Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 740pуб.
Первоначальный взнос 74 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1160pуб.
Первоначальный взнос 116 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1500pуб.
Первоначальный взнос 150 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1620pуб.
Первоначальный взнос 162 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«28» марта 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Особенности современного урока по физике при реализации ФГОС СОО»

Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Особенности современного урока по физике при реализации ФГОС СОО» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 03.03.02 Физика, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 937.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Повышение профессиональных компетенций педагогов по проведению уроков физики в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для основной общеобразовательной школы (ФГОС СОО).
Результатом прохождения программы будет эффективное проведение уроков физики в соответствии с ФГОС СОО, использование новых методов и технологий для обучения и лучшего развития учащихся, повышение интереса к предмету среди школьников, их познавательной активности, общения и участия в научных мероприятиях.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-научно-исследовательский;

-проектный;

-педагогический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) научно-исследовательский

Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок;
освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации;
сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований;
участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов; участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне.

Освоение методов научных исследований;
освоение теорий и моделей;
участие в проведении физических исследований по заданной тематике;
участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне;
работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;

Освоение методов применения результатов научных исследований в инновационной деятельности;
освоение методов инженерно-технологической деятельности;
участие в обработке и анализе полученных данных с помощью современных информационных технологий;

Сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований;
участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов;
участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне.

2) проектный

Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок;
освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.

3) педагогический

исследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики;
изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики;
составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов;
построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий);
участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования;
разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: реализации образовательных программ среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительных профессиональных программ; научных исследований и научно-конструкторских разработок);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере развития фундаментальных математических и физических основ связи и информационно-коммуникационных технологий);

24 Атомная промышленность (в сфере проведения фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области общей и прикладной физики);

25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области физики Космоса);

40 Сквозные виды деятельности в промышленности (в сферах: фундаментальных основ физики живых систем и физико-химической биологии, применения диагностического и лечебного оборудования, участия в инновационных и опытно-конструкторских разработках; эксплуатации электронных приборов и систем различного назначения; мониторинга параметров материалов; мониторинга состояния окружающей среды).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;

физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;

физическая экспертиза и мониторинг.

физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг.

01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образованияB/02.6-Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.
- Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе.
- Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования.
- Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
- Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника.
- Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.
- Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образованияB/03.6-Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
- Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития.
- Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.
- Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.
- Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения.
- Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
- Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: реализации образовательных программ среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительных профессиональных программ; научных исследований и научно-конструкторских разработок);
педагогическийисследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики; изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики; составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов; построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования; разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования.-Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;.
- физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;.
- физическая экспертиза и мониторинг.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере развития фундаментальных математических и физических основ связи и информационно-коммуникационных технологий);
научно-исследовательскийОсвоение методов научных исследований; освоение теорий и моделей; участие в проведении физических исследований по заданной тематике; участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне; работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;-Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;.
- физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;.
- физическая экспертиза и мониторинг.
проектныйОсвоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок; освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.-Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;.
- физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;.
- физическая экспертиза и мониторинг.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 24 Атомная промышленность (в сфере проведения фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области общей и прикладной физики);
научно-исследовательскийОсвоение методов применения результатов научных исследований в инновационной деятельности; освоение методов инженерно-технологической деятельности; участие в обработке и анализе полученных данных с помощью современных информационных технологий;-Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;.
- физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;.
- физическая экспертиза и мониторинг.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере фундаментальных и прикладных исследований, инновационных и опытно-конструкторских разработок в области физики Космоса);
научно-исследовательскийСбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований; участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов; участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне.-Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;.
- физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;.
- физическая экспертиза и мониторинг.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды деятельности в промышленности (в сферах: фундаментальных основ физики живых систем и физико-химической биологии, применения диагностического и лечебного оборудования, участия в инновационных и опытно-конструкторских разработках; эксплуатации электронных приборов и систем различного назначения; мониторинга параметров материалов; мониторинга состояния окружающей среды).
научно-исследовательскийОсвоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок; освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации; сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области научных исследований; участие в проведении физических исследований по заданной тематике с применением современных научно-технических методов; участие в обработке и внедрении полученных результатов научных исследований на современном уровне.-Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;.
- физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности
Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельностиЗнает основы физико-математических и естественных наук.
Умеет применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Владеет базовыми экспериментальными и теоретическими методами исследований.
Знать:
- базовые фундаментальные понятия теории вероятностей и математической статистики.
Уметь:
- создавать и интерпретировать математические модели с применением элементов случайного анализа и определять границы применимости этих моделей.
Владеть:
- обработки экспериментальных данных и данных наблюдения, а также интерпретации полученных результатов на языке профессиональных задач.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Исследовательская деятельность
Способен проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов, обрабатывать и представлять экспериментальные данныеОсуществляет обработку и представлять экспериментальные данные, проводить оценку погрешности результатов измерений полученных в ходе научных исследований физических объектов, систем и процессов.
Использует основные методы и средства измерений и проведения научных исследований физических объектов, систем и процессов.
Разрабатывает решения конкретных экспериментальных научных задач исследования физических объектов, систем и процессов, выбирая оптимальный вариант, оценивая его достоинства и недостатки, определяя ожидаемые результаты решения выделенных задач.
Знать:
- теоретические основы, основные понятия и законы физики, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике.
Уметь:
- проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов.
Владеть:
- методами обработки и представления экспериментальных данных.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Использование информационных технологий
Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасностиСпособен применять современные вычислительную технику и сервисы сети Интернет в области (сфере) профессиональной деятельности.
Знает и умеет применять численные математические методы и прикладное программное обеспечение для решения научных задач в профессиональной области.
Знает основные требования информационной безопасности.
Знать:
- технические и программные средства реализации информационных технологий;
- современные программное обеспечение;
- основные методы и средства защиты информации;
- основные приемы эффективного управления собственным временем;
- основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни.
Уметь:
- использовать возможности вычислительной техники, программного обеспечения, средств защиты информации для решения практических задач;
- эффективно планировать и контролировать собственное время; использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения.
Владеть:
− навыками использования современных информационных технологий и программного обеспечения для решения задач профессиональной деятельности;
- навыками соблюдения требований информационной безопасности при использовании современных информационных технологий и программного обеспечения;
− методами управления собственным временем; технологиями приобретения;
- использования и обновления социо-культурных и профессиональных знаний, умений, и навыков;
- методиками саморазвития и самообразования в течение всей жизни.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: исследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики; изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики; составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов; построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования; разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования.
Объект или область знания: Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования; физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг.
ПК-1 способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задачСпособность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области математической физики.
способность к использованию базовых знаний в области математики и естественных наук в профессиональной деятельности.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области численных методов.
способность использовать базовые теоретические знания в области физики для решения профессиональных задач.
готовность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач.
владеть методами теоретической физики при проведении физических исследований.
обладать базовыми теоретическими знаниями (в том числе по дисциплинам профилизации) в объеме, достаточном для решения профессиональных задач.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области квантовой механики.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области общей физики.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области теоретической физики.
Знать:
воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты;
основной математический аппарат, который используется для освоения профильных физических дисциплин.
Уметь:
выстраивать взаимосвязи между физическими науками;
решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;
объяснять причинно-следственные связи физических процессов;
формулировать выводы и приводить примеры;
разбираться в используемых методах;
подбирать математический аппарат для решения конкретной физической задачи;
формулировать задачи для теоретических расчетов теплоэнергетических процессов в электронных устройствах;
находить необходимые справочные материалы из информационных источников, в том числе, из электронных каталогов;
производить оценочные расчеты эффективности того или иного физического явления.
Владеть:
навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;
навыками решения усложненных задач по основным направлениям теоретической и прикладной физики, физики оптических, атомных и ядерных явлений на основе приобретенных знаний, умений, навыков, полученных при изучении таких модулей, как Общая физика, Высшая математика и Информатика;
приемами обработки информации с помощью современного программного обеспечения (ПО);
навыками применения современного математического инструментария для решения физических задач;
методами математического аппарата, статистическими методами обработки данных;
методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития физических процессов и явлений.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 способность применять на практике базовые профессиональные навыкиСпособность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении исследовательских задач.
владеть вычислительными методами при проведении физических исследований.
способность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении учебных задач.
способность к владению компьютером на уровне опытного пользователя.
Знать:
свойства и структуру физических процессов, происходящих в различных средах;
основные закономерности формирования законов в области теоретической и экспериментальной физики;
основы электронно-колебательной (вибронной) спектроскопии;
электростатические и динамические методы управления процессом преобразования физических величин;
методы квантования электромагнитного поля и методы получения основных уравнений квантовой оптики.
Уметь:
излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;
решать прикладные задачи на основе фундаментальных знаний.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Общие изменения в преподавании физики, связанные с внедрением ФГОС 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Формирование УУД на уроках физики 17.0 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Развитие метапредметных умений учащихся 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Решение задач как средство формирования и развития УУД 17.0 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
ИКТ-компетентность учителя 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Роль визуализации в обучении 17.0 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Визуализация с применением средств ИКТ 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Обучение через проектную деятельность 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Итоговая аттестация 3.0 0 0 0 0 0 0
Итого 144 24 0 0 0 117 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
24/144 0 24/144 144 24 0.0 117.0 3.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 4 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)
Общие изменения в преподавании физики, связанные с внедрением ФГОС 18.0 666
Формирование УУД на уроках физики 17.0 665
Развитие метапредметных умений учащихся 18.0 1665
Решение задач как средство формирования и развития УУД 17.0 1664
ИКТ-компетентность учителя 18.0 2664
Роль визуализации в обучении 17.0 2663
Визуализация с применением средств ИКТ 18.0 3663
Обучение через проектную деятельность 18.0 3663
Итоговая аттестация 3.0 3
Итого 144 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (42 часа, 6 часов в день)4 Неделя (18 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Особенности современного урока по физике при реализации ФГОС СОО»

10.1. Цель дисциплины заключается в развитии профессиональных навыков преподавателей физики, а также повышении качества образования учащихся через совершенствование методов и подходов к проведению уроков физики в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС СОО).
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основными принципами ФГОС СОО и их реализации в образовательном процессе по физике.
- Изучение современных методических подходов и технологий преподавания физики.
- Разработка современных учебных материалов и ресурсов для уроков по физике.
- Развитие навыков планирования и проведения уроков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Формирование умений использования современных информационных технологий и образовательных ресурсов для обучения физике.
- Приобретение навыков организации и проведения активной и практической учебной деятельности на уроках физики.
- Анализ и обсуждение современных методов оценки и контроля знаний учащихся на уроках физики.
- Практические занятия и мастер-классы, нацеленные на совершенствование методических навыков преподавателей физики.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности
Способен применять базовые знания в области физико-математических и (или) естественных наук в сфере своей профессиональной деятельностиЗнает основы физико-математических и естественных наук.
Умеет применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Владеет базовыми экспериментальными и теоретическими методами исследований.
Знать:
- базовые фундаментальные понятия теории вероятностей и математической статистики.
Уметь:
- создавать и интерпретировать математические модели с применением элементов случайного анализа и определять границы применимости этих моделей.
Владеть:
- обработки экспериментальных данных и данных наблюдения, а также интерпретации полученных результатов на языке профессиональных задач.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Исследовательская деятельность
Способен проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов, обрабатывать и представлять экспериментальные данныеОсуществляет обработку и представлять экспериментальные данные, проводить оценку погрешности результатов измерений полученных в ходе научных исследований физических объектов, систем и процессов.
Использует основные методы и средства измерений и проведения научных исследований физических объектов, систем и процессов.
Разрабатывает решения конкретных экспериментальных научных задач исследования физических объектов, систем и процессов, выбирая оптимальный вариант, оценивая его достоинства и недостатки, определяя ожидаемые результаты решения выделенных задач.
Знать:
- теоретические основы, основные понятия и законы физики, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике.
Уметь:
- проводить научные исследования физических объектов, систем и процессов.
Владеть:
- методами обработки и представления экспериментальных данных.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Использование информационных технологий
Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасностиСпособен применять современные вычислительную технику и сервисы сети Интернет в области (сфере) профессиональной деятельности.
Знает и умеет применять численные математические методы и прикладное программное обеспечение для решения научных задач в профессиональной области.
Знает основные требования информационной безопасности.
Знать:
- технические и программные средства реализации информационных технологий;
- современные программное обеспечение;
- основные методы и средства защиты информации;
- основные приемы эффективного управления собственным временем;
- основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни.
Уметь:
- использовать возможности вычислительной техники, программного обеспечения, средств защиты информации для решения практических задач;
- эффективно планировать и контролировать собственное время; использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения.
Владеть:
− навыками использования современных информационных технологий и программного обеспечения для решения задач профессиональной деятельности;
- навыками соблюдения требований информационной безопасности при использовании современных информационных технологий и программного обеспечения;
− методами управления собственным временем; технологиями приобретения;
- использования и обновления социо-культурных и профессиональных знаний, умений, и навыков;
- методиками саморазвития и самообразования в течение всей жизни.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: исследование, подбор, адаптация и использование/разработка новых моделей, методов, программного обеспечения, инструментальных средств исследования в области фундаментальной и прикладной физики; изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в области фундаментальной и прикладной физики; составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов; построение моделей объектов профессиональной деятельности, систем (в т.ч. с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования, применением сложных наукоемких технологий); участие в работе научных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, в том числе представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; преподавание физико-математических дисциплин и информатики в образовательных организациях общего образования на уровне профильного обучения, среднего и высшего образования; разработка методического обеспечения учебного процесса по физико-математическим дисциплинам и информатике в образовательных организациях общего образования, среднего и высшего образования.
Объект или область знания: Физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования; физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии; физическая экспертиза и мониторинг.
ПК-1 способность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задачСпособность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области математической физики.
способность к использованию базовых знаний в области математики и естественных наук в профессиональной деятельности.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области численных методов.
