Курс профессиональной переподготовки Преподавание и образовательные технологии для преподавателя высшей школы в условиях реализации ФГОС
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2640 pуб.
Первоначальный взнос 264 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 5790 pуб.
Первоначальный взнос 579 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Преподавание и образовательные технологии для преподавателя высшей школы в условиях реализации ФГОС»



Присваеваемая квалификация: «Преподаватель высшей школы».
Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса в высшей школе при реализации ФГОС.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области образования.

Целю реализации программы являются:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями организациями, осуществляющими обучение;



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
-педагогическая;
-проектная;
-исследовательская;
-культурно-просветительская.
При разработке и реализации программы организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
-ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) ;
-ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные).

Выпускник, освоивший программу, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
проектная деятельность:
проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
исследовательская деятельность:
постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;
культурно-просветительская деятельность:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.



1.5. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
-основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления;
-педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
-современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
-основы трудового законодательства;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.

слушатель должен уметь:
Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Преподавание и образовательные технологии для преподавателя высшей школы в условиях реализации ФГОС».

Профессиональными компетенциями (ПК):
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).


Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере образования
и подтверждает присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 22 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Нормативно-правовой 128 29 98 Тест
1.1. Нормативно-правовое обеспечение образования Российской Федерации 127 29 97
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Психолого-педагогический 256 59 196 Тест
2.1. Общие основы педагогики 84 19 65
2.2. Общая психология 171 39 131
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Предметная деятельность 514 118 395 Тест
3.1. Педагогика высшей школы 77 18 59
3.2. Психология высшего образования 67 15 52
3.3. Проектирование и реализация ООП на основе ФГОС нового поколения 72 17 55
3.4. Теория и практика проектирования образовательных технологий на основе ФГОС 62 14 48
3.5. Теория и методика преподавания педагогики 67 15 52
3.6. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы 67 15 52
3.7. Психолого-педагогическая основа преподавания 101 24 76
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 900



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (168 часов, 6 часов в день)5 месяц (168 часов, 6 часов в день)6 месяц (60 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовой 128 4242421
+1ПА
2 Модуль 2. Психолого-педагогический 256 4042424242425
+1ПА
3 Модуль 3. Предметная деятельность 514 36424242424242424242424215
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 900

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 150 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовой

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
- В.И. Шкатулла / Образовательное право / — Москва 2001 г. — 688 стр.
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.

Нормативно-правовое обеспечение образования Российской Федерации
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.


Модуль 2. Психолого-педагогический

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.

Общие основы педагогики
Понятие педагогики как науки, основные задачи педагогической науки. Анализ свойств педагогического преподавания. Рассмотрение ключевых функций образования. Характеристика основных видов учебных планов. Метод обучения как совместная деятельность педагога. Технологическая характеристика основных стилей педагогического общения. Рассмотрение стадий профессионального общения преподавателя с учащимися на уроке или вне его. Изучение специфики деятельности, направленной на реализацию целей развития личности.


Общая психология
Психологические проблемы психосоматических расстройств. Роль психологического фактора в возникновении и течении соматических и нервно-психических заболеваний. Реакция личности на болезнь, «внутренняя картина болезни». Типы отношения к болезни. Характеристики дезадаптивных состояний по соматическому типу. Признаки психосоматических расстройств. Характеристика психосоматических расстройств. Специфический подход в психосоматике. Гипотеза психосоматической специфичности. Школа Ф. Александера.


Модуль 3. Предметная деятельность

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- ФГОС ООО
- Т.А. Болдырева / Специальная психология / - Оренбург 2011 г. - 186 стр.
- И.А. Курочкина / Психолого-педагогический практикум / - Екатеринбург 2020 г. - 222 стр.
- И.Ю.Левченко / Психолого-педагогическая диагностика / — Москва, Издательский центр «Академия», 2003 г. - 321 стр.
- Ю.А. Телепенко / Современный урок в контексте реализации ФГОС / - 3 стр.

Педагогика высшей школы
Педагогика как процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Отличительные особенности педагогики высшей школы, ее связь с другими науками. Проблема методов обучения в высшей школе.


Психология высшего образования
Понятие и особенности психологии как научного направления, ее объекты и методы. Задачи и структура психологии высшей школы. Основные тенденции и психологические принципы современного образования, подходы к данному процессу и оценка его эффективности.


Проектирование и реализация ООП на основе ФГОС нового поколения
Этапы и формы педагогического проектирования, его принципы и виды. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций. Процесс разработки конкретной педагогической технологии. Методические рекомендации по организации проектной деятельности.


Теория и практика проектирования образовательных технологий на основе ФГОС
Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования. Категории "технология", "педагогическая технология", "технология обучения". Технология проектирования педагогического процесса. Планирование в деятельности педагога.


Теория и методика преподавания педагогики
Педагогика как наука и как учебный предмет. Личность учителя в свете современных требований к педагогу. Научно-методические основы преподавания раздела "Общие основы педагогики". Научно-методические основы преподавания раздела "Дидактика". Научно-методические основы преподавания раздела "Теория воспитания". Методические основы подготовки и проведения лекции по педагогике. Семинары, практикумы, уроки-наблюдения: традиционные и нетрадиционные формы проведения.


Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы
Критерии развития личности преподавателя как профессионала. Характеристика основных педагогических задач - стратегических, оперативных и тактических. Субъективные условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.


Психолого-педагогическая основа преподавания
Организуя процесс обучения, педагог должен понимать, что на каждом уроке, на каждом учебном занятии, наряду с сообщением учащимся новых знаний, формированием у них умений и навыков учебного труда, необходимо ещё решать воспитательные задачи, основываясь на психолого-педагогических закономерностях и на тех парадигмах, которые на текущий момент педагогика имеет в своем арсенале.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Как подразделяются образовательные программы, реализуемые в Российской Федерации?
a) на программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования
б) на программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования
в) все перечисленное верно
г) на общеобразовательные и профессиональные программы

2. На каких принципах основывается государственная политика в области образования?
a) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
б) свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений
в) все перечисленное верно


3. На каком уровне Закон РФ «Об образовании» представляет основу правового регулирования отношений в сфере образования?
a) на федеральном уровне
б) на региональном уровне
в) на местном уровне


4. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и культуры осуществляется
a) на федеральном уровне и региональных уровнях
б) только на федеральном уровне
в) на федеральном, региональном и местном уровнях


5. В какой статье Конституции РФ закрепляется право каждого на образование?
a) статья 42
б) статья 36
в) статья 43


6. Вопросы обучения в аспирантуре и докторантуре регулируются Федеральным законом
a) "О высшем и послевузовском образовании"
б) "Об образовании"
в) "О послевузовском образовании"


7. Допускается ли создание и деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждений организационных структур политических партий?
a) допускается
б) не допускается
в) допускается только с разрешения соответствующих органов государственной власти субъектов РФ


8. Влияет ли наличие судимости на возможность получения гражданами РФ образования?
a) не влияет
б) влияет
в) влияет в зависимости от статьи судимости




Перечень тестов. Модуль 2. Психолого-педагогический
1. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, — это…
a) индивид
б) «я – концепция личности»
в) индивидуальность
г) личность

2. Метод в психологии – это способ…
a) воздействия на личность
б) обработки полученных результатов
в) получения психологической информации


3. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении – это…
a) способности
б) темперамент
в) задатки
г) характер

4. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности – это…
a) поступок
б) навык
в) воля
г) характер

5. Эмоционально-динамическую сторону поведения характеризует ___
a) характер
б) темперамент
в) направленность
г) способности

6. Предметом педагогики как науки является…
a) развитие личности
б) целенаправленно организуемый педагогический процесс
в) образовательные системы
г) профессиональная педагогическая деятельность

7. Уровень развития психики, присущий только человеку – это…
a) перцептивная психика
б) сознание
в) сенсорная психика
г) элеметарный интеллект

8. Восприятие есть процесс/результат/ построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при…
a) отсутствии воспринимаемого предмета
б) непосредственном взаимодействии с этим объектом
в) отсутствии взаимодействия




Перечень тестов. Модуль 3. Предметная деятельность
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся

2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание

3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся

4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом

5. К достоинствам программированного обучения не относятся
a) индивидуальный темп обучения
б) постоянный контроль усвоения
в) возможность использования технических средств
г) репродуктивный характер усвоения знаний

6. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения
a) дискуссия
б) показ
в) рассказ
г) игра

7. Компьютерная программа входит в классификацию средств обучения по
a) уровням содержания образования
б) составу объектов изучения
в) характеру воздействия
г) носителю информации

8. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется
a) программой
б) алгоритмом
в) проектом
г) технологией



5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Общее представление о педагогике как науке. Назовите объект, предмет и функции педагогики.
2. В чём связь педагогики с другими науками и ее структура?
3. В чем заключается деятельность учителя и учащихся в процессе обучения?
4. Опишите систему методов и методику педагогического исследования.
5. Назовите сущность, структурные составляющие, методологические требования, классификация педагогических технологий.
6. В чем сущность методов воспитания и их классификация?
7. Как происходит формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике?
8. Как происходит формирование основ нравственной культуры личности?
9. В чем сущность и организационные основы функционирования детского коллектива?
10. Назовите этапы и уровни развития детского коллектива.
11. Назовите основные условия развития детского коллектива.
12. Назовите нормативные документы, регламентирующие содержание основного общего образования.
13. Назовите организационные формы и системы обучения.
14. Назовите виды современных организационных форм обучения.
15. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
16. Назовите цели и задачи гуманистического воспитания.
17. Назовите закономерности и принципы гуманистического воспитания.
18. Назовите формы организации обучения. Назовите методы обучения.
19. В чем сущность содержания образования и принципы его структурирования?
20. Назовите принципы и критерии отбора содержания общего образования.
21. Назовите методы обучения, дидактические средства.
22. Назовите принципы и критерии отбора содержания общего образования.
23. Что такое государственный образовательный стандарт и назовите его функции.
24. Назовите методы формирования сознания личности .
25. Раскройте понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.
26. Назовите методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
27. Назовите цели, задачи, функции и принципы обучения.
28. Назовите виды обучения и их характеристика. Закономерности и принципы обучения.
29. Назовите функции обучения. Методологические основы обучения.
30. Назовите методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
31. Что такое государственно-общественная система управления образованием?
32. Назовите общие принципы управления образовательными системами.
33. Назовите функции и технологии управления образовательной организацией.
34. В чем сущность и структура педагогической деятельности?
35. Перечислите и раскройте функции и технологии управления образовательной организацией.
36. Что такое педагогическое общение? Назовите стили педагогического руководства.
37. Что такое государственные образовательные стандарты?
38. Назовите методы и формы управления школой. Управленческая культура руководителей школы.
39. В чем специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, направленности ведущей деятельности, уровня развития познавательных процессов учащихся?
40. Контроль в процессе обучения (назвать условия формирования действия контроля у обучающихся).
41. Охарактеризуйте концепции развивающего обучения.
42. Охарактеризуйте основные идеи педагогов-новаторов.
43. Что такое дифференцированное обучение?
44. Что такое теория обучения?
45. Назовите органы управления образованием в РФ. Управление муниципальными образовательными системами. Органы управления образовательной организацией.
46. Что такое программированное обучение?
47. Назовите условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
48. Дайте общую характеристику системы образования.
49. В чем сущность педагогического процесса?
50. Назовите формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.
51. Что такое дифференцированное обучение?
52. Что такое игровые технологии в современном образовании?


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Е.В. Клюева / Педагогика: проблемы общего и дошкольного образования / - Арзамас 2013 г. - 254 стр.
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
- ФГОС ООО
- В.И. Шкатулла / Образовательное право / — Москва 2001 г. — 688 стр.
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Т.А. Болдырева / Специальная психология / - Оренбург 2011 г. - 186 стр.
- И.А. Курочкина / Психолого-педагогический практикум / - Екатеринбург 2020 г. - 222 стр.
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- И.Ю.Левченко / Психолого-педагогическая диагностика / — Москва, Издательский центр «Академия», 2003 г. - 321 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.
- Ю.А. Телепенко / Современный урок в контексте реализации ФГОС / - 3 стр.
- Нигматов З.Г. / Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе / - Казань 2012 г. – 357 стр.
- И.В. Катосонов / Применение дистанционных образовательных технологий / - Тольятти 2017 г. - 89 стр.