Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 893pуб.
Первоначальный взнос 89.3 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«05» декабря 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Современные технологии в работе тренера при подготовке в индивидуальных и командных видах спорта»

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов

Абакан 2025

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Современные технологии в работе тренера при подготовке в индивидуальных и командных видах спорта» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 49.03.01 Физическая культура, Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 940.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель»

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение тренеров, работающих в индивидуальных и командных видах спорта, использованию новейших технологий и методов в своей работе, что позволит им более эффективно развивать спортсменов и команду, достигать высоких результатов, а также быстро адаптироваться к изменениям в современном спортивном мире.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-тренерский;

-рекреационный;

-организационно-методический;

-научно-исследовательский;

-организационно-управленческий;

-педагогический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) тренерский

способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;
осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта;
организовывать работу малых коллективов исполнителей;
работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта;
соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий;

2) рекреационный

привлекать население к рекреационной деятельности как фактору здорового образа жизни;
реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения;
подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности;
обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям обучающихся;
способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни;

3) организационно-методический

Разработка и реализация мероприятий по организационно-методическому обеспечению физкультурнооздоровительной и спортивномассовой подготовки на базе ФСО, центров спортивной подготовки, а также ОО, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Разработка и реализация плановых мероприятий, направленных на осуществление проектов по борьбе с допингом в спорте. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования.

4) научно-исследовательский

выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта;
проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием опробованных методик;
осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований;
использовать информационные технологии для планирования и коррекции процессов профессиональной деятельности, контроля состояния обучающихся, обработки результатов исследований, решения других практических задач;

5) организационно-управленческий

Планирование и реализация мероприятий по обеспечению эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкультурно-спортивной организации.

6) педагогический

способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни;
решать педагогические задачи в рамках общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования;
осуществлять обучение и воспитание обучающихся в процессе занятий;
определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся;
обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности;
участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы;
осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами, их заменяющими);

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);

05 Физическая культура и спорт (в сфере физического воспитания, в сфере физической культуры и массового спорта, спортивной подготовки, в сфере управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;

учебно-методическая и нормативная документация.

05.012 Тренер-преподаватель
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)B/08.7-Анализ спортивных результатов, достигнутых спортсменами, проходящими подготовку по программам этапа совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства.
- Организация или посещение региональных тренировочных сборов, посещение спортивных соревнований, отдельных физкультурно-спортивных и образовательных организаций с целью выявления перспективных спортсменов для зачисления в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине).
- Контроль отсутствия медицинских противопоказаний перспективных спортсменов для зачисления в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине).
- Организация контрольных мероприятий для подтверждения кандидатами на зачисление в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) контрольных нормативов по видам подготовки.
- Принятие решения о зачислении спортсмена в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине).
- Учет и составление отчетности по составу и наполнению резерва спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине).
- Анализ информации о спортсменах, включенных в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине), для принятия решения о переводе в основной состав спортивной сборной команды
Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)B/09.7-Анализ спортивных результатов, достигнутых спортсменами, проходящими подготовку по программам этапа высшего спортивного мастерства и составляющими резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине).
- Организация или посещение региональных тренировочных сборов, посещение спортивных соревнований, отдельных физкультурно-спортивных или образовательных организаций с целью оценки выступления спортсменов, входящих в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине).
- Контроль отсутствия медицинских противопоказаний у спортсменов, входящих в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине).
- Организация контрольных мероприятий для подтверждения кандидатами на зачисление в состав спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) контрольных нормативов по видам подготовки.
- Принятие решения о зачислении спортсмена в состав спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)B/10.7-Разработка и представление на утверждение в установленном порядке планов обеспечения спортивных сборных команд муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) инвентарем, оборудованием, спортивной базой.
- Разработка рекомендаций по внедрению новых образцов материального оснащения в подготовку спортивных сборных команд муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)
Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)B/11.7-Обеспечение участия представителей спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) в национальных и патриотических мероприятиях, шествиях, демонстрациях.
- Организация проведения в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) работы по соблюдению спортивной этики, эффективного взаимодействия членов команды.
- Контроль проведения в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине) работы по профилактике и предотвращению нарушений антидопинговых правил

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);
педагогическийспособствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни; решать педагогические задачи в рамках общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования; осуществлять обучение и воспитание обучающихся в процессе занятий; определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся; обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности; участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы; осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами, их заменяющими);-лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;.
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;.
- учебно-методическая и нормативная документация.
научно-исследовательскийвыявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта; проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием опробованных методик; осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований; использовать информационные технологии для планирования и коррекции процессов профессиональной деятельности, контроля состояния обучающихся, обработки результатов исследований, решения других практических задач;-лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;.
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;.
- учебно-методическая и нормативная документация.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 05 Физическая культура и спорт (в сфере физического воспитания, в сфере физической культуры и массового спорта, спортивной подготовки, в сфере управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации).
организационно-управленческийПланирование и реализация мероприятий по обеспечению эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкультурно-спортивной организации.-лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;.
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;.
- учебно-методическая и нормативная документация.
организационно-методическийРазработка и реализация мероприятий по организационно-методическому обеспечению физкультурнооздоровительной и спортивномассовой подготовки на базе ФСО, центров спортивной подготовки, а также ОО, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Разработка и реализация плановых мероприятий, направленных на осуществление проектов по борьбе с допингом в спорте. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования.-лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;.
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;.
- учебно-методическая и нормативная документация.
рекреационныйпривлекать население к рекреационной деятельности как фактору здорового образа жизни; реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения; подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности; обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям обучающихся; способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни;-лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;.
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;.
- учебно-методическая и нормативная документация.
тренерскийспособствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции; осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными документами органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативно-правовыми актами в сфере образования, физической культуры и спорта; организовывать работу малых коллективов исполнителей; работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта; соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий;-лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;.
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;.
- учебно-методическая и нормативная документация.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Безопасность жизнедеятельности
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтовАнализирует факторы вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений).
Идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой деятельности.
Выявляет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; оказывает первую помощь, описывает способы участия в восстановительных мероприятиях.
Знать:
теоретические основы жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;
правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
основы физиологии человека, анатомофизиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
современный комплекс проблем безопасности человека;
средства и методы повышения безопасности;
концепцию и стратегию национальной безопасности;
Уметь:
эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ;
Владеть:
навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Категория (группа) универсальных компетенций: Командная работа и лидерство
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в командеЗнает:
типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия.
Умеет:
действовать в духе сотрудничества;
принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации;
проявлять уважение к мнению и культуре других;
определять цели и работать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста.
Владеет:
навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия;
методами оценки своих действий, планирования и управления временем.
Знать:
основные приемы и нормы социального взаимодействия;
основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
Уметь:
устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе; применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
Владеть:
простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде
Категория (группа) универсальных компетенций: Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельностиПоддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни.
Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации
конкретной профессиональной деятельности.
Знать:
методы сохранения и укрепления физического здоровья в условиях полноценной социальной и профессиональной деятельности;
социально-гуманитарную роль физической культуры и спорта в развитии личности;
роль физической культуры и принципы здорового образа жизни;
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;
Уметь:
организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;
использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа;
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, ритмической и аэробной гимнастики, упражнения атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
Владеть:
опытом спортивной деятельности и физического самосовершенствования и самовоспитания;
способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма;
методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях.

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Контроль и анализ
ОПК-9 Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихсяЗнает методы измерения и оценки физического развития, функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола, оценки двигательных качеств; закономерности протекания биохимических процессов в организме человека; принципы, условия и задачи психологического сопровождения занимающихся физической культурой и спортом, включая психодиагностику, психопрофилактику, психокоррекцию, элементы консультирования.
Умеет интерпретировать результаты измерений, определяя степень соответствия их контрольным нормативам; определять биомеханические характеристики тела человека и его движений; подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом.
Владеет навыком применения методов измерений основных параметров физического состояния в покое и при нагрузках; применения базовых методов и методик исследования психических процессов, проведения тестирования подготовленности занимающихся ИВС; анализа и интерпретации результатов педагогического контроля в ИВС.
Знать:
- функциональную анатомию опорнодвигательного аппарата, систем обеспечения и регуляции организма человека на всех уровнях организации;
- методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола
Уметь:
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений.
Владеть:
- навыком применения измерений основных параметров физического состояния в покое и при нагрузках.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профилактика допинга
ОПК-13 Способен проводить работу по предотвращению применения допингаЗнает международные антидопинговые правила и стандарты; антидопинговое законодательство Российской Федерации; методики разработки антидопинговых программ для различной целевой аудитории; современные методики составления просветительских программ и информационных мероприятий.
Умеет определять целевые аудитории для реализации антидопинговых программ; изучать и систематизировать информацию по организации и методическому обеспечению антидопинговых программ; осуществлять наглядную демонстрацию антидопинговой программы с учетом целевой аудитории.
Владеет навыком выбора целевой аудитории для реализации информационных и профилактических антидопинговых программ; разработки и
распространения методических материалов, направленных на противодействие применению допинга в спорте, в том числе размещение на сайтах
физкультурно-спортивных организаций.
Знать:
- международные стандарты в области противодействия применению допинга в спорте;
- международные антидопинговые правила и стандарты;
- антидопинговое законодательство Российской Федерации;
- современные методики составления просветительских программ и информационных мероприятий.
Уметь:
- определять целевые аудитории для реализации антидопинговых программ;
- осуществлять наглядную демонстрацию антидопинговой программы с учетом целевой аудитории;
- планировать свою работу и работу специалистов по антидопинговому обеспечению;
- выбирать антидопинговые программы в зависимости от целевой аудитории, учитывая квалификационные, возрастные особенности, нозологию в паралимпийском, сурдлимпийском спорте.
Владеть:
- навыком выбора формы и способа проведения профилактического информационного антидопингового мероприятия;
- навыком проведения информационных и профилактических антидопинговых мероприятий с привлечением заинтересованных лиц; изучения международных антидопинговых программ, документов международных организаций по вопросам противодействия применению допинга в спорте;
- навыком изучения нормативной базы международных организаций по вопросам противодействия допингу в спорте; внесения обоснованных предложений по решению актуальных проблем, связанных с совершенствованием профилактической работы в области противодействия применению допинга в спорте.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Спортивный отбор
ОПК-2 Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятийЗнает значение терминов «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»», «спортивная ориентация», разницу между ними, неодномоментность и динамичность спортивной ориентации»; критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности (морфологические подходы, психодиагностические и личностно-ориентированные, спортивно-интегративные подходы); особенности сведения воедино разнородных диагностических данных о спортивной предрасположенности; особенности начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного процесса; особенности планирования и методического обеспечения начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного и образовательного процессов; анатомо-физиологические и психологические особенности лиц различного пола на этапах развития, служащие основанием для оценки физических качеств, критериями спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности; механические характеристики тела человека и его движений.
Умеет: ориентироваться в общих положениях и требованиях нормативных документов по вопросам отбора и спортивной ориентации; проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов;- определять анатомо-физиологические показатели физического развития человека; подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом; определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;
- оценивать эффективность статических положений и движений человека; использовать критерии спортивного отбора для оценки соответствия им физических качеств, достигнутых в процессе занятий физической культурой и спортом;
Владеет: навыком проведения антропометрических измерений для оценки физического развития; проведения оценки функционального
состояния человека; биомеханического анализа статических положений и движений человека; применения базовых методов и методик исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся и группы (команды) в сфере физической культуры и спорта; обоснования подходов к отбору, спортивной ориентации в процессе занятий физической культурой и спортом, набору в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организации; проведения тестирования подготовленности занимающихся в виде спорта; выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования; проведение набора и отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организации.
Знать:
- критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности (морфологические подходы, психодиагностические и
личностно-ориентированные, спортивно-интегративные подходы).
Уметь:
- подбирать и применять методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;
- использовать методики оценки уровня мотивации и психологической готовности для занятий избранным видом спорта
Владеть:
- методами оценки функционального состояния человека, исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся и группы
(команды) в сфере физической культуры и спорта.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни; решать педагогические задачи в рамках общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования; осуществлять обучение и воспитание обучающихся в процессе занятий; определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся; обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности; участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы; осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами, их заменяющими);
Объект или область знания: лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; учебно-методическая и нормативная документация.
ПК-1 Способен осуществлять тренировочный процесс на разных этапах спортивной подготовки с учетом пола, возраста и индивидуальных особенностей занимающихся.Осуществляет процесс спортивной тренировки, контроль его эффективности и формирование личности спортсмена средствами физкультурно-спортивной деятельности.
Обеспечивает организацию учебно­-методического сопровождения процесса спортивной тренировки на разных этапах спортивной подготовки.
Формирует навыки соревновательной деятельности в соответствии с этапом и программами спортивной подготовки занимающихся.
Знать:
Тренировочный процесс и этапы подготовки
Уметь:
Проводить подготовку с учетом пола, возраста и индивидуальных особенностей.
05.005 Инструктор-методист
ПК-2 Способен преподавать по дополнительным общеобразовательным программам в сфере физической куль-туры и спорта.Осуществляет педагогическую деятельность, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы в сфере физической культуры, спорна.
Обеспечивает учебно-методическое сопровождение реализации дополнительной общеобразовательной программы в сфере физической культуры, спорна.
Знать:
Как преподавать дополнительное образование в сфере физической культуры.
Уметь:
Осуществлять образование в сфере физической культуры.
05.005 Инструктор-методист

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Педагогика физической культуры и спорта 22.0 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Гигиенические основы физической культуры и спорта 21.0 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Спортивная психология 22.0 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Теория и методика обучения основным видам физкультурно-оздоровительной деятельности 21.0 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Осуществление учебно-тренировочного процесса и спортивная подготовка спортсмена 20.0 3.0 0.0 0.0 0.0 17.0 0
Итоговая аттестация 2.0 0 0 0 0 0 0
Итого 108 17 0 0 0 89 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
18/108 0 18/108 108 17 0.0 89.0 2.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 3 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
Педагогика физической культуры и спорта 22.0 6664
Гигиенические основы физической культуры и спорта 21.0 26661
Спортивная психология 22.0 5665
Теория и методика обучения основным видам физкультурно-оздоровительной деятельности 21.0 16662
Осуществление учебно-тренировочного процесса и спортивная подготовка спортсмена 20.0 4664
Итоговая аттестация 2.0 2
Итого 108 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Современные технологии в работе тренера при подготовке в индивидуальных видах спорта»

10.1. Целью дисциплины является обучение тренеров современным технологиям и методикам, которые позволят повысить эффективность тренировочного процесса и достичь высоких результатов в индивидуальных видах спорта.
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение современных подходов и методик тренировочного процесса в различных индивидуальных видах спорта;
- ознакомление с последними научными исследованиями и техническими инновациями, применяемыми в подготовке спортсменов;
- анализ специфики и особенностей индивидуальных видов спорта и разработка персонализированных тренировочных программ;
- развитие навыков планирования и организации тренировочного процесса, а также мониторинга и анализа результатов;
- обучение методам применения современных технических средств и оборудования для улучшения тренировок и анализа движений спортсменов;
- формирование у тренеров понимания важности индивидуального подхода к каждому спортсмену и учета его физиологических, психологических и технических особенностей;
- развитие навыков работы с командой спортсменов и создания мотивирующей тренировочной атмосферы;
- проведение практических занятий и тренировок, направленных на усвоение новых технологий и методик работы тренера в индивидуальных видах спорта.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Безопасность жизнедеятельности
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтовАнализирует факторы вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений).
Идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой деятельности.
Выявляет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; оказывает первую помощь, описывает способы участия в восстановительных мероприятиях.
Знать:
теоретические основы жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;
правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
основы физиологии человека, анатомофизиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
современный комплекс проблем безопасности человека;
средства и методы повышения безопасности;
концепцию и стратегию национальной безопасности;
Уметь:
эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ;
Владеть:
навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Категория (группа) универсальных компетенций: Командная работа и лидерство
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в командеЗнает:
типологию и факторы формирования команд, способы социального взаимодействия.
Умеет:
действовать в духе сотрудничества;
принимать решения с соблюдением этических принципов их реализации;
проявлять уважение к мнению и культуре других;
определять цели и работать в направлении личностного, образовательного и профессионального роста.
Владеет:
навыками распределения ролей в условиях командного взаимодействия;
методами оценки своих действий, планирования и управления временем.
Знать:
основные приемы и нормы социального взаимодействия;
основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
Уметь:
устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе; применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
Владеть:
простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде
Категория (группа) универсальных компетенций: Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельностиПоддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни.
Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации
конкретной профессиональной деятельности.
Знать:
методы сохранения и укрепления физического здоровья в условиях полноценной социальной и профессиональной деятельности;
социально-гуманитарную роль физической культуры и спорта в развитии личности;
роль физической культуры и принципы здорового образа жизни;
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;
Уметь:
организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;
использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа;
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, ритмической и аэробной гимнастики, упражнения атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
Владеть:
опытом спортивной деятельности и физического самосовершенствования и самовоспитания;
способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма;
методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях.

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Контроль и анализ
ОПК-9 Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихсяЗнает методы измерения и оценки физического развития, функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола, оценки двигательных качеств; закономерности протекания биохимических процессов в организме человека; принципы, условия и задачи психологического сопровождения занимающихся физической культурой и спортом, включая психодиагностику, психопрофилактику, психокоррекцию, элементы консультирования.
Умеет интерпретировать результаты измерений, определяя степень соответствия их контрольным нормативам; определять биомеханические характеристики тела человека и его движений; подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом.
Владеет навыком применения методов измерений основных параметров физического состояния в покое и при нагрузках; применения базовых методов и методик исследования психических процессов, проведения тестирования подготовленности занимающихся ИВС; анализа и интерпретации результатов педагогического контроля в ИВС.
Знать:
- функциональную анатомию опорнодвигательного аппарата, систем обеспечения и регуляции организма человека на всех уровнях организации;
- методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола
Уметь:
- определять биомеханические характеристики тела человека и его движений.
Владеть:
- навыком применения измерений основных параметров физического состояния в покое и при нагрузках.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Профилактика допинга
ОПК-13 Способен проводить работу по предотвращению применения допингаЗнает международные антидопинговые правила и стандарты; антидопинговое законодательство Российской Федерации; методики разработки антидопинговых программ для различной целевой аудитории; современные методики составления просветительских программ и информационных мероприятий.
Умеет определять целевые аудитории для реализации антидопинговых программ; изучать и систематизировать информацию по организации и методическому обеспечению антидопинговых программ; осуществлять наглядную демонстрацию антидопинговой программы с учетом целевой аудитории.
Владеет навыком выбора целевой аудитории для реализации информационных и профилактических антидопинговых программ; разработки и
распространения методических материалов, направленных на противодействие применению допинга в спорте, в том числе размещение на сайтах
физкультурно-спортивных организаций.
Знать:
- международные стандарты в области противодействия применению допинга в спорте;
- международные антидопинговые правила и стандарты;
- антидопинговое законодательство Российской Федерации;
- современные методики составления просветительских программ и информационных мероприятий.
Уметь:
- определять целевые аудитории для реализации антидопинговых программ;
- осуществлять наглядную демонстрацию антидопинговой программы с учетом целевой аудитории;
- планировать свою работу и работу специалистов по антидопинговому обеспечению;
- выбирать антидопинговые программы в зависимости от целевой аудитории, учитывая квалификационные, возрастные особенности, нозологию в паралимпийском, сурдлимпийском спорте.
Владеть:
- навыком выбора формы и способа проведения профилактического информационного антидопингового мероприятия;
- навыком проведения информационных и профилактических антидопинговых мероприятий с привлечением заинтересованных лиц; изучения международных антидопинговых программ, документов международных организаций по вопросам противодействия применению допинга в спорте;
- навыком изучения нормативной базы международных организаций по вопросам противодействия допингу в спорте; внесения обоснованных предложений по решению актуальных проблем, связанных с совершенствованием профилактической работы в области противодействия применению допинга в спорте.
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Спортивный отбор
ОПК-2 Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятийЗнает значение терминов «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»», «спортивная ориентация», разницу между ними, неодномоментность и динамичность спортивной ориентации»; критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности (морфологические подходы, психодиагностические и личностно-ориентированные, спортивно-интегративные подходы); особенности сведения воедино разнородных диагностических данных о спортивной предрасположенности; особенности начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного процесса; особенности планирования и методического обеспечения начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного и образовательного процессов; анатомо-физиологические и психологические особенности лиц различного пола на этапах развития, служащие основанием для оценки физических качеств, критериями спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности; механические характеристики тела человека и его движений.
Умеет: ориентироваться в общих положениях и требованиях нормативных документов по вопросам отбора и спортивной ориентации; проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов;- определять анатомо-физиологические показатели физического развития человека; подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом; определять биомеханические характеристики тела человека и его движений;
- оценивать эффективность статических положений и движений человека; использовать критерии спортивного отбора для оценки соответствия им физических качеств, достигнутых в процессе занятий физической культурой и спортом;
Владеет: навыком проведения антропометрических измерений для оценки физического развития; проведения оценки функционального
состояния человека; биомеханического анализа статических положений и движений человека; применения базовых методов и методик исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся и группы (команды) в сфере физической культуры и спорта; обоснования подходов к отбору, спортивной ориентации в процессе занятий физической культурой и спортом, набору в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организации; проведения тестирования подготовленности занимающихся в виде спорта; выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования; проведение набора и отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности физкультурно-спортивной организации.
Знать:
- критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности (морфологические подходы, психодиагностические и
личностно-ориентированные, спортивно-интегративные подходы).
Уметь:
- подбирать и применять методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;
- использовать методики оценки уровня мотивации и психологической готовности для занятий избранным видом спорта
Владеть:
- методами оценки функционального состояния человека, исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся и группы
(команды) в сфере физической культуры и спорта.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни; решать педагогические задачи в рамках общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования; осуществлять обучение и воспитание обучающихся в процессе занятий; определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся; обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности; участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы; осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами, их заменяющими);
Объект или область знания: лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; учебно-методическая и нормативная документация.
ПК-1 Способен осуществлять тренировочный процесс на разных этапах спортивной подготовки с учетом пола, возраста и индивидуальных особенностей занимающихся.Осуществляет процесс спортивной тренировки, контроль его эффективности и формирование личности спортсмена средствами физкультурно-спортивной деятельности.
Обеспечивает организацию учебно­-методического сопровождения процесса спортивной тренировки на разных этапах спортивной подготовки.
Формирует навыки соревновательной деятельности в соответствии с этапом и программами спортивной подготовки занимающихся.
Знать:
Тренировочный процесс и этапы подготовки
Уметь:
Проводить подготовку с учетом пола, возраста и индивидуальных особенностей.
05.005 Инструктор-методист
ПК-2 Способен преподавать по дополнительным общеобразовательным программам в сфере физической куль-туры и спорта.Осуществляет педагогическую деятельность, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы в сфере физической культуры, спорна.
Обеспечивает учебно-методическое сопровождение реализации дополнительной общеобразовательной программы в сфере физической культуры, спорна.
Знать:
Как преподавать дополнительное образование в сфере физической культуры.
Уметь:
Осуществлять образование в сфере физической культуры.
05.005 Инструктор-методист
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 17
лекции (Л) 17.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 89.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 106.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Педагогика физической культуры и спорта Сущность образования как педагогической категории.
Профессиональная деятельность спортивного педагога.
Педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Методы и средства воспитательной деятельности спортивного педагога в учебном заведении.
2. Гигиенические основы физической культуры и спорта Характеристика гигиены и ее основных задач.
Гигиенические правила организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Профилактика заболеваний средствами физической культуры.
Изучение гигиенических основ закаливания.
3. Спортивная психология Введение в деятельность спортивного психолога.
Методологические основы спортивной психологии.
Спорт и психическое здоровье.
Изучение мотивации и эмоций в спортивной психологии.
Спортивная психофизиология.
Когнитивные процессы в спорте.
Психология спортивной травмы.
Перспективы применения молекулярной генетики для оценки психологических факторов спортивной успешности.
Технологии виртуальной реальности: теория, практика и перспективы использования в психологии спорта.
4. Теория и методика обучения основным видам физкультурно-оздоровительной деятельности Сущность оздоровительной физической культуры.
Анализ организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в современной школе.
Физические упражнения, игры, естественные силы природы как главные средства оздоровительно физической культуры.
Упражнения циклического характера.
Ациклические упражнения.
Проблема физического здоровья школьников.
Рассмотрение и изучение методических основ оздоровтельной физической культуры.
Выявление главных средств оздоровительной физической культуры.
5. Осуществление учебно-тренировочного процесса и спортивная подготовка спортсмена Организация учебно-тренировочного процесса.
Сущность спортивной тренировки.
Принципы и методы спортивной тренировки.
Методы учебно-тренировочного процесса.
Основные принципы спортивной тренировки.
Тренировка как одна из форм подготовки спортсмена, ее структура и направления.
Характеристика элементов тренировочного процесса, его принципы и методы.
Закономерности формирования двигательных умений и навыков как предмет теории спортивной тренировки.
Разработка умозрительных и математических моделей опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
Разработка методов формирования произвольных программ двигательных действий.
Разработка методов контроля за уровнем технической подготовленности, а также за содержанием технической подготовки.
Разработка методов перестройки программ произвольного управления моделями опорно-двигательного аппарата спортсмена.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Педагогика физической культуры и спорта 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 22.0
2 Гигиенические основы физической культуры и спорта 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 21.0
3 Спортивная психология 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 22.0
4 Теория и методика обучения основным видам физкультурно-оздоровительной деятельности 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 21.0
5 Осуществление учебно-тренировочного процесса и спортивная подготовка спортсмена 3.0 0.0 0.0 0.0 17.0 20.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Л.А. Боярская / Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы / – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017 г. – 120 стр.

-Г.А. Ямалетдинова / Педагогика физической культуры и спорта / - Екатеринбург 2014 г. - 247 стр.

-ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ. Составители: Летягина Е.Н., Орлова Е.А., Бастрыгина О.Ю.: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018. – 42 с.

-Психология спорта: Моно гра фия / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. — М.: МГУ, 2011. — 424 с

-Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, T.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.

б) дополнительная литература:

- Кадыров Р.М., Гетьман В.Д., Смирнова Ю.В., Становление и развитие учебной дисциплины "Теория и методика физической культуры" СПБ 2010 г. - 79 стр.

- А.М. Якимов / Основы тренерского мастерства / — «Спорт», 2015 г. - 35 стр.

- Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата. 1997 г. 304 с.

- Б. А. Ашмарин / Теория и методики физического воспитания / — М.: Просвещение, 1990.—288 стр.

- Ж.К. Холодов / Теория и методика физической культуры и спорта / - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 480 стр.

- Полиевский С А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности : учебник для студ. учреждений высш. образования / С. А. Полиевский. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с

- Ю.Д.Железняк / Спортивные игры / - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 стр.

- Гигиенические принципы организации учебного про­цесса в общеобразовательных учреждениях

- Видеоурок: Методы преподавания и основы Физической Культуры

- Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Ловягина, Н. Л. Ильина, С. В. Медников, Е. Е. Хвацкая ; под редакцией А. Е. Ловягиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 390 с.

- Серова, Л. К.  Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте : учебное пособие для вузов / Л. К. Серова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 147 с. 

- Стеблецов, Е. А.  Гигиена физической культуры и спорта : учебник для вузов / Е. А. Стеблецов, А. И. Григорьев, О. А. Григорьев ; под редакцией Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 308 с. 

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Доминирующим фактором, оказывающим влияние на школьную физическую культуру, выступает современный...?

a) современный научно- технический прогресс

б) результаты олимпийских игр

в) здоровый образ жизни

г) подготовка к службе в армии

2. В блок видов деятельности входит?

a) Гимнастика

б) физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки, утренняя гимнастика

в) занятия в спортивной школе

г) гигиенические мероприятия

3. При воспитании физических качеств рекомендуется следующая последовательность на уроке

a) скоростные способности, скоростно-силовые, гибкость

б) скоростные способности, скоростно-силовые, гибкость

в) скоростно-силовые, гибкость, скоростные способности

г) общая выносливость, специальная выносливость, гибкость

4. К каким факторам, которые влияют на динамику спортивных достижений принадлежит прогрессивная методика тренировок?

a) индивидуальные факторы

б) научно-технические факторы

в) научно-технические факторы

5. Метод обучения двигательным действиям это …

a) способ действий учителя (тренера) и учеников, направленный на решение отдельных дидактических задач

б) выбор принципиального способа (пути) решения учителем (тренером) той или иной педагогической задачи в целом

в) действие учителя (тренера) и учеников

6. Что из представленного является методической особенностью игрового метода?

a) непрерывные нагрузки одинаковой интенсивности

б) вариативность ситуаций, что способствует комплексному проявлению физических качеств и двигательных умений

в) выделение частей движения, что изучается, и отдельное их усвоения

7. Какие «волны» (согласно принципу волнообразности динамики нагрузок) характеризуют динамику нагрузок в микроцикла?

a) средние «волны»

б) большие «волны»

в) малые «волны»

8. Какой перенос двигательного навыка чаще наблюдается при сходимости в подготовительных фазах движений и существенных различиях в основных фазах?

a) положительное обобщенное

б) положительное ограниченное

в) негативное

г) положительное двустороннее

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.