способность использовать базовые теоретические знания в области физики для решения профессиональных задач.
готовность использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач.
владеть методами теоретической физики при проведении физических исследований.
обладать базовыми теоретическими знаниями (в том числе по дисциплинам профилизации) в объеме, достаточном для решения профессиональных задач.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области квантовой механики.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области общей физики.
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области теоретической физики.
Знать:
воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты;
основной математический аппарат, который используется для освоения профильных физических дисциплин.
Уметь:
выстраивать взаимосвязи между физическими науками;
решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;
объяснять причинно-следственные связи физических процессов;
формулировать выводы и приводить примеры;
разбираться в используемых методах;
подбирать математический аппарат для решения конкретной физической задачи;
формулировать задачи для теоретических расчетов теплоэнергетических процессов в электронных устройствах;
находить необходимые справочные материалы из информационных источников, в том числе, из электронных каталогов;
производить оценочные расчеты эффективности того или иного физического явления.
Владеть:
навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;
навыками решения усложненных задач по основным направлениям теоретической и прикладной физики, физики оптических, атомных и ядерных явлений на основе приобретенных знаний, умений, навыков, полученных при изучении таких модулей, как Общая физика, Высшая математика и Информатика;
приемами обработки информации с помощью современного программного обеспечения (ПО);
навыками применения современного математического инструментария для решения физических задач;
методами математического аппарата, статистическими методами обработки данных;
методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития физических процессов и явлений.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 способность применять на практике базовые профессиональные навыкиСпособность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении исследовательских задач.
владеть вычислительными методами при проведении физических исследований.
способность применять на практике базовые профессиональные навыки при решении учебных задач.
способность к владению компьютером на уровне опытного пользователя.
Знать:
свойства и структуру физических процессов, происходящих в различных средах;
основные закономерности формирования законов в области теоретической и экспериментальной физики;
основы электронно-колебательной (вибронной) спектроскопии;
электростатические и динамические методы управления процессом преобразования физических величин;
методы квантования электромагнитного поля и методы получения основных уравнений квантовой оптики.
Уметь:
излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;
решать прикладные задачи на основе фундаментальных знаний.
01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 24
лекции (Л) 24.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 117.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 141.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Общие изменения в преподавании физики, связанные с внедрением ФГОС Изменение структуры стандарта.
Основная образовательная программ образовательного учреждения: содержание и подходы к планированию в деятельности учителя физики.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цели и задачи изучения Физики в основной школе.
Примерный учебный план по Физике.
Внеурочная деятельность.
Проектирование современного урока, используя различные подходы.
Достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию.
2. Формирование УУД на уроках физики Определение универсальных учебных действий.
Теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий на уроках физики.
Виды обобщенных планов, используемых в процессе обучения физике.
Изучение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках физики.
Разработка основных направлений деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий.
Создание рекомендаций и памяток для педагогов.
3. Развитие метапредметных умений учащихся Теоретические основы развития метапредметных умений учащихся.
Организация учебного процесса, обеспечивающего условия формирования метапредметных умений.
Мониторинг метапредметных умений учащихся.
4. Решение задач как средство формирования и развития УУД Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Использование типовых заданий для формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Виды заданий и задач, направленных на формирование УУД.
Методологические основы решения заданий и задач на уроках для формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
5. ИКТ-компетентность учителя Понятие и основные аспекты ИКТ-компетентности учителя
Использование информационных и электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе.
Создание и использование электронных образовательных ресурсов.
6. Роль визуализации в обучении Понятие визуализации в обучении, её преимущества.
Техники визуализации и их характерные особенности в образовательном процессе.
Влияние метода визуализации на усвоение учебного материала.
Понятие наглядности и методика обучения решению задач с использованием визуальных моделей.
7. Визуализация с применением средств ИКТ Методологический фундамент и принципы построения технологии визуализации учебного материала.
Электронные наглядные средства обучения на основе компьютерных технологий.
Технологии визуализации знаний и презентации результатов исследований в образовании.
8. Обучение через проектную деятельность Теоретические основы педагогического проектирования
Опыт формирования проектно-учебных знаний
Внедрение проектной деятельности как часть модернизации образовательной системы
Технология проектного обучения
Этапы проектной деятельности

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Общие изменения в преподавании физики, связанные с внедрением ФГОС 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
2 Формирование УУД на уроках физики 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 17.0
3 Развитие метапредметных умений учащихся 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
4 Решение задач как средство формирования и развития УУД 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 17.0
5 ИКТ-компетентность учителя 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
6 Роль визуализации в обучении 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 17.0
7 Визуализация с применением средств ИКТ 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
8 Обучение через проектную деятельность 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-А.В. Терехов / Информатика / Издательство ТГТУ, Тамбов 2004 г. - 62 стр.

-Б.Е. Стариченко / Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / - Екатеринбург 2014 г. - 180 стр.

-КОНЦЕПЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОЕКТ) / - 9 стр.

-Г. Е. Муравьёва / Техники визуализации на уроках математики в общеобразовательной школе / - 2021 г. - 14 стр.

-Мониторинг метапредметных результатов в основной школе, часть 2: сб. науч. и метод. материалов / под общ. ред. В.Р. Имакаева; РИНО ПГНИУ. – Пермь, 2014.

-Актуальные проблемы преподавания учебного предмета «Физика» в 2022/23 учебном году: метод. рекомендации / авт.-сост. Г.Х. Ахметшина. — Казань: ИРО РТ, 2022. — 63 с

-Формирование универсальных учебных действий на уроках физики через использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Рыбинский район, 2013. - 68 стр.

б) дополнительная литература:

- Общие основы педагогики : учеб. пособие / Е.В. Тонков – Белгород : ООО «Эпицентр», 2018. – 172 с.

- Н. Резник / Визуальное мышление в обучении: методические основы обучения математике с использованием средств развития визуального мышления / 2012 г. - 653 стр.

- ФГОС СОО

- Н. В. Рыженкова / Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения по предметам естественно-математического и технологического циклов посредством предпрофильной и профильной подготовки обучающихся / – Челябинск : ЧИППКРО, 2016 г. – 76 стр.

- Е.К. Хеннер / Информационные технологии в образовании / - Пермь 2022 г. - 111 стр.

- Ю. Ю. Громов / Информационные технологии / – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 г. – 260 стр.

- Е.В. Мамонтов / Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе / – Рязань, 2018 г. - 148 стр.

- Е. А. Суховиенко / Теория и методика обучения математике / − Челябинск: Изд-во «Образование», 2010. − 69 стр.

- А.Г. Асмолов / Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / — Москва : Просвещение, 2008. — 160 стр.

- С.В. Миронова / Технологии продуктивного обучения математике / – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – 192 стр.

- А.А. Пегов / Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / 2010 г. - 71 стр.

- О.И. Пащенко / Информационные технологии в образовании / ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» / - 228 стр.

- Р.Р. Насибуллов / Информационные технологии в профессиональной деятельности / Казань 2013 г. - 49 стр.

- М. В. Кириков / Вопросы методики преподавания физики / - Ярославль 2000 г. - 72 стр.

- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / - 162 стр.

- А.В. Климова / Решение текстовых математических задач / - Екатеринбург 2020 г. - 66 стр.

- Т.Фю Ушева / Формирование метапредметных умений учащихся / - Иркутск 2011 г. - 92 стр.

- М.В. Самойлова / Педагогическое проектирование / - Симферополь 2019 г. - 124 стр.

- О.И. Мезенцева / Современные педагогические технологии / - Новосибирск 2018 г. - 144 стр.

- Видеоурок: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании

- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О преподавании учебного предмета «Физика» в 2023-2024 учебном году»

- Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 166 с.

- Формирование познавательных универсальных учебных действий при установлении межпредметных связей математики и физики в условиях реализации образовательной программы среднего общего образования : монография / Л. Н. Снигирева. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 104 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Тело свободно падает из состояния покоя с высоты 50 м. На какой высоте окажется тело через 3 с падения? Сопротивлением воздуха пренебречь.

a) 0 м

б) 5 м

в) 10 м

г) 3 м

2. Материальная точка равномерно движется со скоростью по окружности радиусом r. Как изменится модуль ее центростремительного ускорения, если скорость точки будет втрое больше?

a) Уменьшится в 9 раз

б) Увеличится в 3 раза

в) Увеличится в 9 раз

г) Уменьшится в 30 раз

3. У поверхности Земли на космонавта действует гравитационная сила 720 Н. Какая гравитационная сила действует со стороны Земли на того же космонавта в космическом корабле, который находится на расстоянии двух ее радиусов от земной поверхности?

a) 240 Н

б) 180 Н

в) 90 Н

г) 80 Н

4. По гладкой горизонтальной плоскости по осям x и y к точке пересечения осей движутся две шайбы с импульсами, равными по модулю p1 = 2 кгм/с и p2 = 3 кгм/с. Чему равен модуль импульса системы этих двух тел после их абсолютно неупругого удара?

a) (13)^0,5 кгм/с;

б) 5кгм/c

в) 1кгм/с

г) 6кгм/с

5. После удара клюшкой шайба стала скользить вверх по ледяной горке и у ее вершины имела скорость 5 м/с. Высота горки 10 м. Если трение шайбы о лед пренебрежимо мало, то сразу после удара скорость шайбы равнялась:

a) 15 м/с

б) 5 м/с

в) 10 м/с

г) 12,5 м/с

6. Период колебаний потенциальной энергии пружинного маятника 1 с. Каким будет период ее колебаний, если массу груза маятника увеличить в 2 раза, а жесткость пружины вдвое уменьшить?

a) 6 с

б) 4 с

в) 8 с

г) 2 с

7. Закрепленный пружинный пистолет стреляет вертикально вверх. Какова масса пули m, если высота ее подъема в результате выстрела равна h, жесткость пружины k, а деформация пружины перед выстрелом l? Трением и массой пружины пренебречь; считать l<

a) kx^2/2gh

б) kx^2/gh

в) 2kx^2/gh

г) Нет верного ответа

8. Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул разреженного газа уменьшилась в 4 раза. Как изменилась при этом абсолютная температура газа?

a) Увеличилась в 2 раза

б) Увеличилась в 4 раза

в) Уменьшилась в 2 раза

г) Уменьшилась в 4 раза

9. В сосуде неизменного объема находится идеальный газ, давление которого 310^5 Па и температура 300 К. Как нужно изменить температуру газа, не меняя его количества, чтобы его давление уменьшилось до 1,510^5 Па?

a) Уменьшить в 2 раза

б) Увеличить в 2 раза

в) Уменьшить в 4 раза

г) Увеличить в 4 раза

10. На столе под лучами солнца стоят три одинаковых кувшина, наполненных водой. Кувшин 1 закрыт пробкой, кувшин 2 открыт, а стенки кувшина 3 пронизаны множеством пор, по которым вода медленно просачивается. Сравните установившуюся температуру воды:

a) В кувшине 1 будет самая низкая температура

б) В кувшине 2 будет самая низкая температура

в) В кувшине 3 будет самая низкая температура

г) Температуры будут одинаковы

11. Газ в сосуде сжали, совершив работу 30 Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на 25 Дж. Следовательно, газ:

a) Получил извне количество теплоты, равное 5 Дж

б) Отдал окружающей среде количество теплоты, равное 5 Дж

в) Получил извне количество теплоты, равное 55 Дж

г) Отдал окружающей среде количество теплоты, равное 55 Дж

12. Воздух нагревали в сосуде постоянного объема. При этом температура воздуха повысилась в 3 раза, а его давление возросло в 2 раза. Оказалось, что кран у сосуда был закрыт плохо, и через него просачивался воздух. Во сколько раз изменилась масса воздуха?

a) Уменьшилась в 1.5 раза

б) Уменьшилась в 5 раз

в) Уменьшилась в 6 раз

г) Увеличилась в 1.5 раза

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.