ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(программа профессиональной переподготовки)
«Организационно-педагогическая работа в условиях реализации ФГОС»
Присваиваемая квалификация: «Педагог-организатор».
Трудоемкость обучения по данной программе – 1200 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса в образовательных организациях при реализации ФГОС.
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
1.3. Цель реализации программы
Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области образования.
Целю реализации программы являются:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями организациями, осуществляющими обучение;
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, включает образование, социальную сферу, культуру.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
-педагогическая;
-проектная;
-исследовательская;
-культурно-просветительская.
При разработке и реализации программы организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
-ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) ;
-ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные).
Выпускник, освоивший программу, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
проектная деятельность:
проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
исследовательская деятельность:
постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;
культурно-просветительская деятельность:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
1.5. Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-возрастную и специальную педагогику и психологию;
-физиологию, гигиену;
-специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, детей, их творческой деятельности;
-методику поиска и поддержки молодых талантов;
-содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности: научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой;
-порядок разработки программ занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций;
-методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.
слушатель должен уметь:
Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреждениях (организациях) и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых. Руководит работой по одному из направлений деятельности образовательного учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. Способствует реализации прав обучающихся (воспитанников, детей) на создание детских ассоциаций, объединений. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся, воспитанников, детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося, воспитанника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников, детей), в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой. Анализирует достижения обучающихся, воспитанников, детей. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес обучающихся (воспитанников, детей), используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность. Оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей), организует их каникулярный отдых.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая работа в условиях реализации ФГОС».
Профессиональными компетенциями (ПК):
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);
проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Профессиональные компетенции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|---|
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. - Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. - Планирование и проведение учебных занятий. - Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. - Формирование универсальных учебных действий. - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). - Формирование мотивации к обучению. - Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. - Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. - Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. - Проектирование и реализация воспитательных программ. - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). - Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). - Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. - Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
|
Развивающая деятельность | A/03.6 | -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Оказание адресной помощи обучающимся. - Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. - Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. - Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. - Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере образования
и подтверждает присвоение квалификации «Педагог-организатор».
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное
или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.
1.7. Срок обучения
Трудоемкость обучения по данной программе – 1200 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 29 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
1.8. Форма обучения
Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.
1.10. Выдаваемый документ:
Диплом профессиональной переподготовки.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование дисциплин | По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час | форма контроля | ||
Общая трудоемкость, час |
Лекции | СРС | ||
1. Модуль 1. Нормативно-правовой | 171 | 39 | 131 | Тест |
1.1. Основы законодательства РФ в области образования и воспитания | 56 | 13 | 43 | |
1.2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников | 51 | 12 | 39 | |
1.3. Законодательство в области защиты прав ребенка | 63 | 14 | 48 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
2. Модуль 2. Психолого-педагогический | 342 | 79 | 262 | Тест |
2.1. Педагогика | 113 | 26 | 87 | |
2.2. Общая психология | 228 | 52 | 175 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
3. Модуль 3. Предметная деятельность | 685 | 158 | 526 | Тест |
3.1. Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС | 116 | 27 | 89 | |
3.2. Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС | 116 | 27 | 89 | |
3.3. Содержание, методика проведения и организация культурно-массовых мероприятий | 103 | 24 | 79 | |
3.4. Теория и методика взаимодействия с родителями обучающимися | 116 | 27 | 89 | |
3.5. Организационно-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования детей и взрослых | 116 | 27 | 89 | |
3.6. Профессиональное развитие педагога | 117 | 26 | 90 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
4. Итоговая аттестация | 2 | Квалификационный экзамен | ||
Итого часов | 1200 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма:
№ | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | 1 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 2 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 3 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 4 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 5 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 6 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 7 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 8 месяц (24 часа, 6 часов в день) | ||||||||||||||||||||||||
1 | Модуль 1. Нормативно-правовой | 171 | 42 | 42 | 42 | 42 | 2 +1ПА | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Модуль 2. Психолого-педагогический | 342 | 39 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 8 +1ПА | |||||||||||||||||||||||
3 | Модуль 3. Предметная деятельность | 685 | 33 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 21 +1ПА | |||||||||||||||
4 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Итого часов | 1200 |
ПА- Промежуточная аттестация.
3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 200 дней по 6 часов в день.4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Нормативно-правовой
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
-
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
Основы законодательства РФ в области образования и воспитания
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал.
Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей.
Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал.
Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей.
Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.
Законодательство в области защиты прав ребенка
Отношения в области защиты прав ребенка. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты РФ. Нормы конвенции ООН о правах ребенка. Международные договоры РФ о правах детей. Концепция семейной политики, защиты прав и законных интересов детей. Поддержка детства.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.
Педагогика
Общая педагогика. Возрастная педагогика. Специальная педагогика. Частная методика. История педагогики. Педагогика как наука. История возникновения педагогики. Связь педагогики с другими науками. Принципы педагогики и ее функции. Предмет и задачи педагогики. Семейная педагогика.
Общая психология
Спецфика науки. Отрасли и методы психологии. Экспериментальная психология сознания. Гештальт-психология. Бихевиоризм и когнитивная психология. Отечественная школа психологии. Неосознаваемые психические процессы. Аналитическая психология. Социально ориентированные психоаналитические теории. Гуманистическая психология. Основы практической психологии. Эмоциональная и волевая сферы психики. Психические процессы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- С.С. Прищепа / Партнерство дошкольной организации и семьи / —Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.—96 стр.
- Методические рекомендации для заместителей директоров образовательных организаций по воспитательной работе / под общ. ред. О. В. Грединой, канд. пед. наук, доцент. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017 г.– 77 стр.
- В.В. Щетинина / Современные концепции воспитания и развития ребенка / – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012 г. – 153 стр.
- С.В. Королева / Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации / Екатеринбург 2018 - 110 стр.
- И.В. Вагнер / Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи / Москва, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. — 243 стр.
Организация воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
Компетентностный подход в профессиональном образовании. Планирование учебно-воспитательной работы на основе модели управления учебно-воспитательным процессом. Разработка модели управления учебно-воспитательной работы на уровне заместителя директора.
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Компоненты системы методической работы в образовательном учреждении. Организация учебно-воспитательного процесса в автотранспортном колледже в условиях модернизации образования. Роль инноваций в методической работе преподавателя экономических дисциплин.
Содержание, методика проведения и организация культурно-массовых мероприятий
Основные требования к мероприятию и этапы его подготовки. Способы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон и масштабность мероприятий. Технология написания сценария. Стилистические требования к составлению текста.
Теория и методика взаимодействия с родителями обучающимися
Формы и методы совместной работы ДОУ и семьи. Современные подходы к изучению семьи, методы повышения педагогической культуры родителей. Проблемы организации взаимодействия родителей и дошкольного учреждения. Направления эстетического воспитания детей.
Организационно-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования детей и взрослых
Пути решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности: мотивация, цели, задачи, средства, продукт и результат. Характеристика целеполагающих и организационно-структурных функций педагогической деятельности.
Профессиональное развитие педагога
Ознакомление с процессом внедрения модели построения индивидуального профессионального развития педагога в ходе курсовой подготовки. Рассмотрение видов взаимодействия института с методическими кабинетами отделов образования в организации тьюторства.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.
Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Какое из перечисленных прав, закрепленных в конституции РФ, относится к личным?
a) Право участвовать в управлении делами государство
б) Право на жизнь
в) Право на жилище
2. С какого возраста несовершеннолетний может обратиться в суд за защитой своих прав?
a) 14 лет
б) 16 лет
в) 12 лет
3. На основании Конвенции о правах ребенка насилие в отношениях детей является нарушением прав человека. Насилие нарушает:
a) право на жизнь и физическую неприкосновенность
б) право на равную защиту
в) право на стандарты эмоционального состояния
4. Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:
a) никогда не вмешивается
б) запрещает
в) не вмешивается, если не угрожает жизни и здоровью ребенка
5. Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой:
a) государства
б) полиции
в) органов загса
6. По определению ООН, подросток – это лицо в возрасте:
a) от 12 до 19 лет
б) от 10 до 19 лет
в) от 12 до 18 лет
7. Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …
a) Программа
б) Конвенция
в) Декларация
8. «Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
a) 1990
б) 1966
в) 1987
Перечень тестов. Модуль 2. Психолого-педагогический
1. К эмпирическим методам исследования не относится:
a) анализ
б) изучение передового опыта
в) наблюдение
г) эксперимент
2. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют…
a) появлением человеческого общества
б) эволюцией человеческого разума
в) объективным характером приспособления детей к жизни
г) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве
3. Научно-педагогическое исследование выполняет такие функции, как…
a) развивающую
б) коммуникативную
в) обобщающую
г) социальную
4. Общие принципы познания и категориальный срой науки в целом составляют содержание такого уровня методологии, как…
a) конкретно-научный
б) философский
в) общенаучный
г) теоретический
5. Главными особенностями метода наблюдения являются…
a) соответствие данных об объекте изучения критериям качества
б) эмоциональная окрашенность полученных результатов
в) зависимость результатов наблюдений от условий
г) инструментальное сопровождение метода
6. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания» - сущность педагогики…
a) экзистенциализма
б) неотомизма
в) прагматизма
г) неопозитивизма
7. Научно-педагогические исследования не подразделяются на…
a) прикладные
б) разработки
в) фундаментальные
г) методические
8. К группе диагностических методов не относится…
a) наблюдение
б) анкетирование
в) педагогический эксперимент
г) тестирование
Перечень тестов. Модуль 3. Предметная деятельность
1. К достоинствам проблемного обучения относится
a) развитие мышления учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) большие затраты времени
г) учет индивидуальных особенностей учащихся
2. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса - это
a) мировоззрение педагога
б) педагогическая система
в) концепция обучения
г) профессиональное сознание
3. Отметкой в дидактике называют
a) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний
в) метод устного контроля
г) качественный показатель уровня и глубины знаний учащихся
4. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится
a) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом
5. К достоинствам программированного обучения не относятся
a) индивидуальный темп обучения
б) постоянный контроль усвоения
в) возможность использования технических средств
г) репродуктивный характер усвоения знаний
6. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения
a) дискуссия
б) показ
в) рассказ
г) игра
7. Компьютерная программа входит в классификацию средств обучения по
a) уровням содержания образования
б) составу объектов изучения
в) характеру воздействия
г) носителю информации
8. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется
a) программой
б) алгоритмом
в) проектом
г) технологией
5.2. Итоговая аттестация
Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.
Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:
1. Общее представление о педагогике как науке. Назовите объект, предмет и функции педагогики.
2. В чём связь педагогики с другими науками и ее структура?
3. В чем заключается деятельность учителя и учащихся в процессе обучения?
4. Опишите систему методов и методику педагогического исследования.
5. Назовите сущность, структурные составляющие, методологические требования, классификация педагогических технологий.
6. В чем сущность методов воспитания и их классификация?
7. Как происходит формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике?
8. Как происходит формирование основ нравственной культуры личности?
9. В чем сущность и организационные основы функционирования детского коллектива?
10. Назовите этапы и уровни развития детского коллектива.
11. Назовите основные условия развития детского коллектива.
12. Назовите нормативные документы, регламентирующие содержание основного общего образования.
13. Назовите организационные формы и системы обучения.
14. Назовите виды современных организационных форм обучения.
15. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
16. Назовите цели и задачи гуманистического воспитания.
17. Назовите закономерности и принципы гуманистического воспитания.
18. Назовите формы организации обучения. Назовите методы обучения.
19. В чем сущность содержания образования и принципы его структурирования?
20. Назовите принципы и критерии отбора содержания общего образования.
21. Назовите методы обучения, дидактические средства.
22. Назовите принципы и критерии отбора содержания общего образования.
23. Что такое государственный образовательный стандарт и назовите его функции.
24. Назовите методы формирования сознания личности .
25. Раскройте понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.
26. Назовите методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
27. Назовите цели, задачи, функции и принципы обучения.
28. Назовите виды обучения и их характеристика. Закономерности и принципы обучения.
29. Назовите функции обучения. Методологические основы обучения.
30. Назовите методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
31. Что такое государственно-общественная система управления образованием?
32. Назовите общие принципы управления образовательными системами.
33. Назовите функции и технологии управления образовательной организацией.
34. В чем сущность и структура педагогической деятельности?
35. Перечислите и раскройте функции и технологии управления образовательной организацией.
36. Что такое педагогическое общение? Назовите стили педагогического руководства.
37. Что такое государственные образовательные стандарты?
38. Назовите методы и формы управления школой. Управленческая культура руководителей школы.
39. В чем специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, направленности ведущей деятельности, уровня развития познавательных процессов учащихся?
40. Контроль в процессе обучения (назвать условия формирования действия контроля у обучающихся).
41. Охарактеризуйте концепции развивающего обучения.
42. Охарактеризуйте основные идеи педагогов-новаторов.
43. Что такое дифференцированное обучение?
44. Что такое теория обучения?
45. Назовите органы управления образованием в РФ. Управление муниципальными образовательными системами. Органы управления образовательной организацией.
46. Что такое программированное обучение?
47. Назовите условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
48. Дайте общую характеристику системы образования.
49. В чем сущность педагогического процесса?
50. Назовите формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.
51. Что такое дифференцированное обучение?
52. Что такое игровые технологии в современном образовании?
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.
9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
-
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Т.Б. Гребенюк / Общая педагогика / Калининград - 107 стр.
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- С.С. Прищепа / Партнерство дошкольной организации и семьи / —Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.—96 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.
- Методические рекомендации для заместителей директоров образовательных организаций по воспитательной работе / под общ. ред. О. В. Грединой, канд. пед. наук, доцент. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017 г.– 77 стр.
- В.А. Безуевская / Организация деятельности учреждения дополнительного образования детей / – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017 г. – 77 стр.
- В.В. Щетинина / Современные концепции воспитания и развития ребенка / – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012 г. – 153 стр.
- С.В. Королева / Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации / Екатеринбург 2018 - 110 стр.
- И.В. Вагнер / Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи / Москва, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. — 243 стр.
- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.
- Приказ: "Организация и проведение культурно-массовых мероприятий" / 2016 г. - 11 стр.