Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1630pуб.
Первоначальный взнос 163 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 2100pуб.
Первоначальный взнос 210 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» декабря 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Деятельность по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктура»
Трудоемкость обучения по данной программе –
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Тактика тушения пожаров и пожарно-строевая подготовка»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Деятельность по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктура» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 20.02.04 Пожарная безопасность, Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Пожарный»
Разработчики:
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Подготовка квалифицированных специалистов пожарной охраны, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР) на различных объектах.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих;
- должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО);
-Ремонт и обслуживание технических средств;
- используемых для предупреждения;
- тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
-Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности;
-Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
2) должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО)
3) Ремонт и обслуживание технических средств
4) используемых для предупреждения
5) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
6) Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности
организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
7) Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;
население, находящееся в опасных зонах пожара;
объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;
технологические процессы пожароопасных производств;
материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;
технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;
процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;
первичные трудовые коллективы;
технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
огнетушащие вещества;
аварийно-спасательное оборудование и техника;
системы и оборудование противопожарной защиты;
системы и устройства специальной связи и управления;
медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;
иные средства, вспомогательная и специальная техника.
12.007 Пожарный | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Выполнение работ по профилактике и тушению пожаров в составе подразделений добровольной пожарной охраны | ||
Выполнение работ по локализации и ликвидации пожара в составе подразделения добровольной пожарной охраны | A/01.2 | -Выполнение следования (самостоятельного) к месту вызова в течение времени, не превышающего нормативное, с применением мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты пожарных. - Выполнение сбора информации (разведка) на месте пожара. - Предотвращение возможности дальнейшего распространения огня с применением первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты пожарных. - Прекращение горения и устранение условий для его самопроизвольного возникновения с применением первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты пожарных. - Следование (самостоятельное) к месту расположения с применением мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты пожарных |
Выполнение работ по профилактике пожаров | A/04.2 | -Наблюдение за соблюдением противопожарного режима. - Проведение разъяснительной работы о первичных мерах пожарной безопасности среди населения и работников организаций. - Информирование руководства о нарушениях правил противопожарного режима |
Обобщенные трудовые функции: Выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ | ||
Выполнение работ по локализации и ликвидации пожара | B/01.3 | -Выполнение следования (самостоятельного) к месту вызова в течение времени, не превышающего нормативное, с применением мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты пожарных. - Выполнение сбора информации (разведка) на месте пожара. - Предотвращение возможности дальнейшего распространения огня (локализация пожара) с применением мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарных спасательных устройств и снаряжения, средств индивидуальной защиты, приспособлений и средств оказания первой помощи пострадавшим. - Прекращение горения и устранение условий для его самопроизвольного возникновения (ликвидация пожара) с применением мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарных спасательных устройств и снаряжения, средств индивидуальной защиты, приспособлений и средств оказания первой помощи пострадавшим. - Следование (самостоятельное следование) к месту расположения с применением мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты пожарных |
Выполнение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим при пожаре | B/02.3 | -Выполнение сбора информации (разведка) в местах проведения аварийно-спасательных работ. - Выполнение поиска пострадавших в зоне проведения аварийно-спасательных работ. - Выполнение требований безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. - Спасение пострадавших с целью прекращения или ослабления воздействия опасных факторов пожара с применением первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты. - Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре. - Спасение имущества и животных при пожаре |
Обобщенные трудовые функции: Выполнение в составе подразделения пожарной охраны работ и мероприятий по эксплуатации мобильных средств пожаротушения | ||
Выполнение работ по доставке пожарных, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники к месту вызов | C/01.4 | -Выезд (самостоятельное следование) к месту вызова с использованием специальных световых и звуковых сигналов, обеспечение безопасности движения с использованием специальных световых и звуковых сигналов. - Планирование кратчайшего маршрута к месту вызова. - Доставка работников пожарной охраны, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники к месту вызова. - Контроль работ по восстановлению целости и комплектности мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента. - Доставка работников пожарной охраны, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники или самостоятельное следование к месту постоянного расположения в составе пожарной охраны |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
2 | Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность. | Выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции Корректировка действий с учетом условий их выполнения. | Применение специальных знаний. | Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Практический опыт. |
3 | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи Индивидуальная ответственность. | Решение типовых практических задач Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. | Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач Применение специальных знаний. | Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до од-ного года). Практический опыт. |
4 | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников. | Решение различных типов практических задач Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. | Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией. | Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | ||
Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО) | организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования | -пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;. - население, находящееся в опасных зонах пожара;. - объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;. - технологические процессы пожароопасных производств;. - материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;. - технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;. - нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;. - процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;. - первичные трудовые коллективы;. - технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;. - пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;. - пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;. - огнетушащие вещества;. - аварийно-спасательное оборудование и техника;. - системы и оборудование противопожарной защиты;. - системы и устройства специальной связи и управления;. - медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;. - иные средства, вспомогательная и специальная техника. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Не заполнена почасовка промежуточной аттестации
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: .
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
/ | 0 | / | 0 | 0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – .
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
---|---|
Итого | 0 |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Тактика тушения пожаров и пожарно-строевая подготовка»
10.1. Цель дисциплины заключается в обновлении и расширении профессиональных навыков и знаний пожарных и сотрудников служб пожаротушения в области тактики борьбы с пожарами и эффективных строевых действий в условиях пожара. Эта дисциплина предназначена для повышения квалификации специалистов, уже обладающих определенным опытом в пожарной деятельности.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение последних разработок и инноваций в области пожаротушения.- Ознакомление с современными огнетушителями, оборудованием и стратегиями борьбы с огнем.
- Тренировка и улучшение навыков работы в команде при выполнении строевых действий.
- Развитие навыков быстрого и эффективного перемещения в условиях пожара и дыма.
- Рассмотрение различных типов пожаров (структурные, лесные, химические) и определение оптимальных тактических подходов к их тушению.
- Анализ различных сценариев чрезвычайных ситуаций и практика принятия решений.
- Практика работы с радиостанциями, системами связи и информационными технологиями в экстренных ситуациях.
- Развитие навыков эффективной коммуникации внутри пожарной бригады и с другими службами.
- Психологическая подготовка к работе в экстремальных ситуациях и развитие стрессоустойчивости.
- Обучение методам справления с тревожностью и стрессом в процессе действий при пожарах.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
лекции (Л) | |
практические занятия (ПЗ) | |
семинары (С) | |
лабораторные работы (ЛР) | |
Самостоятельная работа (СР, всего), | |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 января 2003 года N 1/29 Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (с изменениями на 30 ноября 2016 года)
-Лариса Аникеева / Педиатрия: полный справочник для родителей / - 93 стр.
-Пожарная безопасность. Учебное пособие / С.Ю.Блинов, М.М. Мирошниченко. - СПб.: Издательство СПбГТИ(ТУ), 2016. - 280с.
-Ушаков, И. А. Спасательное дело и тактика аварийно-спасательных работ : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. А. Ушаков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с.
-Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ: терминологический словарь / М. О. Баканов, О. Н. Белорожев. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. – 90 с.
-В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение. — М.: Центр Пропаганды, 2007. - 328 с.
-Гражданская оборона / Под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. / 2014 / 499
-Сверчков Ю.М. / Организация газодымозащитной службы на пожарах: Учебное пособие. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2005. — 80 с.
-Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - 319 с.
-Пожарно-строевая подготовка : учебно-методическое пособие / сост. В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 116 с.
-СБОРНИК нормативов по профессиональной подготовке личного состава подразделений пожарной охраны - 59 стр.
б) дополнительная литература:
- В.А. Девисилов Охрана труда: учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. — 448 с.:
- Айсмонтас, Б. Б. Общая психология: схемы : учебное пособие для вузов / Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 290 с.
- В. А. Пучков / Пожарная безопасность / – М. : Академия ГПС МЧС России, 2014 г. – 877 стр.
- Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.97 N 84)
- Казанцев, В. С. Общая физическая подготовка : учебное пособие / В. С. Казанцев, Н. В. Казанцева. – Иркутск, 2018. – 103 с.
- В.А. Пучков / Гражданская оборона / МЧС России / — Москва: ,2016. — 376 стр.
- Видеоурок: Охрана труда 2021
- Видеоурок: Охрана труда. Изменения в 2022 году.
- Рашоян, И.И. Физико-химические основы развития и тушения пожара : учеб. пособие / И.И. Рашоян. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – 107 с.
- С.А. Ковалев / Антология безопасности. Пожарная безопасность / - Омск 2017 г. - 84 стр.
- ПЕДИАТРИЯ: учебник / С.Дж. Боконбаева, Т.Д. Счастливая, В.В. Василенко и др. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2015. 246 с.
- Мисун, Л. В. Физиологические и медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Практикум : учебно-методическое пособие /Л. В. Мисун, А. Л. Мисун, И. Н. Мисун. – Минск : БГАТУ, 2021. – 200 с.
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ: курс лекций / сост.: Н.Т. Асанбеков, А.М. Чаргынов, Б.С. Ордобаев. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2019. – 278 с.
- Справочник спасателя: Книга 5: Спасательные и другие неотложные работы при пожарах / ВНИИ ГОЧС. М., 2006. – 88 с.
- Пожарно-спасательная техника : лабораторный практикум / М.А. Савин, И.В. Клочков. — Екатеринбург : Издво Урал. ун-та, 2017.— 104 стр.
- Подготовка газодымозащитника: краткий курс лекций. Пожарная безопасность / Сост.: В.А. Хрисониди; Филиал Майкоп. гос. технол. ун–т в пос. Яблоновском. Кафедра инженерных дисциплин и таможенного дела – Яблоновский: Изд. Филиала МГТУ в пос. Яблоновском, 2018. – 87 с.
- Методическое пособие по организации проведения строевой подготовки аттестованного состава Академии ГПС МЧС России: учеб. пособие / В. А. Басов, А-Б.Ш. Гаплаев, Д. Е. Леонов, А.Н. Неровных, С. В. Подкосов, Д. В. Якубович – М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. – 134 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что такое первичное задание при прибытии на место пожара?
a) Эвакуация пострадавших
б) Составление отчета
в) Защита имущества
г) Тушение пожара
2. Какой из следующих видов огнетушителей обычно используется для гасения жидких горючих веществ?
a) Огнетушитель класса A
б) Огнетушитель класса B
в) Огнетушитель класса C
г) Огнетушитель класса D
3. Что такое "батальон" в пожарном строевом порядке?
a) Отряд из нескольких пожарных машин
б) Группа пожарных, выполняющая специфические задачи
в) Команда для медицинской помощи
г) Отделение для эвакуации
4. Какая из следующих единиц измерения обычно используется для оценки интенсивности пожара?
a) Герц
б) Ватт
в) Кельвин
г) Британская термическая единица (BTU)
5. Какой фактор является основной причиной взрывов внутри пожара?
a) Высокое давление воды
б) Наличие горючих газов
в) Электростатическое заряжение
г) Низкое давление воздуха
6. Что такое "тактика горизонтального распространения" при тушении пожара?
a) Подход, при котором пожарные тушат пожар сверху вниз
б) Подход, при котором пожарные тушат пожар снизу вверх
в) Метод тушения, при котором огонь борется с боковой стороны
г) Подход, при котором пожарные создают барьеры для ограничения распространения пламени
7. Что такое "подразделение для основного нападения" в пожарной тактике?
a) Группа пожарных, ответственная за первичное тушение пожара
б) Команда для медицинской помощи
в) Отряд для эвакуации пострадавших
г) Группа пожарных, контролирующая заднюю линию
8. Что такое "тактика проникновения" при борьбе с пожаром?
a) Метод внедрения внутрь объекта, чтобы добраться до источника огня
б) Метод создания барьеров снаружи объекта, чтобы предотвратить распространение пламени
в) Подход, при котором пожарные используют водяные струи для охлаждения объекта снаружи
г) Подход, при котором пожарные ограничиваются созданием барьеров внутри объекта
9. Какой вид защитного снаряжения обычно используется для защиты глаз от дыма и искр?
a) Противогаз
б) Защитные очки
в) Аварийные респираторы
г) Теплозащитные костюмы
10. Какой фактор является наиболее важным при определении тактики тушения пожара?
a) Время суток
б) Погода
в) Количество пожарных на месте происшествия
г) Месторасположение ближайшей пожарной станции
11. Какая система используется для классификации и маркировки химически опасных веществ?
a) Система ГСН
б) Система ИМО
в) Система ГОСТ
г) Система CAS
12. Какие факторы оцениваются при определении пожарной стройности?
a) Оценка физической подготовки пожарных
б) Оценка специализированной экипировки
в) Оценка навыков в командной работе
г) Все вышеперечисленные
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |