Курс повышения квалификации Ключевые навыки и особенности их применения в профессиональной деятельности преподавателя ОБЖ в условиях реализации ФГОС
36 часов от 6 дней обучения.
Цена 830 pуб.
Первоначальный взнос 83 pуб.
Записаться на курс
72 часов от 12 дней обучения.
Цена 960 pуб.
Первоначальный взнос 96 pуб.
Записаться на курс
108 часов от 18 дней обучения.
Цена 1400 pуб.
Первоначальный взнос 140 pуб.
Записаться на курс
144 часов от 24 дней обучения.
Цена 1570 pуб.
Первоначальный взнос 157 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

«Ключевые навыки и особенности их применения в профессиональной деятельности преподавателя ОБЖ в условиях реализации ФГОС»


Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Планируемые результаты обучения
1.5. Категория слушателей
1.6. Срок обучения
1.7. Форма обучения
1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
1.9. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса по предмету "ОБЖ" в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Изучение и применение на практике базовых техник реализации образовательной деятельности в сфере ОБЖ, развить желание осуществлять свой проф. работу в области образования, культурного развития и процесса социализации. 1. Сформировать ЗУНы по обеспечению безопасности в обычной жизнедеятельности, в опасных, приносящих вред жизни и здоровью людей и критических обстоятельствах;
2. Воспитать в учащемся осознанный и надежный подход к системе индивидуальной и общественной защищенности;
3. Приобрести основные ЗУНы, позволяющие вовремя выявить и расценить критические обстоятельства, обстоятельства опасности жизнедеятельности, определить методы обороны, устранить отрицательные результаты и развить навыки самостоятельной помощи себе и окружающим в критической ситуации;
4. Ознакомиться с обязательными персональными методами обеспечения безопасности в обычной жизнедеятельности и профессиональной работе, в тяжелых и критических обстоятельствах естественного, общественного и техногенного происхождения;
5. Освоить принципы и умения защиты, которые позволят снизить потенциальный вред здоровью, социуму и окружающему миру в сложных и критических моментах.
6. Научиться понимать причины появления и размеры потенциальных угроз человечеству от процессов его жизнедеятельности;
7. Сформировать и развить компетенции оценивания ситуации и совершения необходимых действий.
По окончании удаленного курса преподаватели узнают следующее:
-Преподавателю основ безопасности жизнедеятельности необходимо обладать умением более слаженного построения учебных занятий, он должен представлять структуру основных и факультативных предметов, понимать процесс передачи учебного материала учащимся для более успешного его усвоения, а также обладать умениями увлечь учащихся уроком и привить им заинтересованность учебным предметом.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

1.4. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.


слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся



1.5. Категория слушателей

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.


1.6. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 108 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 3 недели.


1.7. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.8. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.9. Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации.


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Лекции Самостоятельная
работа
Кол-во часов
контроля
Тип
контроля
1 Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя по ОБЖ.  18 4 13 1 Тест
2 Модуль 2. Развитие профессиональной компетентности педагога: основные противоречия и проблемы. 18 4 13 1 Тест
3 Модуль 3. Педагогические парадигмы и компетентностный подход в образовании. 16 4 11 1 Тест
4 Модуль 4. Организация педагогического процесса на основе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС. 18 4 13 1 Тест
5 Модуль 5. Индивидуально-психологические факторы успешности преподавательской деятельности. 18 4 13 1 Тест
6 Модуль 6. Психологический аспект компетентности педагога. 18 4 13 1 Тест
7 Итоговая аттестация 2 2 Итоговый тест
Итого часов 108


3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 Неделя (42 часа, 6 часов в день)2 Неделя (42 часа, 6 часов в день)3 Неделя (24 часа, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя по ОБЖ.  18 665
+1ПА
2 Модуль 2. Развитие профессиональной компетентности педагога: основные противоречия и проблемы. 18 665
+1ПА
3 Модуль 3. Педагогические парадигмы и компетентностный подход в образовании. 16 663
+1ПА
4 Модуль 4. Организация педагогического процесса на основе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС. 18 2663
+1ПА
5 Модуль 5. Индивидуально-психологические факторы успешности преподавательской деятельности. 18 2663
+1ПА
6 Модуль 6. Психологический аспект компетентности педагога. 18 2663
+1ПА
7 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 108

ПА- Промежуточная аттестация.

3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 18 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя по ОБЖ. 
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- ФГОС ООО / Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" / - 89 стр.



Модуль 2. Развитие профессиональной компетентности педагога: основные противоречия и проблемы.
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога. Профессиональная деятельность преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в рамках компетентностно-ориентированного образования. Проектирование урока в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Оценка результатов обучения. Психологические особенности педагога: его характер, темперамент, тип мышления. Влияние способности к самоисследованию и внутренней честности перед самим собой на качество профессиональной успешности педагога. Понятие личностной зрелости учителя.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- А.А. Печеркина / Развитие профессиональной компетентности педагога / – Екатеринбург, 2011 г. – 233 стр.



Модуль 3. Педагогические парадигмы и компетентностный подход в образовании.
Сущность компетентностного подхода в обучении и особенности его внедрения. Анализ основных аспектов возникновения и развития теории, ее цели, задачи, методы. Этапы становления компетентностного подхода в образовании, российские и зарубежные традиции. Компетентностный подход как ответ на запросы производственной сферы. Обновления содержание образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. Обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций. Компетентность как радикальное средство модернизации образования. Перенос способности в условия.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- А.Г. Ибатуллин / Особенности преподавания учебного предмета «ОБЖ» / – Казань: ИРО РТ, 2018 г. – 44 стр.
- А.В. Степанова / Педагогические парадигмы: взаимодействие традиций и инновационные подходы / - Чебоксары 2020 г. - 345 стр.



Модуль 4. Организация педагогического процесса на основе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС.
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности. Разработка компетентностной программы дисциплины "Введение в научно-исследовательскую деятельность". Основные составляющие понятия компетенции, ее виды и функции. Образовательные стандарты, регламентирующие процесс педагогического образования. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в подготовке педагога профессионального обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.
- Видеоурок: Обучение по обновлённым ФГОС 2022 года



Модуль 5. Индивидуально-психологические факторы успешности преподавательской деятельности.
Теории профессионально-важных качеств воспитателя дошкольного общеобразовательного учреждения, их исследование и рекомендации по развитию в трудах отечественных ученых. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности. Профессионализм и мастерство педагогической деятельности. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности. Учительство как труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора. Формирование артистизма как основа профессионального педагогического мастерства. Специфика педагогической работы. Быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- О.В. Алмазова / Психолого-педагогическая диагностика / - Издатель Калинина Г.П., 2007 г. – 228 стр.



Модуль 6. Психологический аспект компетентности педагога.
Педагогическая компетентность как интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Знакомство с основными особенностями формирования педагогической компетентности. Понятие и структура профессиональной компетентности. Отличия психологической грамотности от психологической компетентности. Личностные качества, интересы и склонности педагога. Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука





5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в форме итогового теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на тест.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций,определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (Итоговый квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя по ОБЖ. 
1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:
a) «Вестник образования».
б) «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
в) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».


2. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:
a) адвокатурой
б) милицией
в) нотариатом
г) прокуратурой

3. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):
a) Конвенции о правах ребенка
б) Всеобщей декларации прав человека.
в) Конституции РФ.


4. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
a) только в форме учреждения
б) в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством
в) только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации.


5. На уровне субъектов РФ типовые положения об образовательных учреждениях, учитывающие региональную специфику:
a) могут издаваться.
б) могут издаваться, но только путем принятия закона субъекта РФ.
в) могут издаваться, но только об учреждениях общего образования.
г) не могут издаваться

6. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:
a) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.
б) любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением.
в) рекомендованные методической службой.
г) предложенные издателем учебной литературы

7. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:
a) трудовым договором.
б) коллективным договором
в) двусторонним договором.
г) трудовым соглашением.

8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:
a) эмансипацией
б) экстрадицией
в) экспедицией
г) освидетельствованием



Перечень тестов. Модуль 2. Развитие профессиональной компетентности педагога: основные противоречия и проблемы.
1. На основании требований какого документа разработан ФГОС дошкольного образования?
a) Конституции РФ
б) Закона об образовании в РФ
в) Приказ Министерства образования и науки РФ


2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования к:
a) Структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы;
б) Структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы;
в) Психолого-педагогическим условиям


3. Ключевой принцип ФГОС дошкольного образования:
a) Принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития игры
б) Принцип комплексно-тематического планирования
в) Принцип достижения планируемых результатов


4. Образовательный процесс в дошкольной группе это:
a) Специально организованная деятельность по вопросам образования ребенка
б) Реализация необходимого планирования
в) Объект целенаправленного взаимодействия педагога и детей посредством организованных процессов


5. Что дает ребенку старшего дошкольного возраста участие в проектно-исследовательской деятельности?
a) Возможность получить диплом и подарки
б) Возможность совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
в) Беспроигрышное состязание с самим собой


6. Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО проводится:
a) для оценки освоения детьми образовательного содержания и сформированности компетенций
б) для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой.
в) для оценки развития личности ребенка;


7. Наличие у ребенка компетентности можно визуально определить по фактам:
a) Проявления инициативы
б) Самостоятельности
в) Все ответы верны


8. Сопровождается ли освоение Программы проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников?
a) да
б) нет





Перечень тестов. Модуль 3. Педагогические парадигмы и компетентностный подход в образовании.
1. Активность радиоактивного вещества измеряется в единицах системы СИ:
a) Кюри
б) Беккерель
в) Бэр
г) Рад

2. В каких единицах измеряется абсолютная влажность воздуха:
a) %
б) г/м
в) г/м2
г) г/м3

3. В основном выделение избыточного тепла в организме человека идет за счет:
a) охлаждения
б) излучения
в) конвекции
г) испарения

4. В результате воздействия электрического тока на человека могут возникнуть:
a) электрические знаки, ослепленные электрической дугой
б) все выше перечисленные действия
в) ожоги, механические повреждения
г) металлизация кожи

5. Вредные факторы приводят к:
a) заболеванию
б) нарушению микроклимата
в) травме


6. Время пребывания человека в электростатическом поле напряженности Е без средств защиты рассчитывается по формуле:
a) t= 60/Е
б) t= 60/Е2
в) t= (60/Е)2
г) t= Е/60

7. Для защиты глаз при работе с альфа и бета источниками применяются:
a) щитки из оргстекла
б) пластиковые пакеты
в) защитные очки


8. Для защиты рук при работе с радиоактивными веществами активностью свыше 18 8 Бк применяются:
a) перчатки с нарукавниками из просвинцованной резины
б) хлопчатобумажные перчатки
в) пластиковые перчатки




Перечень тестов. Модуль 4. Организация педагогического процесса на основе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС.
1. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена:
a) конкретизация методов обучения для педагогов
б) конкретизация требований к обучающимся
в) изменение стандартов обучения полностью


2. По какой причине произошли изменения в ФГОС?
a) действующие стандарты были недостаточно конкретизированы
б) действующие стандарты были слишком устарелыми
в) действующие стандарты были неэффективны


3. Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения:
a) незначительно повлияют на образование
б) ограничат педагогов в методах преподавания
в) улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи


4. Требования для включения второго иностранного языка в обязательные предметы изменятся в сторону:
a) второй иностранный язык будет отменен
б) второму иностранному языку станут обучать по заявлению учащихся или родителей
в) второй иностранный язык будет обязателен для каждого учащегося


5. Новые ФГОС начнут (начали) действовать с:
a) 31 мая 2021 года
б) с 1 сентября 2022 года
в) с 31 мая 2022


6. Когда был утверждён новый ФГОС ООО ?
a) от 31.05.2020
б) от 30.06.2020
в) от 31.05.2021


7. Какой год будет переходным в реализации государственного образовательного стандарта основного общего образования от второго к третьему поколению?
a) 2021-2022 учебный год
б) 2020-2021 учебный год
в) 2019-2020 учебный год


8. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат:
a) конкретность и точность в обучении конкретных тем и материалов
б) правильность выбора профессии обучающегося
в) точность для педагога




Перечень тестов. Модуль 5. Индивидуально-психологические факторы успешности преподавательской деятельности.
1. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, — это…
a) индивид
б) «я – концепция личности»
в) индивидуальность
г) личность

2. Метод в психологии – это способ…
a) воздействия на личность
б) обработки полученных результатов
в) получения психологической информации


3. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении – это…
a) способности
б) темперамент
в) задатки
г) характер

4. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности – это…
a) поступок
б) навык
в) воля
г) характер

5. Эмоционально-динамическую сторону поведения характеризует ___
a) характер
б) темперамент
в) направленность
г) способности

6. Предметом педагогики как науки является…
a) развитие личности
б) целенаправленно организуемый педагогический процесс
в) образовательные системы
г) профессиональная педагогическая деятельность

7. Уровень развития психики, присущий только человеку – это…
a) перцептивная психика
б) сознание
в) сенсорная психика
г) элеметарный интеллект

8. Восприятие есть процесс/результат/ построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при…
a) отсутствии воспринимаемого предмета
б) непосредственном взаимодействии с этим объектом
в) отсутствии взаимодействия




Перечень тестов. Модуль 6. Психологический аспект компетентности педагога.
1. Как называются перечисленные принципы: научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности, безопасности информации?
a) исследовательские
б) дидактические
в) обучающие
г) развивающие

2. Какая фраза отражает триединую формулу безопасности?
a) "Предвидеть опасность - по возможности ее избегать - при необходимости действовать"
б) "Определять опасность - действовать - избегать"
в) "Избегать опасность - предвидеть - действовать"
г) нет верного ответа

3. Сколько существует принципов отбора содержания курса БЖ?
a) 12
б) 16
в) 20
г) 17

4. Как называется принцип, основной идеей которого является наличие развивающего потенциала?
a) принцип историзма
б) принцип экологизации
в) принцип функциональной полноты
г) принцип гуманизации

5. Согласно какому принципу учебный материал должен отражать современный уровень наук и соответствовать их фундаментальным положениям?
a) принцип научности
б) принцип доступности
в) принцип системности
г) нет верного ответа

6. Какой принцип отбора содержания материала по ОБЖ направлен на формирование экологической культуры у учащихся?
a) принцип историзма
б) принцип функциональной полноты
в) принцип интегративности
г) принцип экологизации

7. Как называется документ, отражающий роль образования в развитии российского общества на современном этапе?
a) концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
б) образовательная программа
в) постановление МП РФ о развитии образования
г) нет верного ответа

8. К какой модели профильного обучения относится создание ресурсного центра?
a) внутришкольная профилизация
б) модель сетевой организации
в) модель школьной организации
г) межшкольная организация



5.2 Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
- «Отлично» – 86-100% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 76 до 85% – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 60 до 73% – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» – ниже 60% – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.

Перечень вопросов к итоговому тесту.
1. Как называются перечисленные принципы: научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности, безопасности информации?
a) исследовательские
б) дидактические
в) обучающие
г) развивающие

2. Какая фраза отражает триединую формулу безопасности?
a) "Предвидеть опасность - по возможности ее избегать - при необходимости действовать"
б) "Определять опасность - действовать - избегать"
в) "Избегать опасность - предвидеть - действовать"
г) нет верного ответа

3. Сколько существует принципов отбора содержания курса БЖ?
a) 12
б) 16
в) 20
г) 17

4. Как называется принцип, основной идеей которого является наличие развивающего потенциала?
a) принцип историзма
б) принцип экологизации
в) принцип функциональной полноты
г) принцип гуманизации

5. Активность радиоактивного вещества измеряется в единицах системы СИ:
a) Кюри
б) Беккерель
в) Бэр
г) Рад

6. В каких единицах измеряется абсолютная влажность воздуха:
a) %
б) г/м
в) г/м2
г) г/м3

7. В основном выделение избыточного тепла в организме человека идет за счет:
a) охлаждения
б) излучения
в) конвекции
г) испарения

8. В результате воздействия электрического тока на человека могут возникнуть:
a) электрические знаки, ослепленные электрической дугой
б) все выше перечисленные действия
в) ожоги, механические повреждения
г) металлизация кожи

9. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, — это…
a) индивид
б) «я – концепция личности»
в) индивидуальность
г) личность

10. Метод в психологии – это способ…
a) воздействия на личность
б) обработки полученных результатов
в) получения психологической информации


11. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении – это…
a) способности
б) темперамент
в) задатки
г) характер

12. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности – это…
a) поступок
б) навык
в) воля
г) характер

13. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:
a) «Вестник образования».
б) «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
в) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».


14. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:
a) адвокатурой
б) милицией
в) нотариатом
г) прокуратурой

15. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):
a) Конвенции о правах ребенка
б) Всеобщей декларации прав человека.
в) Конституции РФ.


16. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
a) только в форме учреждения
б) в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством
в) только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации.


17. На основании требований какого документа разработан ФГОС дошкольного образования?
a) Конституции РФ
б) Закона об образовании в РФ
в) Приказ Министерства образования и науки РФ


18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования к:
a) Структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы;
б) Структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы;
в) Психолого-педагогическим условиям


19. Ключевой принцип ФГОС дошкольного образования:
a) Принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития игры
б) Принцип комплексно-тематического планирования
в) Принцип достижения планируемых результатов


20. Образовательный процесс в дошкольной группе это:
a) Специально организованная деятельность по вопросам образования ребенка
б) Реализация необходимого планирования
в) Объект целенаправленного взаимодействия педагога и детей посредством организованных процессов


21. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена:
a) конкретизация методов обучения для педагогов
б) конкретизация требований к обучающимся
в) изменение стандартов обучения полностью


22. По какой причине произошли изменения в ФГОС?
a) действующие стандарты были недостаточно конкретизированы
б) действующие стандарты были слишком устарелыми
в) действующие стандарты были неэффективны


23. Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения:
a) незначительно повлияют на образование
б) ограничат педагогов в методах преподавания
в) улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи


24. Требования для включения второго иностранного языка в обязательные предметы изменятся в сторону:
a) второй иностранный язык будет отменен
б) второму иностранному языку станут обучать по заявлению учащихся или родителей
в) второй иностранный язык будет обязателен для каждого учащегося




6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
Итоговая аттестация осуществляются при помощи тестирования. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (Итоговый квалификационный тест), выдается Удостоверение повышения квалификации.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / «Основы безопасности жизнедеятельности» / Москва 2014 г. - 325 стр.
- О.В. Алмазова / Психолого-педагогическая диагностика / - Издатель Калинина Г.П., 2007 г. – 228 стр.
- А.Г. Ибатуллин / Особенности преподавания учебного предмета «ОБЖ» / – Казань: ИРО РТ, 2018 г. – 44 стр.
- А.А. Печеркина / Развитие профессиональной компетентности педагога / – Екатеринбург, 2011 г. – 233 стр.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- ФГОС ООО / Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" / - 89 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.
- А.В. Степанова / Педагогические парадигмы: взаимодействие традиций и инновационные подходы / - Чебоксары 2020 г. - 345 стр.
- Видеоурок: Обучение по обновлённым ФГОС 2022 года