Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Пожарная безопасность для должностных лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа в организации»
Трудоемкость обучения по данной программе –
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Пожарная безопасность для должностных лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа в организации» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 20.02.04 Пожарная безопасность, Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучение участников основным знаниям, навыкам и нормативным требованиям в области пожарной безопасности, а также развитии практических навыков по проведению противопожарного инструктажа в организации.
Программа направлена на обучение эффективным методам обеспечения безопасности в случае пожаров, их обнаружения и тушения, а также на ознакомление с государственными нормами и требованиями в области профилактики пожаров и пожарной безопасности.
Цель программы состоит в том, чтобы подготовить участников к проведению противопожарного инструктажа в организации, повысить их компетенцию в области постановки задач и целей при создании безопасных условий труда для сотрудников и гостей организации, а также научить использовать современные методы предотвращения пожаров и управления рисками.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих;
- должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО);
-Ремонт и обслуживание технических средств;
- используемых для предупреждения;
- тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
-Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности;
-Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
2) должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО)
3) Ремонт и обслуживание технических средств
4) используемых для предупреждения
5) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
6) Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности
организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
7) Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;
население, находящееся в опасных зонах пожара;
объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;
технологические процессы пожароопасных производств;
материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;
технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;
процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;
первичные трудовые коллективы;
технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
огнетушащие вещества;
аварийно-спасательное оборудование и техника;
системы и оборудование противопожарной защиты;
системы и устройства специальной связи и управления;
медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;
иные средства, вспомогательная и специальная техника.
00.000 Специалист по противопожарной профилактике | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Обеспечение противопожарного режима на объекте | ||
Планирование пожарно-профилактической работы на объекте | A/01.5 | -Планирование пожарно-профилактических работ на объекте. - Контроль исполнения приказов: о порядке обеспечения пожарной. - безопасности на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях. - объекта; о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность в. - подразделениях объекта. - Проведение вводного противопожарного инструктажа с работниками. - объекта. - Расчет необходимого количества первичных средств пожаротушения на. - объекте. - Разработка паспорта на постоянные места проведения огневых и других. - пожароопасных работ. - Обеспечение объекта знаками пожарной безопасности |
Обобщенные трудовые функции: Разработка решений по противопожарной защите организации и анализ пожарной безопасности | ||
Разработка мероприятий по снижению пожарных рисков | B/03.6 | -Выявление и систематизация причин возгораний на территории. - организации, в зданиях, сооружениях, помещениях, складах, на. - наружных установках, транспортных средствах. - Анализ и оценка пожарного риска на объекте защиты:. - -выявление частоты реализации пожарных ситуаций. - -расчет поля опасных факторов пожара для различных сценариев его. - развития. - -оценка последствий воздействия опасных факторов на работников для. - различных сценариев его развития, расчет индивидуального пожарного. - риска. - Разработка материалов (приказов, указаний, инструкций,. - информационных писем) по осуществлению методического руководства. - в работе по совершенствованию пожарной безопасности |
Обобщенные трудовые функции: Руководство службой пожарной безопасности организации (структурных подразделений, филиалов) | ||
Анализ эффективности пожарнопрофилактической работы в структурных подразделениях; разработка мероприятий по повышению пожарной устойчивости | C/01.7 | -Анализ качества и действенности проводимой в организации пожарнопрофилактической работы. - Анализ эффективности организации тушения пожара, взаимодействия с. - пожарными. - Оценка эффективности использования пожарной автотехники, пожарнотехнического вооружения и оборудования, огнетушащих средств и. - средств связи. - Оформление необходимых документов для получения заключения о. - соответствии объектов правилам пожарной безопасности. - Разработка мероприятий, направленных на усиление противопожарной. - защиты и предупреждения пожаров. - Пожарно-техническое обследование объектов. - Обеспечение противопожарных мероприятий, предусмотренных. - правилами, нормами и стандартами на строительные работы,. - технологические процессы и отдельные виды продукции. - Контроль обеспечения технического состояния средств пожарной. - автоматики и пожаротушения, систем противопожарного. - водоснабжения, дымоудаления, установок оповещения персонала. - организации при пожаре |
Методическая помощь структурным подразделениям в решении вопросов пожарной безопасности | C/02.7 | -Анализ состояния пожарной безопасности, причин нарушений. - законодательства. - Организация и руководство методической работой структурных . - подразделений по обеспечению пожарной безопасности. - Контроль выполнения требований пожарной безопасности в. - структурных подразделениях. - Разработка и реализация мероприятий по функционированию и. - совершенствованию системы управления охраной труда и пожарной. - безопасности |
Взаимодействие с государственными органами по вопросам пожарной безопасности | C/03.7 | -Обеспечение противопожарной пропаганды и обучения в области. - пожарной безопасности персонала организации, в том числе на основе . - взаимодействия с заинтересованными государственными органами. - Участие в составе комиссии по обследованию и проверке пожарной. - безопасности организации и отдельных объектов. - Подготовка отчетов и материалов по запросам региональных и. - территориальных органов пожарного надзора |
Руководство службой пожарной безопасности организации | C/04.7 | -Разработка проектов локальных актов о назначении ответственных за. - пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений,. - помещений, цехов, участков, технологического оборудования и. - процессов, инженерного оборудования, электросетей. - Разработка проектов локальных актов организации работы по. - обеспечению пожарной безопасности с определением круга. - обязанностей должностных лиц, работников организации по. - обеспечению пожарной безопасности и обеспечение утверждения. - локальных актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности. - Разработка примерного перечня обязанностей для лиц, ответственных за. - обеспечение пожарной безопасности. - Разработка положений об организации обучения и проверки знаний по. - пожарной безопасности рабочих и служащих и реализация данных. - положений. - Разработка необходимых инструкций о мерах пожарной безопасности:. - -для объекта в целом (устанавливающей противопожарный режим). - -для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка. - -для установок (систем) пожарной автоматики. - Разработка порядка сбора, хранения и удаления горючих веществ и. - материалов, содержания и хранения спецодежды. - Разработка порядка аварийной остановки технологического. - оборудования. - Разработка порядка отключения вентиляции и электрооборудования. - Разработка порядка эвакуации людей, горючих веществ и материальных. - ценностей |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
5 | Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. | Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | ||
Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО) | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Не заполнена почасовка промежуточной аттестации
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: .
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
/ | 0 | / | 0 | 0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – .
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
---|---|
Итого | 0 |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Пожарная безопасность для должностных лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа в организации»
10.1. Целью дисциплины является обучение и подготовка должностных лиц к эффективному проведению противопожарного инструктажа сотрудников организации.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и правил пожарной безопасности, а также нормативных документов, регулирующих проведение противопожарного инструктажа.- Ознакомление с основными опасностями и рисками возникновения пожара на рабочих местах и в производственных помещениях.
- Обучение техникам проведения противопожарного инструктажа, включая эффективные методы обучения и презентации материала.
- Развитие навыков подготовки и организации противопожарных учений и тренировок для сотрудников организации.
- Подготовка к разработке инструкций по пожарной безопасности и их адаптации к специфике деятельности организации.
- Развитие умений взаимодействия с пожарной службой и другими экстренными службами в случае чрезвычайных ситуаций.
- Обучение технике обращения с пожарной техникой и средствами пожаротушения.
- Подготовка к анализу и оценке эффективности проведенного противопожарного инструктажа и коррекции деятельности по предупреждению пожаров.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
лекции (Л) | |
практические занятия (ПЗ) | |
семинары (С) | |
лабораторные работы (ЛР) | |
Самостоятельная работа (СР, всего), | |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"
-СП 1.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
-Государственный пожарный надзор: учебное пособие / С. В. Макаркин [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 248 с.
б) дополнительная литература:
- В. А. Пучков / Пожарная безопасность / – М. : Академия ГПС МЧС России, 2014 г. – 877 стр.
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О пожарной безопасности"
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
- СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации.
- СП 485.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
- СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
- С.А. Ковалев / Антология безопасности. Пожарная безопасность / - Омск 2017 г. - 84 стр.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. С какой периодичностью проводится повторный противопожарный инструктаж с работниками организаций, не имеющих пожароопасного производства?
a) Не реже одного раза в полугодие
б) Не реже одного раза в три года
в) Не реже одного раза в год
г) Не реже одного раза в квартал
2. Какой документ в соответствии с правилами противопожарного режима должен быть разработан в отношении каждого объекта?
a) Инструкция о мерах пожарной безопасности
б) Правила внутреннего трудового распорядка
в) Распоряжение о противопожарном режиме
г) Программа противопожарного инструктажа
3. Что из перечисленного не соответствует требованиям норм пожарной безопасности по размещению переносных огнетушителей?
a) Рекомендуется переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах
б) Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола
в) Расстояние для помещений категории Д от возможного очага пожара до ближайшего огнетушителя не должно превышать 5 м
г) Огнетушители должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов
4. Кто в соответствии с Нормами пожарной безопасности проходит обучение пожарно-техническому минимуму непосредственно в организации?
a) Кто в соответствии с Нормами пожарной безопасности проходит обучение пожарно-техническому минимуму непосредственно в организации? Работники планово-экономической службы
б) Работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях
в) Работники бухгалтерии
г) Работники службы управления персоналом
5. Какие вопросы должны обязательно отражаться в инструкции о мерах пожарной безопасности?
a) Порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы
б) Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв
в) Порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов
г) Все перечисленные вопросы должны отражаться в инструкции
6. С кем не проводится вводный противопожарный инструктаж?
a) С прибывшими на экскурсию
б) С командированными в организацию работниками
в) С сезонными работниками
г) С обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику
7. С какой периодичностью проводится повторный противопожарный инструктаж с работниками организаций, не имеющих пожароопасного производства?
a) Не реже одного раза в три года
б) Не реже одного раза в квартал
в) Не реже одного раза в год
г) Не реже одного раза в полугодие
8. Что из перечисленного не входит в обязанности в области пожарной безопасности руководителей организаций?
a) Незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов
б) Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны
в) Содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению
г) Для обеспечения соблюдения Правил пожарной безопасности в организации заключать договоры на работу по совместительству с государственными инспекторами по пожарному надзору
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |