|
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
|
120 часов от 20 дней обучения.
Цена 1950pуб.
Первоначальный взнос 195 pуб.
|
Записаться на курс |
|
330 часов от 55 дней обучения.
Цена 2900pуб.
Первоначальный взнос 290 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«05» декабря 2025 г.
Присваиваемая квалификация: «Архивариус 3-й разряд»
Трудоемкость обучения по данной программе – 0 none
Абакан 2025
2. Цель реализации программы профессионального обучения
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы профессионального обучения
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Организация хранения архивных документов»
11. Рабочая программа учебной дисциплины «Организация комплектования архивов документами»
12. Рабочая программа учебной дисциплины «Организация учета архивных документов»
13. Рабочая программа учебной дисциплины «Справочно-поисковые средства к архивным документам»
Настоящая программа профессионального обучения «Архивариус» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 (ред. от 01.06.2021) "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение"
- Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 34700.02 Архивариус, Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 654.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):
- Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»
Разработчики:
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель
Квалификационные характеристики включают:
- наименование профессии: Архивариус;
- уровень квалификации (разряд, класс, категория): 3-й разряд;
- особые условия допуска к работе (при наличии): Нет;
Подготовка высококвалифицированных специалистов по работе с архивными документами и информацией. Получение необходимые знания и навыков для работы в архивах государственных органов, музеев, библиотек, а также в других организациях и предприятиях, где необходимо обеспечивать эффективное управление и организацию архивного дела.
В рамках освоения программы профессиональнго обучения обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-Документирование и организационная обработка;
- документов канцелярии (архива);
-Обеспечение сохранности архивных фондов;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) Документирование и организационная обработка
2) документов канцелярии (архива)
3) Обеспечение сохранности архивных фондов
выполнение организационно-технических функций по обеспечению сохранности, порядка хранения и использования документов и материалов в учреждениях архивной службы или архивных подразделениях организаций
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
выполнение организационно-технических функций по обеспечению сохранности, порядка хранения и использования документов и материалов в учреждениях архивной службы или архивных подразделениях организаций
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
документы, созданные любым способом документирования;
системы документационного обеспечения управления;
справочно-информационные средства по учету и поиску документов;
архивные документы, в том числе организационно-распорядительные с различными сроками хранения.
| 07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией | ||
| Трудовые функции, реализуемые после обучения |
Код | Трудовые действия |
|---|---|---|
| Обобщенные трудовые функции: Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации | ||
| Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих работу секретаря | C/09.6 | -Разработка должностной инструкции секретаря. - Разработка положения о секретариате. - Разработка инструкции по делопроизводству |
| Составление и оформление управленческой документации | C/10.6 | -Составление проектов распорядительных (приказы, распоряжения) и информационно-справочных документов (служебные письма, справки, докладные и служебные записки). - Печать служебных документов и материалов. - Размножение служебных документов. - Контроль прохождения документов в организации (согласование, подписание и утверждение документа) |
| Организация работы с документами в приемной руководителя | C/11.6 | -Получение, предварительное рассмотрение и сортировка поступающих в приемную руководителя документов. - Проверка комплектности поступающих в приемную руководителя документов. - Подготовка документов для рассмотрения руководителем. - Учет документов, поступающих на имя руководителя. - Организация доставки документов исполнителям. - Создание и ведение базы данных документов руководителя. - Ведение информационно-справочной работы |
| Обобщенные трудовые функции: Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации | ||
| Формирование информационного взаимодействия руководителя с организациями | D/01.6 | -Отбор источников информации в соответствии с заданными критериями. - Обработка и интерпретация информации для подготовки проектов решений. - Подготовка запросов по поручению руководителя на получение документов и информации в органах государственной власти и управления, общественных организациях и получение соответствующих информации и документов. - Информирование руководителя о результатах рассмотрения запросов и обращений. - Организация решения вопросов, не требующих непосредственного участия руководителя. - Подготовка материалов для участия руководителя в работе различных структур в составе государственных и муниципальных органов, общественных организаций. - Подготовка документов для заключения соглашений о сотрудничестве с деловыми партнерами. - Информирование деловых партнеров и заинтересованных организаций о решениях руководителя в ходе выполнения соглашений |
| Анализ информации и подготовка информационно-аналитических материалов | D/02.6 | -Сбор, переработка и анализ информации для решения задач, поставленных руководителем. - Подготовка информационно-аналитических материалов. - Разработка тематического плана обзорного документа, доклада. - Определение круга библиографических источников. - Подбор источников и литературы по теме обзора, доклада, аналитической справки. - Написание и оформление обзора, доклада, аналитической справки |
| Организация деловых контактов и протокольных мероприятий | D/03.6 | -Организация и планирование деловых контактов, встреч и поездок руководителя. - Организация заседаний, совещаний и мероприятий, проводимых руководителем. - Подготовка материалов для совещаний, ведение и оформление протоколов. - Подготовка презентаций по указанию руководителя. - Подготовка и проведение пресс-конференций руководителя. - Организация переговоров, обеспечение участников информационными материалами, ведение записей переговоров |
| Организация исполнения решений руководителя | D/04.6 | -Документальное оформление решений руководителя, доведение до сведения работников организации устных распоряжений руководителя. - Координация деятельности по исполнению решений руководителя. - Контроль исполнения решений руководителя. - Подготовка отчетов о выполнении поручений и решений руководителя |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
| Уровень | Полномочия и ответственность |
Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
|---|---|---|---|---|
| 6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
| Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
|---|---|---|
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): выполнение организационно-технических функций по обеспечению сохранности, порядка хранения и использования документов и материалов в учреждениях архивной службы или архивных подразделениях организаций | ||
| Обеспечение сохранности архивных фондов | выполнение организационно-технических функций по обеспечению сохранности, порядка хранения и использования документов и материалов в учреждениях архивной службы или архивных подразделениях организаций | -документы, созданные любым способом документирования;. - системы документационного обеспечения управления;. - справочно-информационные средства по учету и поиску документов;. - архивные документы, в том числе организационно-распорядительные с различными сроками хранения. |
| Документирование и организационная обработка, документов канцелярии (архива) | выполнение организационно-технических функций по обеспечению сохранности, порядка хранения и использования документов и материалов в учреждениях архивной службы или архивных подразделениях организаций | -документы, созданные любым способом документирования;. - системы документационного обеспечения управления;. - справочно-информационные средства по учету и поиску документов;. - архивные документы, в том числе организационно-распорядительные с различными сроками хранения. |
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
5) Высшее - аспирантура, ординатура
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения образовательной программы.
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
Передача настоящей программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Внесение изменений в настоящую программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Итоговая аттестация обучающихся, завершающих обучение по программе, является обязательной.
Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена могут привлекаются представители работодателей, их объединений.
Цель итоговой аттестации – установление уровня подготовки выпускника программы к выполнению профессиональных задач.
Итоговая аттестация позволяет выявить и объективно оценить теоретическую и практическую подготовку обучающегося.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.
Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий).
Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в форме теста на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы. Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.
Перечень вопросов, используемых для проведения экзамена, формируется на основе перечней вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся при проведении промежуточных аттестаций по учебным дисциплинам, представленным в данной программе курса профессионального обучения.
Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается директором ООО Институт «РОПКиП».
В целях обеспечения объективного определения теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач по результатам обучения в состав аттестационной комиссии могут включаться представители других организаций.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию (квалификационный экзамен). Слушателям, успешно освоившим данную программу профессионального обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме итогового теста.
Порядок проведения аттестационных испытаний определяется настоящей программой и доводится до сведения обучающихся перед началом ее освоения.
Результаты итоговой аттестации определяются оценками «отлично»,«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационных испытаний после оформления в установленном порядке экзаменационной ведомости.
Для оценки знаний обучающихся может использоваться традиционная и балльная системы.
Если преподаватель выбирает балльную систему оценки, то обучающиеся должны быть ознакомлены до начала занятий с системой оценки и критериями оценивания.
Максимальная сумма баллов, набираемая обучающимися, равна 100. Баллы, характеризующие успеваемость обучающегося по дисциплине,набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ по определенному модулю.
На основе набранных баллов успеваемость обучающихся может определяться следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестирование | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
– оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Обучающимся, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), а также получившим неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию повторно.
Выполнение практической квалификационной работы (ПКР) является одним из видов аттестационных испытаний итоговой аттестации выпускников,завершающих обучение.
Цель выпускной практической квалификационной работы:
- показать уровень сформированности профессиональных и общих компетенций;
- показать уровень умений, знаний и практического опыта в рамках одного или нескольких профессиональных модулей;
Практическая квалификационная работа соответствует требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренному квалификационной характеристикой.
Критерии оценивания практической квалификационной работы (ПКР)
Каждая операция оценивается :
«1» балл, если студент справился с заданием,
«0» баллов, если студент не справился с заданием, после чего рассчитывается коэффициент усвоения (КУ).
КУ= (количество операций)/10
КУ 1-0,9 Оценка 5
КУ 1-0,7 Оценка 4
КУ 1-0,6 Оценка 3
КУ 0,6 и ниже Оценка 2
Контрольная работа № 1 на тему: «Методика хранения документов.»
- Определение структуры, состава, выяснение методики установления сроков хранения по Перечню.
- Критерии отнесения организаций к источникам комплектования архива.
- Виды перечней документов.
- Методика определения сроков хранения по Типовому перечню.
Контрольная работа № 2 на тему: «Учёт в архиве организации.»
- Составление пакета учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
- Годовой раздел сводной описи дел постоянного хранения.
- Годовой раздел сводной описи дел временного (свыше 10 лет) хранения.
- Годовой раздел сводной описи дел по личному составу.
- Титульный лист описи документов постоянного хранения.
- Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
Контрольная работа № 3 на тему: «Сроки выдачи документов. Требования к физическому состоянию и оформлению документов при их выдаче. Оформление выдачи документов.»
- Формирование должностной инструкции.
- Включение в документ общие положения; обязанности; права; требования предъявляемые к архивариусу;
Реализация настоящей программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. |
Самост. работа |
Промеж. аттестация |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1. Организация хранения архивных документов | 0 | ||||||
| 2. Организация комплектования архивов документами | 0 | ||||||
| 3. Организация учета архивных документов | 0 | ||||||
| 4. Справочно-поисковые средства к архивным документам | 0 | ||||||
| Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов | Промежуточная аттестация |
Форма аттестаций |
|---|---|---|---|
| 1. Организация хранения архивных документов | 0 | Зачет | |
| 2. Организация комплектования архивов документами | 0 | Зачет | |
| 3. Организация учета архивных документов | 0 | Зачет | |
| 4. Справочно-поисковые средства к архивным документам | 0 | Зачет | |
| Итого | 0 | 0 |
| Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
| Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самост. работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
| Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
| 0/0 | 0 | 0/0 | 0 | 0 | 0 | - | ||
Срок обучения – 0.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
| Наименование разделов, тем |
Всего часов |
|---|---|
| 1.Организация хранения архивных документов | |
| 2.Организация комплектования архивов документами | |
| 3.Организация учета архивных документов | |
| 4.Справочно-поисковые средства к архивным документам | |
| Итого | 0 |
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей хранение архивных документов;
- Освоение принципов организации архивного хранения документов;
- Формирование умений и навыков работы с архивными документами;
- Обучение организации и проведению экспертизы ценности документов;
- Получение знаний о современных технологиях хранения архивных документов, включая электронные архивы;
- Формирование навыков учета и контроля за состоянием архивных документов;
- Получение представлений о современных подходах к организации хранения архивных документов и принципах формирования архивных фондов.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения общего образования |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
10.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
10.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Козлов, В. П. Архивоведение : учебник и практикум для вузов / В. П. Козлов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 329 с.
-Доронина, Л. А. Организация и технология документационного обеспечения управления : учебник и практикум для вузов / Л. А. Доронина, В. С. Иритикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 270 с.
-Д. Л. Плохова / Цифровизация архивного дела: возможности и вызовы в эпоху искусственного интеллекта и больших данных / 4 с.
-ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ / 5 с.
б) дополнительная литература:
- Цеменкова, С. И. История архивов России с древнейших времен до начала XX века : учебник для вузов / С. И. Цеменкова ; под научной редакцией Л. Н. Мазур. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 128 с.
- Доронина, Л. А. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Доронина, В. С. Иритикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 270 с.
- Хорхордина, Т. И. Архивная эвристика: методы выявления архивных документов : учебник и практикум для вузов / Т. И. Хорхордина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 367 с.
- ПРИКАЗ от 31 июля 2023 г. N 77 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯ, КОМПЛЕКТОВАНИЯ, УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ, ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯХ / 85 с.
- ФЗ Об архивном деле в РФ№125-ФЗ от 22.10.2004 г. / 24 с.
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об электронной подписи" / 51 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что способствовало зарождению архивного дела на Руси?
a) письменность
б) торговля
в) соседство с другими государствами
2. Как называется первая опись документов, дошедшая до нас, датировавшаяся 1288 г., которая содержит перечневую роспись рукописей и книг:
a) берестяная грамота
б) ипатиевская летопись
в) грамота великого князя киевского Мстислава Владимировича
3. Сколько принципов входит в построение системы научно-справочного аппарата:
a) 2
б) 4
в) 3
4. Система НСА структурно подразделяется на:
a) вертикальный и горизонтальный уровни
б) вертикальный уровень
в) горизонтальный уровень
5. Какие группы критериев экспертизы ценности документов существуют:
a) Происхождения документов, содержания документов, внешних особенностей документов
б) Происхождения документов, содержания документов
в) внешних особенностей документов
6. Для чего нужен лист-заверитель дела:
a) Составляется для составления последующей описи
б) Составляется для учета количества листов в деле по установленной форме
в) Составляется для создания каталога
7. Какие документы составляются по результатам экспертизы ценности документов:
a) составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению
б) составляются акты о выделении дел к уничтожению
в) никаких документов не составляется
8. Как называют материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению
a) опись
б) номенклатура
в) документ
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение нормативно-правовой базы в области архивного дела и организации комплектования архивов.
- Освоение методик и технологий организации процесса комплектования архивов и обеспечения сохранности документов.
- Обучение работе с архивными документами, их учету и систематизации.
- Формирование навыков использования архивных материалов в научных, культурных и образовательных целях.
- Развитие профессиональных компетенций и повышение уровня квалификации специалистов в области архивного дела.
- Ознакомление с передовым опытом и инновационными подходами в организации комплектования архивов документами.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения общего образования |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
11.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
11.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Шувалова, Н. Н. Организация и технология документационного обеспечения управления : учебник для вузов / Н. Н. Шувалова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 234 с.
-Методические рекомендации «Экспертиза ценности и отбор в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу» / Росархив, ВНИИДАД. – М. – 2014 – с. 29
б) дополнительная литература:
- Корнеев, И. К. Конфиденциальное делопроизводство : учебник для вузов / И. К. Корнеев, А. В. Пшенко, В. А. Машурцев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 46 с.
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО / ПРИКАЗ от 11 апреля 2018 г. N 43 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ / 4 с.
- Раскин, Д. И. Методика и практика архивоведения : учебник для среднего профессионального образования / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 416 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Архивный документ – это …
a) материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства
б) документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению
в) документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования
г) документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате
2. Главным архивным документом в стране является
a) ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
б) ФЗ «Об архивном деле в РФ»
в) ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»
г) Положение о Федеральном архивном агентстве»
3. Подзаконным актом не является
a) Указ президента РФ
б) Постановление правительства
в) ФЗ «О государственной гражданской службе»
г) Положение об архивном отделе
4. Законодательство, регламентирующее вопросы архивного дела, впервые возникло
a) Франции, России
б) Китае, Греции, Риме
в) Великобритании, Германии
г) Испании, Финляндии
5. Срок исполнения запроса, требующего обращения к документам архива, не должен превышать
a) 10 дней
б) 15 дней
в) 30 дней
г) 7 дней
6. Какой документ архив не представляет заявителям
a) Архивная справка
б) Информационное письмо
в) Архивная копия
г) Акт проверки наличия документов
7. В систему научно-справочного аппарата (СНСА) к документам архива не входят
a) Описи
б) Каталоги
в) Планы и отчеты работы архива
г) Путеводители
8. Целевая комплексная экспертиза проводится
a) В ведомственном архиве
б) В государственном архиве
в) В делопроизводстве организации
г) Дома
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение нормативно-правовой базы архивного дела;
- Освоение методик учёта архивных документов;
- Обучение работе с архивными фондами, их классификации и систематизации;
- Формирование навыков составления описей и других учётных документов;
- Развитие профессиональных компетенций в области архивного учёта;
- Ознакомление с современными технологиями и программным обеспечением для учёта архивных документов.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения общего образования |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
12.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
12.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Павловская, О. Ю. Правовое обеспечение кадрового делопроизводства : учебник для вузов / О. Ю. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 288 с.
-Методические рекомендации «Экспертиза ценности и отбор в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу» / Росархив, ВНИИДАД. – М. – 2014 – с. 29
б) дополнительная литература:
- Кузнецов, И. Н. Ведение деловой документации : учебник и практикум для вузов / И. Н. Кузнецов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 259 с.
- Раскин, Д. И. Государственные, муниципальные и ведомственные архивы : учебник для вузов / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 115 с.
- Шувалова, Н. Н. Основы делопроизводства : учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Шувалова, А. Ю. Иванова ; под общей редакцией Н. Н. Шуваловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 355 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. В состав экспертной комиссии не входит
a) Арихвариус
б) Секретарь
в) Контрактный управляющий
г) Заместитель директора
2. При комплектовании архива не передаются
a) Дела временного (до 10 лет) хранения
б) Дела временного (свыше 10 лет) хранения
в) Дела по личному составу
г) Дела постоянного срока хранения
3. Какие дела не подлежат описанию
a) Дела временного (свыше 10 лет) хранения
б) Дела постоянного хранения
в) Дела по личному составу
г) Дела временного (до 10 лет) хранения
4. Не существует критерия ценности документов
a) Содержания
б) Экономического
в) Происхождения
г) Внешних особенностей
5. Какой комиссии по проведению экспертизы ценности документов не бывает
a) Экспертно-проверочной комиссии
б) Экспертной комиссии
в) Центральной ведомственной экспертной комиссии
г) Центральной экспертной комиссии
6. При комплектовании архива обязательно должен вестись список
a) Учреждений и организаций, в деятельности которых создаются документы, имеющие государственное значение
б) Учреждений и организаций, находящихся под контролем государственных архивов как возможные источники комплектования
в) Физических лиц
7. Объединенный архивный фонд формируется из документов
a) Образовавшихся в деятельности различных фондообразователей, объединенных по какому либо признаку
б) Образовавшиеся в ходе деятельности организации
в) Сформированный из документов нескольких фондообразователей, имеющих между собой логически обусловленные связи
8. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности хранятся постоянно
a) В государственных органах
б) В государственных архивах
в) В государственных организациях
г) В муниципальных архивах
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- Изучение основ архивного дела, классификации и описания архивных документов.
- Освоение методов и технологий создания справочно-информационных систем к архивным материалам.
- Изучение видов и форм справочно-поисковых средств, их назначения и особенностей использования.
- Обучение работе со справочно-поисковыми средствами, их применению для поиска информации в архивных фондах.
- Формирование навыков формирования и ведения каталогов, указателей, обзоров архивных документов и других справочно-поисковых систем.
- Развитие профессиональных компетенций, необходимых для работы со справочно-поисковыми системами к архивным документам.
- Ознакомление с инновационными технологиями и методиками создания и применения справочно-поисковых средств в архивах.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения общего образования |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
13.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
13.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Лекция 7 Справочные правовые системы / 11 с.
-Баринова, Е. Б. Электронный архив : учебник для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 166 с.
б) дополнительная литература:
- Михнев И. П., Сальникова Н. А. / Технология работы в справочно-правовых системах: учебное пособие / И. П. Михнев, Н. А. Сальникова; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2021 – 1 элек- трон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана. – 73 с.
- Будник, Р. А. Правовое регулирование электронного документооборота : учебник для вузов / Р. А. Будник ; под редакцией М. А. Федотова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 68 с.
- Кузнецов, И. Н. Деловая переписка : учебник и практикум для вузов / И. Н. Кузнецов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 139 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Номер фонда присваивается по
a) реестру описей
б) книге учета поступлении и выбытия документов
в) акту приема-передачи документов
г) списку фондов
2. Правила учета документов в конкретной организации регламентируются
a) Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов
б) Регламентом государственного учета документов Архивного Фонда Российской Федерации
в) Основными правилами работы архивов организации
3. Выходные данные (номер, дата, название) описи дел фиксируются в
a) книге учета поступления и выбытия документов
б) листе фонда
в) реестре описей
г) списке фондов
4. Реставрация – это:
a) Восстановление эксплуатационных свойств документа, а также его формы и внешнего вида
б) Замена оригинальных документов копиями
в) Документы на пленках и магнитных лентах
г) Укрепление красочного слоя
5. До начала проведения проверки необходимо
a) навести порядок в архиве
б) не предпринимать никаких действий
в) изучить документы предыдущих проверок
г) проверить соответствие нумерации дел итоговым записям в описях и сведениям в листах фондов
6. Список фондов заполняется на основании
a) списка фондов
б) книги учета поступления и выбытия документов
в) акта приема-передачи документов
г) описей дел
7. Какие признаки заведения дел использованы в следующем заголовке дела «Годовой финансовый план на 2011 год» Выберите несколько из 4 вариантов ответа^
a) авторский
б) предметно-вопросный
в) корреспондентский
г) хронологический
8. Внеплановая проверка наличия и состояния документов проводится
a) по требованию руководителя организации
б) по требованию государственного архива
в) после перемещения дел в другое помещение
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |