлении профессиональной деятельностью, используя знания в области проектного менеджмента.
Использование возможности выполнения основных обязанностей с элементами предпринимательства и осуществления предпринимательской деятельности на вверенном
объекте и ее законодательное регулирование.
Знать:
- виды затрат, формируемые отраслевым предприятием;
- основные экономические ограничения осуществления предпринимательской деятельности в отраслевой сфере.
Уметь:
- рассчитывать, собирать и анализировать затраты;
- учитывать экономические ограничения при решении задач предпринимательской деятельности.
Владеть:
- современными методами анализа экономической эффективности инновационных бизнес-проектов;
- навыками формирования бизнес-плана и отдельных его элементов.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Принятие решений
Способен принимать обоснованные технические решения в профессиональной деятельности, выбирать эффективные и безопасные технические средства и технологииАнализ термодинамических характеристик химико-технологического процесса.
Определение области протекания химико-технологического процесса.
Анализ кинетических характеристик химико-технологического процесса.
Знать:
- основные термодинамические характеристики химико-технологического процесса;
- критерии определения области протекания химико-технологического процесса;
- перечень вариабельных кинетических характеристик химико-технологического процесса.
Уметь:
- рассчитывать термодинамическую константу равновесия;
- идентифицировать область протекания химико технологического процесса;
- определять значения кинетических характеристик по результатам эксперимента.
Владеть:
- навыками расчёта равновесного состава реакционной смеси;
- навыками достижения требуемой области протекания химико-технологического процесса;
- навыками анализа кинетических характеристик химико-технологического процесса.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: технологический
Задача профессиональной деятельности: осуществлять и корректировать технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море; вести технологические процессы эксплуатации и осуществлять технологическое обслуживание оборудования, используемого при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море; осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции; эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции; осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов; осуществлять технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа; эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа; осуществлять и корректировать технологические процессы при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать технологическое оборудование, машины и механизмы, используемые при сооружении, ремонте и реконструкции объектов добычи, транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа на суше и море; осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
Объект или область знания: государственные и частные организации, занимающиеся процессами разведки, добычи углеводородов; строительства, восстановления и реконструкции скважин на суше и море; переработки, хранения и транспортировки углеводородов; иностранные компании нефтегазового профиля; научно-исследовательские и проектные организации и учреждения.
ПК-1 Способность осуществлять и корректировать технологические процессы нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельностиПрименяет знания основных производственных процессов, представляющих единую цепочку нефтегазовых технологий, умеет в сочетании с сервисными компаниями и специалистами технических служб корректировать технологические процессы с учетом реальной ситуации, владеет навыками руководства производственными процессами с применением современного оборудования и материалов.Знать:
как осуществлять и корректировать технологические процессы нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
Уметь:
осуществлять и корректировать технологические процессы нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
19.061 Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли
ПК-2 Способность проводить работы по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации технологического оборудования в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельностиПрименяет знания назначения, правил эксплуатации и ремонта нефтегазового оборудования.
Принципов организации и технологии ремонтных работ, методы монтажа, регулировки и наладки оборудования.
Умеет анализировать параметры работы технологического оборудования.
Разрабатывать и планировать внедрение нового оборудования.
Владеет методами диагностики и технического обслуживания технологического оборудования (наружный и внутренний осмотр) в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны труда.
Знать:
как проводить работы по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации технологического оборудования в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
Уметь:
проводить работы по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации технологического оборудования в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности
19.061 Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли
ПК-3 Способность выполнять работы по контролю безопасности работ при проведении технологических процессов нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.Знает правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, в том числе при возникновении нештатных и аварийных ситуаций.
Умеет организовывать работу по предупреждению и ликвидации аварийных и нештатных ситуаций с привлечением сервисных компаний, оценивать риски.
Владеет навыками осуществления технического контроля состояния и работоспособности технологического оборудования.
Знать:
как выполнять работы по контролю безопасности работ при проведении технологических процессов нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
Уметь:
выполнять работы по контролю безопасности работ при проведении технологических процессов нефтегазового производства в соответствии с выбранной сферой профессиональной деятельности.
19.061 Специалист по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов нефтегазовой отрасли
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 21
лекции (Л) 21.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 14.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 35.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основы программных требований. Методы и средства управления требованиями Цели и задачи программной инженерии.
Понятие программного обеспечения.
Шесть принципов эффективного использования программного обеспечения.
Виды программного обеспечения: общесистемное, сетевое и прикладное.
Принципы построения программного обеспечения.
Типы программного обеспечения.
Проблемы современных проектов разработки ПО.
Причины неудач программных проектов.
Ошибки требований и стоимость переделок.
Основная фундаментальная идея программной инженерии.
Типы нефункциональных и эксплуатационных требований к программному обеспечению.
2. Методы и средства конструирования Ознакомление с принципами конструирования.
Определение условий технологичности изготовления и ремонта.
Рассмотрение основных этапов процесса конструирования.
Виды методов конструирования.
Виды средств конструирования.
Характеристика целей опытно-конструкторских работ.
Анализ автоматизированного проектирования.
.
3. Тестирование программного обеспечения. Методы и средств тестирования Различие между отладкой и тестированием программы, возможные ошибки и оценка правильности работы.
Средства и методики отладки, подходы к данному процессу.
Рекомендации по тестированию программ, анализ полноты проверки, определение необходимости повтора.
Отладка программ.
Ошибки в описании задач.
Ошибки в выборе алгоритма.
Ошибки, не обнаруживаемые компилятором.
Тестирование программ.
Технические требования к тестированию.
Методы тестирования.
Нисходящее тестирование.
Модифицированный нисходящий метод.
4. Управление программной инженерией (SWEBOK). Методы и инструменты управления Понятие производства программного обеспечения и принципы его разработки.
Основные направления интенсивного развития технологий программирования и способы повышения их эффективности.
Стандарты программной инженерии.
Кодекс этики программной инженерии.
Исследование роли и места системной и программной инженерии в процессе создания сложных систем.
Рассмотрение и характеристика особенностей компьютерной программы.
Анализ понятия модели программного процесса, как упрощенного описания программного процесса.
5. Качество программной продукции. Методы и инструменты управления качеством программного обеспечения Системы управления качеством.
Стандартизация качества ПО.
Оценка и анализ качества программных систем.
Показатели надежности технических средств.
Расчеты надежности технической системы.
Особенности программного обеспечения как объекта надежности.
Ошибки ПО.
Методы оценки показателей качества ПО.
Качество и жизненный цикл программных систем.
6. Командный метод разработки программ. Методы и инструменты Введение в технологии разработки программного обеспечения.
Процессы командной разработки программного обеспечения MSF.
Гибкие технологии разработки ПО.
Управление жизненным циклом приложений.
Архитектура и функциональные возможности Visual Studio и Team Foundation Server.
Организация командной разработки на базе Visual Studio и Team Foundation Server.
Проектирование, внедрение и эксплуатация системного и прикладного программного обеспечения.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основы программных требований. Методы и средства управления требованиями 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 6.0
2 Методы и средства конструирования 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
3 Тестирование программного обеспечения. Методы и средств тестирования 2.0 0.0 0.0 0.0 2.0 4.0
4 Управление программной инженерией (SWEBOK). Методы и инструменты управления 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
5 Качество программной продукции. Методы и инструменты управления качеством программного обеспечения 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 6.0
6 Командный метод разработки программ. Методы и инструменты 5.0 0.0 0.0 0.0 4.0 9.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-П.В. Балабанов / Методы и средства контроля и диагностики аппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей / Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 20 стр.

-Лаврищева Е.М. / Методы и средства инженерии программного обеспечения / Москва 2006 г. - 304 стр.

-Основы конструирования и технологии производства РЭС : учебное пособие / Е. И. Кротова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2013. – 192 с

-Технология командной разработки программных систем [электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О.В. Свиридова, А.А. Рыбанов, Л.А. Макушкина ; ВПИ (филиал) ВолгГТУ, – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 673 КБ). – Волжский, 2019.

-Качество и надежность программных систем : учеб. пособие / А. Г. Белик, В. Н. Цыганенко ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд – во ОмГТУ, 2018. – 80 с. : ил.

-Вигерс Карл, Битти Джой Разработка требований к программному обеспечению. 3-е изд., дополненное / Пер. с англ. — М. : Издательство «Русская редакция» ; СПб. : БХВ-Петербург, 2014. — 736 стр. : ил.

б) дополнительная литература:

- С.Г. Янчукович. Строительное проектирование зданий и сооружений: учебное пособие / СПб ГТУРП. – СПб., 2013. - 114 с.

- Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения: учебное пособие / А.Ю. Парфенова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2023. – 84 с.

- Андон Ф.И / Основы инженерии качества программных систем / - К.: Академпериодика, 2007. – 679 стр.

- Вигерс Карл / Разработка требований к программному обеспечению/Пер, с англ. — М.: Издательсш-торговый дом «Русская Редакция», 2004. —576 стр.

- О. А. Оганесов / Инженерная графика / Москва 2013 г. - 94 стр.

- Гольдшмидт М. Г. Методология конструирования: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 173 с.

- Технологии програмирования: от теории к практике: учеб. пособие / Е.В. Киргизова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. – 124 с.

- Управление качеством программного обеспечения: учебник / Б.В. Черников. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 240 с.: ил.

- Черткова, Е. А.  Программная инженерия. Визуальное моделирование программных систем : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 146 с. 

- Основы тестирования программного обеспечения [Электронный ресурс]: учебное электронное пособие для для обучающихся Института математики и информационных технологий / К. А. Кулаков, В. М. Димитров; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2018

- Пероцкая, В. Н. Основы тестирования программного обеспечения : учеб. пособие / В. Н. Пероцкая, Д. А. Градусов ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. – 100 с.

- Проектирование программного обеспечения : учеб. пособие / Т. В. Черушева. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 172 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Главными областями программной инженерии являются:

a) конструирование ПО и инженерия требований

б) управление проектами

в) инженерия качества ПС

2. Организационными областями программной инженерии являются:

a) тестирование ПО

б) сопровождение ПО

в) управление конфигурацией и процесс инженерии ПС

3. Требования - это:

a) высокоуровневое представление структуры системы и спецификация ее компонентов

б) свойства, которыми должно обладать ПО для адекватного определения функций, условий и ограничений выполнения ПО, а также объемов данных, технического обеспечения и среды функционирования

в) совокупность действий по обеспечению работы ПО

4. Валидация требований - это:

a) процесс формализованного описания функциональных и нефункциональных требований

б) процесс проверки правильности спецификаций требований на их соответствие, непротиворечивость, полноту и выполнимость, а также на соответствие стандартам

в) проверка изложенных в спецификации требований, выполняющаяся для того, чтобы путем отслеживания источников требований убедиться, что они определяют именно данную систему

5. Процесс проверки правильности спецификаций требований на их соответствие, непротиворечивость, полноту и выполнимость, а также на соответствие стандартам - это:

a) валидация требований

б) верификация требований

в) спецификация требований к ПО

6. Проектирование ПО - это:

a) процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов, других характеристик системы и конечного состава программного продукта

б) мероприятия по анализу сформулированных в требованиях атрибутов качества, оценки различных аспектов ПО

в) создание работающего ПО с привлечением методов верификации, кодирования и тестирования компонентов

7. Высокоуровневое представление структуры системы и спецификация ее компонентов - это:

a) схема проекта

б) компонентная организация проекта

в) архитектура проекта

8. Метод проектирования UML предназначен для:

a) сценарного моделирования проекта в наглядном диаграммном виде

б) идентификации функций и их уточнения сверху-вниз

в) формального описания функций и данных программы, с которыми эти функции оперируют

9. Для герметизации резьбового соединения дополнительно применяют ...

a) клеи

б) пайку

в) сварку

10. Для закрепления подшипника на валу при действии значительных осевых нагрузок применяют ...

a) круглую шлицевую гайку

б) пружинное стопорное кольцо

в) шплинт

11. Для обеспечения долговечности работы цепной передачи наиболее важным является наличие смазки ...

a) в шарнирах

б) на пластинах

в) на ролике

12. Одним из основных назначений штифтового соединения корпусных деталей является ...

a) фиксация деталей от действия сдвигающих нагрузок

б) фиксация деталей от действия изгибающих нагрузок

в) дополнительное упрочнение соединяемых деталей

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.