ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(программа профессиональной переподготовки)
«Методист и его профессиональная деятельность в образовательном учреждении»
Присваиваемая квалификация: «Методист образовательной организации».
Трудоемкость обучения по данной программе – 1200 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
Методист в организации – это такой специалист, работа которого заключается в изучении различных методов преподавания. Также в его обязанности входит сопровождение процессов повышения квалификации учителей и организация семинаров. Главное его направление – сформировать качественный подход к образованию, в данной сфере образования он контролирует методы преподавания и делает их лучше по внедрению в систему работы организации, также идет систематизация информационных материалов и консультация по различным направлениям.
Организация методической работы является актуальным направлением подготовки. Эта деятельность помогает охватить большинство ЗУНов в сфере методического обеспечения образовательной деятельности, менеджмента обучающих систем в условиях реализации ФГОС, общего менеджмента и управления персоналом.
При обучении на данном дистанционном курсе, вы изучите:
- актуальную нормативно-правовую базу, определяющую положение обучаемого специалиста в системе образования (в соответствии с ФГОС) и регламентирующую его права и обязанности;
- основы педагогики и воспитательного процесса;
- педагогическая психология;
- образовательные технологии;
- образовательные методики;
- организацию работы методиста в образовательных учреждениях разного уровня;
- как планировать деятельность образовательных учреждений;
- актуальные нормативно-правовые акты в сфере образования;
- управленческие модели образовательных учреждений;
- охрану труда.
Методист, который обладает необходимыми деловыми и личными качествами, может стать директором школы или заместителем по учебно-методической/воспитательной работе, как вариант – перейти на свободное место в институт повышения квалификации учителей. Если специалист способен разрабатывать методики в других сферах, кроме образовательной, его могут пригласить в частную компанию для работы с персоналом.
Система образования – одна из самых устойчивых структур, без которых общество не сможет обойтись. Чтобы она функционировала без сбоев, необходимы люди, постоянно контролирующие качество обучения и модернизирующие его. Поэтому в ближайшие десятилетия профессия методиста будет актуальной.
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 07.004 Специалист по управлению документацией организации.
1.3. Цель реализации программы
Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области образование и педагогические науки.
Целю реализации программы являются:
- Обеспечение эффективного управления документацией в организациях с использованием современных информационных технологий;
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, включает образование, социальную сферу, культуру.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
-педагогическая;
-проектная;
-исследовательская;
-культурно-просветительская.
При разработке и реализации программы организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
-ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) ;
-ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные).
Выпускник, освоивший программу, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
проектная деятельность:
проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
исследовательская деятельность:
постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;
культурно-просветительская деятельность:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
8 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли. | Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов. | Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности. | Программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
1.5. Планируемые результаты обучения
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Методист и его профессиональная деятельность в образовательном учреждении».
Профессиональными компетенциями (ПК):
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);
проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Профессиональные компетенции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|---|
Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией | Осуществление контроля функционирования системы документационного обеспечения управления организации | B/04.7 | -Осуществление контроля ведения делопроизводства в организации в соответствии с установленным в ней порядком, своевременное принятие мер по предупреждению нарушений. - Осуществление контроля исполнения локальных нормативных актов и методических документов по документационному обеспечению управления организации. - Организация работы по выявлению нарушений в подготовке и обработке документов организации, определение мер по их устранению. - Осуществление контроля исполнительской дисциплины работников организации. - Осуществление контроля функционирования системы электронного документооборота организации и ее своевременной актуализации. - Осуществление контроля формирования дел и организации оперативного хранения документов в организации. - Исполнение функций заместителя председателя экспертной комиссии организации. - Организация и проведение проверок деятельности структурных подразделений организации по вопросам документационного обеспечения управления. - Мониторинг результатов решения задач организации по вопросам документационного обеспечения управления, анализ данных мониторинга. - Контроль своевременного устранения недостатков в работе с документами организации. - Определение эффективности мероприятий по совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации |
Совершенствование системы документационного обеспечения управления организации | B/05.7 | -Определение возможностей применения современных информационных технологий в сфере документационного обеспечения управления организации на основе изучения тенденций их развития. - Обоснование необходимости совершенствования системы документационного обеспечения управления организации. - Определение направлений развития и совершенствования системы документационного обеспечения управления организации. - Определение мер по устранению выявленных изъянов системы документационного обеспечения управления, действующей в организации. - Определение мер по оптимизации управленческого документооборота организации. - Разработка методики совершенствования системы документационного обеспечения управления организации. - Подготовка пакета документов, сопровождающих процесс разработки, внедрения и использования системы электронного документооборота организации в сфере документационного обеспечения ее управления. - Организация процесса разработки и внедрения системы электронного документооборота организации в сфере документационного обеспечения ее управления. - Координация деятельности по совершенствованию системы документационного обеспечения управления организации |
|
Управление документацией организации | Стратегическое планирование и руководство построением единой системы управления документацией организации | C/01.8 | -Разработка стратегии и политики организации в сфере управления ее документацией. - Руководство выбором и внедрением современных методов, средств и технологий обработки информации и документации в рамках реализации единой политики управления документацией организации. - Управление проектом создания единой системы управления документацией организации. - Управление проектами формирования информационно-справочных систем и баз данных по всем документным системам и информационным ресурсам организации. - Управление проектами поддержания в актуальном состоянии единой системы управления документацией организации, а также всех ее документных систем. - Руководство проектами по модернизации и оптимизации системы управления документацией организации и минимизации рисков в этой сфере |
Управление разработкой локальных нормативных актов организации по вопросам управления ее документацией | C/02.8 | -Руководство разработкой и внедрением локальных нормативных актов организации по управлению документацией. - Руководство разработкой методических документов по внедрению и исполнению локальных нормативных актов организации по управлению документацией. - Управление согласованием и/или утверждением локальных нормативных актов и методических документов организации, используемых в управлении документацией. - Руководство разработкой локальных нормативных актов и методических документов организации по вопросам организации хранения, обеспечения сохранности, использования и уничтожения документов ее документального фонда. - Руководство построением информационно-правовой базы данных организации. - Руководство своевременной актуализацией локальных нормативных актов организации, используемых в управлении документацией. - Разработка мер по предотвращению или минимизации рисков, связанных с несовершенством локальных нормативных актов по управлению документацией организации. - Консультирование руководства организации по вопросам применения локальных нормативных актов организации, используемых в управлении документацией |
|
Управление деятельностью по контролю функционирования всех систем документации организации и ее корпоративного документооборота | C/03.8 | -Управление деятельностью по контролю соблюдения выбранных технологий работы с документами организации в рамках корпоративной системы управления документами и отдельных систем документации организации. - Руководство деятельностью по контролю соблюдения требований к составлению и оформлению документов организации как в рамках корпоративной системы управления документацией организации, так и отдельных систем документации организации. - Управление проектами оптимизации состава документов и корпоративного документооборота организации и контроль их реализации. - Руководство деятельностью по контролю функционирования систем административного и корпоративного управления организации. - Управление системой контроля исполнения поручений руководства организации и соблюдения сроков их исполнения. - Руководство деятельностью по контролю эффективного функционирования корпоративной системы электронного документооборота организации. - Руководство деятельностью по контролю использования информационно-правовой базы данных организации. - Руководство деятельностью по контролю процессов разработки и внедрения локальных систем электронного документооборота по всем направлениям деятельности организации, включая выбор этих систем и организации-разработчика. - Руководство деятельностью по контролю совместимости всех систем электронного документооборота организации. - Руководство деятельностью по контролю эксплуатации всех систем электронного документооборота организации, включая вопросы обеспечения сохранности документов в этих системах, их аутентичности, достоверности и надежности. - Руководство деятельностью по контролю функционирования системы хранения документального фонда организации, его сохранности и использования |
|
Управление проектами по внедрению корпоративной системы электронного документооборота организации и разработке стратегии ее развития | C/04.8 | -Инициирование внедрения корпоративной системы электронного документооборота в организации с учетом потенциальной экономической эффективности и возможных рисков. - Руководство проведением анализа и оценки документооборота по всем системам документации, подлежащим включению в корпоративную систему электронного документооборота организации. - Руководство и организация подготовки технического задания на проектирование корпоративной системы электронного документооборота в организации с учетом потенциальных рисков. - Выбор корпоративной системы электронного документооборота, соответствующей задачам организации, и организации-разработчика. - Руководство разработкой уровней доступа руководителей структурных подразделений организации к информации в корпоративной системе электронного документооборота с учетом их прав и ответственности. - Оценка пилотного внедрения корпоративной системы электронного документооборота в организации. - Руководство приемкой и полномасштабным внедрением корпоративной системы электронного документооборота в организации. - Руководство организацией обучения руководителей структурных подразделений работе в корпоративной системе электронного документооборота как составной части корпоративной системы управления документацией организации |
|
Стратегическое планирование и руководство построением единой системы хранения документального фонда организации | C/05.8 | -Разработка стратегии и политики управления хранением, использованием и уничтожением документов документального фонда организации. - Определение приоритетных направлений развития системы хранения документального фонда организации. - Руководство проектом построения информационно-справочной системы для хранения и использования документального фонда организации. - Управление проектами совершенствования системы хранения документного фонда организации, а также ее использования в рамках деятельности организации. - Управление проектами внедрения информационных технологий в систему хранения документального фонда организации и его использования в рамках деятельности организации. - Управление деятельностью центральной экспертной комиссии организации |
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере образование и педагогические науки
и подтверждает присвоение квалификации «Методист образовательной организации».
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное
или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.
1.7. Срок обучения
Трудоемкость обучения по данной программе – 1200 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 29 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
1.8. Форма обучения
Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.
1.10. Выдаваемый документ:
Диплом профессиональной переподготовки.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование дисциплин | По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час | форма контроля | ||
Общая трудоемкость, час |
Лекции | СРС | ||
1. Модуль 1. Нормативно-правовой | 171 | 39 | 131 | Тест |
1.1. Государственная политика в системе образования Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников. Законодательство в области защиты прав ребенка | 170 | 39 | 130 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
2. Модуль 2. Психолого-педагогический | 342 | 79 | 262 | Тест |
2.1. Основы общей педагогики | 113 | 26 | 87 | |
2.2. Психология | 228 | 52 | 175 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
3. Модуль 3. Предметная деятельность | 685 | 158 | 526 | Тест |
3.1. Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС | 116 | 27 | 89 | |
3.2. Методологические основы современного образования и воспитания | 116 | 27 | 89 | |
3.3. Методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС | 103 | 24 | 79 | |
3.4. Современные образовательные технологии обучения детей и взрослых | 116 | 27 | 89 | |
3.5. Основы управления образовательными системами | 116 | 27 | 89 | |
3.6. Методологические основы работы с родителями в условиях реализации ФГОС | 117 | 26 | 90 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
4. Итоговая аттестация | 2 | Квалификационный экзамен | ||
Итого часов | 1200 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма:
№ | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | 1 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 2 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 3 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 4 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 5 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 6 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 7 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 8 месяц (24 часа, 6 часов в день) | ||||||||||||||||||||||||
1 | Модуль 1. Нормативно-правовой | 171 | 42 | 42 | 42 | 42 | 2 +1ПА | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Модуль 2. Психолого-педагогический | 342 | 39 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 8 +1ПА | |||||||||||||||||||||||
3 | Модуль 3. Предметная деятельность | 685 | 33 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 21 +1ПА | |||||||||||||||
4 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Итого часов | 1200 |
ПА- Промежуточная аттестация.
3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 200 дней по 6 часов в день.4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Нормативно-правовой
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Л.С. Ружанская / Стратегический менеджмент / - Екатеринбург 2019 г. - 116 стр.
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Конвенция о правах ребёнка / - 16 стр.
Государственная политика в системе образования Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников. Законодательство в области защиты прав ребенка
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал.
Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей.
Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.
Основы общей педагогики
Основные задачи педагогической науки. Определение воспитания и обучения. Виды образования. Традиционные педагогические методы. Виды экспериментов. Процесс развития личности. Виды возрастной периодизации. Особенности воспитания детей и подростков.
Психология
Спецфика науки. Отрасли и методы психологии. Экспериментальная психология сознания. Гештальт-психология. Бихевиоризм и когнитивная психология. Отечественная школа психологии. Неосознаваемые психические процессы. Аналитическая психология. Социально ориентированные психоаналитические теории. Гуманистическая психология. Основы практической психологии. Эмоциональная и волевая сферы психики. Психические процессы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Ф.Е. Удалов / Основы менеджмента / - Нижний Новгород 2013 г. - 320 стр.
- Т.В. Рябко / Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении / - Изд-во Академии Пастухова, 2015 г.– 260 стр.
- Система оценивания качества дополнительного образования детей / – Пермь: Печатный салон «Гармония», 2018 г. – 119 стр.
- Т.С. Горохова / Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования / – Томск: ТОИПКРО, 2020. – 191 стр.
- Описание модели организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов - М. И. Дири, 2018 г. - 8 стр.
- Пургина, Е. И. / Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке / Е. И. Пургина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015 г. — 275 стр.
- Н.К. Катович / Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы / - 14 стр.
- Видеоурок: Методист в образовательном учреждении
Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса: понятие, сущность. Дидактические средства обучения. Проектирование учебно-методического комплекса по основам логики для учащихся, его структура и этапы разработки.
Методологические основы современного образования и воспитания
Понятие методологии и ее сущность. Методы педагогических исследований. Гуманистическая модель педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Ключевые вопросы методологии и методов методологического исследования.
Методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Трудовые действия и функции.
Современные образовательные технологии обучения детей и взрослых
Понятие образовательных и педагогических технологий, особенности современных подходов к преподаванию. Классификация технологий обучения и их сравнительный анализ. Основные этапы формирования проектной деятельности в образовательном учреждении, методика проблемного обучения.
Основы управления образовательными системами
Управление - воздействие на систему с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики и совершенствования. Сущность управления педагогическими системами. Система образования в РФ. Мониторинг как аспект управленческой деятельности.
Методологические основы работы с родителями в условиях реализации ФГОС
Примеры тем родительских собраний. Индивидуальные и коллективные тематические консультации с родителями. Вовлечение родителей в школьное самоуправление. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. Нарушение педагогической этики.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.
Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Допустимо ли при приеме ребенка для обучения в 1-й класс проведение различных форм проверки его готовности к обучению в конкретной школе?
a) допустимо
б) допустимо в форме тестирования
в) недопустимо
2. Закону РФ «Об образовании» соответствует следующая классификация образовательных учреждений:
a) государственные, муниципальные, негосударственные образовательные учреждения.
б) учреждения общеобразовательные, профессионального образования, дополнительного образования.
в) общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы образовательного профиля.
3. Инновационное образование – это
a) образование, обеспечивающее качественное образование вне зависимости от доходов и местожительства обучающихся;
б) образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех участников;
в) обучающее и развивающееся образование;
4. Каким актом школьный совет может быть наделен полномочиями по распределению стимулирующей части оплаты труда?
a) уставом образовательного учреждения и коллективным договором;
б) решением профсоюзной организации школы;
в) распоряжением органов управления образованием субъекта РФ.
5. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:
a) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.
б) рекомендованные методической службой.
в) предложенные издателем учебной литературы.
6. Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации свидетельствует:
a) о соответствии деятельности образовательного учреждения требованиям утвержденного Устава.
б) о соответствии основных образовательных программ требованиям базисного учебного плана и (или) утвержденным государством примерным образовательным программам.
в) о соответствии условий обучения, предлагаемых образовательным учреждением, государственным требованиям.
г) о соответствии содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, о государственном статусе этого образовательного учреждения, о соответствии уровня реализуемых образовательных программ государственным требованиям.
7. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:
a) «Вестник образования».
б) «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
в) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
8. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:
a) только физические лица.
б) все юридические или физические лица, нарушившие законодательство.
в) только юридические лица, нарушившие законодательство.
Перечень тестов. Модуль 2. Психолого-педагогический
1. Что является предметом психологии как науки?
a) сознание
б) душа
в) поведение
г) психика
2. К психическим свойствам личности относятся:
a) темперамент и способности
б) мышление и сознание
в) желания и потребности
г) эмоции и воля
3. Основными функциями психики являются:
a) отражение и защита организма
б) защита организма и представление
в) отражение и регуляция поведения и деятельности
г) регуляция поведения и прогнозирование
4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется
a) общая психология
б) практическая психология
в) социальная психология
г) поведенческий подход
5. Интроспекция - это термин для обозначения метода
a) самонаблюдения
б) проективных тестов
в) лабораторного эксперимента
г) тестирования отдельных психических функций
6. К свойствам ощущений не относится:
a) целостность
б) контрастность
в) сенсибилизация
г) адаптация
7. Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это
a) механорецептор
б) синестезия
в) ноцирецептор
г) анализатор
8. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это
a) категориальность восприятия
б) модальность ощущения
в) предметность восприятия
г) константность восприятия
Перечень тестов. Модуль 3. Предметная деятельность
1. Основная цель методической работы в ДОО:
a) Своевременное информирование педагогов о разработках в науке
б) Подготовка педагогических кадров к достижению требуемого качества образования
в) Доступность методического материала для осуществления педагогической деятельности
г) Совершенствование творческой направленности педагогов образовательной организации
2. Старший воспитатель ДОО – это:
a) организатор работы ДОО
б) помощник заведующего
в) заместитель заведующего
г) завуч по учебной работе
3. ФГОС ДО не предъявляет требования
a) к структуре основных образовательных программ
б) к условиям реализации основных образовательных программ
в) к максимуму содержания всех разделов программ
г) к результатам освоения основных образовательных программ
4. Основная образовательная программа по ФГОС ДО состоит из:
a) обязательной части – не менее 40% и части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 60%
б) обязательной части – не менее 80% и части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 20%
в) обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений – в равном соотношении
г) обязательной части – не менее 60% и части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%
5. Целевой раздел основной образовательной программы по ФГОС ДО включает в себя:
a) пояснительную записку и планируемые результаты
б) описание образовательной деятельности
в) описание вариативных форм и методов реализации программы
г) описание материально – технического обеспечения программы
6. В чем заключается принцип гибкого зонирования в организации развивающей предметно – пространственной среды?
a) организация различных пересекающихся сфер активности
б) предметно – пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей
в) персонализация среды группы – создание «своего» личного пространства
г) предметно – пространственная среда группы меняется в зависимости от образовательной программы
7. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
a) должна обеспечивать общение и совместную деятельность взрослых и детей
б) должна обеспечивать реализацию образовательных программ
в) должна быть насыщенной, вариативной и безопасной
г) все ответы верны
8. Выделите основной принцип организации содержания развивающей предметно – пространственной среды дошкольного учреждения:
a) неординарности
б) безопасности
в) стабильности
г) мобильности
5.2. Итоговая аттестация
Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.
Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:
1. Что является основными механизмами развития дополнительного образования детей?
2. Какие из дополнительных общеобразовательных программ предназначены только для занятий с детьми?
3. За счет какого механизма механизма осуществляется поиск и отбор талантливых детей в системе дополнительного образования?
4. На основе чего реализуется дополнительное образование детей в детском коллективе?
5. Как называется завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований?
6. Назовите разделы, из которых должна состоять учебная программа дополнительного образования детей.
7. Назовите основные факторы развития личности.
8. Назовите традиционные формы взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования.
9. Что отражается уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования?
10. Кто комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
11. Что регулируют локальные акты образовательного учреждения?
12. Что включается в себя методический аспект занятия?
13. Что такое основные средства методической помощи в учреждении дополнительного образовании детей?
14. С какой целью методист посещает занятия педагогов в учреждении дополнительного образовании детей?
15. Что такое деловая игра как форма обучения педагогов?
16. Что является основной формой реализации образовательной программы в системе дополнительного образования детей?
17. Индивидуальный образовательный маршрут – это?
18. Результативность образовательной деятельности – это?
19. Сформулируйте определение понятия «дополнительное образование детей».
20. Назовите цель, задачи и принципы дополнительного образования детей в РФ на современном этапе.
21. Назовите содержание авторской образовательной программы дополнительного образования детей.
22. Назовите участников образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.
23. Назовите виды объединений детей и подростков в системе дополнительного образования детей
24. Назовите виды учреждений дополнительного образования детей.
25. Назовите формы и методы взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования.
26. Назовите формы взаимодействия педагогов и воспитанников с целью развития, обучения и воспитания детей и подростков.
27. Какова роль и значение методистов и педагогов дополнительного образования в развитии детей?
28. Назовите групповые формы деятельности педагогов УДО.
29. Назовите инновационные формы деятельности педагогов дополнительного образования.
30. Назовите профессионально-значимые качества педагога и методиста УДО.
31. Каковы технологии конструирования педагогического процесса?
32. Что такое типология урока в современной школе?
33. Назовите нестандартные формы урока.
34. Назовите задачи и направления модернизации дополнительного образования детей.
35. Назовите детские объединения в системе дополнительного образования детей.
36. Назовите активные методы обучения.
37. Как осуществляется планирование в деятельности педагога и методиста УДО?
38. Назовите вариативные формы проведения процедуры аттестации методистов и педагогов дополнительного образования.
39. Назовите функции методического совета.
40. Назовите основные закономерности психического развития индивида.
41. Назовите психологические закономерности процесса воспитания.
42. Какова роль дошкольного детства в жизни человека?
43. Назовите психологические особенности разрешения педагогических ситуаций.
44. Назовите психологические основы организации эффективного педагогического общения.
45. Что такое учебная деятельность учащихся и назовите формы ее активизации.
46. Назовите индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности учащихся.
47. Назовите стили педагогической деятельности.
48. Назовите индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.
49. Назовите критерии оценивания педагогического мастерства.
50. Назовите проблемы гуманитаризации современного образования.
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.
9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Л.С. Ружанская / Стратегический менеджмент / - Екатеринбург 2019 г. - 116 стр.
- Ф.Е. Удалов / Основы менеджмента / - Нижний Новгород 2013 г. - 320 стр.
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.
- Т.В. Рябко / Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении / - Изд-во Академии Пастухова, 2015 г.– 260 стр.
- Система оценивания качества дополнительного образования детей / – Пермь: Печатный салон «Гармония», 2018 г. – 119 стр.
- Т.С. Горохова / Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования / – Томск: ТОИПКРО, 2020. – 191 стр.
- Описание модели организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов - М. И. Дири, 2018 г. - 8 стр.
- Пургина, Е. И. / Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке / Е. И. Пургина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015 г. — 275 стр.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- Н.К. Катович / Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы / - 14 стр.
- Конвенция о правах ребёнка / - 16 стр.
- Видеоурок: Методист в образовательном учреждении