|
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
|
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
|
Записаться на курс |
|
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
|
Записаться на курс |
|
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«05» декабря 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основы администрирования ОС Linux»
Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов
Абакан 2025
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы администрирования ОС Linux»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Основы администрирования ОС Linux» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 09.02.07 Информационные системы и программирование, Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Администратор баз данных»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для эффективного выполнения задач по администрированию ОС Linux на уровне уверенного пользователя, ознакомлении с основными принципами и подходами к решению типовых задач системного и сетевого администрирования, а также в развитии практических навыков работы с различными инструментами и утилитами, используемыми в процессе администрирования Linux-систем.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-Разработка;
- администрирование и защита баз данных;
-Администрирование информационных ресурсов;
-Проектирование;
- разработка и оптимизация веб-приложений;
-Разработка дизайна веб-приложений;
-Соадминистрирование баз данных и серверов;
-Сопровождение информационных систем;
-Проектирование и разработка информационных систем;
-Сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем;
-Ревьюирование программных продуктов;
-Осуществление интеграции программных модулей;
-Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) Разработка
2) администрирование и защита баз данных
3) Администрирование информационных ресурсов
Обрабатывать статический и динамический информационный контент.
Разрабатывать технические документы для управления информационными ресурсами.
4) Проектирование
5) разработка и оптимизация веб-приложений
6) Разработка дизайна веб-приложений
Разрабатывать дизайн-концепции веб-приложений в соответствии с корпоративным стилем заказчика.
Формировать требования к дизайну веб-приложений на основе анализа предметной области и целевой аудитории.
Осуществлять разработку дизайна веб-приложения с учетом современных тенденций в области веб-разработки.
7) Соадминистрирование баз данных и серверов
Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов.
Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.
Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.
Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.
Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации.
8) Сопровождение информационных систем
Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы.
Выполнять исправление ошибок в программном коде информационной системы.
Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы.
Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания.
Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных информационной системы в соответствии с техническим заданием.
9) Проектирование и разработка информационных систем
Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информационную систему.
Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика.
Разрабатывать подсистемы безопасности информационной системы в соответствии с техническим заданием.
Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с техническим заданием.
Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы.
Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации.
10) Сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем
Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.
Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем.
Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения в соответствии с потребностями заказчика.
Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами.
11) Ревьюирование программных продуктов
Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической документацией.
Выполнять процесс измерения характеристик компонент программного продукта для определения соответствия заданным критериям.
Производить исследование созданного программного кода с использованием специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонения от алгоритма.
Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств разработки, с целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным техническим заданием.
12) Осуществление интеграции программных модулей
Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент.
Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств.
Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.
Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования.
13) Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием.
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
Выполнять тестирование программных модулей.
Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода.
Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
администратор баз данных, специалист по тестированию в области информационных технологий, программист, технический писатель, специалист по информационным системам, специалист по информационным ресурсам, разработчик веб и мультимедийных приложений.
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
информация;
информационные процессы и информационные ресурсы;
языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;
средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;
программное обеспечение;
оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;
техническая документация;
первичные трудовые коллективы.
| 06.011 Администратор баз данных | ||
| Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
|---|---|---|
| Обобщенные трудовые функции: Обеспечение функционирования БД | ||
| Управление доступом к БД | A/03.4 | -Назначение прав доступа пользователей к БД. - Изменение прав доступа пользователей к БД. - Контроль соблюдения прав доступа пользователей к БД |
| Обобщенные трудовые функции: Предотвращение потерь и повреждений данных | ||
| Проведение процедуры восстановления данных после сбоя | C/06.5 | -Анализ возможных сбоев в работе БД и выработка сценариев мероприятий, необходимых для восстановления БД. - Написание скриптов по разработанным сценариям для быстрого устранения последствий сбоев. - Решение различных типов практических задач с элементами проектирования |
| Обобщенные трудовые функции: Обеспечение информационной безопасности на уровне БД | ||
| Подготовка отчетов о состоянии и эффективности системы безопасности на уровне БД | D/05.6 | -Определение показателей и критериев эффективности системы безопасности, их расчет и анализ. - Оценка уровня и состояния системы безопасности данных на уровне БД |
| Разработка автоматизированных процедур выявления попыток несанкционированного доступа к данным | D/06.6 | -Анализ возможностей программирования процедур для выявления попыток несанкционированного доступа к данным. - Применение средств программирования для разработки автоматизированных процедур выявления попыток несанкционированного доступа к данным |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
| Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
|---|---|---|---|---|
| 4 | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников. | Решение различных типов практических задач Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт. |
| 5 | Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. | Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
| 6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
| Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
|---|---|---|
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): администратор баз данных, специалист по тестированию в области информационных технологий, программист, технический писатель, специалист по информационным системам, специалист по информационным ресурсам, разработчик веб и мультимедийных приложений. | ||
| Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем | Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. Выполнять тестирование программных модулей. Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода. Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Осуществление интеграции программных модулей | Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент. Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение. Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения. Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Ревьюирование программных продуктов | Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической документацией. Выполнять процесс измерения характеристик компонент программного продукта для определения соответствия заданным критериям. Производить исследование созданного программного кода с использованием специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонения от алгоритма. Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств разработки, с целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным техническим заданием. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Сопровождение и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем | Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем. Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения в соответствии с потребностями заказчика. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Проектирование и разработка информационных систем | Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информационную систему. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика. Разрабатывать подсистемы безопасности информационной системы в соответствии с техническим заданием. Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с техническим заданием. Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Сопровождение информационных систем | Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы. Выполнять исправление ошибок в программном коде информационной системы. Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы. Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания. Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных информационной системы в соответствии с техническим заданием. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Соадминистрирование баз данных и серверов | Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Разработка дизайна веб-приложений | Разрабатывать дизайн-концепции веб-приложений в соответствии с корпоративным стилем заказчика. Формировать требования к дизайну веб-приложений на основе анализа предметной области и целевой аудитории. Осуществлять разработку дизайна веб-приложения с учетом современных тенденций в области веб-разработки. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Проектирование, разработка и оптимизация веб-приложений | Разрабатывать техническое задание на веб-приложение в соответствии с требованиями заказчика. Разрабатывать веб-приложение в соответствии с техническим заданием. Разрабатывать интерфейс пользователя веб-приложений в соответствии с техническим заданием. Осуществлять техническое сопровождение и восстановление веб-приложений в соответствии с техническим заданием. Производить тестирование разработанного веб-приложения. Размещать веб-приложения в сети в соответствии с техническим заданием. Осуществлять сбор статистической информации о работе веб-приложений для анализа эффективности его работы. Осуществлять аудит безопасности веб-приложения в соответствии с регламентами по безопасности. Модернизировать веб-приложение с учетом правил и норм подготовки информации для поисковых систем. Реализовывать мероприятия по продвижению веб-приложений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Администрирование информационных ресурсов | Обрабатывать статический и динамический информационный контент. Разрабатывать технические документы для управления информационными ресурсами. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
| Разработка, администрирование и защита баз данных | Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных. Проектировать базу данных на основе анализа предметной области. Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных. Администрировать базы данных. Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации. | -информация;. - информационные процессы и информационные ресурсы;. - языки и системы программирования контента, системы управления клиентом;. - средства создания и эксплуатации информационных ресурсов;. - программное обеспечение;. - оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности;. - техническая документация;. - первичные трудовые коллективы. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
| Общие компетенции | ||
|---|---|---|
| Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
| Категория (группа) общих компетенций: | ||
| ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. | Уметь: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Знать: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Профессиональные компетенции | |||
|---|---|---|---|
| Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
| Тип задач профессиональной деятельности: Сопровождение информационных систем | |||
| Задача профессиональной деятельности: Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы. Выполнять исправление ошибок в программном коде информационной системы. Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы. Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания. Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных информационной системы в соответствии с техническим заданием. | |||
| Объект или область знания: информация; информационные процессы и информационные ресурсы; языки и системы программирования контента, системы управления клиентом; средства создания и эксплуатации информационных ресурсов; программное обеспечение; оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности; техническая документация; первичные трудовые коллективы. | |||
| Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания | Анализирует техническое задание и выполняет проверку функционирования информационной системы в соответствии с разделом технического задания, качественные характеристики информационной системы. Оформляет протоколы в соответствии с требования стандартов и/или руководящих документов. | Знать: - характеристики и атрибуты качества ИС; - методы обеспечения и контроля качества ИС в соответствии со стандартами; - политику безопасности в современных информационных системах; - основы бухгалтерского учета и отчетности организаций; - основы налогового законодательства Российской Федерации. Уметь: - применять документацию систем качества; - применять основные правила и документы системы сертификации РФ; - организовывать заключение договоров на выполняемые работы; - выполнять мониторинг и управление исполнением договоров на выполняемые работы; - организовывать заключение дополнительных соглашений к договорам; - контролировать поступления оплат по договорам за выполненные работы; - закрывать договора на выполняемые работы. Владеть: - навыком выполнять оценку качества и надежности функционирования информационной системы на соответствие техническим требованиям. | 06.001 Программист |
| Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных информационной системы в соответствии с техническим заданием | Вносит заданные изменения в базу данных информационной системы, проверяет сохранение изменений, выполняет обновление системных компонент. | Знать: - регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы; - терминология и методы резервного копирования, восстановление информации в информационной системе. Уметь: - осуществлять техническое сопровождение, сохранение и восстановление базы данных информационной системы; - составлять планы резервного копирования; - определять интервал резервного копирования; - применять основные технологии экспертных систем; - осуществлять настройку информационной системы для пользователя согласно технической документации. Владеть: - навыком выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению, восстановлению данных информационной системы; - навыком организовывать доступ пользователей кинформационной системе. | 06.015 Специалист по информационным системам |
| Тип задач профессиональной деятельности: Соадминистрирование баз данных и серверов | |||
| Задача профессиональной деятельности: Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации. | |||
| Объект или область знания: информация; информационные процессы и информационные ресурсы; языки и системы программирования контента, системы управления клиентом; средства создания и эксплуатации информационных ресурсов; программное обеспечение; оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности; техническая документация; первичные трудовые коллективы. | |||
| Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов | Анализирует структура БД и делает вывод о поддержании целостности БД. Вносит указанные изменения в БД и контролирует сохранение этих изменений. | Знать: - модели данных, иерархическую, сетевую и реляционную модели данных, их типы, основные операции и ограничения; - уровни качества программной продукции. Уметь: - добавлять, обновлять и удалять данные; - выполнять запросы на выборку и обработку данных на языке SQL; - выполнять запросы на изменение структуры базы. Владеть: - навыком идентифицировать технические проблемы, возникающих в процессе эксплуатации баз данных. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
| Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов | Выполняет функции администрирования полном объеме с пояснениями, демонстрирующими знание технологий. | Знать: - тенденции развития банков данных; - технология установки и настройки сервера баз данных; - требования к безопасности сервера базы данных. Уметь: - осуществлять основные функции по администрированию баз данных; - проектировать и создавать базы данных; - развертывать, обслуживать и поддерживать работу современных баз данных и серверов. Владеть: - навыком участвовать в администрировании отдельных компонент серверов; - навыком организовывать взаимосвязи отдельных компонент серверов. | 06.011 Администратор баз данных |
| Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов | Анализирует условия эксплуатации, требуемый уровень безопасности и необходимые возможности аппаратных средств для реализации поставленной задачи. | Знать: - представление структур данных; - технология установки и настройки сервера баз данных; - требования к безопасности сервера базы данных. Уметь: - формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов в рамках поставленной задачи. Владеть: - навыком формировать необходимые для работы информационной системы требования к конфигурации локальных компьютерных сетей. | 06.019 Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Введение в операционную систему Unix | 14.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 0 |
| Файловая система и учётные записи в Linux | 13.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
| Системное администрирование Linux | 14.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 0 |
| Система безопасности Linux/UNIX | 13.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
| Работа с текстовыми файлами и потоками | 14.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 0 |
| Управление правами доступа к файлам и каталогам | 13.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 0 |
| Память, методы копирования и восстановления файлов | 14.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 0 |
| Основы процесса устранения неполадок и системного восстановления | 11.0 | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 0 |
| Итоговая аттестация | 2.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Итого | 108 | 16 | 0 | 0 | 0 | 90 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
| Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
| Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
| Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
| 18/108 | 0 | 18/108 | 108 | 16 | 0.0 | 90.0 | 2.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 3 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
| Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Введение в операционную систему Unix | 14.0 | 6 | 6 | 2 | |||||||||||||||
| Файловая система и учётные записи в Linux | 13.0 | 4 | 6 | 3 | |||||||||||||||
| Системное администрирование Linux | 14.0 | 3 | 6 | 5 | |||||||||||||||
| Система безопасности Linux/UNIX | 13.0 | 1 | 6 | 6 | |||||||||||||||
| Работа с текстовыми файлами и потоками | 14.0 | 6 | 6 | 2 | |||||||||||||||
| Управление правами доступа к файлам и каталогам | 13.0 | 4 | 6 | 3 | |||||||||||||||
| Память, методы копирования и восстановления файлов | 14.0 | 3 | 6 | 5 | |||||||||||||||
| Основы процесса устранения неполадок и системного восстановления | 11.0 | 1 | 6 | 4 | |||||||||||||||
| Итоговая аттестация | 2.0 | 2 | |||||||||||||||||
| Итого | 108 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы администрирования ОС Linux»
10.1. Цель дисциплины - сформировать у слушателей систему знаний и навыков, необходимых для успешного решения задач по системному и сетевому администрированию ОС Linux.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучить основные принципы работы и архитектуры ОС Linux.- Получить практические навыки установки, настройки и обслуживания Linux-систем.
- Освоить методы управления пользователями, группами, разрешениями и доступом в Linux.
- Изучить особенности работы с файловыми системами, каталогами и дисковым пространством в Linux.
- Познакомиться с основными службами, демонами и принципами их функционирования, научиться их настраивать и управлять ими.
- Научиться работать с командной строкой, выполнять рутинные задачи по установке, удалению, обновлению ПО.
- Ознакомиться с основами сетевого администрирования Linux, научиться настраивать сетевые интерфейсы, протоколы, службы, маршрутизацию, межсетевые экраны.
- Приобрести навыки работы с системой управления пакетами, научиться устанавливать, обновлять и удалять пакеты и ПО, используя различные менеджеры пакетов.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции
| Общие компетенции | ||
|---|---|---|
| Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
| Категория (группа) общих компетенций: | ||
| ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. | Уметь: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Знать: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Профессиональные компетенции | |||
|---|---|---|---|
| Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
| Тип задач профессиональной деятельности: Сопровождение информационных систем | |||
| Задача профессиональной деятельности: Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы. Выполнять исправление ошибок в программном коде информационной системы. Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы. Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания. Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных информационной системы в соответствии с техническим заданием. | |||
| Объект или область знания: информация; информационные процессы и информационные ресурсы; языки и системы программирования контента, системы управления клиентом; средства создания и эксплуатации информационных ресурсов; программное обеспечение; оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности; техническая документация; первичные трудовые коллективы. | |||
| Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания | Анализирует техническое задание и выполняет проверку функционирования информационной системы в соответствии с разделом технического задания, качественные характеристики информационной системы. Оформляет протоколы в соответствии с требования стандартов и/или руководящих документов. | Знать: - характеристики и атрибуты качества ИС; - методы обеспечения и контроля качества ИС в соответствии со стандартами; - политику безопасности в современных информационных системах; - основы бухгалтерского учета и отчетности организаций; - основы налогового законодательства Российской Федерации. Уметь: - применять документацию систем качества; - применять основные правила и документы системы сертификации РФ; - организовывать заключение договоров на выполняемые работы; - выполнять мониторинг и управление исполнением договоров на выполняемые работы; - организовывать заключение дополнительных соглашений к договорам; - контролировать поступления оплат по договорам за выполненные работы; - закрывать договора на выполняемые работы. Владеть: - навыком выполнять оценку качества и надежности функционирования информационной системы на соответствие техническим требованиям. | 06.001 Программист |
| Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных информационной системы в соответствии с техническим заданием | Вносит заданные изменения в базу данных информационной системы, проверяет сохранение изменений, выполняет обновление системных компонент. | Знать: - регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы; - терминология и методы резервного копирования, восстановление информации в информационной системе. Уметь: - осуществлять техническое сопровождение, сохранение и восстановление базы данных информационной системы; - составлять планы резервного копирования; - определять интервал резервного копирования; - применять основные технологии экспертных систем; - осуществлять настройку информационной системы для пользователя согласно технической документации. Владеть: - навыком выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению, восстановлению данных информационной системы; - навыком организовывать доступ пользователей кинформационной системе. | 06.015 Специалист по информационным системам |
| Тип задач профессиональной деятельности: Соадминистрирование баз данных и серверов | |||
| Задача профессиональной деятельности: Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации. | |||
| Объект или область знания: информация; информационные процессы и информационные ресурсы; языки и системы программирования контента, системы управления клиентом; средства создания и эксплуатации информационных ресурсов; программное обеспечение; оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплекс и системы отраслевой направленности; техническая документация; первичные трудовые коллективы. | |||
| Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов | Анализирует структура БД и делает вывод о поддержании целостности БД. Вносит указанные изменения в БД и контролирует сохранение этих изменений. | Знать: - модели данных, иерархическую, сетевую и реляционную модели данных, их типы, основные операции и ограничения; - уровни качества программной продукции. Уметь: - добавлять, обновлять и удалять данные; - выполнять запросы на выборку и обработку данных на языке SQL; - выполнять запросы на изменение структуры базы. Владеть: - навыком идентифицировать технические проблемы, возникающих в процессе эксплуатации баз данных. | 06.013 Специалист по информационным ресурсам |
| Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов | Выполняет функции администрирования полном объеме с пояснениями, демонстрирующими знание технологий. | Знать: - тенденции развития банков данных; - технология установки и настройки сервера баз данных; - требования к безопасности сервера базы данных. Уметь: - осуществлять основные функции по администрированию баз данных; - проектировать и создавать базы данных; - развертывать, обслуживать и поддерживать работу современных баз данных и серверов. Владеть: - навыком участвовать в администрировании отдельных компонент серверов; - навыком организовывать взаимосвязи отдельных компонент серверов. | 06.011 Администратор баз данных |
| Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов | Анализирует условия эксплуатации, требуемый уровень безопасности и необходимые возможности аппаратных средств для реализации поставленной задачи. | Знать: - представление структур данных; - технология установки и настройки сервера баз данных; - требования к безопасности сервера базы данных. Уметь: - формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов в рамках поставленной задачи. Владеть: - навыком формировать необходимые для работы информационной системы требования к конфигурации локальных компьютерных сетей. | 06.019 Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 16 |
| лекции (Л) | 16.0 |
| практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
| семинары (С) | 0.0 |
| лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | 90.0 |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость | 106.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
| 1. | Введение в операционную систему Unix | Введение в операционную систему UNIX. Основные концепции операционных систем. Компоненты компьютерных систем. Назначение операционной системы. Архитектура операционной системы. |
| 2. | Файловая система и учётные записи в Linux | Файловая система Linux. Учетные записи. Устранение неисправностей файловой системы. Разрешения файловой системы. Виртуальная файловая система (VFS). Концепции файловых систем. Использование дисков и файловых систем. Расширенные атрибуты. Пользовательские учетные записи. Управление. Пароли. Ограниченный режим командной оболочки и учетные записи. Учетная запись root. PAM (Подключаемые модули аутентификации). Процесс аутентификации. Настройка PAM. Аутентификация LDAP. Файловые разрешения. |
| 3. | Системное администрирование Linux | Администрирование пользователей. Группы пользователей. Мониторинг. Централизованное управление пакетами. Мониторинг системы. Мониторинг процессов. Мониторинг и настройка памяти. Мониторинг сети. Мониторинг Ввода/Вывода. Планирование Ввода/Вывода. Системные журналы. |
| 4. | Система безопасности Linux/UNIX | Модули безопасности Linux: SELinux, Apparmor. Локальная системная безопасность. Создание политики безопасности. Обновления и безопасность. Физическая безопасность. Безопасность файловой системы. |
| 5. | Работа с текстовыми файлами и потоками | Создание файловых систем. Проверка и восстановление файловых систем. Монтирование файловых систем. Swap. Квоты файловых систем. |
| 6. | Управление правами доступа к файлам и каталогам | Основные права доступа к файлам Linux. Специальные права доступа к файлам. Просмотр прав доступа в Linux. Как изменить права файла в Linux. Основные права доступа к файлам Windows. Просмотр прав доступа в Windows. Изменение прав файла в Windows. |
| 7. | Память, методы копирования и восстановления файлов | Основы резервного копирования, cpio, tar. Сжатие: gzip, bzip2, xz и резервное копирование, dd, rsync, dump and restore, mt. Программы резервного копирования. Процесс восстановления файлов. Помять: определение, виды, характеристика. |
| 8. | Основы процесса устранения неполадок и системного восстановления | Обзор процесса устранения неполадок. Сбои процесса загрузки. Восстановление поврежденной файловой системы. Виртуальные консоли. Средства восстановления и устранения неполадок. Восстановление системы. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
| 1 | Введение в операционную систему Unix | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 14.0 |
| 2 | Файловая система и учётные записи в Linux | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 13.0 |
| 3 | Системное администрирование Linux | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 14.0 |
| 4 | Система безопасности Linux/UNIX | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 13.0 |
| 5 | Работа с текстовыми файлами и потоками | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 14.0 |
| 6 | Управление правами доступа к файлам и каталогам | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 11.0 | 13.0 |
| 7 | Память, методы копирования и восстановления файлов | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 12.0 | 14.0 |
| 8 | Основы процесса устранения неполадок и системного восстановления | 2.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 9.0 | 11.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-П.В. Буренин / Linux. Безопасность операционной системы / Москва 2019 г. - 363 стр.
-Основы Linux / - 56 стр.
-Фленов М. Е. Ф7 1 Linux глазами хакера. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб.: БХВ-Петербург, 2016. — 432 с.: ил.
-Сенкевич Г. Е. Искусство восстановления данных. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 304 с.: ил
-Назначение и изменение прав доступа к файлам / 2018. - 6 с.
-Основы программирования в среде PascalABC.NET : учебное пособие / Л. И. Долинер. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 128 с.
-Робачевский А. М. Операционная система UNIX®. - СПб.: 2002. - 528 ил.
б) дополнительная литература:
- И.В. Ананченко / Средства резервного копирования, восстановления, защиты данных в операционных системах Windows – СПб: Университет ИТМО, 2019 г. – 52 стр.
- Brian W. Kernighan / THE UNIX / Санкт-Петербург-Москва 2003 г. - 414 стр.
- Магда Ю. С. UNIX для студента. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 480 с
- Евгений Коноплев / Linux / - 2009 г. - 211 стр.
- Мерион Нетворкс / Linux/Unix инженерные заметки - 305 стр.
- П.В. Буренин / Linux. Безопасность операционной системы / Москва 2019 г. - 363 стр.
- А.Ю. Поляков / Файловый ввод/вывод / - 9 стр.
- Основы Linux / - 56 стр.
- Запускаем Linux
- Кристофер Негус / Linux Bible / Санкт-Петербург 2022 г. - 928 стр.
- Трасковский А. В. Сбои и неполадки домашнего ПК: 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВПетербург, 2009. — 512 с.: ил.
- Сенкевич Г. Е. Искусство восстановления данных. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 304 с.: ил
- Хахаев И. А., Кучинский В. Ф. Технологии обработки текстовой информации в LibreOffice. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 143 с.
- Основы языка программирования Си: учебное пособие / Н. А. Федосова, А. В. Женса. − М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2014. − 150 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Третье поле в файле /etc/group содержит
a) числовой идентификатор группы (GID)
б) числовой идентификатор пользователя (UID)
в) зашифрованный пароль или ссылку на /etc/gshadow
2. Теневые файлы паролей это:
a) /etc/secure/shadow
б) /etc/gshadow
в) /etc/shadow.cfg
3. За что отвечает сетевой стек ядра linux?
a) сетевой стек отвечает за передачу данных по физическим каналам
б) сетевой стек помогает приложениям работать с сетью
в) сетевой стек отвечает за организацию сетевых файловых систем
4. Для чего служит struct net devices?
a) для обеспечения высокой производительности сети
б) обеспечивает абстрактный слой для работы с различными сетевыми устройствами
в) отвечает за организацию высоконадёжных сетевых интерфейсов
5. Какую из перечисленных задач не выполняет X-сервер?
a) вывод на графическое устройство
б) передача данных, вводимых с клавиатуры, X-клиентам
в) отправка X-запросов на открытие окна X-клиентам
6. Мефодий неудачно попытался запустить программу xterm, получив сообщение “cannot open display:”. В чём, скорее всего, была причина ошибки?
a) Не установлена переменная окружения display
б) Не запущен X-сервер
в) Не установлена переменная окружения DISPLAY
7. Что такое «подмена идентификатора»?
a) механизм наследования процессом соответствующего идентификатора не от родительского процесса, а из ярлыка запускаемого файла
б) механизм временной смены процессом соответствующего идентификатора на основании содержимого таблиц su или sudo
в) механизм выполнения пользователем действий с чужими правами доступа, управляемый командой umask
8. Процесс, которому передан сигнал STOP (“^Z”)
a) немедленно прекратит исполняться и будет удалён из таблицы процессов
б) немедленно прекратит исполняться, но не будет удалён из таблицы процессов, ожидая сигнала к продолжению работы
в) немедленно запустит подпрограмму-обработчик данного сигнала, а если обработчика нет, то система сама обработает сигнал (завершит процесс)
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
