Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Планирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации по бюджетной и внебюджетной деятельности»
Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Планирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации по бюджетной и внебюджетной деятельности» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 38.02.06 Финансы, Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 836, Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 65.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучение участников программы методам планирования, организации и контроля финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций по бюджетной и внебюджетной деятельности.
Цель программы направлена на повышение уровня профессиональной подготовки участников, в том числе на усвоение финансовых норм и правил, владение навыками составления бюджета, планированием использования бюджетных и внебюджетных средств, взаимодействием с государственными структурами, управлением документами, а также на овладение навыками анализа финансовой деятельности бюджетной организации.
Цель программы включает в себя изучение современных методов бюджетирования, управления налогами, финансовой отчетности, планирования инвестиций, вывода бюджетной организации на новые рынки, организацию внутреннего и внешнего контроля финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-участие в организации и осуществлении финансового контроля.;
-участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;;
-ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;;
-финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) участие в организации и осуществлении финансового контроля.
Разрабатывать план и программу проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий, вырабатывать рекомендации по устранению недостатков и рисков, оценивать эффективность контрольных процедур;
Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
Участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта финансового контроля;
Обеспечивать соблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
2) участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации;
Составлять финансовые планы организации;
Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд.
3) ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов;
Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга.
4) финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним;
Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
специалиста среднего звена "финансист"
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;
имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
финансово-хозяйственная информация;
финансовая отчетность.
08.008 Специалист по финансовому консультированию | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг | ||
Мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков | A/01.6 | -Проведение исследования финансового рынка и изучение предложений финансовых услуг (в том числе действующих правил и условий, тарифной политики и действующих форм документации). - Сбор информации по спросу на рынке финансовых услуг. - Сбор данных и ведение базы по клиентам в программном комплексе. - Оценка качества, достаточности и надежности информации по контрагентам. - Составление подробных паспортов финансовых продуктов. - Составление аналитических заключений, рейтингов, прогнозов с целью предотвращения сделок с недобросовестными партнерами. - Организация сбора, обработки и анализа информации, в том числе с применением социологических, маркетинговых исследований. - Мониторинг информационных источников финансовой информации. - Анализ состояния и прогнозирование изменений инвестиционного и информационного рынков. - Организация и поддерживание постоянных контактов с рейтинговыми агентствами, аналитиками инвестиционных организаций, консалтинговыми организациями, аудиторскими организациями, оценочными фирмами, государственными и муниципальными органами управления, общественными организациями, средствами массовой информации, информационными, рекламными агентствами |
Подбор в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирование клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов | A/02.6 | -Самостоятельный поиск и привлечение новых клиентов целевого сегмента на основе личных контактов и контактов из централизованной базы потенциальных клиентов. - Взаимодействие с потенциальными потребителями финансовых услуг с целью выявления платежеспособного спроса. - Осуществление операционного и информационного обслуживания клиентов, самостоятельно обратившихся за финансовой консультацией. - Проведение встреч с клиентами (в офисе организации или в удобном для клиента месте). - Проведение телефонных переговоров с потенциальными контрагентами. - Проведение личных переговоров с представителями кредитного учреждения. - Обсуждение, определение условий сотрудничества, подписание документов о сотрудничестве. - Получение информации об основных показателях финансовой ситуации клиента, мониторинг финансовых возможностей клиента. - Уточнение у клиента существенной дополнительной информации. - Развитие и поддержание долгосрочных отношений с клиентами. - Осуществление выбора форм и методов взаимодействия с инвесторами, организациями, средствами массовой информации. - Определение характера, содержания и носителей информационных сообщений, исходящих от организации |
Консультирование клиента по оформлению сделок с поставщиком финансовой услуги (кроме операционной деятельности) | A/03.6 | -Консультирование по оформлению документов на выдачу кредитов. - Консультирование по оформлению документов на открытие депозитов физическим лицам. - Консультирование по оформлению документов на выпуск пластиковых карт. - Консультирование по оформлению договоров банковского счета с клиентами. - Консультирование по оформлению соглашения о предоставлении услуг на рынке ценных бумаг. - Консультирование по регистрации и открытию брокерских счетов. - Консультирование по оформлению дилерских операций с ценными бумагами. - Консультирование по оформлению депозитарных операций с ценными бумагами. - Консультирование по оформлению операций по определению взаимных обязательств (клиринг). - Консультирование по оформлению операций по покупке-продаже памятных монет из драгоценных металлов. - Консультирование по оформлению операций по покупке-продаже инвестиционных монет из драгоценных металлов. - Подготовка и проверка документов, участвующих в финансовых операциях. - Качественное ведение заявок в системе организации данных по клиентам. - Составление регулярной аналитической отчетности для клиентов и вышестоящего руководства. - Анализ предоставляемой клиентами документации, предусмотренной условиями договора с финансовой организацией. - Проверка документов клиентов на предмет комплектности согласно внутренним нормативным документам финансовой организации, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, хранящейся в них. - Осуществление контроля подготовки и исполнения договоров и контрактов по направлениям деятельности в области финансового консультирования |
Обобщенные трудовые функции: Консультирование клиентов по составлению финансового плана и формированию целевого инвестиционного портфеля | ||
Финансовое консультирование по широкому спектру финансовых услуг | B/01.7 | -Предоставление потребителю финансовых услуг информации о состоянии и перспективах рынка, тенденциях в изменении курсов ценных бумаг, иностранной валюты, условий по банковским продуктам и услугам. - Разъяснение сути финансовых продуктов, юридических и экономических характеристик финансовых продуктов и услуг. - Предоставление достоверной информации по контрагентам, условиям, требованиям к контрагенту, предмету сделки. - Составление окончательного перечня предлагаемых клиенту финансовых продуктов. - Консультирование клиента по вопросам составления личного бюджета, страхования, формирования сбережений, управления кредитным и инвестиционным портфелем. - Разъяснение клиенту экономических и правовых последствий финансовых решений. - Определение (на основании запроса клиента) критериев отбора поставщиков финансовых услуг и подбор поставщиков в соответствии с выделенными критериями. - Организация продажи финансовых продуктов (банковские депозиты, паевые фонды, брокерское обслуживание, обезличенный металлический счет) в рамках персонального финансового плана. - Дополнительная продажа финансовых продуктов в рамках персонального финансового плана. - Консультирование контрагентов по вопросам, относящимся к компетенции деятельности. - Обеспечение взаимодействия структурных подразделений организации при совместной деятельности; участие в планировании мероприятий, направленных на повышение качества финансового сервиса организации |
Разработка финансового плана для клиента и целевого инвестиционного портфеля | B/02.7 | -Составление перечня рекомендаций по управлению инвестиционным риском. - Составление инвестиционного портфеля. - Выявление качественных и количественных свойств рисков в предполагаемых к использованию финансовых продуктах. - Привлечение к решению задач финансового планирования независимых внешних консультантов и экспертов в области финансовых рынков. - Согласование условий инвестиционного портфеля с клиентом. - Регулярный пересмотр качества инвестиционного портфеля клиента (селекция и аллокация активов). - Проведение расчетов величины портфеля, достаточной для покрытия финансовых целей. - Расчет размера инвестиций, необходимого для достижения целей клиента. - Расчет целевой доходности в зависимости от финансовых целей и начального капитала. - Анализ финансового положения клиента. - Выявление несоответствий текущего финансового состояния клиента его финансовым целям. - Подбор классов активов и финансовых продуктов в соответствии с потребностями клиента. - Проведение стресс-тестов и сценарного анализа. - Моделирование целевого портфеля клиента. - Расчет параметров целевого инвестиционного портфеля. - Формирование финансового плана и критериев мониторинга его выполнения. - Определение и согласование правил информирования клиента. - Установление критериев оценки показателей инвестиционного портфеля. - Пересмотр (ребалансировка) состава активов клиентского портфеля. - Мониторинг финансового плана, определение критериев эффективности финансового плана и качества инвестиционного портфеля клиента. - Анализ изменения стоимости капитала инвестиционного портфеля. - Составление прогноза денежного потока. - Оптимизация финансового плана. - Анализ использования заемных средств (кредитные продукты). - Моделирование целевого портфеля. - Презентация согласованных финансовых решений клиенту. - Определение критериев взаимодействия с клиентом |
Обобщенные трудовые функции: Управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении) | ||
Разработка методологии и стандартизация процесса финансового консультирования и финансового планирования | C/01.7 | -Создание методологии финансового консультирования и финансового планирования. - Формирование стандартов и внутренних регламентов по процессу финансового консультирования и финансового планирования. - Руководство разработкой корпоративных регламентных документов по финансовому консультированию. - Утверждение методик по финансовому парированию, методик определения инвестиционного профиля клиентов. - Согласование позиций и выработка единых подходов по вопросам регламентации процесса финансового консультирования совместно с другими подразделениями организации и внешними финансовыми консультантами. - Координация структурных подразделений организации по вопросам финансового консультирования. - Формирование требований к методическому обеспечению процесса финансового консультирования. - Внедрение единой методологии финансового планирования. - Периодическая актуализация основных положений и принципов методологии финансового планирования. - Установление требований к организации аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового планирования. - Установление требований к функционированию аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового консультирования и финансового планирования. - Формирование требований к закупкам и объемов закупки услуг внешних поставщиков для обеспечения процесса финансового консультирования в организации (базы данных, информационное системы, специализированные средства, консультационные услуги). - Организация консультационной поддержки по вопросам аппаратно-информационного обеспечения. - Организация действий по обеспечению сотрудников подразделения по финансовому консультированию необходимым оборудованием и доступом к информационным системам организации |
Создание и развитие организационной структуры по финансовому консультированию | C/02.7 | -Разработка и участие во внедрении единой внутренней организационной структуры по финансовому консультированию. - Планирование деятельности подразделения по финансовому консультированию. - Организация, курирование и контроль деятельности подразделения по финансовому консультированию. - Организация разработки и утверждение положения о подразделении по финансовому консультированию. - Утверждение политики и регламентов по финансовому консультированию, описывающих общие принципы и функциональные обязанности всех участников процесса финансового консультирования клиентов. - Определение требований к работникам, занятым в процессе финансового консультирования. - Организация разработки должностных инструкций для специалистов по финансовому консультированию. - Создание системы мотивации и развития персонала, отвечающего за финансовое консультирование. - Разработка перспективных и текущих программ и планов, отдельных мероприятий и/или комплекса мероприятий, их информационное сопровождение, разработка схем материально-финансового и организационного обеспечения процесса финансового консультирования |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): специалиста среднего звена "финансист" | ||
финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним; Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. | -Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;. - имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;. - финансово-хозяйственная информация;. - финансовая отчетность. |
ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; | Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов; Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга. | -Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;. - имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;. - финансово-хозяйственная информация;. - финансовая отчетность. |
участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций; | Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации; Составлять финансовые планы организации; Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению; Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления; Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд. | -Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;. - имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;. - финансово-хозяйственная информация;. - финансовая отчетность. |
участие в организации и осуществлении финансового контроля. | Разрабатывать план и программу проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий, вырабатывать рекомендации по устранению недостатков и рисков, оценивать эффективность контрольных процедур; Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля; Участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта финансового контроля; Обеспечивать соблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. | -Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;. - имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;. - финансово-хозяйственная информация;. - финансовая отчетность. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
Общие компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общих компетенций: | ||
ОК-01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. | Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК-02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. | Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации. |
ОК-04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельность. | Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||
Задача профессиональной деятельности: Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним; Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. | |||
Объект или область знания: Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления; имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления; финансово-хозяйственная информация; финансовая отчетность. | |||
ПК-1.1 Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. | уметь: использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности; проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений; применять бюджетную классификацию Российской Федерации в профессиональной деятельности; составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; формировать государственные (муниципальные) задания для государственных (муниципальных) учреждений и определять размеры субсидий; знать: законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; понятие бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы. | 08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) |
ПК-1.2 Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Обеспечение финансово-экономических исполнений бюджетов Российской Федерации. | Уметь: составлять сводную бюджетную роспись; оформлять платежные документы (электронные заявки на кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат; Знать: основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедур исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; | 08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) |
ПК-1.3 Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Контроль за совершением финансово-экономических операций со средствами бюджетной системы. | Уметь: проводить проверку платежных документов получателя бюджетных средств, представленных для проведения кассовых выплат; Знать: законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; | 08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Анализ технико-организационного уровня и других условий в организации | 18.0 | 11.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Анализ наличия движения и использования персонала организации и фонда оплаты труда | 17.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Анализ и управление затратами и себестоимость в организации | 16.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности организации | 20.0 | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 72 | 43 | 0 | 0 | 0 | 28 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
12/72 | 0 | 12/72 | 72 | 43 | 0.0 | 28.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 2 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Анализ технико-организационного уровня и других условий в организации | 18.0 | 6 | 6 | 6 | |||||||||
Анализ наличия движения и использования персонала организации и фонда оплаты труда | 17.0 | 6 | 6 | 5 | |||||||||
Анализ и управление затратами и себестоимость в организации | 16.0 | 1 | 6 | 6 | 3 | ||||||||
Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности организации | 20.0 | 3 | 6 | 6 | 5 | ||||||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||||||||
Итого | 72 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) организации»
10.1. Цель дисциплины заключается в обучении специалистов методам и инструментам анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности организаций. Основная цель состоит в развитии у слушателей компетенций по анализу финансовой отчетности, выявлению финансовых проблем и разработке рекомендаций для повышения эффективности деятельности организации.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основами финансового анализа и его роли в управлении организацией.- Изучение методов сбора и обработки финансовой информации для проведения анализа ФХД.
- Разбор основных методов и инструментов анализа финансовой отчетности организации.
- Изучение методов оценки финансового состояния и платежеспособности организации.
- Обучение выявлению факторов, влияющих на финансовые результаты и показатели организации.
- Рассмотрение вопросов связанных с оценкой финансовой устойчивости и рентабельности организации.
- Практическое применение анализа ФХД для выявления проблемных областей и разработки мер по их устранению.
- Подготовка к составлению аналитических отчетов и рекомендаций для руководства организации на основе результатов анализа ФХД.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
Общие компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общих компетенций: | ||
ОК-01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. | Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК-02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. | Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации. |
ОК-04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельность. | Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||
Задача профессиональной деятельности: Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним; Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. | |||
Объект или область знания: Финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления; имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления; финансово-хозяйственная информация; финансовая отчетность. | |||
ПК-1.1 Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. | уметь: использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности; проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений; применять бюджетную классификацию Российской Федерации в профессиональной деятельности; составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; формировать государственные (муниципальные) задания для государственных (муниципальных) учреждений и определять размеры субсидий; знать: законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; понятие бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы. | 08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) |
ПК-1.2 Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Обеспечение финансово-экономических исполнений бюджетов Российской Федерации. | Уметь: составлять сводную бюджетную роспись; оформлять платежные документы (электронные заявки на кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат; Знать: основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедур исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; | 08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) |
ПК-1.3 Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Контроль за совершением финансово-экономических операций со средствами бюджетной системы. | Уметь: проводить проверку платежных документов получателя бюджетных средств, представленных для проведения кассовых выплат; Знать: законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; | 08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 43 |
лекции (Л) | 43.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 28.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 71.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Анализ технико-организационного уровня и других условий в организации | Теоретические и методические основы анализа технико-организационного уровня организации. Понятие технико-организационного уровня производства. Показатели технико-организационного уровня организации. Оценка комплексного воздействия экстенсивных и интенсивных факторов развития организации. Анализ технико-организационного уровня производства на примере предприятия. Методика анализа технико-организационного уровня производства на примере предприятия. Пути совершенствования технико-организационного уровня производства. |
2. | Анализ наличия движения и использования персонала организации и фонда оплаты труда | Задачи анализа и источники информации. Исходные данные. Анализ состава, структуры, наличия, квалификации и движения трудовых ресурсов. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. Анализ структуры трудовых ресурсов предприятия. Анализ квалификации трудовых ресурсов предприятия. Анализ движения рабочей силы. Анализ фонда рабочего времени. Анализ уровней использования трудовых ресурсов. Анализ трудоемкости продукции. Анализ фонда заработной платы. Точка безубыточности. |
3. | Анализ и управление затратами и себестоимость в организации | Теоретические аспекты анализа, управления затратами и себестоимостью продукции. Себестоимость как экономическая категория: её сущность, состав и структура. Задачи анализа и управления себестоимостью продукции. Современные системы для управления затратами и себестоимостью. Анализ деятельности в контексте управления затратами и себестоимостью продукции. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции. Факторный анализ себестоимости продукции. Пути совершенствования практики управления затратами предприятия на производство продукции. Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции. Группировка затрат в системе маржинального анализа. Перспективы использования метода «директ-костинг» в управлении затратами и себестоимостью. |
4. | Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности организации | Методологические основы анализа финансового состояния предприятия. Цикл задачи анализа. Методы и приемы финансового анализа. Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия. Анализ состояния имущества и источника финансирования организации. Анализ структуры и динамики имущества и источников финансирования организации. Анализ ликвидности организации. Анализ финансовой устойчивости организации. Расчет индексов платежеспособности. Оценка деловой активности организации. Анализ эффективности деятельности организации. Анализ финансовых результатов деятельности организации. Анализ эффективности деятельности организации. Предложения по развитию деятельности предприятия. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Анализ технико-организационного уровня и других условий в организации | 11.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 18.0 |
2 | Анализ наличия движения и использования персонала организации и фонда оплаты труда | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 17.0 |
3 | Анализ и управление затратами и себестоимость в организации | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 16.0 |
4 | Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности организации | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 20.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Л.И. Филющенко / Трудовое право / Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : - Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. – 208 стр.
-Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности : учебнометодическое пособие / Н.А. Гареева. – Нижнекамск : НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2015. – 114 с.
-Управление затратами и контроллинг: учеб. пособие / С.А. Борисов, К.И. Колесов, А.Ф. Плеханова; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2017. – 168 с.
-Анализ финансовой отчетности предприятия. Учебное пособие. – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2019. – 156 с.
б) дополнительная литература:
- Л.И. Юзвович /Финансы, денежное обращение и кредит /— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 г.— 355 с.
- Министерство сельского хозяйства РФ / - ПРИКАЗ от 19 мая 2016 года № 194
- А.Е.Гаврилова / Деятельность административно-хозяйственной службы / — М. : Издательский центр «Академия», 2012 - 15 стр.
- Асаул, А. Н. / Управление затратами и контроллинг / - Сухум, 2013 г. – 290 стр.
- А. А. Кострова / Анализ финансовой отчетности по российским и международным стандартам / - Ярославль 2018 г. - 128 стр.
- А.А. Аюпов / Производные финансовые инструменты: обращение и управление / – Тольятти: ТГУ, 2007. – 202 стр.
- Экономический анализ: учебное пособие / Л. Е. Красильникова, Э. Г. Сысуева, М. С. Фаренюк; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов.учреждение высшего образования «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова», фак. экон. фин. и коммерции; каф. фин., кредита иэкон. анализа. – Пермь : ИПЦ «Прокростъ», 2016. – 257 с.
- Статистика : руководство к решению задач : учеб. пособие / О. С. Кеткина, О. М. Турыгин, И. С. Шорохова, А. Н. Жуков ; [под общ. ред. О. С. Кеткиной] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2017. — 152 с.
- Экономический анализ : учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.]. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 616 с.
- Управление затратами : учебное пособие / А.Н. Дрыдонова. - Нижнекамск : Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) КГТУ, 2010. - 112 с.
- Анализ финансового состояния коммерческой организации: учеб. – метод. пособие / Н.В. Некрылова, А.В. Понукалин, Т.Е. Кузнецова, Л.А. Петрова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 100 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Для оценки эффективности бизнеса промышленных предприятий важны показатели…
a) рентабельность собственного капитала
б) доля рынка
в) оборачиваемость активов
г) емкость рынка
2. Для определения ключевых показателей эффективности компании можно использовать только финансовые показатели.
a) да
б) нет
3. Если риск инвестиционного проекта рассматривается в его связи с портфелем проектов предприятия, то это … риск.
a) единичный
б) внутрифирменный
в) рыночный
г) потребительский
4. Если риск инвестиционного проекта рассматривается изолированно, вне связи с другими проектами предприятия, то это … риск.
a) единичный
б) потребительский
в) внутрифирменный
г) рыночный
5. Если риск инвестиционного проекта рассматривается в контексте диверсификации капитала акционеров предприятия на фондовом рынке, то это … риск.
a) единичный
б) внутрифирменный
в) потребительский
г) рыночный
6. Инвестиции в основные фонды компании делают ее более устойчивой к колебаниям рыночной ситуации.
a) да
б) только в случае если производится новый продукт
в) только в случае выхода на новые рынки
г) нет
7. Значительные вложения в финансовые инструменты в минимальной степени подвержены влиянию внешних рыночных воздействий.
a) да
б) только, если компания диверсифицированная
в) только, если компания интегрированная
г) нет
8. Ключевые показатели эффективности (КПЭ) бизнеса – показатели …
a) финансовой устойчивости
б) удовлетворенности потребителей
в) для отслеживания и диагностики результатов деятельности компании
г) производительности труда
9. В основе деления затрат на прямые и косвенные лежит …
a) номенклатура выпускаемой продукции
б) место возникновения затрат
в) экономическая однородность затрат
г) объем производства
10. Под прямыми расходами на производство продукции подразумеваются …
a) расходы, связанные с изготовлением конкретных изделий
б) расходы, возникшие в конкретном цехе
в) все производственные расходы
11. Полная себестоимость продукции определяется путем …
a) суммирования всех затрат на производство
б) суммирования производственной себестоимости и внепроизводственных расходов
в) вычитания из производственной себестоимости расходов по реализации продуктов
12. Бухгалтерская запись, которую делают при списании расходов сборочного цеха
a) Дт 02 Кт 10
б) Дт 23 Кт 26
в) Дт 20 Кт 25
г) Дт 44 Кт 25
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |