Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 893pуб.
Первоначальный взнос 89.3 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1493pуб.
Первоначальный взнос 149.3 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1693pуб.
Первоначальный взнос 169.3 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1894pуб.
Первоначальный взнос 189.4 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«05» декабря 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Совершенствование актерского мастерства и сценической речи»

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов

Абакан 2025

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Совершенствование актерского мастерства и сценической речи» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 52.02.04 Актерское искусство, Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1359.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н

Разработчики:

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Повышение профессионального уровня актеров и преподавателей актерского мастерства через углубленное изучение техник сценической речи и актерской игры. Развитие способностей к созданию ярких и запоминающихся образов, а также к эффективному общению со зрительской аудиторией.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств;

- других организациях дополнительного образования;

- общеобразовательных организациях;

- профессиональных образовательных организациях);

-Творческо-исполнительская деятельность;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств

2) других организациях дополнительного образования

3) общеобразовательных организациях

4) профессиональных образовательных организациях)

5) Творческо-исполнительская деятельность

исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей;

творческие коллективы;

детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;

образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;

зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители;

театральные и концертные организации;

организации культуры, образования.

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программыA/01.6-Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе.
- Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии).
- Организация, в том числе стимулирование и мотивация, деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях.
- Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам).
- Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.
- Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программыA/02.6-Планирование подготовки досуговых мероприятий.
- Организация подготовки досуговых мероприятий.
- Проведение досуговых мероприятий
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программыA/04.6-Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.
- Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии).
- Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств).
- Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки.
- Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программыA/05.6-Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации.
- Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования).
- Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий.
- Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
- Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля))
Обобщенные трудовые функции: Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельностиC/03.6-Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации.
- Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Творческо-исполнительская деятельностьисполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях-литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей;.
- творческие коллективы;.
- детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;.
- образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;.
- зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители;.
- театральные и концертные организации;.
- организации культуры, образования.
Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях)исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях-литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей;.
- творческие коллективы;.
- детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;.
- образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;.
- зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители;.
- театральные и концертные организации;.
- организации культуры, образования.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельностиРешает различные задачи при использовании информационно-коммуникационных технологий.Умения: организовывать пространство и время труда в соответствии с требованиями безопасности, гигиены и комфорта; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.
Знания: возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях)
Задача профессиональной деятельности: исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Объект или область знания: литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей; творческие коллективы; детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации; образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители; театральные и концертные организации; организации культуры, образования.
ПК-1.1 Применять профессиональные методы работы с драматургическим и литературным материаломУчастие в учебно-репетиционной работе в коллективе исполнителей;
владение основами индивидуального психофизического тренинга;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
применение навыков работы над своим речеголосовым аппаратом;
применение профессиональных вокальных навыков.
Знать:
основы теории актерской профессии;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы с литературным драматургическим материалом;
различные способы анализа художественных текстов, практикуемых в театральных школах и театрах;
приемы психофизического тренинга актера.
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-1.4 Создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельностивладение психофизическими основами актерского мастерства;
владение профессионально поставленным рече - голосовым аппаратом, искусством сценической речи;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
владение профессиональными вокальными навыками;
ведение учебно-репетиционной работы;
применение навыков работы с гримом.
Знать:
основы теории актерской профессии;
цели, задачи, содержание формы, методы работы в своей будущей профессии;
особенности различных школ актерского мастерства;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы над литературным, драматургическим материалом;
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
использовать образное мышление при создании художественного образа;
создавать художественный образ актерскими средствами, владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями во время сценического представления и при работе в студии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 2.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 108 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Основы сценической речи 22.0 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Диалог как инструмент раскрытия персонажа и развития сюжета 21.0 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Техники и методы актерской игры 22.0 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Взаимодействие с аудиторией 21.0 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 0
Анализ литературного произведения для адаптации 20.0 3.0 0.0 0.0 0.0 17.0 0
Итоговая аттестация 2.0 0 0 0 0 0 0
Итого 108 17 0 0 0 89 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
18/108 0 18/108 108 17 0.0 89.0 2.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 3 недели.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
Основы сценической речи 22.0 6664
Диалог как инструмент раскрытия персонажа и развития сюжета 21.0 26661
Техники и методы актерской игры 22.0 5665
Взаимодействие с аудиторией 21.0 16662
Анализ литературного произведения для адаптации 20.0 4664
Итоговая аттестация 2.0 2
Итого 108 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Техника сценической речи и актерское мастерство»

10.1. Цель дисциплины: освоение и совершенствование техники сценической речи и актерского мастерства для создания выразительных и эмоционально насыщенных сценических образов.
Основные задачи освоения дисциплины:
- развитие навыков четкой дикции и артикуляции;
- овладение техниками управления интонацией и темпом речи;
- формирование умений эмоциональной передачи текста;
- совершенствование навыков сценического движения и жестикуляции;
- развитие способностей к импровизации и взаимодействию с партнерами на сцене;
- повышение уровня сценического присутствия и уверенности перед аудиторией.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой. Программа устанавливает следующие Общие компетенции

Общие компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общих компетенций:
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.Видеть объективную картину развития общества.
Понимать место и роль человека в системе общественных отношений.
Быть политически грамотным и корректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Умения: Выполнять самоанализ профессиональной пригодности; определять ближайшие и долгосрочные цели в профессиональной деятельности Участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Демонстрировать стабильную положительную динамику результатов учебной деятельности по разным дисциплинам и профессиональной программе в целом.
Знания: Аргументов выбора специальности, определение профессиональных планов. Социальной роли и значимости профессиональной деятельности, основных видов деятельности на рабочем месте.
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельностиРешает различные задачи при использовании информационно-коммуникационных технологий.Умения: организовывать пространство и время труда в соответствии с требованиями безопасности, гигиены и комфорта; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.
Знания: возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях)
Задача профессиональной деятельности: исполнительское творчество в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол); образование театральное в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Объект или область знания: литературные, драматургические и музыкальные произведения разных эпох и стилей; творческие коллективы; детские школы искусств по видам искусств, другие организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации; образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; зрители театральных представлений (драматических, музыкальных, кукольных), кинозрители; театральные и концертные организации; организации культуры, образования.
ПК-1.1 Применять профессиональные методы работы с драматургическим и литературным материаломУчастие в учебно-репетиционной работе в коллективе исполнителей;
владение основами индивидуального психофизического тренинга;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
применение навыков работы над своим речеголосовым аппаратом;
применение профессиональных вокальных навыков.
Знать:
основы теории актерской профессии;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы с литературным драматургическим материалом;
различные способы анализа художественных текстов, практикуемых в театральных школах и театрах;
приемы психофизического тренинга актера.
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-1.4 Создавать художественный образ актерскими средствами, соответствующими видам деятельностивладение психофизическими основами актерского мастерства;
владение профессионально поставленным рече - голосовым аппаратом, искусством сценической речи;
использование возможностей телесного аппарата воплощения;
владение профессиональными вокальными навыками;
ведение учебно-репетиционной работы;
применение навыков работы с гримом.
Знать:
основы теории актерской профессии;
цели, задачи, содержание формы, методы работы в своей будущей профессии;
особенности различных школ актерского мастерства;
жанровые и стилистические особенности драматургических произведений;
специальные методики и техники работы над ролью;
способы работы над литературным, драматургическим материалом;
Уметь:
ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
анализировать произведения искусства и литературы в работе над ролью;
применять в профессиональной деятельности навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др.) в рамках единого художественного замысла;
использовать образное мышление при создании художественного образа;
создавать художественный образ актерскими средствами, владеть навыками самостоятельной работы над ролью на основе режиссерского замысла;
использовать в профессиональной деятельности навыки общения со зрителями во время сценического представления и при работе в студии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 106.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 17
лекции (Л) 17.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 89.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 106.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Основы сценической речи Дыхание и его роль в речи
Артикуляция и дикция
Голосовые регистры и их использование
Темп и ритм речи
Паузы и их смысловая нагрузка
2. Диалог как инструмент раскрытия персонажа и развития сюжета Функции диалога в пьесе
Типы диалогов (информационный, эмоциональный, конфликтный)
Диалог и развитие сюжета
Диалог и раскрытие авторской позиции
Использование юмора и иронии в диалоге

3. Техники и методы актерской игры Метод физических действий
Система Станиславского в малых формах
Техника Мейерхольда
Биомеханика в актерском мастерстве
Работа с эмоциями и чувствами
4. Взаимодействие с аудиторией Установление контакта со зрителем
Работа с четвертой стеной
Использование зрителя в спектакле
Обратная связь от аудитории
Адаптация игры под аудиторию
5. Анализ литературного произведения для адаптации Определение ключевых тем и мотивов
Выявление драматического потенциала сюжета
Анализ характеров и их трансформации
Определение конфликта и его развитие
Изучение языка и стиля автора

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Основы сценической речи 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 22.0
2 Диалог как инструмент раскрытия персонажа и развития сюжета 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 21.0
3 Техники и методы актерской игры 4.0 0.0 0.0 0.0 18.0 22.0
4 Взаимодействие с аудиторией 3.0 0.0 0.0 0.0 18.0 21.0
5 Анализ литературного произведения для адаптации 3.0 0.0 0.0 0.0 17.0 20.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Коленова, В. В. Сценическая речь: звук, дикция, логика : учеб.-практ. пособие / В. В. Коленова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2019. – 83 с.

-Сазонова, Е. В. Теория драмы и основы сценарного мастерства: теория драмы: учеб. пособие / Е.В. Сазонова; Алтайская государственная академия культуры и искусств. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012.– 135 с.

-И.А. Газиева / Театральные и киноадаптации художественного произведения / 2023 / 7 с.

-Учебно-методическое пособие, практикум «Основы актёрского мастерства», часть 1 /коллектив авторов: В.В. Стасюк, Г.В. Марченко, М.Г. Силина/ – Театральный институт имени Бориса Щукина, 2022. – 23 с.

-Иванов О. В., Большаков Н. В., Дмитриевский В. Н., Дадамян Г. Г. / Зрительская аудитория театра: размышления и исследования. — М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020 — 120 с. — (Серия «Библиотека театрального продюсера»).

-Виноградова, С. М.  Риторика : учебник и практикум для вузов / С. М. Виноградова, И. С. Силин ; под редакцией С. М. Виноградовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 316 с.

-Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 378 с. 

б) дополнительная литература:

- Сазонова, Е. В. Теория драмы и основы сценарного мастерства: теория драмы: учеб. пособие / Е.В. Сазонова; Алтайская государственная академия культуры и искусств. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012.– 135 с.

- Евгений Павлович Ильин / Психология творчества, креативности, одаренности / 2009 / 434 с.

- Тренинги по актёрскому мастерству [Электронный ресурс]: учебник – Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 131 с.). - Малыхина М. А. 2023 / 123 с.

- Коленова, В. В. / Основы актёрского мастерства : учеб.-практ. пособие / В. В. Коленова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018 – 72 с.

- Шутова Н.Ю. / Театральные игры. Методическое пособие / Н.Ю. Шутова. – Иваново. АГУ ИО «ОКМЦКТ», 2018 – 32 с.

- Ивин, А. А.  Риторика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Ивин. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 278 с. 

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Какая из перечисленных техник не относится к основам сценической речи?

a) Дыхательная гимнастика

б) Работа над дикцией

в) Жонглирование

г) Интонационная выразительность

2. Какой элемент актерского мастерства помогает создать убедительный образ?

a) Импровизация

б) Заучивание текста

в) Использование грима

г) Все перечисленные

3. Что включает в себя техника сценической речи?

a) Только работу над голосом

б) Только работу над текстом

в) Работу над голосом, дикцией, интонацией и дыханием

г) Только работу над дыханием

4. Какое значение имеет темп речи в актерском мастерстве?

a) Не имеет значения

б) Помогает передать эмоциональное состояние персонажа

в) Ускоряет процесс запоминания текста

г) Замедляет процесс усталости голосовых связок

5. Какой из методов не используется для развития актерского мастерства?

a) Метод физических действий

б) Метод Станиславского

в) Метод математического анализа

г) Метод Чехова

6. Что такое 'эмоциональная память' в актерском мастерстве?

a) Способность запоминать эмоции

б) Техника забывания негативных эмоций

в) Метод запоминания текста

г) Способность игнорировать эмоции

7. Какой аспект сценической речи является наиболее важным для понимания текста зрителем?

a) Громкость

б) Дикция

в) Темп

г) Интонация

8. Что помогает актеру удерживать внимание аудитории?

a) Яркий костюм

б) Эмоциональная выразительность

в) Громкий голос

г) Все перечисленные

9. Какое упражнение не используется для развития дикции?

a) Проговаривание скороговорок

б) Чтение текста с карандашом во рту

в) Бег на длинные дистанции

г) Дыхательные упражнения

10. Какова роль пауз в сценической речи?

a) Позволяют актеру отдохнуть

б) Усиливают эмоциональное воздействие

в) Замедляют темп речи

г) Не имеют значения

11. Какой из перечисленных элементов не является частью актерского мастерства?

a) Перевоплощение

б) Работа с партнером

в) Умение шить костюмы

г) Эмоциональная выразительность

12. Что такое 'подтекст' в актерском мастерстве?

a) Текст, который произносится за сценой

б) Скрытый смысл реплик

в) Текст, написанный мелким шрифтом

г) Режиссерские заметки

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.