88688 ПК - 72 часов. Основы финансовой грамотности в рамках ДОУ Институт РОПКиП PO-3055
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 1270pуб.
Первоначальный взнос 127 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» декабря 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Основы финансовой грамотности в рамках ДОУ»

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Основы финансовой грамотности в рамках ДОУ» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.01 Дошкольное образование, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2022 г. N 743.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Повышение уровня знаний педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в области финансовой грамотности, с использованием современных методов и технологий. Цель программы может включать в себя изучение основных понятий и принципов финансовой грамотности, освоение навыков планирования доходов и расходов внутри ДОУ, улучшение качества исполнения бюджета, развитие навыков осуществления эффективного контроля за использованием финансовых ресурсов.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору);

-организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору);

-организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии;

- изобразительное искусство;

- конструктивно-модельная деятельность) (по выбору);

-организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей;

-организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;

-организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

-организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации;

-организация мероприятий;

- направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору)

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

2) организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору)

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

3) организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии

4) изобразительное искусство

5) конструктивно-модельная деятельность) (по выбору)

6) организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

7) организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

8) организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

9) организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации

воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях

10) организация мероприятий

11) направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (СПО воспитатель детей дошкольного возраста)

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;

документационное обеспечение образовательного процесса.

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (СПО воспитатель детей дошкольного возраста)
организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраставоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организациивоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образованиявоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организациивоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детейвоспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии, изобразительное искусство, конструктивно-модельная деятельность) (по выбору)воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору)воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.
организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору)воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях-задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;.
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;.
- документационное обеспечение образовательного процесса.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

5) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций: Профессионально-трудовое воспитание
ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстамОбоснованность выбора методов и приёмов взаимодействия с детьми проводимому мероприятию
Соответствие самоанализа результатов собственной деятельности экспертной оценке.
Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи профессиональной деятельности.
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.
ОК-3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуацияхВыражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования.
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возрастаСоответствие методов и приёмов организации и проведения мероприятия возрасту воспитанников, особенностям здоровья, физического развития, уровня физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста.
Соблюдение санитарно-гигиенические норм в процессе проведения мероприятий (в частности, подбор и чередование, дозировка физических упражнений, их соответствие возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности воспитанников).
Знания: содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие»; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; теорию и технологии учета возрастных особенностей детей; теоретические основы режима дня.
Умения: определять цели, задачи, содержание и методы организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, в том числе в условиях инклюзивного образования; разрабатывать и оформлять документацию, обеспечивающую организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; оформлять настольно-печатные материалы, документы на ИКТоборудовании; применять интерактивное оборудование на мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-1.2 Создавать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровьяИспользование спортивного инвентаря в различных видах детской деятельности.
Соответствие РППС в спортивном зале виду проводимого мероприятия двигательного режима, теме, цели, задачам, планируемым результатам.
Знания: основы теории и методики физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста; основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный, способы их применения в процессе организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; педагогические закономерности организации образовательного процесса в контексте мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; диагностики; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Умения: применять интерактивное оборудование на мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста;
проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом; по итогам наблюдения определять степень реализации целей и задач в процессе проведения режимных моментов; определять уровень физической нагрузки и двигательной активности на физкультурном занятии.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-2.1 Организовывать различные виды деятельности (предметная; игровая; трудовая; познавательная, исследовательская и проектная деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и другие) и общение детей раннего и дошкольного возрастаТочно определяет цели и задач при планировании различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Соблюдает требований к структуре плана организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Выполняет педагогические и гигиенические требования к организации различных деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Знания: виды планирования, содержание и методические требования к планированию процесса организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа праздников и развлечений детей раннего и дошкольного возраста.
Умения: планировать различные виды деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; определять цели и задачи организации - определять цели и задачи организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста с учетом структуры и методических требований; понимать документацию и выполнять рекомендации специалистов (психологов и т.д.), использовать полученную информацию для организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; использовать разнообразные методы, формы и средства организации различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста, осуществлять анализ проведения
различных видов деятельности.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении 24.0 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в детском саду 23.0 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности 24.0 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 72 44 0 0 0 27 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
12/72 0 12/72 72 44 0.0 27.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 2 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении 24.0 6666
Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в детском саду 23.0 6665
Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности 24.0 16665
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 72 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности в рамках ДОУ»

10.1. Целью дисциплины является повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в области финансовой грамотности, что позволит им успешно осуществлять финансовую деятельность в рамках учреждения.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомление с основными понятиями и принципами финансовой грамотности.
- Приобретение знаний о доходах, расходах и управлении личными и семейными финансами.
- Изучение основных финансовых инструментов и методов планирования бюджета.
- Понимание важности накоплений и инвестирования для достижения финансовых целей.
- Разработка практических навыков по составлению бюджета и финансовому планированию.
- Обучение методам эффективного управления ресурсами и рационального использования средств ДОУ.
- Повышение компетенций в организации финансово-хозяйственной деятельности ДОУ с учетом требований ФГОС и современных стандартов.
- Освоение приемов и методов взаимодействия с родителями и общественностью в вопросах финансового управления учреждением.
- Развитие умений по анализу финансовых показателей и принятию обоснованных решений в области финансов.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций: Профессионально-трудовое воспитание
ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстамОбоснованность выбора методов и приёмов взаимодействия с детьми проводимому мероприятию
Соответствие самоанализа результатов собственной деятельности экспертной оценке.
Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи профессиональной деятельности.
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях.
ОК-3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуацияхВыражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования.
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-1.1 Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возрастаСоответствие методов и приёмов организации и проведения мероприятия возрасту воспитанников, особенностям здоровья, физического развития, уровня физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста.
Соблюдение санитарно-гигиенические норм в процессе проведения мероприятий (в частности, подбор и чередование, дозировка физических упражнений, их соответствие возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности воспитанников).
Знания: содержание вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие»; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; теорию и технологии учета возрастных особенностей детей; теоретические основы режима дня.
Умения: определять цели, задачи, содержание и методы организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста, в том числе в условиях инклюзивного образования; разрабатывать и оформлять документацию, обеспечивающую организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; оформлять настольно-печатные материалы, документы на ИКТоборудовании; применять интерактивное оборудование на мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-1.2 Создавать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровьяИспользование спортивного инвентаря в различных видах детской деятельности.
Соответствие РППС в спортивном зале виду проводимого мероприятия двигательного режима, теме, цели, задачам, планируемым результатам.
Знания: основы теории и методики физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста; основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный, способы их применения в процессе организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; педагогические закономерности организации образовательного процесса в контексте мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста; диагностики; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Умения: применять интерактивное оборудование на мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста;
проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом; по итогам наблюдения определять степень реализации целей и задач в процессе проведения режимных моментов; определять уровень физической нагрузки и двигательной активности на физкультурном занятии.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Тип задач профессиональной деятельности: организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации
Задача профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях
Объект или область знания: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников; документационное обеспечение образовательного процесса.
ПК-2.1 Организовывать различные виды деятельности (предметная; игровая; трудовая; познавательная, исследовательская и проектная деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и другие) и общение детей раннего и дошкольного возрастаТочно определяет цели и задач при планировании различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Соблюдает требований к структуре плана организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Выполняет педагогические и гигиенические требования к организации различных деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.
Знания: виды планирования, содержание и методические требования к планированию процесса организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста; методику организации, проведения и анализа праздников и развлечений детей раннего и дошкольного возраста.
Умения: планировать различные виды деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; определять цели и задачи организации - определять цели и задачи организации различных видов деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста с учетом структуры и методических требований; понимать документацию и выполнять рекомендации специалистов (психологов и т.д.), использовать полученную информацию для организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста в течение дня; использовать разнообразные методы, формы и средства организации различных видов деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста, осуществлять анализ проведения
различных видов деятельности.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 44
лекции (Л) 44.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 27.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 71.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении Российский и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения.
Методические основы преподавания финансовой грамотности.
Компетенции преподавателя.
Основы преподавания, цели, суть.
Методологическое ядро, определяющее сущность культуры грамотного финансового поведения.
2. Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в детском саду Сущность и исторические особенности формирования финансовых рынков в Российской Федерации.
Российский и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения.
Разработка программы "Основы финансовой грамотности" для детей в детском саду.
Функциональная грамотность и финансовая грамотность (место финансовой грамотности в функциональной).
Методические основы преподавания финансовой грамотности.
Актуальность изучения и преподавания финансовой грамотности в школе.
Игра-викторина.
Особенности формирования восприятия финансовых вопросов у детей.
Оценка эффективности уроков финансовой грамотности.
3. Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности Сущность, структура и основные функции финансовых рынков.
Понятие и необходимость повышения финансовой грамотности населения.
Этапы формирования программы для муниципальных образовательных учреждений по предмету "Основы финансовой грамотности".
Особенности формирования восприятия финансовых вопросов у детей.
Оценка эффективности уроков финансовой грамотности.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 24.0
2 Методические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в детском саду 14.0 0.0 0.0 0.0 9.0 23.0
3 Содержательные аспекты преподавания основ финансовой грамотности 15.0 0.0 0.0 0.0 9.0 24.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Солодкая, Н. В.  Теория и методика развития основ финансовой грамотности подростков в образовательном процессе : учебное пособие для вузов / Н. В. Солодкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 104 с. 

-Финансовая грамотность : учебник для вузов / науч. ред. Р. А. Кокорев. — Москва : Издательство Московского университета, 2021. — 568 с. : ил.

б) дополнительная литература:

- Л.И. Юзвович /Финансы, денежное обращение и кредит /— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 г.— 355 с.

- Общестенные науки. Финансовая грамотность. Цифровой мир. Методические рекомендации. 10—11 классы : учеб. пособие для общеоб- разоват. организаций : базовый уровень / С. В. Толкачёва, Е. Б. Хоменко, А. Г. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2021. — 144 с.

- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников / Москва 2018 г. - 28 стр.

- Солодкая, Н. В.  Теория и методика развития основ финансовой грамотности подростков в образовательном процессе : учебное пособие для вузов / Н. В. Солодкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 104 с. 

- Юлия Корлюгова / Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя / Москва 2018 г. - 240 стр.

- Видеоурок: Финансовая грамотность

- Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

- Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации / автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Интегративный подход к формированию финансовой грамотности предполагает

a) интеграцию усилий обучающихся в освоении знаний и навыков в области финансовой грамотности

б) взаимодействие в рамках обучения финансовой грамотности учреждений образования, представителей бизнес-сообщества, участников финансового рынка, родителей, СМИ и др.

в) объединение в образовательном процессе методов и технологий обучения, направленных на освоение финансовой грамотности

2. Суть компетентностного подхода к формированию финансовой грамотности выражается в следующем положении:

a) в центре обучения находится сам обучающийся как личность

б) обучение предполагает тесную связь учебного процесса с реальной жизнью

в) обучение должны осуществлять компетентные специалисты в области финансов

г) содержание и структура основ финансовой грамотности должны быть определены исходя из места финансовой грамотности в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы

3. Финансовая грамотность - это:

a) совокупность знаний, навыков, умений в финансовой сфере, позволяющих рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы

б) совокупность знаний, навыков, умений и установок в сфере финансов, а также характеристик личности, которые определяют способность и готовность эффективно реализовывать различные социально-экономические роли

в) учет финансовых аспектов при принятии решений в любой сфере

г) умение составлять и вести семейный бюджет, разумно управлять личными финансами и эффективно инвестировать средства

4. Контекстный подход к формированию финансовой грамотности отражает:

a) обучение основам финансовой грамотности в контексте ориентации на модель всесторонне развитой личности

б) использование финансового контекста в качестве содержательной основы для применения знаний, умений и навыков из других предметных областей

в) ликвидацию финансовой безграмотности обучающихся в контексте Национальной Концепции повышения финансовой грамотности населения РФ

5. Практико-ориентированный подход к формированию финансовой грамотности - это:

a) формирование умений и навыков обучающихся

б) ориентация учебного процесса на решение практических задач и проблем, возникающих в процессе повседневной жизни обучающихся

в) адаптация обучающихся к особенностям современного этапа развития экономики страны

6. К регулятивным результатам обучения в области финансовой грамотности относятся:

a) умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

б) оценка правильности выполнения действий

в) использование различных способов поиска, обработки и анализа информации

7. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ была принята:

a) в 2016 году

б) в 2009 году

в) в 2014 году

8. Эмпатия необходима при формировании финансово грамотной личности:

a) для оценки правильности выполнения своих и чужих действий

б) для умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

в) в целях использования различных способов поиска и обработки информации

г) для понимания мотивов и интересов другого субъекта

9. В ходе процедуры банкротства имущество физического лица (банкрота):

a) остается неприкосновенным

б) может быть полностью распродано, вырученные деньги направлены на погашение долгов

в) имущество может быть распродано, за исключением единственного жилья (если оно не является предметом ипотеки)

10. Что из перечисленного не является финансовым мошенничеством?

a) вам сообщают, что вы выиграли приз и просят вас внести регистрационный взнос за выигрыш

б) при обращении вами в колл-центр банка, вас просят назвать кодовое слово или паспортные данные

в) сотрудник банка просит вас назвать PIN-код вашей банковской карты

11. Выберите способ защиты от интернет-мошенников

a) при поиске удаленной работы не реагировать на просьбы оплаты каких-либо регистрационных взносов

б) сообщать пароли только сотрудникам банка

в) никогда не делать копий файлов с секретной информацией

12. Фондовый рынок это?

a) рынок, где продаются и покупаются продукты питания

б) рынок, где продаются и покупаются ценные бумаги

в) ранок, где продаются и покупаются строительные материалы

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.