Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Синдром эмоционального выгорания и профессиональная деформация личности педагога: профилактика и коррекция»
Трудоемкость обучения по данной программе – 144 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Синдром эмоционального выгорания и профессиональная деформация личности педагога: профилактика и коррекция» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1457.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Повышение квалификации педагогов и оказание помощи в профилактике и коррекции эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-сопровождения;
-культурно-просветительский;
-организационно-управленческий;
-методический;
-проектный;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) сопровождения
составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации;
осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации).
2) культурно-просветительский
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
3) организационно-управленческий
особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений;
4) методический
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
5) проектный
проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;
проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся;
проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
6) педагогический
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
обучение; воспитание;
развитие;
образовательные системы;
образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные.
01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | ||
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций | A/02.7 | -Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности. - Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды. - Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся. - Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса. - Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | A/03.7 | -Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. - Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. - Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. - Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. - Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. - Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации | A/04.7 | -Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении. - Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации. - Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся. - Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся. - Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | A/06.7 | -Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. - Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности. - Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов). - Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации. - Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка. - Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи. - Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования). | ||
педагогический | обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
проектный | проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы; проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся; проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
методический | обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
организационно-управленческий | особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
культурно-просветительский | изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
сопровождения | составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения). |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Построение воспитывающей образовательной среды | ||
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей | Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей. | Знать: - основные этапы развития культур и цивилизаций, их характеристики; - основные закономерности развития древних, средневековых культура и цивилизаций и Нового, новейшего времени России и зарубежных стран, - основные факты и явления; - основные ценности Российской культуры и цивилизации на протяжении разных периодов существования и их национальную значимость. Уметь: - охарактеризовать основные черты в экономической, социальной, политической и культурной сферах крупнейших цивилизаций; показывать вклад России и других государств в достижении мировых истории и культуры; - анализировать исторические события, явления и процессы с точки зрения их значимой, ценностной для страны характеристики; - выявлять ценностные духовно-нравственные основы в историческом процессе. Владеть: - понятиями и терминами курса, методами анализа письменных источников по цивилизациям, частично сопоставлять их и приходить к выводам по конкретно-историческим явлениям изучаемой эпохи;. - способен давать нравственно-оценочную характеристику различным историческим и культурным явлениям; - выявлять особенности духовно-нравственных основ исторического процесса. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности | ||
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Демонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности | Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство; Уметь: - применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования; Владеть: - действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ | ||
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) | Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ. Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. | Знать: - историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий; - пути достижения образовательных результатов в области ИКТ Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Владеть: - приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ); - приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности). |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к проектированию и созданию образовательной среды; реализации образовательного процесса в контексте различных ОПОП | Анализирует, выбирает и демонстрирует действия по созданию благоприятных для каждого обучающегося, в том числе детей с ОВЗ, социально-психологического условий образовательной среды для достижения метапредметных и личностных результатов обучения. | Знать: - принципы разработки и реализации мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС в контексте различных ОПОП. Уметь: - анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся. Владеть: - навыком проектирования и создания образовательной среды; - навыком анализа возможности и ограничения используемых педагогических технологий. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения | |||
Задача профессиональной деятельности: составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен планировать, организовывать и участвовать в диагностических мероприятиях и консультации участников образовательного процесса, в том числе одаренных детей и детей с ОВЗ | Проводит индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, самовоспитания, взаимодействий со взрослыми и сверстниками, имеет навыки консультирования представителей администрации, педагогов, родителей по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. | Знать: - процедуру скрининговых исследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи определения степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся. Уметь: - работать в психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Владеть: - способностью проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, самовоспитания, взаимодействий со взрослыми и сверстниками, имеет навыки консультирования представителей администрации, педагогов, родителей по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Способен консультировать субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения | Руководствуется современными методиками проведения индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. Разрабатывает планы индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. | Знать: - существующие технологии проведения индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. Уметь: - разрабатывать планы индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. Владеть: - современными методиками проведения индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Способен осуществлять психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | Знакомит педагогов, администрацию, осуществляющих образовательную деятельность, родителей с современными исследованиями в области психологии, с основными условиями психического развития детей. Организует работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся. | Знать: - методы и способы психологического просвещения субъектов образовательного процесса; - субъектов образовательного процесса. Уметь: - оказать помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса. Владеть: - навыками планирования и организации работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся. | 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 3.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 144 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Понятие об эмоциях. Роль эмоций для преподавателей | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Эмоциональное выгорание у преподавателей | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Психологическая диагностика эмоциональной сферы | 27.0 | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Коррекционно-развивающая работа с эмоциональными нарушениями | 28.0 | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Практические занятия по эмоциональной коррекции | 29.0 | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 3.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 144 | 86 | 0 | 0 | 0 | 55 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
24/144 | 0 | 24/144 | 144 | 86 | 0.0 | 55.0 | 3.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 4 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Понятие об эмоциях. Роль эмоций для преподавателей | 29.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | |||||||||||||||||||
Эмоциональное выгорание у преподавателей | 28.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Психологическая диагностика эмоциональной сферы | 27.0 | 3 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||
Коррекционно-развивающая работа с эмоциональными нарушениями | 28.0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||||||||
Практические занятия по эмоциональной коррекции | 29.0 | 2 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||||||||||
Итоговая аттестация | 3.0 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Итого | 144 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 4 Неделя (18 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Синдром эмоционального выгорания и профессиональная деформация личности педагога: профилактика и коррекция»
10.1. Целью дисциплины является повышение профессиональной компетенции педагогов в области психологии и психологического самосознания с целью предупреждения и снижения риска возникновения синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение теоретических основ синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности у педагогов.- Понимание причин и факторов, способствующих возникновению синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности.
- Ознакомление с методами диагностики и оценки уровня эмоционального выгорания у педагогов.
- Разработка индивидуальных стратегий профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности.
- Обучение педагогов приемам самоуправления эмоциями, стрессоустойчивости и противостояния психологическим трудностям.
- Изучение практических методик и техник, способствующих восстановлению и сохранению психоэмоционального благополучия педагогов.
- Формирование у педагогов навыков работы с собой и собственными эмоциями для успешной профессиональной деятельности.
- Проведение практических занятий и тренингов для повышения самосознания и психологической устойчивости педагогов.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Построение воспитывающей образовательной среды | ||
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей | Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей. | Знать: - основные этапы развития культур и цивилизаций, их характеристики; - основные закономерности развития древних, средневековых культура и цивилизаций и Нового, новейшего времени России и зарубежных стран, - основные факты и явления; - основные ценности Российской культуры и цивилизации на протяжении разных периодов существования и их национальную значимость. Уметь: - охарактеризовать основные черты в экономической, социальной, политической и культурной сферах крупнейших цивилизаций; показывать вклад России и других государств в достижении мировых истории и культуры; - анализировать исторические события, явления и процессы с точки зрения их значимой, ценностной для страны характеристики; - выявлять ценностные духовно-нравственные основы в историческом процессе. Владеть: - понятиями и терминами курса, методами анализа письменных источников по цивилизациям, частично сопоставлять их и приходить к выводам по конкретно-историческим явлениям изучаемой эпохи;. - способен давать нравственно-оценочную характеристику различным историческим и культурным явлениям; - выявлять особенности духовно-нравственных основ исторического процесса. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Правовые и этические основы профессиональной деятельности | ||
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики | Демонстрирует знание нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности | Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательные документы о правах ребенка, трудовое законодательство; Уметь: - применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования; Владеть: - действиями по соблюдению правовых норм; навыками анализа нормативных правовых актов в своей сфере профессиональной деятельности |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Разработка основных и дополнительных образовательных программ | ||
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) | Демонстрирует знание компонентов основных и дополнительных образовательных программ. Участвует в разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Использует информационнокоммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. | Знать: - историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий; - пути достижения образовательных результатов в области ИКТ Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Владеть: - приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - средствами формирования умений, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ); - приемами реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне и на уровне преподаваемого (ых) предметов (отражающая профессиональную ИКТ компетентность соответствующей области человеческой деятельности). |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен к проектированию и созданию образовательной среды; реализации образовательного процесса в контексте различных ОПОП | Анализирует, выбирает и демонстрирует действия по созданию благоприятных для каждого обучающегося, в том числе детей с ОВЗ, социально-психологического условий образовательной среды для достижения метапредметных и личностных результатов обучения. | Знать: - принципы разработки и реализации мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС в контексте различных ОПОП. Уметь: - анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся. Владеть: - навыком проектирования и создания образовательной среды; - навыком анализа возможности и ограничения используемых педагогических технологий. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Тип задач профессиональной деятельности: сопровождения | |||
Задача профессиональной деятельности: составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | |||
Объект или область знания: обучение; воспитание; развитие; образовательные системы; образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. | |||
Способен планировать, организовывать и участвовать в диагностических мероприятиях и консультации участников образовательного процесса, в том числе одаренных детей и детей с ОВЗ | Проводит индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, самовоспитания, взаимодействий со взрослыми и сверстниками, имеет навыки консультирования представителей администрации, педагогов, родителей по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. | Знать: - процедуру скрининговых исследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи определения степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся. Уметь: - работать в психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Владеть: - способностью проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, самовоспитания, взаимодействий со взрослыми и сверстниками, имеет навыки консультирования представителей администрации, педагогов, родителей по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Способен консультировать субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения | Руководствуется современными методиками проведения индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. Разрабатывает планы индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. | Знать: - существующие технологии проведения индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. Уметь: - разрабатывать планы индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. Владеть: - современными методиками проведения индивидуальных и групповых консультаций субъектов образовательного процесса по частным психологическим проблемам обучения, развития и профессионального самоопределения. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Способен осуществлять психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | Знакомит педагогов, администрацию, осуществляющих образовательную деятельность, родителей с современными исследованиями в области психологии, с основными условиями психического развития детей. Организует работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся. | Знать: - методы и способы психологического просвещения субъектов образовательного процесса; - субъектов образовательного процесса. Уметь: - оказать помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса. Владеть: - навыками планирования и организации работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся. | 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 141.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 86 |
лекции (Л) | 86.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 55.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 141.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Понятие об эмоциях. Роль эмоций для преподавателей | Теоретические аспекты исследования влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей. Характеристика эмоциональных состояний. Психологический климат в коллективе. Особенности влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей. Организация и методы исследования. Эмпирическое исследование влияния психологического климата коллектива на эмоциональное состояние преподавателей. Обработка и анализ данных, полученных по методике А.Ф. Фидпера «Оценка психологической атмосферы в коллективе». Анализ результатов исследования эмоциональных особенностей преподавателей. Анализ результатов исследования по методике «Характеристика эмоциональности». |
2. | Эмоциональное выгорание у преподавателей | Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связанные с риском эмоционального выгорания. Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания. Удовлетворенность физическими условиями труда, работой, слаженностью действий работников. Динамика причин и следствий эмоционального выгорания. Описание методики В.В. Бойко с фазами развития стресса - напряжение, резистенция и истощение. Методика оценки удовлетворенности работой Л.А. Верещагиной. |
3. | Психологическая диагностика эмоциональной сферы | Понятие «эмоциональной сферы». Проблема эмоциональной регуляции. Возможности осознания эмоциональных состояний. Особенности восприятия эмоций. Особенности эмоциональных взаимоотношений. Эмоциональные нарушения. |
4. | Коррекционно-развивающая работа с эмоциональными нарушениями | Категория общения в психолого-педагогическом исследовании. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения и основные барьеры общения с детьми с задержкой психического развития. Эмоциональные особенности развития школьников. Аспекты изучения эмоционального состояния личности. Классификация эмоций и переживаний личности в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений. Направления коррекционной работы с детьми. |
5. | Практические занятия по эмоциональной коррекции | Теоретические основы коррекции эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями средствами игры. Роль игры в коррекции эмоциональной регуляции. Выявление недостатков эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями. Проблема поведения умственно отсталых детей. Сочетание умственной отсталости с ранним детским аутизмом. Педагогические условия проведения зоотерапии как инновационного коррекционного метода. Технологии зоотерапии, правила техники безопасности. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Понятие об эмоциях. Роль эмоций для преподавателей | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
2 | Эмоциональное выгорание у преподавателей | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
3 | Психологическая диагностика эмоциональной сферы | 16.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 27.0 |
4 | Коррекционно-развивающая работа с эмоциональными нарушениями | 17.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 28.0 |
5 | Практические занятия по эмоциональной коррекции | 18.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 29.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин — «Питер», 2011 — (Мастера психологии) - 175 стр.
-Циркин, В. И. Нейрофизиология: основы психофизиологии : учебник для вузов / В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 577 с.
-Вологодский институт развития образования / Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания у педагогов / - Вологда 2018 г. - 36 стр.
-Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с
-Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. - 510 с.
б) дополнительная литература:
- И.В. Реверчук / Психофизиология и патопсихология эмоций и чувств / - Ижевск 2016 г. - 35 стр.
- Мамайчук И. И. / Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / – СПб.: Речь, 2006 г. – 400 стр.
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539183 (дата обращения: 15.10.2024).
- Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 153 с.
- Психологические основы регуляции и коррекции эмоциональных состояний: Учебное пособие для студентов магистратуры педагогических и психологических специальностей. / И.В. Арендачук. - Саратов, 2015. - 66 с.
- Костакова, И.В. Психологическая коррекция личности: электрон. учеб. пособие / И.В. Костакова. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2016.
- Довгань Е.В. / Профессиональное выгорание педагога: причины, диагностика, профилактика. Методическое пособие. / Смоленск, 2020. - 11 с.
- Эмоции и чувства / Е. П. Ильин — «Питер», 2011. - 175 с.
- Психология эмоций и мотивации [Текст]: учеб.-метод. Пособие, дополненное / сост. Митина Г.В., Нугаева А.Н., Шурухина Г.А. – Уфа: Издво БГПУ, 2020. – 110 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. В каком возрасте наиболее часто встречается синдром эмоционального выгорания?
a) в любом возрасте
б) после 50 лет
в) до 30 лет
2. Для защиты от эмоционального выгорания нужно научиться:
a) правильно определять свои возможности и границы
б) обижаться
в) активно выражать свои эмоции
3. К каким специалистам следует обратиться при синдроме эмоционального выгорания?
a) психотерапевт
б) невролог
в) окулист
4. Как сказывается наличие маленьких детей у сотрудника на риск эмоционального выгорания?
a) оказывают положительное влияние
б) не влияют никаким образом
в) создают дополнительные трудности
5. Какие возможные последствия эмоционального выгорания возможны на рабочем месте?
a) внимательное отношение к окружающим
б) конфликты и проблемы в отношениях, грубость
в) чрезмерная сосредоточенность на пациенте
6. Какиой вопрос следует задать для определения принадлежности к группе риска по эмоциональному выгоранию?
a) Остаюсь ли я регулярно на работе допоздна?
б) Стал ли я принимать антидепрессанты?
в) Чувствую ли я гордость за своих коллег?
7. Какой метод профилактики возможен при синдроме эмоционального выгорания?
a) иммунокоррекция
б) атмосфера и организация рабочего места
в) гирудотерапия
8. С чем не связаны нейровегетативные симптомы при синдроме эмоционального выгорания?
a) психосоматическое беспокойство
б) тревога
в) гипертермия
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |