|
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
|
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 3390pуб.
Первоначальный взнос 339 pуб.
|
Записаться на курс |
|
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 4620pуб.
Первоначальный взнос 462 pуб.
|
Записаться на курс |
|
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 5660pуб.
Первоначальный взнос 566 pуб.
|
Записаться на курс |
|
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 6600pуб.
Первоначальный взнос 660 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«05» декабря 2025 г.
Присваиваемая квалификация: «Преподаватель искусства».
Трудоемкость обучения по данной программе – 0 none
Абакан 2025
2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы современного искусствознания»
12. Рабочая программа учебной дисциплины «Методология искусствоведческого анализа»
Настоящая программа профессиональной переподготовки «Современное искусствознание: мастерство анализа и интерпретации» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки, Приказ Минобрнауки России от 21.04.2016 N 466, Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 N 532.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. N 652н
Разработчики:
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор
Обеспечение специалистов современными знаниями и практическими навыками в области искусствознания, позволяющими проводить комплексный анализ и интерпретацию произведений современного искусства, а также успешно функционировать в профессиональной среде, связанной с современным искусством.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-научно-исследовательский;;
-педагогический;
-организационно-управленческий;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) научно-исследовательский;
участие в научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах по поиску оптимальных решений при создании новой техники и технологий с учетом требований охраноспособности результатов научно-технической деятельности;
2) педагогический
преподавание физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;
разработка методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
3) организационно-управленческий
участие в составлении технической документации, планов и графиков выполнения работ, инструкций по эксплуатации оборудования, смет, заявок на материал и оборудование, а также подготовка отчетов;
участие в обеспечении подразделения необходимыми материалами, образцами для проведения испытаний и исследований, инструментом, исправным и проверенным оборудованием;
управление технологическим процессом, обеспечение технической и экологической безопасности производства на участке своей профессиональной деятельности;
профилактика травматизма. Профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений на участке своей профессиональной деятельности;
проведение работа по управлению качеством продукции.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; в сфере научных исследований);
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
основные типы современных конструкционных и функциональных неорганических (металлических и неметаллических) и органических (полимерных и углеродных) материалов, композитов и гибридных материалов. сверхтвердых материалов, интеллектуальных и наноматериалов, пленок и покрытий;
методы и средства испытаний и диагностики, исследований и контроля качества материалов, пленок и покрытий, полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий, все виды исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры, компьютерное программное обеспечение для обработки результатов анализа полученных данных, моделирования поведения материалов, оценки и прогнозирования их эксплуатационных характеристик;
технологические процессы производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий; оборудование, технологическая оснастка и приспособления;
системы управления технологическими процессами;
нормативно-техническая документация и системы сертификации материалов и изделий, технологических процессов их получения и обработки; отчетная документация, записи и протоколы хода и результатов экспериментов, документация по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности.
понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики и других естественных наук.
результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг; корпоративные, отраслевые и межотраслевые, региональные и межрегиональные, федеральные и международные научные и инновационные проекты и программы, направленные на создание и введение в гражданский оборот новых продуктов, процессов и систем;
проекты, направленные на развитие инновационной инфраструктуры, формирование инновационной экосистемы страны;
системы управления интеллектуальной собственностью хозяйствующего субъекта.
| 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых | ||
| Трудовые функции, реализуемые после обучения |
Код | Трудовые действия |
|---|---|---|
| Обобщенные трудовые функции: Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||
| Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | B/02.6 | -Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов. - Контроль и оценка качества программно-методической документации. - Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации. - Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования |
| Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ | B/03.6 | -Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогическими работниками. - Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса. - Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Обобщенные трудовые функции: Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||
| Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | C/03.6 | -Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность. - Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации. - Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность. - Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. - Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
| Уровень | Полномочия и ответственность |
Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
|---|---|---|---|---|
| 6 | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. | Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт. |
| Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
|---|---|---|
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; в сфере научных исследований); | ||
| организационно-управленческий | участие в составлении технической документации, планов и графиков выполнения работ, инструкций по эксплуатации оборудования, смет, заявок на материал и оборудование, а также подготовка отчетов; участие в обеспечении подразделения необходимыми материалами, образцами для проведения испытаний и исследований, инструментом, исправным и проверенным оборудованием; управление технологическим процессом, обеспечение технической и экологической безопасности производства на участке своей профессиональной деятельности; профилактика травматизма. Профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений на участке своей профессиональной деятельности; проведение работа по управлению качеством продукции. | -основные типы современных конструкционных и функциональных неорганических (металлических и неметаллических) и органических (полимерных и углеродных) материалов, композитов и гибридных материалов. сверхтвердых материалов, интеллектуальных и наноматериалов, пленок и покрытий;. - методы и средства испытаний и диагностики, исследований и контроля качества материалов, пленок и покрытий, полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий, все виды исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры, компьютерное программное обеспечение для обработки результатов анализа полученных данных, моделирования поведения материалов, оценки и прогнозирования их эксплуатационных характеристик;. - технологические процессы производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий; оборудование, технологическая оснастка и приспособления;. - системы управления технологическими процессами;. - нормативно-техническая документация и системы сертификации материалов и изделий, технологических процессов их получения и обработки; отчетная документация, записи и протоколы хода и результатов экспериментов, документация по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности. |
| педагогический | преподавание физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях; разработка методического обеспечения учебного процесса в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. | -понятия, гипотезы, теоремы, методы и математические модели, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики и других естественных наук. |
| научно-исследовательский; | участие в научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах по поиску оптимальных решений при создании новой техники и технологий с учетом требований охраноспособности результатов научно-технической деятельности; | -результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг; корпоративные, отраслевые и межотраслевые, региональные и межрегиональные, федеральные и международные научные и инновационные проекты и программы, направленные на создание и введение в гражданский оборот новых продуктов, процессов и систем;. - проекты, направленные на развитие инновационной инфраструктуры, формирование инновационной экосистемы страны;. - системы управления интеллектуальной собственностью хозяйствующего субъекта. |
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, экзаменов, предназначена для объективного подтверждения и оценивания достигнутых результатов обучения после завершения изучения дисциплины.
Оценивание результатов формирования компетенций в рамках дисциплины у слушателей осуществляется по промежуточной аттестации.
Результаты оценки успеваемости заносятся в зачетноэкзаменационную ведомость и доводятся до сведения слушателей.
Итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу профессиональной переподготовки, проводится в форме экзамена.
Перечень вопросов, используемых для проведения экзамена, формируется на основе перечней вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся при проведении промежуточных аттестаций по учебным дисциплинам, представленным в данной программе курса профессиональной переподготовки.
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем организации.
В целях обеспечения объективного определения теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач по результатам обучения в состав аттестационной комиссии могут включаться представители других организаций.
Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.
Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:
1. Какие основные периоды выделяют в истории искусства и чем они характеризуются?
2. Как современное искусство отражает социальные и политические изменения в обществе?
3. Каковы основные методы анализа произведений искусства?
4. Какую роль играет технологический прогресс в развитии современного искусства?
5. Какие основные стили и направления в искусстве XX века вы можете назвать?
6. Как искусство взаимодействует с другими формами культуры, такими как литература и музыка?
7. Какие критерии используются для оценки художественной ценности произведения искусства?
Реализация программы профессиональной переподготовки обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке с указанием нового вида профессиональной деятельности.
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. |
Самост. работа |
Промеж. аттестация |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1. Теоретические основы современного искусствознания | 0 | ||||||
| 2. История современного искусства: от авангарда до современности | 0 | ||||||
| 3. Методология искусствоведческого анализа | 0 | ||||||
| 4. Критический дискурс и интерпретация в современном искусстве | 0 | ||||||
| 5. Профессиональная деятельность искусствоведу: современные практики | 0 | ||||||
| Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов | Промежуточная аттестация |
Форма аттестаций |
|---|---|---|---|
| 1. Теоретические основы современного искусствознания | 0 | Зачет | |
| 2. История современного искусства: от авангарда до современности | 0 | Зачет | |
| 3. Методология искусствоведческого анализа | 0 | Зачет | |
| 4. Критический дискурс и интерпретация в современном искусстве | 0 | Зачет | |
| 5. Профессиональная деятельность искусствоведу: современные практики | 0 | Зачет | |
| Итого | 0 | 0 |
| Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
| Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самост. работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
| Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
| 0/0 | 0 | 0/0 | 0 | 0 | 0 | - | ||
Срок обучения – 0.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
| Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
|---|---|
| 1. Теоретические основы современного искусствознания | |
| 2. История современного искусства: от авангарда до современности | |
| 3. Методология искусствоведческого анализа | |
| 4. Критический дискурс и интерпретация в современном искусстве | |
| 5. Профессиональная деятельность искусствоведу: современные практики | |
| Итого | 0 |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение основных теорий и методологий современного искусствознания;
- освоение ключевых концепций и терминологии современного искусства;
- развитие навыков критического анализа и интерпретации художественных произведений;
- формирование понимания исторического контекста развития современного искусства;
- изучение роли и функций искусствоведа в современном культурном пространстве;
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
10.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
10.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Руденко Ю. К. Анализ художественного произведения : Учебное пособие для бакалавров, магистров и аспирантов филологических, исторических и культурологических специальностей : Ч. 1. : Структура художественного произведения и методологические принципы его анализа / Юрий Константинович Руденко. Санкт-Петербург : Издательство Сергея Ходова, 2015. — 128 с
-Ульянова, Л. Н. Современное искусство: история и теория [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Н. Ульянова, Р. И. Шуралев ;Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2024. – 104 с.
-Латышина, Д. И. История отечественной педагогики и образования : учебник для вузов / Д. И. Латышина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 260 с.
-А. Г. ЗАХОВАЕВА / ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО : ВИНОВАТОЛИ ИСКУССТВО В ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ ОБЩЕСТВА? / 2012 / 6 с.
б) дополнительная литература:
- Ильина, Т. В. История искусства : учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 203 с.
- Ульянова, Л. Н. Современное искусство: история и теория [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Н. Ульянова, Р. И. Шуралев ;Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2024. – 104 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какое направление в искусстве характеризуется использованием геометрических форм и отказом от подражания природе?
a) Импрессионизм
б) Кубизм
в) Сюрреализм
г) Экспрессионизм
2. Кто из перечисленных художников является представителем поп-арта?
a) Пабло Пикассо
б) Энди Уорхол
в) Винсент ван Гог
г) Сальвадор Дали
3. Какие из следующих техник используются в современном искусстве?
a) Коллаж
б) Фреска
в) Инсталляция
г) Мозаика
4. Какой период в искусстве предшествовал современному искусству?
a) Ренессанс
б) Барокко
в) Модернизм
г) Готика
5. Какое искусство характеризуется использованием цифровых технологий?
a) Цифровое искусство
б) Абстрактное искусство
в) Реализм
г) Минимализм
6. Кто из этих художников работал в стиле сюрреализма?
a) Клод Моне
б) Сальвадор Дали
в) Поль Сезанн
г) Марк Шагал
7. Что является основной чертой концептуального искусства?
a) Красота формы
б) Идея важнее материального воплощения
в) Реалистичное изображение
г) Использование ярких цветов
8. Какое из этих направлений искусства возникло в XX веке?
a) Импрессионизм
б) Футуризм
в) Барокко
г) Романтизм
9. Кто из перечисленных является основателем кубизма?
a) Винсент ван Гог
б) Пабло Пикассо
в) Анри Матисс
г) Поль Гоген
10. Какое из этих произведений искусства относится к минимализму?
a) Черный квадрат Малевича
б) Фонтан Дюшана
в) Композиция с красным, синим и желтым Мондриана
г) Белое на белом Малевича
11. Какое направление в искусстве стремится изображать предметы такими, какими они выглядят в реальности?
a) Абстракционизм
б) Реализм
в) Экспрессионизм
г) Сюрреализм
12. Кто из этих художников является представителем абстрактного экспрессионизма?
a) Джексон Поллок
б) Энди Уорхол
в) Сальвадор Дали
г) Пабло Пикассо
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение основных этапов и направлений развития современного искусства от авангарда до современности;
- анализ ключевых произведений и творчества ведущих художников современного искусства;
- освоение методов исторического и культурологического анализа произведений современного искусства;
- формирование понимания влияния социальных, политических и культурных факторов на развитие современного искусства;
- развитие навыков критического мышления и интерпретации произведений современного искусства.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
11.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
11.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Агратина, Е. Е. Искусство ХХ века : учебник и практикум для вузов / Е. Е. Агратина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 325 с.
-Татьяна Анатольевна Круглова / Советское искусство 1945–1955 гг. о «мире после войны»: культурная политика и антропологические реакции / 2023 / 8 с.
б) дополнительная литература:
- Ульянова, Л. Н. Современное искусство: история и теория [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Н. Ульянова, Р. И. Шуралев ;Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2024. – 104 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какой художественный стиль считается предшественником авангарда?
a) Импрессионизм
б) Экспрессионизм
в) Кубизм
г) Футуризм
2. Кто из художников является основателем кубизма?
a) Пабло Пикассо
б) Сальвадор Дали
в) Винсент Ван Гог
г) Клод Моне
3. Какое направление в искусстве характеризуется использованием готовых объектов?
a) Сюрреализм
б) Дадаизм
в) Фовизм
г) Конструктивизм
4. Какие из перечисленных направлений относятся к современному искусству?
a) Поп-арт
б) Минимализм
в) Барокко
г) Гиперреализм
5. Кто автор работы 'Фонтан'?
a) Марсель Дюшан
б) Энди Уорхол
в) Джексон Поллок
г) Фрида Кало
6. Какой стиль характеризуется использованием ярких, неестественных цветов?
a) Фовизм
б) Супрематизм
в) Абстрактный экспрессионизм
г) Концептуализм
7. Какое произведение искусства считается первым в стиле поп-арт?
a) 'Банки супа Campbell'
б) 'Мэрилин Диптих'
в) 'Черный квадрат'
г) 'Постоянство памяти'
8. Кто из художников не относится к абстрактному экспрессионизму?
a) Марк Ротко
б) Джексон Поллок
в) Вилем де Кунинг
г) Энди Уорхол
9. Какое из направлений искусства возникло в России?
a) Супрематизм
б) Дадаизм
в) Футуризм
г) Сюрреализм
10. Какой художник известен своими 'капельными' картинами?
a) Джексон Поллок
б) Пабло Пикассо
в) Сальвадор Дали
г) Винсент Ван Гог
11. Какое искусство характеризуется отсутствием предметности?
a) Абстрактное
б) Реалистичное
в) Импрессионизм
г) Сюрреализм
12. Кто из художников был представителем сюрреализма?
a) Сальвадор Дали
б) Пабло Пикассо
в) Клод Моне
г) Марк Шагал
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение основных методологических подходов в искусствоведении;
- освоение методов формального, стилистического и иконографического анализа;
- развитие навыков критического анализа произведений искусства;
- формирование умения применять различные методы искусствоведческого анализа в исследовательской практике;
- изучение современных тенденций в методологии искусствоведческого анализа.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
12.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
12.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Данилова, А. В. Искусство как объект научного исследования : учеб. пособие / А. В. Данилова, Е. В. Маруфенко ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. – 155 с.
-Таратухина, Ю. В. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 188 с.
-Горохов, В. Ф. Культурология : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Горохов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 320 с.
-Котляров, А. С. Композиция изображения. Теория и практика : учебник для вузов / А. С. Котляров, М. А. Кречетова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 122 с.
б) дополнительная литература:
- Капица Алена Александровна, Абакумова Ирина Владимировна / Цифровое искусство с точки зрения психоанализа: цифровая среда как переходное пространство формирования идентичности / 2025 / 13 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какой из следующих методов не относится к основным методам искусствоведческого анализа?
a) Формальный анализ
б) Иконографический анализ
в) Социологический анализ
г) Математический анализ
2. Какие из перечисленных методов используются в искусствоведческом анализе?
a) Сравнительный анализ
б) Биографический метод
в) Экспериментальный метод
г) Статистический анализ
3. Что изучает иконографический анализ?
a) Технику исполнения произведения
б) Символику и сюжеты
в) Социальный контекст
г) Цветовую гамму
4. Какой метод искусствоведческого анализа фокусируется на изучении влияния социальных условий на искусство?
a) Формальный анализ
б) Социологический анализ
в) Психологический анализ
г) Иконологический анализ
5. Какие из следующих утверждений верны относительно формального анализа?
a) Он изучает композицию произведения
б) Он игнорирует исторический контекст
в) Он фокусируется на биографии художника
г) Он анализирует символику произведения
6. Что является объектом изучения в психологическом анализе искусства?
a) Социальные условия создания произведения
б) Эмоциональное состояние художника
в) Технические аспекты произведения
г) Исторический контекст
7. Какой метод искусствоведческого анализа рассматривает произведение искусства как часть культурного и исторического процесса?
a) Формальный анализ
б) Иконологический анализ
в) Биографический метод
г) Социологический анализ
8. Какие из перечисленных методов могут быть использованы для анализа современного искусства?
a) Формальный анализ
б) Иконографический анализ
в) Социологический анализ
г) Все вышеперечисленные
9. Что исследует биографический метод в искусствоведении?
a) Личность и жизнь художника
б) Символику произведений
в) Социальные условия эпохи
г) Технические приемы
10. Какой из методов искусствоведческого анализа наиболее тесно связан с изучением символов и их значений?
a) Формальный анализ
б) Иконографический анализ
в) Социологический анализ
г) Психологический анализ
11. Какие из следующих утверждений о социологическом анализе искусства верны?
a) Он изучает влияние общества на искусство
б) Он игнорирует индивидуальность художника
в) Он фокусируется на технических аспектах
г) Он анализирует только современное искусство
12. Какой метод искусствоведческого анализа подразумевает изучение произведения в контексте его создания?
a) Формальный анализ
б) Исторический метод
в) Психологический анализ
г) Иконографический анализ
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение основных теорий и подходов к критическому анализу и интерпретации современного искусства;
- освоение методов критического анализа художественных произведений с учетом их культурного и социального контекста;
- развитие навыков интерпретации произведений современного искусства через призму актуальных искусствоведческих и философских концепций;
- формирование умения аргументированно выражать свою точку зрения на искусство в рамках профессионального дискурса;
- изучение роли критики и интерпретации в формировании актуального художественного процесса и публичного восприятия искусства.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
13.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
13.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Хренов, Н. А. Теория аудитории медиа: публика в истории культуры : учебник для вузов / Н. А. Хренов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 411 с.
-Голованова И.И. Методика публичного выступления: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 110 с.
-А. А. Митрофанова / ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: ОСВОЕНИЕ МЕДИЙНОГО ВАРИАНТА ЯЗЫКА / 2021 / 14 с.
б) дополнительная литература:
- А. Г. ЗАХОВАЕВА / ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО : ВИНОВАТОЛИ ИСКУССТВО В ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ ОБЩЕСТВА? / 2012 / 6 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Что такое критический дискурс в контексте современного искусства?
a) Метод анализа, который фокусируется на социальных и политических аспектах искусства
б) Техника создания произведений искусства
в) Стиль живописи, популярный в XXI веке
г) Тип выставки, где критикуют работы художников
2. Какие из следующих утверждений верны относительно интерпретации в современном искусстве?
a) Интерпретация всегда однозначна и не зависит от контекста
б) Интерпретация может варьироваться в зависимости от культурного бэкграунда зрителя
в) Художники всегда предоставляют четкие инструкции по интерпретации своих работ
г) Интерпретация не играет значительной роли в восприятии современного искусства
3. Какой из следующих методов чаще всего используется в критическом дискурсе современного искусства?
a) Формальный анализ
б) Социологический анализ
в) Биографический анализ
г) Психологический анализ
4. Какие из следующих тем чаще всего затрагиваются в критическом дискурсе современного искусства?
a) Техническое мастерство художника
б) Политические и социальные вопросы
в) Исторические события
г) Природные пейзажи
5. Что подразумевается под 'смертью автора' в контексте современного искусства?
a) Физическая смерть художника
б) Идея о том, что значение произведения не зависит от намерений автора
в) Отказ художника от авторства своих работ
г) Тенденция к анонимности в современном искусстве
6. Какую роль играет зритель в интерпретации современного искусства?
a) Зритель пассивен и не влияет на интерпретацию
б) Зритель активно участвует в создании значения произведения
в) Роль зрителя ограничена оценкой эстетических качеств работы
г) Зритель должен строго следовать интерпретации, предложенной художником
7. Какое из следующих утверждений о современном искусстве верно?
a) Современное искусство всегда должно быть красивым
б) Современное искусство часто бросает вызов традиционным представлениям об искусстве
в) Современное искусство не включает в себя цифровые технологии
г) Современное искусство не интересуется вопросами идентичности
8. Как критический дискурс влияет на восприятие современного искусства?
a) Он ограничивает возможные интерпретации произведения
б) Он расширяет понимание произведения, включая социальные и политические контексты
в) Он делает произведения искусства менее доступными для широкой публики
г) Он уменьшает ценность произведения искусства
9. Какие из следующих методов могут быть использованы для анализа современного искусства в рамках критического дискурса?
a) Анализ цветовой гаммы
б) Феминистская критика
в) Сравнение с произведениями эпохи Возрождения
г) Изучение техники нанесения мазков
10. Что означает термин 'интертекстуальность' в контексте современного искусства?
a) Использование текста в визуальных произведениях искусства
б) Связь между различными текстами, включая произведения искусства, которые ссылаются друг на друга
в) Тенденция к созданию произведений искусства, которые можно читать как книги
г) Отказ от использования каких-либо текстов в искусстве
11. Как современное искусство отражает глобализацию?
a) Только через изображение глобальных городов
б) Через исследование культурных обменов и гибридных идентичностей
в) Современное искусство игнорирует тему глобализации
г) Исключительно через политическую сатиру
12. Какое значение имеет 'контекст' в интерпретации современного искусства?
a) Контекст не важен для понимания произведения
б) Контекст может кардинально изменить интерпретацию произведения
в) Контекст относится только к месту выставки произведения
г) Контекст важен только для исторического искусства, но не для современного
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение современных тенденций и практик в профессиональной деятельности искусствоведа;
- освоение методов организации выставок, кураторских проектов и образовательных программ в сфере современного искусства;
- развитие навыков критического анализа и интерпретации произведений современного искусства в профессиональном контексте;
- формирование умения работать с современными медиа и цифровыми технологиями в искусствоведческой практике;
- изучение этических и правовых аспектов профессиональной деятельности искусствоведа в современном культурном пространстве;
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
14.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
14.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Хренов, Н. А. Теория аудитории медиа: публика в истории культуры : учебник для вузов / Н. А. Хренов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 411 с.
-Успенский А. М. Как стать искусствоведом. — СПб. : НесторИстория, 2021. — 256 с
б) дополнительная литература:
- Капица Алена Александровна, Абакумова Ирина Владимировна / Цифровое искусство с точки зрения психоанализа: цифровая среда как переходное пространство формирования идентичности / 2025 / 13 с.
- Голованова И.И. Методика публичного выступления: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 110 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какие из перечисленных методов наиболее часто используются в современном искусствоведении?
a) Формальный анализ
б) Биографический метод
в) Социологический анализ
г) Астрологический прогноз
2. Какую роль играют цифровые технологии в современном искусствоведении?
a) Они не играют никакой роли
б) Они используются для создания цифровых архивов произведений искусства
в) Они помогают в анализе и реставрации произведений искусства
г) Они заменяют искусствоведов
3. Какие из следующих направлений относятся к современным практикам искусствоведения?
a) Изучение влияния социальных медиа на искусство
б) Анализ средневековых манускриптов
в) Исследование экологического искусства
г) Реставрация античных скульптур
4. Как современное искусствоведение относится к вопросу авторства в искусстве?
a) Считает его несущественным
б) Исследует коллективные формы творчества
в) Подчеркивает важность индивидуального авторства
г) Игнорирует этот вопрос
5. Что из перечисленного является задачей современного искусствоведа?
a) Только описание произведений искусства
б) Анализ контекста создания произведения
в) Изучение влияния произведения на современную культуру
г) Продажа произведений искусства
6. Какие технологии используются для атрибуции произведений искусства?
a) Рентгенография
б) ДНК-анализ
в) Инфракрасная рефлектография
г) Гидролокация
7. Какова роль искусствоведа в кураторской деятельности?
a) Организация выставок без участия в отборе произведений
б) Разработка концепции выставки
в) Отбор произведений для выставки
г) Только написание каталогов
8. Какие из перечисленных методов относятся к визуальному анализу в искусствоведении?
a) Сравнительный анализ
б) Статистический анализ
в) Иконографический анализ
г) Химический анализ
9. Как современное искусствоведение рассматривает проблему подлинности произведения искусства?
a) Игнорирует эту проблему
б) Использует научные методы для установления подлинности
в) Считает подлинность неважной
г) Рассматривает подлинность в культурном контексте
10. Каково значение междисциплинарного подхода в современном искусствоведении?
a) Он не имеет значения
б) Позволяет глубже понимать произведения искусства
в) Упрощает анализ искусства
г) Способствует интеграции искусствоведения с другими науками
11. Какие из следующих аспектов важны при анализе современного искусства?
a) Только эстетическая ценность
б) Социальный контекст
в) Политический подтекст
г) Только техника исполнения
12. Как цифровые платформы влияют на распространение знаний об искусстве?
a) Они не влияют
б) Делают искусство более доступным
в) Способствуют глобализации искусства
г) Уменьшают интерес к искусству
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |