Курс профессиональной переподготовки Организация мероприятий по охране труда и обеспечению экологической и техносферной безопасности на предприятиях энергетического комплекса
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2640 pуб.
Первоначальный взнос 264 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 5790 pуб.
Первоначальный взнос 579 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Организация мероприятий по охране труда и обеспечению экологической и техносферной безопасности на предприятиях энергетического комплекса»



Присваиваемая квалификация: «Специалист в области охраны труда».
Трудоемкость обучения по данной программе – 600 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Сегодня никто не сомневается в востребованности профессии специалиста по охране труда — каждое предприятия нуждается в этих специалистах, кроме того, государство обязывает работодателей охранять труд своих работников, что делает этот курс актуальным на сегодняшний день.
Подготовка специалистов по экологической безопасности (в промышленности) является чрезвычайно важной задачей, учитывая современные тенденции развития общества, текущее состояние окружающей природной среды и прогнозные изменения ее состояния. Необходимо, чтобы специалисты в данной области понимали, что такое наука экология, ее современные тенденции развития.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 40.054 Специалист в области охраны труда.

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области охраны труда .

Целю реализации программы являются:
- Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков;



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по
монтажу, испытанию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования;
организация работы структурного подразделения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-промышленное оборудование;
-материалы, инструменты, технологическая оснастка;
-технологические процессы ремонта, изготовления, восстановления и сборки узловых механизмов;
-конструкторская и технологическая документация;
-первичные трудовые коллективы.

Техник-механик готовится к следующим видам деятельности:
-Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования.
-Организация и выполнение работ по эксплуатации промышленного оборудования.
-Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.
-Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Старший техник-механик готовится к следующим видам деятельности:
-Организация работ по монтажу, ремонту и пуско-наладочным работам промышленного
оборудования.
-Организация работ по эксплуатации промышленного оборудования.
-Организация производственной деятельности структурного подразделения и руководство им.
-Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.
7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт.



1.5. Планируемые результаты обучения

Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Организация мероприятий по охране труда и обеспечению экологической и техносферной безопасности на предприятиях энергетического комплекса».

Профессиональными компетенциями (ПК):
Техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности:

Организация работ по монтажу, ремонту и пуско-наладочным работам промышленного оборудования.
ПК 1.1. Организовывать и осуществлять монтаж и ремонт промышленного оборудования на основе
современных методов.
ПК 1.2. Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже
и ремонте промышленного оборудования
ПК 1.3. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с
использованием контрольно-измерительных приборов.
ПК 1.4. Производить пуско-наладочные работы и испытания промышленного оборудования после
ремонта и монтажа.
ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.

Организация работ по эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от
внешних факторов.
ПК 2.3. Организовывать работу по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации
промышленного оборудования.
ПК 2.4. Применять различные методы регулировки и наладки промышленного оборудования.
ПК 2.5. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.

Организация производственной деятельности структурного подразделения и руководство им.
ПК 3.1. Планировать работу структурных подразделений.
ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений.
ПК 3.3. Руководить работой структурных подразделений.
ПК 3.4. Оценивать экономическую эффективность производственной деятельности участка при монтаже и ремонте промышленного оборудования.


