Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 970pуб.
Первоначальный взнос 97 pуб.
|
Записаться на курс |
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 1490pуб.
Первоначальный взнос 149 pуб.
|
Записаться на курс |
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1750pуб.
Первоначальный взнос 175 pуб.
|
Записаться на курс |
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1920pуб.
Первоначальный взнос 192 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«22» ноября 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Современные подходы к организации учебной деятельности и методикам преподавания учебной дисциплины «Химия» в основной и средней школе с учетом требований ФГОС нового поколения»
Трудоемкость обучения по данной программе – 72 часа
Абакан 2024
Содержание
2. Цель реализации программы повышения квалификации
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
1. Общие положения
Настоящая программа повышения квалификации «Современные подходы к организации учебной деятельности и методикам преподавания учебной дисциплины «Химия» в основной и средней школе с учетом требований ФГОС нового поколения» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 04.03.01 Химия, Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 210, Приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 N 671.
Программа сформирована с учётом видов профессиональной деятельности, трудовых функций и уровней квалификации, установленных в профессиональных стандартах:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
2. Цель реализации программы повышения квалификации
Обучение преподавателей химии современным подходам к организации учебной деятельности и методикам преподавания данной дисциплины в основной и средней школе с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Программа направлена на развитие компетенций в области новейших методов преподавания химии, в том числе на овладение электронными образовательными ресурсами и технологиями, а также на обучение исследовательской и проектной деятельности учащихся. Другие ключевые аспекты программы включают подготовку и разработку учебных планов, программ и материалов, проведение эффективных уроков, а также использование инновационных методов, технологий и технических средств для улучшения качества обучения химии. Результатом программы должно стать обучение учителей химии современным методам и подходам к организации учебного процесса, повышение качества обучения и воспитания учащихся, улучшение мотивации учащихся к изучению химии, а также развитие у них тех компетенций, которые позволят им успешно адаптироваться в современных условиях жизни и успешно реализовываться в будущей профессиональной деятельности.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-технологический;
-научно-исследовательский;
-организационно-управленческий;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) технологический
Проведение химического анализа веществ и материалов с применением типового заводского оборудования с использованием физических, физикохимических биологических, внелабораторных методов анализа.
Контроль качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли;
Оптимизации существующих и разработки новых технологий получения продукции для нужд сельского хозяйства.
Разработка новых технологий переработки нефти и газа;
Диагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа.
Разработка новых видов материалов и химикатов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.
Разработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, включая работу с радиоактивными препаратами и отходами производства.
Разработка новых функциональных и конструкционных материалов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности.
Разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, оптимизация существующих технологий, методов и методик получения и анализа продукции, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.
Разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, оптимизации существующих технологий получения металлов и сплавов, контроль качества сырья и готовой продукции, паспортизация и сертификации металлов и сплавов.
Разработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности.
Научно-технические разработки;
опытно-конструкторские разработки и внедрение химической продукции различного назначения, метрология, сертификация и технический контроль качества продукции.
2) научно-исследовательский
Научно-исследовательская деятельность, проведение научных исследований в области аналитической, органической, неорганической химии, биотехнологии, с применением полученных знаний по теоретическим основам аналитической химии и освоенных экспериментальных навыков;
обработка результатов химического анализа и их интерпретация с применением систем искусственного интеллекта, современного научного оборудования, а также информационных баз данных;
сбор и размещение на сайтах научной информации, написание обзоров, рефератов, тезисов, участие с сообщениями и докладами по тематике проводимых научных исследований.
Разработка новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых; оптимизации существующих технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификации продукции.
Разработка новых функциональных материалов;
Разработка новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.
Разработка новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
3) организационно-управленческий
Участие в организации и проведении различных мероприятий в профессиональной сфере деятельности; материальнотехническое сопровождение НИР и НИОКР.
Оптимизация существующих технологий переработки нефти и газа, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции.
4) педагогический
Разработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО;
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере основного общего и среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);
02 Здравоохранение (в сфере разработки новых лекарственных препаратов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли, в сфере химико-токсикологических исследований);
13 Сельское хозяйство (в сфере создания новых видов химической продукции для нужд сельского хозяйства, оптимизации существующих и разработки новых технологий их получения);
18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых);
19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки нефти и газа);
20 Электроэнергетика (в сфере разработки новых функциональных материалов, в сфере диагностики материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа);
21 Легкая и текстильная промышленность (в сфере разработки новых видов материалов и химикатов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции);
22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности);
23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности);
24 Атомная промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля состава и свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов, включая работу с радиоактивными веществами);
25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности);
26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции);
27 Металлургическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации металлов и сплавов);
32 Авиастроение (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере научно-технических, опытно-конструкторских разработок и внедрения химической продукции различного назначения, в сфере метрологии, сертификации и технического контроля качества продукции).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО;
простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза или выделенные из природных объектов.
Документация профессионального назначения.
Сырьевые ресурсы, профессиональное оборудование;
химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;
сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.
химические процессы и явления, профессиональное оборудование; сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения.
Химические вещества, сырьевые ресурсы, химические процессы и явления источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;
документация профессионального и производственного назначения.
химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;
химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | ||
Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|
Обобщенные трудовые функции: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)
Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
---|---|---|
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере основного общего и среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований); | ||
педагогический | Разработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО; | -Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО; |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 02 Здравоохранение (в сфере разработки новых лекарственных препаратов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли, в сфере химико-токсикологических исследований); | ||
научно-исследовательский | Научно-исследовательская деятельность, проведение научных исследований в области аналитической, органической, неорганической химии, биотехнологии, с применением полученных знаний по теоретическим основам аналитической химии и освоенных экспериментальных навыков; обработка результатов химического анализа и их интерпретация с применением систем искусственного интеллекта, современного научного оборудования, а также информационных баз данных; сбор и размещение на сайтах научной информации, написание обзоров, рефератов, тезисов, участие с сообщениями и докладами по тематике проводимых научных исследований. | -простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза или выделенные из природных объектов. |
технологический | Контроль качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли; | -Сырьевые ресурсы, профессиональное оборудование; |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 13 Сельское хозяйство (в сфере создания новых видов химической продукции для нужд сельского хозяйства, оптимизации существующих и разработки новых технологий их получения); | ||
организационно-управленческий | Участие в организации и проведении различных мероприятий в профессиональной сфере деятельности; материальнотехническое сопровождение НИР и НИОКР. | -Документация профессионального назначения. |
технологический | Оптимизации существующих и разработки новых технологий получения продукции для нужд сельского хозяйства. | -химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых); | ||
технологический | Проведение химического анализа веществ и материалов с применением типового заводского оборудования с использованием физических, физикохимических биологических, внелабораторных методов анализа. | -простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза или выделенные из природных объектов. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки нефти и газа); | ||
научно-исследовательский | Разработка новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых; оптимизации существующих технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификации продукции. | -химические процессы и явления, профессиональное оборудование; сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения. |
технологический | Разработка новых технологий переработки нефти и газа; | -Химические вещества, сырьевые ресурсы, химические процессы и явления источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; . - сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения. |
организационно-управленческий | Оптимизация существующих технологий переработки нефти и газа, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции. | -Химические вещества, сырьевые ресурсы, химические процессы и явления источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; . - сырьевые ресурсы, документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 20 Электроэнергетика (в сфере разработки новых функциональных материалов, в сфере диагностики материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа); | ||
научно-исследовательский | Разработка новых функциональных материалов; | -химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
технологический | Диагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа. | -химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 21 Легкая и текстильная промышленность (в сфере разработки новых видов материалов и химикатов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции); | ||
технологический | Разработка новых видов материалов и химикатов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. | -химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности); | ||
научно-исследовательский | Разработка новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции. | -химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности); | ||
научно-исследовательский | Разработка новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; | -химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
технологический | Контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции. | -химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 24 Атомная промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля состава и свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов, включая работу с радиоактивными веществами); | ||
технологический | Разработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, включая работу с радиоактивными препаратами и отходами производства. | -химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности); | ||
технологический | Разработка новых функциональных и конструкционных материалов, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности. | -химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции); | ||
технологический | Разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, оптимизация существующих технологий, методов и методик получения и анализа продукции, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции. | -химические вещества, сырьевые ресурсы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование;. - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 27 Металлургическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации металлов и сплавов); | ||
технологический | Разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, оптимизации существующих технологий получения металлов и сплавов, контроль качества сырья и готовой продукции, паспортизация и сертификации металлов и сплавов. | -химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; . - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 32 Авиастроение (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности); | ||
технологический | Разработка новых функциональных и конструкционных материалов; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности. | -химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; . - документация профессионального и производственного назначения. |
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере научно-технических, опытно-конструкторских разработок и внедрения химической продукции различного назначения, в сфере метрологии, сертификации и технического контроля качества продукции). | ||
технологический | Научно-технические разработки; опытно-конструкторские разработки и внедрение химической продукции различного назначения, метрология, сертификация и технический контроль качества продукции. | -химические вещества, материалы, источники профессиональной информации, химические процессы и явления, профессиональное оборудование; . - документация профессионального и производственного назначения. |
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Высшее - бакалавриат
2) Высшее - специалитет
3) Высшее - магистратура
4) Высшее - аспирантура, ординатура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
4. Планируемые результаты обучения
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Общепрофессиональные навыки | ||
Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений | Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений в соответствии с общепринятыми представлениями в общей и неорганической химии. Предлагает интерпретацию результатов собственных экспериментов и расчетно-теоретических работ с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов неорганической химии. Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности. | Знать: - основные законы, правила и закономерности неорганической химии, методы интерпретации данных, полученных в типовом эксперименте; - теоретические основы традиционных и новых разделов неорганической химии; Уметь: - анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов; - интерпретировать результаты собственных экспериментов и расчетно-теоретических работ. Владеть: - навыками систематики и анализа результатов химических экспериментов, наблюдений и измерений для получения данных, пригодных к интерпретации в контексте существующих представлений; - методиками интерпретирования результатов экспериментов и расчетно-теоретических работ. |
Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием | Работает с химическими веществами с соблюдением норм техники безопасности. Проводит синтез веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик. Проводит стандартные операции для определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе. | Знать: - степень опасности неорганических веществ, нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента; - способы синтеза веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик; - нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента, а также серийное научное оборудование и правила его использования. Уметь: - осуществлять химический эксперимент, синтез и анализ структуры и свойств полученных соединений с учётом класса опасности используемых веществ; - осуществлять синтез веществ и материалов разной природы; - производить стандартные операции определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе. Владеть: - методиками химического эксперимента; - основными методиками препаративной химии; - навыками проведения стандартных операций определения химического и фазового состава неорганических веществ, а также изучения их свойств. |
Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техники | Применяет теоретические и полуэмпирические модели при решении задач химической направленности. Использует стандартное программное обеспечение при решении задач химической направленности. Решает задачи химической направленности с использованием специализированного программного обеспечения. | Знать: - области применения расчетных методов в химии; - программное обеспечение для квантово-химических расчетов; - методы квантово-химических расчетов. Уметь: - создавать молекулярные модели; - осуществлять выбор оптимального метода для расчета; - проводить квантово-химический расчет. Владеть: - навыком проведения квантово-химических расчетов; - навыком обработки получаемых расчетных данных. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: Разработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО; | |||
Объект или область знания: Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО; | |||
ПК-1 Способность выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам | Владеет техникой эксперимента; приемами выполнения эксперимента по заданной либо выбранной методике; навыками планирования синтеза органического вещества с заданными свойствами; техникой составления схемы анализа объекта; приемами измерения физических величин с заданной точностью; приемами измерения аналитического сигнала. | Знать: основы теории химического эксперимента при неорганическом синтезе; принципы органического синтеза и получения высокомолекулярных соединений; свойства химических соединений, правила их смешивания; методы качественного контроля химических процессов; методы количественного химического анализа; физические методы исследования; физико-химические методы анализа; методы разделения, концентрирования и очистки химических веществ. Уметь: планировать химический эксперимент, прогнозировать результаты эксперимента, анализировать полученные экспериментальные данные, интерпретировать полученные экспериментальные результаты, оценивать эффективность экспериментальных методов, описывать свойства полученных химических соединений, выбирать метод исследования, методику проведения эксперимента в соответствии с поставленными задачами; выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 владение базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований | Владеет базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований. | Знать: технические данные современной аппаратуры, целью получения достоверных результатов научных исследований. Уметь: использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 владение системой фундаментальных химических понятий | Владеет основами теории фундаментальных разделов химии; навыками решения конкретных теоретических и экспериментальных задач. | Знать: основы фундаментальных разделов химии: неорганической химии (состав, строение, свойства веществ и соединений), органической химии (основные классы углеводородов, гомофункциональных, гетерофункциональных и гетероциклических соединений), аналитической химии (метрологические основы анализа, существо реакций, принципы и области использования химического анализа), физической химии (основы термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, химической кинетики и катализа, электрохимии); перспективы развития наук; роль химического анализа, основные особенности свойств высокомолекулярных систем (структура, свойства, методы синтеза, области применения полимеров), теоретические основы химико-технологических процессов; основные приближения квантовой химии; теоретические основы коллоидной химии, теорию строения кристаллов и схему их квалификации; возможные сферы их связи и приложения, возможность их использования в познавательной и профессиональной деятельности; перспективы развития биотехнологии. Уметь: применять теоретические знания для решения конкретных задач в химии; пользоваться современными представлениями основных разделов естественных наук для объяснения специфики поведения химических соединений; использовать данные по строению веществ и соединений для изучения их свойств; использовать структурные данные в исследовании. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
5. Условия реализации программы
5.1 Особенности организации учебного процесса
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
5.3 Порядок внесения изменений в Программу
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
6. Форма аттестации и оценочные материалы
6.1 Оценка качества освоения Программы
Система оценки качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (контроль посещаемости и активности на занятиях, опросы в начале очередного учебного дня, контроль выполнения практических и лабораторных работ), промежуточные по завершении освоения каждой учебной дисциплины (модуля, курса) Программы и итоговую аттестацию обучающихся.
Освоение каждой дисциплины (модуля, курса) Программы завершается зачетом (без оценки) в форме теста, который подразумевает ответы на контрольные вопросы по материалу курса. Зачет проводится с использованием электронной системы тестирования (основной вариант) или в бумажной форме (резервный вариант). Зачет принимает преподаватель, ведущий занятия по данной дисциплине.
Если краткосрочная программа повышения квалификации состоит только из одной учебной дисциплины (курса, модуля), то для неё промежуточная аттестация по дисциплине (курсу, модулю) является одновременно и итоговой по Программе.
Для каждого теста разработана система оценки, параметрами которой являются количество вопросов, их сложность, полнота ответа на вопрос. По результатам ответа на вопрос испытуемому присваивается определенное системой оценки количество баллов.
Итоговое решение о прохождении теста принимается на основании превышения суммарно набранного количества баллов по всем вопросам над определенным системой оценки пороговым значением.
При использовании средств электронного тестирования, тесты для промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине (модулю, курсу) содержат от 8 до 30 вопросов. К каждому вопросу предлагается до четырёх вариантов ответов. Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме тестирования (обычно в электронном виде) по основным темам изученных дисциплин (модулей, курсов).
Тест итоговой аттестации для каждого слушателя формируется индивидуально и содержит до 40 вопросов, выбираемых системой случайным образом из пула в 120 вопросов, сформированного из тестовых вопросов изучаемых дисциплин (модулей, курсов). Проходной бал зачёта 2/3 правильных ответов.
На прохождение теста отводится 1.0 час(а). По результатам успешного тестирования и собеседования по каждому слушателю оформляется отдельное решение о прохождении (не прохождении) итоговой аттестации.
В случае неуспешной попытки сдачи итогового теста, слушателю предоставляется время на самоподготовку и возможность повторно пройти тестирование.
Лицам, успешно освоившим Программу повышения квалификации, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Слушателям, не прошедшим итоговой аттестации или показавшим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также слушателям, освоившим лишь часть Программы и/или отчисленным из организации, выдается справка об обучении (а также Свидетельства о прохождении обучения по отдельным модулям (курсам) Программы).
При освоении Программы слушателем параллельно с получением высшего образования Удостоверение о повышении квалификации выдаётся ему после получения соответствующего документа об основном образовании и о квалификации.
6.2 Оценочные материалы
Оценочные материалы по Программе включают наборы тестовых вопросов, используемые для контроля усвоения материала при проведении промежуточных аттестаций по каждой учебной дисциплине (курсу, модулю), а также скомпонованный из них пул тестов итоговой аттестации, реализуемые в рамках системы дистанционного тестирования на базе сервера управления обучением и тестированием Учебного центра.
Основные вопросы, включаемые в оценочные материалы промежуточных аттестаций приведены в соответствующих Рабочих программах по данным дисциплинам (модулям, курсам).
7. Организационно-педагогические условия
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы повышения квалификации обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 72 часа.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. | Самост. работа |
Промежуточная аттестация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие вопросы теории методики обучения химии в условиях реализации ФГОС | 18.0 | 11.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Методы обучения химии | 17.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 0 |
Формы обучения химии | 16.0 | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 0 |
Виды и методы контроля знаний на уроках химии | 20.0 | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 0 |
Итоговая аттестация | 1.0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 72 | 43 | 0 | 0 | 0 | 28 | 0 |
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самостоятельную работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
12/72 | 0 | 12/72 | 72 | 43 | 0.0 | 28.0 | 1.0 | - |
9.Календарный учебный график
Срок обучения – 2 недели.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие вопросы теории методики обучения химии в условиях реализации ФГОС | 18.0 | 6 | 6 | 6 | |||||||||
Методы обучения химии | 17.0 | 6 | 6 | 5 | |||||||||
Формы обучения химии | 16.0 | 1 | 6 | 6 | 3 | ||||||||
Виды и методы контроля знаний на уроках химии | 20.0 | 3 | 6 | 6 | 5 | ||||||||
Итоговая аттестация | 1.0 | 1 | |||||||||||
Итого | 72 | 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день) | 3 Неделя (30 часов, 6 часов в день) |
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Современные подходы к организации учебной деятельности и методикам преподавания учебной дисциплины «Химия» в основной и средней школе с учетом требований ФГОС нового поколения»
10.1. Цель дисциплины состоит в обучении педагогов современным подходам и методикам преподавания дисциплины "Химия" с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения.
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основных принципов и концепций ФГОС в части дисциплины "Химия".- Ознакомление с целями, задачами и содержанием дисциплины "Химия" в рамках ФГОС нового поколения.
- Изучение современных подходов к организации учебной деятельности и методикам преподавания химии.
- Разработка уроков и учебных занятий, основанных на современных подходах и методиках преподавания химии.
- Овладение навыками использования современных технологий и ресурсов в обучении химии.
- Изучение методов формирования учебно-познавательных умений, навыков и компетенций у учащихся в области химии.
- Развитие навыков работы с различными возрастными группами учащихся и учет их индивидуальных особенностей и потребностей.
- Практическое применение полученных знаний и навыков в организации и проведении уроков и практических занятий по химии.
10.2.Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Универсальные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) универсальных компетенций: Разработка и реализация проектов | ||
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности правовые нормы. Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности. | Знать: виды ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач; основные методы оценки разных способов решения задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность Уметь: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, которые необходимо решить для ее достижения; анализировать альтернативные варианты решений для достижения намеченных результатов; использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности Владеть: методиками разработки цели и задач проекта; методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативноправовой документацией |
Категория (группа) универсальных компетенций: Системное и критическое мышление | ||
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | Знает принципы сбора, отбора и обобщения информации. Умеет соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности. Имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт научного поиска, опыт библиографического разыскания, создания научных текстов. | Знать: методики сбора и обработки информации; актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Общепрофессиональные компетенции | ||
---|---|---|
Код и наименование компетенции |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения |
Категория (группа) общепрофессиональных компетенций: Общепрофессиональные навыки | ||
Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений | Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений в соответствии с общепринятыми представлениями в общей и неорганической химии. Предлагает интерпретацию результатов собственных экспериментов и расчетно-теоретических работ с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов неорганической химии. Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности. | Знать: - основные законы, правила и закономерности неорганической химии, методы интерпретации данных, полученных в типовом эксперименте; - теоретические основы традиционных и новых разделов неорганической химии; Уметь: - анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов; - интерпретировать результаты собственных экспериментов и расчетно-теоретических работ. Владеть: - навыками систематики и анализа результатов химических экспериментов, наблюдений и измерений для получения данных, пригодных к интерпретации в контексте существующих представлений; - методиками интерпретирования результатов экспериментов и расчетно-теоретических работ. |
Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием | Работает с химическими веществами с соблюдением норм техники безопасности. Проводит синтез веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик. Проводит стандартные операции для определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе. | Знать: - степень опасности неорганических веществ, нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента; - способы синтеза веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик; - нормы ТБ и правила проведения безопасного химического эксперимента, а также серийное научное оборудование и правила его использования. Уметь: - осуществлять химический эксперимент, синтез и анализ структуры и свойств полученных соединений с учётом класса опасности используемых веществ; - осуществлять синтез веществ и материалов разной природы; - производить стандартные операции определения химического и фазового состава веществ и материалов на их основе. Владеть: - методиками химического эксперимента; - основными методиками препаративной химии; - навыками проведения стандартных операций определения химического и фазового состава неорганических веществ, а также изучения их свойств. |
Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техники | Применяет теоретические и полуэмпирические модели при решении задач химической направленности. Использует стандартное программное обеспечение при решении задач химической направленности. Решает задачи химической направленности с использованием специализированного программного обеспечения. | Знать: - области применения расчетных методов в химии; - программное обеспечение для квантово-химических расчетов; - методы квантово-химических расчетов. Уметь: - создавать молекулярные модели; - осуществлять выбор оптимального метода для расчета; - проводить квантово-химический расчет. Владеть: - навыком проведения квантово-химических расчетов; - навыком обработки получаемых расчетных данных. |
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|
Код и наименование профессиональной компетенции (ПК) |
Наименование индикатора достижения компетенции |
Результаты обучения | Основание (профстандарт, анализ опыта) |
Тип задач профессиональной деятельности: педагогический | |||
Задача профессиональной деятельности: Разработка и реализация образовательных программ общей средней школы, СПО и программ ДО; | |||
Объект или область знания: Образовательные программы и образовательный процесс в средней школе, системе СПО и ДО; | |||
ПК-1 Способность выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам | Владеет техникой эксперимента; приемами выполнения эксперимента по заданной либо выбранной методике; навыками планирования синтеза органического вещества с заданными свойствами; техникой составления схемы анализа объекта; приемами измерения физических величин с заданной точностью; приемами измерения аналитического сигнала. | Знать: основы теории химического эксперимента при неорганическом синтезе; принципы органического синтеза и получения высокомолекулярных соединений; свойства химических соединений, правила их смешивания; методы качественного контроля химических процессов; методы количественного химического анализа; физические методы исследования; физико-химические методы анализа; методы разделения, концентрирования и очистки химических веществ. Уметь: планировать химический эксперимент, прогнозировать результаты эксперимента, анализировать полученные экспериментальные данные, интерпретировать полученные экспериментальные результаты, оценивать эффективность экспериментальных методов, описывать свойства полученных химических соединений, выбирать метод исследования, методику проведения эксперимента в соответствии с поставленными задачами; выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-2 владение базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований | Владеет базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований. | Знать: технические данные современной аппаратуры, целью получения достоверных результатов научных исследований. Уметь: использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
ПК-3 владение системой фундаментальных химических понятий | Владеет основами теории фундаментальных разделов химии; навыками решения конкретных теоретических и экспериментальных задач. | Знать: основы фундаментальных разделов химии: неорганической химии (состав, строение, свойства веществ и соединений), органической химии (основные классы углеводородов, гомофункциональных, гетерофункциональных и гетероциклических соединений), аналитической химии (метрологические основы анализа, существо реакций, принципы и области использования химического анализа), физической химии (основы термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, химической кинетики и катализа, электрохимии); перспективы развития наук; роль химического анализа, основные особенности свойств высокомолекулярных систем (структура, свойства, методы синтеза, области применения полимеров), теоретические основы химико-технологических процессов; основные приближения квантовой химии; теоретические основы коллоидной химии, теорию строения кристаллов и схему их квалификации; возможные сферы их связи и приложения, возможность их использования в познавательной и профессиональной деятельности; перспективы развития биотехнологии. Уметь: применять теоретические знания для решения конкретных задач в химии; пользоваться современными представлениями основных разделов естественных наук для объяснения специфики поведения химических соединений; использовать данные по строению веществ и соединений для изучения их свойств; использовать структурные данные в исследовании. | 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
10.3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет 71.0 часа(ов).
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 43 |
лекции (Л) | 43.0 |
практические занятия (ПЗ) | 0.0 |
семинары (С) | 0.0 |
лабораторные работы (ЛР) | 0.0 |
Самостоятельная работа (СР, всего), | 28.0 |
Промежуточная аттестация | 0 |
Общая трудоемкость | 71.0 |
10.4. Содержание учебной дисциплины
10.4.1. Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
1. | Общие вопросы теории методики обучения химии в условиях реализации ФГОС | Методы обучения химии. Классификация методов обучения химии. Проблемное обучение химии. Химический эксперимент как метод обучения предмету. Исследовательские методы в обучении химии. Контроль и оценка качества знаний учащихся как форма руководства их учебной деятельностью. Виды контроля и их дидактические функции. Педагогическое тестирование в химии. Типология тестов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии. Личностно ориентированные технологии обучения химии. Технологии обучения в сотрудничестве. Проектное обучение. Портфолио как средство мониторинга успешности овладения учащимся учебного предмета. |
2. | Методы обучения химии | Анализ авторских курсов химии федерального перечня учебников по предмету. Курсы химии основной школы и предпрофильная подготовка учащихся. Курсы химии старшей ступени общего образования и профильное обучение учебной дисциплине. Линейное, линейно-концентрическое и концентрическое построение авторских курсов. Концентризм и пропедевтика в современном школьном химическом образовании. Концентрический подход к структурированию школьных курсов химии. Пропедевтические курсы химии. Процесс обучения химии. Сущность, цели, мотивы и этапы обучения химии. Принципы обучения химии. Развитие учащихся в процессе обучения химии. Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении химии. |
3. | Формы обучения химии | Организационные формы обучения химии. Урок. Факультативные курсы. Внеклассная работа по химии. Кружковая работа. Химические вечера. Экскурсия. Проведение химических олимпиад. Традиционная классификация уроков: основные типы и виды. Урок получения нового знания: лекция, беседа, презентация, экскурсия. Урок закрепления знаний и формирования ЗУН: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса. Урок обобщения и систематизации: семинар, собеседование, исследование, дискуссия. Комбинированный урок. |
4. | Виды и методы контроля знаний на уроках химии | Понятие и разновидности контроля знаний учащихся, оценка их практической эффективности. Способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, методика их проведения и специфика реализации на уроках химии в школе. Цели, значение и содержание контроля результатов обучения химии. Методы устного контроля результатов обучения. Фронтальная контролирующая беседа. Экзамен как метод заключительной проверки. Письменная проверка результатов обучения, контрольная работа. |
10.4.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
№ п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
1 | Общие вопросы теории методики обучения химии в условиях реализации ФГОС | 11.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 18.0 |
2 | Методы обучения химии | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 7.0 | 17.0 |
3 | Формы обучения химии | 10.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 6.0 | 16.0 |
4 | Виды и методы контроля знаний на уроках химии | 12.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 8.0 | 20.0 |
10.5. Лабораторный практикум
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
10.6. Cеминары
Семинары программой не предусмотрены.
10.7. Практические занятия
Практические занятия программой не предусмотрены.
10.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) основная литература:
-Травень В. Ф. / Органическая химия / Москва 2015 г. - 399 стр.
-Теория и методика преподавания химии в условиях реализации ФГОС / 2022 г. - 19 с.
б) дополнительная литература:
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с.
- Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 8 класс / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2018. — 109, [3] с
- Подготовка выпускников к Единому государственному экзамену по химии: методические рекомендации / Сост. Т.И. Шлеина. – Южно-Сахалинск: изд-во ИРОСО, 2019 г. – 19 стр.
- ФГОС ООО
- ФГОС СОО
- Кривцова Н.И. / Химия нефти и газа / Изд-во Томского политехнического университета, 2018 г. – 127 стр.
- Коренев Ю.М. / Общая и неорганическая химия / – Москва, Школа имени А. Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000. – 181 стр.
- Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся / - 10 стр.
- Пак М.С. / Внеурочная работа по химии в современной школе / – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 49 стр.
- М.И. Лебедева / Аналитическая химия : учебное пособие / – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 84 стр.
- Общая и неорганическая химия : учебник для вузов / Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под редакцией Э. Т. Оганесяна. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 558 с.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- Цомаева А.Д / Современный урок в соответствии с новым ФГОС третьего поколения / 4 с.
- Видеоурок: Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.
- Теоретические и экспериментальные методы исследования в химии : [учеб.-метод. пособие] / М. В. Ананьев ; [науч. ред. Ю. П. Зайков] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 76 с
в) программное обеспечение:
не требуется.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
10.9. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
10.10. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины
Используются традиционные образовательные технологии на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, в форме информационной лекции и практических занятий на персоональных компьютерах.
Формирование профессиональных компетенций обеспечивается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
10.11. Форма аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. В какой европейской стране впервые был введен термин «дидактика»?
a) Италия
б) Германия
в) Англия
г) Франция
2. Какая из этих русских пословиц и поговорок имеет педагогическое назначение?
a) Работа не волк - в лес не убежит
б) Чего в другом не любишь, того и сам не делай
в) Мороз не велик, да стоять не велит
г) Не от добра дерево листья роняет
3. Кто является автором сочинения «Великая дидактика»?
a) И. Героарт
б) Вольфганг Раткег
в) И. Песталоцци
г) Я.А. Коменский
4. Кто или что является предметом педагогики как науки?
a) межличностные отношения учителя и ученика
б) личность обучаемого
в) педагогический процесс
г) личность учителя
5. Кто является автором книги «Сердце отдаю детям»?
a) Е.Н. Ильин
б) Ш.А. Амонашвили
в) А С. Макаренко
г) В.А. Сухомлинский
6. Педагогические идеи зародились в ...
a) житийной литературе
б) беллетристике
в) поэзии
г) философских трудах
7. Кто из педагогов или философов провозгласил, что необходимо распространение знаний среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности?
a) Я.А. Коменский
б) Ф. Шлейермахер
в) А. Дистервег
г) Ф. Ницше
8. Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету...
a) К.Д. Ушинскому
б) Я.А. Коменскому
в) Й. Юнгу
г) К. Хельвигу
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |