Курс профессиональной переподготовки Пожарная безопасность
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2640 pуб.
Первоначальный взнос 264 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Пожарная безопасность»



Присваиваемая квалификация: «Специалист по пожарной профилактике».
Трудоемкость обучения по данной программе – 600 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Обеспечение пожарной безопасности является одной из актуальных проблем и важнейшей функцией государства. Существуют законодательные и нормативно-правовые акты о пожарной безопасности, которые дают общие понятия, определения и порядок реализации на местах прав и обязанностей предприятий и граждан в данной области.
Специалисты по пожарной безопасности в зависимости от места работы обеспечивают противопожарный режим на объектах, разрабатывают мероприятия по снижению рисков возникновения пожара, контролируют строящиеся и реконструируемые здания и так далее.
Курс поможет изучить актуальную нормативно-правовое законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности, изучить причины возникновения неконтролируемых возгораний, освоить методы оценки пожарной обстановки и предотвращения пожаров.
В данном курсе вы изучите:
- актуальное законодательство и нормативные акты в сфере пожарной безопасности в РФ;
- физико-химические основы развития и прекращения горения;
- пожарная безопасность в строительной отрасли;
- пожарная безопасность технологических процессов производственной деятельности;
- организация и способы пожаротушения;
- противопожарное водоснабжение, теплофизика;
- пожарная техника;
- пожарная безопасность в электроустановках;
- автоматическая пожарная сигнализация, автоматические установки пожаротушения, системы оповещения при пожаре;
- государственный пожарный надзор;
- информационные технологии в области пожарной безопасности;
- организационно-управленческие основы деятельности ГПС;
- охрана труда;
- приемы оказания первой помощи.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 20.02.04 Пожарная безопасность.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 12.007 Пожарный.

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области техносферная безопасность.

Целю реализации программы являются:
- Спасение людей, имущества, защита окружающей среды и проведение аварийно-спасательных работ при тушении пожаров;



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;
-население, находящееся в опасных зонах пожара;
-объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;
-технологические процессы пожароопасных производств;
-материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;
-технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
-нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;
-процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;
-первичные трудовые коллективы;
-технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
-пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
-пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
-огнетушащие вещества;
-аварийно-спасательное оборудование и техника;
-системы и оборудование противопожарной защиты;
-системы и устройства специальной связи и управления;
-медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;
-иные средства, вспомогательная и специальная техника.

Техник готовится к следующим видам деятельности:
-Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
-Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.
-Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
-Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации
3 Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи Индивидуальная ответственность. Решение типовых практических задач Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач Применение специальных знаний. Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до од-ного года). Практический опыт.
4 Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников. Решение различных типов практических задач Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт.



1.5. Планируемые результаты обучения

Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Пожарная безопасность».

Профессиональными компетенциями (ПК):
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.


Общекультурные компетенции (ОК):
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ Осуществление караульной службы B/04.3 -Осуществление караульной службы в соответствии с расписанием распорядка дня.
- Проверка состояния противопожарного водоснабжения в районе выезда.
- Изучение теоретических материалов и отработка практических навыков
Выполнение в составе подразделения пожарной охраны работ и мероприятий по эксплуатации мобильных средств пожаротушения Выполнение работ по доставке пожарных, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники к месту вызов C/01.4 -Выезд (самостоятельное следование) к месту вызова с использованием специальных световых и звуковых сигналов, обеспечение безопасности движения с использованием специальных световых и звуковых сигналов.
- Планирование кратчайшего маршрута к месту вызова.
- Доставка работников пожарной охраны, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники к месту вызова.
- Контроль работ по восстановлению целости и комплектности мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента.
- Доставка работников пожарной охраны, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники или самостоятельное следование к месту постоянного расположения в составе пожарной охраны
Выполнение работ по тушению пожара с применением мобильных средств пожаротушения C/02.4 -Разведка места тушения пожара.
- Контроль работ по развертыванию сил и средств.
- Выполнение работ по развертыванию сил и средств.
- Управление работой насосов, подачей огнетушащих веществ.
- Обеспечение бесперебойной работы узлов и агрегатов мобильных средств пожаротушения при тушении пожара
Выполнение аварийно-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим при пожаре C/03.4 -Обеспечение мер безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ.
- Выполнение работ по спасению людей и имущества с применением мобильных средств пожаротушения.
- Выполнение работ по оказанию первой помощи пострадавшим при пожаре.
- Планирование работ по транспортировке пострадавших при пожаре.
- Выполнение работ по транспортировке пострадавших при пожаре
Выполнение работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно C/04.4 -Планирование работ по проверке и устранению неисправности пожарных средств, агрегатов, оборудования, инструмента и материалов.
- Выполнение работ по приему, проверке и устранению неисправности пожарных средств, агрегатов, оборудования, инструмента и материалов.
- Планирование работ по техническому обслуживанию средств, агрегатов, оборудования и инструмента.
- Выполнение работ по техническому обслуживанию средств, агрегатов, оборудования и инструмента.
- Планирование работ по поддержанию работоспособности и содержанию в исправном состоянии средств, агрегатов, оборудования, инструмента.
- Контроль работ по поддержанию работоспособности и содержанию в исправном состоянии средств, агрегатов, оборудования, инструмента.
- Выполнение работ по поддержанию работоспособности и содержанию в исправном состоянии средств, агрегатов, оборудования, инструмента


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере техносферная безопасность
и подтверждает присвоение квалификации «Специалист по пожарной профилактике».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 600 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 15 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение пожарной безопасности 85 20 64 Тест
1.1. Правовые основы пожарной безопасности 84 20 63
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Общепрофессиональный 170 39 130 Тест
2.1. Теория горения и взрыва 56 13 43
2.2. Физико-химические основы развития и тушения пожаров 113 26 86
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Специальный 343 79 263 Тест
3.1. Пожарная тактика и техника 82 19 63
3.2. Основы обеспечения пожарной безопасности 69 16 53
3.3. Пожаровзрывозащита 86 20 66
3.4. Практикум по пожарной профилактике 105 24 80
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 600



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (96 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение пожарной безопасности 85 42421ПА
2 Модуль 2. Общепрофессиональный 170 414242422
+1ПА
3 Модуль 3. Специальный 343 39424242424242429
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 600

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 100 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение пожарной безопасности

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О пожарной безопасности"
- Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"
- Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N10938)
- Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)

Правовые основы пожарной безопасности
Законодательство, регламентирующее деятельность пожарной охраны. Деятельность прокуратуры по исполнению законов о пожарной безопасности. Обеспечение законности в сфере пожарной безопасности. Практические и проблемные аспекты пожарной безопасности.


Модуль 2. Общепрофессиональный

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Мельник, О.Е. / Пожарная безопасность для детей дошкольного и младшего школьного возраста / – Санкт-Петербург: СПб УГПС МЧС России, 2015 г. – 90 стр.
- «Уфимский государственный авиационный технический университет» / Физико-химические основы развития и тушения пожара / - Уфа 2021 г. - 183 стр.

Теория горения и взрыва
Закономерности распространения горения, его значение для человека. Физические закономерности распространения пламени. Опасные и вредные факторы горения и пожара. Влияние высоких и низких температур на организм человека. Основные стадии в развитии пожара.


Физико-химические основы развития и тушения пожаров
Определение дебита газового фонтана и эффективной скорости истечения газа из устья скважины. Расчет мощности излучения на различных расстояниях от устья скважины. Определение адиабатической температуры потухания и расхода воды на тушение пожара.


Модуль 3. Специальный

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- В. А. Пучков / Пожарная безопасность / – М. : Академия ГПС МЧС России, 2014 г. – 877 стр.
- Белявская А.С. / Пожаровзрывозащита / - Тирасполь, 2012 - 61 стр.
- С.А. Ковалев / Антология безопасности. Пожарная безопасность / - Омск 2017 г. - 84 стр.

Пожарная тактика и техника
Методические указания для помощи учащимся в выполнении курсового проекта по курсу "Пожарная тактика". Оперативно-тактическая характеристика объекта тушения. Расчет технико-экономических показателей участка. Расчет сил и средств для тушения пожара.


Основы обеспечения пожарной безопасности
Пожарная безопасность. Пожар как фактор техногенной катастрофы. Причины возникновения пожаров на предприятиях. Автотранспортные предприятия. Предприятия машиностроения. Лаборатории. Меры по пожарной профилактике. Способы и средства тушения пожаров.


Пожаровзрывозащита
Определение требуемой и фактической степени огнестойкости здания, а также площади пожарного отсека (секции). Характеристика основных методов дымозащиты зданий и сооружений. Взрывозащита зданий и сооружений. Обеспечение безопасной эвакуации людей.


Практикум по пожарной профилактике
Прием и обработка сообщений о пожаре (вызове). Выезд и следование к месту пожара (вызова). Разведка места пожара. Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Развертывание сил и средств. Ликвидация горения. Специальные работы. Сбор и возвращение к месту постоянного расположения.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение пожарной безопасности
1. На какие группы делятся вещества и материалы по горючести:
a) Негорючие, трудногорючие и горючие
б) Негорючие, плохогорючие и горючие



2. На каком этапе строительства объекта должен вводиться в действие внутренний противопожарный водопровод:
a) К моменту пусконаладочных работ
б) К началу основных строительных работ
в) К полному окончанию строительства


3. На какие группы по воспламеняемости подразделяются горючие строительные материалы:
a) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
б) Трудновоспламеняемые, нормальновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
в) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые


4. На каком этапе строительства объекта должны вводиться в действие автоматические системы пожаротушения и сигнализации:
a) К началу основных строительных работ
б) К моменту пусконаладочных работ
в) К началу отделочных работ


5. В какой цвет должны быть окрашены пожарные шкафы:
a) В белый с красными полосками
б) В красный
в) По согласованию заказчика


6. Что такое нейтрализатор статического электричества:
a) а) Устройство, обеспечивающее необходимую влажность поверхности или объема заряженного материала
б) Устройство, предназначенное для снижения уровня электростатических зарядов путем ионизации электризующегося материала или среды вблизи его поверхности
в) Это совокупность заземлителя и заземляющих проводников


7. Один из классов пожарной безопасности для строительных конструкций
a) Непожароопасные
б) Сильнопожароопасные
в) мелкопожароопасные


8. Один из классов пожарной безопасности для строительных конструкций:
a) Крупнопожароопасные
б) мелкопожароопасные
в) Малопожароопасные




Перечень тестов. Модуль 2. Общепрофессиональный
1. Что понимается под термином "противопожарный режим"? (л.28, ст.1)
a) Правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения требований пожарной безопасности
б) Специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом
в) Действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности
г) Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров

2. Что из перечисленного не является функциями системы обеспечения пожарной безопасности? (л.28, ст.3)
a) Разработка и осуществление мер пожарной безопасности
б) Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности
в) Создание пожарной охраны и организация ее деятельности
г) Проведение аварийно-восстановительных работ после тушения пожаров

3. Что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты? (л.29, ст.5, пп.1-4)
a) Обеспечение безопасности людей при пожаре
б) Предотвращение пожара
в) Защита имущества при пожаре
г) Все перечисленное

4. Кто несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в организации? (л.28, ст.37)
a) Инженер по пожарной безопасности организации
б) Руководитель организации
в) Технический руководитель организации
г) Руководители подразделений организации

5. К какому классу относятся пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением? (л.29, ст.8)
a) К классу С
б) К классу D
в) К классу В
г) К классу Е

6. На какие виды подразделяется электрооборудование в зависимости от степени пожаровзрывоопасности и пожарной опасности? (л.29, ст.21)
a) Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты, пожаровзрывозащищенное электрооборудование
б) Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты, пожарозащищенное электрооборудование, взрывозащищенное электрооборудование, электрооборудование с повышенной взрывозащитой
в) Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты, пожарозащищенное электрооборудование, взрывозащищенное электрооборудование
г) верного ответа нет

7. В течение какого времени кабели и провода систем противопожарной защиты, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны сохранять работоспособность в условиях пожара? (л.29, ст.82, пп.1-9)
a) В течение одного часа
б) В течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону
в) Не более двух часов
г) Время зависит от типа систем противопожарной защиты

8. Что относится к первичным средствам пожаротушения? (л.29, ст.43)
a) Переносные и передвижные огнетушители, кошма
б) Переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания
в) Ящик с песком, лопата, ведро для воды, покрывала для изоляции очага возгорания
г) Огнетушители, ящик с песком и лопатой, покрывала для изоляции очага пожара



Перечень тестов. Модуль 3. Специальный
1. Линейная скорость распространения при пожарах в административных зданиях составляет:
a) 1,0…1,5 м/мин;
б) 0,5…1,0 м/мин;
в) 1,5…2,0 м/мин.


2. Ремонт агрегатов пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:
a) средний, капитальный
б) текущий, капитальный
в) текущий, средний, капитальный


3. Развод караулов проводится:
a) заступающим начальником караула
б) сменяющимся начальником караула
в) начальником подразделения или лицом его замещающим


4. Время работы двигателя при смене караула для специальных пожарных автомобилей (не АЛ и АКП) не должно превышать:
a) 5 мин
б) 7 мин
в) 3 мин


5. Условный признак сложности пожара, определенный в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара - это:
a) номер (ранг) пожара
б) расписание выезда
в) оперативная обстановка


6. Что из перечисленного не является функциями системы обеспечения пожарной безопасности? (л.28, ст.3)
a) Проведение аварийно-восстановительных работ после тушения пожаров
б) Создание пожарной охраны и организация ее деятельности
в) Разработка и осуществление мер пожарной безопасности


7. Что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты? (л.29, ст.5, пп.1-4)
a) Предотвращение пожара
б) Защита имущества при пожаре
в) все перечисленное


8. Кто несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в организации? (л.28, ст.37)
a) Инженер по пожарной безопасности организации
б) руководитель организации
в) Технический руководитель организации




5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Что понимается под термином "профилактика пожаров" в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"?
2. На основании какого документа должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности?
3. Что обозначают буквы REI в аббревиатуре предела огнестойкости?
4. В какие сроки должна производиться очистка вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов производства?
5. Что такое нейтрализатор статического электричества?
6. Как нужно проводить технологические операции при наполнении и сливе легковоспламеняющихся и горючих жидкостей?
7. Какой вид пожарных извещателей необходимо устанавливать в помещениях, оборудованных вычислительной техникой?
8. Кто должен обеспечивать очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности?
9. Какой федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации?
10. Как должен поступить государственный инспектор по пожарному надзору в случае обнаружения нарушений выполнения требований пожарной безопасности в организации?
11. В каких единицах измерения устанавливается предел огнестойкости строительных конструкций по времени?
12. На каком расстоянии от металлических печей должно располагаться оборудование?
13. С какой минимальной степенью защиты необходимо устанавливать светильники с лампами ДРЛ в пожароопасных зонах класса П-III?
14. На каком этапе строительства объекта защиты должны вводиться в действие автоматические системы пожаротушения и сигнализации?
15. Сколько пожарных извещателей пламени в зависимости от схемы их включения следует размещать в контролируемых помещениях?
16. Кто из сотрудников организации и в каком количестве должен включаться в состав квалификационной комиссии по проверке знаний требований пожарной безопасности, создаваемой непосредственно в организации?
17. Какие функции возлагаются на систему обеспечения пожарной безопасности?
18. В отношении каких объектов из перечисленных должна быть составлена декларация пожарной безопасности?
19. На какие классы по пожарной опасности подразделяются строительные конструкции?
20. Как часто должна проводиться проверка задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств?
21. Что можно хранить в помещениях закрытых распределительных устройств?
22. Какова периодичность проверки паяльных ламп?
23. Назовите средства защиты органов дыхания, применяемые при эвакуации на пожаре?
24. Какой документ определяет нормы пожарной безопасности и обучения мерам пожарной безопасности?
25. Назовите виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности?
26. Назовите виды учений и тренировок, проводимые только по противопожарной защите?
27. Кто не обучается ПТМ непосредственно в организации по разработанным и утвержденным специальным программам?
28. Назовите виды пожарной охраны в СПб?
29. Кто проводит обучение работников по специальным программам ПТМ непосредственно в организации?
30. Что относится к первичным средствам пожаротушения?
31. Когда проводится первый раз и с какой периодичностью проводится обучение ПТМ руководителей, специалистов, и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством?
32. Назовите виды противопожарных инструктажей?
33. Когда целевой противопожарный инструктаж не проводится?
34. Какой нормативный правовой акт РФ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения ПБ в РФ?
35. На какой высоте следует размещать штепсельные розетки в помещениях для пребывания детей?
36. На каком расстоянии следует размещать от возможного очага пожара огнетушители в общественных зданиях и сооружениях?
37. Что надо сделать в первую очередь при отравлении продуктами горения для оказания первой помощи?
38. С какой периодичностью на объектах с массовым пребыванием людей должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей при пожаре?
39. В чем заключается оказание первой помощи при ожогах?
40. С какой периодичностью производится перезарядка порошковых, углекислотных и хладоновых огнетушителей?
41. Какой Федеральный закон РФ определяет основные положения технического регулирования ПБ к объектам защиты?
42. Сколько минут составляет время защитного действия самоспасателя промышленного изолирующего СПИ-20?
43. С какой периодичностью проводятся повторные инструктажи на рабочем месте по пожарной безопасности?
44. На какой высоте следует размещать огнетушители в организации?
45. С каким сечением должны применяться провода или кабели с медным жилами внутри зданий?
46. Какой вид противопожарного инструктажа проводится при перерывах в работе более 60 календарных дней?
47. Что входит в понятие «система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты»?
48. Кто осуществляет контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организации?
49. Перечислите основные способы прекращения горения веществ и материалов?
50. Какие опасные явления возможны при неисправном электрооборудовании?
51. Каким из огнетушителей запрещается тушить электроустановки, находящиеся под напряжением до 1000 В?
52. Назовите вид огнетушителя, выпускающего огнетушащее вещество низкой температуры (-72°С)
53. Какие огнетушители предназначены для тушения возгораний электроустановок, находящихся под напряжением до 11000 В с расстояния не менее 1 м при условии соблюдения мер безопасности?
54. Назовите виды огнетушителей по принципу создания внутри избыточного давления?
55. Какова длина выброса огнетушащего вещества у огнетушителей ОУ-3 и ОП-4?
56. Какое количество человек должно быть в организации чтобы руководитель имел в наличие план эвакуации при пожаре на объекте?
57. Какова должна быть длина компактной струи внутреннего противопожарного водопровода для общественных зданий?
58. На каком расстоянии до здания разрешается разведение костров (в том числе для сжигания отходов)?
59. Какой из документов для проведения объектовой противопожарной тренировки является основанием для ее проведения?
60. Какой из документов для проведения объектовой противопожарной тренировки является методической основой проведения тренировки?


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Н.П. Копылов / “Педагогам и родителям о пожарной безопасности” / Москва 2003 г. - 187 стр.
- Мельник, О.Е. / Пожарная безопасность для детей дошкольного и младшего школьного возраста / – Санкт-Петербург: СПб УГПС МЧС России, 2015 г. – 90 стр.
- Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ
- В. А. Пучков / Пожарная безопасность / – М. : Академия ГПС МЧС России, 2014 г. – 877 стр.
- Белявская А.С. / Пожаровзрывозащита / - Тирасполь, 2012 - 61 стр.
- Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О пожарной безопасности"
- Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"
- Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N10938)
- Нормы пожарной безопасности. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03). Приказ МЧС России от 20.06.2003 № 323
- Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.97 N 84)
- Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)
- «Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий. РД 153-34.0- 03.301-00» (утв. РАО «ЕЭС России» 09.03.2000)
- ВППБ 40-01-97. Правила пожарной безопасности для киновидеозрелищных предприятий
- «Уфимский государственный авиационный технический университет» / Физико-химические основы развития и тушения пожара / - Уфа 2021 г. - 183 стр.
- С.А. Ковалев / Антология безопасности. Пожарная безопасность / - Омск 2017 г. - 84 стр.