Курс повышения квалификации Преподавание учебной дисциплины «Основы православной культуры» в условиях реализации ФГОС
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 830 pуб.
Первоначальный взнос 83 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 960 pуб.
Первоначальный взнос 96 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Преподавание учебной дисциплины «Основы православной культуры» в условиях реализации ФГОС»


Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса по предмету "Основы православной культуры" в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Развитие уровня профессиональных компетенций обучающихся в применении ЗУНов в рамках осуществления обучающих программ согласно рекомендациям образовательных стандартов;
Рост уровня профессиональных знаний преподавателей в сфере обучения духовным нравственным образовательным предметам;
Усвоение учащимися теоретических сведений, а также развитие ЗУНов по обучению базовым принципам культуры православия. 1. Систематизация сведений, определений и понятий о культуре и морали духовности у учащихся;
2. Ознакомление учащихся с базовыми принципами культуры православия;
3. Развитие у учащихся ценностных смысловых мировоззренческих представлений, которые обеспечивают системное восприятие отечественных исторических и культурных характеристик в ходе обучения гуманитарным образовательным дисциплинам.
По итогам овладения материалами образовательной программы отучившиеся получат:знания: - о правовых принципах осуществления духовного и нравственного обучения;- о методике преподавания образовательной программы ОПК;- о разнообразных таинствах и традициях православия, видов этических норм христианина;- о важнейших ступенях формирования и хронологии основных событий исторического развития Христианства;- о базовых принципах исторического и культурного становления православия. Умения: - объективным образом давать оценку сведениям, которые содержатся в образовательных источниках; - приспосабливать под текущие нужды и использовать полученные знания для решения современных задач в области осуществления профессиональной практики, особенным образом – в деятельности преподавателя;- использовать учебное методологическое оснащение и дидактику в целях осуществления предметной сферы образовательной программы; навыки: - системная деятельность на практике в сторону духовного и нравственного формирования личности обучающихся; - осуществление образовательного процесса. 



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 47.03.03 Религиоведение.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:

научно-исследовательская деятельность:
-способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике (ПК-1);
-способностью осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику (ПК-2);

педагогическая деятельность:
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области философии религии (ПК-3);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий (ПК-4);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области социологии религии (ПК-5);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области психологии религии (ПК-6);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области феноменологии религии (ПК-7);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области антропологии религии (ПК-8);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории философии (ПК-9);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области свободы совести и государственно-конфессиональных отношений (ПК-10);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области новых религиозных движений (ПК-11);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области иностранного языка (чтение текстов) (ПК-12);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры (ПК-13);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области педагогики и психологии (ПК-14);
-способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в образовательных организациях базовыми знаниями в области методики преподавания религиоведческих дисциплин в системе общеобразовательного и профессионального образований (ПК-15);
-способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию (ПК-16);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции философии религии (ПК-17);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий (ПК-18);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции социологии религии (ПК-19);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции психологии религии (ПК-20);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии (ПК-21);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции антропологии религии (ПК-22);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории философии (ПК-23);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции свободы совести и государственно-конфессиональных отношений (ПК-24);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движениях (ПК-25);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знания иностранного языка (чтение текстов) (ПК-26);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры (ПК-27);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции педагогики и психологии (ПК-28);
-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции методики преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (ПК-29);
-способностью самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу (ПК-30);

организационно-управленческая деятельность:
-способностью применять базовые знания в области экономики, экономических учений и социального управления (ПК-31);
-владением навыками осуществления управленческой деятельности в малой группе (ПК-32);
-владением навыками проведения общественной информационной и консультационной работы, в том числе проведения экскурсий в музеях, олимпиад в общеобразовательных организациях, книжных и музейных выставок (ПК-33);
-способностью организовывать и выполнять книжные, журнальные, словарные и энциклопедические проекты, деятельность авторских коллективов (ПК-34).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 2 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области 12 3 8 1 Тест
2 Модуль 2. Культура и религия. Основы православного вероучения. 12 3 8 1 Тест
3 Модуль 3. Христианское учение о Церкви. 11 3 7 1 Тест
4 Модуль 4. Культура и искусство Православия. 12 3 8 1 Тест
5 Модуль 5.Христианская этика. 12 3 8 1 Тест
6 Модуль 6. Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности. 11 3 7 1 Тест
7 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 72


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (30 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области 12 65
+1ПА
2 Модуль 2. Культура и религия. Основы православного вероучения. 12 65
+1ПА
3 Модуль 3. Христианское учение о Церкви. 11 64
+1ПА
4 Модуль 4. Культура и искусство Православия. 12 164
+1ПА
5 Модуль 5.Христианская этика. 12 164
+1ПА
6 Модуль 6. Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности. 11 163
+1ПА
7 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 72

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 12 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области
Нормативно-правовые основы педагогической деятельности. Образовательная политика и основные направления модернизации образования в Российской Федерации, характер инновационных процессов. Дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии. Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Права, обязанности и ответственность дошкольного образовательного учреждения. Формы получения образования, установление платы за присмотр и уход за детьми.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- ФГОС ООО / Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" / - 89 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.



Модуль 2. Культура и религия. Основы православного вероучения.
Раскол христианства на два направления - православие и католицизм. Никео-Цареградский символ веры - основа православного вероучения. Таинства православия, иконопочитание и поклонение кресту, православное богослужение. Главные православные праздники. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора. Значение принятия христианства для отечественной культуры. Никео-Цареградский символ веры как основа православного вероучения. Культ святых в русской культуре. Взаимодействие православия и культуры.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 228 стр.



Модуль 3. Христианское учение о Церкви.
Источники вероучения Новозаветной Церкви. Священное Предание и канон святых книг. Краткое изложение церковного учения в символах. Характеристика некоторых догмат, раскрывавшихся Святой Церковью. Исследование веры о призывании и почитании святых. Канон священных книг Нового Завета. Учение о Единстве Божием. Догмат о Святой Троице. Догмат о Лице Иисуса Христа. Учение о призывании и почитании святых. Почитание мучеников и их останков в 2 и 3 веках как факт распространенности учения о почитании святых.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 157 стр.



Модуль 4. Культура и искусство Православия.
Становление культурного наследия в процессе развития самосознания нации. Влияние принятия христианства на культуру. Анализ своеобразия восточного христианства. Взаимоотношения государства и церкви в истории России. Исследование святостей древней Руси. Творческая деятельность человека до грехопадения. Следствие грехопадения и творческий дар в человеке. Язык как средство культурного обмена. Вавилонская башня. Христианская культура. Опыт прочтения "Мастер и Маргарита". Атеистическое мировоззрение.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.



Модуль 5.Христианская этика.
Священное Писание Ветхого и Нового Заветов как важнейшие источники Нравственного богословия. Христоцентричность морали Нового Завета. Отличие христианской этики от других этических систем. Характеристика периодов формирования христианской этики. Естественный нравственный закон. Христианская этика и естественная этика. Этика нового завета. История нравственного богословия. Три периода христианской этики: патристический, поздневизантийский, современный. Христианская этика, нравственное богословие.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е. А. Антоненко / Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / - изд-во ООО «Учитель», 2018 г. - 76 стр.



Модуль 6. Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности.
Приоритет земных интересов над нравственными и религиозными ценностями. Изучение проблем духовно-нравственного воспитания в педагогической науке. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания. Принципы духовно-нравственного воспитания. Методы и средства духовно-нравственного воспитания в современной школе. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности. Методы и средства формирования бережного отношения к культурному наследию народов Российской Федерации, людям, традициям и природному окружению своей местности в современной школе.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Шохин В.К. / Теология Введение в богословские дисциплины /М.: ИФРАН, 2002 г. - 122 стр.





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовая основа изучения предметной области
1. Законодательство России в области образования не включает в себя:
a) Закон Российской Федерации «Об образовании...»
б) Декларацию прав человека
в) Нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования
г) Конституцию РФ

2. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через... со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц:
a) 15 рабочих дней
б) 3 календарных дня
в) 7 рабочих дней
г) 30 календарных дней

3. К использованию в образовательном учреждении допускаются только учебники:
a) выбранные педагогом на личное усмотрение
б) утвержденные директором (руководителем) учебного заведения
в) рекомендованные муниципальным органом образования
г) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

4. Что представляет собой образовательный процесс:
a) изучение предметов гуманитарной направленности
б) обучение и общение с обучаемыми
в) целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом
г) совместное времяпрепровождение педагога и ученика

5. Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые провозгласила:
a) Всеобщая декларация прав ребенка
б) Конституция РФ
в) Конвенция ООН о правах ребенка
г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

6. Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на:
a) личную неприкосновенность
б) счастье
в) жизнь
г) свободу

7. Согласно Семейному кодексу РФ создание условий для получения ребенком среднего (полного) общего образования согласно возлагается на:
a) самого ребенка
б) муниципальные социальные службы
в) президента страны
г) родителей (законных представителей)

8. Назовите сроки проведения Аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводящийся в отношении педагогических работников:
a) ежегодно
б) один раз в пять лет
в) один раз на бессрочный период
г) один раз в 3 года



Перечень тестов. Модуль 2. Культура и религия. Основы православного вероучения.
1. Божественная и человеческая природы в Иисусе Христе соединены нераздельно и:
a) ипостасно
б) эмоционально
в) неслитно
г) духовно

2. Геннадиевская Библия составлена в:
a) 1256
б) 1578
в) 1604
г) 1499

3. Изгнание Адама и Евы из рая, было потому что они:
a) вкусили магический плод
б) познали добро и зло
в) стремились спрятаться от Бога
г) совершили плотский грех

4. Завет - это:
a) сказания о подвигах праведника
б) религиозные гимны
в) клятвенное обещание
г) священный союз между равными людьми, либо между Богом и людьми

5. Религия происходит от латинского religio, означающего:
a) обсуждение
б) благочестие
в) откровение
г) поклонение

6. Книги Нового Завета датируются:
a) VII до н.э
б) III до н.э
в) V век н.э
г) I век н.э

7. Мир сотворен:
a) Богом из совечной Ему материи
б) Богом из ничего
в) В результате саморазвития Божией Сущности


8. Логос, упоминаемый в первой главе Евангелия от Иоанна - это:
a) Божественное свойство
б) Пресвятая Богородица
в) Сын
г) Святой Дух



Перечень тестов. Модуль 3. Христианское учение о Церкви.
1. Секта это:
a) понятие в буддизме
б) ограниченная группа верующих, жестко требующая признания правоты своего вероучения
в) признак культуры
г) разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням

2. Деятельность первых христианских апологетов начинается:
a) VII в н.э
б) II в н.э
в) V в н.э
г) IV до н.э

3. Окончательно Никейский символ веры был принят:
a) 617 г
б) 401 г
в) 551 г
г) 381 г

4. Литургия в переводе с греческого языка означает:
a) свет
б) таинство Крещения
в) благая весть
г) совместное дело

5. Таинство Евхаристии являет собой:
a) изображение Тайной Вечери
б) воспоминание Тайной Вечери
в) повторение Тайной Вечери


6. Кто первым из русских самодержцев позволил официально назвать себя главой Церкви:
a) Павел 1
б) Александр 1
в) Николай 1
г) Александр 3

7. Основоположник отшельнического монашеской формы движения:
a) Пахомий Великий
б) Семион Столпник
в) Святой Антоний Великий


8. Кто первый из киевских князей принял христианство:
a) Аскольд и Дир
б) Ольга и Святослав
в) Олег и Игорь




Перечень тестов. Модуль 4. Культура и искусство Православия.
1. Ипакои - это:
a) краткое изменяемое песнопение
б) особая песнь, прославляющая праздник святого или события
в) особое песнопение на утрене, содержание которого по большей части заимствовано из Евангелия
г) текст, следовавший за кафизмой

2. Антиминс - это:
a) святая чаша, в которую вливается вино с водою
б) блюдо на подставке для причастного хлеба
в) ящичек в виде небольшой церковки
г) четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей

3. К Великим не двунадесятым праздникам относится:
a) Преображение
б) Рождество Богородицы
в) Покров Пресвятой Богородицы
г) Вознесение

4. Автор «Слова о Законе и Благодати»:
a) Епископ Туровский Кирилл
б) Митрополит Макарий
в) Митрополит Киевский Илларион
г) Владимир Мономах

5. Цвет символ Духа Святого:
a) зеленый
б) черный
в) пурпурный
г) красный

6. Постный термин Скромное означает:
a) употребление пищи тайком
б) недозволенное в пост
в) вкушение скоромной пищи по окончании поста
г) употребление растительной пищи без её тепловой обработки

7. Молитвой называется:
a) чтение Священного Писания
б) благоговейнейшее обращение ума и сердца к Богу, Богородице. Ангелам, Святым
в) православный заговор


8. В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме:
a) произвольный порядок
б) местный, пророческий, деисусный
в) местный, праздничный, деисусный. пророческий, праотеческий




Перечень тестов. Модуль 5.Христианская этика.
1. В крещении страстотерпцы Борис и Глеб получили имена
a) Роман и Давид
б) Михаил и Константин
в) Роман и Павел
г) Петр и Давид

2. Ключевым понятием в христианской этике является:
a) Правда
б) Надежда
в) Любовь
г) Честность

3. О чем идет речь в заповеди «Блаженны алчущие и жаждущие правды»:
a) скорбящих по поводу усопших
б) стремлении жить по правде
в) о необходимости избегать конфликты
г) непротивлении злу силой

4. Всякий грех начинается с:
a) нехорошей мысли
б) неправильного поступка
в) нарушения заповеди


5. В каком лике прославлен Николай II и его семья:
a) Чудотворцы
б) Исповедники
в) Страстотерпцы
г) Блаженные

6. Совесть - это:
a) способность человеческой души различать добро и зло
б) самооценка
в) исполнение человеком Божественной воли, ведущей его к духовному совершенству
г) инстинкт

7. Лик святых, прославляемых Церковью за открытое изъявление своей веры во время гонений
a) Исповедники
б) Благоверные
в) Бессребреники
г) Столпники

8. Какая из Заповедей Моисея повелевает уважать и заботиться о родителях:
a) 7
б) 6
в) 3
г) 5



Перечень тестов. Модуль 6. Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности.
1. Укажите официальное название нашего государства.
a) Россия.
б) Русь.
в) Российская Федерация.
г) Родина.

2. Что входит в понятие «духовный мир»?
a) предметы, среди которых живёт человек
б) природа
в) знания, которые накоплены человечеством
г) архитектурные шедевры

3. Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
a) душа
б) чувства
в) эмоции
г) характер

4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
a) поступки
б) традиции
в) воспитание
г) поведение

5. Сколько народов проживает на территории России?
a) более 50
б) более 100
в) более 1000
г) более 300

6. Что в древности обозначало слово «культура» ?
a) Всё, что вырастил человек.
б) Всё, что создал человек.
в) Всё, что приносит человеку пользу.
г) То, что не создано руками человека.

7. Что накапливает культура?
a) Знания
б) Правила поведения
в) Опыт жизни предшествующих поколений
г) Религиозные верования

8. Что является самым важным в культуре?
a) Ситуация поведения
б) Причины выбора поведения
в) Поведение человека
г) Знание законов



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Укажите официальное название нашего государства.
a) Россия.
б) Русь.
в) Российская Федерация.
г) Родина.

2. Что входит в понятие «духовный мир»?
a) предметы, среди которых живёт человек
б) природа
в) знания, которые накоплены человечеством
г) архитектурные шедевры

3. Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
a) душа
б) чувства
в) эмоции
г) характер

4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
a) поступки
б) традиции
в) воспитание
г) поведение

5. Законодательство России в области образования не включает в себя:
a) Закон Российской Федерации «Об образовании...»
б) Декларацию прав человека
в) Нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования
г) Конституцию РФ

6. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через... со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц:
a) 15 рабочих дней
б) 3 календарных дня
в) 7 рабочих дней
г) 30 календарных дней

7. К использованию в образовательном учреждении допускаются только учебники:
a) выбранные педагогом на личное усмотрение
б) утвержденные директором (руководителем) учебного заведения
в) рекомендованные муниципальным органом образования
г) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

8. Что представляет собой образовательный процесс:
a) изучение предметов гуманитарной направленности
б) обучение и общение с обучаемыми
в) целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом
г) совместное времяпрепровождение педагога и ученика

9. Ипакои - это:
a) краткое изменяемое песнопение
б) особая песнь, прославляющая праздник святого или события
в) особое песнопение на утрене, содержание которого по большей части заимствовано из Евангелия
г) текст, следовавший за кафизмой

10. Антиминс - это:
a) святая чаша, в которую вливается вино с водою
б) блюдо на подставке для причастного хлеба
в) ящичек в виде небольшой церковки
г) четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей

11. К Великим не двунадесятым праздникам относится:
a) Преображение
б) Рождество Богородицы
в) Покров Пресвятой Богородицы
г) Вознесение

12. Автор «Слова о Законе и Благодати»:
a) Епископ Туровский Кирилл
б) Митрополит Макарий
в) Митрополит Киевский Илларион
г) Владимир Мономах

13. В крещении страстотерпцы Борис и Глеб получили имена
a) Роман и Давид
б) Михаил и Константин
в) Роман и Павел
г) Петр и Давид

14. Ключевым понятием в христианской этике является:
a) Правда
б) Надежда
в) Любовь
г) Честность

15. О чем идет речь в заповеди «Блаженны алчущие и жаждущие правды»:
a) скорбящих по поводу усопших
б) стремлении жить по правде
в) о необходимости избегать конфликты
г) непротивлении злу силой

16. Всякий грех начинается с:
a) нехорошей мысли
б) неправильного поступка
в) нарушения заповеди




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2013 г. – 157 стр.
- А.А. Царевский / Православие, как единая в мире истинная и спасающая религия / - Казань : типо-лит. Ун-та, 1894. - 49 стр.
- Шохин В.К. / Теология Введение в богословские дисциплины /М.: ИФРАН, 2002 г. - 122 стр.
- Е. В. Иванова / История и теория религии: учебное пособие / Изд-во Урал. ун-та, 2019 г. — 228 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Е. А. Антоненко / Преподавание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / - изд-во ООО «Учитель», 2018 г. - 76 стр.
- ФГОС ООО / Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" / - 89 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.