Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 893pуб.
Первоначальный взнос 89.3 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«05» декабря 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Огнезащита строительных конструкций и оборудования»

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа

Абакан 2025

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Огнезащита строительных конструкций и оборудования» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 20.02.04 Пожарная безопасность, Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист по противопожарной профилактике»

Разработчики:

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Формирование у слушателей теоретических знаний о методах, технологиях и материалах, применяемых для повышения огнестойкости строительных конструкций и оборудования , а также развитие понимания нормативных требований и современных подходов в области обеспечения пожарной безопасности объектов строительства и промышленности.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих;

- должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО);

-Ремонт и обслуживание технических средств;

- используемых для предупреждения;

- тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

-Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности;

-Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих

2) должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО)

3) Ремонт и обслуживание технических средств

4) используемых для предупреждения

5) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

6) Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности

организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования

7) Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;

население, находящееся в опасных зонах пожара;

объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;

технологические процессы пожароопасных производств;

материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;

технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;

процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;

первичные трудовые коллективы;

технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;

пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;

пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;

огнетушащие вещества;

аварийно-спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты;

системы и устройства специальной связи и управления;

медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

00.000 Специалист по противопожарной профилактике
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Обеспечение противопожарного режима на объекте
Контроль содержания в исправном состоянии систем и средств противопожарной защитыA/04.5-Проверка содержания в исправном состоянии систем и средств.
- противопожарной защиты, включая первичные средства тушения.
- пожаров.
- Приостановка полностью или частично проведения отдельных видов.
- работ при выявлении нарушений, создающих пожароопасную ситуацию.
- и угрожающих безопасности людей.
- Проведение превентивных мероприятий по ограничению.
- распространения пожара за пределы очага.
- Обеспечение зданий, сооружений, транспортных средств необходимой.
- номенклатурой первичных средств пожаротушения.
- Контроль оснащенности и исправности автоматических установок.
- пожаротушения согласно требованиям регламентов.
- Проверка технического состояния и соответствия эксплуатационных.
- характеристик источников противопожарного водоснабжения.
- паспортным (проектным) данным, их подготовка к использованию в.
- зимних условиях.
- Контроль работоспособности систем оповещения при пожаре.
- Контроль наличия и состояния (внешний осмотр, взвешивание).
- первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты.
- Проведение практических занятий с персоналом организации по.
- действиям при возникновении пожара и эвакуации людей, изучению.
- средств защиты органов дыхания и правилам пользования первичными.
- средствами пожаротушения.
- Ведение эксплуатационно-технической документации по учету.
- огнетушителей.
- Своевременное информирование начальника службы о необходимости.
- технического переосвидетельствования, ремонта и перезарядки.
- огнетушителей
Обобщенные трудовые функции: Разработка решений по противопожарной защите организации и анализ пожарной безопасности
Контроль строящихся и реконструируемых зданий, помещений в части выполнения проектных решений по пожарной безопасностиB/05.6-Контроль проведения мероприятий по ограничению образования и.
- распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара.
- Разработка мер по предупреждению распространения пожара на.
- соседние здания и сооружения.
- Контроль технического состояния путей эвакуации.
- Контроль возможности доступа личного состава подразделений.
- пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое.
- помещение здания или сооружения.
- Техническая диагностика возможности подачи огнетушащих веществ в.
- очаг пожара.
- Контроль достаточности проводимых мероприятий по спасению людей и.
- сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или.
- юридических лиц
Обобщенные трудовые функции: Руководство службой пожарной безопасности организации (структурных подразделений, филиалов)
Руководство службой пожарной безопасности организацииC/04.7-Разработка проектов локальных актов о назначении ответственных за.
- пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений,.
- помещений, цехов, участков, технологического оборудования и.
- процессов, инженерного оборудования, электросетей.
- Разработка проектов локальных актов организации работы по.
- обеспечению пожарной безопасности с определением круга.
- обязанностей должностных лиц, работников организации по.
- обеспечению пожарной безопасности и обеспечение утверждения.
- локальных актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
- Разработка примерного перечня обязанностей для лиц, ответственных за.
- обеспечение пожарной безопасности.
- Разработка положений об организации обучения и проверки знаний по.
- пожарной безопасности рабочих и служащих и реализация данных.
- положений.
- Разработка необходимых инструкций о мерах пожарной безопасности:.
- -для объекта в целом (устанавливающей противопожарный режим).
- -для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка.
- -для установок (систем) пожарной автоматики.
- Разработка порядка сбора, хранения и удаления горючих веществ и.
- материалов, содержания и хранения спецодежды.
- Разработка порядка аварийной остановки технологического.
- оборудования.
- Разработка порядка отключения вентиляции и электрооборудования.
- Разработка порядка эвакуации людей, горючих веществ и материальных.
- ценностей
Работа в пожарно-технической комиссии и в комиссии по расследованию причин пожаровC/05.7-Работа в составе комиссий: пожарно-технической; по организации.
- пожарной охраны в структурных подразделениях; по расследованию.
- пожаров в структурных подразделениях; по проверке знаний персоналом.
- требований пожарной безопасности; по приемке в эксплуатацию.
- законченных строительством или реконструированных.
- производственных объектов; по приемке из ремонта установок,.
- агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения.
- требований пожарной безопасности.
- Обследование совместно с представителями соответствующих.
- подразделений организации пожарно-технических обследований зданий,.
- сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их.
- требованиям пожарной безопасности (не реже четырех раз в год).
- Оказание помощи руководителям подразделений организации в.
- составлении списков профессий и должностей, в соответствии с.
- которыми работники должны проходить обязательное противопожарное.
- обучение (пожарно-технические минимумы, инструктажи).
- Оказание методической помощи руководителям подразделений.
- организации при разработке и пересмотре инструкций о мерах пожарной.
- безопасности для зданий, сооружений, технологических процессов,.
- отдельных видов взрывопожароопасных работ

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуацийорганизация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования-пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;.
- население, находящееся в опасных зонах пожара;.
- объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;.
- технологические процессы пожароопасных производств;.
- материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;.
- технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;.
- нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;.
- процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;.
- первичные трудовые коллективы;.
- технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;.
- пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;.
- пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;.
- огнетушащие вещества;.
- аварийно-спасательное оборудование и техника;.
- системы и оборудование противопожарной защиты;.
- системы и устройства специальной связи и управления;.
- медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;.
- иные средства, вспомогательная и специальная техника.
Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасностиорганизация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования-пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;.
- население, находящееся в опасных зонах пожара;.
- объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;.
- технологические процессы пожароопасных производств;.
- материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;.
- технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;.
- нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;.
- процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;.
- первичные трудовые коллективы;.
- технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;.
- пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;.
- пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;.
- огнетушащие вещества;.
- аварийно-спасательное оборудование и техника;.
- системы и оборудование противопожарной защиты;.
- системы и устройства специальной связи и управления;.
- медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;.
- иные средства, вспомогательная и специальная техника.
Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работорганизация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования-пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;.
- население, находящееся в опасных зонах пожара;.
- объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;.
- технологические процессы пожароопасных производств;.
- материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;.
- технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;.
- нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;.
- процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;.
- первичные трудовые коллективы;.
- технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;.
- пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;.
- пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;.
- огнетушащие вещества;.
- аварийно-спасательное оборудование и техника;.
- системы и оборудование противопожарной защиты;.
- системы и устройства специальной связи и управления;.
- медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;.
- иные средства, вспомогательная и специальная техника.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО)организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования-пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;.
- население, находящееся в опасных зонах пожара;.
- объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;.
- технологические процессы пожароопасных производств;.
- материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;.
- технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;.
- нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;.
- процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;.
- первичные трудовые коллективы;.
- технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;.
- пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;.
- пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;.
- огнетушащие вещества;.
- аварийно-спасательное оборудование и техника;.
- системы и оборудование противопожарной защиты;.
- системы и устройства специальной связи и управления;.
- медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;.
- иные средства, вспомогательная и специальная техника.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах.
Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности.
Уметь:
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знать:
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
ОК-02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельностиопределять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска.
Уметь:
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач.
Знать:
номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе использованием цифровых средств.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Задача профессиональной деятельности: организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
Объект или область знания: пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления; население, находящееся в опасных зонах пожара; объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения; технологические процессы пожароопасных производств; материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров; технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров; процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения; первичные трудовые коллективы; технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ; пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили; пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания; огнетушащие вещества; аварийно-спасательное оборудование и техника; системы и оборудование противопожарной защиты; системы и устройства специальной связи и управления; медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах; иные средства, вспомогательная и специальная техника.
ПК-1.2 Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.Умение идентификации поражающих факторов и определения возможных путей и масштабов развития чрезвычайных ситуаций.уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
00.000 Специалист по противопожарной профилактике
ПК-1.4 Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.Аварийно-спасательные операции при пожарно-спасательных операциях.уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
00.000 Специалист по противопожарной профилактике

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Нормативно-правовая база и основы пожарной безопасности 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Методы и средства повышения огнестойкости конструкций 17.0 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 0
Защита технологического оборудования и инженерных коммуникаций 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Практические аспекты проектирования и реализации систем огнезащиты 18.0 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 72 12 0 0 0 59 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
12/72 0 12/72 72 12 0.0 59.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 2 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
Нормативно-правовая база и основы пожарной безопасности 18.0 666
Методы и средства повышения огнестойкости конструкций 17.0 665
Защита технологического оборудования и инженерных коммуникаций 18.0 1665
Практические аспекты проектирования и реализации систем огнезащиты 18.0 1665
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 72 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Защита строительных конструкций и оборудования от огня»

10.1. Целью изучения дисциплины "Защита строительных конструкций и оборудования от огня" является формирование у слушателей теоретических знаний и практических навыков (если предусмотрена практика) для обеспечения пожарной безопасности объектов строительства и промышленности. Особое внимание уделяется методам повышения огнестойкости строительных конструкций и оборудования, а также применению современных технологий и материалов для защиты от воздействия высоких температур и открытого пламени.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Рассмотреть требования к огнестойкости строительных конструкций и оборудования в зависимости от их назначения и условий эксплуатации.
- Изучить группы горючести материалов (негорючие, трудногорючие, горючие).
- Определить критерии оценки огнестойкости конструкций (пределы огнестойкости, классы пожарной опасности).
- Рассмотреть способы повышения огнестойкости: огнезащитные покрытия, обмазки, пропитки, экраны, напыляемые составы.
- Изучить особенности применения различных технологий для защиты металлических, деревянных и железобетонных конструкций.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах.
Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности.
Уметь:
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знать:
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
ОК-02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельностиопределять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска.
Уметь:
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач.
Знать:
номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе использованием цифровых средств.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Задача профессиональной деятельности: организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования
Объект или область знания: пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления; население, находящееся в опасных зонах пожара; объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения; технологические процессы пожароопасных производств; материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров; технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров; процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения; первичные трудовые коллективы; технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ; пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили; пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания; огнетушащие вещества; аварийно-спасательное оборудование и техника; системы и оборудование противопожарной защиты; системы и устройства специальной связи и управления; медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах; иные средства, вспомогательная и специальная техника.
ПК-1.2 Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.Умение идентификации поражающих факторов и определения возможных путей и масштабов развития чрезвычайных ситуаций.уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
00.000 Специалист по противопожарной профилактике
ПК-1.4 Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.Аварийно-спасательные операции при пожарно-спасательных операциях.уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
00.000 Специалист по противопожарной профилактике
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 12
лекции (Л) 12.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 59.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 71.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Нормативно-правовая база и основы пожарной безопасности Основные термины и определения: горючесть, воспламеняемость, дымообразующая способность, токсичность.
Классификация строительных материалов и конструкций по огнестойкости (пределы огнестойкости, классы пожарной опасности).
Понятие "пожарная опасность объекта" и факторы, влияющие на ее уровень.
Федеральный закон № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": структура, основные положения и их применение.
ФЗ № 69 "О пожарной безопасности": ключевые аспекты, права и обязанности участников процесса обеспечения пожарной безопасности.
Роль международных стандартов и соглашений в области пожарной безопасности (например, ISO, EN).
Основные своды правил (СП), регулирующие вопросы огнезащиты строительных конструкций и оборудования.
Нормативные требования к проектированию зданий и сооружений с учетом противопожарных норм.
Особенности обеспечения пожарной безопасности в зависимости от назначения объекта (жилые, общественные, промышленные здания).
2. Методы и средства повышения огнестойкости конструкций Группы горючести материалов: негорючие, трудногорючие, горючие.
Определение пределов огнестойкости: потеря несущей способности, целостности и теплоизолирующей способности.
Влияние состава и структуры материалов на их огнестойкость.
Огнезащитные покрытия: виды, составы, способы нанесения (краски, лаки, штукатурки).
Пропитка древесины и других материалов огнезащитными составами: технологии и эффективность.
Обмазки и облицовки: использование цементно-песчаных смесей, гипсокартона и других материалов.
3. Защита технологического оборудования и инженерных коммуникаций Особенности поведения оборудования при пожаре: деформация, потеря функциональности, разрушение.
Критические температуры для различных материалов и их влияние на безопасность объекта.
Применение огнезащитных оболочек и экранов для защиты оборудования.
Использование теплоизоляционных материалов для снижения теплового воздействия.
Специальные покрытия и составы для повышения огнестойкости оборудования.
4. Практические аспекты проектирования и реализации систем огнезащиты Этапы проектирования систем огнезащиты: анализ объекта, выбор методов и материалов, составление документации.
Расчет пределов огнестойкости конструкций с учетом применяемых средств защиты.
Использование компьютерного моделирования для анализа распространения огня и эффективности огнезащитных решений.
Методы оценки рисков пожара и их влияния на выбор технологий огнезащиты.
Технологии монтажа огнезащитных покрытий, экранов и других средств защиты.
Контроль качества выполнения работ по огнезащитной обработке конструкций и оборудования.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Нормативно-правовая база и основы пожарной безопасности 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
2 Методы и средства повышения огнестойкости конструкций 3.0 0.0 0.0 0.0 14.0 17.0
3 Защита технологического оборудования и инженерных коммуникаций 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
4 Практические аспекты проектирования и реализации систем огнезащиты 3.0 0.0 0.0 0.0 15.0 18.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Беляков, Г. И.  Пожарная безопасность : учебник для вузов / Г. И. Беляков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 282 с.

-Беляков, Г. И.  Пожарная безопасность : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 283 с. 

-Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

-Приказ МЧС России от 16.12.2024 N 1120 "Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2025 N 81324) / 16 с.

-ОГНЕСТОЙКОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ / 58 с.

-Строительные материалы, конструкции и пожароустойчивость. Краткий курс лекций для студентов направления подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность / С.С. Орлова // ФГБОУ ВО СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2016 – 69 с.

б) дополнительная литература:

- Беляков, Г. И.  Техника безопасности и электробезопасность : учебник для вузов / Г. И. Беляков. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 683 с. 

- Расследование и экспертиза пожаров : учебник для среднего профессионального образования — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 299 с. 

- Воробьев, В. А.  Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования сельскохозяйственных организаций : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Воробьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 288 с. 

- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О пожарной безопасности" / 44 с.

- О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» / 47 с.

- "ГОСТ Р 59641-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства первичные пожаротушения. Руководство по размещению, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 794-ст) / 18 с.

- О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 / 7 с.

- ГОСТ 30244-94 / 18 с.

- Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре : учебное пособие / В. Н. Михалин, М. В. Винокуров, С. Н. Наконечный, С. А. Шабунин, М. В. Акулова. – Иваново : ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. – 167 с.

- УТВЕРЖДАЮ Заместитель Председателя Правления, главный инженер ОАО РАО «ЕЭС России» В.П. Воронин / ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СО 34.49.505-2003

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что является основной целью огнезащиты строительных конструкций?

a) Улучшение внешнего вида конструкций

б) Повышение их огнестойкости и предотвращение разрушения при пожаре

в) Снижение стоимости строительства

г) Увеличение прочности материалов

2. Какой документ регулирует требования к пожарной безопасности в России?

a) ФЗ № 69 "О пожарной безопасности"

б) ФЗ № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

в) ГОСТ 53292-2009

г) Все вышеперечисленные

3. Какой метод огнезащиты чаще всего используется для деревянных конструкций?

a) Нанесение огнезащитных красок

б) Пропитка антипиренами

в) Облицовка металлом

г) Использование экранов

4. Что такое предел огнестойкости конструкции?

a) Время, в течение которого конструкция сохраняет свои функциональные свойства при воздействии огня

б) Максимальная температура, которую выдерживает конструкция

в) Стоимость материалов, необходимых для огнезащиты

г) Толщина защитного покрытия

5. Какие материалы относятся к группе негорючих?

a) Древесина

б) Бетон, кирпич, металл

в) Пластик

г) Гипсокартон

6. Какой метод защиты применяется для повышения огнестойкости металлических конструкций?

a) Пропитка антипиренами

б) Нанесение огнезащитных красок и обмазок

в) Использование пластиковых экранов

г) Установка вентиляционных систем

7. Какие факторы учитываются при выборе метода огнезащиты?

a) Тип материала и назначение конструкции

б) Цвет и текстура поверхности

в) Только стоимость материалов

г) Климатические условия региона

8. Какой инновационный материал может использоваться для повышения огнестойкости конструкций?

a) Обычный бетон

б) Наноматериалы и композиты

в) Дерево без обработки

г) Пластиковые панели

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.