Не заполнены компетенции в программе!

Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 893pуб.
Первоначальный взнос 89.3 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«05» декабря 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Основы экскурсионной деятельности»

Трудоемкость обучения по данной программе – 0 none

Абакан 2025

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Основы экскурсионной деятельности» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 43.03.02 Туризм, Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1463, Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 N 516.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)»

Разработчики:

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Формирование профессиональных компетенций в области экскурсионной деятельности, обеспечивающих качественное проведение экскурсий с применением современных методик и технологий.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-исследовательский;

-сервисный;

-технологический;

-организационно-управленческий;

-проектный;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) исследовательский

исследование и мониторинг рынка туристских услуг;
применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии;

2) сервисный

обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания;
организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов, формирование клиентурных отношений;
разработка внутренних нормативных документов по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии.

3) технологический

применение современных технологий в реализации туристского продукта и предоставлении услуг в соответствии с требованиями потребителей и (или) туристов;
использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;

4) организационно-управленческий

распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии;
принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства;
расчет и оценка затрат по организации деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обоснование управленческого решения;

5) проектный

владение основами туристско-рекреационного проектирования;
изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей определенных сегментов рынка;
проектирование туристских маршрутов, программ, в.т.ч. региональных брендовых маршрутов;
разработка и реализация проектов, направленных на развитие туристского предприятия;
проектирование предприятий индустрии туризма;
разработка и реализация бизнеспланов создания предприятия индустрии туризма;
формирование логистических схем в сфере туризма и оценка их эффективности.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности);

33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) (в сферах: оказание туристских, экскурсионных услуг населению и иных услуг необходимых для организации и реализации путешествий; формирование, продвижение и реализация туристского продукта; деятельность объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов; проектирование в туризме);

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;

туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;

технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;

результаты интеллектуальной деятельности;

нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;

предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;

информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их

технологий;

туристские продукты;

услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные,

туроператорские услуги;

технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;

первичные трудовые коллективы.

04.005 Экскурсовод (гид)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Организационное обеспечение экскурсионных услуг
Организация экскурсийB/01.5-Определение потребностей экскурсантов в экскурсионных услугах.
- Планирование экскурсионных маршрутов.
- Обеспечение экскурсоводов информацией о новых планируемых маршрутах.
- Анализ программ экскурсий.
- Формирование программ экскурсий.
- Формирование групп с учетом совместных интересов экскурсантов (туристов)
Разработка экскурсионных программ обслуживанияB/02.5-Анализ программ экскурсий.
- Планирование программ экскурсий.
- Разработка экскурсионных программ обслуживания.
- Разработка форм и методов проведения экскурсий
Обобщенные трудовые функции: Проведение экскурсий
Разработка экскурсийC/01.6-Определение цели и выбор темы экскурсии.
- Составление экскурсионных программ.
- Подготовка текста экскурсии и составление методической разработки.
- Составление технологической карты экскурсии.
- Определение методических приемов.
- Выбор программы экскурсий для экскурсионных групп или индивидуальных туристов.
- Отбор экскурсионных объектов для будущей экскурсии.
- Подборка литературных источников по тематике экскурсии.
- Комплектование «портфеля экскурсовода».
- Объезд (обход) экскурсионного маршрута
Обобщенные трудовые функции: Руководство экскурсионной организацией
Организация деятельности по реализации экскурсионных услугD/02.7-Осуществление общего руководства основной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью экскурсионного подразделения.
- Утверждение текущих и перспективных планов работы и контроль их выполнения.
- Организация разработки программ и технологических документов экскурсионных маршрутов.
- Организация работы по выявлению и анализу проблем в работе экскурсионного подразделения, рассмотрению замечаний и предложений клиентов, управлению и разрешению конфликтных ситуаций.
- Формирование маркетинговой стратегии экскурсионной организации.
- Прогнозирование и планирование объемов реализации услуг.
- Руководство маркетингом и продажами экскурсионных услуг

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе-ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности);
проектныйвладение основами туристско-рекреационного проектирования; изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей определенных сегментов рынка; проектирование туристских маршрутов, программ, в.т.ч. региональных брендовых маршрутов; разработка и реализация проектов, направленных на развитие туристского предприятия; проектирование предприятий индустрии туризма; разработка и реализация бизнеспланов создания предприятия индустрии туризма; формирование логистических схем в сфере туризма и оценка их эффективности.-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
исследовательскийисследование и мониторинг рынка туристских услуг; применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере; адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии;-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) (в сферах: оказание туристских, экскурсионных услуг населению и иных услуг необходимых для организации и реализации путешествий; формирование, продвижение и реализация туристского продукта; деятельность объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов; проектирование в туризме);
организационно-управленческийраспределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии; принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства; расчет и оценка затрат по организации деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обоснование управленческого решения;-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
технологическийприменение современных технологий в реализации туристского продукта и предоставлении услуг в соответствии с требованиями потребителей и (или) туристов; использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.
сервисныйобеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания; организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов, формирование клиентурных отношений; разработка внутренних нормативных документов по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии.-потребители услуг туристской индустрии, их потребности и запросы;.
- туристские ресурсы - природные, исторические, социальнокультурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также объекты делового, санаторно-курортного, спортивно-оздоровительного назначения и иные объекты, способные удовлетворить духовные, физические и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил и здоровья;.
- технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;.
- результаты интеллектуальной деятельности;.
- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;.
- предприятия индустрии туризма - средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, спортивно-оздоровительных услуг, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, объекты экскурсионной деятельности, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;.
- информационные ресурсы и системы туристской деятельности, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их.
- технологий;.
- туристские продукты;.
- услуги гостиниц и иных средств размещения, организаций общественного питания, средства развлечения, экскурсионные, транспортные, .
- туроператорские услуги;.
- технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;.
- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;.
- первичные трудовые коллективы.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

Не заполнена почасовка промежуточной аттестации

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 0 none.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Итого 0 0 0 0 0 0 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
0/0 0 0/0 0 0 0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 0.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
Итого 0

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика и технология проведения экскурсий»

10.1. Цель дисциплины: освоение теоретических основ и практических навыков методики и технологии проведения экскурсий, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовки экскурсоводов.
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение принципов организации экскурсионной деятельности;
- овладение методиками разработки экскурсионных маршрутов;
- формирование навыков использования современных технологий в проведении экскурсий;
- развитие коммуникативных способностей для работы с различными группами экскурсантов;
- освоение техник презентации экскурсионного материала с применением мультимедийных средств.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 0
лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
семинары (С)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СР, всего),
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Панфилова А. П. / Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.

-Балюк, Н. А.  Экскурсоведение : учебник для вузов / Н. А. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 202 с. 

-Скобельцына, А. С.  Технологии и организация экскурсионных услуг : учебник для вузов / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 251 с. 

-Глазков, В. Н.  Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебник для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 177 с. 

б) дополнительная литература:

- Панфилова, А. П.  Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 488 с. 

- Белинская, А. Б.  Педагогическая конфликтология : учебник для вузов / А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 206 с. 

- Скобельцына, А. С.  Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности : учебник для среднего профессионального образования / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 251 с. 

- ГЛАВА 5 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ / 30 с.

- Подготовка и проведение экскурсии : методическое пособие / сост. Индисова Т. Р. – Великий Устюг ; Вологда : ВОУНБ, 2016. – 38 с.

- Организация экскурсионных и туристских образовательных маршрутов / Методические рекомендации (с примерами программ маршрутов) / 26 с.

- Бусыгина, Н. П.  Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов / Н. П. Бусыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 423 с.

- Связи с общественностью как социальная инженерия : учебник для вузов / под редакцией В. А. Ачкасовой, Л. В. Володиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 351 с. 

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что является основной целью экскурсионной деятельности?

a) Развлечение туристов

б) Образование и просвещение

в) Продажа сувениров

г) Реклама туристических услуг

2. Какие из перечисленных методов используются при проведении экскурсий?

a) Наглядный метод

б) Аудиальный метод

в) Тактильный метод

г) Вкусовой метод

3. Какой из перечисленных элементов не входит в структуру экскурсии?

a) Введение

б) Основная часть

в) Заключение

г) Антракт

4. Какие технологии могут быть использованы для повышения эффективности экскурсии?

a) Мультимедийные презентации

б) QR-коды

в) Социальные сети

г) Все перечисленные

5. Что важно учитывать при разработке экскурсионного маршрута?

a) Интересы целевой аудитории

б) Погодные условия

в) Личные предпочтения экскурсовода

г) Стоимость билетов

6. Какой из перечисленных навыков наиболее важен для экскурсовода?

a) Умение быстро считать

б) Коммуникативные навыки

в) Знание иностранных языков

г) Умение рисовать

7. Какие из перечисленных тем могут быть включены в экскурсионную программу?

a) Исторические

б) Природоведческие

в) Кулинарные

г) Все перечисленные

8. Что не является задачей экскурсовода?

a) Обеспечение безопасности группы

б) Продажа билетов

в) Проведение экскурсии

г) Ответы на вопросы туристов

9. Какой из перечисленных документов необходим для проведения экскурсии?

a) Маршрутный лист

б) Паспорт экскурсовода

в) Договор с туристами

г) Свидетельство о регистрации

10. Какие из перечисленных качеств помогают экскурсоводу в работе?

a) Терпение

б) Креативность

в) Физическая выносливость

г) Все перечисленные

11. Какой из перечисленных видов экскурсий не существует?

a) Обзорная

б) Тематическая

в) Виртуальная

г) Фантастическая

12. Что включает в себя подготовка к экскурсии?

a) Изучение темы

б) Разработка маршрута

в) Подготовка оборудования

г) Все перечисленные

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.