Курс повышения квалификации Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 790 pуб.
Первоначальный взнос 79 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 920 pуб.
Первоначальный взнос 92 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»


Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Ключевым элементом модернизации образования является ФГОС, в котором основополагающей образовательной технологией является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Применение данной технологии в учебном процессе позволяет формировать умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Формирование навыков организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и среднего профессионального образования.
1. Сравнить исследовательскую и проектную технологию, выделить особенности организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
2. Выделить требования ФГОС к организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
3. Ознакомить с возможными способами использования современных информационных и коммуникационных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
По окончании удаленного курса слушатели:
1. Сравнят исследовательскую и проектную технологию, выделить особенности организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
2. Выделят требования ФГОС к организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
3. Ознакомятся с возможными способами использования современных информационных и коммуникационных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
-основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления;
-педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
-современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
-основы трудового законодательства;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 3 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся. 22 5 16 1 Тест
2 Модуль 2. Особенности организации проектной деятельности учащихся. 17 4 12 1 Тест
3 Модуль 3. Организация исследовательской деятельности учащихся. 19 4 14 1 Тест
4 Модуль 4. Социальное проектирование. 21 5 15 1 Тест
5 Модуль 5. Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. 27 6 20 1 Тест
6 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 108


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся. 22 6663
+1ПА
2 Модуль 2. Особенности организации проектной деятельности учащихся. 17 2662
+1ПА
3 Модуль 3. Организация исследовательской деятельности учащихся. 19 3663
+1ПА
4 Модуль 4. Социальное проектирование. 21 26661ПА
5 Модуль 5. Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. 27 56663
+1ПА
6 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 108

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 18 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство интеллектуального и творческого развития. Понятие и содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Возрастные, психолого-педагогические особенности детей данного возраста, их интеллектуальное и творческое развитие. Опыт организации работы по теме "Моя родословная". Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов. Практические основы применения проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность как последовательная, целенаправленная деятельность субъектов проектирования.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Обухов А.С. / Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, Национальный книжный центр, 2015 г. – 280 стр.



Модуль 2. Особенности организации проектной деятельности учащихся.
Организация проектной деятельности в школе. Особенности проектной деятельности учащихся. Метод проектов и его место в современной методике. Сущность метода проектов. Характеристика успешной проектной деятельности. Типология проектов. Этапы организации проектной деятельности школьников. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом. Роль ученика. Методы творчества, применяемые при проектировании. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач. Методические рекомендации организации проектной деятельности. Этапы проведения проекта. Обращение к руководителю (организатору) проекта. Общие правила для руководителя проекта. Диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности).

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Т. М. Мильситова / Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся / – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017 г. – 56 стр.



Модуль 3. Организация исследовательской деятельности учащихся.
Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников. Сущность и содержание исследовательской деятельности. Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников. Педагогические условия организации исследования младших школьников. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников. Содержание подготовительной работы к выполнению исследований. Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н. Ю. Плаксина / Организация исследовательской работы школьников / – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012 г. – 35 стр.



Модуль 4. Социальное проектирование.
Основные тенденции социального проектирования: предметная и проблемная область. Понятие и сущность социального проектирования. Дефиниции и технология проектирования. Инструментарий социального проектирования. Основные предпосылки социального проектирования. Предмет и объект социального проектирования. Принципы социального проектирования. Инструментальная часть социального проектирования. Социальное проектирование как научно-теоретическая и предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем. Этапы, инструментарий и предпосылки социального проектирования.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Луков В.А. / Социальное проектирование / - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007 г. - 240 с.



Модуль 5. Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
Современные подходы к образовательному процессу в период модернизации. Структура и содержание образовательного процесса в соответствии с внедрением ФГОС ООО. Современные формы работы на уроках. Метод проектов как средство развития проектировочных умений у обучающихся в основной обще образовательной школы. Технология проектного обучения в современной школе. Проектная деятельность обучающегося основной общеобразовательной школы. Проектная деятельность как форма учебной работы на уроках в основной школе по средствам апробации. Программа эксперимента. Обоснование выбора методов диагностики проведения проектов на уроках.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Видеоурок: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
- «Белгородский институт развития образования» / Организация исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности / - Белгород 2018 г. - 326 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся.
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание

3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся

4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом

5. К достоинствам программированного обучения не относятся
a) индивидуальный темп обучения
б) постоянный контроль усвоения
в) возможность использования технических средств
г) репродуктивный характер усвоения знаний

6. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения
a) дискуссия
б) показ
в) рассказ
г) игра

7. Компьютерная программа входит в классификацию средств обучения по
a) уровням содержания образования
б) составу объектов изучения
в) характеру воздействия
г) носителю информации

8. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется
a) программой
б) алгоритмом
в) проектом
г) технологией



Перечень тестов. Модуль 2. Особенности организации проектной деятельности учащихся.
1. Основоположником метода проектов в обучении был:
a) К.Д. Ушинский
б) Дж. Дьюи
в) Дж. Джонсон
г) Коллингс

2. Какое из приведённых определений проекта верно:
a) Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам
б) Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели
в) Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего
г) Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач

3. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
a) Глагол
б) Прилагательное
в) Существительное
г) Наречие

4. Задачи проекта – это:
a) Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели
б) Цели проекта
в) Результат проекта
г) Путь создания проектной папки

5. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
a) Смешанные
б) Краткосрочные
в) Годичные
г) Мини-проекты

6. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются)
a) Формирование специфических умений и навыков проектирования
б) Личностное развитие обучающихся (проектантов)
в) Подготовленный продукт работы над проектом
г) Все вышеназванные варианты

7. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата – это особенности…
a) прикладного проекта
б) информационного проекта
в) исследовательского проекта


8. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
a) цель включает много задач
б) цель не предполагает результат
в) цель не содержит научных терминов




Перечень тестов. Модуль 3. Организация исследовательской деятельности учащихся.
1. Как делится наука?
a) Наука разделена на независящие друг от друга области научного познания
б) Наука состоит из отдельных областей научного познания
в) Наука разделена на близкие по размерам и содержанию области научного познания


2. Что такое наблюдение?
a) Способность человека познавать природу
б) Один из самых доступных методов изучения природы
в) Описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном изучении и регистрации поведения изучаемого объекта


3. Что нужно для проведения эксперимента?
a) Знания, наблюдательность и терпение
б) Материалы и инструменты
в) Материалы, приборы, инструменты, измерительный инструмент


4. Что нужно для записей наблюдений, опытов, измерений?
a) Результаты наблюдений, опытов, измерений
б) Компьютер
в) Журнал наблюдений


5. Что нужно для фиксации наблюдений и экспериментов?
a) Альбом для рисования и карандаши
б) Цифровой фотоаппарат и кинокамера
в) Журнал наблюдений


6. Что такое ситуация?
a) Воздействие оружающего мира на человека
б) Связь окружающего мира с человеком
в) Взаимодействие окружающего мира с человеком


7. Какими способами можно решить проблему?
a) Научным
б) Экспериментальным
в) Экспериментальным и научным


8. Зачем школьнику выполнять научное исследование?
a) Чтобы стать умным и трудолюбивым инженером
б) Чтобы лучше понимать школьные предметы и получать высокие оценки
в) Чтобы приобрести навыки самостоятельного творчества, необходимые в любой области профессиональной деятельности




Перечень тестов. Модуль 4. Социальное проектирование.
1. Условия разработки, которым должен соответствовать социальный проект
a) должен соответствовать личным целям руководителя
б) должен отвечать потребностям сотрудников
в) должен быть создан на научной основе
г) верны все варианты ответов

2. Форма социального планирования
a) моделирование
б) планирование при помощи косвенных рычагов
в) экспертиза
г) историческая аналогия

3. Социальное прогнозирование — это …
a) процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений
б) форма опережающего отражения действительности
в) глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений
г) форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения

4. Источником «информационного массива» социального проектирования НЕ являются:
a) статистические данные
б) материалы социологических исследований
в) анализ периодической печати
г) межличностное общение

5. Социальное проектирование- это …
a) процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений
б) форма опережающего отражения действительности
в) предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов
г) форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения

6. К субъектам социального проектирования не относится …
a) трудовые коллективы
б) социальные институты
в) отдельные личности
г) технические системы

7. К этапам проектирования не относится …
a) уяснение проблемы
б) моделирование
в) планирование
г) нормативное прогнозирование

8. Методы, которые относятся к методам социального планирования
a) метод вариантов, проблемно-целевой метод
б) метод экспертных оценок
в) манипулирование
г) хозрасчет



