88688 ПК - 36 часов. Преподавание учебной дисциплины «Основы православной культуры» в условиях реализации ФГОС Институт РОПКиП PO-920
Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
Записаться на курс

72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
Записаться на курс

108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
Записаться на курс

144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«22» ноября 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Преподавание учебной дисциплины «Основы православной культуры» в условиях реализации ФГОС»

Трудоемкость обучения по данной программе – 36 часов

Абакан 2024

1. Общие положения

Настоящая программа повышения квалификации «Преподавание учебной дисциплины «Основы православной культуры» в условиях реализации ФГОС» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 47.03.03 Религиоведение, Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 N 183.

Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

Разработчики:

- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель

2. Цель реализации программы повышения квалификации

Обучение педагогов методам преподавания учебной дисциплины "Основы православной культуры", адаптации их к новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и развитии компетенций в данной области.
Основные задачи программы включают в себя изучение теоретических аспектов православной культуры, разработку методик преподавания учебной дисциплины "Основы православной культуры" в соответствии с ФГОС, изучение различных форм проведения уроков и организации учебного процесса, а также повышение качества оценки знаний учеников в данной области.
Результатом программы должно стать повышение профессионального уровня педагогов и улучшение качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Педагоги должны также учитывать возрастные особенности учащихся при преподавании материала, формировать у них интерес к данной теме, развивать их духовный потенциал и наставлять на путь морального развития.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-организационно-управленческий;

-педагогический;

-научно-исследовательский;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) организационно-управленческий

обеспечивать эффективное взаимодействие в организационных и внеорганизационных контекстах, работать в международном контексте, вести деловую переписку.

2) педагогический

преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий) в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности;
общаться с обучающимися, вести с ними беседы, дискуссии по различным вопросам преподаваемого курса, общественной, политической и культурной жизни страны, вырабатывать, формулировать и аргументировать собственную позицию;
готовиться к очередным занятиям, осуществлять контроль за усвоением пройденного материала и оценивать знания обучающихся;
владеть навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса;
рационально организовать и спланировать свою педагогическую деятельность, применять полученные знания для формирования жизненной стратегии и решения производственных задач;

3) научно-исследовательский

владеть содержанием профессионального знания в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;
владеть содержанием профессионально-профилированного знания в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;
уметь с помощью электронных средств и библиотечных каталогов искать и находить нужную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сферах: реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительных профессиональных программ; научных исследований).

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;

организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе;

обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий;

каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах;

консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах;

осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.

01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Общепедагогическая функция. ОбучениеA/01.6-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельностьA/02.6-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельностьA/03.6-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.


Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сферах: реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительных профессиональных программ; научных исследований).
научно-исследовательскийвладеть содержанием профессионального знания в области религиоведения и религиоведческих дисциплин; владеть содержанием профессионально-профилированного знания в области религиоведения и религиоведческих дисциплин; уметь с помощью электронных средств и библиотечных каталогов искать и находить нужную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин;-обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;.
- организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе;.
- обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий;.
- каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах;.
- консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах;.
- осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.
педагогическийпреподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий) в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности; общаться с обучающимися, вести с ними беседы, дискуссии по различным вопросам преподаваемого курса, общественной, политической и культурной жизни страны, вырабатывать, формулировать и аргументировать собственную позицию; готовиться к очередным занятиям, осуществлять контроль за усвоением пройденного материала и оценивать знания обучающихся; владеть навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса; рационально организовать и спланировать свою педагогическую деятельность, применять полученные знания для формирования жизненной стратегии и решения производственных задач;-обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;.
- организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе;.
- обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий;.
- каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах;.
- консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах;.
- осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.
организационно-управленческийобеспечивать эффективное взаимодействие в организационных и внеорганизационных контекстах, работать в международном контексте, вести деловую переписку.-обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;.
- организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе;.
- обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий;.
- каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах;.
- консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах;.
- осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Высшее - бакалавриат

2) Высшее - специалитет

3) Высшее - магистратура

4) Высшее - аспирантура, ординатура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и
наименование компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской
работе с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
- принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь:
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть:
- подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Методологические и педагогические компетенции
Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведенияПроводит сравнительный анализ православной традиции с инославными конфессиями, авраамическими религиями и другими религиозными верованиями.Знать:
- религиоведческие особенности инославных христианских конфессий.
Уметь:
- выявлять сходства и различия вероучений инославных конфессий с православным вероучением.
Владеть:
- навыками сравнительного анализа в области религиоведения.
Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельностиЗнание ключевых персоналий из области социологии религии и их вклада в осмысление природы и закономерностей религиозных явлений и процессов.
Умение использовать концепции и методы социологии религии в научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой деятельности.
Навык анализа методологической и концептуальной специфики социологии религии
Знать:
- концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.
Уметь:
- использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.
Владеть:
- навыком анализа методологической и концептуальной специфики социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий) в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности; общаться с обучающимися, вести с ними беседы, дискуссии по различным вопросам преподаваемого курса, общественной, политической и культурной жизни страны, вырабатывать, формулировать и аргументировать собственную позицию; готовиться к очередным занятиям, осуществлять контроль за усвоением пройденного материала и оценивать знания обучающихся; владеть навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса; рационально организовать и спланировать свою педагогическую деятельность, применять полученные знания для формирования жизненной стратегии и решения производственных задач;
Объект или область знания: обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе; обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий; каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах; консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах; осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.
ПК-1 Способен проводить религиоведческое исследование по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы под руководством научного руководителяСобирает, обрабатывает, анализирует и обобщает информацию.
Определяет методологию и составляет план религиоведческого исследования исходя из специфики предмета и объекта исследования.
Реализует отдельные пункты плана исследования, представляет результаты своей работы и определяет перспективы их применения.
Знать:
Информацию необходимой темы, объект и предмет исследования, перспективы результата работы религиоведческого исследования.
Уметь:
Определять методологию и составляет план религиоведческого исследования, результаты своей работы.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-4 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религийВладеть навыками адаптации знаний в области истории религии к преподаванию философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях.Знать:
основные этапы исторической эволюции религиозных представлений, их содержание, формы и институты.
Уметь:
применять историко-религиоведческие знания в процессе изучения социальных и гуманитарных дисциплин; проводить генетический и сравнительный анализ различных религиозных комплексов и точек зрения на актуальные проблемы истории религии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-3 Способен осуществлять редактирование текстов профессионального характераВладеть навыками адаптации знаний в области философии религии к преподаванию философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях.Знать:
теоретико-методологические особенности философии религии и особенности философских взглядов отдельных авторов по религиозным проблемам.
Уметь:
дидактически организовывать познавательную деятельность, исходя из задач преподавания философии религии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

6.1 Оценка качества освоения Программы

Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.

Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.

Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.

Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.

Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.

При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).

Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.

На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.

В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.

Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).

При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.

6.2 Оценочные материалы

Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.

Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 36 часов.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор. Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
Нормативно-правовая основа изучения предметной области 6.0 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Культура и религия. Основы православного вероучения 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Христианское учение о Церкви 4.0 2.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Культура и искусство Православия 5.0 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Христианская этика 6.0 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 0
Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности 9.0 5.0 0.0 0.0 0.0 4.0 0
Итоговая аттестация 1.0 0 0 0 0 0 0
Итого 36 21 0 0 0 14 0

8.6. Сводные данные по бюджету времени

Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самостоятельную работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
6/36 0 6/36 36 21 0.0 14.0 1.0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 1 неделя.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование
разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)
Нормативно-правовая основа изучения предметной области 6.0 6
Культура и религия. Основы православного вероучения 5.0 5.0
Христианское учение о Церкви 4.0 13
Культура и искусство Православия 5.0 32
Христианская этика 6.0 42
Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности 9.0 45
Итоговая аттестация 1.0 1
Итого 36 1 Неделя (36 часов, 6 часов в день)

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Преподавание учебной дисциплины «Основы православной культуры» в условиях реализации ФГОС»

10.1. Цель дисциплины заключается в обучении педагогов методам и подходам преподавания учебной дисциплины "Основы православной культуры", а также развитии компетенций, необходимых для успешной реализации этой дисциплины в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и концепций ФГОС в части дисциплины "Основы православной культуры".
- Ознакомление с целями, задачами и содержанием дисциплины "Основы православной культуры" в рамках ФГОС.
- Изучение основ православной культуры, истории, религиозных традиций и обрядов.
- Разработка программы изучения дисциплины "Основы православной культуры" с учетом требований ФГОС и индивидуальных особенностей учащихся.
- Овладение навыками планирования и проведения уроков, занятий и практических занятий по дисциплине "Основы православной культуры".
- Изучение методов формирования у учащихся знаний о православной культуре, развития нравственных ценностей и толерантности.
- Развитие навыков работы с различными возрастными группами учащихся и учет их индивидуальных особенностей и потребностей.
- Практическое применение полученных знаний и навыков в организации и проведении уроков и практических занятий по дисциплине "Основы православной культуры".
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Универсальные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограниченийЗнает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы.
Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности.
Знать:
виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач;
основные методы оценки разных способов решения задач;
действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Уметь:
проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения;
анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов;
использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Владеть:
методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задачЗнает принципы сбора, отбора и обобщения информации.
Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности.
Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов.
Знать:
методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;
метод системного анализа
Уметь:
применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Владеть:
методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач

Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Общепрофессиональные компетенции
Код и наименование
компетенции
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Информационная культура
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасностиЗнает принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности.
Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Имеет навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской
работе с учетом требований информационной безопасности.
Знать:
- принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Уметь:
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Владеть:
- подготовкой обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научноисследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Методологические и педагогические компетенции
Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведенияПроводит сравнительный анализ православной традиции с инославными конфессиями, авраамическими религиями и другими религиозными верованиями.Знать:
- религиоведческие особенности инославных христианских конфессий.
Уметь:
- выявлять сходства и различия вероучений инославных конфессий с православным вероучением.
Владеть:
- навыками сравнительного анализа в области религиоведения.
Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельностиЗнание ключевых персоналий из области социологии религии и их вклада в осмысление природы и закономерностей религиозных явлений и процессов.
Умение использовать концепции и методы социологии религии в научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой деятельности.
Навык анализа методологической и концептуальной специфики социологии религии
Знать:
- концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.
Уметь:
- использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.
Владеть:
- навыком анализа методологической и концептуальной специфики социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции (ПК)
Наименование индикатора
достижения компетенции
Результаты обучения Основание
(профстандарт,
анализ опыта)
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический
Задача профессиональной деятельности: преподавать курс обществознания, а также отдельные дисциплины религиоведческого знания (историю религий, основы истории мировых религий) в общеобразовательных организациях, логично и последовательно представлять освоенное знание в ходе лекции, урока, других форм педагогической деятельности; общаться с обучающимися, вести с ними беседы, дискуссии по различным вопросам преподаваемого курса, общественной, политической и культурной жизни страны, вырабатывать, формулировать и аргументировать собственную позицию; готовиться к очередным занятиям, осуществлять контроль за усвоением пройденного материала и оценивать знания обучающихся; владеть навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса; рационально организовать и спланировать свою педагогическую деятельность, применять полученные знания для формирования жизненной стратегии и решения производственных задач;
Объект или область знания: обучение в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе; обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий; каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах; консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в издательствах; осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.
ПК-1 Способен проводить религиоведческое исследование по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы под руководством научного руководителяСобирает, обрабатывает, анализирует и обобщает информацию.
Определяет методологию и составляет план религиоведческого исследования исходя из специфики предмета и объекта исследования.
Реализует отдельные пункты плана исследования, представляет результаты своей работы и определяет перспективы их применения.
Знать:
Информацию необходимой темы, объект и предмет исследования, перспективы результата работы религиоведческого исследования.
Уметь:
Определять методологию и составляет план религиоведческого исследования, результаты своей работы.
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
ПК-4 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религийВладеть навыками адаптации знаний в области истории религии к преподаванию философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях.Знать:
основные этапы исторической эволюции религиозных представлений, их содержание, формы и институты.
Уметь:
применять историко-религиоведческие знания в процессе изучения социальных и гуманитарных дисциплин; проводить генетический и сравнительный анализ различных религиозных комплексов и точек зрения на актуальные проблемы истории религии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПК-3 Способен осуществлять редактирование текстов профессионального характераВладеть навыками адаптации знаний в области философии религии к преподаванию философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях.Знать:
теоретико-методологические особенности философии религии и особенности философских взглядов отдельных авторов по религиозным проблемам.
Уметь:
дидактически организовывать познавательную деятельность, исходя из задач преподавания философии религии.
01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 35.0 часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 21
лекции (Л) 21.0
практические занятия (ПЗ) 0.0
семинары (С) 0.0
лабораторные работы (ЛР) 0.0
Самостоятельная работа (СР, всего), 14.0
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость 35.0
10.4. Содержание учебной дисциплины

10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела
1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области Общие положения
Особенности преподавания основ изучения определённой предметной области.
Действующие учебно-методические комплексы, обеспечивающие преподавания основ изучения предметной области.
Рекомендации по реализации образовательных программ.
Освоение обучающимися ФГОС.
Содержание и планируемые результаты в соответствии с ФГОС.
2. Культура и религия. Основы православного вероучения Раскол христианства на два направления - православие и католицизм.
Никео-Цареградский символ веры - основа православного вероучения.
Таинства православия, иконопочитание и поклонение кресту, православное богослужение.
Главные православные праздники.
Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора.
Значение принятия христианства для отечественной культуры.
Культ святых в русской культуре.
Взаимодействие православия и культуры.
3. Христианское учение о Церкви Источники вероучения Новозаветной Церкви.
Священное Предание и канон святых книг.
Краткое изложение церковного учения в символах.
Характеристика некоторых догмат, раскрывавшихся Святой Церковью.
Исследование веры о призывании и почитании святых.
Канон священных книг Нового Завета.
Учение о Единстве Божием.
Догмат о Святой Троице.
Догмат о Лице Иисуса Христа.
Учение о призывании и почитании святых.
Почитание мучеников и их останков в 2 и 3 веках как факт распространенности учения о почитании святых.
4. Культура и искусство Православия История появления православия.
Влияние принятия христианства на культуру.
Виды христианства, их содержание и сравнительный анализ.
Становление культурного наследия в процессе развития православия.
Взаимоотношение государства и церкви в истории России.
Христианская культура.
Виды искусств, которое объединяет в себя православие.
5. Христианская этика Священное Писание Ветхого и Нового Заветов как важнейшие источники Нравственного богословия.
Христоцентричность морали Нового Завета.
Отличие христианской этики от других этических систем.
Характеристика периодов формирования христианской этики.
Естественный нравственный закон.
Христианская этика и естественная этика.
Этика нового завета.
История нравственного богословия.
Три периода христианской этики: патристический, поздневизантийский, современный.
Христианская этика, нравственное богословие.
6. Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности Приоритет земных интересов над нравственными и религиозными ценностями.
Изучение проблем духовно-нравственного воспитания в педагогической науке.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе.
Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения.
Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.
Методы и средства формирования бережного отношения к культурному наследию народов Российской Федерации, людям, традициям и природному окружению своей местности в современной школе.

10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
1 Нормативно-правовая основа изучения предметной области 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 6.0
2 Культура и религия. Основы православного вероучения 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
3 Христианское учение о Церкви 2.0 0.0 0.0 0.0 2.0 4.0
4 Культура и искусство Православия 3.0 0.0 0.0 0.0 2.0 5.0
5 Христианская этика 4.0 0.0 0.0 0.0 2.0 6.0
6 Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности 5.0 0.0 0.0 0.0 4.0 9.0
10.5. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.6. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.7. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / авт.-сост. С.Г. Григорьева, А.А. Хафизова. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 96 с.

-Г.А. Обернихина / Основы православной культуры / - 289 стр.

-Полетаева, Т. А.  Православная культура. История и традиции. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Т. А. Полетаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 356 с. 

-Нефедов, Геннадий, протоиерей. Основы христианской нравственности. — М.: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2008. — 288 с.

-Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви: учебное пособие / под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. — М.: Издательский дом «Познание», 2020. — 384 с.

-Прот. Фома Хопко Основы православия / 1989. - 254 с.

б) дополнительная литература:

- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 157 стр.

- В. А. Цыпин / История Русской Православной Церкви — Москва, 2017 г. — 257 стр.

- Шохин В.К. / Теология Введение в богословские дисциплины /М.: ИФРАН, 2002 г. - 122 стр.

- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 228 стр.

- И. Волоколамский / Основы православного вероучения / - Издательский дом «Познание», 2020 г. — 217 стр.

- И.А. ИЛЬИН / Основы христианской культуры, печатается по благословению Преосвященного МАРКА. / - Изд. Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене © Н. Полторацкий 1990 г - 56 стр.

- Е. В. Иванова / История и теория религии / — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 228 стр.

- Е. А. Антоненко / Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / - изд-во ООО «Учитель», 2018 г. - 76 стр.

- С.И. Самсонов / Методические рекомендации по преподаванию предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / ГАУ ДПО «СОИРО» 2018 г. - 13 стр.

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / - 162 стр.

- Основы православия / - 199 стр.

- ФГОС ООО / Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" / - 89 стр.

- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

- Г.А. Обернихина / Основы православной культуры / - 289 стр.

- Видеоурок: Обучение по обновлённым ФГОС 2022 года

- Христианская этика Л.Н. Толстого / Е.Д. Мелешко ; Ин-т философии РАН. - М. : Наука, 2006. - 309 с

- Прот. Фома Хопко Основы православия / 1989. - 254 с.

в) программное обеспечение:

не требуется.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.

Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

10.11. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Ипакои - это:

a) краткое изменяемое песнопение

б) особая песнь, прославляющая праздник святого или события

в) особое песнопение на утрене, содержание которого по большей части заимствовано из Евангелия

г) текст, следовавший за кафизмой

2. Антиминс - это:

a) святая чаша, в которую вливается вино с водою

б) блюдо на подставке для причастного хлеба

в) ящичек в виде небольшой церковки

г) четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей

3. К Великим не двунадесятым праздникам относится:

a) Преображение

б) Рождество Богородицы

в) Покров Пресвятой Богородицы

г) Вознесение

4. Автор «Слова о Законе и Благодати»:

a) Епископ Туровский Кирилл

б) Митрополит Макарий

в) Митрополит Киевский Илларион

г) Владимир Мономах

5. Цвет символ Духа Святого:

a) зеленый

б) черный

в) пурпурный

г) красный

6. Постный термин Скромное означает:

a) употребление пищи тайком

б) недозволенное в пост

в) вкушение скоромной пищи по окончании поста

г) употребление растительной пищи без её тепловой обработки

7. Молитвой называется:

a) чтение Священного Писания

б) благоговейнейшее обращение ума и сердца к Богу, Богородице. Ангелам, Святым

в) православный заговор

8. В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме:

a) произвольный порядок

б) местный, пророческий, деисусный

в) местный, праздничный, деисусный. пророческий, праотеческий

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.