Общекультурные компетенции (ОК):
Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда Нормативное обеспечение системы управления охраной труда A/01.6 -Обеспечение наличия, хранения и доступа к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности работодателя.
- Разработка проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих создание и функционирование системы управления охраной труда.
- Подготовка предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых договоров с работниками по вопросам охраны труда.
- Взаимодействие с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда и согласование локальной документации по вопросам охраны труда.
- Переработка локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
Обеспечение подготовки работников в области охраны труда A/02.6 -Выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда.
- Проведение вводного инструктажа по охране труда, координация проведения первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа, обеспечение обучения руководителей и специалистов по охране труда, обучения работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
- Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда.
- Контроль проведения обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.
- Осуществление проверки знаний работников требований охраны труда
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда A/03.6 -Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
- Сбор информации и предложений от работников, их представительных органов, структурных подразделений организации по вопросам условий и охраны труда.
- Подготовка для представления работодателем органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
- Организация сбора и обработки информации, характеризующей состояние условий и охраны труда у работодателя.
- Подготовка отчетной (статистической) документации работодателя по вопросам условий и охраны труда
Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда A/04.6 -Выявление, анализ и оценка профессиональных рисков.
- Разработка планов (программ) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками.
- Разработка мероприятий по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда.
- Подготовка предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями.
- Анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
- Организация проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований.
- Координация и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности; организация установки средств коллективной защиты,.
- Выработка мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов
Мониторинг функционирования системы управления охраной труда Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда B/01.6 -Осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведением профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда.
- Анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию, контролем производственных объектов, на предмет соответствия требованиям охраны труда.
- Принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по обращениям работников
Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах B/02.6 -Планирование проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда.
- Организация работы комиссии по специальной оценке условий труда.
- Контроль проведения оценки условий труда, рассмотрение ее результатов.
- Подготовка документов, связанных с проведением оценки условий труда и ее результатами.
- Контроль исполнения перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, разработанного по результатам проведенной специальной оценки условий труда.
- Подбор и предоставление необходимой документации и информации по вопросам специальной оценки условий труда, соответствующие разъяснения в процессе проведения специальной оценки условий труда
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний B/03.6 -Организация работы комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Получение, изучение и представление информации об обстоятельствах несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Формирование документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также для страхового обеспечения пострадавших на производстве
Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда C/01.7 -Формирование целей и задач в области охраны труда, включая состояние условий труда, с учетом особенностей производственной деятельности работодателя.
- Планирование системы управления охраной труда и разработка показателей деятельности в области охраны труда.
- Оценка результативности и эффективности системы управления охраной труда.
- Подготовка предложений по направлениям развития и корректировке системы управления охраной труда
Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения C/02.7 -Подготовка предложений и соответствующих проектов локальных документов по распределению полномочий, ответственности и обязанностей в сфере охраны труда между работниками.
- Разработка предложений по организационному обеспечению управления охраной труда.
- Организация и координация работы по охране труда.
- Обоснование механизмов и объемов финансирования мероприятий по охране труда


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере охраны труда
и подтверждает присвоение квалификации «Специалист в области охраны труда».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 600 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 15 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Нормативно-правовой 85 20 64 Тест
1.1. Нормативные документы в области охраны труда 84 20 63
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Охрана труда в организации и на производстве 170 39 130 Тест
2.1. Инженерная охрана труда 56 13 43
2.2. Профессиональные риски 113 26 86
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Процессы в техносфере 343 79 263 Тест
3.1. Физико-химические процессы в техносфере 82 19 63
3.2. Мониторинг среды обитания 69 16 53
3.3. Промышленная безопасность техносферы 86 20 66
3.4. Промышленная безопасность 105 24 80
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 600



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (96 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовой 85 42421ПА
2 Модуль 2. Охрана труда в организации и на производстве 170 414242422
+1ПА
3 Модуль 3. Процессы в техносфере 343 39424242424242429
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 600

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 100 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовой

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"

Нормативные документы в области охраны труда
Правовые и нормативные основы безопасности труда на предприятиях. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в Российской Федерации. Создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.


Модуль 2. Охрана труда в организации и на производстве

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- А.Д. Фомин / Руководство по охране труда» / - Москва: Апрохим - Пресс, 2004 г. - 200 стр.
- Методическое пособие: Руководителям и специалистам по охране труда / - 28 стр.
- ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска / Профессиональные риски / Санкт-Петербург 2019 г. - 7 стр.
- Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29"Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4209)
- Видеоурок: Охрана труда 2021
- Видеоурок: Охрана труда. Изменения в 2022 году.

Инженерная охрана труда
Основные задачи охраны труда. Предупреждение аварий и опасностей в процессе производства. Способы улучшения труда. Система стандартов безопасности. Основные законодательные акты по охране труда. Государственный надзор. Инструкции по охране труда для работников, обслуживающих складские помещения и выполняющих работы по складированию материалов.


Профессиональные риски
Понятие профессионального риска, которому подвергается работник на производстве. Методика оценки его уровня. Структурные элементы риска: компетентность работника и работодателя, условия труда, цена риска. Возможность их идентификации и управления ими.


Модуль 3. Процессы в техносфере

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Е.В. Ненахова / Мониторинг среды обитания. Мониторинг водных ресурсов. Методы отбора проб воды / – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 66 стр.
- А.О. Хоменко / Промышленная безопасность / - Екатеринбург 2018 г. - 284 стр.
- Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ

Физико-химические процессы в техносфере
Тепловой баланс системы "поверхность Земли-атмосфера": отражение, поглощение, собственное излучение. Роль альбедо атмосферы и земной поверхности, а также его изменение вследствие аэрозольных загрязнений. Общие сведения о фотохимии загрязнителей.


Мониторинг среды обитания
Характеристика выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников. Химический состав загрязняющих веществ от автотранспорта. Воздействие промышленности на водные объекты. Санитарно-гигиеническая характеристика качества воды водоемов.


Промышленная безопасность техносферы
Общие понятия о профессиональных заболеваниях и промышленном травматизме. Краткая характеристика санитарно-гигиенических условий труда. Санитарные требования к производственным помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, технологическим процессам. Значение личной гигиены при выполнении погрузки и выгрузки, при перемещении и укладке в штабель различных грузов. Медицинское и санитарное обслуживание рабочих на предприятии. Предупреждение ушибов, травм от соприкосновения с движущимися частями погрузчика. Меры защиты от ожогов при соприкосновении с нагретыми частями оборудования и коммуникаций. Первая помощь при несчастных случаях. Самопомощь и первая помощь при кровотечениях, ушибах, переломах, поражениях электрическим током, ожогах. Индивидуальный пакет и правила пользования им. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения током. Виды поражения электрическим током. Статическое электричество и меры защиты от него. Средства защиты от поражения электрическим током. Пожарная безопасность. Правила пожарной безопасности. Основные причины возникновения пожаров в цехе и меры по их предупреждению. Система сигнализации.


Промышленная безопасность
Общие понятия о профессиональных заболеваниях и промышленном травматизме. Краткая характеристика санитарно-гигиенических условий труда. Санитарные требования к производственным помещениям, оборудованию, инвентарю, таре, технологическим процессам. Значение личной гигиены при выполнении погрузки и выгрузки, при перемещении и укладке в штабель различных грузов. Медицинское и санитарное обслуживание рабочих на предприятии. Предупреждение ушибов, травм от соприкосновения с движущимися частями погрузчика. Меры защиты от ожогов при соприкосновении с нагретыми частями оборудования и коммуникаций. Первая помощь при несчастных случаях. Самопомощь и первая помощь при кровотечениях, ушибах, переломах, поражениях электрическим током, ожогах. Индивидуальный пакет и правила пользования им. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения током. Виды поражения электрическим током. Статическое электричество и меры защиты от него. Средства защиты от поражения электрическим током. Пожарная безопасность. Правила пожарной безопасности. Основные причины возникновения пожаров в цехе и меры по их предупреждению. Система сигнализации.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Работодатель в законодательном порядке обязан отстранить рабочего от работы, если он:
a) находится в состоянии алкогольного опьянения
б) грубо нарушил требования охраны труда
в) не применяет полагающиеся ему средства индивидуальной защиты
г) отказался принимать выданное ему молоко, в то время как условия труда на участке предусматривают это

2. Работодатель в законодательном порядке обязан:
a) организовать бесплатную выдачу фирменной одежды с эмблемой предприятия всем работникам, занятым производственной деятельностью
б) организовать разработку инструкций по охране труда для работников своего предприятия
в) ежедневно всем работникам, занятым обслуживанием опасного технологического оборудования, по установленным нормам выдавать молоко
г) для всех работников проводить первичный на рабочем месте и повторные инструктажи по охране труда

3. При приеме работника на постоянную работу на предприятие:
a) с ним вначале проводят вводный инструктаж по охране труда, а затем подписывают приказ о приеме
б) вначале подписывают приказ о приеме, а затем проводят вводный инструктаж по охране труда
в) с ним заключают коллективный договор
г) он подписывает обязательство, что всю ответственность за соблюдение норм охраны труда берет на себя

4. Работодатель обязан:
a) не реже 1 раза в 3 года проводить учебу по охране труда руководителей подразделений с регистрацией учебы в специальном журнале
б) не допускать к работе лиц, которые не приобрели полагающуюся по типовым нормам спецодежду
в) не допускать к работе лиц, имеющих медицинские противопоказания к данной работе
г) о каждом легком несчастном случае сообщать в Государственную инспекцию труда

5. Работник имеет право на:
a) ежегодный оплачиваемый отпуск не менее одного месяца
б) отказ выполнять работу, угрожающую его жизни или здоровью
в) дополнительный отпуск при выработке более 120 часов сверхурочной работы
г) нет верного ответа

6. Законодательство по охране труда предусматривает:
a) в коллективный договор могут быть внесены пункты, которые или улучшают положение работника по сравнению с действующим законодательством или ухудшают, если стороны, подписавшие договор, договорились об этом
б) часть расходов на охрану труда работников предприятия может быть произведена за счет самих работников при условии внесения этого пункта в коллективный договор;
в) перерыв для отдыха и питания работников в течение смены должен быть предоставлен продолжительностью не менее 45 мин. и не более 1 часа
г) на финансирование мероприятий по охране труда работодатель обязан выделить не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции

7. Законодательство по охране труда:
a) предусматривает повышенную оплату труда в период с 22-00 до 8-00 утра
б) не запрещает работу в нормальных условиях труда для определенной категории работников в течение 20 часов подряд при условии введения на предприятии суммированного учета времени на какой-то период
в) предусматривает сверхурочную работу оплачивать всегда в двойном размере или предоставлять отгул за переработанное время
г) нет верного ответа

8. В соответствии с Трудовым кодексом РФ:
a) ежегодный оплачиваемый отпуск при работе в нормальных условиях труда лицам рабочих профессий предоставляют продолжительностью 28 календарных дней, а лицам моложе 18 лет – 30 дней
б) работодатель по соглашению сторон может предоставить работнику отпуск, разделив его на 3 части, при этом одна часть его должна быть не менее 14 календарных дней
в) нельзя отзывать из отпуска беременных женщин и лиц моложе 18 лет без их письменного согласия
г) дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда должен быть предоставлен, если работник отработал в этих условиях не менее 11 месяцев



Перечень тестов. Модуль 2. Охрана труда в организации и на производстве
1. На осуществление предупредительных мер по снижению производственного травматизма разрешено расходовать от суммы страховых взносов, перечисленных в Фонд социального страхования:
a) до 10%
б) до 15%
в) до 20%


2. Какая группа допуска должна быть у лица, ответственного за электрохозяйство ОУ?
a) не ниже 3
б) не ниже 4
в) не ниже 2


3. Оценка и учет профессиональных рисков это:
a) Метод управления охраной труда
б) Функция системы управления охранной труда
в) Система защиты от ВОПФ


4. Размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного не более:
a) 10%
б) 15%
в) 25%


5. Работы по очистке крыши от снега оформляются:
a) Приказом руководителя
б) Договором на выполнение работы
в) Приказом руководителя с оформлением наряд-допуска


6. Р Акты-разрешения для проведения занятий в кабинетах выдаются перед началом нового учебного года:
a) Физики, информатики
б) Биологии, химии
в) Спортивном зале, технической мастерской


7. Председателем комиссии по проведению периодических медицинских осмотров работающих с ВОПФ является:
a) Профпатолог
б) Главврач лечебного учреждения
в) Любой врач


8. На какие виды делятся плакаты и знаки по электробезопасности?
a) Запрещающие, предупреждающие, указательные, предписы­вающие
б) Запрещающие и предупреждающие
в) Постоянные и переносные




Перечень тестов. Модуль 3. Процессы в техносфере
1. Какие нормативные документы не могут приниматься по вопросам промышленной безопасности?
a) Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
б) Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
в) Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.


2. Как называется один из видов деятельности в области промышленной безопасности подлежащий лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»?
a) Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов всех классов опасности
б) Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
в) Эксплуатация взрывопожароопасных опасных производственных объектов


3. При каком условии событие признается страховым случаем?
a) Если в результате аварии на опасном объекте после окончания действия договора страхования причинен вред нескольким потерпевшим.
б) Если причинен вред потерпевшим, явившийся результатом последствий воздействия аварии, произошедшей в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
в) Если вред, причиненный в период действия договора страхования, является результатом последствий или продолжающегося воздействия аварии, произошедшей до заключения договора обязательного страхования.


4. Какой экспертизе подлежит декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта?
a) Экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
б) Государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности
в) Никакую экспертизу декларация промышленной безопасности проходить не должна.


5. Кто должен разрабатывать Положение о производственном контроле?
a) Только структурные подразделения эксплуатирующей организации.
б) Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель.
в) Только эксплуатирующая организация.


6. Что из указанного относится к обязанностям организации в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?
a) Разработка локальных нормативных документов по охране труда
б) Наличие на опасном производственном объекте нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правил ведения работ на опасном производственном объекте.
в) Обеспечение работников опасного производственного объекта средствами индивидуальной защиты


7. В какой срок осуществляется внесение в государственный реестр изменений сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации?
a) В срок. не превышающий 30 (тридцати) рабочих дней со дня наступление указанных изменений.
б) В срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней с даты регистрации заявления о внесении изменений.
в) В срок. не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня наступление указанных изменений.


8. Каким нормативным документом устанавливается обязательность проведения подготовки и аттестации работников, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности?
a) Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
б) Федеральным законом от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
в) Трудовым кодексом Российской Федерации.




5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Дать определение - Охрана труда.
2. Назовите основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
3. Назовите классификацию опасных и вредных производственных факторов.
4. Сформулируйте понятие опасные и вредные физические производственные факторы.
5. Назовите наиболее опасные работы.
6. Назовите опасные механические факторы.
7. Назовите негативные физические факторы.
8. Назовите классификацию условий труда.
9. Назовите фонды охраны труда.
10. Что такое предохранительные устройства?
11. Назовите знаки безопасности.
12. Опишите организацию рабочего места.
13. Назовите психофизиологические основы безопасности труда.
14. Как происходит защита органов дыхания и кожи от химических и биологических негативных факторов?
15. Назовите технические меры защиты.
16. Расскажите о дисциплинарной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
17. Расскажите о административной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
18. Расскажите о материальной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
19. Расскажите о уголовной ответственности за нарушение требований по безопасности труда.
20. Назовите основные причины и источники пожаров на предприятии.
21. Назовите методы пожарной защиты на промышленном предприятии.
22. Что такое огнетушащие средства?
23. Назовите методы защиты человека от опасных производственных факторов.
24. Назовите безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом.
25. Назовите методы защиты человека от физических производственных факторов.
26. Как происходит обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования?
27. Как происходит защита от поражения электрическим током?
28. Назовите виды производственного освещения.
29. Перечислите основные средства защиты от электромагнитных излучений .
30. Перечислите основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
31. Назовите основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
32. Назовите опасные механические факторы.
33. Назовите основные характеристики электромагнитного поля.
34. Каково воздействие химических факторов на человека?
35. Назовите опасные факторы комплексного характера.
36. Назовите основные опасные факторы пожара.
37. Назовите основные причины и источники пожаров и взрывов на производстве.
38. Назовите основные опасные факторы, возникающие при нарушении герметичности.
39. Назовите средства индивидуальной и коллективной защиты.
40. Назовите методы защиты человека от опасных производственных факторов
41. Назовите методы защиты от физических негативных факторов.
42. Назовите классификацию методов и средств защиты от переменных ЭМИ,ЭМП
43. Укажите источники электрической опасности на производстве.
44. Как воздействует электрический ток на человека?
45. Как классифицируют вредные химические вещества в зависимости от их практического использования?
46. Что такое токсичность вещества?
47. Дайте определение горения и взрыва.
48. Назовите основные источники и причины получения механических травм на производстве.
49. Какие движения и действия технологического оборудования и инструмента являются наиболее опасными?
50. Дайте определение вибрации и шума.
51. Перечислите основные источники вибрации и шума на производстве.
52. Перечислите основные источники инфра- и ультразвука на производстве. Как они воздействуют на человека?
53. Перечислить источники электростатических и магнитных полей.
54. Как воздействует на человека ЭМП радиочастотного диапазона?
55. Укажите основные виды ионизирующих излучений.
56. Как происходит воздействие радиации на человека?
57. Укажите источники радиации.


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- А.Д. Фомин / Руководство по охране труда» / - Москва: Апрохим - Пресс, 2004 г. - 200 стр.
- Методическое пособие: Руководителям и специалистам по охране труда / - 28 стр.
- ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска / Профессиональные риски / Санкт-Петербург 2019 г. - 7 стр.
- Е.В. Ненахова / Мониторинг среды обитания. Мониторинг водных ресурсов. Методы отбора проб воды / – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 66 стр.
- А.О. Хоменко / Промышленная безопасность / - Екатеринбург 2018 г. - 284 стр.
- Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
- Приказ Минтруда России № 871н от 9 декабря 2020 г. Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте
- Е. В. Радион / Физико-химические методы анализа. Лабораторный практикум / – Минск : БГТУ, 2010 г. – 110 стр.
- Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29"Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4209)
- Видеоурок: Охрана труда 2021
- ИНИТУ / Техносферная безопасность / - Иркутск 2015 г. - 219 стр.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" - 36 стр.
- В. А. Девисилов / Охрана труда / Москва 2013 г. - 367 стр.
- Видеоурок: Охрана труда. Изменения в 2022 году.