Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации»
Трудоемкость обучения по данной программе –
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 37.03.02 Конфликтология, Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 956.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обеспечение профессионального развития педагогических работников и специалистов образовательных организаций, которые работают с детьми и подростками, с целью освоения методов и навыков медиативного подхода к решению конфликтов.
Конкретные цели программы могут быть следующими:
Ознакомление участников программы с основными принципами и концепциями медиации в контексте образовательной среды.
Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов через использование медиативных техник и инструментов.
Повышение осведомленности участников программы о различных типах конфликтов, с которыми они сталкиваются в образовательной среде, и развитие умений и навыков идентификации, анализа и предотвращения этих конфликтов.
Обучение участников программы стратегиям эффективной коммуникации и управления эмоциями в конфликтных ситуациях, чтобы создать поддерживающую и сплоченную образовательную среду.
Подготовка педагогических работников к проведению медиативных процессов, включая разработку навыков фасилитации и посредничества в разрешении конфликтов между сторонами.
Развитие навыков работы в коллективе и совместного решения проблем для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-диагностический;
-переговорный и медиационный;
-просветительско-профилактический;
-научно-исследовательский;
-консультационный;
-организационно-управленческий;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) диагностический
диагностика конфликтов граждан и социальных групп с использованием различных методов изучения и анализа конфликтов.
2) переговорный и медиационный
применение технологий переговоров и медиации для прогнозирования, предупреждения, урегулирования, разрешения и сопровождения конфликтов клиентов.
3) просветительско-профилактический
разработка и проведение проектов и программ, направленных на конфликтологическое просвещение.
4) научно-исследовательский
исследование и анализ закономерностей конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества с применением современных научных подходов;
осуществление поиска возможных альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов и поддержанию мира.
5) консультационный
проведение конфликтологического консультирования граждан и социальных групп.
6) организационно-управленческий
организация и проведение работы по конфликтологическому сопровождению персонала и руководства организаций.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и психолого-конфликтологической помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований);
03 Социальное обслуживание (в сферах: консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психолого-конфликтологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию);
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психолого-конфликтологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды, включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR);
07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах: альтернативного урегулирования споров с участием посредника; управления персоналом);
12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психолого-конфликтологической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка);
33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сферах: консультативной деятельности; альтернативного (посредством переговоров и медиации) урегулирования конфликтов и поддержания мира в социальных коммуникациях и бизнес процессах).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;
Персонал и руководство организаций;
Обучающиеся;
Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;
Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;
Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
07.001 Специалист в области медиации (медиатор) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Ведение процедуры медиации (без специализации) | ||
Организационно-техническое и документарное обеспечение процедуры медиации | A/01.6 | -Разъяснение сути процедуры медиации сторонам и их консультантам в общем виде. - Выявление сути спора в целях понимания пригодности его для разрешения в рамках процедуры медиации. - Установление правосубъектности лиц, предполагающих участие в процедуре медиации. - Согласование кандидатуры медиатора для проведения конкретной процедуры медиации. - Согласование организационных вопросов, касающихся проведения процедуры медиации. - Согласование финансовых расходов на проведение процедуры медиации. - Подготовка проектов документов, используемых в ходе подготовки, организации, проведения процедуры медиации и по ее завершению. - Согласование проектов документов, используемых в ходе подготовки, организации, проведении процедуры медиации и по ее завершению, со сторонами процедуры медиации |
Подготовка к процедуре медиации | A/02.6 | -Разъяснение сторонам сути процедуры медиации. - Выявление ожиданий сторон в отношении процедуры медиации. - Формирование и согласование со сторонами правил проведения конкретной процедуры медиации. - Формирование и согласование со сторонами временного регламента проведения конкретной процедуры медиации |
Ведение процесса выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации | A/03.6 | -Прояснение содержания спора между сторонами процедуры медиации. - Выявление вопросов, возникших в связи со спором и требующих обсуждения в ходе процедуры медиации. - Формирование повестки обсуждения вопросов, требующих рассмотрения в ходе процедуры медиации. - Проведение обсуждения вопросов повестки с целью обеспечения понимания сторонами процедуры медиации своих интересов и интересов другой стороны. - Выявление истинных потребностей сторон, в том числе относительно результата процедуры медиации. - Выработка вариантов разрешения спора по итогам обсуждения вопросов принятой повестки. - Обсуждение со сторонами процедуры медиации исполнимости и реалистичности медиативного соглашения. - Согласование со сторонами процедуры медиации алгоритма выполнения медиативного соглашения. - Согласование действий сторон процедуры медиации в случае невыполнения ими или одной из сторон медиативного соглашения. - Составление и обеспечение подписания итогового медиативного соглашения. - Выявление отношения сторон к ходу и результатам процедуры медиации |
Обобщенные трудовые функции: Ведение процедуры медиации в специализированной сфере | ||
Подготовка к процедуре медиации в специализированной сфере | B/01.7 | -Разъяснение сторонам конфликта сути процедуры медиации. - Выявление ожиданий сторон в отношении процедуры медиации. - Формирование и согласование правил проведения конкретной процедуры медиации. - Формирование и согласование временного регламента проведения конкретной процедуры медиации |
