Курс повышения квалификации Специфика инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 790 pуб.
Первоначальный взнос 79 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 920 pуб.
Первоначальный взнос 92 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Специфика инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях»


Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

В современном обществе огромную роль играет информация, с каждым годом объем которой неуклонно возрастает. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и задачами формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, создан курс повышения квалификации педагогических работников.
Создание эффективного механизма выполнения требований государственного стандарта, нацеленного на внедрение инклюзивного обучения в образовательной организации.
1. Выделить методы формирования умения педагогов самостоятельно вести образовательную деятельность, оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения в условиях инклюзивного обучения.
2. Охарактеризовать возможности педагогов самостоятельно вести образовательную деятельность и принимать решения в условиях инклюзивного обучения, исходя из личных и общественных потребностей.
3. Предоставить педагогам возможность для реализации умения самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную деятельность в условиях инклюзивного обучения;
4. Создать условия для формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики в условиях инклюзивного обучения.

По окончании удаленного курса слушатели приобретут следующие знания и на практике смогут:
1. Выделить методы формирования умения педагогов самостоятельно вести образовательную деятельность, оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения в условиях инклюзивного обучения.
2. Охарактеризовать возможности педагогов самостоятельно вести образовательную деятельность и принимать решения в условиях инклюзивного обучения, исходя из личных и общественных потребностей.
3. Предоставить педагогам возможность для реализации умения самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную деятельность в условиях инклюзивного обучения;
4. Создать условия для формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики в условиях инклюзивного обучения



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:

коррекционно-педагогическая деятельность:
-способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);
-готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);
-готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3);
-способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);

диагностико-консультативная деятельность:
-способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);
-способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);
-готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7);

исследовательская деятельность:
-способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8);
-способностью использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования (ПК-9);

культурно-просветительская деятельность:
-способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченные возможности здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10);
-способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченные возможности здоровья (ПК-11).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:


Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

-способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1);
-готовностью совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2);
-способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3);
-способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);
-способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7);
-готовностью укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 1 неделя.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Инклюзивный подход к образованию в общеобразовательных организациях 9 2 6 1 Тест
2 Модуль 2. Психологическая и профессиональная подготовка преподавателя к инклюзивному обучению 7 2 4 1 Тест
3 Модуль 3. Формы и средства инклюзивного обучения 9 2 6 1 Тест
4 Модуль 4. Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса в Российской Федерации 9 2 6 1 Тест
5 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 36


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Инклюзивный подход к образованию в общеобразовательных организациях 9 62
+1ПА
2 Модуль 2. Психологическая и профессиональная подготовка преподавателя к инклюзивному обучению 7 33
+1ПА
3 Модуль 3. Формы и средства инклюзивного обучения 9 261ПА
4 Модуль 4. Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса в Российской Федерации 9 53
+1ПА
5 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 36

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 6 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Инклюзивный подход к образованию в общеобразовательных организациях
Детская инвалидность в Российской Федерации. Понятие и значение инклюзивного образования - процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Обобщение текущего российского законодательства в области инклюзивного образования. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе. История, реалии и перспективы развития инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом; роль школьного психолога. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в Российской Федерации.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- М. Айшервуд / Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Москва, "ЛексПраксис", 2014 г. - 205 стр.
- Е.В. Попова / Педагогика и психология инклюзивного образования учебно-практическое пособие / – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та,2016. – 149 стр.



Модуль 2. Психологическая и профессиональная подготовка преподавателя к инклюзивному обучению
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества. Общее понятие об инклюзивном (включающем) образовании. Проблема формирования профессиональной готовности учителя. Структура психологической готовности, её компоненты. Необходимость поддержки педагогов инклюзивного образования на уровне школьного коллектива, руководства школы, государства. Модели совместного преподавания основных и коррекционных педагогов: применение мнемотехник, проведение тренинга учебных навыков.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Т.В. Фуряева / Инклюзивные подходы в образовании / — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 стр.
- Д.З. Ахметова / Педагогика и психология инклюзивного образования / – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 255 стр.



Модуль 3. Формы и средства инклюзивного обучения
Анализ современного инклюзивного образования в России, республике Беларусь и Соединенных Штатах Америки. Описание возможных примеров для проведения воспитательной работы. Рассмотрение авторского варианта конспекта работы "Диагноз, которого нет". Рассмотрение организационно-педагогических условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. Принятие решения о развертке инклюзивной практики в образовательном учреждении. Описание содержания, предметно-развивающей среды и дидактического обеспечения инклюзивного образования.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- М. Р. Битянова / Инклюзивное образование / – Москва, «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 стр.
- А.С. Сунцова / Теории и технологии инклюзивного образования / − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 стр.
- Видеоурок: Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в условиях реализации ФГОС



Модуль 4. Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса в Российской Федерации
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- ФГОС ОВЗ
- Нормативная и правовая база получения образования детьми с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в образовательных организациях/ - 23 стр.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / - 162 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Инклюзивный подход к образованию в общеобразовательных организациях
1. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
a) инклюзия
б) итеракция
в) индивидуализация


2. Инклюзия представляет собой:
a) форму сотрудничества
б) частный случай интеграции
в) стиль поведения.


3. Различают два вида интеграции:
a) пассивную и творческую
б) внутреннюю и внешнюю
в) образовательную и социальную


4. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
a) групповая интеграция
б) образовательная интеграция
в) коммуникация


5. Социальная интеграция должна быть обеспечена:
a) всем без исключения детям с нарушениями в развитии
б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте
в) детям, обучающимся только в специальных учреждениях


6. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:
a) А.Н, Леонтьева
б) С.Л Рубинштейна
в) Л.С. Выготского.


7. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
a) Великобритания
б) Франция
в) Россия


8. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются первые прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:
a) отсутствия детей с ОВЗ
б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа
в) обучения детей с ОВЗ на дому




Перечень тестов. Модуль 2. Психологическая и профессиональная подготовка преподавателя к инклюзивному обучению
1. Какие управленческие рычаги есть у руководителя, чтобы облегчить учителю переход на инклюзивную форму преподавания:
a) руководитель может оказать моральную поддержку и заинтересовать материально
б) руководитель не должен заниматься этим вопросом
в) таких рычагов нет - учитель должен это решить сам, исходя из собственных возможностей
г) как руководитель сказал - так и будет

2. Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии:
a) для понимания успешности внедрения инклюзивного обучения в образовательную среду
б) такой мониторинг вообще не нужен
в) для отчета перед Министерством образования и науки
г) для создания видимости занятости

3. Положительная тенденция уровня готовности преподавательского состава к инклюзивному обучению объясняется:
a) хорошим отношением к детям
б) моральной обязанностью
в) приобретаемым опытом
г) материальной заинтересованностью

4. Существует ли психологическая модель включения преподавателя в процесс инклюзивного обучения:
a) такая модель есть
б) у вех преподавателей разные этапы включения в инклюзивный процесс
в) разработкой такой модели ученые не занимались
г) такой модели нет

5. Сколько психологических этапов должен пройти преподаватель, чтобы принять инклюзивную форму обучения:
a) 2
б) 4
в) 6
г) 8

6. Профессиональная готовность учителя преподавать в инклюзивной школе - это:
a) понимание проблем учащихся с ОВЗ
б) эмоциональное принятие детей с ОВЗ
в) способность моделировать урок, использовать вариативность в процессе обучения
г) сочувствие к учащимся с ОВЗ

7. От чего будет зависеть успех или неудача во включении преподавателя в инклюзивный процесс:
a) от жалости к учащимся с ОВЗ
б) от решения руководителя образовательной организации
в) от уверенности в своем педагогическом и психологическом потенциале
г) от контакта с родителями детей с ОВЗ

8. Один из самых важных вопросов, который должен решить руководитель инклюзивной образовательной организации:
a) обеспечить поддержку родителей
б) принять на работу тьютора
в) обеспечить готовность преподавателей к внедрению инклюзивного образования
г) обеспечить материальную базу внедрения инклюзивного образования



Перечень тестов. Модуль 3. Формы и средства инклюзивного обучения
1. Первоначальное скрининговое обследование ребенка проводит:
a) директор
б) психолог и педагог
в) родители или законные представители
г) школьный консилиум

2. От чего будет зависеть успех бинарного урока:
a) от слаженной работы педагогов и продуманной стратегии занятия
б) от уровня сложности материала
в) от подготовленности каждого преподавателя по-отдельности
г) от поведения учащихся

3. Цель сопровождения заключается в:
a) формировании чувства подчиненности
б) формировании у сопровождаемого чувства уверенности в необходимости поддержке
в) формировании чувства благодарности
г) формировании навыков самостоятельности субъекта

4. В чем заключается эффективность бинарного урока:
a) практически все учащиеся и обычные и с ОВЗ включаются в работу на уроке
б) помогает решить самооценочный конфликт педагога
в) помогает в ситуации отсутствия доверия между педагогами
г) позволяет педагогам высказать все, что они думают друг о друге

5. Современная система записи ребенка в образовательное учреждение:
a) зависит от результатов обследования каждого ребенка на ПМПК
б) не позволяет заранее подобрать под конкретного ребенка соответствующие условия обучения
в) позволяет образовательному учреждению заранее подготовиться к предоставлению всех необходимых условий обучения ребенку с любыми индивидуальными потребностями
г) заранее учитывает все потребности ребенка

6. Кто разрабатывает конкретные тактики для того, чтобы программа была наиболее эффективна для конкретного ребенка:
a) тьютор
б) школьный консилиум
в) психолого-медико-социальный центр
г) психолого-медико-психологическая комиссия

7. В чем особенность бинарного урока в инклюзивном обучении:
a) такой особенности нет
б) особенность в том, что на таком уроке постоянно присутствует кто-то из администрации школы, чтобы оценить профессионализм учителя
в) особенность в том, что родители в процессе урока помогают своим детям с ОВЗ
г) особенность в том, что его ведут одновременно преподаватель и специалист сопровождения

8. Если в результате скринингового обследования ребенок не соответствует возрастной норме развития:
a) исключают из образовательной организации
б) это не имеет значения
в) рекомендуют обследование ПМПК
г) оставляют на второй год



Перечень тестов. Модуль 4. Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса в Российской Федерации
1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:
a) «Вестник образования».
б) «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
в) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».


2. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:
a) адвокатурой
б) милицией
в) нотариатом
г) прокуратурой

3. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):
a) Конвенции о правах ребенка
б) Всеобщей декларации прав человека.
в) Конституции РФ.


4. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
a) только в форме учреждения
б) в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством
в) только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации.


5. На уровне субъектов РФ типовые положения об образовательных учреждениях, учитывающие региональную специфику:
a) могут издаваться.
б) могут издаваться, но только путем принятия закона субъекта РФ.
в) могут издаваться, но только об учреждениях общего образования.
г) не могут издаваться

6. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:
a) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.
б) любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением.
в) рекомендованные методической службой.
г) предложенные издателем учебной литературы

7. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:
a) трудовым договором.
б) коллективным договором
в) двусторонним договором.
г) трудовым соглашением.

8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:
a) эмансипацией
б) экстрадицией
в) экспедицией
г) освидетельствованием



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:
a) «Вестник образования».
б) «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
в) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».


2. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:
a) адвокатурой
б) милицией
в) нотариатом
г) прокуратурой

3. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):
a) Конвенции о правах ребенка
б) Всеобщей декларации прав человека.
в) Конституции РФ.


4. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
a) только в форме учреждения
б) в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством
в) только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации.


5. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
a) инклюзия
б) итеракция
в) индивидуализация


6. Инклюзия представляет собой:
a) форму сотрудничества
б) частный случай интеграции
в) стиль поведения.


7. Различают два вида интеграции:
a) пассивную и творческую
б) внутреннюю и внешнюю
в) образовательную и социальную


8. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
a) групповая интеграция
б) образовательная интеграция
в) коммуникация


9. Какие управленческие рычаги есть у руководителя, чтобы облегчить учителю переход на инклюзивную форму преподавания:
a) руководитель может оказать моральную поддержку и заинтересовать материально
б) руководитель не должен заниматься этим вопросом
в) таких рычагов нет - учитель должен это решить сам, исходя из собственных возможностей
г) как руководитель сказал - так и будет

10. Для чего нужен мониторинг уровня готовности преподавательского состава в инклюзии:
a) для понимания успешности внедрения инклюзивного обучения в образовательную среду
б) такой мониторинг вообще не нужен
в) для отчета перед Министерством образования и науки
г) для создания видимости занятости

11. Положительная тенденция уровня готовности преподавательского состава к инклюзивному обучению объясняется:
a) хорошим отношением к детям
б) моральной обязанностью
в) приобретаемым опытом
г) материальной заинтересованностью

12. Существует ли психологическая модель включения преподавателя в процесс инклюзивного обучения:
a) такая модель есть
б) у вех преподавателей разные этапы включения в инклюзивный процесс
в) разработкой такой модели ученые не занимались
г) такой модели нет

13. Первоначальное скрининговое обследование ребенка проводит:
a) директор
б) психолог и педагог
в) родители или законные представители
г) школьный консилиум

14. От чего будет зависеть успех бинарного урока:
a) от слаженной работы педагогов и продуманной стратегии занятия
б) от уровня сложности материала
в) от подготовленности каждого преподавателя по-отдельности
г) от поведения учащихся

15. Цель сопровождения заключается в:
a) формировании чувства подчиненности
б) формировании у сопровождаемого чувства уверенности в необходимости поддержке
в) формировании чувства благодарности
г) формировании навыков самостоятельности субъекта

16. В чем заключается эффективность бинарного урока:
a) практически все учащиеся и обычные и с ОВЗ включаются в работу на уроке
б) помогает решить самооценочный конфликт педагога
в) помогает в ситуации отсутствия доверия между педагогами
г) позволяет педагогам высказать все, что они думают друг о друге



6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- М. Айшервуд / Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Москва, "ЛексПраксис", 2014 г. - 205 стр.
- ФГОС ОВЗ
- Нормативная и правовая база получения образования детьми с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в образовательных организациях/ - 23 стр.
- Т.В. Фуряева / Инклюзивные подходы в образовании / — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 стр.
- М. Р. Битянова / Инклюзивное образование / – Москва, «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 стр.
- Е.В. Попова / Педагогика и психология инклюзивного образования учебно-практическое пособие / – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та,2016. – 149 стр.
- Д.З. Ахметова / Педагогика и психология инклюзивного образования / – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 255 стр.
- А.С. Сунцова / Теории и технологии инклюзивного образования / − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 стр.
- Видеоурок: Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в условиях реализации ФГОС
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / - 162 стр.