Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основы охраны труда и техники безопасности»
Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Основы охраны труда и техники безопасности» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 20.03.01 Техносферная безопасность, Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 N 246.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»
Разработчики:
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Формирование комплексного подхода к обеспечению безопасности и поддержанию профессионального здоровья при выполнении различных задач и операций — ключевая цель программы. Она предполагает не только изучение правил и стандартов безопасности, но и определение ключевых рисков, проведение профессиональной оценки и управление документированными рисками. Благодаря этой программе, участники повысят свою квалификацию и улучшат безопасность и эффективность своей работы.
В результате обучения участники освоят особенности своей профессии, научатся выявлять и контролировать риски, связанные с выполнением конкретных задач, а также разрабатывать стратегии действий в случае возникновения опасных ситуаций или несчастных случаев.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-научно-исследовательский;
-экспертный;
- надзорный и инспекционно-аудиторский;
-организационно-управленческий;
-сервисно-эксплуатационный;
-проектно-конструкторский;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) научно-исследовательский
участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;
комплексный анализ опасностей техносферы;
участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;
подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.
2) экспертный
3) надзорный и инспекционно-аудиторский
4) организационно-управленческий
организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия;
участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности;
обучение рабочих и служащих требованиям безопасности.
5) сервисно-эксплуатационный
эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей;
проведение контроля состояния средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей;
эксплуатация средств контроля безопасности;
выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;
составление инструкций безопасности;
ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей;
выбор и эксплуатация средств контроля безопасности;
выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
6) проектно-конструкторский
участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами обеспечения безопасности человека и защиты окружающей среды, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;
идентификация источников опасностей в окружающей среде, рабочей зоне, на производственном предприятии, определение уровней опасностей;
определение зон повышенного техногенного риска;
подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением систем автоматического проектирования (САПР);
участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;
участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
12 Обеспечение безопасности (в сферах: противопожарной профилактики, предупреждения и тушения пожаров; охраны труда; экологической безопасности; защиты в чрезвычайных ситуациях);
16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в сферах: обращения с отходами; водоочистки; водоподготовки);
26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере природоохранных (экологических) технологий);
27 Металлургическое производство (в сферах: водоснабжения; водоотведения);
28 Производство машин и оборудования (в сферах: утилизации; обезвреживания медицинских и биологических отходов; средозащитных технологий; обеспечения безопасности);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: охраны труда; противопожарной профилактики; экологической безопасности; биологической безопасности; обращения с отходами; защиты в чрезвычайных ситуациях).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;
опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
методы, средства спасения человека.
40.054 Специалист в области охраны труда | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда | ||
Нормативное обеспечение системы управления охраной труда | A/01.6 | -Обеспечение наличия, хранения и доступа к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности работодателя. - Разработка проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих создание и функционирование системы управления охраной труда. - Подготовка предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых договоров с работниками по вопросам охраны труда. - Взаимодействие с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласование локальной документации по вопросам охраны труда. - Переработка локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права |
Обеспечение подготовки работников в области охраны труда | A/02.6 | -Выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда. - Проведение вводного инструктажа по охране труда, координация проведения первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа, обеспечение обучения руководителей и специалистов по охране труда, обучения работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве. - Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда. - Контроль проведения обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями. - Осуществление проверки знаний работников требований охраны труда |
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда | A/03.6 | -Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. - Сбор информации и предложений от работников, их представительных органов, структурных подразделений организации по вопросам условий и охраны труда. - Подготовка для представления работодателем органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий. - Организация сбора и обработки информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя. - Подготовка отчетной (статистической) документации работодателя по вопросам условий и охраны труда |
Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда | A/04.6 | -Выявление, анализ и оценка профессиональных рисков. - Разработка планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками. - Разработка мероприятий по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда. - Подготовка предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями. - Анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда. - Организация проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований. - Координация и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности; организация установки средств коллективной защиты,. - Выработка мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов |
Обобщенные трудовые функции: Мониторинг функционирования системы управления охраной труда | ||
Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда | B/01.6 | -Осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведением профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда. - Анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию, контролем производственных объектов, на предмет соответствия требованиям охраны труда. - Принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по обращениям работников |
Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах | B/02.6 | -Планирование проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда. - Организация работы комиссии по специальной оценке условий труда. - Контроль проведения оценки условий труда, рассмотрение ее результатов. - Подготовка документов, связанных с проведением оценки условий труда и ее результатами. - Контроль исполнения перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, разработанного по результатам проведенной специальной оценки условий труда. - Подбор и предоставление необходимой документации и информации по вопросам специальной оценки условий труда, соответствующие разъяснения в процессе проведения специальной оценки условий труда |
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | B/03.6 | -Организация работы комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - Получение, изучение и представление информации об обстоятельствах несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - Формирование документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также для страхового обеспечения пострадавших на производстве |
Обобщенные трудовые функции: Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда | ||
Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда | C/01.7 | -Формирование целей и задач в области охраны труда, включая состояние условий труда, с учетом особенностей производственной деятельности работодателя. - Планирование системы управления охраной труда и разработка показателей деятельности в области охраны труда. - Оценка результативности и эффективности системы управления охраной труда. - Подготовка предложений по направлениям развития и корректировке системы управления охраной труда |
Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения | C/02.7 | -Подготовка предложений и соответствующих проектов локальных документов по распределению полномочий, ответственности и обязанностей в сфере охраны труда между работниками. - Разработка предложений по организационному обеспечению управления охраной труда. - Организация и координация работы по охране труда. - Обоснование механизмов и объемов финансирования мероприятий по охране труда |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 12 Обеспечение безопасности (в сферах: противопожарной профилактики, предупреждения и тушения пожаров; охраны труда; экологической безопасности; защиты в чрезвычайных ситуациях); | ||
организационно-управленческий | организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия; участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности; обучение рабочих и служащих требованиям безопасности. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в сферах: обращения с отходами; водоочистки; водоподготовки); | ||
проектно-конструкторский | участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами обеспечения безопасности человека и защиты окружающей среды, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности; идентификация источников опасностей в окружающей среде, рабочей зоне, на производственном предприятии, определение уровней опасностей; определение зон повышенного техногенного риска; подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением систем автоматического проектирования (САПР); участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов; участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере природоохранных (экологических) технологий); | ||
научно-исследовательский | участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов; комплексный анализ опасностей техносферы; участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты; подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 27 Металлургическое производство (в сферах: водоснабжения; водоотведения); | ||
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 28 Производство машин и оборудования (в сферах: утилизации; обезвреживания медицинских и биологических отходов; средозащитных технологий; обеспечения безопасности); | ||
сервисно-эксплуатационный | эксплуатация средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; проведение контроля состояния средств защиты человека и среды его обитания от природных и техногенных опасностей; эксплуатация средств контроля безопасности; выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания, ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям; составление инструкций безопасности; ремонт и обслуживание средств защиты от опасностей; выбор и эксплуатация средств контроля безопасности; выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: охраны труда; противопожарной профилактики; экологической безопасности; биологической безопасности; обращения с отходами; защиты в чрезвычайных ситуациях). | ||
экспертный, надзорный и инспекционно-аудиторский | выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания; участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы; определение зон повышенного техногенного риска. | -опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;. - опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; . - методы, средства спасения человека. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Безопасность жизнедеятельности | ||
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов | Анализирует факторы вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений). Идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой деятельности. Выявляет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; оказывает первую помощь, описывает способы участия в восстановительных мероприятиях. | Знать: теоретические основы жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека, анатомофизиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; современный комплекс проблем безопасности человека; средства и методы повышения безопасности; концепцию и стратегию национальной безопасности; Уметь: эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ; Владеть: навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности | ||
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека | Учитывает современные тенденции техники и технологий в области техносферной безопасности. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности. Способность применять современные тенденции измерительной и вычислительной техники, информационные технологии при решении типовых задач в области техносферной безопасности | Знать: - современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Уметь: - применять современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Владеть: - современными методами развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека. |
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности | Использует в профессиональной деятельности государственные требования в области обеспечения безопасности. Осуществляет контроль на основании государственных требований в области обеспечения безопасности. Разрабатывает отчетную документацию в области техносферной безопасности в соответствии с государственными требованиями. | Знать: - государственные требования в области обеспечения безопасности. Уметь: - анализировать государственные требования в области обеспечения безопасности. Владеть: - методами обеспечения безопасности профессиональной деятельности с учетом государственных требований. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий | |||
Задача профессиональной деятельности: организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия; участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности; обучение рабочих и служащих требованиям безопасности. | |||
Объект или область знания: опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; методы, средства спасения человека. | |||
ПК-2 Способен оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники | Знает основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Умеет оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. Владеет навыками обеспечивать безопасность разрабатываемой техники с учетом анализа риска на основе инженерных знаний. | Знать: основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Уметь: оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основы охраны труда: правила и нормы | 4.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Законодательство по охране труда | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Законодательное регулирование охраны труда и техники безопасности | 4.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Организация рабочего места: эргономичность, освещение, микроклимат | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Организация обучения и инструктажа по охране труда | 4.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Введение в средства индивидуальной защиты (СИЗ): определение, классификация, требования к качеству и сертификации | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Основы оказания первой помощи: принципы, законодательство, ответственность работодателя | 4.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Требования к комплектации аптечек | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 0 |
Гигиеническое обучение и аттестация работников | 7.0 | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 36 | 5 | 0 | 0 | 0 | 30 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
6/36 | 0 | 6/36 | 36 | 5 | 0.0 | 30.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 1 неделя.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основы охраны труда: правила и нормы | 4.0 | 4.0 | |||||
Законодательство по охране труда | 3.0 | 2 | 1 | ||||
Законодательное регулирование охраны труда и техники безопасности | 4.0 | 4.0 | |||||
Организация рабочего места: эргономичность, освещение, микроклимат | 3.0 | 1 | 2 | ||||
Организация обучения и инструктажа по охране труда | 4.0 | 4 | |||||
Введение в средства индивидуальной защиты (СИЗ): определение, классификация, требования к качеству и сертификации | 3.0 | 3.0 | |||||
Основы оказания первой помощи: принципы, законодательство, ответственность работодателя | 4.0 | 3 | 1 | ||||
Требования к комплектации аптечек | 3.0 | 3.0 | |||||
Гигиеническое обучение и аттестация работников | 7.0 | 2 | 5 | ||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||
Итого | 36 | 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Защита и благополучие сотрудников: основы охраны труда на предприятии»
10.1. Цель дисциплины — формирование у участников необходимых компетенций для обеспечения безопасных условий труда, снижения риска производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также для предотвращения аварийных ситуаций на предприятии.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Осознание будущими специалистами приоритета сохранения здоровья и безопасности работников над результатами производственной деятельности.- Формирование целостного видения и анализа путей обеспечения безопасных и здоровых условий труда.
- Развитие навыков эффективного общения для работы в команде.
