|
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
|
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 893pуб.
Первоначальный взнос 89.3 pуб.
|
Записаться на курс |
|
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
|
Записаться на курс |
|
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
|
Записаться на курс |
|
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«05» декабря 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основы библеистики»
Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов
Абакан 2025
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы повышения квалификации
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Методология библейских исследований»
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Основы библеистики» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 48.03.01 Теология, Приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 N 124.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений»
Разработчики:
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Повышение уровня профессиональных компетенций в области библеистики через освоение современных методов исследования и анализа библейских текстов, что способствует более глубокому пониманию их исторического и культурного значения.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-организационно-управленческий;
-социально-практический;
-представительско-посреднический;
-экспертно-аналитический;
-просветительский;
-педагогический;
-научно-исследовательский;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) организационно-управленческий
организация и планирование работ при решении профессиональных задач;
работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала при осуществлении профессиональных функций.
2) социально-практический
работа в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации, в благотворительных и иных некоммерческих организациях;
участие в обеспечении ценностной составляющей социальной деятельности государственных, муниципальных и общественных организаций;
участие в обеспечении социальной и практической деятельности конфессии;
3) представительско-посреднический
участие в теоретическом и практическом обеспечении государственноконфессионального и общественно-конфессионального взаимодействия;
участие в межрелигиозном и межэтническом диалоге, в том, числе, в международном контексте;
участие в разработке вопросов в области разрешения конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, в сфере профилактики и противодействия экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности религиозных групп;
4) экспертно-аналитический
участие в составе экспертных комиссий и консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности теолога;
5) просветительский
преподавание предметов и дисциплин в области теологии, исторических традиций мировых религий и духовно-нравственной культуры в организациях;
решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания;
просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, в средствах массовой информации;
участие в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской деятельности конфессий;
6) педагогический
преподавание предметов и дисциплин в области теологии, исторических традиций мировых религий и духовно-нравственной культуры в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования;
решение задач духовно нравственного и патриотического воспитания в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования – просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, в средствах массовой информации;
участие в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской деятельности конфессии, в частности работа в церковно-приходских школах, духовно-просветительских центрах и т. п.;
научные исследования в области теологического знания.
7) научно-исследовательский
участие в теологических и междисциплинарных исследованиях под руководством специалиста более высокой квалификации, в том числе:
сбор и систематизация информации по теме исследования;
составление разделов научных отчетов, пояснительных записок, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций;
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований)
03 Социальное обслуживание (в сфере обеспечения ценностной составляющей социальной деятельности государственных, муниципальных и общественных организаций; в сфере социального служения религиозных организаций);
04 Культура и искусство (в сфере просвещения и проведения экскурсий);
07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах: медиации, затрагивающей религиозную деятельность; национальных и религиозных отношений; государственной гражданской и муниципальной службы в сфере управления культурной и национальной политикой);
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере сбора, подготовки и предоставления информации применительно к религиозной тематике);
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
| 07.011 Специалист в сфере национальных и религиозных отношений | ||
| Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
|---|---|---|
| Обобщенные трудовые функции: Организация и осуществление деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение этнокультурного многообразия народов России, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, социальную и культурную ада | ||
| Организация и обеспечение деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение и поддержку этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации | A/01.7 | -Разработка механизмов и мониторинг реализации федеральных, региональных, муниципальных программ, направленных на осуществление государственной национальной политики Российской Федерации и укрепление единства российской нации, сохранение этнокультурного и религиозного многообразия. - Разработка проектов программ мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства в Российской Федерации. - Формирование и актуализация информационной базы данных по обеспечению реализации основных направлений государственной национальной политики. - Обеспечение и сопровождение участия национальных общественных объединений, включая национально-культурные автономии, централизованных религиозных организаций в реализации общественно значимых проектов, направленных на укрепление единства российской нации, сохранение этнокультурного и религиозного многообразия. - Подготовка рекомендаций и методическое сопровождение разработки, реализации и оценки эффективности региональных программ, мероприятий, направленных на поддержку и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков народов Российской Федерации. - Организация и мониторинг информационного сопровождения деятельности органов власти и местного самоуправления в сфере сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации и обеспечения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств Российской Федерации. - Мониторинг и координация деятельности экспертного сообщества и профильных негосударственных некоммерческих организаций по вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики. - Определение направлений и актуальных тем социологических исследований в области национальных и религиозных отношений. - Ведение документации и служебной переписки, в том числе подготовка ответов на обращения граждан по вопросам, касающимся осуществления государственной национальной политики |
| Организация и осуществление деятельности по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии | A/03.7 | -Разработка предложений по проектам нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, в том числе национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. - Обеспечение и сопровождение участия национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, централизованных религиозных организаций в реализации общественно значимых проектов, направленных на этнокультурное развитие народов России и реализацию этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям. - Анализ, оценка, организационная и методическая поддержка общественных инициатив в области защиты прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии. - Организация и контроль информационного сопровождения деятельности органов власти, направленной на защиту прав и свобод, недопущение дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. - Мониторинг и координация деятельности экспертного сообщества и профильных некоммерческих организаций по вопросам обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии. - Определение направлений и актуальных тем социологических исследований в области национальных и религиозных отношений. - Ведение соответствующей документации, в том числе мониторинг ответов на обращения граждан по вопросам, касающимся осуществления государственной национальной политики |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
| Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
|---|---|---|---|---|
| 7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
| Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
|---|---|---|
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований) | ||
| научно-исследовательский | участие в теологических и междисциплинарных исследованиях под руководством специалиста более высокой квалификации, в том числе: сбор и систематизация информации по теме исследования; составление разделов научных отчетов, пояснительных записок, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций; | -основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| педагогический | преподавание предметов и дисциплин в области теологии, исторических традиций мировых религий и духовно-нравственной культуры в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования; решение задач духовно нравственного и патриотического воспитания в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования – просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, в средствах массовой информации; участие в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской деятельности конфессии, в частности работа в церковно-приходских школах, духовно-просветительских центрах и т. п.; научные исследования в области теологического знания. | -основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| просветительский | преподавание предметов и дисциплин в области теологии, исторических традиций мировых религий и духовно-нравственной культуры в организациях; решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания; просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, в средствах массовой информации; участие в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской деятельности конфессий; | -основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сфере обеспечения ценностной составляющей социальной деятельности государственных, муниципальных и общественных организаций; в сфере социального служения религиозных организаций); | ||
| социально-практический | работа в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации, в благотворительных и иных некоммерческих организациях; участие в обеспечении ценностной составляющей социальной деятельности государственных, муниципальных и общественных организаций; участие в обеспечении социальной и практической деятельности конфессии; | -основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 04 Культура и искусство (в сфере просвещения и проведения экскурсий); | ||
| экспертно-аналитический | участие в составе экспертных комиссий и консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности теолога; | -основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах: медиации, затрагивающей религиозную деятельность; национальных и религиозных отношений; государственной гражданской и муниципальной службы в сфере управления культурной и национальной политикой); | ||
| представительско-посреднический | участие в теоретическом и практическом обеспечении государственноконфессионального и общественно-конфессионального взаимодействия; участие в межрелигиозном и межэтническом диалоге, в том, числе, в международном контексте; участие в разработке вопросов в области разрешения конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, в сфере профилактики и противодействия экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности религиозных групп; | -основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| организационно-управленческий | организация и планирование работ при решении профессиональных задач; работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала при осуществлении профессиональных функций. | -основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в вероучении Православной Церкви и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; духовно-нравственное воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся на основе традиционных моральных ценностей; социализация обучающихся; оказание методической помощи субъектам образовательного процесса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере сбора, подготовки и предоставления информации применительно к религиозной тематике); | ||
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Универсальные компетенции | ||
|---|---|---|
| Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
| Категория (группа) универсальных компетенций: Безопасность жизнедеятельности | ||
| УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов | Анализирует факторы вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений). Идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой деятельности. Выявляет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; оказывает первую помощь, описывает способы участия в восстановительных мероприятиях. | Знать: теоретические основы жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека, анатомофизиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; современный комплекс проблем безопасности человека; средства и методы повышения безопасности; концепцию и стратегию национальной безопасности; Уметь: эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ; Владеть: навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. |
| Категория (группа) универсальных компетенций: Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) | ||
| УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни. Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности. | Знать: методы сохранения и укрепления физического здоровья в условиях полноценной социальной и профессиональной деятельности; социально-гуманитарную роль физической культуры и спорта в развитии личности; роль физической культуры и принципы здорового образа жизни; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности; Уметь: организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни; использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа; выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, ритмической и аэробной гимнастики, упражнения атлетической гимнастики; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; Владеть: опытом спортивной деятельности и физического самосовершенствования и самовоспитания; способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма; методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях. |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Общепрофессиональные компетенции | ||
|---|---|---|
| Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
| Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура | ||
| Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности. | Знать: - принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Уметь: - решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Владеть: - подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности |
| Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Методологические и педагогические компетенции | ||
| Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения | Проводит сравнительный анализ православной традиции с инославными конфессиями, авраамическими религиями и другими религиозными верованиями. | Знать: - религиоведческие особенности инославных христианских конфессий. Уметь: - выявлять сходства и различия вероучений инославных конфессий с православным вероучением. Владеть: - навыками сравнительного анализа в области религиоведения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Профессиональные компетенции | |||
|---|---|---|---|
| Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
| Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
| Задача профессиональной деятельности: преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий) в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности; общаться с обучающимися, вести с ними беседы, дискуссии по различным вопросам преподаваемого курса, общественной, политической и культурной жизни страны, вырабатывать, формулировать и аргументировать собственную позицию; готовиться к очередным занятиям, осуществлять контроль за усвоением пройденного материала и оценивать знания обучающихся; владеть навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса; рационально организовать и спланировать свою педагогическую деятельность, применять полученные знания для формирования жизненной стратегии и решения производственных задач; | |||
| Объект или область знания: обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе; обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий; каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах; консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах; осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов. | |||
| ПК-4 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий | Владеть навыками адаптации знаний в области истории религии к преподаванию философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях. | Знать: основные этапы исторической эволюции религиозных представлений, их содержание, формы и институты. Уметь: применять историко-религиоведческие знания в процессе изучения социальных и гуманитарных дисциплин; проводить генетический и сравнительный анализ различных религиозных комплексов и точек зрения на актуальные проблемы истории религии. | 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Текстологический анализ | 22.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 0 |
| Историко-культурный контекст | 21.0 | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 0 |
| Богословская интерпретация | 22.0 | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 0 |
| Учения о библии | 21.0 | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 0 |
| Сравнительное богословие | 20.0 | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 17.0 | 0 |
| Итоговая аттестация | 2.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Итого | 108 | 17 | 0 | 0 | 0 | 89 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
| Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
| Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
| Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
| 18/108 | 0 | 18/108 | 108 | 17 | 0.0 | 89.0 | 2.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 3 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
| Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Текстологический анализ | 22.0 | 6 | 6 | 6 | 4 | ||||||||||||||
| Историко-культурный контекст | 21.0 | 2 | 6 | 6 | 6 | 1 | |||||||||||||
| Богословская интерпретация | 22.0 | 5 | 6 | 6 | 5 | ||||||||||||||
| Учения о библии | 21.0 | 1 | 6 | 6 | 6 | 2 | |||||||||||||
| Сравнительное богословие | 20.0 | 4 | 6 | 6 | 4 | ||||||||||||||
| Итоговая аттестация | 2.0 | 2 | |||||||||||||||||
| Итого | 108 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 2 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (24 часа, 6 часов в день) | |||||||||||||||
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Методология библейских исследований»
10.1. Цель дисциплины: формирование у слушателей системного понимания современных методологических подходов к изучению библейских текстов, включая их исторический, литературный и теологический анализ.
Основные задачи освоения дисциплины:
- освоение основных методов библейской критики;- развитие навыков применения историко-критического метода;
- изучение принципов литературного анализа библейских текстов;
- овладение техниками сравнительного анализа различных переводов Библии;
- формирование умения интерпретировать библейские тексты в их историко-культурном контексте;
- развитие способности к критическому осмыслению современных исследований в области библеистики.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Универсальные компетенции | ||
|---|---|---|
| Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
| Категория (группа) универсальных компетенций: Безопасность жизнедеятельности | ||
| УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов | Анализирует факторы вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений). Идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой деятельности. Выявляет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения; оказывает первую помощь, описывает способы участия в восстановительных мероприятиях. | Знать: теоретические основы жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека, анатомофизиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; современный комплекс проблем безопасности человека; средства и методы повышения безопасности; концепцию и стратегию национальной безопасности; Уметь: эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ; Владеть: навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. |
| Категория (группа) универсальных компетенций: Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) | ||
| УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни. Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности. | Знать: методы сохранения и укрепления физического здоровья в условиях полноценной социальной и профессиональной деятельности; социально-гуманитарную роль физической культуры и спорта в развитии личности; роль физической культуры и принципы здорового образа жизни; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности; Уметь: организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни; использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа; выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, ритмической и аэробной гимнастики, упражнения атлетической гимнастики; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; Владеть: опытом спортивной деятельности и физического самосовершенствования и самовоспитания; способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма; методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях. |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Общепрофессиональные компетенции | ||
|---|---|---|
| Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
| Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура | ||
| Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности. | Знать: - принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Уметь: - решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Владеть: - подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности |
| Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Методологические и педагогические компетенции | ||
| Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения | Проводит сравнительный анализ православной традиции с инославными конфессиями, авраамическими религиями и другими религиозными верованиями. | Знать: - религиоведческие особенности инославных христианских конфессий. Уметь: - выявлять сходства и различия вероучений инославных конфессий с православным вероучением. Владеть: - навыками сравнительного анализа в области религиоведения. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
| Профессиональные компетенции | |||
|---|---|---|---|
| Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
| Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
| Задача профессиональной деятельности: преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий) в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности; общаться с обучающимися, вести с ними беседы, дискуссии по различным вопросам преподаваемого курса, общественной, политической и культурной жизни страны, вырабатывать, формулировать и аргументировать собственную позицию; готовиться к очередным занятиям, осуществлять контроль за усвоением пройденного материала и оценивать знания обучающихся; владеть навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса; рационально организовать и спланировать свою педагогическую деятельность, применять полученные знания для формирования жизненной стратегии и решения производственных задач; | |||
| Объект или область знания: обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе; обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий; каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах; консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах; осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов. | |||
| ПК-4 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий | Владеть навыками адаптации знаний в области истории религии к преподаванию философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях. | Знать: основные этапы исторической эволюции религиозных представлений, их содержание, формы и институты. Уметь: применять историко-религиоведческие знания в процессе изучения социальных и гуманитарных дисциплин; проводить генетический и сравнительный анализ различных религиозных комплексов и точек зрения на актуальные проблемы истории религии. | 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 17 |
| лекции (Л) | 17.0 |
| практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
| семинары (С) | 0.0 |
| лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | 89.0 |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость | 106.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
| 1. | Текстологический анализ | Критика текста Рукописная традиция Библии Версии и переводы Библии Текстологические семьи Методы реконструкции оригинального текста |
| 2. | Историко-культурный контекст | Археологические свидетельства Социальные структуры библейских времен Религиозные практики древнего Ближнего Востока Политическая история региона Культурное влияние на библейские тексты |
| 3. | Богословская интерпретация | Основные богословские темы Эволюция богословских идей Конфессиональные подходы к интерпретации Роль традиции в понимании текста Современные богословские дискуссии |
| 4. | Учения о библии | Библейская каноническая литература. История и происхождение Библии. Библейские переводы и исследования. История библейской интерпретации. Библейская теология и доктрины. Библейская история и богослужение. Этика и социальные аспекты в Библии. Современное восприятие и роль Библии. |
| 5. | Сравнительное богословие | Основы сравнительного богословия. Сравнительное изучение основных религий мира. Сравнение концепций бога и божественного. Сравнение этики и нравственных учений. Сравнительный анализ священных текстов. Религиозные практики и обряды. Сравнение религиозных организаций и иерархии. Сравнительное богословие в современном мире. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
| 1 | Текстологический анализ | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 22.0 |
| 2 | Историко-культурный контекст | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 21.0 |
| 3 | Богословская интерпретация | 4.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 22.0 |
| 4 | Учения о библии | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 18.0 | 21.0 |
| 5 | Сравнительное богословие | 3.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 17.0 | 20.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-В.Н.Васечко, Курс лекций. 2000г. / Сравнительное богословие / - 73 стр.
-Григорян Артём / Библия: искусство понимания и интерпретации / - 38 стр.
-История религии. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для вузов / ответственный редактор И. Н. Яблоков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 376 с.
-Штратникова, А. В. Библиография библиографии : учебник для вузов / А. В. Штратникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 136 с.
-Богословско-исторический сборник / Выпуск № 1 (36) / 320 с.
б) дополнительная литература:
- Сравнительное богословие. Книга 1. Учебное пособие. / Прогнозно-аналитический центр Академии Управления. — М.: НОУ «Академия Управления», 2010 г. - 191 стр.
- Медведев, А. В. Библия как памятник культуры : учебное пособие для вузов / А. В. Медведев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 373 с.
- Высокопреосвященнейший Вениамин, Архиепископ Владивостокский и Приморский (Пушкарь) / СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ / Санкт Петербург – Владивосток, Издательство Завет 2003 г. - 470 стр.
- История религии. Западные конфессии. Ислам. Новые религии : учебник для вузов / ответственный редактор И. Н. Яблоков. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 391 с.
- Православие. История развития до начала XXI века : учебник для вузов / ответственный редактор И. Н. Яблоков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 229 с.
- Ямпольская А.В. Богословие как икона: феноменологическая интерпретация греческих отцов у Ж.-Л. Мариона // Вопросы философии. 2021. № 3. С. 89–100.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какой метод библейских исследований фокусируется на анализе исторического контекста написания текстов?
a) Историко-критический метод
б) Литературный анализ
в) Структурный анализ
г) Теологический анализ
2. Какие из перечисленных языков являются оригинальными для написания библейских текстов?
a) Иврит
б) Греческий
в) Латинский
г) Арамейский
3. Какой из перечисленных подходов не относится к современным методам библейских исследований?
a) Феминистская критика
б) Критика источников
в) Буквальное толкование
г) Социально-научная критика
4. Что изучает библейская археология?
a) Исторические события, описанные в Библии
б) Языки, на которых написана Библия
в) Литературные жанры библейских текстов
г) Теологические доктрины
5. Какой из методов библейских исследований анализирует структуру и композицию текста?
a) Историко-критический метод
б) Литературный анализ
в) Социально-научная критика
г) Феминистская критика
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
