|
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки |
|
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 3390pуб.
Первоначальный взнос 339 pуб.
|
Записаться на курс |
|
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 4620pуб.
Первоначальный взнос 462 pуб.
|
Записаться на курс |
|
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 5660pуб.
Первоначальный взнос 566 pуб.
|
Записаться на курс |
|
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 6600pуб.
Первоначальный взнос 660 pуб.
|
Записаться на курс |
Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор
Д.Н. Сергоманов _____________
«05» декабря 2025 г.
Присваиваемая квалификация: «Педагог-психолог».
Трудоемкость обучения по данной программе – 0 none
Абакан 2025
2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки
3. Требования к квалификации поступающего на обучение
4. Планируемые результаты обучения
5. Условия реализации программы
6. Форма аттестации и оценочные материалы
7. Организационно-педагогические условия
8. Учебный план программы профессиональной переподготовки
10. Рабочая программа учебной дисциплины «Психологические основы полового воспитания»
11. Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология репродуктивной системы»
12. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания полового воспитания»
13. Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые аспекты полового воспитания»
14. Рабочая программа учебной дисциплины «Коммуникативные техники в половом воспитании»
Настоящая программа профессиональной переподготовки «Современные подходы к половому воспитанию» разработана с учетом положений:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1457.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Разработчики:
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор
Формирование у слушателей компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области полового воспитания, включая разработку и реализацию образовательных программ, консультирование по вопросам полового воспитания, а также применение современных методик в образовательном процессе.
В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
-сопровождения;
-культурно-просветительский;
-организационно-управленческий;
-методический;
-проектный;
-педагогический;
Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:
1) сопровождения
составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации;
осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации).
2) культурно-просветительский
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
3) организационно-управленческий
особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений;
4) методический
обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
5) проектный
проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;
проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся;
проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
6) педагогический
обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения).
Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:
обучение; воспитание;
развитие;
образовательные системы;
образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные.
| 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | ||
| Трудовые функции, реализуемые после обучения |
Код | Трудовые действия |
|---|---|---|
| Обобщенные трудовые функции: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | ||
| Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | A/03.7 | -Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. - Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. - Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. - Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. - Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. - Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
| Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | A/06.7 | -Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. - Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности. - Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов). - Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации. - Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка. - Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи. - Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
| Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) | A/07.7 | -Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся. - Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер. - Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения. - Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения. - Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию). - Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении. - Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.
| Уровень | Полномочия и ответственность |
Характер умений | Характер знаний | Основные пути достижения уровня квалификации |
|---|---|---|---|---|
| 7 | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений. | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий. | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации. | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы Практический опыт. |
| Типы задач профессиональной деятельности |
Задачи профессиональной деятельности |
Объекты профессиональной деятельности (или области знания) |
|---|---|---|
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования). | ||
| педагогический | обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий / использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; постановка и решение профессиональных задач в области образования и науки; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования; сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам образования и науки; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
| проектный | проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы; проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся; проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
| методический | обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
| организационно-управленческий | особенности принятия и реализации организационных, в том числе управленческих решений; | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
| культурно-просветительский | изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп. | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
| сопровождения | составление индивидуальных программ, планирующей, отчетной и других видах документации; осуществление методического сопровождения разработки и реализации программ (образовательных, программ сопровождения либо реабилитации). | -обучение; воспитание;. - развитие;. - образовательные системы;. - образовательные программы, в том числе индивидуальные, адаптированные. |
| Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): 03 Социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения). | ||
Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:
1) Среднее профессиональное
2) Высшее - бакалавриат
3) Высшее - специалитет
4) Высшее - магистратура
При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.
Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.
При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.
При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.
Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.
Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.
Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.
Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.
Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.
Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, экзаменов, предназначена для объективного подтверждения и оценивания достигнутых результатов обучения после завершения изучения дисциплины.
Оценивание результатов формирования компетенций в рамках дисциплины у слушателей осуществляется по промежуточной аттестации.
Результаты оценки успеваемости заносятся в зачетноэкзаменационную ведомость и доводятся до сведения слушателей.
Итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу профессиональной переподготовки, проводится в форме экзамена.
Перечень вопросов, используемых для проведения экзамена, формируется на основе перечней вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся при проведении промежуточных аттестаций по учебным дисциплинам, представленным в данной программе курса профессиональной переподготовки.
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.
Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем организации.
В целях обеспечения объективного определения теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач по результатам обучения в состав аттестационной комиссии могут включаться представители других организаций.
Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.
Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:
1. Каковы основные принципы современного полового воспитания?
2. Какова роль родителей в половом воспитании детей?
3. Какие существуют методы полового воспитания в школах?
4. Как влияет интернет на половое воспитание молодежи?
5. Какие вызовы стоят перед половым воспитанием в современном обществе?
6. Как половое воспитание способствует предотвращению ЗППП?
7. Каково значение полового воспитания в формировании здоровых отношений?
Реализация программы профессиональной переподготовки обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.
Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке с указанием нового вида профессиональной деятельности.
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов |
Лекций | Семинары | Практические | Лабор. |
Самост. работа |
Промеж. аттестация |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1. Психологические основы полового воспитания | 0 | ||||||
| 2. Физиология репродуктивной системы | 0 | ||||||
| 3. Методика преподавания полового воспитания | 0 | ||||||
| 4. Правовые аспекты полового воспитания | 0 | ||||||
| 5. Коммуникативные техники в половом воспитании | 0 | ||||||
| Итого | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Наименование учебных дисциплин | Всего часов | Промежуточная аттестация |
Форма аттестаций |
|---|---|---|---|
| 1. Психологические основы полового воспитания | 0 | Зачет | |
| 2. Физиология репродуктивной системы | 0 | Зачет | |
| 3. Методика преподавания полового воспитания | 0 | Зачет | |
| 4. Правовые аспекты полового воспитания | 0 | Зачет | |
| 5. Коммуникативные техники в половом воспитании | 0 | Зачет | |
| Итого | 0 | 0 |
| Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) | Распределение учебного времени (количество часов) | |||||||
| Всего | Из них | Всего часов учебных занятий | В том числе | Время на самост. работу | Итоговая аттестация | Резерв учебного времени | ||
| Выходные, праздничные дни | Учебное время | Учебные занятия по расписанию | Практика | |||||
| 0/0 | 0 | 0/0 | 0 | 0 | 0 | - | ||
Срок обучения – 0.
Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).
| Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
|---|---|
| 1. Психологические основы полового воспитания | |
| 2. Физиология репродуктивной системы | |
| 3. Методика преподавания полового воспитания | |
| 4. Правовые аспекты полового воспитания | |
| 5. Коммуникативные техники в половом воспитании | |
| Итого | 0 |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение психологических теорий, связанных с половым воспитанием;
- освоение методов психологической диагностики и коррекции в контексте полового воспитания;
- развитие навыков психологического консультирования по вопросам полового воспитания;
- формирование умения учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при разработке образовательных программ.
-
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
10.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
10.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико -психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.— 160 е., ил
-Калинковская, С. Б. Основы сексологии и психологии полового воспитания: программа и методические рекомендации / С. Б. Калинковская.– Владимир: ВГГУ, 2009. – 33 с.
-Стенникова Ирина Андреевна / «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» Методические рекомендации для педагогов / 2015 / 36 с.
б) дополнительная литература:
- Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 559 с.
- Л.А. Грицай / НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н.Е. РУМЯНЦЕВА И ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ / 2013 / 4 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какова основная цель полового воспитания?
a) Формирование здорового отношения к сексуальности
б) Изучение анатомии человека
в) Пропаганда ранних половых связей
г) Игнорирование вопросов сексуальности
2. Какие аспекты включает в себя половое воспитание?
a) Физиологические изменения в организме
б) Эмоциональные и психологические аспекты
в) Социальные нормы и ценности
г) Технические навыки
3. В каком возрасте следует начинать половое воспитание?
a) В дошкольном возрасте
б) Только в подростковом возрасте
в) После вступления в брак
г) Половое воспитание не обязательно
4. Какую роль играют родители в половом воспитании детей?
a) Основную
б) Второстепенную
в) Никакую
г) Зависит от культурных традиций
5. Какие методы полового воспитания считаются наиболее эффективными?
a) Открытые и честные обсуждения
б) Запреты и ограничения
в) Игнорирование темы
г) Использование только научной литературы
6. Как влияет половое воспитание на развитие личности?
a) Способствует формированию здоровой самооценки
б) Не оказывает влияния
в) Вызывает раннее половое созревание
г) Приводит к девиантному поведению
7. Какие темы должны быть включены в программу полового воспитания?
a) Гигиена и здоровье
б) Контрацепция и профилактика ИППП
в) Этические и моральные аспекты
г) Техника полового акта
8. Как половое воспитание влияет на предотвращение ранних беременностей?
a) Снижает риск
б) Увеличивает риск
в) Не оказывает влияния
г) Зависит от качества образования
9. Как следует реагировать на детские вопросы о сексуальности?
a) Отвечать честно и доступно
б) Избегать ответов
в) Ругать за такие вопросы
г) Перенаправлять к другим взрослым
10. Какое значение имеет половое воспитание в профилактике ИППП?
a) Ключевое
б) Незначительное
в) Никакое
г) Только для определенных групп
11. Какие психологические проблемы может предотвратить половое воспитание?
a) Комплексы и страхи, связанные с сексуальностью
б) Развитие творческих способностей
в) Проблемы с пищеварением
г) Нарушения сна
12. Как половое воспитание способствует формированию гендерного равенства?
a) Учит уважению к различиям
б) Поддерживает стереотипы
в) Игнорирует вопросы гендера
г) Усиливает неравенство
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение анатомии и физиологии репродуктивной системы человека;
- освоение механизмов регуляции репродуктивной функции на разных этапах онтогенеза;
- анализ влияния факторов окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье;
- формирование навыков интерпретации физиологических данных для разработки программ полового воспитания;
- развитие умения применять знания по физиологии репродуктивной системы в образовательном процессе.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
11.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
11.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Савзиханов Р.Т. Арбулиев К.М / АНДРОЛОГИЯ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ / 2022 / 50 с.
-Методы контрацепции и критерии их применения / федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Составители: Т.А. Обоскалова, д.м.н., доцент, Н.В. Изможерова, д.м.н., доцент, А.Б. Бакуринских, к.м.н., доцент, М.Г. Аскерова, к.м.н., доцент, М.К. Киселева, к.м.н., доцент, Е.А. Росюк, к.м.н., доцент, О.В. Прохорова, к.м.н., доцент - Екатеринбург, 2019 - 76 с.
б) дополнительная литература:
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какой гормон стимулирует развитие фолликулов в яичниках?
a) Эстроген
б) Прогестерон
в) Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ)
г) Лютеинизирующий гормон (ЛГ)
2. Какие из перечисленных органов являются частью мужской репродуктивной системы?
a) Яичники
б) Семенные пузырьки
в) Матка
г) Предстательная железа
3. Какой процесс происходит во время овуляции?
a) Оплодотворение яйцеклетки
б) Выход зрелой яйцеклетки из фолликула
в) Имплантация эмбриона в матку
г) Формирование желтого тела
4. Какие гормоны вырабатываются желтым телом?
a) Эстроген и прогестерон
б) ФСГ и ЛГ
в) Тестостерон
г) Окситоцин
5. Что такое менструальный цикл?
a) Процесс оплодотворения яйцеклетки
б) Циклические изменения в женском организме, направленные на подготовку к беременности
в) Процесс формирования сперматозоидов
г) Период жизни женщины после менопаузы
6. Какой орган вырабатывает тестостерон?
a) Гипофиз
б) Яички
в) Надпочечники
г) Поджелудочная железа
7. Какие изменения происходят в организме женщины во время беременности?
a) Увеличение уровня прогестерона
б) Снижение уровня эстрогена
в) Прекращение менструального цикла
г) Увеличение уровня ФСГ
8. Что такое сперматогенез?
a) Процесс формирования яйцеклеток
б) Процесс формирования сперматозоидов
в) Процесс оплодотворения
г) Процесс имплантации эмбриона
9. Какой гормон ответственен за сокращение матки во время родов?
a) Прогестерон
б) Эстроген
в) Окситоцин
г) Тестостерон
10. Какая фаза менструального цикла следует за овуляцией?
a) Фолликулярная фаза
б) Лютеиновая фаза
в) Менструальная фаза
г) Овуляторная фаза
11. Какой из перечисленных процессов не относится к женской репродуктивной системе?
a) Овуляция
б) Сперматогенез
в) Имплантация эмбриона
г) Формирование желтого тела
12. Какой период менструального цикла характеризуется самым высоким уровнем эстрогена?
a) Менструальная фаза
б) Фолликулярная фаза
в) Овуляторная фаза
г) Лютеиновая фаза
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение современных методик и подходов к преподаванию полового воспитания;
- развитие навыков разработки учебных программ и материалов по половому воспитанию, учитывающих возрастные и психологические особенности обучающихся;
- освоение методов оценки эффективности образовательных программ в области полового воспитания;
- формирование умения создавать безопасную и доверительную атмосферу для обсуждения тем, связанных с половым воспитанием;
- развитие навыков взаимодействия с родителями и коллегами по вопросам полового воспитания.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
12.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
12.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико -психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.— 160 е., ил
-Стенникова Ирина Андреевна / «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» Методические рекомендации для педагогов / 2015 / 36 с.
-Ирина Скорбун, Тигран Епоян / ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ И РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ / 2013 / 60 с.
б) дополнительная литература:
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какая из перечисленных целей является основной в преподавании полового воспитания?
a) Формирование здорового образа жизни
б) Изучение анатомии человека
в) Подготовка к будущей профессии
г) Развитие физических способностей
2. Какие методы наиболее эффективны в преподавании полового воспитания?
a) Лекции
б) Дискуссии и групповые обсуждения
в) Самостоятельное изучение литературы
г) Физические упражнения
3. Какова роль учителя в процессе преподавания полового воспитания?
a) Только передача знаний
б) Организация безопасной и доверительной атмосферы для обсуждения
в) Контроль поведения учащихся
г) Проведение медицинских обследований
4. Какие темы должны быть обязательно включены в программу полового воспитания?
a) Анатомия и физиология репродуктивной системы
б) История искусства
в) Основы программирования
г) Финансовая грамотность
5. Как можно оценить эффективность преподавания полового воспитания?
a) По количеству пройденных тем
б) По уровню осведомленности и комфорта учащихся при обсуждении тем
в) По количеству проведенных уроков
г) По посещаемости занятий
6. Какие принципы должны лежать в основе преподавания полового воспитания?
a) Конфиденциальность и уважение к личной жизни
б) Обязательность посещения всех занятий
в) Использование только научной терминологии
г) Проведение занятий только для девочек или только для мальчиков
7. Как следует реагировать на вопросы учащихся, которые выходят за рамки программы?
a) Игнорировать такие вопросы
б) Ответить в рамках своих знаний и компетенций, предложив обсудить тему с родителями или специалистами
в) Перенаправить вопрос другому ученику
г) Сказать, что такие вопросы не обсуждаются на уроках
8. Какое значение имеет половое воспитание в современном обществе?
a) Помогает предотвратить ранние беременности и заболевания, передающиеся половым путем
б) Увеличивает количество подростков, вступающих в брак
в) Способствует увеличению рождаемости
г) Снижает интерес к противоположному полу
9. Какие материалы следует использовать на уроках полового воспитания?
a) Только учебники, утвержденные министерством образования
б) Разнообразные материалы, включая видео, брошюры и интерактивные ресурсы, соответствующие возрасту учащихся
в) Материалы, предоставленные родителями
г) Только материалы, созданные учителем
10. Какова оптимальная частота проведения уроков полового воспитания?
a) Один раз в год
б) Раз в месяц
в) В соответствии с программой, учитывая возраст и потребности учащихся
г) Только по запросу учащихся
11. Должны ли родители быть вовлечены в процесс преподавания полового воспитания?
a) Да, их участие обязательно на каждом уроке
б) Нет, это исключительная ответственность школы
в) Да, их следует информировать о программе и привлекать к обсуждению тем дома
г) Только если они сами изъявят желание
12. Какой подход наиболее эффективен при обсуждении тем, связанных с сексуальностью?
a) Морализаторский
б) Научный, безэмоциональный
в) Открытый, учитывающий эмоции и мнения учащихся
г) Авторитарный
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение законодательной базы, регулирующей вопросы полового воспитания в образовательных учреждениях;
- ознакомление с международными и национальными правовыми документами, касающимися прав детей и подростков на половое воспитание;
- развитие навыков анализа правовых ситуаций, связанных с вопросами полового воспитания;
- формирование умения разрабатывать рекомендации и методические материалы по соблюдению правовых норм в процессе полового воспитания;
- освоение методов профилактики правовых нарушений в области полового воспитания.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
13.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
13.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Видеоурок: "Защита персональных данных"
-Калинковская, С. Б. Основы сексологии и психологии полового воспитания: программа и методические рекомендации / С. Б. Калинковская.– Владимир: ВГГУ, 2009. – 33 с.
-Стенникова Ирина Андреевна / «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» Методические рекомендации для педагогов / 2015 / 36 с.
-Ковалева Е.В. / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ДЕТЕЙ / 2023 / 46 с.
б) дополнительная литература:
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какая статья Конституции РФ гарантирует право на образование, включая половое воспитание?
a) Статья 43
б) Статья 19
в) Статья 29
г) Статья 7
2. Какие международные документы регулируют вопросы полового воспитания?
a) Конвенция о правах ребенка
б) Всеобщая декларация прав человека
в) Европейская конвенция о защите прав человека
г) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
3. С какого возраста в РФ возможно получение медицинской консультации по вопросам репродуктивного здоровья без согласия родителей?
a) С 16 лет
б) С 14 лет
в) С 18 лет
г) С 21 года
4. Какие из перечисленных прав относятся к правам в области полового воспитания?
a) Право на доступ к информации о репродуктивном здоровье
б) Право на свободу от дискриминации по признаку пола
в) Право на участие в культурной жизни
г) Право на свободу передвижения
5. Может ли школа в РФ отказаться от проведения уроков полового воспитания?
a) Да, если это противоречит уставу школы
б) Нет, это обязательная часть образовательной программы
в) Да, если родители учащихся против
г) Нет, это противоречит законодательству РФ
6. Какое наказание предусмотрено за разглашение врачебной тайны о репродуктивном здоровье несовершеннолетнего?
a) Административный штраф
б) Уголовная ответственность
в) Дисциплинарное взыскание
г) Конфискация имущества
7. Включает ли половое воспитание вопросы профилактики ВИЧ/СПИДа?
a) Да, это обязательный компонент
б) Нет, это отдельная дисциплина
в) Только по желанию учащихся
г) Только в специализированных учебных заведениях
8. Какие организации в РФ занимаются вопросами полового воспитания?
a) Министерство образования и науки
б) Министерство здравоохранения
в) Роспотребнадзор
г) Федеральная служба безопасности
9. Могут ли родители запретить своему ребенку посещать уроки полового воспитания?
a) Да, если это противоречит их убеждениям
б) Нет, если это предусмотрено учебной программой
в) Только в частных школах
г) Только если ребенок младше 14 лет
10. Какое значение имеет половое воспитание для профилактики ранних беременностей?
a) Значительное, так как повышает осведомленность
б) Незначительное, так как не влияет на поведение
в) Отрицательное, так как провоцирует раннюю сексуальную активность
г) Никакого, так как это вопрос личного выбора
11. Обязаны ли педагоги проходить специальную подготовку для ведения уроков полового воспитания?
a) Да, это требование закона
б) Нет, достаточно общего педагогического образования
в) Только в отдельных регионах
г) Только если это частная школа
12. Какие методы обучения предпочтительны в половом воспитании?
a) Интерактивные
б) Лекционные
в) Самостоятельное изучение
г) Только практические занятия
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |
Основные задачи освоения дисциплины:
- изучение основных принципов и методов эффективной коммуникации в контексте полового воспитания;
- развитие навыков активного слушания и эмпатического общения при обсуждении тем, связанных с половым воспитанием;
- освоение техник преодоления коммуникативных барьеров и сопротивления в процессе обсуждения вопросов полового воспитания;
- формирование умения адаптировать коммуникативные стратегии к возрастным и индивидуальным особенностям аудитории;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия с родителями и коллегами по вопросам полового воспитания.
| Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины | Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования) |
| Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее | Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.
Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).
| Вид учебной работы | Всего часов |
| Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 0 |
| лекции (Л) | |
| практические занятия (ПЗ) | |
| семинары (С) | |
| лабораторные работы (ЛР) | |
| Самостоятельная работа (СР, всего), | |
| Промежуточная аттестация | 0 |
| Общая трудоемкость |
14.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины
| № п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела |
14.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий
| № п/п |
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) | Л | ПЗ | ЛР | С | СР | Всего |
Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.
Семинары программой не предусмотрены.
Практические занятия программой не предусмотрены.
а) основная литература:
-Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико -психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.— 160 е., ил
-Калинковская, С. Б. Основы сексологии и психологии полового воспитания: программа и методические рекомендации / С. Б. Калинковская.– Владимир: ВГГУ, 2009. – 33 с.
-Методические рекомендации для проведения родительских собраний с родителями обучающихся среднего и старшего звена по вопросам полового воспитания: рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных организаций / Сост. М.А. Мягкова; ГБУ «Центр помощи детям». - Курган, 2018.- 52 с.
б) дополнительная литература:
- Видеоурок: Детский психолог
- Правила эффективной коммуникации с детьми и подростками по вопросу начала сексуальных отношений / 2 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.
Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.
Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:
а) Каналы связи.
б) Компьютерное оборудование.
в) Периферийное оборудование.
г) Программное обеспечение.
д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.
Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.
Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.
Перечень тестов:
1. Какой из следующих методов является эффективным для начала разговора о половом воспитании?
a) Использование открытых вопросов
б) Избегание темы до её поднятия собеседником
в) Использование медицинских терминов без объяснений
г) Применение юмора для снижения напряжения
2. Какие из перечисленных техник помогают создать доверительную атмосферу при обсуждении тем полового воспитания?
a) Активное слушание
б) Критика мнения собеседника
в) Использование личных примеров
г) Избегание зрительного контакта
3. Как можно корректно ответить на вопрос ребенка о различиях между полами?
a) Избегать ответа, ссылаясь на возраст
б) Использовать простые и понятные слова
в) Предложить поискать ответ в интернете
г) Объяснить, используя научные термины
4. Какие из следующих действий могут помочь в преодолении смущения при обсуждении тем полового воспитания?
a) Подготовка к разговору заранее
б) Избегание обсуждения темы
в) Использование книг или других материалов для поддержки
г) Разговор на повышенных тонах
5. Как важно учитывать возраст собеседника при обсуждении тем полового воспитания?
a) Не важно, информация должна быть одинаковой для всех
б) Очень важно, чтобы информация соответствовала уровню развития
в) Важно только для детей до 10 лет
г) Важно только для подростков
6. Какие из перечисленных стратегий могут быть полезны при ответе на сложные вопросы о половом воспитании?
a) Признаться, что вы не знаете ответа, и предложить найти его вместе
б) Избегать ответа, меняя тему
в) Дать максимально подробный и сложный ответ
г) Использовать аналогии и примеры, понятные собеседнику
7. Как можно эффективно использовать невербальную коммуникацию в половом воспитании?
a) Поддерживать зрительный контакт
б) Использовать закрытые позы
в) Избегать жестикуляции
г) Использовать кивки для подтверждения понимания
8. Какие из следующих утверждений верны относительно обсуждения контрацепции с подростками?
a) Это может поощрить их к ранней половой жизни
б) Это важная часть полового воспитания
в) Обсуждение должно быть ограничено только медицинскими аспектами
г) Важно обсуждать и эмоциональные аспекты контрацепции
9. Как можно помочь подростку чувствовать себя комфортно при обсуждении тем полового воспитания?
a) Убедить его, что его переживания нормальны
б) Избегать обсуждения личных вопросов
в) Использовать только формальный тон
г) Предложить ему поговорить с кем-то другим
10. Какие из следующих подходов способствуют открытому диалогу о половом воспитании?
a) Осуждение определённых точек зрения
б) Уважение к мнению собеседника
в) Использование только своего опыта как примера
г) Готовность обсуждать любые вопросы
11. Какова роль эмпатии в коммуникации по вопросам полового воспитания?
a) Она не играет значительной роли
б) Она помогает понять чувства и переживания собеседника
в) Она важна только при общении с детьми
г) Она может затруднить объективное обсуждение темы
12. Какие из следующих методов могут быть использованы для объяснения понятия согласия в половом воспитании?
a) Использование реальных жизненных ситуаций
б) Обсуждение только юридических аспектов
в) Применение ролевых игр
г) Избегание темы до её поднятия собеседником
| Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Критерии оценки выполнения задания |
| Тестовое задание | Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации. |
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно; – оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно; – оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно; – оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно. |