ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(программа профессиональной переподготовки)
«Охрана труда и её профессиональные особенности»
Присваиваемая квалификация: «Специалист в области охраны труда».
Трудоемкость обучения по данной программе – 600 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
Сегодня никто не сомневается в востребованности профессии специалиста по охране труда — каждое предприятия нуждается в этих специалистах, кроме того, государство обязывает работодателей охранять труд своих работников, что делает этот курс актуальным на сегодняшний день.
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.
Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием.
Программа профессиональной переподготовки «Охрана труда» учит:
- четкому пониманию нормативных актов в области охраны труда, и грамотному их применению;
- оформлению первичных документов в области охраны труда на предприятии и в организации;
- основам управления персонала в области охраны туда, подбор квалифицированного персонала, графики его обучения и повышения квалификации;
- понятиям производственная и промышленная санитария, гигиена труда, расчеты производственных рисков, управление охраной труда на производстве и в организации;
- определению уровня условий труда, обеспечению безопасности рабочего места, снижению уровня травмоопасности на предприятии.
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 40.054 Специалист в области охраны труда.
1.3. Цель реализации программы
Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области охраны труда .
Целю реализации программы являются:
- Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков;
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются:
человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;
опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;
опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;
опасные технологические процессы и производства;
нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности;
методы и средства оценки техногенных и природных опасностей и риска их реализации;
методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей;
правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
методы, средства спасения человека.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
проектно-конструкторская;
сервисно-эксплуатационная;
организационно-управленческая;
экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;
научно-исследовательская.
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
1.5. Планируемые результаты обучения
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Охрана труда и её профессиональные особенности».
Профессиональными компетенциями (ПК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
проектно-конструкторская деятельность:
способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-1);
способностью разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);
способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-3);
способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-4);
сервисно-эксплуатационная деятельность:
способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей (ПК-5);
способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);
способностью организовывать и проводить техническое обслуживание, ремонт, консервацию и хранение средств защиты, контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты (ПК-7);
способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-9);
способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-10);
способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ПК-11);
способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты (ПК-12);
экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:
способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду (ПК-14);
способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15);
способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);
способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);
готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации (ПК-18);
научно-исследовательская деятельность:
способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19);
способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20);
способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21);
способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-22);
способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ПК-23).
Общекультурные компетенции (ОК):
Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры) (ОК-1);
владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности) (ОК-3);
владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться) (ОК-4);
владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);
способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей (ОК-6);
владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
способностью работать самостоятельно (ОК-8);
способностью принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9);
способностью к познавательной деятельности (ОК-10);
способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);
способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владением методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-13);
способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-14);
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
Профессиональные компетенции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|---|
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда | Нормативное обеспечение системы управления охраной труда | A/01.6 | -Обеспечение наличия, хранения и доступа к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности работодателя. - Разработка проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих создание и функционирование системы управления охраной труда. - Подготовка предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых договоров с работниками по вопросам охраны труда. - Взаимодействие с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласование локальной документации по вопросам охраны труда. - Переработка локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права |
Обеспечение подготовки работников в области охраны труда | A/02.6 | -Выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда. - Проведение вводного инструктажа по охране труда, координация проведения первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа, обеспечение обучения руководителей и специалистов по охране труда, обучения работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве. - Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда. - Контроль проведения обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями. - Осуществление проверки знаний работников требований охраны труда |
|
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда | A/03.6 | -Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. - Сбор информации и предложений от работников, их представительных органов, структурных подразделений организации по вопросам условий и охраны труда. - Подготовка для представления работодателем органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий. - Организация сбора и обработки информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя. - Подготовка отчетной (статистической) документации работодателя по вопросам условий и охраны труда |
|
Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда | A/04.6 | -Выявление, анализ и оценка профессиональных рисков. - Разработка планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками. - Разработка мероприятий по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда. - Подготовка предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями. - Анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда. - Организация проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований. - Координация и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности; организация установки средств коллективной защиты,. - Выработка мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов |
|
Мониторинг функционирования системы управления охраной труда | Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда | B/01.6 | -Осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведением профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда. - Анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию, контролем производственных объектов, на предмет соответствия требованиям охраны труда. - Принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по обращениям работников |
Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах | B/02.6 | -Планирование проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда. - Организация работы комиссии по специальной оценке условий труда. - Контроль проведения оценки условий труда, рассмотрение ее результатов. - Подготовка документов, связанных с проведением оценки условий труда и ее результатами. - Контроль исполнения перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, разработанного по результатам проведенной специальной оценки условий труда. - Подбор и предоставление необходимой документации и информации по вопросам специальной оценки условий труда, соответствующие разъяснения в процессе проведения специальной оценки условий труда |
|
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | B/03.6 | -Организация работы комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - Получение, изучение и представление информации об обстоятельствах несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - Формирование документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также для страхового обеспечения пострадавших на производстве |
|
Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда | Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда | C/01.7 | -Формирование целей и задач в области охраны труда, включая состояние условий труда, с учетом особенностей производственной деятельности работодателя. - Планирование системы управления охраной труда и разработка показателей деятельности в области охраны труда. - Оценка результативности и эффективности системы управления охраной труда. - Подготовка предложений по направлениям развития и корректировке системы управления охраной труда |
Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения | C/02.7 | -Подготовка предложений и соответствующих проектов локальных документов по распределению полномочий, ответственности и обязанностей в сфере охраны труда между работниками. - Разработка предложений по организационному обеспечению управления охраной труда. - Организация и координация работы по охране труда. - Обоснование механизмов и объемов финансирования мероприятий по охране труда |
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере охраны труда
и подтверждает присвоение квалификации «Специалист в области охраны труда».
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное
или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.
1.7. Срок обучения
Трудоемкость обучения по данной программе – 600 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 15 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
1.8. Форма обучения
Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.
1.10. Выдаваемый документ:
Диплом профессиональной переподготовки.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование дисциплин | По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час | форма контроля | ||
Общая трудоемкость, час |
Лекции | СРС | ||
1. Модуль 1. Нормативно-правовой | 85 | 20 | 64 | Тест |
1.1. Нормативные документы в области охраны труда | 84 | 20 | 63 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
2. Модуль 2. Охрана труда в организации и на производстве | 170 | 39 | 130 | Тест |
2.1. Инженерная охрана труда | 56 | 13 | 43 | |
2.2. Профессиональные риски | 113 | 26 | 86 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
3. Модуль 3. Процессы в техносфере | 343 | 79 | 263 | Тест |
3.1. Физико-химические процессы в техносфере | 82 | 19 | 63 | |
3.2. Мониторинг среды обитания | 69 | 16 | 53 | |
3.3. Промышленная безопасность техносферы | 86 | 20 | 66 | |
3.4. Промышленная безопасность | 105 | 24 | 80 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
4. Итоговая аттестация | 2 | Квалификационный экзамен | ||
Итого часов | 600 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма:
№ | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | 1 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 2 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 3 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 4 месяц (96 часов, 6 часов в день) | ||||||||||||
1 | Модуль 1. Нормативно-правовой | 85 | 42 | 42 | 1ПА | |||||||||||||
2 | Модуль 2. Охрана труда в организации и на производстве | 170 | 41 | 42 | 42 | 42 | 2 +1ПА | |||||||||||
3 | Модуль 3. Процессы в техносфере | 343 | 39 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 9 +1ПА | |||||||
4 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |||||||||||||||
Итого часов | 600 |
ПА- Промежуточная аттестация.
3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 100 дней по 6 часов в день.4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Нормативно-правовой
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
Нормативные документы в области охраны труда
Правовые и нормативные основы безопасности труда на предприятиях. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в Российской Федерации. Создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- А.Д. Фомин / Руководство по охране труда» / - Москва: Апрохим - Пресс, 2004 г. - 200 стр.
- Методическое пособие: Руководителям и специалистам по охране труда / - 28 стр.
- ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска / Профессиональные риски / Санкт-Петербург 2019 г. - 7 стр.
- Видеоурок: Охрана труда 2021
- Видеоурок: Охрана труда. Изменения в 2022 году.
Инженерная охрана труда
Основные задачи охраны труда. Предупреждение аварий и опасностей в процессе производства. Способы улучшения труда. Система стандартов безопасности. Основные законодательные акты по охране труда. Государственный надзор. Инструкции по охране труда для работников, обслуживающих складские помещения и выполняющих работы по складированию материалов.
Профессиональные риски
Понятие профессионального риска, которому подвергается работник на производстве. Методика оценки его уровня. Структурные элементы риска: компетентность работника и работодателя, условия труда, цена риска. Возможность их идентификации и управления ими.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е.В. Ненахова / Мониторинг среды обитания. Мониторинг водных ресурсов. Методы отбора проб воды / – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 66 стр.
- А.О. Хоменко / Промышленная безопасность / - Екатеринбург 2018 г. - 284 стр.
- ИНИТУ / Техносферная безопасность / - Иркутск 2015 г. - 219 стр.
Физико-химические процессы в техносфере
Тепловой баланс системы "поверхность Земли-атмосфера": отражение, поглощение, собственное излучение. Роль альбедо атмосферы и земной поверхности, а также его изменение вследствие аэрозольных загрязнений. Общие сведения о фотохимии загрязнителей.
Мониторинг среды обитания
Характеристика выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников. Химический состав загрязняющих веществ от автотранспорта. Воздействие промышленности на водные объекты. Санитарно-гигиеническая характеристика качества воды водоемов.
Промышленная безопасность техносферы
Общие понятия о профессиональных заболеваниях и промышленном травматизме. Краткая характеристика санитарно-гигиенических условий труда. Санитарные требования к производственным помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, технологическим процессам. Значение личной гигиены при выполнении погрузки и выгрузки, при перемещении и укладке в штабель различных грузов. Медицинское и санитарное обслуживание рабочих на предприятии. Предупреждение ушибов, травм от соприкосновения с движущимися частями погрузчика. Меры защиты от ожогов при соприкосновении с нагретыми оборудования и коммуникаций. Первая помощь при несчастных случаях. Самопомощь и первая помощь при кровотечениях, ушибах, переломах, поражениях электрическим током, ожогах. Индивидуальный пакет и правила пользования им. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения током. Виды поражения электрическим током. Статическое электричество и меры защиты от него. Средства защиты от поражения электрическим током. Пожарная безопасность. Правила пожарной безопасности. Основные причины возникновения пожаров в цехе и меры по их предупреждению. Система сигнализации.
Промышленная безопасность
Понятие о Системе стандартов безопасности труда (ССБТ). План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на предприятии, участке работ. Способы оповещения об авариях, маршруты и правила эвакуации людей. Размещение на территории предприятия цеха по техническому обслуживанию и ремонту машин. Транспортные средства, правила движения. Правила техники безопасности при обслуживании погрузчика. Меры безопасности при работе на погрузчике, соблюдение весовых норм поднимаемого груза и правил подачи сигналов. Методы и технические средства предупреждения несчастных случаев (предохранительные, оградительные и сигнализирующие устройства, безопасные переходы, проходы и др.). Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях. Правила проведения искусственного дыхания, наложения повязок, жгутов, шин и транспортировки пострадавших. Индивидуальные средства защиты (спецодежда, спецобувь, защитные очки, респираторы и др.) и правила пользования ими. Производственная санитария и гигиена труда. Основное понятие о гигиене труда. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения. Общие понятия о профессиональных заболеваниях и промышленном травматизме. Краткая характеристика санитарно-гигиенических условий труда. Санитарные требования к производственным помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, технологическим.
процессам.
Значение личной гигиены при выполнении погрузки и выгрузки, при перемещении
и укладке в штабель различных грузов. Медицинское и санитарное обслуживание рабочих
на предприятии.
Предупреждение ушибов, травм от соприкосновения с движущимися частями
погрузчика. Меры защиты от ожогов при соприкосновении с нагретыми частями
оборудования и коммуникаций.
Первая помощь при несчастных случаях. Самопомощь и первая помощь при
кровотечениях, ушибах, переломах, поражениях электрическим током, ожогах.
Индивидуальный пакет и правила пользования им.
Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения током. Виды поражения электрическим током.
Статическое электричество и меры защиты от него. Средства защиты от поражения
электрическим током.
Пожарная безопасность. Правила пожарной безопасности. Основные причины возникновения пожаров в цехе и меры по их предупреждению. Система сигнализации.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.
Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Охрана труда - это
a) обеспечение безопасности жизнедеятельности учреждения
б) личная ответственность за безопасность труда
в) Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
2. В какой срок проводится специальное расследование несчастного случая происшедшего с учащимися?
a) 15 суток
б) 10 суток
в) 3 суток
3. Порядок приведения в действие углекислотного огнетушителя марки ОУ2, ОУ5, ОУ8
a) Открыть вентиль огнетушителя, вращая маховичек против часовой стрелки. Направить выброс заснеженной углекислоты на очаг пожара. Во время выброса заснеженной углекислоты через раструб не брать рукой раструб
б) Перевернуть и встряхнуть огнетушитель. Держа огнетушитель в перевернутом состоянии, направить на очаг пожара
в) Перевернуть и встряхнуть огнетушитель. Открыть вентиль огнетушителя, вращая маховичек против часовой стрелки
4. С какого возраста можно заключать трудовой договор с несовершеннолетним работником?
a) С 15-летнего возраста
б) С 16-летнего возраста
в) С 18-летнего возраста
5. Какой вид инструктажа по охране труда проводится с работником перед выполнением работ не связанных с его функциональными обязанностями?
a) Внеплановый
б) Целевой
в) Повторный
6. Назначение обеспечения по страхованию за прошедшее время производится:
a) Не рекомендуется
б) Решает администрация ОУ
в) Не более чем за 1 год
7. Назначение обеспечения по страхованию за прошедшее время производится:
a) Не более чем за 3 года
б) Не более чем за 2 года
в) Не более чем за 1 год
8. Сколько представителей от работодателя должно быть в комитете (комиссии) по охране труда?
a) Определяет руководитель совместно с профкомом на паритетной основе
б) Один
в) Не менее трех
Перечень тестов. Модуль 2. Охрана труда в организации и на производстве
1. На осуществление предупредительных мер по снижению производственного травматизма разрешено расходовать от суммы страховых взносов, перечисленных в Фонд социального страхования:
a) до 10%
б) до 15%
в) до 20%
2. Какая группа допуска должна быть у лица, ответственного за электрохозяйство ОУ?
a) не ниже 3
б) не ниже 4
в) не ниже 2
3. Оценка и учет профессиональных рисков это:
a) Метод управления охраной труда
б) Функция системы управления охранной труда
в) Система защиты от ВОПФ
4. Размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного не более:
a) 10%
б) 15%
в) 25%
5. Работы по очистке крыши от снега оформляются:
a) Приказом руководителя
б) Договором на выполнение работы
в) Приказом руководителя с оформлением наряд-допуска
6. Р Акты-разрешения для проведения занятий в кабинетах выдаются перед началом нового учебного года:
a) Физики, информатики
б) Биологии, химии
в) Спортивном зале, технической мастерской
7. Председателем комиссии по проведению периодических медицинских осмотров работающих с ВОПФ является:
a) Профпатолог
б) Главврач лечебного учреждения
в) Любой врач
8. На какие виды делятся плакаты и знаки по электробезопасности?
a) Запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие
б) Запрещающие и предупреждающие
в) Постоянные и переносные
Перечень тестов. Модуль 3. Процессы в техносфере
1. Какие нормативные документы не могут приниматься по вопросам промышленной безопасности?
a) Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
б) Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
в) Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
2. Как называется один из видов деятельности в области промышленной безопасности подлежащий лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»?
a) Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов всех классов опасности
б) Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
в) Эксплуатация взрывопожароопасных опасных производственных объектов
3. При каком условии событие признается страховым случаем?
a) Если в результате аварии на опасном объекте после окончания действия договора страхования причинен вред нескольким потерпевшим.
б) Если причинен вред потерпевшим, явившийся результатом последствий воздействия аварии, произошедшей в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
в) Если вред, причиненный в период действия договора страхования, является результатом последствий или продолжающегося воздействия аварии, произошедшей до заключения договора обязательного страхования.
4. Какой экспертизе подлежит декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта?
a) Экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
б) Государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности
в) Никакую экспертизу декларация промышленной безопасности проходить не должна.
5. Кто должен разрабатывать Положение о производственном контроле?
a) Только структурные подразделения эксплуатирующей организации.
б) Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель.
в) Только эксплуатирующая организация.
6. Что из указанного относится к обязанностям организации в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
a) Разработка локальных нормативных документов по охране труда
б) Наличие на опасном производственном объекте нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правил ведения работ на опасном производственном объекте.
в) Обеспечение работников опасного производственного объекта средствами индивидуальной защиты
7. В какой срок осуществляется внесение в государственный реестр изменений сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации?
a) В срок. не превышающий 30 (тридцати) рабочих дней со дня наступление указанных изменений.
б) В срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.
в) В срок. не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня наступление указанных изменений.
8. Каким нормативным документом устанавливается обязательность проведения подготовки и аттестации работников, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности?
a) Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
б) Федеральным законом от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
в) Трудовым кодексом Российской Федерации.
5.2. Итоговая аттестация
Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.
Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:
1. Дать определение - Охрана труда.
2. Назовите основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
3. Назовите классификацию опасных и вредных производственных факторов.
4. Сформулируйте понятие опасные и вредные физические производственные факторы.
5. Назовите наиболее опасные работы.
6. Назовите опасные механические факторы.
7. Назовите негативные физические факторы.
8. Назовите классификацию условий труда.
9. Назовите фонды охраны труда.
10. Что такое предохранительные устройства?
11. Назовите знаки безопасности.
12. Опишите организацию рабочего места.
13. Назовите психофизиологические основы безопасности труда.
14. Как происходит защита органов дыхания и кожи от химических и биологических негативных факторов?
15. Назовите технические меры защиты.
16. Расскажите о дисциплинарной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
17. Расскажите о административной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
18. Расскажите о материальной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
19. Расскажите о уголовной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
20. Назовите основные причины и источники пожаров на предприятии.
21. Назовите методы пожарной защиты на промышленном предприятии.
22. Что такое огнетушащие средства?
23. Назовите методы защиты человека от опасных производственных факторов.
24. Назовите безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом.
25. Назовите методы защиты человека от физических производственных факторов.
26. Как происходит обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования?
27. Как происходит защита от поражения электрическим током?
28. Назовите виды производственного освещения.
29. Перечислите основные средства защиты от электромагнитных излучений .
30. Перечислите основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
31. Назовите основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
32. Назовите опасные механические факторы.
33. Назовите основные характеристики электромагнитного поля.
34. Каково воздействие химических факторов на человека?
35. Назовите опасные факторы комплексного характера.
36. Назовите основные опасные факторы пожара.
37. Назовите основные причины и источники пожаров и взрывов на производстве.
38. Назовите основные опасные факторы, возникающие при нарушении герметичности.
39. Назовите средства индивидуальной и коллективной защиты.
40. Назовите методы защиты человека от опасных производственных факторов
41. Назовите методы защиты от физических негативных факторов.
42. Назовите классификацию методов и средств защиты от переменных ЭМИ,ЭМП
43. Укажите источники электрической опасности на производстве.
44. Как воздействует электрический ток на человека?
45. Как классифицируют вредные химические вещества в зависимости от их практического использования?
46. Что такое токсичность вещества?
47. Дайте определение горения и взрыва.
48. Назовите основные источники и причины получения механических травм на производстве.
49. Какие движения и действия технологического оборудования и инструмента являются наиболее опасными?
50. Дайте определение вибрации и шума.
51. Перечислите основные источники вибрации и шума на производстве.
52. Перечислите основные источники инфра- и ультразвука на производстве. Как они воздействуют на человека?
53. Перечислить источники электростатических и магнитных полей.
54. Как воздействует на человека ЭМП радиочастотного диапазона?
55. Укажите основные виды ионизирующих излучений.
56. Как происходит воздействие радиации на человека?
57. Укажите источники радиации.
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.
9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- А.Д. Фомин / Руководство по охране труда» / - Москва: Апрохим - Пресс, 2004 г. - 200 стр.- Методическое пособие: Руководителям и специалистам по охране труда / - 28 стр.
- ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска / Профессиональные риски / Санкт-Петербург 2019 г. - 7 стр.
- Е.В. Ненахова / Мониторинг среды обитания. Мониторинг водных ресурсов. Методы отбора проб воды / – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 66 стр.
- А.О. Хоменко / Промышленная безопасность / - Екатеринбург 2018 г. - 284 стр.
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
- Приказ Минтруда России № 871н от 9 декабря 2020 г. Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте
- Е. В. Радион / Физико-химические методы анализа. Лабораторный практикум / – Минск : БГТУ, 2010 г. – 110 стр.
- Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29"Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4209)
- Видеоурок: Охрана труда 2021
- ИНИТУ / Техносферная безопасность / - Иркутск 2015 г. - 219 стр.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" - 36 стр.
- В. А. Девисилов / Охрана труда / Москва 2013 г. - 367 стр.
- Видеоурок: Охрана труда. Изменения в 2022 году.