Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 893pуб.
Первоначальный взнос 89.3 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«05» декабря 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Основы теории упругости и пластичности»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов

Абакан 2025

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Основы теории упругости и пластичности» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 01.03.03 Механика и математическое моделирование, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 952, Приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 N 10.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 608н

Разработчики:

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Формирование у слушателей базовых теоретических знаний и понимания закономерностей поведения твёрдых материалов под действием внешних нагрузок, включая упругую и пластическую деформацию, с целью дальнейшего применения полученных навыков в научной, проектной и инженерной деятельности.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-проектно-технологический;

-научно-исследовательский;

-организационно-управленческий;

-педагогический;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) проектно-технологический

Применение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики;
использование специализированных программных комплексов при решении задач механики;
анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;

Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок;
освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.

Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок;
освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.

Освоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок;
освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.

Применение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики;
использование специализированных программных комплексов при решении задач механики;
анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;

Применение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики;
использование специализированных программных комплексов при решении задач механики;
анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;

Применение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики;
использование специализированных программных комплексов при решении задач механики;
анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;

Применение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики;
использование специализированных программных комплексов при решении задач механики;
анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;

Применение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики;
использование специализированных программных комплексов при решении задач механики;
анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;

2) научно-исследовательский

Применение математических методов и алгоритмов вычислительной математики при решении задач механики и анализе прикладных проблем;
участие в работе научно-исследовательских семинаров, конференций, симпозиумов, представление собственных научных результатов, подготовка научных статей и научно-технических отчетов;
контекстная обработка общенаучной и научно-технической информации, приведение ее к проблемно-задачной форме, анализ и синтез информации;
проведение научно-исследовательских работ в области механики и математического моделирования;
участие в проведении экспериментальных исследований по механике;
использование основных понятий, идей, методов фундаментальной математики и их приложений в механике;

Применение математических методов и алгоритмов вычислительной математики при решении задач механики и анализе прикладных проблем;
участие в работе научно-исследовательских семинаров, конференций, симпозиумов, представление собственных научных результатов, подготовка научных статей и научно-технических отчетов;
контекстная обработка общенаучной и научно-технической информации, приведение ее к проблемно-задачной форме, анализ и синтез информации;
проведение научно-исследовательских работ в области механики и математического моделирования;
участие в проведении экспериментальных исследований по механике;
использование основных понятий, идей, методов фундаментальной математики и их приложений в механике;

3) организационно-управленческий

Участие в организации научных конференций, симпозиумов;
сбор и обработка экспериментальных данных с применением современных методов анализа информации и вычислительной техники;
применение фундаментальных знаний в области механики при подготовке, организации и проведении экспериментальных исследований;

Участие в организации научных конференций, симпозиумов;
сбор и обработка экспериментальных данных с применением современных методов анализа информации и вычислительной техники;
применение фундаментальных знаний в области механики при подготовке, организации и проведении экспериментальных исследований;

Участие в организации научных конференций, симпозиумов;
сбор и обработка экспериментальных данных с применением современных методов анализа информации и вычислительной техники;
применение фундаментальных знаний в области механики при подготовке, организации и проведении экспериментальных исследований;

4) педагогический

Преподавание физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;
разработка методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере общего образования, профессионального и дополнительного профессионального образования; в сфере научных исследований);

10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

24 Атомная промышленность (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

28 Производство машин и оборудования (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

30 Судостроение (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

31 Автомобилестроение (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

32 Авиастроение (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере патентоведения, разработки технологий и программ; в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.

01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДППH/04.7-Разработка и обновление (под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата и(или) ДПП. Разработка и обновление (под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) учебно-методических материалов для проведения отдельных видов учебных занятий по преподаваемым учебным курсам, дисциплинам (модулям) программ бакалавриата и(или) ДПП. Разработка и обновление (в составе группы разработчиков и(или) под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) учебных пособий, методических и учебно-методических материалов, в том числе оценочных средств, обеспечивающих реализацию учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата и ДПП. Ведение документации, обеспечивающей реализацию учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата и(или) ДПП.
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДППJ/06.8-Разработка новых подходов к преподаванию и технологии преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ подготовки кадров высшей квалификации и ДПП по соответствующим направлениям подготовки, специальностям и(или) видам профессиональной деятельности, определение условий их внедрения. Разработка и обновление примерных или типовых образовательных программ, рабочих программ, планов занятий (циклов занятий) учебных курсов, дисциплин (модулей) программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП. Участие в проектировании и разработке (обновлении) основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации. Создание и обновление учебников и учебных пособий, включая электронные, научно-методических и учебно-методических материалов и(или) постановка задачи и консультирование в процессе разработки и создания учебно-лабораторного оборудования и(или) учебных тренажеров. Оценка качества (экспертиза и рецензирование) учебников и учебных пособий, научно-методических и учебно-методических материалов, учебно-лабораторного оборудования и(или) учебных тренажеров.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли. Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов. Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности. Программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере общего образования, профессионального и дополнительного профессионального образования; в сфере научных исследований);
педагогическийПреподавание физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; разработка методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
проектно-технологическийПрименение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики; использование специализированных программных комплексов при решении задач механики; анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
научно-исследовательскийПрименение математических методов и алгоритмов вычислительной математики при решении задач механики и анализе прикладных проблем; участие в работе научно-исследовательских семинаров, конференций, симпозиумов, представление собственных научных результатов, подготовка научных статей и научно-технических отчетов; контекстная обработка общенаучной и научно-технической информации, приведение ее к проблемно-задачной форме, анализ и синтез информации; проведение научно-исследовательских работ в области механики и математического моделирования; участие в проведении экспериментальных исследований по механике; использование основных понятий, идей, методов фундаментальной математики и их приложений в механике;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
проектно-технологическийОсвоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок; освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 24 Атомная промышленность (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
организационно-управленческийУчастие в организации научных конференций, симпозиумов; сбор и обработка экспериментальных данных с применением современных методов анализа информации и вычислительной техники; применение фундаментальных знаний в области механики при подготовке, организации и проведении экспериментальных исследований;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
проектно-технологическийОсвоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок; освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
организационно-управленческийУчастие в организации научных конференций, симпозиумов; сбор и обработка экспериментальных данных с применением современных методов анализа информации и вычислительной техники; применение фундаментальных знаний в области механики при подготовке, организации и проведении экспериментальных исследований;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 28 Производство машин и оборудования (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
проектно-технологическийОсвоение методов и средств планирования и организация исследований и разработок; освоение методов проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации.-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
организационно-управленческийУчастие в организации научных конференций, симпозиумов; сбор и обработка экспериментальных данных с применением современных методов анализа информации и вычислительной техники; применение фундаментальных знаний в области механики при подготовке, организации и проведении экспериментальных исследований;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
проектно-технологическийПрименение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики; использование специализированных программных комплексов при решении задач механики; анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 30 Судостроение (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
проектно-технологическийПрименение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики; использование специализированных программных комплексов при решении задач механики; анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 31 Автомобилестроение (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
проектно-технологическийПрименение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики; использование специализированных программных комплексов при решении задач механики; анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 32 Авиастроение (в сфере математического моделирования, научных и прикладных исследований для наукоемких высокотехнологичных производств, производственно-технологической деятельности, обеспечения безопасности и функциональности);
проектно-технологическийПрименение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики; использование специализированных программных комплексов при решении задач механики; анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере патентоведения, разработки технологий и программ; в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок).
научно-исследовательскийПрименение математических методов и алгоритмов вычислительной математики при решении задач механики и анализе прикладных проблем; участие в работе научно-исследовательских семинаров, конференций, симпозиумов, представление собственных научных результатов, подготовка научных статей и научно-технических отчетов; контекстная обработка общенаучной и научно-технической информации, приведение ее к проблемно-задачной форме, анализ и синтез информации; проведение научно-исследовательских работ в области механики и математического моделирования; участие в проведении экспериментальных исследований по механике; использование основных понятий, идей, методов фундаментальной математики и их приложений в механике;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
проектно-технологическийПрименение методов обработки информации, полученной в результате практических исследований в области механики; использование специализированных программных комплексов при решении задач механики; анализ результатов научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности;-Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Межкультурное взаимодействие
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстахЗнает основные категории философии, законы исторического развития, основы межкультурной коммуникации.
Умеет вести коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм.
Имеет практический опыт общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения; анализа философских и исторических фактов; оценки явлений культуры.
Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте
Владеть:простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах;
навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
Категория (группа) универсальных компетенций: Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельностиПоддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни.
Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации
конкретной профессиональной деятельности.
Знать:
методы сохранения и укрепления физического здоровья в условиях полноценной социальной и профессиональной деятельности;
социально-гуманитарную роль физической культуры и спорта в развитии личности;
роль физической культуры и принципы здорового образа жизни;
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;
Уметь:
организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;
использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа;
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, ритмической и аэробной гимнастики, упражнения атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
Владеть:
опытом спортивной деятельности и физического самосовершенствования и самовоспитания;
способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма;
методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях.

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности
Способен применять методы математического и алгоритмического моделирования, современный математический аппарат в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностиДемонстрирует знание основных методов математического и алгоритмического моделирования, применяемых в прикладной математике, механике, биомеханике и других естественных науках.
Имеет представление о современном математическом аппарате, применяемом в прикладной математике, механике, биомеханике и других естественных науках.
Осуществляет первичный сбор и анализ данных о методах математического и алгоритмического моделирования и математическом аппарате, используемом при построении и исследовании моделей в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
- основные методы математического и алгоритмического моделирования, применяемых в прикладной математике, механике, биомеханике и других естественных науках.
Уметь:
- осуществлять первичный сбор и анализ данных о методах математического и алгоритмического моделирования и математическом аппарате, используемом при построении и исследовании моделей в области избранных видов профессиональной деятельности;
- анализировать результаты применения методов математического и алгоритмического моделирования, современного математического аппарата к построению и исследованию моделей в области избранных видов профессиональной деятельности;
- дать рекомендации по использованию результатов исследований и разработок.
Владеть:
- практическим опытом применения методов математического и алгоритмического моделирования, современного математического аппарата к построению и исследованию моделей в области избранных видов профессиональной деятельности.
Способен применять современные информационные технологии, использовать и создавать программные средства для решения задач науки и техникиСоздает и использует программные средства для решения задач науки и техники.
Применяет современные информационные технологии для решения задач науки и техники.
Знать:
- существующие в настоящее время программные комплексы реализации сложных алгоритмов.
Уметь:
- анализировать программные средства;
- самостоятельно создавать прикладные программные средства на основе современных информационных технологий и сетевых ресурсов.
Владеть:
- методами и приемами создания прикладных программ в образовании;
- методикой применения математически сложных алгоритмов в современных программных комплексах;
- приемами использования современных программных комплексов; технологией создания приложений.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Преподавание физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; разработка методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
Объект или область знания: Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
ПК-1 способностью к определению общих форм и закономерностей отдельной предметной областиВладеет способностью к определению общих форм и закономерностей отдельной предметной области.Знать:
методы математического моделирования.
Уметь:
определять общие формы и закономерности предметной области.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 способностью математически корректно ставить естественнонаучные задачи, знание постановок классических задач математики и механикиВладеет способностью математически корректно ставить естественнонаучные задачи, знание постановок классических задач математики.Знать:
постановки классических задач математики.
Уметь:
математически корректно ставить естественнонаучные задачи.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основные понятия механики деформируемого твёрдого тела 9.0 1.0 0.0 0.0 0.0 8.0 0
Уравнения теории упругости и методы их решения 8.0 1.0 0.0 0.0 0.0 7.0 0
Критерии прочности и условия возникновения пластических деформаций 9.0 1.0 0.0 0.0 0.0 8.0 0
Основы теории пластичности 9.0 1.0 0.0 0.0 0.0 8.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 36 4 0 0 0 31 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
6/36 0 6/36 36 4 0.0 31.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
Основные понятия механики деформируемого твёрдого тела 9.0 63
Уравнения теории упругости и методы их решения 8.0 35
Критерии прочности и условия возникновения пластических деформаций 9.0 162
Основы теории пластичности 9.0 45
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 36 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы механики деформируемого твёрдого тела: упругость и пластичность»

10.1. Формирование у обучающихся теоретических знаний основ механики деформируемого твёрдого тела, включая поведение материалов при упругих и пластических деформациях, для последующего применения в инженерных расчётах, проектировании и анализе прочности конструкций.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Ознакомить слушателей с базовыми понятиями и законами механики деформируемого твёрдого тела: напряжение, деформация, упругость, пластичность.
- Сформировать понимание физической природы упругой и пластической деформации в различных материалах.
- Изучить основные математические модели и уравнения, описывающие поведение твёрдых тел под действием внешних нагрузок.
- Развить навыки анализа напряжённо-деформированного состояния элементов конструкций и прогнозирования их поведения в реальных условиях эксплуатации.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Межкультурное взаимодействие
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстахЗнает основные категории философии, законы исторического развития, основы межкультурной коммуникации.
Умеет вести коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий с соблюдением этических и межкультурных норм.
Имеет практический опыт общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения; анализа философских и исторических фактов; оценки явлений культуры.
Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте
Владеть:простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах;
навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
Категория (группа) универсальных компетенций: Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельностиПоддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни.
Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации
конкретной профессиональной деятельности.
Знать:
методы сохранения и укрепления физического здоровья в условиях полноценной социальной и профессиональной деятельности;
социально-гуманитарную роль физической культуры и спорта в развитии личности;
роль физической культуры и принципы здорового образа жизни;
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;
Уметь:
организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;
использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа;
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, ритмической и аэробной гимнастики, упражнения атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
Владеть:
опытом спортивной деятельности и физического самосовершенствования и самовоспитания;
способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма;
методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях.

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Теоретические и практические основы профессиональной деятельности
Способен применять методы математического и алгоритмического моделирования, современный математический аппарат в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностиДемонстрирует знание основных методов математического и алгоритмического моделирования, применяемых в прикладной математике, механике, биомеханике и других естественных науках.
Имеет представление о современном математическом аппарате, применяемом в прикладной математике, механике, биомеханике и других естественных науках.
Осуществляет первичный сбор и анализ данных о методах математического и алгоритмического моделирования и математическом аппарате, используемом при построении и исследовании моделей в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
- основные методы математического и алгоритмического моделирования, применяемых в прикладной математике, механике, биомеханике и других естественных науках.
Уметь:
- осуществлять первичный сбор и анализ данных о методах математического и алгоритмического моделирования и математическом аппарате, используемом при построении и исследовании моделей в области избранных видов профессиональной деятельности;
- анализировать результаты применения методов математического и алгоритмического моделирования, современного математического аппарата к построению и исследованию моделей в области избранных видов профессиональной деятельности;
- дать рекомендации по использованию результатов исследований и разработок.
Владеть:
- практическим опытом применения методов математического и алгоритмического моделирования, современного математического аппарата к построению и исследованию моделей в области избранных видов профессиональной деятельности.
Способен применять современные информационные технологии, использовать и создавать программные средства для решения задач науки и техникиСоздает и использует программные средства для решения задач науки и техники.
Применяет современные информационные технологии для решения задач науки и техники.
Знать:
- существующие в настоящее время программные комплексы реализации сложных алгоритмов.
Уметь:
- анализировать программные средства;
- самостоятельно создавать прикладные программные средства на основе современных информационных технологий и сетевых ресурсов.
Владеть:
- методами и приемами создания прикладных программ в образовании;
- методикой применения математически сложных алгоритмов в современных программных комплексах;
- приемами использования современных программных комплексов; технологией создания приложений.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: Преподавание физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; разработка методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
Объект или область знания: Понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики, физики и других естественных наук.
ПК-1 способностью к определению общих форм и закономерностей отдельной предметной областиВладеет способностью к определению общих форм и закономерностей отдельной предметной области.Знать:
методы математического моделирования.
Уметь:
определять общие формы и закономерности предметной области.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-2 способностью математически корректно ставить естественнонаучные задачи, знание постановок классических задач математики и механикиВладеет способностью математически корректно ставить естественнонаучные задачи, знание постановок классических задач математики.Знать:
постановки классических задач математики.
Уметь:
математически корректно ставить естественнонаучные задачи.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 4
лекции (Л) 4.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 31.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 35.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основные понятия механики деформируемого твёрдого тела Напряжённое и деформированное состояние материала
Тензор напряжений и тензор деформаций
Закон Гука для изотропных и анизотропных материалов
Постановка задач в теории упругости
2. Уравнения теории упругости и методы их решения Дифференциальные уравнения равновесия
Граничные условия и совместность деформаций
Методы решения задач упругости: аналитический и вариационный подходы
Примеры решения плоских и осесимметричных задач
3. Критерии прочности и условия возникновения пластических деформаций Теории прочности (Мизеса, Треска, Мора)
Условия пластичности при сложном напряжённом состоянии
Диаграммы деформирования и модели поведения материалов
Влияние температуры и скорости нагружения на прочность
4. Основы теории пластичности Законы пластического течения
Связь между напряжениями и скоростями деформаций
Упруго-пластическое деформирование и упрочнение материалов
Приближенные методы расчёта пластических деформаций

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основные понятия механики деформируемого твёрдого тела 1.0 0.0 0.0 0.0 8.0 9.0
2 Уравнения теории упругости и методы их решения 1.0 0.0 0.0 0.0 7.0 8.0
3 Критерии прочности и условия возникновения пластических деформаций 1.0 0.0 0.0 0.0 8.0 9.0
4 Основы теории пластичности 1.0 0.0 0.0 0.0 8.0 9.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Коробейников, С. Н.  Механика деформируемого твердого тела. Численные методы решения одномерных задач : учебник для вузов / С. Н. Коробейников, Т. А. Ротанова, В. Д. Кургузов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 98 с. 

-Бажанов, В. Л.  Механика деформируемого твердого тела : учебное пособие для вузов / В. Л. Бажанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 178 с. 

-Ермолович, Е. А.  Механика грунтов и горных пород: физико-механические свойства. Практикум : учебник для вузов / Е. А. Ермолович, А. В. Овчинников, Е. В. Лычагин ; под редакцией Е. А. Ермолович, А. В. Овчинникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 289 с. 

-Стружанов, В. В. / Теория упругости: основные положения : учеб. пособие / В. В. Стружанов, Н. В. Бурмашева ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 204 с.

б) дополнительная литература:

- Кузнецов, В. П.  Материаловедение: монокристаллические жаропрочные никелевые сплавы : учебник для вузов / В. П. Кузнецов, В. П. Лесников, Н. А. Попов ; под научной редакцией А. А. Попова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 161 с.

- Упругость анизотропных материалов / А. А. Ташкинов / 2010 / 49 с.

- Осесимметричные и плоские задачи взаимодействия упругих и упругопластических тел со средой / А. Г. Хакимов / 12 с.

- Малинин, Н. Н.  Прикладная теория пластичности и ползучести : учебник для вузов / Н. Н. Малинин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 402 с.

- Лекция № 7 / 7 КРИТЕРИИ ПРОЧНОСТИ И ПЛАСТИЧНОСТИ / 6 с.

- 3.9. Гипотезы прочности / 2 с.

- В. В. Стружанов / Ассоциированный и инкрементальный законы пластического течения для сред, проявляющих деформационное разупрочнение / 10 с.

- М. Н. Саушкин, В. П. Радченко, В. Ф. Павлов / Метод расчета полей остаточных напряжений и пластических деформаций в цилиндрических образцах с учетом анизотропии процесса поверхностного упрочнения / 10 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что характеризует упругие деформации?

a) Полное восстановление формы тела после снятия нагрузки.

б) Необратимое изменение формы тела.

в) Появление остаточных деформаций.

г) Разрушение материала.

2. Какой закон связывает напряжение и деформацию для упругого тела?

a) Закон Гука.

б) Закон Ньютона.

в) Закон Паскаля.

г) Закон Архимеда.

3. Что такое предел прочности?

a) Максимальное напряжение, которое может выдержать материал без разрушения.

б) Напряжение, при котором начинается пластическая деформация.

в) Напряжение, при котором тело возвращается к исходной форме.

г) Напряжение, при котором возникает упругая деформация.

4. Какие из перечисленных характеристик относятся к пластическим деформациям?

a) Остаточная деформация.

б) Полное восстановление формы.

в) Обратимое изменение формы.

г) Линейная зависимость напряжения от деформации.

5. Что такое модуль упругости (модуль Юнга)?

a) Характеристика, определяющая сопротивление материала упругой деформации.

б) Характеристика, определяющая способность материала к пластической деформации.

в) Характеристика, определяющая плотность материала.

г) Характеристика, определяющая теплопроводность материала.

6. Что происходит при превышении предела текучести?

a) Начинается пластическая деформация.

б) Происходит упругая деформация.

в) Материал разрушается.

г) Ничего не происходит, тело остается деформированным.

7. Какие факторы влияют на пластичность материала?

a) Температура.

б) Скорость деформации.

в) Давление.

г) Влажность.

8. Что такое относительная деформация (ε)?

a) Отношение деформации к исходному размеру.

б) Отношение напряжения к площади.

в) Отношение массы к объему.

г) Отношение силы к площади.

9. В чем разница между разрушением и пластической деформацией?

a) Разрушение – необратимое изменение структуры материала, приводящее к потере его целостности; пластическая деформация – необратимое изменение формы без разрушения.

б) Оба процесса приводят к необратимым изменениям формы.

в) Оба процесса являются обратимыми.

г) Разрушение всегда предшествует пластической деформации.

10. Что такое кривая деформирования?

a) График зависимости напряжения от деформации при деформировании материала.

б) График зависимости температуры от времени.

в) График зависимости скорости от времени.

г) График зависимости силы от расстояния.

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.