ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(программа профессиональной переподготовки)
«Рынок ценных бумаг»
Присваиваемая квалификация: «Специалист рынка ценных бумаг».
Трудоемкость обучения по данной программе – 300 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе
«Рынок ценных бумаг», включает:
экономические, плановые, финансовые, маркетинговые, бухгалтерские, производственно - экономические и аналитические службы организаций и предприятий различных отраслей, сфер и организационно - правовых форм собственности, общественных и саморегулируемых организаций; финансовые, кредитные, аудиторские, консалтинговые, страховые, оценочные учреждения и
организации; финансово-экономические подразделения и структуры государственных и муниципальных органов власти.
Профессиональная переподготовка по программе Рынок ценных бумаг – это освоение новой профессии и актуализация имеющихся знаний. После прохождения обучения Вы можете сразу приступить к выполнению новых профессиональных задач. Изучение данной программы доступно в следующих формах: дистанционно.
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 08.008 Специалист по финансовому консультированию.
1.3. Цель реализации программы
Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области экономики и финансов.
Целю реализации программы являются:
- Обеспечение инвестиционной эффективности и оптимальных условий совершения финансовых сделок клиента с поставщиком финансовых услуг;
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление
деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных
организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и
местного самоуправления.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;
-имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
-финансово-хозяйственная информация;
-финансовая отчетность.
Финансист (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
-Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального
управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
-Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций.
-Осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую
деятельность.
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
Уровень | Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
---|---|---|---|---|
7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
1.5. Планируемые результаты обучения
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Рынок ценных бумаг».
Профессиональными компетенциями (ПК):
Финансист (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального
управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
ПК 1.4. Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной
деятельности бюджетных и автономных учреждений.
Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
ПК 2.1. Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
ПК 2.2. Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
ПК 2.3. Участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях.
Участие в управлении финансами организаций и осуществлении финансовых операций.
ПК 3.1. Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации.
ПК 3.2. Составлять финансовые планы организации.
ПК 3.3. Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности
финансово-хозяйственной деятельности организации.
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами
государственной власти и местного самоуправления.
Осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность.
ПК 4.1. Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля.
ПК 4.2. Осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений.
Общекультурные компетенции (ОК):
Финансист (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции,реализуемые после обучения | Код | Трудовые действия |
---|---|---|---|
Консультирование клиентов по составлению финансового плана и формированию целевого инвестиционного портфеля | Финансовое консультирование по широкому спектру финансовых услуг | B/01.7 | -Предоставление потребителю финансовых услуг информации о состоянии и перспективах рынка, тенденциях в изменении курсов ценных бумаг, иностранной валюты, условий по банковским продуктам и услугам. - Разъяснение сути финансовых продуктов, юридических и экономических характеристик финансовых продуктов и услуг. - Предоставление достоверной информации по контрагентам, условиям, требованиям к контрагенту, предмету сделки. - Составление окончательного перечня предлагаемых клиенту финансовых продуктов. - Консультирование клиента по вопросам составления личного бюджета, страхования, формирования сбережений, управления кредитным и инвестиционным портфелем. - Разъяснение клиенту экономических и правовых последствий финансовых решений. - Определение (на основании запроса клиента) критериев отбора поставщиков финансовых услуг и подбор поставщиков в соответствии с выделенными критериями. - Организация продажи финансовых продуктов (банковские депозиты, паевые фонды, брокерское обслуживание, обезличенный металлический счет) в рамках персонального финансового плана. - Дополнительная продажа финансовых продуктов в рамках персонального финансового плана. - Консультирование контрагентов по вопросам, относящимся к компетенции деятельности. - Обеспечение взаимодействия структурных подразделений организации при совместной деятельности; участие в планировании мероприятий, направленных на повышение качества финансового сервиса организации |
Разработка финансового плана для клиента и целевого инвестиционного портфеля | B/02.7 | -Составление перечня рекомендаций по управлению инвестиционным риском. - Составление инвестиционного портфеля. - Выявление качественных и количественных свойств рисков в предполагаемых к использованию финансовых продуктах. - Привлечение к решению задач финансового планирования независимых внешних консультантов и экспертов в области финансовых рынков. - Согласование условий инвестиционного портфеля с клиентом. - Регулярный пересмотр качества инвестиционного портфеля клиента (селекция и аллокация активов). - Проведение расчетов величины портфеля, достаточной для покрытия финансовых целей. - Расчет размера инвестиций, необходимого для достижения целей клиента. - Расчет целевой доходности в зависимости от финансовых целей и начального капитала. - Анализ финансового положения клиента. - Выявление несоответствий текущего финансового состояния клиента его финансовым целям. - Подбор классов активов и финансовых продуктов в соответствии с потребностями клиента. - Проведение стресс-тестов и сценарного анализа. - Моделирование целевого портфеля клиента. - Расчет параметров целевого инвестиционного портфеля. - Формирование финансового плана и критериев мониторинга его выполнения. - Определение и согласование правил информирования клиента. - Установление критериев оценки показателей инвестиционного портфеля. - Пересмотр (ребалансировка) состава активов клиентского портфеля. - Мониторинг финансового плана, определение критериев эффективности финансового плана и качества инвестиционного портфеля клиента. - Анализ изменения стоимости капитала инвестиционного портфеля. - Составление прогноза денежного потока. - Оптимизация финансового плана. - Анализ использования заемных средств (кредитные продукты). - Моделирование целевого портфеля. - Презентация согласованных финансовых решений клиенту. - Определение критериев взаимодействия с клиентом |
|
Управление процессом финансового консультирования в организации (подразделении) | Разработка методологии и стандартизация процесса финансового консультирования и финансового планирования | C/01.7 | -Создание методологии финансового консультирования и финансового планирования. - Формирование стандартов и внутренних регламентов по процессу финансового консультирования и финансового планирования. - Руководство разработкой корпоративных регламентных документов по финансовому консультированию. - Утверждение методик по финансовому парированию, методик определения инвестиционного профиля клиентов. - Согласование позиций и выработка единых подходов по вопросам регламентации процесса финансового консультирования совместно с другими подразделениями организации и внешними финансовыми консультантами. - Координация структурных подразделений организации по вопросам финансового консультирования. - Формирование требований к методическому обеспечению процесса финансового консультирования. - Внедрение единой методологии финансового планирования. - Периодическая актуализация основных положений и принципов методологии финансового планирования. - Установление требований к организации аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового планирования. - Установление требований к функционированию аппаратно-информационного обеспечения процесса финансового консультирования и финансового планирования. - Формирование требований к закупкам и объемов закупки услуг внешних поставщиков для обеспечения процесса финансового консультирования в организации (базы данных, информационное системы, специализированные средства, консультационные услуги). - Организация консультационной поддержки по вопросам аппаратно-информационного обеспечения. - Организация действий по обеспечению сотрудников подразделения по финансовому консультированию необходимым оборудованием и доступом к информационным системам организации |
Создание и развитие организационной структуры по финансовому консультированию | C/02.7 | -Разработка и участие во внедрении единой внутренней организационной структуры по финансовому консультированию. - Планирование деятельности подразделения по финансовому консультированию. - Организация, курирование и контроль деятельности подразделения по финансовому консультированию. - Организация разработки и утверждение положения о подразделении по финансовому консультированию. - Утверждение политики и регламентов по финансовому консультированию, описывающих общие принципы и функциональные обязанности всех участников процесса финансового консультирования клиентов. - Определение требований к работникам, занятым в процессе финансового консультирования. - Организация разработки должностных инструкций для специалистов по финансовому консультированию. - Создание системы мотивации и развития персонала, отвечающего за финансовое консультирование. - Разработка перспективных и текущих программ и планов, отдельных мероприятий и/или комплекса мероприятий, их информационное сопровождение, разработка схем материально-финансового и организационного обеспечения процесса финансового консультирования |
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере экономики и финансов
и подтверждает присвоение квалификации «Специалист рынка ценных бумаг».
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное
или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.
1.7. Срок обучения
Трудоемкость обучения по данной программе – 300 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 8 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.
1.8. Форма обучения
Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.
1.10. Выдаваемый документ:
Диплом профессиональной переподготовки.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование дисциплин | По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час | форма контроля | ||
Общая трудоемкость, час |
Лекции | СРС | ||
1. Модуль 1. Нормативно-правовой | 42 | 10 | 31 | Тест |
1.1. Правовые основы ведения деятельности на рынке ценных бумаг | 41 | 10 | 30 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
2. Модуль 2. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг | 84 | 19 | 64 | Тест |
2.1. Деньги, кредит, банки | 17 | 4 | 13 | |
2.2. Управление портфелем ценных бумаг | 13 | 3 | 10 | |
2.3. Финансовый менеджмент | 15 | 3 | 12 | |
2.4. Производственные финансовые инструменты | 16 | 4 | 12 | |
2.5. Инвестиционный анализ | 22 | 5 | 16 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
3. Модуль 3. Рынок ценных бумаг | 172 | 40 | 131 | Тест |
3.1. Управление финансовыми рисками | 34 | 8 | 26 | |
3.2. Экономический анализ | 28 | 6 | 22 | |
3.3. Экономическая теория | 31 | 7 | 24 | |
3.4. Налогообложение операций с ценными бумагами | 33 | 8 | 25 | |
3.5. Фондовые биржи | 45 | 11 | 33 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
4. Итоговая аттестация | 2 | Квалификационный экзамен | ||
Итого часов | 300 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма:
№ | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | 1 месяц (168 часов, 6 часов в день) | 2 месяц (132 часа, 6 часов в день) | ||||||
1 | Модуль 1. Нормативно-правовой | 42 | 41 +1ПА | |||||||
2 | Модуль 2. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг | 84 | 42 | 41 +1ПА | ||||||
3 | Модуль 3. Рынок ценных бумаг | 172 | 42 | 42 | 42 | 42 | 3 +1ПА | |||
4 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |||||||
Итого часов | 300 |
ПА- Промежуточная аттестация.
3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 50 дней по 6 часов в день.4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Нормативно-правовой
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Асаул А. Н. / Рынок ценных бумаг: учебник – Кызыл: ТывГУ, 2013. – 232 стр.
Правовые основы ведения деятельности на рынке ценных бумаг
Особенности профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, признаки предпринимательства. Роль и функции валютного рынка. Понятие, элементы и характеристика нормативных актов рынка ценных бумаг, их противоречивость и правовое регулирование.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Л.И. Юзвович / Финансы и кредит /— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 г.— 280 стр.
- И.В. Политковская / "Деньги. Кредит. Банки." – М.: МАДИ, 2013 г. - 113 стр.
- С.Г. Крылова / Деловые коммуникации / - Екатеринбург 2014 г. - 105 стр.
- Анциферова И. В. / Бухгалтерский финансовый учет / — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2010 г. – 556 стр.
- А. Н. Буренин / Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов / — М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. —352 стр.
- Видеоурок: Менеджмент как система управления
Деньги, кредит, банки
Кредитные операции коммерческого банка. Двойной обмен долговыми обязательствами. Безусловные обязательства с фиксированной суммой долга. Организация кредитования в банке. Система банковского кредитования в Республике Беларусь: особенности и проблемы.
Управление портфелем ценных бумаг
Отражение в финансовой теории проблем конструирования портфеля ценных бумаг с акцентом на соотношение риска и доходности. Условия использования теории вероятностей для анализа рисковости вложений на рынке ценных бумаг и у правления данным показателем.
Финансовый менеджмент
Рассмотрение основных целей финансового менеджмента в общественном и частном секторах. Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета. Подготовка обоснований бюджетных ассигнований.
Производственные финансовые инструменты
Понятие, назначение и классификация производных финансовых инструментов. Русские деривативы - история появления. Состояние и перспективы рынка деривативов в России. Фьючерсные, опционные, форвардные контракты. Процентный своп, депозитарные расписки.
Инвестиционный анализ
Общая характеристика содержания, раскрытие сущности и изучение основных методов инвестиционного анализа. Определение задач и исследование стадий оценки инвестиционного проекта. Общий порядок расчета стоимости инвестиционной ценности при анализе компаний.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е. Ю. Кузнецовой / Современный стратегический анализ / - 136 стр.
- Панько Ю. В. / Экономический анализ / – М.: Мир науки, 2018 г. - 133 стр.
- Кунцман, М.В. / Экономическая безопасность: учебное пособие / – М.: МАДИ, 2016. – 153 стр.
- Тьюлз Р. / Фондовый рынок / — Т 95 Москва: ИНФРА-М, 2000 г. - 647 стр.
- В. Ионов / Фондовый рынок / - Москва: "Альпина Паблишер", 2002. - 274 стр.
Управление финансовыми рисками
Риски и их управление. Финансовые аспекты снижения риска. Анализ результатов кредитной политики. Антикризисное управление и методы снижения финансовых рисков. Управление финансовыми рисками на предприятиях и пути их решения в современных условиях.
Экономический анализ
История становления, содержание и задачи экономического анализа как специальной отрасли хозяйственной жизни, обеспечивающих базу принятия управленческих решений. Классификация видов и принципов экономического анализа, его связь с экономическими науками.
Экономическая теория
Понятие и сущность новой экономики. Факторы развития новой экономики. Причины становления производства. Влияние электронной коммерции на финансовые поступления. Основные направления развития новой экономики в России. Инновации и промышленная политика.
Налогообложение операций с ценными бумагами
Характеристика аспектов формирования рынка ценных бумаг. Особенности налогообложения доходов и операций с ценными бумагами. Основы исчисления налогов, взимаемых с доходов. Проблемы и перспективы развития налогообложения операций с ценными бумагами.
Фондовые биржи
Изучение сущности, основных функций и организационной структуры фондовой биржи - рынка, на котором продают свои ценные бумаги корпорации, кредитно-финансовые учреждения, а также индивидуальные лица. Фондовая биржа в разрезе законодательства РК.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.
Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
5.1 Текущий контроль успеваемости
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Активные счета - это счета для учёта
a) источников образования имущества
б) имущества
в) результатов хозяйственной деятельности
г) нет верного ответа
2. Активы организации - это
a) имущество, принадлежащее организации на правах собственности
б) действия, связанные с движением имущества в процессе хозяйственной деятельности
в) хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов её хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем
г) источники приобретения имущества организации
3. Активы организации подразделяются на
a) внеоборотные и оборотные активы
б) предметы труда и методы труда
в) основные активы и не основные активы
г) нет верного ответа
4. Амортизация в бухгалтерском учете - это
a) постепенный перенос стоимости имущества в течение всего срока его полезного использования на себестоимость продукции (работ, услуг)
б) физический износ имущества
в) способность имущества к использованию в хозяйственной деятельности организации
г) нет верного ответа
5. Амортизация основных средств начисляется в течение
a) 20 лет
б) 12 лет
в) всего срока нахождения их в организации
г) срока их полезного использования
6. Аналитические счета - это счета для
a) текущего контроля за хозяйственными операциями
б) подробной характеристики объектов учета
в) укрупненной группировки и учета однородных объектов
г) нет верного ответа
7. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
a) А1 >П1; А2<П2; A3 > ПЗ; А4<П4
б) А1 <П1; А2>П2; A3 > ПЗ; А4<П4
в) А1 >П1; А2>П2; A3 > ПЗ; А4>П4
г) А1 >П1; А2>П2; A3 > ПЗ; А4<П4
8. Без подписи главного бухгалтера считаются недействительными
a) акты выполненных работ с поставщиками и подрядчиками
б) договора с покупателями и заказчиками
в) денежные и расчетные документы
г) финансовые и кредитные обязательства
Перечень тестов. Модуль 2. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
1. Формы безналичных расчетов, существующие в настоящее время в России – расчеты …
a) платежными требованиями
б) платежными поручениями
в) платежными требованиями-поручениями
г) чеками
2. Корреспондентский счет — это счет …
a) открытый одной кредитной организацией в другой кредитной организации для их
б) взаимных платежей и расчетов
в) организации в банке для хранения денежных средств и осуществления расчетно-кассовых операций
г) открытый кредитной организацией в депозитарии для хранения ценных бумаг
3. Порядок осуществления платежей в бюджет при отсутствии достаточных ресурсов на счете клиента …
a) в первую очередь
б) после выплаты заработной платы работникам
в) после списания средств по исполнительным документам и выплаты заработной
г) платы
4. Форма безналичных расчетов, обеспечивающая гарантию платежа
a) Платежное поручение
б) Аккредитив
в) Чек
г) Расчеты по инкассо
5. … предполагает бесспорное списание средств со счета плательщика.
a) Инкассовое поручение
б) Платежное требование
в) Чек
г) Аккредитив
6. Клиенту можно открыть …
a) только один расчетный счет
б) два счета в одном банке
в) несколько счетов в разных банках
7. Расчетный документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета
a) Платежное поручение
б) Платежное требование
в) Аккредитив
8. Банк может закрыть расчетный счет клиента…
a) при отсутствии операции по счету в течение 1 года
б) по решению ФНС РФ
в) по решению органа, создавшего предприятия
Перечень тестов. Модуль 3. Рынок ценных бумаг
1. Недостающий элемент уравнения товарного баланса Он + … = РП + Ок :
a) незавершенное производство
б) поставленная продукция
в) товарная продукция
г) продукция на ответственном хранении
2. Товарная продукция — это валовая продукция …
a) минус остатки незавершённого производства
б) плюс остатки незавершённого производства
в) минус реализованная продукция
г) минус остатки незавершённого производства и внутрихозяйственного оборота
3. Оценка плана по ассортименту может производиться по …
a) способу наибольшего процента
б) среднему арифметическому
в) способу наименьшего процента
г) среднему геометрическому
4. Формула для расчета коэффициента обеспеченности предприятия собственными средствами:
a) (собственные средства – заемные средств / оборотные средства
б) (III раздел баланса – I раздел баланс / II раздел баланса
в) (собственные средства – внеоборотные актив / собственные средства
г) (IV раздел баланса – I раздел баланс / материальные оборотные средства
5. Формула для расчета коэффициента выбытия основных производственных фондов (ОПФ):
a) Кв = Стоимость выбывших ОПФ / Стоимость ОПФ на конец отчетного года
б) Кв = Стоимость выбывших ОПФ / Первоначальная стоимость ОПФ
в) Кв = Стоимость выбывших ОПФ / Стоимость ОПФ на начало отчетного года
г) Кв = Стоимость выбывших ОПФ / Остаточная стоимость ОПФ
6. Фондоотдача определяется отношением:
a) товарная продукция / основные средства
б) производственная мощность / основные средства
в) товарная продукция / оборотные средства
г) основные фонды / товарная продукция
7. Темп прироста ТП рассчитывается по формуле:
a) (ТП0-ТП/ТП0
б) (ТП1-ТП/ТП1
в) ΔТП/ТП0
г) ΔТП/ТП1
8. Метод детерминированной комплексной оценки, особенностью которого является однонаправленность показателей:
a) сумм
б) геометрической средней
в) расстояний
г) суммы мест
5.2. Итоговая аттестация
Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.
Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:
1. Рынок ценных бумаг: назовите его инструменты и участников.
2. Расскажите о классификации рынков ценных бумаг: первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, спотовый и срочный рынок.
3. Первичные ценные бумаги: назовите виды и классификацию.
4. Облигация: назовите основные характеристики облигации.
5. Расскажите о классификации облигаций.
6. Как осуществляется противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем?
7. Как осуществляется противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации?
8. Как осуществляется противодействие противодействие манипулированию рынком?
9. Назовите основные мировые центры рынка ценных бумаг.
10. Что такое глобализация мирового финансового рынка и назовите ее последствия.
11. Расскажите о рынке ценных бумаг развитых стран: США, Великобритания, Германия, Япония.
12. Расскажите о рынке ценных бумаг развивающихся стран: КНР, страны Восточной Европы и СНГ.
13. Расскажите о рынке ценных бумаг как составная часть финансового рынка
14. Сформулируйте понятие ценной бумаги, содержание, свойства.
15. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
16. Назовите законодательные акты, регулирующие функционирование российского РЦБ.
17. Назовите функции российского рынка ЦБ.
18. Назовите этапы развития РЦБ в России.
19. Расскажите о необходимости и назовите требования к раскрытию информации о ценных бумагах (ФЗ «О рынке ЦБ).
20. Характеристика дохода по ЦБ; понятие доходности ценных бумаг.
21. Эмиссия и обращение ЦБ: назовите основные понятия.
22. Расскажите о классификации ценных бумаг в РФ.
23. Назовите виды ценных бумаг, специфические функции, выполняемые отдельными видами ценных бумаг.
24. Что такое эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг?
25. Расскажите о обращении ценных бумаг. Деятельность биржи. Листинг и делистинг ценных бумаг.
26. Как происходит государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации?
27. Назовите саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
28. Эмиссия ценных бумаг: назовите основные понятия, виды эмиссии.
29. Расскажите о процедуре открытой эмиссии. Назовите этапы и документы.
30. Недобросовестная эмиссия: сформулируйте понятие и ее последствия.
31. Как осуществляется построение кривой доходности?
32. Назовите задачи построения оптимального портфеля облигаций.
33. Что такое акция и назовите ее основные характеристики.
34. Как происходит оценка справедливой цены акции?
35. Назовите инструменты коллективных инвестиций, преимущества и недостатки.
36. Назовите основные отличия простого и переводного векселя как ценной бумаги.
37. Банковские ценные бумаги: сформулируйте определение.
38. Ипотечные ценные бумаги: сформулируйте определение.
39. Товарораспорядительные ценные бумаги: сформулируйте определение.
40. Производные ценные бумаги: сформулируйте определение.
41. Производные финансовые инструменты: назовите понятие, функции, классификация, базисные активы.
42. Арбитраж: сформулируйте определение.
43. Опционы, назовите их виды и основные характеристики.
44. Назовите опционные стратегии.
45. Назовите модели оценки премии опционов.
46. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. Назовите виды, лицензирование, ограничения на совмещение.
47. Расскажите о брокерской деятельности на рынке ценных бумаг.
48. Расскажите о дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.
49. Расскажите о деятельности по управлению ценными бумагами.
50. Расскажите о деятельности на рынке ценных бумаг.
51. Расскажите о деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
52. Назовите институты коллективного инвестирования.
53. Расскажите о деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.
7.2 Организационное обеспечение программы
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.
9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Л.И. Юзвович / Финансы и кредит /— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 г.— 280 стр.- Е. Ю. Кузнецовой / Современный стратегический анализ / - 136 стр.
- И.В. Политковская / "Деньги. Кредит. Банки." – М.: МАДИ, 2013 г. - 113 стр.
- С.Г. Крылова / Деловые коммуникации / - Екатеринбург 2014 г. - 105 стр.
- Панько Ю. В. / Экономический анализ / – М.: Мир науки, 2018 г. - 133 стр.
- Анциферова И. В. / Бухгалтерский финансовый учет / — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2010 г. – 556 стр.
- Кунцман, М.В. / Экономическая безопасность: учебное пособие / – М.: МАДИ, 2016. – 153 стр.
- Асаул А. Н. / Рынок ценных бумаг: учебник – Кызыл: ТывГУ, 2013. – 232 стр.
- А. Н. Буренин / Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов / — М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. —352 стр.
- Тьюлз Р. / Фондовый рынок / — Т 95 Москва: ИНФРА-М, 2000 г. - 647 стр.
- В. Ионов / Фондовый рынок / - Москва: "Альпина Паблишер", 2002. - 274 стр.
- А.А. Аюпов / Производные финансовые инструменты: обращение и управление / – Тольятти: ТГУ, 2007. – 202 стр.
- Видеоурок: Менеджмент как система управления
- В.И. Видяпина / Экономическая теория / Москва 2003 г. - 713 стр.
- Г.А. Маховикова / Экономическая теория / Москва 2011 г. - 96 стр.