Перечень тестов. Модуль 5. Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
1. В развитии информационных технологий произошло следующее число революций:
a) 4
б) 2
в) 5
г) 3

2. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе:
a) форматирования дискеты
б) работы с файлами
в) печати на принтере
г) выключения компьютера

3. Для проверки на вирус жесткого диска необходимо иметь:
a) загрузочную программу
б) защищенную программу
в) дискету с антивирусной программой, защищенную от записи
г) файл с антивирусной программой

4. Программа, не являющаяся антивирусной:
a) AVP
б) Defrag
в) Dr Web
г) Norton Antivirus

5. Класс программ, не относящихся к антивирусным:
a) программы-фаги
б) программы-ревизоры
в) программы сканирования
г) программы-детекторы

6. Способ появления вируса на компьютере:
a) при подключении к компьютеру модема
б) самопроизвольно
в) при решении математической задачи
г) перемещение с гибкого диска

7. Заражению компьютерными вирусами могут подвергнуться:
a) графические файлы
б) программы и документы
в) звуковые файлы
г) видеофайлы

8. Текстовый процессор – это программа, предназначенная для:
a) работы с изображениями
б) ввода, редактирования и форматирования текстовых данных
в) управления ресурсами ПК при создании документов
г) автоматического перевода с символических языков в машинные коды



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание

3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся

4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом

5. В развитии информационных технологий произошло следующее число революций:
a) 4
б) 2
в) 5
г) 3

6. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе:
a) форматирования дискеты
б) работы с файлами
в) печати на принтере
г) выключения компьютера

7. Для проверки на вирус жесткого диска необходимо иметь:
a) загрузочную программу
б) защищенную программу
в) дискету с антивирусной программой, защищенную от записи
г) файл с антивирусной программой

8. Программа, не являющаяся антивирусной:
a) AVP
б) Defrag
в) Dr Web
г) Norton Antivirus

9. Основоположником метода проектов в обучении был:
a) К.Д. Ушинский
б) Дж. Дьюи
в) Дж. Джонсон
г) Коллингс

10. Какое из приведённых определений проекта верно:
a) Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам
б) Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели
в) Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего
г) Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач

11. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
a) Глагол
б) Прилагательное
в) Существительное
г) Наречие

12. Задачи проекта – это:
a) Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели
б) Цели проекта
в) Результат проекта
г) Путь создания проектной папки

13. Условия разработки, которым должен соответствовать социальный проект
a) должен соответствовать личным целям руководителя
б) должен отвечать потребностям сотрудников
в) должен быть создан на научной основе
г) верны все варианты ответов

14. Форма социального планирования
a) моделирование
б) планирование при помощи косвенных рычагов
в) экспертиза
г) историческая аналогия

15. Социальное прогнозирование — это …
a) процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений
б) форма опережающего отражения действительности
в) глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений
г) форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения

16. Источником «информационного массива» социального проектирования НЕ являются:
a) статистические данные
б) материалы социологических исследований
в) анализ периодической печати
г) межличностное общение

17. Как делится наука?
a) Наука разделена на независящие друг от друга области научного познания
б) Наука состоит из отдельных областей научного познания
в) Наука разделена на близкие по размерам и содержанию области научного познания


18. Что такое наблюдение?
a) Способность человека познавать природу
б) Один из самых доступных методов изучения природы
в) Описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном изучении и регистрации поведения изучаемого объекта


19. Что нужно для проведения эксперимента?
a) Знания, наблюдательность и терпение
б) Материалы и инструменты
в) Материалы, приборы, инструменты, измерительный инструмент


20. Что нужно для записей наблюдений, опытов, измерений?
a) Результаты наблюдений, опытов, измерений
б) Компьютер
в) Журнал наблюдений




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Обухов А.С. / Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, Национальный книжный центр, 2015 г. – 280 стр.
- Т. М. Мильситова / Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся / – Кемерово : изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017 г. – 56 стр.
- Н. Ю. Плаксина / Организация исследовательской работы школьников / – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012 г. – 35 стр.
- Луков В.А. / Социальное проектирование / - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007 г. - 240 с.
- Видеоурок: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
- «Белгородский институт развития образования» / Организация исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности / - Белгород 2018 г. - 326 стр.