Ведение процесса выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершение процедуры медиации в специализированной сфере | B/02.7 | -Прояснение содержания спора между сторонами процедуры медиации. - Выявление вопросов, возникших в связи со спором и требующих обсуждения в ходе процедуры медиации. - Формирование повестки обсуждения вопросов, требующих рассмотрения в ходе процедуры медиации. - Проведение обсуждения вопросов повестки с целью обеспечения понимания сторонами процедуры медиации своих интересов и интересов другой стороны. - Выявление истинных потребностей сторон, в том числе относительно результата процедуры медиации. - Проведение выработки вариантов разрешения спора по итогам обсуждения вопросов повестки. - Организация тестирования на реалистичность, структурирования и отбора вариантов решения спора, составляющих основу проекта медиативного соглашения. - Обсуждение со сторонами процедуры медиации исполнимости и жизнеспособности медиативного соглашения. - Согласование со сторонами процедуры медиации алгоритма выполнения медиативного соглашения. - Согласование действий сторон процедуры медиации в случае невыполнения ими или одной из них медиативного соглашения (полностью или в части). - Составление и обеспечение подписания итогового медиативного соглашения. - Выявление отношения сторон к ходу и результатам процедуры медиации |
Обобщенные трудовые функции: Супервизия в специализированной сфере медиации | ||
Разбор практических случаев в специализированной сфере медиации | C/01.7 | -Сбор информации о практическом случае супервизируемого специалиста. - Выделение сущностных аспектов практического случая супервизируемого специалиста. - Обсуждение с супервизируемым специалистом выделенных аспектов практического случая |
Анализ и корректировка профессиональных умений супервизируемого специалиста | C/02.7 | -Обсуждение с супервизируемым специалистом его действий. - Демонстрация супервизируемому специалисту элементов профессиональных умений. - Предоставление профессиональной информации супервизируемому специалисту |
Развитие умений профессионального самоанализа супервизируемого специалиста | C/03.7 | -Обучение супервизируемого специалиста выбору предмета для самоанализа. - Предоставление рекомендаций супервизируемому специалисту по способам проведения самоанализа. - Предоставление рекомендаций по оценке результатов развития самоанализа у супервизируемого специалиста |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: психолого-педагогической, консультативной и психолого-конфликтологической помощи участникам образовательных отношений; основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований); | ||
научно-исследовательский | исследование и анализ закономерностей конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества с применением современных научных подходов; осуществление поиска возможных альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов и поддержанию мира. | -Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;. - Персонал и руководство организаций;. - Обучающиеся;. - Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;. - Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;. - Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;. - Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сферах: консультативной помощи работникам социальных служб, социальной помощи семье и замещающим семьям; оказания психолого-конфликтологической помощи отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию); | ||
консультационный | проведение конфликтологического консультирования граждан и социальных групп. | -Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;. - Персонал и руководство организаций;. - Обучающиеся;. - Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;. - Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;. - Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;. - Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: психолого-конфликтологического сопровождения информационно-коммуникационного пространства и обеспечения психологической безопасности информационной среды, включая интернет-контент и средства массовой информации; связей с общественностью (PR); | ||
просветительско-профилактический | разработка и проведение проектов и программ, направленных на конфликтологическое просвещение. | -Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;. - Персонал и руководство организаций;. - Обучающиеся;. - Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;. - Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;. - Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;. - Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сферах: альтернативного урегулирования споров с участием посредника; управления персоналом); | ||
организационно-управленческий | организация и проведение работы по конфликтологическому сопровождению персонала и руководства организаций. | -Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;. - Персонал и руководство организаций;. - Обучающиеся;. - Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;. - Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;. - Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;. - Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 12 Обеспечение безопасности (в сфере научно-исследовательской, психолого-конфликтологической и консультативной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка); | ||
диагностический | диагностика конфликтов граждан и социальных групп с использованием различных методов изучения и анализа конфликтов. | -Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;. - Персонал и руководство организаций;. - Обучающиеся;. - Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;. - Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;. - Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;. - Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочие) (в сферах: консультативной деятельности; альтернативного (посредством переговоров и медиации) урегулирования конфликтов и поддержания мира в социальных коммуникациях и бизнес процессах). | ||
переговорный и медиационный | применение технологий переговоров и медиации для прогнозирования, предупреждения, урегулирования, разрешения и сопровождения конфликтов клиентов. | -Различные категории населения, в том числе получатели социальных услуг;. - Персонал и руководство организаций;. - Обучающиеся;. - Социальные учреждения, образовательные учреждения и коммерческие организации;. - Система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;. - Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;. - Совокупность альтернативных технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Не заполнена почасовка промежуточной аттестации
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: .
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
/ | 0 | / | 0 | 0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – .
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
---|---|
Итого | 0 |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Регулирование конфликтных ситуаций в образовательных организациях с помощью медиации»
10.1. Цель дисциплины состоит в том, чтобы обучить участников эффективному регулированию и разрешению конфликтов в образовательной среде с использованием методов и принципов медиации.
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение основных понятий и принципов медиации как метода разрешения конфликтов;- приобретение практических навыков ведения медиативных процедур;
- ознакомление со спецификой применения медиации в образовательных учреждениях;
- анализ типичных конфликтных ситуаций, возникающих в образовательных организациях, и определение возможностей их разрешения с помощью медиации;
- развитие коммуникативных и переговорных навыков участников образовательного процесса;
- повышение уровня толерантности и эмпатии у участников конфликта;
- формирование культуры конструктивного взаимодействия в образовательной среде;
- обучение техникам и приемам, позволяющим управлять своими эмоциями и чувствами в конфликтных ситуациях;
- развитие навыков рефлексии и анализа собственного поведения в конфликте;
- формирование уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса и понимания их интересов и потребностей.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
лекции (Л) | |
практические занятия (ПЗ) | |
семинары (С) | |
лабораторные работы (ЛР) | |
Самостоятельная работа (СР, всего), | |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Анцупов А.Я., Шипилов А.И. / Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с
-М.В. Клименских / Педагогические конфликты в школе / - Екатеринбург 2015 г. - 76 стр.
-О.В. Маврин / Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов) / - Казань 2014 г. - 96 стр.
-А.С. Хохлов / Конфликтология / - Самара 2014 г. - 310 стр.
-Кандаурова, А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для вузов / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 255 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Медиация как способ разрешения конфликтов / - Красноярск, 2015. – 33 стр.
- Ворожейкин И.Е. / Конфликтология / - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 стр.
- А.В. Дмитриев / Конфликтология / Москва 2000 г. - 335 стр.
- Г. Ю. Гуляев / Образование 2022 / - Пенза 2022 г. - 102 стр.
- E.В. Коротаева / Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Москва 2016 г. - 194 стр.
- Управление конфликтами в образовательной организации: учеб. пособие / И.В. Никулина. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 128 с.
- Характеристика стратегий поведения в конфликте / - 5 стр.
- А.С. Хохлов / Конфликтология / - Самара 2014 г. - 310 стр.
- Тренинг педагогического взаимодействия / И.А. Талышева, Х.Р. Пегова – Учебное пособие – Елабуга, 2019 г. – 121 стр.
- Трубина З.И. Педагогические конфликты на уроках: типы, причины возникновения, специфика урегулирования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019
- Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.
- Педагогическая кофликтология : учеб. пособие / И. В. Никулина. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. - 72 с.
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что представляет собой медиация в образовательных организациях?
a) Процесс принудительного разрешения конфликтов
б) Процесс посредничества, при котором стороны сами ищут решение своего конфликта
в) Процесс арбитража, в ходе которого решение выносит независимый эксперт
2. Какова цель медиации в образовательных организациях?
a) Усиление конфликта
б) Поиск совместного решения и улучшение отношений между сторонами конфликта
в) Вынесение однозначного решения учителем
3. Какие типы конфликтов могут регулироваться с помощью медиации в образовательных организациях?
a) Только физическая агрессия
б) Разногласия между учащимися, конфликты между учениками и педагогами, споры между родителями и учителями, и другие
в) Только учебные проблемы
4. Какой основной принцип медиации в образовательных организациях?
a) Принцип нейтралитети
б) Принцип самоопределения сторон
в) Принцип обязательности участия
5. Кто может выступать в роли медиатора в образовательной медиации?
a) Только учителя
б) Любой взрослый, прошедший специальное обучение в медиации
в) Только администраторы школы
6. Какие преимущества медиации в образовательных организациях?
a) Ухудшение отношений между сторонами
б) Сокращение времени, затрачиваемого на разрешение конфликта, и улучшение отношений
в) Усиление конфликта и повышение напряженности
7. Какие навыки развиваются у участников медиации в образовательных организациях?
a) Навыки усиления конфликта
б) Навыки эффективного общения, решения проблем и конструктивного взаимодействия
в) Навыки решения конфликтов насильственным путем
8. Какой исход конфликта считается наиболее успешным в медиации?
a) Одна из сторон одерживает полную победу
б) Стороны находят совместное решение, которое удовлетворяет их обеих и улучшает отношения
в) Стороны прекращают общение
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |