Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Руководитель бюджетного учреждения»
Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Руководство и управление бюджетным учреждением»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Руководитель бюджетного учреждения» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, Приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 N 1567.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» Приказы Минобрнауки России
Разработчики:
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обеспечение участникам необходимых знаний, навыков и инструментов для успешного руководства бюджетными учреждениями. Программа стремится развить компетенции, специфичные для роли руководителя бюджетного учреждения, и помочь в осуществлении эффективного финансового управления организацией.
Конкретные цели программы могут включать:
Понимание бюджетного процесса:
Участники программы должны освоить принципы и методы составления, исполнения и контроля бюджета, а также понять связь между стратегическими целями организации и ее финансовым планированием.
Финансовый анализ:
Программа должна предоставить участникам знания и навыки для проведения финансового анализа бюджетного учреждения, включая интерпретацию финансовой отчетности, выявление ключевых показателей производительности и принятие обоснованных финансовых решений.
Управление ресурсами:
Целью программы является развитие навыков эффективного управления бюджетными ресурсами, включая оптимизацию расходов, контроль за денежными потоками, планирование закупок и управление инвестициями.
Выполнение финансовой отчетности и отчетности о производительности:
Программа должна помочь участникам освоить требования к составлению и представлению финансовой отчетности и отчетности о производительности бюджетного учреждения, включая соответствие международным стандартам и законодательству.
Лидерство и коммуникация: Цель программы состоит в развитии навыков лидерства, управленческой коммуникации и сотрудничества, необходимых для эффективного руководства коллективом в бюджетном учреждении.
Развитие стратегического мышления:
Программа также может помочь участникам развить стратегическое мышление и способность адаптироваться к изменяющимся условиям, чтобы успешно реагировать на вызовы, стоящие перед бюджетными учреждениями.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-научно-исследовательский (промежуточный уровень);
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) научно-исследовательский (промежуточный уровень)
разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем;
оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности;
разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности;
организация научно-исследовательской работы;
создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;
анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности;
верификация компьютерных и телекоммуникационных систем;
развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных;
развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности;
составление обзоров и отчетов о проводимых исследования.
2) педагогический
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований)
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Управление общеобразовательной организацией | ||
Администрирование деятельности общеобразовательной организации | B/02.7 | -Руководство общеобразовательной организацией на основе принципов государственно-общественного управления, включая формирование и поддержку коллегиальных органов управления общеобразовательной организации с привлечением представителей участников образовательных отношений. - Руководство разработкой, актуализацией и утверждением локальных нормативных актов общеобразовательной организации. - Организация приема, перевода обучающихся в общеобразовательную организацию и их отчисления. - Формирование и поддержка организационной культуры общеобразовательной организации. - Планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений общеобразовательной организации. - Руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью в соответствии с учредительными документами общеобразовательной организации. - Организация доступной и безопасной среды в общеобразовательной организации для обучающихся, родителей (законных представителей) и работников общеобразовательной организации. - Обеспечение реализации кадровой политики, осуществление подбора и расстановки кадров в соответствии с уставом общеобразовательной организации. - Управление деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов. - Управление имущественным комплексом общеобразовательной организации и его развитием. - Организация и контроль работы системы питания в общеобразовательной организации. - Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательной организации. - Управление информационными ресурсами общеобразовательной организации, в том числе официальным сайтом общеобразовательной организации. - Руководство деятельностью по созданию безопасных условий обучения и воспитания, организации питания обучающихся и работников, обеспечению охраны их здоровья и соответствия условий реализации образовательных программ установленным нормам и правилам. - Руководство формированием отчетности о деятельности образовательной организации, анализ данных отчетов и коррекция на этой основе деятельности образовательной организации |
Управление развитием общеобразовательной организации | B/03.7 | -Руководство развитием общеобразовательной организации с учетом правовых норм законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов муниципального района/городского округа Российской Федерации. - Прогнозирование количественных и качественных параметров развития общеобразовательной организации с учетом социально-экономических, социокультурных и этнокультурных аспектов среды. - Руководство разработкой программы развития общеобразовательной организации совместно с коллегиальными органами управления. - Управление реализацией программы развития общеобразовательной организации, ее ресурсное обеспечение, координация деятельности участников образовательных отношений. - Планирование образовательной, организационно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации в соответствии с учредительными документами общеобразовательной организации и программой развития общеобразовательной организации. - Контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития общеобразовательной организации. - Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения образовательных инициатив и инноваций. - Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развитие цифровой образовательной среды. - Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах развития общеобразовательной организации |
Управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами | B/04.7 | -Определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами. - Определение форматов взаимодействия, в том числе сетевого взаимодействия. - Организация взаимодействия общеобразовательной организации с участниками образовательных отношений, органами государственной власти, местного самоуправления, учредителем (собственником), общественными и другими организациями, представителями СМИ. - Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами. - Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, общественными организациями, другими образовательными и не образовательными организациями. - Содействие деятельности общественных объединений обучающихся, работников общеобразовательной организации, родителей (законных представителей), осуществляемой в общеобразовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации. - Организация и координация социального партнерства с местным и бизнес-сообществами, организациями культуры, досуга и спорта, другими образовательными организациями по реализации образовательных и досугово-развивающих программ, мероприятий и событий. - Формирование положительного имиджа общеобразовательной организации. - Обеспечение административно-организационной поддержки взаимодействия работников общеобразовательной организации с родителями (законными представителями). - Контроль и оценка результатов взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами для его дальнейшего развития и совершенствования |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований) | ||
педагогический | обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | -образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. |
научно-исследовательский (промежуточный уровень) | разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем; оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности; организация научно-исследовательской работы; создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности; верификация компьютерных и телекоммуникационных систем; развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных; развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности; составление обзоров и отчетов о проводимых исследования. | -образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Нормативно-правовое регулирование | ||
Способен анализировать и применять нормы конституционного, административного и служебного права в профессиональной деятельности; использовать правоприменительную практику | Демонстрирует умение применять основные категории и принципы конституционного, административного и служебного права Российской Федерации, а также использовать и анализировать правоприменительную практику в деятельности государственных и муниципальных органов. | Знать: - нормы конституционного, административного и служебного права Уметь: - анализировать нормы конституционного, административного и служебного права в своей профессиональной деятельности; - применять нормы конституционного, административного и служебного права в практике государственного и муниципального управления. Владеть: - навыками анализа норм конституционного, административного и служебного права в своей профессиональной деятельности. |
Способен разрабатывать проекты нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности, осуществлять их правовую и антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия и последствий их применения | Демонстрирует умение использовать установленные российским законодательством процедуры подготовки проектов нормативных правовых актов, а также проведения их экспертиз и оценки регулирующего воздействия. | Знать: - способы систематизации правовых норм; - иерархию нормативных правовых актов; - принципы и технологии правотворческой деятельности; - типы и этапы разработки и принятия (издания) правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Уметь: - разрабатывать проекты правовых актов, сопроводительные документы к ним, готовить заключения на них; - проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов; - использовать материалы правоприменительной практики в профессиональной деятельности. Владеть: - навыками разработки проектов нормативных правовых актов, подготовки заключения на них, использования правоприменительной практики профессиональной деятельности, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Управление | ||
Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов | Демонстрирует знание основных закономерностей развития социально-экономических процессов. Демонстрирует умение разрабатывать и реализовывать управленческие решения, разрабатывать меры регулирующего воздействия, в том числе, при реализации контрольно-надзорных функций, государственных и муниципальных программ. | Знать: - основные методологические подходы к выработке государственных решений; - содержание основных понятий в области теории и практики принятия государственных решений; - основные этапы принятия и исполнения государственных решений; - параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов. Уметь: - применять навыки принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - принимать корректирующие меры в сфере муниципального управления. Владеть: - навыками принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - навыками и способностями определять параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. | |||
Способен осуществлять администрирование на всех уровнях управленческой деятельности | Описывает администрирование всех уровней. Применяет порядок проведения мероприятий администрирования. Анализирует и интерпретирует, описывает порядок государственной регистрации юридических и физических лиц. Формирует план проведения административных проверок. | Знать: - администрирование всех уровней; - план проведения административных проверок. Уметь: - анализировать и интерпретировать, описывать порядок государственной регистрации юридических и физических лиц; - формировать план проведения административных проверок. Владеть: - навыком осуществления администрирования на всех уровнях управленческой деятельности. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Тип задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский (промежуточный уровень) | |||
Задача профессиональной деятельности: разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем; оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности; организация научно-исследовательской работы; создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности; верификация компьютерных и телекоммуникационных систем; развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных; развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности; составление обзоров и отчетов о проводимых исследования. | |||
Объект или область знания: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. | |||
Способен использовать методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления | Планирует профессиональную деятельность и формулирует цели научных исследований. Определяет задачи научных исследований и средства для их достижения с использованием общенаучных и специальных методов исследований с применением новейших информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Принимает участие в подготовке и проведении исследований, анализирует, обобщает научную информацию, представляет аналитические материалы по итогам научных исследований. | Знать: - методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления; - общенаучные и специальные методы исследования. Уметь: - определять задачи научных исследований и средства для их достижения с применением новейших информационно-коммуникационных технологий; - планировать профессиональную деятельность и формулировать цели научных исследований. Владеть: - навыком в подготовке и проведении исследований, анализа, обобщения и предоставления аналитического материала по итогам научных исследований. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Способен подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона | Демонстрирует знание и анализирует основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ. Оценивает социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов по заданным критериям. Анализирует влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развитие субъекта РФ. Осуществляет прогноз социально-экономического развития региона. | Знать: - основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ; - влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развития субъекта РФ. Уметь: - анализировать влияние финансовой и инвестиционной политики; - оценивать социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов; - прогнозировать социально-экономическое развитие региона. Владеть: - навыком подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона; - навыком анализа основных направлений региональной политики в области финансового, инвестиционного, социально-экономического развития региона. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Нормативно-правовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений | 9.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Управление финансами и имуществом в бюджетном учреждении | 8.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Организация закупочной деятельности для нужд бюджетного учреждения | 9.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений | 8.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Цифровая трансформация бюджетного учреждения | 9.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Работа с официальным сайтом государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru | 8.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы РФ budget.gov.ru | 9.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Мониторинг национальных проектов в ГИИС "Электронный бюджет" | 8.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Порядок казначейского обслуживания в системе казначейских платежей. Централизованный сервис казначейского сопровождения целевых средств и проведения платежей в системе "Электронный бюджет" | 9.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Современные технологии управления бюджетным учреждением | 8.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Управление персоналом в бюджетном учреждении | 9.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Ответственность и правовой статус руководителя бюджетного учреждения | 8.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Развитие и совершенствование личной эффективности и профессиональных компетенций руководителя бюджетного учреждения | 4.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 2.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 108 | 13 | 0 | 0 | 0 | 93 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
18/108 | 0 | 18/108 | 108 | 13 | 0.0 | 93.0 | 2.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 3 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нормативно-правовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений | 9.0 | 6 | 3 | ||||||||||||||||
Управление финансами и имуществом в бюджетном учреждении | 8.0 | 3 | 5 | ||||||||||||||||
Организация закупочной деятельности для нужд бюджетного учреждения | 9.0 | 1 | 6 | 2 | |||||||||||||||
Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений | 8.0 | 4 | 4 | ||||||||||||||||
Цифровая трансформация бюджетного учреждения | 9.0 | 2 | 6 | 1 | |||||||||||||||
Работа с официальным сайтом государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru | 8.0 | 5 | 3 | ||||||||||||||||
Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы РФ budget.gov.ru | 9.0 | 3 | 6 | ||||||||||||||||
Мониторинг национальных проектов в ГИИС "Электронный бюджет" | 8.0 | 6 | 2 | ||||||||||||||||
Порядок казначейского обслуживания в системе казначейских платежей. Централизованный сервис казначейского сопровождения целевых средств и проведения платежей в системе "Электронный бюджет" | 9.0 | 4 | 5 | ||||||||||||||||
Современные технологии управления бюджетным учреждением | 8.0 | 1 | 6 | 1 | |||||||||||||||
Управление персоналом в бюджетном учреждении | 9.0 | 5 | 4 | ||||||||||||||||
Ответственность и правовой статус руководителя бюджетного учреждения | 8.0 | 2 | 6 | ||||||||||||||||
Развитие и совершенствование личной эффективности и профессиональных компетенций руководителя бюджетного учреждения | 4.0 | 4.0 | |||||||||||||||||
Итоговая аттестация | 2.0 | 2 | |||||||||||||||||
Итого | 108 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Руководство и управление бюджетным учреждением»
10.1. Цель дисциплины - обеспечение профессиональных навыков и знаний руководителей, которые работают в сфере бюджетного управления. Она помогает развить понимание организационных, финансовых и управленческих аспектов, связанных с управлением бюджетными учреждениями.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Понимание бюджетного процесса: обучающиеся узнают о принципах и методологии составления и исполнения бюджетов государственных и муниципальных учреждений. Это включает изучение планирования доходов и расходов, а также основных этапов бюджетного цикла.- Финансовый менеджмент: изучат методы и инструменты финансового управления бюджетными учреждениями. Это может включать анализ финансовой отчетности, контроль за расходами, оптимизацию бюджетных ресурсов и принятие финансовых решений.
- Управление персоналом: получат навыки управления персоналом в бюджетных учреждениях, включая разработку организационных структур, мотивацию сотрудников, управление конфликтами и коммуникацию.
- Правовые аспекты: изучат законодательные акты и правила, связанные с управлением бюджетными учреждениями. Это может включать знание о нормативно-правовой базе, правилах бюджетного учета и контроля, а также этических аспектах руководства в государственном и муниципальном секторе.
- Стратегическое планирование: будет предложено разработать навыки построения стратегического плана для бюджетного учреждения, определения целей и задач, а также оценки эффективности и достижения результатов.
- Инновации и улучшение процессов: будут ознакомлены с принципами управления качеством и инновациями в бюджетных учреждениях. Они изучат методы повышения эффективности, оптимизации процессов и использования новых технологий для достижения лучших результатов.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Нормативно-правовое регулирование | ||
Способен анализировать и применять нормы конституционного, административного и служебного права в профессиональной деятельности; использовать правоприменительную практику | Демонстрирует умение применять основные категории и принципы конституционного, административного и служебного права Российской Федерации, а также использовать и анализировать правоприменительную практику в деятельности государственных и муниципальных органов. | Знать: - нормы конституционного, административного и служебного права Уметь: - анализировать нормы конституционного, административного и служебного права в своей профессиональной деятельности; - применять нормы конституционного, административного и служебного права в практике государственного и муниципального управления. Владеть: - навыками анализа норм конституционного, административного и служебного права в своей профессиональной деятельности. |
Способен разрабатывать проекты нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности, осуществлять их правовую и антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия и последствий их применения | Демонстрирует умение использовать установленные российским законодательством процедуры подготовки проектов нормативных правовых актов, а также проведения их экспертиз и оценки регулирующего воздействия. | Знать: - способы систематизации правовых норм; - иерархию нормативных правовых актов; - принципы и технологии правотворческой деятельности; - типы и этапы разработки и принятия (издания) правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; - правовое регулирование и этапы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Уметь: - разрабатывать проекты правовых актов, сопроводительные документы к ним, готовить заключения на них; - проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов; - использовать материалы правоприменительной практики в профессиональной деятельности. Владеть: - навыками разработки проектов нормативных правовых актов, подготовки заключения на них, использования правоприменительной практики профессиональной деятельности, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Управление | ||
Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов | Демонстрирует знание основных закономерностей развития социально-экономических процессов. Демонстрирует умение разрабатывать и реализовывать управленческие решения, разрабатывать меры регулирующего воздействия, в том числе, при реализации контрольно-надзорных функций, государственных и муниципальных программ. | Знать: - основные методологические подходы к выработке государственных решений; - содержание основных понятий в области теории и практики принятия государственных решений; - основные этапы принятия и исполнения государственных решений; - параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов. Уметь: - применять навыки принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - принимать корректирующие меры в сфере муниципального управления. Владеть: - навыками принятия организационно-управленческих решений для достижения максимального результата в профессиональной деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации; - навыками и способностями определять параметры качества государственных решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | |||
Объект или область знания: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. | |||
Способен осуществлять администрирование на всех уровнях управленческой деятельности | Описывает администрирование всех уровней. Применяет порядок проведения мероприятий администрирования. Анализирует и интерпретирует, описывает порядок государственной регистрации юридических и физических лиц. Формирует план проведения административных проверок. | Знать: - администрирование всех уровней; - план проведения административных проверок. Уметь: - анализировать и интерпретировать, описывать порядок государственной регистрации юридических и физических лиц; - формировать план проведения административных проверок. Владеть: - навыком осуществления администрирования на всех уровнях управленческой деятельности. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Тип задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский (промежуточный уровень) | |||
Задача профессиональной деятельности: разработка методов исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития вычислительных систем; оптимизация проектных и технологических решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ, заданий и методик проведения исследования объектов профессиональной деятельности; организация научно-исследовательской работы; создание теоретических моделей, позволяющих оценивать и прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности; анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности; верификация компьютерных и телекоммуникационных систем; развитие методологических, технологических и практических аспектов информационного поиска и интеллектуальной обработки данных; развитие методов математического моделирования, численных методов, необходимых для осуществления производственно-технологической деятельности; составление обзоров и отчетов о проводимых исследования. | |||
Объект или область знания: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. | |||
Способен использовать методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления | Планирует профессиональную деятельность и формулирует цели научных исследований. Определяет задачи научных исследований и средства для их достижения с использованием общенаучных и специальных методов исследований с применением новейших информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Принимает участие в подготовке и проведении исследований, анализирует, обобщает научную информацию, представляет аналитические материалы по итогам научных исследований. | Знать: - методы статистического анализа, специальные методы для решения задач в области экономики и управления; - общенаучные и специальные методы исследования. Уметь: - определять задачи научных исследований и средства для их достижения с применением новейших информационно-коммуникационных технологий; - планировать профессиональную деятельность и формулировать цели научных исследований. Владеть: - навыком в подготовке и проведении исследований, анализа, обобщения и предоставления аналитического материала по итогам научных исследований. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Способен подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона | Демонстрирует знание и анализирует основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ. Оценивает социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов по заданным критериям. Анализирует влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развитие субъекта РФ. Осуществляет прогноз социально-экономического развития региона. | Знать: - основные направления и приоритеты региональной политики в области инвестиционного и социально-экономического развития РФ; - влияние финансовой и инвестиционной политики на социально-экономическое развития субъекта РФ. Уметь: - анализировать влияние финансовой и инвестиционной политики; - оценивать социально-экономическую эффективность инвестиционных проектов; - прогнозировать социально-экономическое развитие региона. Владеть: - навыком подготавливать финансовые, инвестиционные, социально-экономические и иные прогнозы развития региона; - навыком анализа основных направлений региональной политики в области финансового, инвестиционного, социально-экономического развития региона. | 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 13 |
лекции (Л) | 13.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 93.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 106.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Нормативно-правовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений | Принципы, цели и функции государственного и муниципального управления. Система государственного управления и государственная политика. Специфика государственного управления, прямые и обратные связи. Методы государственного управления. Теории государственного управления. Развитие мысли о государстве, государственном управлении и местном самоуправлении. |
2. | Управление финансами и имуществом в бюджетном учреждении | Основы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Учет нефинансовых активов бюджетных учреждений в новых условиях. Учет труда и его оплаты. Особенности бухгалтерского учета в казенных учреждениях. Особенности бухгалтерского учета при разных вариантах финансирования. Общие вопросы деятельности государственных (муниципальных) учреждений. |
3. | Организация закупочной деятельности для нужд бюджетного учреждения | Сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов. Система управления государственным заказом. Основы функционирования контрактной системы: цели, принципы, участники. Участники контрактной системы. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Конкурентные и неконкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). |
4. | Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений | Антикоррупционная политика государства. Административная реформа как инструмент противодействия коррупции. Теневая экономика в России. Законотворческая и правоприменительная практика противодействия коррупции. Административное и уголовное право как инструмент противодействия коррупции. |
5. | Цифровая трансформация бюджетного учреждения | Цифровая трансформация — концепции и определения. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления. Формирование цифровой инфраструктуры в регионе. Проблемы организации контроля эффективности использования государственной собственности. Финансовая отчетность как информационная база оценки бизнеса в условиях цифровой экономики. Особенности выбора метода оценки риска в секторе государственного управления. |
6. | Работа с официальным сайтом государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru | Какими учреждениями размещается информация на Сайте. Какую именно информацию необходимо размещать на Сайте. Информация о государственном (муниципальном) задании и его исполнении. Информация о государственном (муниципальном) задании и информация о показателях бюджетной сметы. Период размещаемой информации. Информация об операциях с целевыми средствами. |
7. | Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы РФ budget.gov.ru | Регистрация пользователей. Вход в личный кабинет. Проверка назначенных полномочий пользователю в Системе согласования и управления доступом системы «Электронный бюджет». Общие правила ведения электронных документов. Порядок согласования заявки на размещение информации. Порядок утверждения заявки на размещение информации. |
8. | Мониторинг национальных проектов в ГИИС "Электронный бюджет" | Регистрация пользователей. Вход в личный кабинет. Проверка назначенных полномочий пользователю в Системе согласования и управления доступом системы «Электронный бюджет». Порядок утверждения документа. Управление маршрутом согласования. Согласование и размещение информации. Снятие информации с публикации. |
9. | Порядок казначейского обслуживания в системе казначейских платежей. Централизованный сервис казначейского сопровождения целевых средств и проведения платежей в системе "Электронный бюджет" | История создания и развития казначейства в России. Организация казначейской системы исполнения бюджетов в РФ. Организация исполнения бюджета по доходам органами казначейства. |
10. | Современные технологии управления бюджетным учреждением | Механизм государственного и муниципального управления. Понятие и структура механизма государственного и муниципального управления. Институты публичной власти в механизме государственного и муниципального управления. Государственное управление: принципы, методы, правовые основы. Правовые акты в государственном и муниципальном управлении. |
11. | Управление персоналом в бюджетном учреждении | Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Философия управления персоналом. Концепция управления персоналом. Закономерности и принципы управления персоналом . Методы управления персоналом. Методы построения системы управления персоналом. |
12. | Ответственность и правовой статус руководителя бюджетного учреждения | Права и обязанности руководителя бюджетной организации. Правовой статус управления учреждением. Ответственность руководителя бюджетного учреждения. Особенности работы руководителя бюджетной организации. |
13. | Развитие и совершенствование личной эффективности и профессиональных компетенций руководителя бюджетного учреждения | Управление профессиональными компетенциями в условиях современного менеджмента. Особенности реализации управления профессиональными компетенциями в процессе развития персонала. Управление профессиональными компетенциями в обучении персонала как фактор усиления инновационных процессов современного производства. Управление профессиональными компетенциями управленческого персонала как элемент развития организации. Государственное и муниципальное управление в социальной сфере. Повышение уровня и качества жизни граждан как приоритетная задача государственного и муниципального управления. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Нормативно-правовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 9.0 |
2 | Управление финансами и имуществом в бюджетном учреждении | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 8.0 |
3 | Организация закупочной деятельности для нужд бюджетного учреждения | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 9.0 |
4 | Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 8.0 |
5 | Цифровая трансформация бюджетного учреждения | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 9.0 |
6 | Работа с официальным сайтом государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 8.0 |
7 | Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы РФ budget.gov.ru | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 9.0 |
8 | Мониторинг национальных проектов в ГИИС "Электронный бюджет" | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 8.0 |
9 | Порядок казначейского обслуживания в системе казначейских платежей. Централизованный сервис казначейского сопровождения целевых средств и проведения платежей в системе "Электронный бюджет" | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 9.0 |
10 | Современные технологии управления бюджетным учреждением | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 8.0 |
11 | Управление персоналом в бюджетном учреждении | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 9.0 |
12 | Ответственность и правовой статус руководителя бюджетного учреждения | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 8.0 |
13 | Развитие и совершенствование личной эффективности и профессиональных компетенций руководителя бюджетного учреждения | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 4.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Методическое пособие по 44-Ф. / Закупки и поставки / 2019 г. – 168 стр.
-Ф.Е. Удалов / Основы менеджмента / - Нижний Новгород 2013 г. - 320 стр.
-М.В. Романов / Финансы, денежное обращение и кредит / — Москва, ЮрайтИздат, 2006. - 544 стр.
-Маслова В.М. / Управление персоналом / - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 492 стр.
-Правовое обеспечение государственного и муниципального управления / под общ. ред. Д. В. Пожарского – Москва : Академия управления МВД России, 2020 г. – 404 стр.
-Противодействие коррупции : учебник и практикум для вузов / И. В. Левакин, Е. В. Охотский, И. Е. Охотский, М. В. Шедий ; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 469 с.
-Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. — 368 стр.
-Общероссийский официальный сайт в сети интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях / Москва, 2017 / 87 с.
-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» / - 107 стр.
-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» / 115 с.
-Организация казначейской деятельности: учеб. пособие / Л.Н. Милова, Е.А. Серпер. - Электрон. дан. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. - 80 стр.
-Федорова, О. А. Финансы бюджетных учреждений : учебное пособие для вузов / О. А. Федорова, Л. В. Давыдова, Ю. О. Скорлупина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 138 с.
-Управление профессиональными компетенциями : учебнометодическое пособие / Ю. А. Токарева, Е. О. Гаспарович ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 327 с.
б) дополнительная литература:
- Л.И. Юзвович /Финансы, денежное обращение и кредит /— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 г.— 355 с.
- М.В. Романов / Финансы, денежное обращение и кредит / — Москва, ЮрайтИздат, 2006. - 544 стр.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- Юрковский А. В. / Правовые основы противодействия коррупции / – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2018. – 243 стр.
- Воробьева И. П. / Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 252 стр.
- Управление персоналом : учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленко [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 69 с.
- Правовое обеспечение государственного и муниципального управления / под общ. ред. Д. В. Пожарского – Москва : Академия управления МВД России, 2020 г. – 404 стр.
- Видеоурок: Закупки по Федеральному закону №44-ФЗ
- Финансовое планирование и бюджетирование / А.Э. Бобровников. – М., ООО «1С-Паблишинг», 2018. – 313 с.: ил.
- Старкова, О.Я. Финансы бюджетных учреждений: методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся / – Пермь: ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, 2024. – 39 с.
- Анализ финансовой отчетности предприятия. Учебное пособие. – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2019. – 156 с.
- Основы государственного и муниципального управления : учебное пособие. В 2-х частях / Л. В. Кудряшова. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2015. – Ч. I: Основы государственного управления – 137 с.
- Пахомова Л. М. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизм реализации : учебное пособие / Л. М. Пахомова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2022. – 204 с.
- Управление развитием персонала : учебное пособие для студентов направления подготовки высшего образования – бакалавриата «Управление персоналом» / составитель В. В. Бирюков. – Омск : Изд-во ОмГА, 2019. – 168 с.
- Алиев В. М., Гладких В. И., Данелян Р. С., Данелян С. В., Звонарев А.В., Корчагина Т.В., Половникова А.В., Ростокинский А.В. Коррупция: понятие, виды и ответственность: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — М.: Книгодел, 2021. — 64 с.
- Противодействие коррупции. Правовые основы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Землин, О. М. Землина, В. М. Корякин, В. В. Козлов ; под общей редакцией А. И. Землина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 198 с.
- Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2019. – 356 с.
- Цифровая трансформация государственного и муниципального управления: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 июля 2021 г.) / гл. ред. Н.В. Морозова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 172 с.
- Краткая инструкция по заполнению и выгрузки данных справочников и электронных документов для выгрузки на сайт bus.gov.ru / 26 с.
- Разъяснения наиболее важных аспектов при размещении информации на сайте bus.gov.ru.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2015 г. № 658 МОСКВА О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"
- Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2019. – 356 с.
- Федеральный закон № 83-ФЗ: основные положения, механизмы и инструменты / Министерство финансов Российской Федерации; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; под ред. М. Ю. Алашкевича, Б. Л. Рудника. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011 — 79.
- Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации / 2019 г. Т. 1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. - 485 с.
- Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления/под ред. Шклярук М.С., Гаркуши Н.С. — М.: РАНХиГС, 2020. — 84 с.
- Видеоурок: Руководитель бюджетного учреждения образования
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Конституция РФ была принята:
a) 7 ноября 1917 г.
б) 12 декабря 1993 г.
в) 17 декабря 2001 г.
г) 31 октября 1990 г.
2. Какую Конституция закрепляет структуру государственной власти в России:
a) федеральное управление; местное самоуправление
б) федеральное управление; государственное управление субъектов РФ; местное самоуправление
в) федеральное управление; государственное управление субъектов РФ
г) государственное управление субъектов РФ; местное самоуправление
3. Совет Федерации является:
a) Названием Правительства РФ
б) Органом управления СНГ
в) Верхней палатой российского парламента
г) Нижней палатой российского парламента
4. Составы преступлений против государственной службы перечислены в:
a) гл. 2 Трудового Кодекса РФ
б) гл. 30 УК РФ
в) гл. 39 ГК РФ
г) гл. 2 Конституции РФ
5. Кто формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации:
a) Законодательный (представительны орган субъекта РФ
б) Высшее должностное лицо субъекта федерации
в) Региональные выборы
г) Министерство регионального развития РФ
6. Государство – это:
a) система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть
б) социально-политическая организация общества, обладающая публичной властью, имеющая собственную структуру управления и функции, которые связанны с реализацией властных полномочий и взаимодействием на различные сферы и области человеческой деятельности
в) самоуправляющаяся страна
г) строение, внутреннее устройство власти, его органов и механизмов по всей вертикали сверху донизу
7. Система обладает рядом обязательных признаков:
a) самоуправляемость
б) целостность
в) всеми вышеперечисленными
г) наличие определенных структур, элементов, которые могут рассматриваться как подсистемы, взаимосвязь элементов и внешней среды и др.
8. Государственная Дума сформирована по пропорциональной системе, в нее избирается:
a) 500 депутатов
б) 450 депутатов
в) 400 депутатов
г) 550 депутатов
9. Федеративное государство — это:
a) государственное образование, территориальные единицы, которого обладают определенной политической и юридической самостоятельностью
б) единое централизованное государство, не разделенное на само-управляющиеся единицы
в) союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований
г) союз государств, обладающих суверенитетом
10. Как называется парламент в РФ:
a) Конгресс
б) Верховный Совет
в) Федеральное Собрание РФ
г) Бундестаг
11. Кто принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним:
a) Государственная Дума ФС РФ
б) Президент РФ
в) Законодательный (представительны орган субъекта РФ
г) Губернатор
12. На выборах Президента РФ используется избирательная система:
a) мажоритарная
б) комбинированная
в) пропорциональная
г) смешанная
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |