Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 20.03.01 Техносферная безопасность, Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 N 246.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике»
- Профессиональный стандарт «Специалист по водоснабжению металлургического производства»
- Профессиональный стандарт «Инженер-технолог по обращению с медицинскими и биологическими отходами»
- Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»
- Профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации станций водоподготовки»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Целью программы является получение слушателями знаний и формирование практических умений и навыков в сфере организации мероприятий гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-научно-исследовательский;
-экспертный;
- надзорный и инспекционно-аудиторский;
-организационно-управленческий;
-сервисно-эксплуатационный;
-проектно-конструкторский;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) научно-исследовательский
участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;
комплексный анализ опасностей техносферы;
участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;
подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.
2) экспертный
3) надзорный и инспекционно-аудиторский
4) организационно-управленческий
организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия;
участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности;
обучение рабочих и служащих требованиям безопасности.
5) сервисно-эксплуатационный
эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей;
проведение контроля состояния средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей;
эксплуатация средств контроля безопасности;
выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;
составление инструкций безопасности;
ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей;
выбор и эксплуатация средств контроля безопасности;
выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
6) проектно-конструкторский
участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами обеспечения безопасности человека и защиты окружающей среды, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;
идентификация источников опасностей в окружающей среде, рабочей зоне, на производственном предприятии, определение уровней опасностей;
определение зон повышенного техногенного риска;
подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением систем автоматического проектирования (САПР);
участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;
участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
12 Обеспечение безопасности (в сферах: противопожарной профилактики, предупреждения и тушения пожаров; охраны труда; экологической безопасности; защиты в чрезвычайных ситуациях);
16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в сферах: обращения с отходами; водоочистки; водоподготовки);
26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере природоохранных (экологических) технологий);
27 Металлургическое производство (в сферах: водоснабжения; водоотведения);
28 Производство машин и оборудования (в сферах: утилизации; обезвреживания медицинских и биологических отходов; средозащитных технологий; обеспечения безопасности);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: охраны труда; противопожарной профилактики; экологической безопасности; биологической безопасности; обращения с отходами; защиты в чрезвычайных ситуациях).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;
опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
методы, средства спасения человека.
16.007 Специалист по эксплуатации станций водоподготовки | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Руководство структурным подразделением по эксплуатации станций водоподготовки | ||
Организация работы с персоналом, осуществляющим деятельность по эксплуатации станции водоподготовки | B/04.6 | -Разработка должностных инструкций и учетом специфики производства, эксплуатации оборудования, систем сооружений станции водоподготовки. - Аттестации и рационализация рабочих мест. - Ознакомление подчиненного персонала с инструкциями и квалификационно-разрядными документами. - Проведение в составе комиссии расследований несчастных случаев на производстве. - Осуществление работы в аттестационных комиссиях по проверке знаний рабочих, представление индивидуально подготовленных рабочих в экзаменационную комиссию предприятия по повышению, присвоению разряда. - Подготовка приказов по персоналу согласно специфики выполняемых работ. - Представление предложений о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий. - Организация обучения персонала согласно утвержденным программам и графикам |
40.054 Специалист в области охраны труда | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
Обобщенные трудовые функции: Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда | ||
Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда | A/04.6 | -Выявление, анализ и оценка профессиональных рисков. - Разработка планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками. - Разработка мероприятий по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда. - Подготовка предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями. - Анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда. - Организация проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований. - Координация и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности; организация установки средств коллективной защиты,. - Выработка мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов |
40.134 Инженер-технолог по обращению с медицинскими и биологическими отходами | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
Обобщенные трудовые функции: Проектирование производственных процессов в организациях в сфере обращения с отходами | ||
Обобщенные трудовые функции: Разработка технологических процессов, режимов производства | ||
Обобщенные трудовые функции: Разработка технологической документации | ||
Обобщенные трудовые функции: Выбор средств технологического оснащения, сырья, материалов, топлива, энергии | ||
Обобщенные трудовые функции: Разработка порядка выполнения работ и пооперационного маршрута обращения с отходами | ||
Обобщенные трудовые функции: Управление технологическими процессами в организации в сфере обращения с отходами | ||
Обобщенные трудовые функции: Контроль исполнения порядка выполнения работ и пооперационного маршрута обращения с отходами | ||
Обобщенные трудовые функции: Контроль соблюдения требований стандартов, нормативов, технических условий, инструкций, схем, технологических карт | ||
Обобщенные трудовые функции: Определение и корректировка состояния технологического процесса обращения с отходами | ||
Обобщенные трудовые функции: Модернизация технологических процессов обращения с отходами | ||
Обобщенные трудовые функции: Разработка методов технологического контроля и программ модернизации технологических процессов | ||
Обобщенные трудовые функции: Внедрение методов технологического контроля и программ модернизации технологических процессов обращения с отходами | ||
Обобщенные трудовые функции: Проведение экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов, средств технологического оснащения, организационно-технических мероприятий | ||
27.085 Специалист по водоснабжению металлургического производства | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
Обобщенные трудовые функции: Организация процессов забора воды в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Определение организационных и технических мер по обеспечению забора воды в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация деятельности работников подразделения по обеспечению забора воды в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация процессов подготовки воды в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Определение организационных и технических мер по подготовке воды в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация деятельности работников подразделения по подготовке воды в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация процессов подачи воды потребителям в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Определение организационных и технических мер по подаче воды подразделениям металлургического производства | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация деятельности работников подразделения по подаче воды подразделениям металлургического производства | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация процессов оборотного водоснабжения в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Определение организационных и технических мер по обеспечению функционирования системы оборотного водоснабжения в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация деятельности работников подразделения оборотного водоснабжения в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация процессов очистки и сброса стоков металлургического производства | ||
Обобщенные трудовые функции: Определение организационных и технических мер по очистке и сбросу стоков металлургического производства | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация деятельности работников подразделения канализаций металлургического производства | ||
Обобщенные трудовые функции: Организация согласованной деятельности подразделений водоснабжения в металлургическом производстве | ||
Обобщенные трудовые функции: Определение организационных и технических мер по обеспечению потребностей подразделений металлургического производства в воде | ||
Обобщенные трудовые функции: Координация работы технологических подразделений водоснабжения в металлургическом производстве | ||
00.000 Специалист по противопожарной профилактике | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
Обобщенные трудовые функции: Разработка решений по противопожарной защите организации и анализ пожарной безопасности | ||
Разработка мероприятий по снижению пожарных рисков | B/03.6 | -Выявление и систематизация причин возгораний на территории. - организации, в зданиях, сооружениях, помещениях, складах, на. - наружных установках, транспортных средствах. - Анализ и оценка пожарного риска на объекте защиты:. - -выявление частоты реализации пожарных ситуаций. - -расчет поля опасных факторов пожара для различных сценариев его. - развития. - -оценка последствий воздействия опасных факторов на работников для. - различных сценариев его развития, расчет индивидуального пожарного. - риска. - Разработка материалов (приказов, указаний, инструкций,. - информационных писем) по осуществлению методического руководства. - в работе по совершенствованию пожарной безопасности |
Обобщенные трудовые функции: Руководство службой пожарной безопасности организации (структурных подразделений, филиалов) | ||
Взаимодействие с государственными органами по вопросам пожарной безопасности | C/03.7 | -Обеспечение противопожарной пропаганды и обучения в области. - пожарной безопасности персонала организации, в том числе на основе . - взаимодействия с заинтересованными государственными органами. - Участие в составе комиссии по обследованию и проверке пожарной. - безопасности организации и отдельных объектов. - Подготовка отчетов и материалов по запросам региональных и. - территориальных органов пожарного надзора |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 12 Обеспечение безопасности (в сферах: противопожарной профилактики, предупреждения и тушения пожаров; охраны труда; экологической безопасности; защиты в чрезвычайных ситуациях); | ||
организационно-управленческий | организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия; участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности; обучение рабочих и служащих требованиям безопасности. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в сферах: обращения с отходами; водоочистки; водоподготовки); | ||
проектно-конструкторский | участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами обеспечения безопасности человека и защиты окружающей среды, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности; идентификация источников опасностей в окружающей среде, рабочей зоне, на производственном предприятии, определение уровней опасностей; определение зон повышенного техногенного риска; подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением систем автоматического проектирования (САПР); участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов; участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере природоохранных (экологических) технологий); | ||
научно-исследовательский | участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов; комплексный анализ опасностей техносферы; участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты; подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 27 Металлургическое производство (в сферах: водоснабжения; водоотведения); | ||
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 28 Производство машин и оборудования (в сферах: утилизации; обезвреживания медицинских и биологических отходов; средозащитных технологий; обеспечения безопасности); | ||
сервисно-эксплуатационный | эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; проведение контроля состояния средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; эксплуатация средств контроля безопасности; выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям; составление инструкций безопасности; ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей; выбор и эксплуатация средств контроля безопасности; выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: охраны труда; противопожарной профилактики; экологической безопасности; биологической безопасности; обращения с отходами; защиты в чрезвычайных ситуациях). | ||
экспертный, надзорный и инспекционно-аудиторский | выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания; участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы; определение зон повышенного техногенного риска. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Межкультурное взаимодействие | ||
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах | Знает основные категории философии, законы исторического развития, основы межкультурной коммуникации. Умеет вести коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм. Имеет практический опыт общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения; анализа философских и исторических фактов; оценки явлений культуры. | Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте Владеть:простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности | ||
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека | Учитывает современные тенденции техники и технологий в области техносферной безопасности. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности. Способность применять современные тенденции измерительной и вычислительной техники, информационные технологии при решении типовых задач в области техносферной безопасности | Знать: - современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Уметь: - применять современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Владеть: - современными методами развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека. |
Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления | Выявляет и устраняет проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов. Проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Владеет культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности. | Знать: - принципы культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления при обеспечении безопасности человека и сохранении окружающей среды. Уметь: - использовать концепцию риск-ориентированного мышления при обеспечении безопасности человека и сохранении окружающей среды. Владеть: - навыками обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды. |
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности | Использует в профессиональной деятельности государственные требования в области обеспечения безопасности. Осуществляет контроль на основании государственных требований в области обеспечения безопасности. Разрабатывает отчетную документацию в области техносферной безопасности в соответствии с государственными требованиями. | Знать: - государственные требования в области обеспечения безопасности. Уметь: - анализировать государственные требования в области обеспечения безопасности. Владеть: - методами обеспечения безопасности профессиональной деятельности с учетом государственных требований. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий | |||
Задача профессиональной деятельности: организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия; участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности; обучение рабочих и служащих требованиям безопасности. | |||
Объект или область знания: опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; методы, средства спасения человека. | |||
ПК-1 Способен разрабатывать и использовать графическую документацию | Знает теоретических основы выполнения графической документации. Умеет практически применять знания по разработке и использованию графической документации в различных графических редакторах. Владеет способностью разрабатывать и использовать графическую документацию. | Знать: теоретические основы выполнения графической документации. Уметь: применять знания по разработке и использованию графической документации в различных графических редакторах. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
ПК-2 Способен оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники | Знает основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Умеет оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. Владеет навыками обеспечивать безопасность разрабатываемой техники с учетом анализа риска на основе инженерных знаний. | Знать: основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Уметь: оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
ПК-3 Способен принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности и способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования | Знает теоретические основы расчетов элементов технологического оборудования на основе изучения инженерных наук. Умеет рассчитывать элементы технологического оборудования и принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности. Владеет навыками проводить инженерные разработки среднего уровня сложности. | Знать: теоретические основы расчетов элементов технологического оборудования на основе изучения инженерных наук. Уметь: рассчитывать элементы технологического оборудования и принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вопросы правового регулирования и организационные основы в области ГО и ЧС, защиты населения и территорий от ЧС | 18.0 | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 15.0 | 0 |
Организация и проведение мероприятий по ГО, аварийно‑спасательным и другим неотложным работам при ЧС различного характера | 17.0 | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 14.0 | 0 |
Защита населения в чрезвычайных ситуациях | 18.0 | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 15.0 | 0 |
Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях | 18.0 | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 15.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 72 | 12 | 0 | 0 | 0 | 59 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
12/72 | 0 | 12/72 | 72 | 12 | 0.0 | 59.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 2 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вопросы правового регулирования и организационные основы в области ГО и ЧС, защиты населения и территорий от ЧС | 18.0 | 6 | 6 | 6 | |||||||||
Организация и проведение мероприятий по ГО, аварийно‑спасательным и другим неотложным работам при ЧС различного характера | 17.0 | 6 | 6 | 5 | |||||||||
Защита населения в чрезвычайных ситуациях | 18.0 | 1 | 6 | 6 | 5 | ||||||||
Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях | 18.0 | 1 | 6 | 6 | 5 | ||||||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||||||||
Итого | 72 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»
10.1. подготовить специалистов высокого уровня, способных обучать население нормам поведения в кризисной ситуации, координировать и направлять действия людей при её возникновении.
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучить основные способы защиты от опасностей, возникающих при возникновении угроз природного характера;- рассмотреть защиту в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
- освоить основы гражданской обороны;
- изучить поведение населения в зонах ведения военных действий;
- ознакомиться с порядком действий при включении сигналов оповещения о чрезвычайной ситуации;
- изучить основные приёмы оказания первой медицинской помощи;
- освоить правила использования индивидуальных и коллективных средств защиты;
- изучить методы и способы совершенствования навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
- выработать основные умения и навыки для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР);
- освоить приёмы и способы действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Межкультурное взаимодействие | ||
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах | Знает основные категории философии, законы исторического развития, основы межкультурной коммуникации. Умеет вести коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм. Имеет практический опыт общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения; анализа философских и исторических фактов; оценки явлений культуры. | Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте Владеть:простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности | ||
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека | Учитывает современные тенденции техники и технологий в области техносферной безопасности. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности. Способность применять современные тенденции измерительной и вычислительной техники, информационные технологии при решении типовых задач в области техносферной безопасности | Знать: - современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Уметь: - применять современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Владеть: - современными методами развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека. |
Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления | Выявляет и устраняет проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов. Проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Владеет культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности. | Знать: - принципы культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления при обеспечении безопасности человека и сохранении окружающей среды. Уметь: - использовать концепцию риск-ориентированного мышления при обеспечении безопасности человека и сохранении окружающей среды. Владеть: - навыками обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды. |
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности | Использует в профессиональной деятельности государственные требования в области обеспечения безопасности. Осуществляет контроль на основании государственных требований в области обеспечения безопасности. Разрабатывает отчетную документацию в области техносферной безопасности в соответствии с государственными требованиями. | Знать: - государственные требования в области обеспечения безопасности. Уметь: - анализировать государственные требования в области обеспечения безопасности. Владеть: - методами обеспечения безопасности профессиональной деятельности с учетом государственных требований. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий | |||
Задача профессиональной деятельности: организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия; участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности; обучение рабочих и служащих требованиям безопасности. | |||
Объект или область знания: опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; методы, средства спасения человека. | |||
ПК-1 Способен разрабатывать и использовать графическую документацию | Знает теоретических основы выполнения графической документации. Умеет практически применять знания по разработке и использованию графической документации в различных графических редакторах. Владеет способностью разрабатывать и использовать графическую документацию. | Знать: теоретические основы выполнения графической документации. Уметь: применять знания по разработке и использованию графической документации в различных графических редакторах. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
ПК-2 Способен оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники | Знает основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Умеет оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. Владеет навыками обеспечивать безопасность разрабатываемой техники с учетом анализа риска на основе инженерных знаний. | Знать: основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Уметь: оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
ПК-3 Способен принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности и способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования | Знает теоретические основы расчетов элементов технологического оборудования на основе изучения инженерных наук. Умеет рассчитывать элементы технологического оборудования и принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности. Владеет навыками проводить инженерные разработки среднего уровня сложности. | Знать: теоретические основы расчетов элементов технологического оборудования на основе изучения инженерных наук. Уметь: рассчитывать элементы технологического оборудования и принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 12 |
лекции (Л) | 12.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 59.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 71.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Вопросы правового регулирования и организационные основы в области ГО и ЧС, защиты населения и территорий от ЧС | Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС. Структура и основные функции ГО, РСЧС, государственной противопожарной службы МЧС России и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия должностных лиц ГО и РСЧС по организации оповещения работников объекта (населения) об угрозе опасностей военных конфликтов и ЧС. Обязанности должностных лиц ГО и РСЧС по выполнению инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты. Действия должностных лиц ГО и РСЧС по сигналам ГО. |
2. | Организация и проведение мероприятий по ГО, аварийно‑спасательным и другим неотложным работам при ЧС различного характера | Основы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организация и проведение мероприятий по гражданской обороне. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Основы пожарной безопасности и организация тушения пожаров. Основы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основы медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Основы организации и проведения эвакуации населения и материальных ценностей. Основы организации и проведения мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций и учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций. Основы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. |
3. | Защита населения в чрезвычайных ситуациях | Общие принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения населения. Укрытие населения в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты. Специальная обработка. Сущность и классификация чрезвычайных ситуаций, их разновидности и предпосылки возникновения. Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказание помощи правила поведения. Порядок и средства оповещения людей. |
4. | Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях | Медицинская служба единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Виды и симптомы отравлений различными веществами. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, переломах. Ожоги и обморожения. Помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте. Инфекционные заболевания. Признаки жизни и смерти. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Вопросы правового регулирования и организационные основы в области ГО и ЧС, защиты населения и территорий от ЧС | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 15.0 | 18.0 |
2 | Организация и проведение мероприятий по ГО, аварийно‑спасательным и другим неотложным работам при ЧС различного характера | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 14.0 | 17.0 |
3 | Защита населения в чрезвычайных ситуациях | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 15.0 | 18.0 |
4 | Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 15.0 | 18.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Е.И. Насса / Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях / Москва 2014 г. - 384 стр.
-Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Авт.-сост. В. Д. Еременко, В. С. Остапенко. — М.: РГУП, 2016. - 368 стр.
-Гражданская оборона / Под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. / 2014 / 499
-Основы защиты населения и территорий от ЧС и ведения ГО / - 35 стр.
б) дополнительная литература:
- Защита в чрезвычайных ситуациях / Издание 2-е, переработанное. МЧС России. — М.: АГЗ МЧС России, 2018. — 400 с.
- В.Г. Авдеевой / Первая помощь / - 173 стр.
- Видеоурок: Оказание первой помощи
- 10 ошибок при оказании первой помощи
- Вострокнутов, А. Л. Организация защиты населения и территорий. Основы топографии : учебник для среднего профессионального образования / А. Л. Вострокнутов, В. Н. Супрун, Г. В. Шевченко ; под общей редакцией А. Л. Вострокнутова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с.
- Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие / А.Н. Кроль, Е.А. Расщепкина; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет). – Кемерово, 2016. – 128 с.
- Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В. А. Козловский, А. В. Козловский, О. Л. Упоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 314 с.
- Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 639 с.
- МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИпо организации гражданской обороны'подготовкиперсоналав области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (школа, лицей, колледж) / Новосибирск, 2014. - 61 с.
- Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
- Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года"
- Сборник лекций для проведения занятий по 14 часовой программе по ГО ЧС / - 92 стр.
- Д.В. Тихомиров, А.Ю. Тараканов, Э.Н. Аюбов, Я.И. Грищенко Пособие для самостоятельного изучения. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения / - 250 стр.
- Тихомиров Д. В., Тараканов А. Ю., Аюбов Э. Н., Грищенко Я. И. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: пособие для самостоятельного изучения. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «ТЕРМИКА.РУ», 2018. — 336 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Землетрясения происходят в виде толчков, которые включают …
a) форшоки, главный толчок, афтершоки
б) очаг, центр очага, гипоцентр
в) активный процесс, центр очага, пассивный процесс
г) скорость распространения, устойчивость, затухание
2. Сильное ядовитое вещество, содержащееся в выхлопных газах автомобиля
a) гербициды
б) тетраэтилсвинец
в) инсекциды
г) аммиак
3. Самая серьезная опасность при пожаре
a) боязнь высоты
б) высокая температура
в) ядовитый дым
г) огонь
4. По темпу развития ЧС подразделяются на …
a) внезапные
б) стремительные
в) плавные
г) умеренные
5. Метеорологические ЧС природного характера
a) ураганы
б) землетрясения
в) оползни
г) сели
6. Источники химического загрязнения воздуха жилой среды
a) продукты деструкции полимерных материалов
б) бытовые приборы
в) техническое оснащение зданий
г) антропотоксины
7. Размеры очага биологического заражения зависят от …
a) вида микроорганизмов
б) метеоусловий
в) способа применения
г) рельефа местности
8. Теллурические и тектонические катастрофы
a) сели
б) оползни
в) снежные обвалы
г) пожары
9. Одна из самых серьезных опасностей при пожаре
a) боязнь высоты
б) высокая температура
в) ядовитый дым
г) огонь
10. Зона с уровнем радиации более 50 мЗв, с отсутствием разрешения постоянного проживания, с контролем хозяйственной деятельности и природопользования специальными актами называется зоной …
a) радиационного контроля
б) ограниченного проживания населения
в) отселения
г) отчуждения
11. По ведомственной принадлежности ЧС подразделяются на …
a) строительство
б) неизбежные
в) лесное хозяйство
г) социальные
12. Стадии протекания радиационной аварии
a) поздняя
б) ранняя
в) промежуточная
г) восстановительная
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |