Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Программирование»
Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Программирование» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Программист»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучение специалистов основам программирования, а также в совершенствовании навыков и знаний уже опытных специалистов в данной области, давая им возможность применять инструменты и технологии программирования для создания функциональных программных приложений, решения задач и оптимизации работы бизнес-процессов. Цель программы может включать в себя изучение основ языков программирования и технологий разработки, развитие навыков создания программ и взаимодействия с базами данных, освоение принципов проектирования сложных систем и архитектуры программных приложений, а также углубление в области автоматизации тестирования программных продуктов и разнообразных методов оптимизации программного кода.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих;
- должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО);
-Участие в интеграции программных модулей;
-Разработка и администрирование баз данных;
-Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
2) должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО)
3) Участие в интеграции программных модулей
совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем
4) Разработка и администрирование баз данных
совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем
5) Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
компьютерные системы;
автоматизированные системы обработки информации и управления;
программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы);
математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;
первичные трудовые коллективы.
06.001 Программист | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Разработка и отладка программного кода | ||
Работа с системой контроля версий | A/04.3 | -Регистрация изменений исходного текста программного кода в системе контроля версий. - Слияние, разделение и сравнение исходных текстов программного кода. - Сохранение сделанных изменений программного кода в соответствии с регламентом контроля версий |
Обобщенные трудовые функции: Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения | ||
Рефакторинг и оптимизация программного кода | B/04.4 | -Анализ программного кода на соответствие требованиям по читаемости и производительности. - Внесение изменений в программный код и проверка его работоспособности. - Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач |
Обобщенные трудовые функции: Интеграция программных модулей и компонент и проверка работоспособности выпусков программного продукта | ||
Разработка процедур интеграции программных модулей | C/01.5 | -Разработка и документирование программных интерфейсов. - Разработка процедур сборки модулей и компонент программного обеспечения. - Разработка процедур развертывания и обновления программного обеспечения. - Разработка процедур миграции и преобразования (конвертации) данных. - Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач |
Обобщенные трудовые функции: Разработка требований и проектирование программного обеспечения | ||
Анализ требований к программному обеспечению | D/01.6 | -Анализ возможностей реализации требований к программному обеспечению. - Оценка времени и трудоемкости реализации требований к программному обеспечению. - Согласование требований к программному обеспечению с заинтересованными сторонами. - Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач |
Разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие | D/02.6 | -Разработка и согласование технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие с архитектором программного обеспечения. - Распределение заданий между программистами в соответствии с техническими спецификациями. - Осуществление контроля выполнения заданий. - Осуществление обучения и наставничества. - Формирование и предоставление отчетности в соответствии с установленными регламентами. - Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач |
Проектирование программного обеспечения | D/03.6 | -Разработка, изменение и согласование архитектуры программного обеспечения с системным аналитиком и архитектором программного обеспечения. - Проектирование структур данных. - Проектирование баз данных. - Проектирование программных интерфейсов. - Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
3 | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи Индивидуальная ответственность. | Решение типовых практических задач Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. | Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач Применение специальных знаний. | Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до од-ного года). Практический опыт. |
4 | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников. | Решение различных типов практических задач Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт. |
5 | Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. | Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем | ||
Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем | совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем | -компьютерные системы;. - автоматизированные системы обработки информации и управления;. - программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы);. - математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;. - первичные трудовые коллективы. |
Разработка и администрирование баз данных | совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем | -компьютерные системы;. - автоматизированные системы обработки информации и управления;. - программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы);. - математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;. - первичные трудовые коллективы. |
Участие в интеграции программных модулей | совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем | -компьютерные системы;. - автоматизированные системы обработки информации и управления;. - программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы);. - математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;. - первичные трудовые коллективы. |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО) | совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем | -компьютерные системы;. - автоматизированные системы обработки информации и управления;. - программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы);. - математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;. - первичные трудовые коллективы. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
Общие компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общих компетенций: | ||
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области планирования логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности. | Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, творческих работ по социальной тематике | Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем | |||
Задача профессиональной деятельности: совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем | |||
Объект или область знания: компьютерные системы; автоматизированные системы обработки информации и управления; программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем; первичные трудовые коллективы. | |||
ПК-1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонентов | Точность определения основных этапов разработки программного обеспечения в соответствии с требованиями; Правильность применения основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования в соответствии с требованиями нормативного документа; Правильность оформления документации на программные средства в соответствии с требованиями ГОСТ; Правильность и точность разработки алгоритма поставленной задачи в соответствии с требованиями ГОСТ. | уметь: работать в среде программирования; реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования; знать: этапы решения задачи на компьютере; типы данных; базовые конструкции изучаемых языков программирования; принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования; | 06.001 Программист |
ПК-1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. | Правильность применение основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования в соответствии с объектно-ориентированным подходом; Правильность и точность разработки кода программного модуля на современных языках программирования в соответствии с условиями их функционирования и реализации конкретных функций; Точность создания программы по разработанному алгоритму как отдельного модуля в соответствии с нормативными требованиями и ГОСов; Правильность разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля в соответствии с параметрами разработки; | уметь: работать в среде программирования; реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования; знать: этапы решения задачи на компьютере; типы данных; базовые конструкции изучаемых языков программирования; принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования; | 06.001 Программист |
ПК-1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. | Правильность применения основных принципов отладки и тестирования программных продуктов в соответствии с сопряжением тестируемого модуля; Точность использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта в соответствии с сопроводительной документацией; Правильность отладки и тестирование программы на уровне модуля в соответствии с требованиями. | уметь: работать в среде программирования; реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования; знать: этапы решения задачи на компьютере; типы данных; базовые конструкции изучаемых языков программирования; принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования; | 06.001 Программист |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Нормативно-правовое регулирование и законодательная база в сфере информационных и компьютерных технологий | 22.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 0 |
Базовый и деловой английский язык для документации | 21.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Введение в программирование | 22.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 0 |
Microsoft Visual Basic for Application | 21.0 | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Обзор платформы Microsoft Visual Studio и технология XML | 20.0 | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 2.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 108 | 64 | 0 | 0 | 0 | 42 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
18/108 | 0 | 18/108 | 108 | 64 | 0.0 | 42.0 | 2.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 3 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нормативно-правовое регулирование и законодательная база в сфере информационных и компьютерных технологий | 22.0 | 6 | 6 | 6 | 4 | ||||||||||||||
Базовый и деловой английский язык для документации | 21.0 | 2 | 6 | 6 | 6 | 1 | |||||||||||||
Введение в программирование | 22.0 | 5 | 6 | 6 | 5 | ||||||||||||||
Microsoft Visual Basic for Application | 21.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 2 | |||||||||||||
Обзор платформы Microsoft Visual Studio и технология XML | 20.0 | 4 | 6 | 6 | 4 | ||||||||||||||
Итоговая аттестация | 2.0 | 2 | |||||||||||||||||
Итого | 108 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Программирование»
10.1. Целью дисциплины является приобретение или улучшение навыков программирования, а также изучение современных технологий и методов разработки программного обеспечения.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основными принципами программирования и структурой программного кода.- Изучение языков программирования и их синтаксиса.
- Освоение алгоритмического мышления и умения строить логические цепочки в программировании.
- Практическое изучение методов решения различных задач с использованием программирования.
- Разработка и отладка программного кода для решения конкретных задач.
- Изучение принципов объектно-ориентированного программирования (ООП) и применение этого подхода в разработке программ.
- Ознакомление с принципами тестирования и отладки программного кода.
- Изучение современных инструментов и технологий разработки программного обеспечения.
- Практическое освоение методов работы с базами данных и веб-приложениями.
- Разработка проектов и практических заданий для закрепления полученных знаний и навыков.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
Общие компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общих компетенций: | ||
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области планирования логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности. | Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, творческих работ по социальной тематике | Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем | |||
Задача профессиональной деятельности: совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем | |||
Объект или область знания: компьютерные системы; автоматизированные системы обработки информации и управления; программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем; первичные трудовые коллективы. | |||
ПК-1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонентов | Точность определения основных этапов разработки программного обеспечения в соответствии с требованиями; Правильность применения основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования в соответствии с требованиями нормативного документа; Правильность оформления документации на программные средства в соответствии с требованиями ГОСТ; Правильность и точность разработки алгоритма поставленной задачи в соответствии с требованиями ГОСТ. | уметь: работать в среде программирования; реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования; знать: этапы решения задачи на компьютере; типы данных; базовые конструкции изучаемых языков программирования; принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования; | 06.001 Программист |
ПК-1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. | Правильность применение основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования в соответствии с объектно-ориентированным подходом; Правильность и точность разработки кода программного модуля на современных языках программирования в соответствии с условиями их функционирования и реализации конкретных функций; Точность создания программы по разработанному алгоритму как отдельного модуля в соответствии с нормативными требованиями и ГОСов; Правильность разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля в соответствии с параметрами разработки; | уметь: работать в среде программирования; реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования; знать: этапы решения задачи на компьютере; типы данных; базовые конструкции изучаемых языков программирования; принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования; | 06.001 Программист |
ПК-1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. | Правильность применения основных принципов отладки и тестирования программных продуктов в соответствии с сопряжением тестируемого модуля; Точность использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта в соответствии с сопроводительной документацией; Правильность отладки и тестирование программы на уровне модуля в соответствии с требованиями. | уметь: работать в среде программирования; реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования; знать: этапы решения задачи на компьютере; типы данных; базовые конструкции изучаемых языков программирования; принципы структурного и модульного программирования; принципы объектно-ориентированного программирования; | 06.001 Программист |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 64 |
лекции (Л) | 64.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 42.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 106.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Нормативно-правовое регулирование и законодательная база в сфере информационных и компьютерных технологий | Понятие и виды информационных технологий. Порядок создания, применение государственными органами, юридическими и физическими лицами информационных технологий. Правовое регулирование информации и компьютерных технологий. Информационные войны и оружие. Защита информации в Интернете. Правовой статус журналиста. |
2. | Базовый и деловой английский язык для документации | Язык деловых документов. Общая характеристика официально-делового стиля. Стилеобразующие основы элементов языка официальных документов. Лексико-грамматические и стилистические особенности перевода официальных документов. Лексические особенности текстов официальных документов и способы их передачи. Стилистические особенности перевода деловой документации. Грамматические особенности перевода официальных документов. Рассмотрение языка рабочих документов. Общая характеристика официального стиля. Лексико-грамматические и стилистические особенности перевода деловых документов. Стилистические методы перевода английской профессиональной документации и корреспонденции. |
3. | Введение в программирование | Сущность отладки, условия ее выполнения. Ошибки при компиляции программы, создание и изменение исходных символьных файлов. Процесс преобразования кода в машинный. Первый программист, виды трансляторов, классификация и уровни языков программирования. Основные понятия программирования, его содержание и структура, виды и формы: императивное и декларативное. Этапы создания программ, требования к данному процессу, его этапы и нормирование. Языки программирования, их сравнительное описание и возможности. Сущность отладки, условия ее выполнения. Ошибки при компиляции программы, создание и изменение исходных символьных файлов. Процесс преобразования кода в машинный. Первый программист, виды трансляторов, классификация и уровни языков программирования. |
4. | Microsoft Visual Basic for Application | Рождение и развитие Basic. Краткое описание Visual Basic for Applications. Новые возможности Visual Basic 5.0. Пример взаимодействия Excel и Visual Basic. Программирование табличных функций. Встраивание, применение функций. Формы, средства управления OLE. Характеристика языка программирования Visual Basic for Applications и определение вычислительных возможностей Excel. Создание диалогового окна вычисления амортизации оборудования, принципы обработки информации и особенности интерфейса программы. Основные этапы решения задач на ЭВМ. Элементы управления и пользовательская форма VBA. Ввод и вывод информации. Открытие и закрытие файла. Операторы цикла и подпрограммы. Реализация разветвляющихся алгоритмов в VBA. Типы данных, переменные и константы. |
5. | Обзор платформы Microsoft Visual Studio и технология XML | Пользовательские приложения. Повышаем производительность Web-разработчика. Создание более богатого Web-интерфейса. Microsoft Silverlight. Работа с расширенной панелью инструментов. Одновременные разработка и конструирование. Создание внешнего вида и управление им. Дизайнеры и разработчики. Делаем выбор. Решения на базе пакета приложений Office. Разработка документов, шаблонов и дополнительных модулей. Создание решений на основе SharePoint. Мобильные устройства. Разработка приложения/бизнес-процесса. Создание и использование сервисов. Работа с данными. Проектирование данных. Отображение объектов на реляционные данные. Создание периодически подключаемых приложений. Линейка программных продуктов Visual Studio. Редакции Express Edition. Редакция Standard Edition. Редакция Professional Edition. Team Systems. Клиентские инструменты. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Нормативно-правовое регулирование и законодательная база в сфере информационных и компьютерных технологий | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 22.0 |
2 | Базовый и деловой английский язык для документации | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 21.0 |
3 | Введение в программирование | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 22.0 |
4 | Microsoft Visual Basic for Application | 13.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 21.0 |
5 | Обзор платформы Microsoft Visual Studio и технология XML | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 20.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Тарасов С. В. / СУБД для программиста. Базы данных изнутри. — М.: СОЛОН-Пресс, 2015 г. — 320 стр.
-Чеботарева, А. А. Информационное право : учеб. пособие / А. А. Чеботарева. — М. : Юридический институт МИИТа, 2014. — 160 с.
-И.С. Осетрова, Н.А. Осипов / Microsoft Visual Basic for Application / Санкт-Петербург 2013 г. - 120 стр.
-О.Г. Савихин / Основы разработки приложений в Microsoft Visual Studio .NET
-Английский язык для делового общения / Дудкина Г.А., Павлова М.В., Рей З.Г., Хвальнова А.Т. — 8-е изд., перераб. — М.: «Филоматис», 2008. — 688 с.
б) дополнительная литература:
- Казарин, О. В. / Безопасность программного обеспечения компьютерных систем / Москва 2003 г. - 213 стр.
- А.А. Кулебякин / Диагностика компьютерных технологических систем / – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2004. – 68 стр.
- В.В. Беспалов / Информационные технологии / – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 134 стр.
- Ю. Ю. Громов / Информационные технологии / – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 г. – 260 стр.
- Комаров А. Н. / Учебник современного английского языка. — М. 2009. — 544 с.
- Державина / Полная грамматика Английского языка / - 316 стр.
- Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" / - 61 стр.
- Информационное право России: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям (направлениям) «Юриспруденция» и «Прикладная информатика в юриспруденции». – Саратов: Изд‑во Сарат. ун‑та, 2010. – 196 с
- Н. Д. Берман, Н. И. Шадрина / Разработка приложений в Microsoft Excel 2010 / Хабаровск Издательство ТОГУ 2015 г. - 130 стр.
- С.В. Одиночкина / Основы технологий XML / Санкт-Петербург 2013 г. - 57 стр.
- Культин Н. Б. / Основы программирования в Microsoft Visual C# 2010. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011 г. — 368 стр.
- Купцова, А. К. Английский язык для менеджеров и логистов (B1-C1) : учебник и практикум для вузов / А. К. Купцова, Л. А. Козлова, Ю. П. Волынец ; под общей редакцией А. К. Купцовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 326 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Распространенные формы представления алгоритмов
a) образная
б) словесная
в) программная
г) фотографическая
2. Операторы … являются простой конструкцией условия
a) If-Then
б) Select Case
в) Do While
г) Do Until
3. Операторы … не являются конструкцией цикла
a) For-Next
б) Do While
в) Select Case
г) Do Until
4. Переменная – это …
a) название одной ячейки памяти
б) именованная область памяти
в) выражение, которое постоянно меняется
г) неизвестная величина
5. Массив – это …
a) группа элементов одного типа с одним именем
б) группа элементов одного типа с разными именами
в) все данные программы одного типа
г) группа элементов разного типа с одним именем
6. Программная форма представления алгоритмов – это …
a) тексты на языках программирования
б) запись на естественном языке
в) изображения из графических символов
г) полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке
7. Базовые структуры алгоритма
a) следование
б) переключатель
в) ветвление
г) безусловный переход
8. Операторы … являются конструкцией множественного выбора
a) If-Then
б) Select Case
в) Do While
г) Do Until
9. … уровень не является уровнем языка программирования
a) Машинный
б) Машинно-ориентированный
в) Машинно-независимый
г) Машинно-программный
10. Язык программирования Basic относится к … языкам программирования
a) машинным
б) машинно-ориентированным
в) машинно-независимым
г) графическим
11. Основные разновидности циклов
a) Цикл типа “следование”
б) Цикл типа “пока”
в) Цикл типа “для”
г) Цикл типа “если”
12. Языки низкого уровня требуют …
a) указания средних деталей процесса обработки данных
б) указания мелких деталей процесса обработки данных
в) указания крупных деталей процесса обработки данных
г) описания алгоритмов
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |