Курс профессиональной переподготовки Преподавание дисциплины «Химия» в образовательном учреждении
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2640 pуб.
Первоначальный взнос 264 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 5790 pуб.
Первоначальный взнос 579 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Преподавание дисциплины «Химия» в образовательном учреждении»



Присваиваемая квалификация: «Учитель химии».
Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Химия – важный и сложный предмет школьной программы. Учитель, преподающий его, должен иметь не только отличную теоретическую базу, но и владеть методикой обучения, то есть знать, как донести сложный материал до учеников, как развить у них необходимые знания, умения и навыки, как учитывать Федеральной государственный образовательный стандарт в ходе своих занятий. Согласно требованиям ФГОС, сегодня специалисты, которые владеют знаниями по данному курсу, очень востребованы, а потому курс будет актуален еще долгое время.
Ознакомление с  методикой  обучения химии,  условиями реализации Федерального государственного образовательного стандарта в условиях преподавания,
Обучение методикам организации внеклассной работы по предмету.
1. Подготовка квалифицированных педагогов, способных на практике организовывать и осуществлять процесс обучения химии  в соответствии ФГОС.
2. Формирование представлений об основных особенностях уроков химии.
3. Овладение основными методами и средствами обучения химии.
В результате повышения квалификации  слушатели приобретут компетенции по особенностям обучения на уроках химии в условиях современной школы, в которой учитываются все аспекты Федерального государственного образовательного стандарта. 



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 04.03.01 Химия.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области общего образования.

Целю реализации программы являются:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями организациями, осуществляющими обучение;



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности обучающихся, освоивших программу,
включает:
-научно-исследовательскую работу, связанную с использованием химических явлений и процессов;
-производственно-технологическую, педагогическую и организационно-управленческую сферу деятельности.

Объектами профессиональной деятельности обучающихся, освоивших программу,
являются химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном
состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате
химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
-научно-исследовательская;
-производственно-технологическая;
-организационно-управленческая;
-педагогическая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный
вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из
потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.



1.5. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.

слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Преподавание дисциплины «Химия» в образовательном учреждении».

Профессиональными компетенциями (ПК):
Обучающийся, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые)
ориентирована программа бакалавриата:

научно-исследовательская деятельность:
-способностью выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам (ПК-1);
-владением базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований (ПК-2);
-владением системой фундаментальных химических понятий (ПК-3);
способностью применять основные естественнонаучные законы и закономерности развития
химической науки при анализе полученных результатов (ПК-4);
-способностью получать и обрабатывать результаты научных экспериментов с помощью современных
компьютерных технологий (ПК-5);
-владением навыками представления полученных результатов в виде кратких отчетов и презентаций (ПК-6);
-владением методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и
химических свойств (ПК-7);

производственно-технологическая деятельность:
-способностью использовать основные закономерности химической науки и фундаментальные химические понятия при решении конкретных производственных задач (ПК-8);
-владением навыками расчета основных технических показателей технологического процесса (ПК-9);
-способностью анализировать причины нарушений параметров технологического процесса и формулировать рекомендации по их предупреждению и устранению (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:
-владением навыками планирования и организации работы структурного подразделения (ПК-11);
-способностью принимать решения в стандартных ситуациях, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий (ПК-12);

педагогическая деятельность:
-способностью планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности (ПК-13);
-владением различными методиками преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки (ПК-14);


Общекультурные компетенции (ОК):
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать следующими
общекультурными компетенциями:
-способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой
позиции (ОК-1);
-способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества
для формирования гражданской позиции (ОК-2);
-способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для
решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной
социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
-способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных
ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере общего образования
и подтверждает присвоение квалификации «Учитель химии».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 22 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Психолого-педагогический 128 29 98 Тест
1.1. Общие вопросы педагогики в образовании 42 10 32
1.2. Основы педагогической психологии 85 20 64
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Теория и методика обучения 256 59 196 Тест
2.1. Теория и методика обучения химии 84 19 65
2.2. Современные технологии обучения химии в средней школе 171 39 131
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Предметная деятельность 514 118 395 Тест
3.1. Общая, неорганическая и органическая химия 170 39 131
3.2. Специфические методы изучения химии 343 79 263
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 900



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (168 часов, 6 часов в день)5 месяц (168 часов, 6 часов в день)6 месяц (60 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Психолого-педагогический 128 4242421
+1ПА
2 Модуль 2. Теория и методика обучения 256 4042424242425
+1ПА
3 Модуль 3. Предметная деятельность 514 36424242424242424242424215
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 900

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 150 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Психолого-педагогический

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
-
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

Общие вопросы педагогики в образовании
Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогической науки. Образование как педагогический процесс и социальный феномен. Особенности понятийного аппарата педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками и ее структура.


Основы педагогической психологии
Методы исследования в педагогической психологии в системе педагогических, психологических и социальных наук. Зарубежные и отечественные концепции воспитания, подходы к определению термина "воспитание" в психологии. Сравнение основных концепций обучения.


Модуль 2. Теория и методика обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Кузьменко Н. Е. К89 Начала химии : для поступающих в вузы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. — 16-е изд., доп. и перераб. — Москва, 2016 г. — 704 стр.
- Мария С. Пак / Теория и методика обучения химии / - Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 стр.
- Травень В. Ф. / Органическая химия / Москва 2015 г. - 399 стр.

Теория и методика обучения химии
Изучение современных требований к профессиональной подготовке учителя химии. Характеристика целей, содержания и структуры химического образования в средней школе. Химический эксперимент как специфический метод обучения. Расчетные задачи по химии.


Современные технологии обучения химии в средней школе
Общее представление о технологии обучения химии. Разработка и применение на практике модульных уроков с целью выявления их эффективности в сравнении с классическими уроками. Сравнение эффективности уроков проводимых в 8 и 9 классах.


Модуль 3. Предметная деятельность

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Коренев Ю.М. / Общая и неорганическая химия / – Москва, Школа имени А. Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000. – 181 стр.
- Лакиза, Н. В. / Аналитическая химия / - Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 139 стр.
- Коренев Ю.М. / Общая и неорганическая химия / – М.: Школа имени А. Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000 г. – 60 стр.

Общая, неорганическая и органическая химия
Теоретические основы бионеорганической химии. Анализ качественного и количественного анализа биологических объектов и лекарственных препаратов. Характеристика теплового эффекта синтетических реакций. Главная сущность химической термодинамики и кинетики.


Специфические методы изучения химии
Изучение современных требований к профессиональной подготовке учителя химии. Характеристика целей, содержания и структуры химического образования в средней школе. Химический эксперимент как специфический метод обучения. Расчетные задачи по химии.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Психолого-педагогический
1. К эмпирическим методам исследования не относится:
a) анализ
б) изучение передового опыта
в) наблюдение
г) эксперимент

2. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют…
a) появлением человеческого общества
б) эволюцией человеческого разума
в) объективным характером приспособления детей к жизни
г) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве

3. Научно-педагогическое исследование выполняет такие функции, как…
a) развивающую
б) коммуникативную
в) обобщающую
г) социальную

4. Общие принципы познания и категориальный срой науки в целом составляют содержание такого уровня методологии, как…
a) конкретно-научный
б) философский
в) общенаучный
г) теоретический

5. Главными особенностями метода наблюдения являются…
a) соответствие данных об объекте изучения критериям качества
б) эмоциональная окрашенность полученных результатов
в) зависимость результатов наблюдений от условий
г) инструментальное сопровождение метода

6. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания» - сущность педагогики…
a) экзистенциализма
б) неотомизма
в) прагматизма
г) неопозитивизма

7. Научно-педагогические исследования не подразделяются на…
a) прикладные
б) разработки
в) фундаментальные
г) методические

8. К группе диагностических методов не относится…
a) наблюдение
б) анкетирование
в) педагогический эксперимент
г) тестирование



Перечень тестов. Модуль 2. Теория и методика обучения
1. Достоинствами беседы, как метода обучения химии, является
a) формирует научное мировоззрение
б) активизирует работу всех учащихся
в) нет верного ответа


2. К натуральным объектам, как к специальным средствам обучения химии, относят:
a) Пробирки
б) Вещества
в) Нет верного ответа
г) Тетради

3. К репродуктивным методам обучения химии относится:
a) Лекция
б) Химический эксперимент
в) Беседа
г) Нет верного ответа

4. Преимущество лекции, как метода обучения химии, заключается в возможности обеспечить
a) Системность восприятия школьниками учебного материала с использованием внутри- и межпредметных связей
б) Целостность
в) Законченность
г) Все вышеперечисленное

5. Метод рассказа, как метод обучения химии, характеризуется
a) повествовательным изложением учебного материала
б) монологическим способом изложения описательного материала
в) выполнением экспериментальных заданий


6. Лекция, как метод обучения химии, характеризуется
a) Учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного
б) Предполагает повествовательное изложение учебного материала описательного характера
в) Монологический способ изложения объемного материала, необходимый в тех случаях, когда требуется обогатить содержание учебника новой, дополнительной информацией


7. Для метода рассказа, как метода обучения химии, характерно
a) Словесное истолкование принципов, закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, процессов
б) Предполагает повествовательное изложение учебного материала описательного характера
в) Учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного


8. Охарактеризуйте метод объяснения, как метод обучения химии
a) Учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного
б) Словесное истолкование принципов, закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, процессов
в) Предполагает повествовательное изложение учебного материала описательного характера




Перечень тестов. Модуль 3. Предметная деятельность
1. Атому аргона в основном состоянии соответствует электронная конфигурация частицы
a) Ca0
б) K+
в) Сl+1
г) Sc0

2. Атомную кристаллическую решётку имеет
a) Хлороводород
б) Вода
в) Поваренная соль
г) Кремнезём

3. Бутен-1 является структурным изомером
a) Бутана
б) Циклобутана
в) Бутина-2
г) Бутадиена

4. Бутанол-1 образуется в результате взаимодействия
a) Бутаналя с водой
б) Бутена-1 с водным раствором щёлочи
в) 1-хлорбутана с водным раствором щёлочи
г) 1,2-дихлорбутана с водой

5. Взрывчатую смесь с воздухом образует:
a) Cl2
б) NO2
в) CH4
г) HCl

6. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:
a) Организация внеклассной учебно-воспитательной работы
б) Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей
в) Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний
г) Проверка знаний учащихся

7. В соответствии с законом «Об образовании» функция воспитания возлагается на:
a) Семью
б) Персонал образовательного учреждения
в) Администрацию образовательного учреждения
г) Педагогический персонал образовательного учреждения, их родителей (их законных представителей)

8. Выберите средство обучения, дидактические свойства которого являются наиболее эффективными.
a) Учебник
б) Наглядное пособие
в) Интерактивный цифровой образовательный ресурс
г) Видеоролик



5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Дать определения: вещество, атом, молекула, химический элемент, аллотропия, простое и сложное вещество.
2. Дайте формулировку периодического закона Д.И. Менделеева.
3. Дайте определение: ионная, ковалентная (полярная, неполярная), металлическая, водородная химические связи.
4. Охарактеризуйте общие физические свойства веществ с ионной, ковалентной, металлической связью.
5. Дайте определения: дисперсная система; дисперсная среда; дисперсная фаза.
6. По каким признакам классифицируют дисперсные системы. Приведите примеры.
7. Опишите свойства воды.
8. Дайте определение электролитическая диссоциация; электролиты и неэлектролиты.
9. Дайте определение: кислота, основание, соли с т.зр. теории электролитической диссоциации.
10. Дайте определение окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановление, восстановитель и окисление.
11. Дайте определение скорость химических реакций.
12. Дайте общую характеристику металлов.
13. Дайте общую характеристику неметаллов.
14. Дайте определения: изомеры, гомологи.
15. Дайте определения: реакция присоединения, реакция замещения, реакция отщепления, реакция изомеризации.
16. Дайте определение спирты. Напишите общую формулу.
17. Охарактеризуйте свойства фенола. Где применяют фенол?
18. Дайте определения: сложные эфиры, реакция этерификации, гидролиз.
19. Где в природе встречаются сложные эфиры? Как используют сложные эфиры?
20. Где используют глюкозу? На каких свойствах основывается её применение?
21. Назовите способы выражения состава раствора. Закон эквивалентов.
22. Назовите предмет и задачи химии. Место химии в системе естественных наук.
23. Назовите химические дисциплины в системе медицинского образования.
24. Какова взаимосвязь между процессами обмена веществ и энергии в организме?
25. Назовите предмет и методы химической термодинамики.
26. Сформулируйте понятие о термодинамике открытых систем. Стационарное состояниеорганизма и его подсистем.
27. Какова роль растворов в процессах жизнедеятельности организмов.
28. Вода как растворитель. Назовите значение явления растворения в процессах метаболизма.
29. Назовите коллигативные свойства разбавленных растворов электролитов.
30. Назовите основные классы неорганических соединений.
31. Назовите основные законы и понятия химии.
32. Кислоты и соли. Назовите принципы классификации, химические свойства и способы получения солей.
33. Назовите принципы заполнения атомных орбиталей.
34. Назовите параметры атома и периодичность их изменения в пределах системы элементов.
35. Химическая связь и строение молекул. Метод валентных связей, назовите его достоинства и недостатки.
36. Метод молекулярных орбиталей. Назовите его достоинства и недостатки.
37. Назовите механизмы образования химической связи.
38. Что такое ковалентная связь?
39. Что такое ионная связь?
40. Что такое металлическая связь?
41. Первый закон термодинамики Сформулируйте понятие энтальпия. Назовите принципы расчета этого термодинамического параметра применительно к химическим системам.
42. Второй закон термодинамики. Сформулируйте понятие энтропия. Назовите расчета этого термодинамического параметра применительно к химическим системам.
43. Назовите основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.
44. Назовите особенность электронного строения атома углерода.
45. Назовите причины многообразия органических соединений.
46. Сформулируйте понятие о соответствующих им реакциях радикального и ионного типов.
47. Сформулируйте понятие углеводородного радикала.
48. Сформулируйте понятие системы.
49. Сформулируйте понятие о материи.
50. Сформулируйте понятие дисперсной системы.
51. Сформулируйте понятие скорости химической реакции.
52. Сформулируйте понятие об автокаталитических реакциях.
53. Назовите способы классификации веществ в химии.
54. Назовите способы выражения содержания вещества в растворе.
55. Назовите различные виды радиоактивного распада ядер.
56. Сформулируйте понятие энергии (потенциала) ионизации и сродства к электрону.
57. Назовите свойства ионной связи и условия ее образования.
58. Сформулируйте понятие коррозии.
59. Назовите особенности воды как растворителя.
60. Назовите факторы, влияющие на взаимную растворимость веществ.


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
- Кузьменко Н. Е. К89 Начала химии : для поступающих в вузы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. — 16-е изд., доп. и перераб. — Москва, 2016 г. — 704 стр.
-
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Коренев Ю.М. / Общая и неорганическая химия / – Москва, Школа имени А. Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000. – 181 стр.
- Лакиза, Н. В. / Аналитическая химия / - Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 139 стр.
- Мария С. Пак / Теория и методика обучения химии / - Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 стр.
- Травень В. Ф. / Органическая химия / Москва 2015 г. - 399 стр.
- Коренев Ю.М. / Общая и неорганическая химия / – М.: Школа имени А. Н.Колмогорова, Издательство Московского университета, 2000 г. – 60 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.