Курс профессиональной переподготовки Педагогика в учреждениях дополнительного образования (теория музыки)
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2640 pуб.
Первоначальный взнос 264 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 5790 pуб.
Первоначальный взнос 579 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Педагогика в учреждениях дополнительного образования (теория музыки)»



Присваиваемая квалификация: «Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ, ДШИ».
Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

В настоящее время система образования направлена на повышение качества образования. Качественные преобразования в системе дополнительного образования должны происходить с учетом совершенствования форм обучения и воспитания, а также пересмотра содержания программ дополнительного образования детей, ориентированных на развитие личностных и метапредметных результатов. Воспитать развивающуюся личность может педагог-музыкант, который сам постоянно развивается, обладает профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством и стремится к профессиональному развитию. Современный педагог-музыкант должен владеть не только знаниями и опытом в определенной области, но и необходимым набором профессиональных компетенций. В связи с этим возникает необходимость создания в образовательной организации действенной и эффективной системы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога-музыканта, направленной на развитие профессиональных и личностных компетенций.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 53.02.07 Теория музыки.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области образования.

Целю реализации программы являются:
- Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников: музыкальная педагогика в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений, организация и музыкальное руководство творческими коллективами; просветительство музыкальное.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
образовательные организации дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации;
образовательные программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств), общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций;
обучающиеся по образовательным программам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств), общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций;
творческие коллективы;
музыкальные произведения разных эпох и стилей;
слушатели и зрители театров и концертных залов;
театральные и концертные организации;
организации культуры, образования;
средства массовой информации.

Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности готовится к следующим видам деятельности:
Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях).
Организационная, музыкально-просветительская, репетиционно-концертная деятельность в творческом коллективе.
Корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации



1.5. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
-основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления;
-педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
-современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
-основы трудового законодательства;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.

слушатель должен уметь:
Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Педагогика в учреждениях дополнительного образования (теория музыки)».

Профессиональными компетенциями (ПК):
Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Педагогическая деятельность.
ПК 1.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 1.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 1.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу образовательного процесса, по методике подготовки и проведения занятия в классе музыкально-теоретических дисциплин.
ПК 1.4. Осваивать учебно-педагогический репертуар.
ПК 1.5. Применять классические и современные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин.
ПК 1.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в классе музыкально-теоретических дисциплин с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 1.7. Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.
ПК 1.8. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и обосновывать собственные приемы и методы преподавания.

Организационная, музыкально-просветительская, репетиционно-концертная деятельность в творческом коллективе.
ПК 2.1. Применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики деятельности педагогических и творческих коллективов.
ПК 2.2. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые нормативные правовые знания в деятельности специалиста по организационной работе в организациях культуры и образования.
ПК 2.4. Разрабатывать лекционно-концертные программы с учетом специфики восприятия различных возрастных групп слушателей.
ПК 2.5. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 2.6. Осуществлять лекционно-концертную работу в условиях концертной аудитории и студии звукозаписи.
ПК 2.7. Использовать различные формы связи с общественностью с целью музыкального просветительства.
ПК 2.8. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе работы над концертными программами.

Корреспондентская деятельность в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры.
ПК 3.1. Разрабатывать информационные материалы о событиях и фактах в области культуры и искусства для публикаций в печатных средствах массовой информации (далее - СМИ), использования на телевидении, радио, в сетевых СМИ.
ПК 3.2. Собирать и обрабатывать материалы о событиях и явлениях художественной культуры через использование современных информационных технологий.
ПК 3.3. Использовать корректорские и редакторские навыки в работе с музыкальными и литературными текстами.
ПК 3.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в музыкально-корреспондентской деятельности.


Общекультурные компетенции (ОК):
Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы A/02.6 -Планирование подготовки досуговых мероприятий.
- Организация подготовки досуговых мероприятий.
- Проведение досуговых мероприятий
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых B/01.6 -Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
- Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
- Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ B/03.6 -Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса.
- Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организация и проведение массовых досуговых мероприятий C/01.6 -Планирование массовых досуговых мероприятий.
- Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок.
- Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий.
- Планирование подготовки мероприятий.
- Организация подготовки мероприятий.
- Проведение массовых досуговых мероприятий.
- Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности C/03.6 -Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации.
- Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере образования
и подтверждает присвоение квалификации «Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ, ДШИ».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 22 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Нормативно-правовой 128 29 98 Тест
1.1. Правовые основы педагогической деятельности 127 29 97
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Психолого-педагогический 256 59 196 Тест
2.1. Педагогика в дополнительном образовании 84 19 65
2.2. Общая психология 77 18 59
2.3. Дошкольная психология 94 22 71
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Предметная деятельность 514 118 395 Тест
3.1. Теория и методика музыкального воспитания 77 18 59
3.2. Теория и методика преподавания музыки детям дошкольного возраста 67 15 52
3.3. Сольфеджио 72 17 55
3.4. Общий курс фортепиано 62 14 48
3.5. Музыкальная литература 67 15 52
3.6. Хоровой класс и управление хором 67 15 52
3.7. Элементарная теория музыки 101 24 76
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 900



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (168 часов, 6 часов в день)5 месяц (168 часов, 6 часов в день)6 месяц (60 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовой 128 4242421
+1ПА
2 Модуль 2. Психолого-педагогический 256 4042424242425
+1ПА
3 Модуль 3. Предметная деятельность 514 36424242424242424242424215
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 900

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 150 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовой

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
-
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Видеоурок: Дополнительное образование

Правовые основы педагогической деятельности
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.


Модуль 2. Психолого-педагогический

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.

Педагогика в дополнительном образовании
Общая характеристика и особенности деятельности педагога дополнительного образования. Сущность основных понятий дополнительного образования, оценка его значимости для детей. Анализ взаимодействия педагога и ребенка в детском творческом объединении.


Общая психология
Спецфика науки. Отрасли и методы психологии. Экспериментальная психология сознания. Гештальт-психология. Бихевиоризм и когнитивная психология. Отечественная школа психологии. Неосознаваемые психические процессы. Аналитическая психология. Социально ориентированные психоаналитические теории. Гуманистическая психология. Основы практической психологии. Эмоциональная и волевая сферы психики. Психические процессы.


Дошкольная психология
Детство, как социокультурный феномен, носит конкретно-исторический характер, имеет историю развития. Кризис трех лет: семизвездие симптомов. Психология дошкольника. Социальная ситуация развития личности в дошкольный период. Деятельность дошкольника.


Модуль 3. Предметная деятельность

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Дмитриев Л.Б. / Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. — М., 2002. — 184 стр.
- Попов, Е. А. / Мировая культура и искусство: От первобытности до Возрождения / – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 156 стр.
- С. Григорьев / Учебник полифонии / Москва 1969 г. - 328 стр.
- Занкова, А. В. / Искусство. Музыка / — М. : Дрофа, 2017. — 155 стр.
- П. Г. Чесноков / Хор и управление им / - Государственное музыкальное издательство, Москва - 1961, - 241 стр.

Теория и методика музыкального воспитания
Значение музыки в воспитании детей, методы и приемы развития у них музыкальных способностей. Основные формы организации детской музыкальной деятельности. Функции заведующего детским садом, старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя.


Теория и методика преподавания музыки детям дошкольного возраста
Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников. Анализ своеобразия музыкального опыта, вкусов и предпочтений современного ребенка. Способы развития детей посредством музыкальной деятельности в образовательном процессе дошкольных учреждений.


Сольфеджио
Сольфеджио: содержание понятия и связь с другими дисциплинами детской музыкальной школы, психологические аспекты его преподавания и значение игрового момента в данном процессе. Основные компоненты урока сольфеджио, его структура и принципы организации.


Общий курс фортепиано
Обоснование основных проблем обучения в общем курсе фортепиано, причины их проявления. Современные требования к методике преподавания, направления и закономерности ее усовершенствования. Типы и формы работы пианиста над музыкальным произведением.


Музыкальная литература
Содержание музыкальных произведений, выразительные средства музыки. Исторические оперы русских композиторов, опера-сказка. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальное искусство в советский период. Фортепианное творчество венских классиков.


Хоровой класс и управление хором
Этапы развития хоровой музыки. Общая характеристика хорового коллектива: типология и количественный состав. Основы вокально-хоровой техники, средства музыкальной выразительности. Функции хормейстера. Требования к отбору репертуара в начальных классах.


Элементарная теория музыки
Сольфеджио как предмет обучения. Цели, задачи и тематический план курса. Роль теории музыки в образовательном процессе. Музыкальный слух и его типы. Ладовое воспитание слуха. Формы занятий по интонированию. Методика работы над музыкальным диктантом.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Профессиональный стандарт – это...
a) документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.
б) нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.
в) документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.


2. В каком документе находит отражение характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности?
a) В рабочей программе.
б) В профессиональном стандарте.
в) В рабочем учебном плане


3. Кто является участниками образовательных отношений?
a) Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся и педагогические работники, их представители.
б) Обучающиеся и педагогические работники, их представители, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.
в) Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.


4. Как называется деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации требованиям ФГОС?
a) Государственный контроль качества образования.
б) Государственный надзор в сфере образования.
в) Выездные проверки, включающие тестирование обучающихся.


5. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеют ли право обучающиеся и их родители знакомиться с Уставом образовательной организации?
a) Да, имеют
б) Нет, не имеют
в) Нет, информацию должен представить социальный педагог.


6. Какая аттестация педагогических работников утверждена в 2010 году как обязательная?
a) В целях установления первой квалификационной категории.
б) На соответствие занимаемой должности.
в) В целях установления второй квалификационной категории


7. Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие
a) образование
б) содержание образования
в) учебный план


8. Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – это...
a) Начальное общее образование.
б) Инклюзивное образование.
в) Дополнительное образование детей и взрослых.




Перечень тестов. Модуль 2. Психолого-педагогический
1. Что является предметом психологии как науки?
a) сознание
б) душа
в) поведение
г) психика

2. К психическим свойствам личности относятся:
a) темперамент и способности
б) мышление и сознание
в) желания и потребности
г) эмоции и воля

3. Основными функциями психики являются:
a) отражение и защита организма
б) защита организма и представление
в) отражение и регуляция поведения и деятельности
г) регуляция поведения и прогнозирование

4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется
a) общая психология
б) практическая психология
в) социальная психология
г) поведенческий подход

5. Интроспекция - это термин для обозначения метода
a) самонаблюдения
б) проективных тестов
в) лабораторного эксперимента
г) тестирования отдельных психических функций

6. К свойствам ощущений не относится:
a) целостность
б) контрастность
в) сенсибилизация
г) адаптация

7. Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это
a) механорецептор
б) синестезия
в) ноцирецептор
г) анализатор

8. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это
a) категориальность восприятия
б) модальность ощущения
в) предметность восприятия
г) константность восприятия



Перечень тестов. Модуль 3. Предметная деятельность
1. Как называют человека, который сочиняет музыку?
a) композитор
б) слушатель
в) исполнитель
г) писатель

2. Что такое опера?
a) музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют и поют в сопровождении оркестра
б) музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра
в) музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют под музыку
г) музыкальный спектакль, в котором все герои поют под музыку

3. Кто руководит оркестром?
a) исполнитель
б) композитор
в) дирижер
г) никто

4. Какое произведение не является русской народной песней?
a) Калинка
б) Во поле береза стояла
в) Разноцветная игра
г) нет верного ответа

5. Что такое мажор?
a) лад музыки грустный, печальный
б) название песни
в) лад музыки веселый, яркий
г) название мелодии

6. Что такое набат?
a) название музыкального произведения
б) лад музыки
в) название колокольного звона
г) нет верного ответа

7. Какого героя нет в симфонической сказке С. С. Прокофьева « Петя и волк»?
a) собака
б) утка
в) дедушка
г) нет правильного ответа

8. Какой инструмент озвучивает волка в симфонической сказке С. С. Прокофьева « Петя и волк»?
a) скрипка
б) валторна
в) туба
г) рояль



5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Назовите предмет «Музыка» и ее роль в общем процессе эстетического и художественного воспитания учащихся.
2. Назовите общую характеристику содержания музыкального обучения и воспитания.
3. Музыкальный материал- составляющая часть содержания предмета «Музыка» (дать определение).
4. Музыкальные знания- элемент содержания музыкального обучения и воспитания (дать определение).
5. Музыкальные умения и навыки – теоретическая основа предмета «Музыка» (дать определение).
6. Назовите цели и задачи музыкального обучения и воспитания.
7. В чём состоит сверхзадача музыкального воспитания?
8. Назовите общую характеристику характеристика принципов музыкального обучения.
9. Дайте определение понятиям метр, размер. Ритм. Группировка.
10. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
11. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов обращался к народному песенному творчеству?
12. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
13. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?
14. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?
15. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?
16. Что такое партитура, в каком порядке записываются в партитуре музыкальные инструменты?
17. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название?
18. Какие произведения мы называем программными?
19. Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).
20. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии? Опишите особенности сонатносимфонического цикла. Какие части менялись в процессе эволюции?
21. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?
22. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?
23. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт.
24. Объясните значение слов «сюита», «миниатюра». Приведите примеры.
25. Назовите основные сольные вокальные номера опер. Кратко изложите их особенности и различия.
26. Опишите особенности музыкального языка С. Прокофьева. Аргументируйте примерами.
27. Опишите принцип научности в музыкальном обучении и воспитании.
28. Опишите принцип связи музыкального обучения с жизнью.
29. Опишите принцип научности в музыкальном обучении и воспитании.
30. Опишите принцип интереса, увлеченности в музыкальном обучении и воспитании.
31. Опишите принцип оптимизации процесса обучения.
32. Опишите методы музыкального обучения как способы организации усвоения содержания предмета «Музыка».
33. Опишите методы музыкального обобщения.
34. Опишите методы «Забегания» в перед и «возвращение» к пройденному.
35. Опишите методы эмоциональной драматургии- ведущий метод учителя музыки.
36. Перечислите профессиональные качества учителя музыки.
37. Что такое музыкальные способности детей?
38. Перечислите специфические особенности уроков музыки.
39. Перечислите основные виды музыкальной деятельности на уроках музыки.
40. Дать определение понятию «музыкальная речь» и назвать ее элементы (общая характеристика).
41. Дать определение понятию «кварто-квинтовый круг тональностей».
42. Что такое составные интервалы?
43. Что такое альтерированниая и хроматическая гамма?
44. Что такое тритоны в натуральных и гармонических ладах?
45. Что такое родственные тональности?
46. Что такое характерные интервалы?
47. Назовите три вида мажора. Дважды гармонический мажор.
48. Перечислите классификацию аккордов. 4 вида трезвучий. Обращение трезвучий.
49. Назовите три вида минора. Дважды гармонический минор.
50. Назовите главные и побочные ступени и трезвучия лада, их обращения. Что такое кадансовый квартсекстаккорд?
51. Раскройте суть определения старинные семиступенные лады. Пентатоника.
52. Раскройте суть определения септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения.
53. Раскройте суть определения тональность. Параллельные и одноименные тональности.
54. Раскройте суть определения септаккорд. Септаккорд второй ступени. Его обращения.
55. Раскройте суть определений отклонение, модуляция, сопоставление.
56. Раскройте суть определения септаккорд. Вводные септаккорды.


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
-
- И.В. Способин / Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных школ и училищ, Москва "Кифара", 1996 г. - 208 стр.
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Дмитриев Л.Б. / Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. — М., 2002. — 184 стр.
- Попов, Е. А. / Мировая культура и искусство: От первобытности до Возрождения / – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 156 стр.
- С. Григорьев / Учебник полифонии / Москва 1969 г. - 328 стр.
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.
- Е.В. Евтух / Преподавание музыки / - СПб АППО 2018 г. - 38 стр.
- Занкова, А. В. / Искусство. Музыка / — М. : Дрофа, 2017. — 155 стр.
- «Современное содержание и методика преподавания музыки в свете требований ФГОС дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования" / - Пермь 2017 г. - 190 стр.
- Т.В. Мухлынина / Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы / - Санкт Петербург, 2015 г. - 18 стр.
- П. Г. Чесноков / Хор и управление им / - Государственное музыкальное издательство, Москва - 1961, - 241 стр.
- Б. Алексеев / Элементарная теория музыки / -1986.—133 стр.
- Н.А. Соколова / Педагогика дополнительного образования детей / – Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 стр.
- Проф.стандарт от 5 мая 2018 г. №298н "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" / - 29 стр.
- В.Л. Живов / Хоровое исполнительство / Москва 2003 г. - 262 стр.
- Малацай Л.В. / Дегтярёвские чтения: проблемы хорового воспитания и исполнительства / – Белгород : БГИИК, 2020. – Т. 2. – 161 стр.
- Г.П. Стулова / Хоровое пение / Санкт-Петербург, Москва, Краснодар 2016 г. - 176 стр.
- Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / - 41 стр.
- Видеоурок: Дополнительное образование