- Умение использовать знания в области охраны труда для предотвращения травматизма на рабочих местах.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Безопасность жизнедеятельности | ||
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов | Анализирует факторы вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений). Идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой деятельности. Выявляет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; оказывает первую помощь, описывает способы участия в восстановительных мероприятиях. | Знать: теоретические основы жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека, анатомофизиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; современный комплекс проблем безопасности человека; средства и методы повышения безопасности; концепцию и стратегию национальной безопасности; Уметь: эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ; Владеть: навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности | ||
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека | Учитывает современные тенденции техники и технологий в области техносферной безопасности. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности. Способность применять современные тенденции измерительной и вычислительной техники, информационные технологии при решении типовых задач в области техносферной безопасности | Знать: - современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Уметь: - применять современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в области защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека. Владеть: - современными методами развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека. |
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности | Использует в профессиональной деятельности государственные требования в области обеспечения безопасности. Осуществляет контроль на основании государственных требований в области обеспечения безопасности. Разрабатывает отчетную документацию в области техносферной безопасности в соответствии с государственными требованиями. | Знать: - государственные требования в области обеспечения безопасности. Уметь: - анализировать государственные требования в области обеспечения безопасности. Владеть: - методами обеспечения безопасности профессиональной деятельности с учетом государственных требований. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий | |||
Задача профессиональной деятельности: организация и участие в деятельности по защите человека и окружающей среды на уровне производственного предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия; участие в организационно-технических мероприятиях по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; осуществление государственных мер в области обеспечения безопасности; обучение рабочих и служащих требованиям безопасности. | |||
Объект или область знания: опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности; методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; методы, средства спасения человека. | |||
ПК-2 Способен оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники | Знает основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Умеет оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. Владеет навыками обеспечивать безопасность разрабатываемой техники с учетом анализа риска на основе инженерных знаний. | Знать: основы теории риска и элементы безопасности разрабатываемой техники. Уметь: оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники. | 40.054 Специалист в области охраны труда |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 5 |
лекции (Л) | 5.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 30.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 35.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Основы охраны труда: правила и нормы | Трудовая деятельность человека. Основные принципы обеспечения труда. Основные принципы обеспечение охраны труда. Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда. Права и обязанности работодателя в области охраны труда. Права и обязанности работника в области охраны труда. Особенности регулирования труда женщин, подростков и инвалидов. |
2. | Законодательство по охране труда | Основы охраны труда в Российской Федерации: основные понятия, нормативно-правовые основы, обеспечение прав работников на охрану труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Социальное партнёрство в сфере труда. Стратегия безопасности труда и охраны здоровья: цели и задачи работодателя, обязанности по обеспечению безопасных условий труда. Система управления охраной труда в организации. Расследование и предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. |
3. | Законодательное регулирование охраны труда и техники безопасности | Анализ травматизма и профессиональных заболеваний. Регулирование труда отдельных категорий работников и работников, занятых во вредных, опасных и особых условий. Документация по охране труда, разрабатываемая в организациях. Общие требования безопасности к зданиям, машинам, оборудованию. Перечень действующих нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. |
4. | Организация рабочего места: эргономичность, освещение, микроклимат | Гигиенические требования к показателям микроклимата. Оптимальные и допустимые нормы микроклимата в обслуживаемой зоне общественных и административных зданий. Мероприятия по оздоровлению воздушной среды. Нормативные показатели световой среды. Защита от шума, инфразвука и ультразвука. |
5. | Организация обучения и инструктажа по охране труда | Законодательство и нормативные документы по охране труда. Виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой). Порядок проведения инструктажей и оформление документации. Организация обучения по охране труда для руководителей и специалистов. Обучение и проверка знаний по охране труда для работников рабочих профессий. Ответственность работодателя за нарушение законодательства по охране труда. |
6. | Введение в средства индивидуальной защиты (СИЗ): определение, классификация, требования к качеству и сертификации | Определение СИЗ и их роль в обеспечении безопасности на рабочем месте. Классификация СИЗ: средства индивидуальной защиты органов дыхания, зрения, слуха, головы, лица, рук и ног. Требования к качеству СИЗ: стандарты, нормы и испытания продукции. Сертификация СИЗ: процедура получения сертификата соответствия, роль государственных органов и независимых организаций. |
7. | Основы оказания первой помощи: принципы, законодательство, ответственность работодателя | Принципы оказания первой помощи: определение, цели и задачи. Законодательство в области оказания первой помощи: основные нормативно-правовые акты. Ответственность работодателя за организацию и предоставление первой помощи на рабочем месте. Обучение и подготовка сотрудников по оказанию первой помощи. Виды травм и неотложных состояний, при которых требуется оказание первой помощи. Алгоритм действий при оказании первой помощи: оценка ситуации, вызов экстренных служб, проведение реанимационных мероприятий, остановка кровотечений, иммобилизация, транспортировка пострадавшего. |
8. | Требования к комплектации аптечек | Состав аптечек для оказания первой помощи работникам. Медицинские изделия, входящие в состав аптечек. Прочие средства, включаемые в состав аптечек. Комплектация аптечек медицинскими изделиями. Использование и списание медицинских изделий из аптечек. Сроки годности и утилизация аптечек. |
9. | Гигиеническое обучение и аттестация работников | Основы гигиены и санитарии: правила личной гигиены, гигиена одежды и обуви, гигиена жилища, гигиена питания, гигиена труда и отдыха. Гигиена труда и профилактика профессиональных заболеваний: вредные производственные факторы, меры защиты от них, средства индивидуальной защиты, правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Санитарно-гигиенические требования к предприятиям общественного питания: требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, посуде, таре, транспортировке и хранению пищевых продуктов, приготовлению и реализации блюд. Санитарно-гигиенические требования к предприятиям торговли продовольственными товарами: требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, транспортировке и хранению пищевых продуктов, реализации товаров. Санитарно-гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности: требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, транспортировке и хранению сырья и готовой продукции, мойке и дезинфекции оборудования и инвентаря. Санитарно-гигиенические требования к предприятиям, оказывающим бытовые услуги населению: требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, транспортировке и хранению сырья и готовой продукции, мойке и дезинфекции оборудования и инвентаря. Санитарно-гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям: требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, посуде, таре, транспортировке и хранению пищевых продуктов, приготовлению и реализации блюд, режиму дня и организации учебно-воспитательного процесса. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Основы охраны труда: правила и нормы | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 4.0 |
2 | Законодательство по охране труда | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 3.0 |
3 | Законодательное регулирование охраны труда и техники безопасности | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 4.0 |
4 | Организация рабочего места: эргономичность, освещение, микроклимат | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 3.0 |
5 | Организация обучения и инструктажа по охране труда | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 4.0 |
6 | Введение в средства индивидуальной защиты (СИЗ): определение, классификация, требования к качеству и сертификации | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 3.0 |
7 | Основы оказания первой помощи: принципы, законодательство, ответственность работодателя | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 4.0 |
8 | Требования к комплектации аптечек | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 3.0 | 3.0 |
9 | Гигиеническое обучение и аттестация работников | 1.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 7.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Карнаух, Н. Н. Охрана труда : учебник для вузов / Н. Н. Карнаух. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 343 с.
-Федеральная служба по труду и занятости приказ от 16 февраля 2024 г. N 31 / О внесении изменений в формы проверочных листов (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные приказом Федеральной службы по труду и занятости от 1 февраля 2022 г. N 20. / 23 с.
-Дайджест изменений законодательства по охране труда / 14 с.
-Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 740 с.
-Беляков, Г. И. Организация работ по охране труда и производственная санитария : учебник для вузов / Г. И. Беляков. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 353 с.
-Письмо Минтруда от 09.08.2016 № 15-2/ООГ-2884 / 1 с.
-«Средства индивидуальной защиты» / 13 с.
-Приказ Минздрава России от 03.05.2024 N 220н "Об утверждении Порядка оказания первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78363) / 6 с.
-Кадыков, В. А. Первая доврачебная помощь : учебное пособие для вузов / В. А. Кадыков, Е. М. Мохов, А. М. Морозов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 244 с.
-Приказ Минздрава России от 24.05.2024 N 262н "Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78396)
-Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 260н "Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)" (документ не вступил в силу) /
-Приказ Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" (вместе с "Инструкцией о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.07.2000 N 2321) / 5 с.
-Карелин, А. О. Гигиена : учебник для среднего профессионального образования / А. О. Карелин, Г. А. Александрова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 472 с.
-Видеоурок: Охрана труда
б) дополнительная литература:
- Основы охраны труда : учебное пособие / авт.-сост. В.Б. Рондырев-Ильинский, Б.В. Кравец, Э.А. Кузнецова; под общ. ред. В.Б. Рондырева-Ильинского. – 2-е изд., доп. – Нижневартовск: НВГУ, 2019. – 224 с.
- В.Г. Авдеевой / Первая помощь / - 173 стр.
- ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ: Учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018. 68 с.
- Н.В. Рогова / Первая доврачебная помощь / - Волгоград 2002 г. - 184 стр.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" - 30 стр.
- Видеоурок: Оказание первой помощи
- Видеоурок: Охрана труда 2024. Изменения.
- Федеральная служба по труду и занятости приказ от 16 февраля 2024 г. N 31 / О внесении изменений в формы проверочных листов (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные приказом Федеральной службы по труду и занятости от 1 февраля 2022 г. N 20. / 23 с.
- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" / 1 с.
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказ от 19 марта 2024 г. № 123н / 4 с.
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2024 № 439 "О внесении изменений в приложение № 1 к приказу МЧС России от 9 февраля 2022 г. № 78" / 4 с.
- Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 817н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" / 89 с.
- Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 14.11.2023 N 534-ФЗ / 5 с.
- Константинова, Д. С. Основы организации труда : учебное пособие для вузов / Д. С. Константинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 176 с.
- Методы повышения производительности труда и охрана труда сотрудников, работающих в офисе / 39 с.
- Как проводить инструктажи по охране труда по новым правилам / 22 с.
- Виды инструктажей по ТБ / Примерные программы вводного и первичного инструктажа / 4 с.
- Как узнать, соответствуют ли средства индивидуальной защиты требованиям техрегламента / 9 с.
- ПРИКАЗ от 29 октября 2021 г. N 766н "Об утверждении правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами" / 20 с.
- Маркировка защитных свойств СИЗ / 4 с.
- ГОСТ ISO 4869-1—2023 / 2023 / 26 с.
- ГОСТ 12.4.321.4—2022 (EN 352-4:2020) / 12 с.
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 261н "Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (документ не вступил в силу) / 4 с.
- Приказ от 20.05.2024 № 246н «Об утверждении требований к комплектации аптечек, укладки, набора и комплекта для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов спасателями, осуществляющими аварийно-спасательные работы» / 21 с.
- Новая редакция статьи 31 «Первая помощь» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
- Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации / 6 с.
- Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены / 2024 / 172 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что такое система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие вредных производственных факторов?
a) Промышленная безопасность.
б) Электробезопасность.
в) Безопасность жизнедеятельности человека.
г) Производственная санитария.
2. Какие локальные акты представляют собой нормативные правовые акты предприятия?
a) Приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда.
б) Приказы и указания министерств по охране труда и производственной безопасности.
в) Отраслевые стандарты, отраслевые инструкции, отраслевые положения, правила сертификации.
г) Межотраслевые правовые нормативы.
3. Какие государственные документы устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда?
a) Стандарты Системы стандартов безопасности труда, правила безопасности труда, межотраслевые правила по охране труда.
б) Конституция Российской Федерации.
в) Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).
г) Единые правовые нормативы.
4. Что определяет Трудовой кодекс Российской Федерации в области охраны труда?
a) Цели, задачи, принципы правового регулирования, основные права и обязанности работников.
б) Режим труда и отдыха работников.
в) Охрана труда, права работника на неё, гарантии и компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и опасными условиями труда.
г) Профессиональная подготовка работников, особенности регулирования труда женщин, подростков, инвалидов.
5. Что такое охрана труда?
a) Система организационных мероприятий и технических средств для предотвращения воздействия вредных производственных факторов.
б) Раздел гигиены, изучающий условия и характер труда и их влияние на здоровье.
в) Система сохранения жизни и здоровья работников при воздействии электрического тока и электромагнитных полей.
г) Состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах.
6. Что является основным направлением государственной политики в области охраны труда?
a) Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников над производственными показателями.
б) Соблюдение требований инструкций по охране труда на рабочем месте.
в) Выполнение требований статей Конституции Российской Федерации.
г) Соблюдение отраслевых правовых нормативов.
7. Что относится к средствам коллективной и индивидуальной защиты работников?
a) Средства защиты органов дыхания и зрения.
б) Средства защиты слуха и кожи от вредных производственных факторов.
в) Средства защиты от поражения электрическим током и электромагнитными полями.
г) Средства защиты от падения с высоты и механических травм.
8. Что такое травма?
a) Совокупность ранений, которые повторяются в тех или иных контингентах населения.
б) Случай воздействия на работающего вредного фактора.
в) Всякое нарушение анатомической целостности организма или нарушение его функций вследствие внезапного действия на него любого опасного производственного фактора.
г) Несчастный случай на производстве.
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |