Курс профессиональной переподготовки Преподавание предмета «Русский язык» в образовательном учреждении
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2640 pуб.
Первоначальный взнос 264 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 5790 pуб.
Первоначальный взнос 579 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Преподавание предмета «Русский язык» в образовательном учреждении»



Присваиваемая квалификация: «Учитель русского языка».
Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Актуальность данного курса повышения квалификации состоит в том, что он направлен на повышение профессиональной компетентности и психологической грамотности педагогических работников в вопросах организации педагогического процесса по русскому языку в образовательных организациях при реализации ФГОС.
Курс повышения квалификационного уровня подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Современная система образования требует не только предоставить ученикам знания, умения и навыки по предмету «Русский язык» (то есть научить грамотному правописанию и применению пунктуационных правил), но и дать им возможность овладеть разнообразными явлениями современного языка для их дальнейшего применения на практике в рамках коммуникационных процессов общения между индивидами. При грамотном владении устной и письменной речью человек взаимодействует с человеком, осуществляет профессиональную деятельность и ежедневные коммуникации в быту.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.01 Педагогическое образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области общего образования.

Целю реализации программы являются:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями организациями, осуществляющими обучение;



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу:
-педагогическая;
-проектная;
-исследовательская;
-культурно-просветительская.
При разработке и реализации программы организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
-ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) ;
-ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные).

Выпускник, освоивший программу, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
проектная деятельность:
проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
исследовательская деятельность:
постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;
культурно-просветительская деятельность:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.



1.5. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.

слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Преподавание предмета «Русский язык» в образовательном учреждении».

Профессиональными компетенциями (ПК):
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).


Общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Модуль «Предметное обучение. Русский язык» B/05.6 -Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
- Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
- Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
- Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
- Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции.
- Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.
- Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
- Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п..
- Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся.
- Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов.
- Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).
- Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка.
- Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере общего образования
и подтверждает присвоение квалификации «Учитель русского языка».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 22 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Нормативно-правовой 128 29 98 Тест
1.1. Нормативно-правовое сопровождение образовательной деятельности в РФ 127 29 97
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Психолого-педагогический 256 59 196 Тест
2.1. Педагогика как наука: вопросы воспитания и обучения 84 19 65
2.2. Психология развития и возрастная психология 171 39 131
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Предметная деятельность 514 118 395 Тест
3.1. Теория языка: история развития и становления 67 15 52
3.2. Содержание и функции русского языка 67 15 52
3.3. Методика обучения русскому языку в образовательной организации 57 13 44
3.4. Структурные элементы урока русского языка 57 13 44
3.5. Содержание разделов языка. Богатство лексики русского языка 57 13 44
3.6. Содержание разделов языка. Русская и заимствованная лексика 62 14 48
3.7. Тексты в русском языке: стили, жанры, роль в коммуникации 57 13 44
3.8. Вопросы организации и подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку 89 22 66
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 900



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (168 часов, 6 часов в день)5 месяц (168 часов, 6 часов в день)6 месяц (60 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовой 128 4242421
+1ПА
2 Модуль 2. Психолого-педагогический 256 4042424242425
+1ПА
3 Модуль 3. Предметная деятельность 514 36424242424242424242424215
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 900

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 150 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовой

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
-
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.

Нормативно-правовое сопровождение образовательной деятельности в РФ
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.


Модуль 2. Психолого-педагогический

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.

Педагогика как наука: вопросы воспитания и обучения
Изложение принципов воспитания, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Классификация методов воспитания. Педагогические взгляды Макаренко, Коменского, Песталоцци, Гербарда, Дистервега, Ушинского. Урок как основная форма взаимодействия учителя и ученика.


Психология развития и возрастная психология
Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития. Сущность процесса социализации и её этапы. Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие по Э. Эриксону. Устойчивость личности и понятие психопатологии.


Модуль 3. Предметная деятельность

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. орагнизаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016. - 134 с.
- М.Т. Баранова / Методика преподавания русского языка в школе / Москва 2001 г. - 364 стр.
- Б.Р. Мандель / Современный русский язык: история, теория, практика и культура речи / – М.: Директ-Медиа, 2014 г. – 490 стр.
- А.А. Евтюгина / Русский язык и культура речи / - Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 г. - 270 стр.
- Чеснокова М.П. / Методика преподавания русского языка как иностранного / – Москва.: МАДИ, 2015 г. – 133 стр.
- Н. В. Боронникова / Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного: методические рекомендации и задания / – Пермь, 2019 г. - 55 стр.

Теория языка: история развития и становления
Письменность в древней Греции. Изучение греческими философами характера связи между словом и предметом. Языкознание в древнем Риме. Язык в эпоху раннего и позднего Средневековья в Западной Европе. Становление и развитие европейских систем письма.


Содержание и функции русского языка
Характеристика основных функций русского языка, их связь с его сущностью, природой, назначением в обществе и взаимосвязь между собой. Важность формирования коммуникативной функции языка в школе. Основы и проявления когнитивной и кумулятивной функций.


Методика обучения русскому языку в образовательной организации
Подходы и принципы обучения русскому языку. Суть образовательной технологии "проектная деятельность". Коммуникативный и культурологический подход в преподавания русского языка. Особенности применения информационных технологий обучения в общеобразовательной организации.


Структурные элементы урока русского языка
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Объяснение нового материала. Основные принципы создания опорных конспектов. Пример проблемного изложения темы "Односоставные предложения". Закрепительные упражнения и способы проверки знаний учащихся.


Содержание разделов языка. Богатство лексики русского языка
Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Омонимы, синонимы, антонимы: сущность и общая характеристика. Неологизмы, фразеологизмы и заимствованные слова.


Содержание разделов языка. Русская и заимствованная лексика
Заимствования иностранных слов как один из способов развития современного русского языка. Стилистическая оценка групп заимствованных слов. Заимствованная лексика ограниченного употребления. Причины, признаки, классификация заимствований в русском языке.


Тексты в русском языке: стили, жанры, роль в коммуникации
Характеристика основных стилей в русском языке: научного, официально-делового, газетно-публицистического и разговорного, их отличительные черты т особенности, жанры, тематика, содержание текста и цели общения. Анализ стилистических ошибок и их типов.


Вопросы организации и подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку
Определение необходимости формирования коммуникативной компетенции школьника. Анализ коммуникативно-познавательного характера осуществления речевой деятельности. Изучение методики развития речи учащихся. Обзор направленности преподавания русского языка.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:
a) «Вестник образования».
б) «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
в) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».


2. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:
a) адвокатурой
б) милицией
в) нотариатом
г) прокуратурой

3. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):
a) Конвенции о правах ребенка
б) Всеобщей декларации прав человека.
в) Конституции РФ.


4. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
a) только в форме учреждения
б) в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством
в) только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации.


5. На уровне субъектов РФ типовые положения об образовательных учреждениях, учитывающие региональную специфику:
a) могут издаваться.
б) могут издаваться, но только путем принятия закона субъекта РФ.
в) могут издаваться, но только об учреждениях общего образования.
г) не могут издаваться

6. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:
a) рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.
б) любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением.
в) рекомендованные методической службой.
г) предложенные издателем учебной литературы

7. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:
a) трудовым договором.
б) коллективным договором
в) двусторонним договором.
г) трудовым соглашением.

8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:
a) эмансипацией
б) экстрадицией
в) экспедицией
г) освидетельствованием



Перечень тестов. Модуль 2. Психолого-педагогический
1. Что является предметом психологии как науки?
a) сознание
б) душа
в) поведение
г) психика

2. К психическим свойствам личности относятся:
a) темперамент и способности
б) мышление и сознание
в) желания и потребности
г) эмоции и воля

3. Основными функциями психики являются:
a) отражение и защита организма
б) защита организма и представление
в) отражение и регуляция поведения и деятельности
г) регуляция поведения и прогнозирование

4. Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется
a) общая психология
б) практическая психология
в) социальная психология
г) поведенческий подход

5. Интроспекция - это термин для обозначения метода
a) самонаблюдения
б) проективных тестов
в) лабораторного эксперимента
г) тестирования отдельных психических функций

6. К свойствам ощущений не относится:
a) целостность
б) контрастность
в) сенсибилизация
г) адаптация

7. Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида — это
a) механорецептор
б) синестезия
в) ноцирецептор
г) анализатор

8. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это
a) категориальность восприятия
б) модальность ощущения
в) предметность восприятия
г) константность восприятия



Перечень тестов. Модуль 3. Предметная деятельность
1. Определите, в какой строке даны слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию.
a) мать-мять, рад-ряд
б) злой-слой, дрель-трель
в) посвятить-посветить, увядать-увидать
г) гора-кopa, кость-гость

2. К какому понятию относится данное определение? «Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог»
a) фонетика
б) графика
в) орфоэпия
г) лексикология

3. Определите, в каком предложении подчёркнутое слово относится к разговорной речи.
a) Постепенно, час за часом редел вокзал.
б) Багряное солнце, пронизав листву сада, светило в окно снопами острых красных лучей.
в) Тёмно-синяя безмерность неба искрилась самоцветами.
г) Тянулись образы и думы, потихоньку тускнея и смешиваясь.

4. Укажите предложение, в котором стилистически неуместно употреблено слово.
a) Помещенное в специальную камеру с повышенным содержанием кислорода, это вещество легко воспламеняется.
б) Самое трудное - установить диагноз, определить характер хвори.
в) Великий древнегреческий философ Сократ жил в пятом веке до нашей эры.
г) Ямщик привстал, натянул вожжи, свистнул, и лошади понеслись к лесу.

5. Установите, в каком предложении слово «язык» употребляется в том же значении, что и в данном предложении. Язык любви, язык чудесный, одной лишь юности известный, кому, кто раз хоть был любим, не стал бы языком родным.
a) Разве грамота такая же общая принадлежность человеческого рода, как язык или зрение?
б) Я не могу расслышать языка, на котором они говорят.
в) Разговор больше происходил на языке взглядов, улыбок и междометий.
г) У Аникушки в хате - дыхнуть нечем. Чёрные острые языки копоти снуют из лампы.

6. Определите, в каком предложении подчёркнутое слово является омонимом по отношению к словам в других предложениях.
a) Ну, батюшка, ... будет тебе прохлаждаться. Напился водицы, поговорил, да пора и честь знать.
б) В этом городе знать три языка – ненужная роскошь.
в) Потом всю знать (с министрами, с князьями ведь будешь жить, как с кровными друзьями) ты позовешь на пышный свой обед.
г) Кроме своего огорода, который даёт ей до двух тысяч в год, знать ничего не хочет баба.

7. Определите, в каком ряду даны синонимы, совершенно одинаковые по значению (абсолютные синонимы).
a) вытянуть, вытащить
б) оригинал, подлинник
в) лицо, физиономия
г) есть, питаться

8. Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий ...
a) звуки речи, ударение, слог
б) словарный состав языка
в) устойчивые сочетания слов
г) строение слов и способы их образования



5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Лингвистика как наука о языке. Назовите разделы лингвистики.
2. Назовите основные лингвистические словари.
3. Назовите выдающихся ученых-русистов.
4. Назовите источники богатства и выразительности русской речи.
5. Назовите изобразительные средства фонетики русского языка.
6. Назовите основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи и др.).
7. Назовите обобщающие слова при однородных членах предложения.
8. Назовите обособленные члены предложения.
9. Назовите второстепенные члены предложения.
10. Назовите основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.
11. Расскажите о полных и неполных предложениях.
12. Расскажите о двусоставных и односоставных предложениях.
13. Расскажите о распространенных и нераспространенных предложениях.
14. Расскажите о использовании слов в переносном значении для создания тропов.
15. Расскажите о исторических изменениях в словарном составе языка. .
16. Назовите основные источники пополнения лексики. Неологизмы.
17. Расскажите о происхождении слов: исконно русские и заимствованные слова.
18. Назовите источники фразеологизмов.
19. Назовите лексические средства выразительности речи.
20. Какую роль играет умение правильно определить значение слова, чтобы написать его без ошибок?
21. Какова цель морфемного разбора? Цель словообразовательного разбора?
22. Как словообразовательная цепочка связывает оба разбора?
23. Назовите части речи в русском языке, критерии их выделения.
24. Назовите группы морфем: корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание).
25. Что такое словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы?
26. Назовите основные способы образования слов в русском языке.
27. Расскажите о правописании НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.
28. Расскажите о лексическом значении слова.
29. Что такое глагол?
30. Фразеологизм: назовите его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
31. Что такое предложение?
32. Что такое грамматическая основа предложения?
33. Назовите морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
34. Расскажите о служебных частях речи: предлоги, союзы, частицы.
35. Что такое однородные члены предложения?
36. Простое предложение, назовите его виды по цели высказывания.
37. Что такое восклицательные и невосклицательные предложения?
38. Расскажите о постановке знаков препинания внутри простого предложения.
39. Что такое словосочетание?
40. Назовите типы связи слов в словосочетаниях.
41. Назовите виды словосочетаний.
42. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи (на примере одной части речи по указанию учителя).
43. Что такое синонимия?
44. Назовите изобразительные средства синтаксиса.
45. Назовите нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные.
46. Расскажите о принципе единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания.
47. Какова роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания?
48. Назовите разновидности речи по форме использования языка.
49. Текст как речевое произведение. Назовите основные признаки текста.
50. Функциональные стили речи, назовите их основные особенности.
51. Назовите стили речи, их функции и сферу употребления.
52. Текст как речевое произведение, назовите основные признаки текста.
53. Назовите особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
54. Чужая речь, назовите основные способы ее передачи.
55. Что такое сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. орагнизаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016. - 134 с.
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
-
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- М.Т. Баранова / Методика преподавания русского языка в школе / Москва 2001 г. - 364 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- М. В. Сычёва / Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации / - Пенза 2014 г. - 128 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 209 стр.
- Б.Р. Мандель / Современный русский язык: история, теория, практика и культура речи / – М.: Директ-Медиа, 2014 г. – 490 стр.
- А.А. Евтюгина / Русский язык и культура речи / - Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 г. - 270 стр.
- Чеснокова М.П. / Методика преподавания русского языка как иностранного / – Москва.: МАДИ, 2015 г. – 133 стр.
- Н. В. Боронникова / Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного: методические рекомендации и задания / – Пермь, 2019 г. - 55 стр.
- Видеоурок: ФГОС нового (третьего) поколения 2021-2022 г.