Курс повышения квалификации Современные подходы к преподаванию дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в условиях реализации ФГОС
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 830 pуб.
Первоначальный взнос 83 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 960 pуб.
Первоначальный взнос 96 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Современные подходы к преподаванию дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в условиях реализации ФГОС»


Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Курс повышения квалификации предоставляет возможность освоить дополнительные компетенции, необходимые для осуществления педагогической деятельности в вопросах воспитания основ духовно-нравственной культуры и воспитания личности гражданина России, а также компетенции, необходимые для осуществления воспитательной деятельности в современных условиях образовательной организации, изучить современные подходы к организации воспитательной деятельности.
Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования.
1. Проанализировать современные тенденции в развитии образования в Российской Федерации;
2. Изучить нормативно-правовую базу реализации предметной области ОДНКНР;
3. Проанализировать концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
4. Изучить особенности культуры народов России;
5. Изучить традиционные культуры в России;
6. Усовершенствовать навыки работы в рамках воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
7. Изучить особенности методического обеспечения реализации предметной области ОДНКНР в основной школе.
По окончании удаленного курса слушатели приобретут следующие знания и на практике смогут:
1. Проанализировать современные тенденции в развитии образования в Российской Федерации;
2. Изучить нормативно-правовую базу реализации предметной области ОДНКНР;
3. Проанализировать концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
4. Изучить особенности культуры народов России;
5. Изучить традиционные культуры в России;
6. Усовершенствовать навыки работы в рамках воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
7. Изучить особенности методического обеспечения реализации предметной области ОДНКНР в основной школе.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
-основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления;
-педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
-современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
-основы трудового законодательства;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 1 неделя.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области 7 2 4 1 Тест
2 Модуль 2. Традиционные религиозные культуры в России 6 1 4 1 Тест
3 Модуль 3. Культура народов России 6 1 4 1 Тест
4 Модуль 4. Теория и методика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России 7 2 4 1 Тест
5 Модуль 5. Методическое обеспечение реализации предметной области ОДНКНР в основной школе 8 2 5 1 Тест
6 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 36


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области 7 61ПА
2 Модуль 2. Традиционные религиозные культуры в России 6 51ПА
3 Модуль 3. Культура народов России 6 51ПА
4 Модуль 4. Теория и методика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России 7 51
+1ПА
5 Модуль 5. Методическое обеспечение реализации предметной области ОДНКНР в основной школе 8 43
+1ПА
6 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 36

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 6 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области
Нормативно-правовые основы педагогической деятельности. Образовательная политика и основные направления модернизации образования в Российской Федерации, характер инновационных процессов. Дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии. Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Права, обязанности и ответственность дошкольного образовательного учреждения. Формы получения образования, установление платы за присмотр и уход за детьми.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.



Модуль 2. Традиционные религиозные культуры в России
Принципы зарождения верований. Рассмотрение истории возникновения, времени появления в России и народов, исповедующих определенную религию. Изучение основных идей и характерных черт традиционных религий: христианства, ислама, буддизма и иудаизма. Понятие традиционных религий и религиозных организаций, их признаки, соотношение с категорией "государственная религия". Обоснование предложений по правовому закреплению данных формулировок, а также описание законопроектов соответствующей тематики.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 228 стр.



Модуль 3. Культура народов России
Национальные костюмы русского, татарского, украинского, башкирского, чувашского, чеченского и армянского народов. Национальная кухня народов, проживающих на территории России. Обзор национальных праздников: Пасха, Масленица, Сабантуй, Новруз, Курбан. Описание культурных традиций и быта народов России. Особенности празднования Масленицы, Пасхи, Троицы. Старинные обряды русской свадьбы, Крещения. Музыкальные инструменты, используемые в фольклоре. Характеристика и архитектура русской народной избы. Ценности и качество жизни народов православной и католической культуры.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 157 стр.



Модуль 4. Теория и методика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России
В модуле рассматриваются некоторые общие вопросы методики преподавания нового для начальной школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Дается характеристика учебно-методического комплекта из шести модулей, выпущенного в издательстве «Дрофа». УМК рассматривается с точки зрения его возможностей для реализации целей и задач курса, формирования у учащихся ряда ключевых компетенций, достижения личностно значимого результата образования. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы. Характеристика основных методические приемов при изучении религий. Общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры. Приемы работы с иллюстрациями.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.



Модуль 5. Методическое обеспечение реализации предметной области ОДНКНР в основной школе
Новая обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», имеющая в основе цивилизационный подход, послужит сохранению цивилизационной самоидентичности и сохранению культур народов России, будет способствовать развитию личностей учащихся на основе традиционных духовнонравственных ценностей. Данная предметная область должна способствовать интеграции содержания других предметных областей и воспитательной деятельности. В модуле подробно рассматриваются педагогические принципы реализации данной предметной области.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е. А. Антоненко / Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / - изд-во ООО «Учитель», 2018 г. - 76 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области
1. Законодательство России в области образования не включает в себя:
a) Закон Российской Федерации «Об образовании...»
б) Декларацию прав человека
в) Нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования
г) Конституцию РФ

2. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через... со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц:
a) 15 рабочих дней
б) 3 календарных дня
в) 7 рабочих дней
г) 30 календарных дней

3. К использованию в образовательном учреждении допускаются только учебники:
a) выбранные педагогом на личное усмотрение
б) утвержденные директором (руководителем) учебного заведения
в) рекомендованные муниципальным органом образования
г) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

4. Что представляет собой образовательный процесс:
a) изучение предметов гуманитарной направленности
б) обучение и общение с обучаемыми
в) целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом
г) совместное времяпрепровождение педагога и ученика

5. Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые провозгласила:
a) Всеобщая декларация прав ребенка
б) Конституция РФ
в) Конвенция ООН о правах ребенка
г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

6. Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на:
a) личную неприкосновенность
б) счастье
в) жизнь
г) свободу

7. Согласно Семейному кодексу РФ создание условий для получения ребенком среднего (полного) общего образования согласно возлагается на:
a) самого ребенка
б) муниципальные социальные службы
в) президента страны
г) родителей (законных представителей)

8. Назовите сроки проведения Аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводящийся в отношении педагогических работников:
a) ежегодно
б) один раз в пять лет
в) один раз на бессрочный период
г) один раз в 3 года



Перечень тестов. Модуль 2. Традиционные религиозные культуры в России
1. Жизненный путь Будды Шакьямуни принято делить на:
a) 3 периода
б) 5 периодов
в) 26 периодов
г) 12 периодов

2. На какой территории зародился ислам:
a) в Турции
б) в Японии
в) в Египте
г) на Аравийском полуострове, в районе Хиджаза

3. Золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыни — это:
a) Рабби
б) Малпа
в) Менора
г) Зогар

4. Появление буддизма связывают с именем:
a) Заратуcтры
б) Моше де Леоном
в) Махавиры Джины
г) Гаутамы Шакьямуни

5. Понятие дуккха в буддийской культуре означает:
a) путь
б) страдание
в) пресыщение
г) рождение

6. В каком году произошел раскол христианской церкви:
a) 1054
б) 988
в) 1486
г) 1213

7. Малая колесница в буддизме это:
a) Махаяна
б) Ваджраяна
в) Хинаяна
г) Шастра

8. Главой ФЕОР является:
a) Талгат Таджутдин
б) Дамба Аюшеев
в) Адольф Шаевич
г) Берл Лазар



Перечень тестов. Модуль 3. Культура народов России
1. Укажите официальное название нашего государства.
a) Россия.
б) Русь.
в) Российская Федерация.
г) Родина.

2. Что входит в понятие «духовный мир»?
a) предметы, среди которых живёт человек
б) природа
в) знания, которые накоплены человечеством
г) архитектурные шедевры

3. Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
a) душа
б) чувства
в) эмоции
г) характер

4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
a) поступки
б) традиции
в) воспитание
г) поведение

5. Сколько народов проживает на территории России?
a) более 50
б) более 100
в) более 1000
г) более 300

6. Что в древности обозначало слово «культура» ?
a) Всё, что вырастил человек.
б) Всё, что создал человек.
в) Всё, что приносит человеку пользу.
г) То, что не создано руками человека.

7. Что накапливает культура?
a) Знания
б) Правила поведения
в) Опыт жизни предшествующих поколений
г) Религиозные верования

8. Что является самым важным в культуре?
a) Ситуация поведения
б) Причины выбора поведения
в) Поведение человека
г) Знание законов



Перечень тестов. Модуль 4. Теория и методика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России
1. Согласно Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить
a) укрепление веры в Россию
б) готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию
в) принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций
г) готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам

2. Основные этапы учебной проектной деятельности:
a) выявление проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия
б) установление критериев оценки, планирование, реализация, контроль
в) выявление проблемы, планирование, критериальное оценивание
г) постановка целей и задач, формулировка ресурсных ограничений, реализация проекта, критериальное оценивание, коррекция

3. Какая манера поведения учителя с учениками противопоказана на уроке:
a) доверительная
б) демократическая
в) авторитарно-догматическая
г) творческая

4. Воспитание чувств, способных придать высший смысл делам, мыслям это:
a) патриотическое воспитание
б) социальное воспитание
в) духовное воспитание
г) воспитательный процесс

5. Прием «урок вдвоем» НЕ подразумевает, что:
a) в классе находится учитель с одним учеником
б) урок ведут учитель и ученик
в) урок ведут два ученика
г) урок ведут студент-практикант и ученик

6. К исследовательским проектам относятся:
a) проекты, позволяющие учащимся проявить свои творческие способности
б) проекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением какого-либо периода или эпохи, взятый из интернета
в) проекты, позволяющие создать какой-то культурный феномен, имеющий практическую ценность
г) проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений, принадлежащих одному художнику или стилю

7. Цели обучения (для чего учить), содержание обучения (чему учить), формы и методы обучения (как учить). Все это можно объединить понятием:
a) основа педагогической системы
б) педагогический процесс
в) категории педагогической науки


8. Метод овладения теоретическим учебным материалом:
a) восхваление
б) упражнение
в) объяснение
г) поощрение



Перечень тестов. Модуль 5. Методическое обеспечение реализации предметной области ОДНКНР в основной школе
1. Когда был введен школьный учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
a) 01 сентября 2015
б) 01 сентября 2014
в) 01 сентября 2016
г) 01 сентября 2018

2. Требования к результатам и условиям преподавания ОДНКНР в основной школе НЕ определяются:
a) ФГОС ООО
б) Примерной основной образовательной программой основного общего образования
в) Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


3. Какой(-ие) компонент(-ы) должен(-ы) отражаться в структуре рабочей программы внеурочной деятельности:
a) титульный лист
б) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
в) список литературы
г) все ответы верны

4. Педагоги-предметники и классные руководители вправе проводить уроки по предметной области ОДНКР в формате
a) социальных и учебных проектов
б) эвристических бесед
в) творческих мастерских
г) все ответы верны

5. Содержание внеурочной деятельности по предметной области ОДНКНР представлено системой:
a) факультативных курсов
б) спецкурсов
в) кружков, практической деятельностью духовно-нравственной направленности
г) все ответы верны

6. При реализации предметной области ОДНКНР в образовательном учреждении должны соблюдаться следующие условия:
a) педагоги должны быть готовы к реализации и проектированию предмета в контексте школьного образовательно-воспитательного процесса
б) наличие нормативно-правовой базы
в) материально-технические и организационно-педагогические возможности образовательного учреждения
г) все ответы верны

7. Мотивация обучающихся к изучению предметной области ОДНКНР обеспечивается через:
a) создание эмоционально-насыщенной образовательной среды
б) ролевой подход
в) создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов


8. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
a) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность
б) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России
в) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин других предметных областей
г) все ответы верны



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Укажите официальное название нашего государства.
a) Россия.
б) Русь.
в) Российская Федерация.
г) Родина.

2. Что входит в понятие «духовный мир»?
a) предметы, среди которых живёт человек
б) природа
в) знания, которые накоплены человечеством
г) архитектурные шедевры

3. Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
a) душа
б) чувства
в) эмоции
г) характер

4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
a) поступки
б) традиции
в) воспитание
г) поведение

5. Законодательство России в области образования не включает в себя:
a) Закон Российской Федерации «Об образовании...»
б) Декларацию прав человека
в) Нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования
г) Конституцию РФ

6. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через... со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц:
a) 15 рабочих дней
б) 3 календарных дня
в) 7 рабочих дней
г) 30 календарных дней

7. К использованию в образовательном учреждении допускаются только учебники:
a) выбранные педагогом на личное усмотрение
б) утвержденные директором (руководителем) учебного заведения
в) рекомендованные муниципальным органом образования
г) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

8. Что представляет собой образовательный процесс:
a) изучение предметов гуманитарной направленности
б) обучение и общение с обучаемыми
в) целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом
г) совместное времяпрепровождение педагога и ученика

9. Жизненный путь Будды Шакьямуни принято делить на:
a) 3 периода
б) 5 периодов
в) 26 периодов
г) 12 периодов

10. На какой территории зародился ислам:
a) в Турции
б) в Японии
в) в Египте
г) на Аравийском полуострове, в районе Хиджаза

11. Золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыни — это:
a) Рабби
б) Малпа
в) Менора
г) Зогар

12. Появление буддизма связывают с именем:
a) Заратуcтры
б) Моше де Леоном
в) Махавиры Джины
г) Гаутамы Шакьямуни

13. Согласно Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить
a) укрепление веры в Россию
б) готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию
в) принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций
г) готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам

14. Основные этапы учебной проектной деятельности:
a) выявление проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия
б) установление критериев оценки, планирование, реализация, контроль
в) выявление проблемы, планирование, критериальное оценивание
г) постановка целей и задач, формулировка ресурсных ограничений, реализация проекта, критериальное оценивание, коррекция

15. Какая манера поведения учителя с учениками противопоказана на уроке:
a) доверительная
б) демократическая
в) авторитарно-догматическая
г) творческая

16. Воспитание чувств, способных придать высший смысл делам, мыслям это:
a) патриотическое воспитание
б) социальное воспитание
в) духовное воспитание
г) воспитательный процесс

17. Когда был введен школьный учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
a) 01 сентября 2015
б) 01 сентября 2014
в) 01 сентября 2016
г) 01 сентября 2018

18. Требования к результатам и условиям преподавания ОДНКНР в основной школе НЕ определяются:
a) ФГОС ООО
б) Примерной основной образовательной программой основного общего образования
в) Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


19. Какой(-ие) компонент(-ы) должен(-ы) отражаться в структуре рабочей программы внеурочной деятельности:
a) титульный лист
б) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
в) список литературы
г) все ответы верны

20. Педагоги-предметники и классные руководители вправе проводить уроки по предметной области ОДНКР в формате
a) социальных и учебных проектов
б) эвристических бесед
в) творческих мастерских
г) все ответы верны



6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 157 стр.
- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 228 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Е. А. Антоненко / Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / - изд-во ООО «Учитель», 2018 г. - 76 стр.