Не заполнены компетенции в программе!

Лого Институт РОПКИП
Институт развития образования, повышения
квалификации и переподготовки
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 3390pуб.
Первоначальный взнос 339 pуб.
Записаться на курс

600 часов от 100 дней обучения.
Цена 4620pуб.
Первоначальный взнос 462 pуб.
Записаться на курс

900 часов от 150 дней обучения.
Цена 5660pуб.
Первоначальный взнос 566 pуб.
Записаться на курс

1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 6600pуб.
Первоначальный взнос 660 pуб.
Записаться на курс

Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

УТВЕРЖДАЮ:

Печать

Ректор

Д.Н. Сергоманов _____________

«05» декабря 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«Финансовые потоки: основы кредитных операций»

Присваиваемая квалификация: «Кредитный менеджер».

Трудоемкость обучения по данной программе – 0 none

Абакан 2025

Содержание

1. Общие положения

2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

4. Планируемые результаты обучения

5. Условия реализации программы

6. Форма аттестации и оценочные материалы

7. Организационно-педагогические условия

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

9. Календарный учебный график

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кредитных операций»

11. Рабочая программа учебной дисциплины «Управление кредитными рисками»

12. Рабочая программа учебной дисциплины «Нормативно-правовое регулирование кредитных отношений»

13. Рабочая программа учебной дисциплины «Современные технологии в кредитовании»

14. Рабочая программа учебной дисциплины «Разработка и анализ кредитных продуктов»

1. Общие положения

Настоящая программа профессиональной переподготовки «Финансовые потоки: основы кредитных операций» разработана с учетом положений:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. N 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 38.02.07 Банковское дело, Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 837, Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 67.

Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований):
- Профессиональный стандарт «Специалист по потребительскому кредитованию»

Разработчики:

- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор

2. Цель реализации программы профессиональной переподготовки

Обеспечение слушателей комплексными знаниями в области кредитных операций, развитие умений эффективного управления кредитными рисками и принятия решений в сфере кредитования.

В рамках освоения программы профессиональной переподготовки обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

-осуществление кредитных операций;

-ведение расчетных операций;

Обучающиеся по программе готовятся к решению следующих задач проффесиональной деятельности:

1) осуществление кредитных операций

Оценивать кредитоспособность клиентов;
Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;
Осуществлять сопровождение выданных кредитов;
Проводить операции на рынке межбанковских кредитов;
Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

2) ведение расчетных операций

Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов;
Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах;
Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней;
Осуществлять межбанковские расчеты;
Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям;
Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:

специалиста среднего звена банковского дела

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

08.019 Специалист по потребительскому кредитованию
Трудовые функции,
реализуемые после обучения
Код Трудовые действия
Обобщенные трудовые функции: Организация эффективной деятельности подразделения, осуществляющего потребительское кредитование
Организация работы персонала, осуществляющего функции потребительского кредитованияC/01.6-Разработка должностных инструкций специалистов, осуществляющих потребительское кредитование, разработка текущих и перспективных планов работы подразделения.
- Контроль соблюдения персоналом правил кредитования с учетом современной правовой базы и требований внутренних нормативных документов банка.
- Организация комплектования рабочих мест сотрудников кредитного подразделения необходимыми документами, техническими средствами и программными продуктами с учетом требований безопасности и охраны труда.
- Разработка текущих и перспективных планов работы подразделения и контроль их выполнения.
- Выявление потребности в обучении персонала, подача соответствующих заявок руководству и оценка эффективности обучения.
- Осуществление контроля полноты и своевременности формирования резервов на возможные потери по предоставленным потребительским кредитам.
- Организация работы по решению спорных вопросов и конфликтных ситуаций, связанных с потребительским кредитованием.
- Подготовка информации по потребительскому кредитованию для включения в банковскую отчетность.
- Взаимодействие с другими подразделениями и службами банка по вопросам заключения и сопровождения договоров потребительского кредита
Организация мероприятий по повышению эффективности потребительского кредитованияC/02.6-Систематическое изучение конкурентной позиции кредитной организации на рынке потребительского кредитования для внесения предложений по совершенствованию условий потребительского кредитования.
- Разработка предложений по совершенствованию бизнес-процессов в сфере потребительского кредитования.
- Мониторинг и контроль соблюдения персоналом в офисах банка стандартов поведения и взаимодействия с заемщиками.
- Выявление устойчивых высокорискованных и низкорискованных сегментов заемщиков для внесения соответствующих предложений в кредитную политику банка.
- Обучение персонала лучшим практикам в области потребительского кредитования.
- Организация мероприятий по досудебному взысканию просроченной задолженности по потребительским кредитам

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и
ответственность
Характер умений Характер знаний Основные пути
достижения уровня
квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.

Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников (по типам)

Типы задач
профессиональной деятельности
Задачи профессиональной
деятельности
Объекты профессиональной
деятельности (или области знания)
Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда): специалиста среднего звена банковского дела
ведение расчетных операцийОсуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов; Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах; Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней; Осуществлять межбанковские расчеты; Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям; Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
осуществление кредитных операцийОценивать кредитоспособность клиентов; Осуществлять и оформлять выдачу кредитов; Осуществлять сопровождение выданных кредитов; Проводить операции на рынке межбанковских кредитов; Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

3. Требования к квалификации поступающего на обучение

Лица, желающие освоить Программу, должны иметь или получать (проходить обучение в настоящее время) одно из следующих уровней образования:

1) Среднее профессиональное

2) Высшее - бакалавриат

3) Высшее - специалитет

4) Высшее - магистратура

При условии, что они получат дипломы о первичном образовании в период прохождения обучения по Программе. Кандидаты на зачисление на обучение по данной Программе документально подтверждают свой уровень образования, предоставляя копии и предъявляя документы об образовании государственного или установленного образца.

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы: владение навыками пользования персональным компьютером или мобильным устройством для выхода в сеть Интернет, информационнокоммуникационными технологиями для взаимодействия в Сети, в том числе офисными приложениями, аналогичными интернетресурсами и сервисами для онлайн-работы.

4. Планируемые результаты обучения

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

5. Условия реализации программы

5.1 Особенности организации учебного процесса

Обучение по Программе осуществляется единовременно (без разрывов), в порядке, определённом образовательной программой на основе договоров об обучении. Форма обучения и конкретные сроки освоения Программы определяются с учётом расписания курсов и указываются в договоре об обучении.

При использовании дистанционных образовательных технологий (онлайн-вебинаров) слушатели из других часовых поясов должны учитывать, что занятия с онлайн-трансляцией (онлайн-вебинары) проводятся по рабочим дням с 10:00 до 17:30 по московскому времени.

При наличии групп слушателей из удалённых регионов (одного или смежных часовых поясов) для них занятия могут быть проведены в иное, специально назначенное для этого, время (с учётом сдвига по времени). Доступ к электронным учебным пособиям, к системе тестирования, а также к стендам (виртуальным машинам в центре обработки данных - ЦОД) для дистанционного выполнения лабораторных (практических) работ должен предоставляется слушателям круглосуточно.

Предоставление прав и реквизитов удалённого доступа обучающихся к их «личным кабинетам» и назначенным им курсам и тестам целесообразно осуществлять на весь период обучения по Программе. Контроль за прохождением этапов обучения слушателей должен вестись как лицами, ответственными за СДО и обеспечение проведения занятий с применением дистанционных технологий, и преподавателями, ведущими занятия, так и менеджерами, отвечающими за договора об обучении конкретных слушателей.

5.2 Порядок передачи Программы другой образовательной организации

Передача настоящей дополнительной профессиональной программы другим образовательным организациям не предусматривается.

Передача Программы повышения квалификации другой образовательной организации допускается при создании необходимых условий её реализации и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и наличии разрешения органов управления, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

5.3 Порядок внесения изменений в Программу

Внесение изменений в настоящую дополнительную профессиональную программу осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень основной литературы может дополняться руководителями образовательных организаций при поступлении новых (уточненных) учебных пособий.

Перечень дополнительной литературы подлежит обновлению и (или) уточнению, с учетом введения в действие новых и утративших актуальность нормативных правовых актов и методических документов.

Незначительные правки, вызванные изменениями в нормативной базе или в составе учебных дисциплин (модулей, курсов) вносятся в рабочем порядке.

Существенные изменения в программу рассматривается Методическим советом, а сама Программа повторно утверждается директором и проходит процедуру согласования в установленном порядке.

6. Форма аттестации и оценочные материалы

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, экзаменов, предназначена для объективного подтверждения и оценивания достигнутых результатов обучения после завершения изучения дисциплины.

Оценивание результатов формирования компетенций в рамках дисциплины у слушателей осуществляется по промежуточной аттестации.

Результаты оценки успеваемости заносятся в зачетноэкзаменационную ведомость и доводятся до сведения слушателей.

Итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу профессиональной переподготовки, проводится в форме экзамена.

Перечень вопросов, используемых для проведения экзамена, формируется на основе перечней вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся при проведении промежуточных аттестаций по учебным дисциплинам, представленным в данной программе курса профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем организации.

В целях обеспечения объективного определения теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач по результатам обучения в состав аттестационной комиссии могут включаться представители других организаций.

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Что такое кредитный поток и как он влияет на финансовую устойчивость предприятия?

2. Каковы основные принципы кредитования?

3. Опишите виды кредитных операций и их особенности.

4. Как оценивается кредитоспособность заемщика?

5. Какие документы необходимы для оформления кредита?

6. Каковы основные риски кредитных операций и как их минимизировать?

7. Как влияет процентная ставка на стоимость кредита и выбор заемщика?

7. Организационно-педагогические условия

7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессиональной переподготовки обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе образовательной организации. Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.

По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.

Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке с указанием нового вида профессиональной деятельности.

8. Учебный план программы профессиональной переподготовки

8.1.Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
8.2.Продолжительность обучения: 0 none.
8.3.Режим занятий: 6 часов учебных занятий в день.
8.4.План учебного процесса
Наименование учебных дисциплин Всего
часов
Лекций Семинары Практические Лабор.
Самост.
работа
Промеж.
аттестация
1. Основы кредитных операций 0
2. Управление кредитными рисками 0
3. Нормативно-правовое регулирование кредитных отношений 0
4. Современные технологии в кредитовании 0
5. Разработка и анализ кредитных продуктов 0
Итого 0 0 0 0 0 0 0
8.5. Формы аттестации
Наименование учебных дисциплин Всего часов Промежуточная
аттестация
Форма аттестаций
1. Основы кредитных операций 0 Зачет
2. Управление кредитными рисками 0 Зачет
3. Нормативно-правовое регулирование кредитных отношений 0 Зачет
4. Современные технологии в кредитовании 0 Зачет
5. Разработка и анализ кредитных продуктов 0 Зачет
Итого 0 0
8.6. Сводные данные по бюджету времени
Общий объем времени, отводимого на освоение программы (календарных дней/часов) Распределение учебного времени (количество часов)
Всего Из них Всего часов учебных занятий В том числе Время на самост. работу Итоговая аттестация Резерв учебного времени
Выходные, праздничные дни Учебное время Учебные занятия по расписанию Практика
0/0 0 0/0 0 0 0 -

9.Календарный учебный график

Срок обучения – 0.

Продолжительность академического часа соответствует нормативным требованиям (45 мин).

Наименование разделов,
модулей, тем
Всего
часов
1. Основы кредитных операций
2. Управление кредитными рисками
3. Нормативно-правовое регулирование кредитных отношений
4. Современные технологии в кредитовании
5. Разработка и анализ кредитных продуктов
Итого 0

10. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кредитных операций»

10.1. Цель дисциплины: формирование у слушателей фундаментальных знаний о принципах и механизмах кредитных операций, а также развитие навыков их практического применения в профессиональной деятельности.

Основные задачи освоения дисциплины:

- изучение основных понятий и видов кредитных операций;
- анализ факторов, влияющих на процесс кредитования;
- освоение методик оценки кредитоспособности заемщиков;
- ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей кредитные операции;
- развитие навыков разработки и реализации кредитных продуктов;
- изучение современных технологий и инструментов кредитования;
- формирование умений по минимизации кредитных рисков.

10.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки
Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования)
Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки.
10.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

10.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 0
лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
семинары (С)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СР, всего),
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость
10.5. Содержание учебной дисциплины

10.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела

10.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
10.6. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

10.7. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

10.8. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

10.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Международные валютно-кредитные отношения : учебное пособие / Р.М. Байгулов, А.Ю. Кловацкий ; Ульяновский государственный университет. – Ульяновск : УлГУ, 2016. – 263 с.

-МЕДВЕДЕВА С.Н., ГАМБЕЕВА Ю.Н. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИКУМ ДЕНЬГИ, БАНКИ, КРЕДИТ / СЕВАСТОПОЛЬ 2018 г. - 124 стр.

-Деньги, кредит, банки. Финансовые рынки : учебник для вузов / под редакцией С. Ю. Яновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 591 с. 

-А.Ю. Панова, Ю.Е. Семенова, С.В. Грибановская. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие / А.Ю. Панова, Ю.Е. Семенова, С.В. Грибановская – Санкт-Петербург : РГГМУ, 2021. – 212 с.

б) дополнительная литература:

- Теоретические основы ипотечного кредитования / - 62 стр.

- Лаптева, Е. В. Кредитование физических лиц в Российской Федерации: статистический аспект и прогнозирование. – Волгоград: Изд-во «Сфера», 2022. – 73 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

10.10. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

10.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.

Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.

Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.

Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .

10.12. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что такое кредитная операция?

a) Операция по покупке товаров в кредит

б) Операция по предоставлению заемных средств

в) Операция по продаже товаров в кредит

г) Операция по обмену валюты

2. Какие виды кредитов существуют?

a) Потребительский кредит

б) Ипотечный кредит

в) Автокредит

г) Образовательный кредит

3. Что является основным документом при оформлении кредита?

a) Паспорт

б) Водительское удостоверение

в) Свидетельство о рождении

г) Заграничный паспорт

4. Какие факторы влияют на процентную ставку по кредиту?

a) Кредитная история заемщика

б) Срок кредита

в) Размер кредита

г) Цвет глаз заемщика

5. Что такое аннуитетный платеж?

a) Платеж, который уменьшается с течением времени

б) Платеж, который остается неизменным на протяжении всего срока кредита

в) Платеж, который увеличивается с течением времени

г) Платеж, который зависит от курса валют

6. Что такое дифференцированный платеж?

a) Платеж, который уменьшается с течением времени

б) Платеж, который остается неизменным на протяжении всего срока кредита

в) Платеж, который увеличивается с течением времени

г) Платеж, который зависит от курса валют

7. Какие организации могут выдавать кредиты?

a) Банки

б) Микрофинансовые организации

в) Кредитные кооперативы

г) Все вышеперечисленные

8. Что такое кредитный лимит?

a) Максимальная сумма, которую можно взять в кредит

б) Минимальная сумма, которую можно взять в кредит

в) Срок кредита

г) Процентная ставка по кредиту

9. Что такое просрочка по кредиту?

a) Несвоевременное погашение кредита

б) Досрочное погашение кредита

в) Погашение кредита в срок

г) Отказ от кредита

10. Какие последствия могут быть при просрочке платежа по кредиту?

a) Начисление штрафов и пеней

б) Ухудшение кредитной истории

в) Судебные разбирательства

г) Улучшение кредитной истории

11. Что такое рефинансирование кредита?

a) Получение нового кредита для погашения старого

б) Увеличение процентной ставки по кредиту

в) Уменьшение суммы кредита

г) Изменение срока кредита без изменения условий

12. Какие документы обычно требуются для оформления кредита?

a) Паспорт

б) Справка о доходах

в) Трудовая книжка

г) Диплом об образовании

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.

11. Рабочая программа учебной дисциплины «Управление кредитными рисками»

11.1. Цель дисциплины: формирование у слушателей системных знаний и практических навыков в области управления кредитными рисками, включая их идентификацию, оценку, мониторинг и минимизацию.

Основные задачи освоения дисциплины:

- изучение основных видов кредитных рисков и факторов, их обуславливающих;
- освоение методов оценки кредитоспособности заемщиков;
- ознакомление с инструментами и технологиями управления кредитными рисками;
- развитие навыков разработки и реализации стратегий минимизации кредитных рисков;
- изучение нормативно-правовых аспектов управления кредитными рисками;
- формирование умений применения современных программных средств для анализа и управления кредитными рисками.

11.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки
Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования)
Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки.
11.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

11.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 0
лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
семинары (С)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СР, всего),
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость
11.5. Содержание учебной дисциплины

11.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела

11.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
11.6. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

11.7. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

11.8. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

11.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-"Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций" (утв. Банком России, Протокол от 27.07.2017 N КФНП-26)

-А. А. Лобанова и А. В. Чугунова / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИНАНСОВОГО РИСК МЕНЕДЖМЕНТА / 2009 / 117 с.

-Финансовые и банковские риски : учебник / Л. И. Юзвович, Ю. Э. Слепухина, Ю. А. Долгих, В. А. Татьянников, Е. В. Стрельников, Р. Ю. Луговцов, М. Н. Клименко ; под ред. Л. И. Юзвович, Ю. Э. Слепухиной ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 336 с.

б) дополнительная литература:

- Пименов, Н. А.  Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности : учебник и практикум для вузов / Н. А. Пименов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 353 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

11.10. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

11.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.

Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.

Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.

Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .

11.12. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Что такое кредитный риск?

a) Риск того, что заемщик не выполнит свои обязательства по кредиту

б) Риск изменения процентных ставок

в) Риск потери ликвидности

г) Риск операционных потерь

2. Какие методы используются для оценки кредитного риска?

a) Кредитный скоринг

б) Анализ денежных потоков

в) Метод Монте-Карло

г) Технический анализ

3. Какие из перечисленных инструментов могут использоваться для управления кредитными рисками?

a) Диверсификация кредитного портфеля

б) Использование кредитных деривативов

в) Повышение процентных ставок

г) Увеличение операционных расходов

4. Что включает в себя процесс управления кредитными рисками?

a) Идентификацию рисков

б) Оценку рисков

в) Мониторинг и контроль рисков

г) Игнорирование рисков

5. Какой из перечисленных факторов не влияет на кредитный риск?

a) Кредитная история заемщика

б) Экономическая ситуация в стране

в) Цвет волос заемщика

г) Уровень дохода заемщика

6. Какие виды обеспечения могут снизить кредитный риск?

a) Залог имущества

б) Поручительство

в) Страхование кредита

г) Устные обещания заемщика

7. Что такое кредитный скоринг?

a) Метод оценки кредитоспособности заемщика на основе статистических данных

б) Процесс выдачи кредита

в) Способ расчета процентной ставки

г) Метод анализа рынка

8. Какие параметры могут влиять на кредитный скоринг заемщика?

a) Возраст

б) Уровень дохода

в) Кредитная история

г) Любимый цвет

9. Как можно минимизировать кредитный риск?

a) Тщательный отбор заемщиков

б) Диверсификация кредитного портфеля

в) Увеличение суммы кредита

г) Снижение требований к заемщикам

10. Что такое дефолт?

a) Неспособность заемщика выполнить свои кредитные обязательства

б) Досрочное погашение кредита

в) Изменение условий кредитного договора

г) Получение нового кредита

11. Какие последствия может иметь дефолт заемщика для кредитора?

a) Финансовые потери

б) Увеличение репутационных рисков

в) Улучшение кредитного рейтинга

г) Снижение операционных расходов

12. Какой из перечисленных инструментов не относится к кредитным деривативам?

a) Кредитный своп

б) Опцион на кредитный спрэд

в) Фьючерсы на акции

г) Кредитно-дефолтный своп

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.

12. Рабочая программа учебной дисциплины «Нормативно-правовое регулирование кредитных отношений»

12.1. Цель дисциплины: формирование у слушателей системных знаний о нормативно-правовом регулировании кредитных отношений, включая понимание законодательных и регуляторных требований, а также развитие умений их практического применения в профессиональной деятельности.

Основные задачи освоения дисциплины:

- изучение основных нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения;
- анализ правовых основ кредитования и залоговых отношений;
- ознакомление с международными стандартами и практиками регулирования кредитных отношений;
- развитие навыков анализа и применения нормативно-правовых документов в процессе кредитования;
- изучение роли и функций регуляторов в сфере кредитных отношений;
- формирование умений по минимизации правовых рисков в кредитных операциях.

12.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки
Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования)
Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки.
12.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

12.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 0
лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
семинары (С)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СР, всего),
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость
12.5. Содержание учебной дисциплины

12.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела

12.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
12.6. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

12.7. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

12.8. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

12.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-А.Ю. Панова, Ю.Е. Семенова, С.В. Грибановская. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие / А.Ю. Панова, Ю.Е. Семенова, С.В. Грибановская – Санкт-Петербург : РГГМУ, 2021. – 212 с.

-Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О потребительском кредите (займе)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)

-Обеспечение законности в сфере цифровой экономики  : учебник для вузов / под редакцией Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 257 с. 

б) дополнительная литература:

- Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О потребительском кредите (займе)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)

- Рождественская Татьяна Эдуардовна / Система защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации / 11 с.

- Теймур Гусейнов / Условия кредитных договоров, обременительные для заемщиков. Практика типичных споров с банками / 2014 / 8 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

12.10. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

12.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.

Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.

Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.

Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .

12.12. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Каким законодательным актом в основном регулируются кредитные отношения в РФ?

a) Гражданским кодексом РФ

б) Уголовным кодексом РФ

в) Налоговым кодексом РФ

г) Семейным кодексом РФ

2. Какие из перечисленных документов могут регулировать кредитные отношения?

a) Кредитный договор

б) Договор купли-продажи

в) Закон о банках и банковской деятельности

г) Трудовой договор

3. Какой орган осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сфере кредитных отношений?

a) Центральный банк РФ

б) Министерство внутренних дел РФ

в) Федеральная налоговая служба

г) Министерство здравоохранения РФ

4. Какие права имеет заемщик по кредитному договору?

a) Право на получение кредита

б) Право на изменение процентной ставки

в) Право на односторонний отказ от исполнения договора

г) Право на получение информации о полной стоимости кредита

5. Что включает в себя полная стоимость кредита?

a) Процентную ставку

б) Страховые выплаты

в) Комиссии за рассмотрение заявки

г) Плату за обслуживание счета

6. Какие последствия наступают для заемщика в случае просрочки платежа по кредиту?

a) Начисление штрафов и пеней

б) Увеличение процентной ставки

в) Автоматическое продление срока кредита

г) Передача дела в суд

7. Какие виды кредитов регулируются законодательством РФ?

a) Потребительские кредиты

б) Ипотечные кредиты

в) Кредиты между физическими лицами

г) Международные кредиты

8. Какой максимальный срок исковой давности по кредитным обязательствам?

a) 3 года

б) 5 лет

в) 10 лет

г) 1 год

9. Какие документы необходимы для заключения кредитного договора?

a) Паспорт

б) Справка о доходах

в) Трудовая книжка

г) Диплом об образовании

10. Может ли кредитный договор быть расторгнут досрочно?

a) Да, по соглашению сторон

б) Да, по инициативе заемщика

в) Да, по инициативе кредитора

г) Нет, не может

11. Какие меры защиты прав заемщиков предусмотрены законодательством?

a) Право на отказ от кредита в течение 14 дней

б) Ограничение размера штрафных санкций

в) Обязательное страхование жизни заемщика

г) Право на бесплатное юридическое сопровождение

12. Какие организации могут выдавать кредиты в РФ?

a) Банки

б) Микрофинансовые организации

в) Кредитные кооперативы

г) Любые юридические лица

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.

13. Рабочая программа учебной дисциплины «Современные технологии в кредитовании»

13.1. Цель дисциплины: формирование у слушателей комплексного понимания современных технологий, применяемых в процессе кредитования, включая их внедрение, использование и влияние на эффективность кредитных операций.

Основные задачи освоения дисциплины:

- изучение современных технологических решений в кредитовании;
- анализ влияния цифровых технологий на процессы кредитования;
- освоение методов автоматизации кредитных процессов;
- ознакомление с инновационными подходами к оценке кредитоспособности заемщиков;
- развитие навыков применения современных технологий в управлении кредитными рисками;
- изучение правовых аспектов использования современных технологий в кредитовании.

13.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки
Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования)
Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки.
13.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

13.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 0
лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
семинары (С)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СР, всего),
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость
13.5. Содержание учебной дисциплины

13.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела

13.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
13.6. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

13.7. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

13.8. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

13.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-А.Ю. Панова, Ю.Е. Семенова, С.В. Грибановская. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие / А.Ю. Панова, Ю.Е. Семенова, С.В. Грибановская – Санкт-Петербург : РГГМУ, 2021. – 212 с.

-Алексеева, Д. Г.  Осуществление кредитных операций: банковское кредитование : учебник для среднего профессионального образования / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 132 с.

-И.В. Солдатенкова / НОВЫЕ ПРОДУКТЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ КРЕДИТНОМ РЫНКЕ / 2022 / 11 с.

-Белкина Наталья Вячеславовна, Стафилова Регина Афанасьевна, Фрайс Вероника Эдуардовна / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ / 2017 / 4 с.

б) дополнительная литература:

- Зенков, А. В.  Информационная безопасность и защита информации : учебное пособие для вузов / А. В. Зенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 107 с. 

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

13.10. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

13.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.

Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.

Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.

Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .

13.12. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Какая технология позволяет банкам оценивать кредитоспособность клиента в режиме реального времени?

a) Блокчейн

б) Искусственный интеллект

в) Большие данные

г) Криптовалюты

2. Какой из перечисленных сервисов является примером P2P кредитования?

a) PayPal

б) Zopa

в) Visa

г) MasterCard

3. Какие преимущества предоставляет использование блокчейна в кредитовании?

a) Уменьшение времени обработки заявок

б) Повышение безопасности транзакций

в) Снижение процентных ставок

г) Увеличение количества бумажной работы

4. Что такое кредитный скоринг?

a) Процесс оценки кредитоспособности заемщика

б) Виды кредитных карт

в) Способ погашения кредита

г) Тип кредитного договора

5. Какая из технологий используется для автоматического анализа документов заемщика?

a) OCR (Оптическое распознавание символов)

б) VPN (Виртуальная частная сеть)

в) HTML (Язык гипертекстовой разметки)

г) JPEG (Формат сжатия изображений)

6. Какой из факторов НЕ влияет на решение о выдаче кредита с использованием современных технологий?

a) История платежей по предыдущим кредитам

б) Наличие аккаунта в социальных сетях

в) Текущий уровень дохода

г) Кредитный рейтинг

7. Что такое open banking?

a) Система, позволяющая банкам обмениваться данными с третьими сторонами с согласия клиента

б) Бесплатные банковские услуги

в) Банковские операции, проводимые в открытых помещениях

г) Новый вид банковских счетов

8. Как современные технологии помогают в борьбе с мошенничеством в кредитовании?

a) Использование биометрической аутентификации

б) Анализ поведения пользователя

в) Увеличение количества бумажных документов

г) Отказ от использования интернета

9. Какое из утверждений о цифровых кредитах верно?

a) Они требуют личного посещения банка

б) Они выдаются только на короткий срок

в) Они могут быть оформлены полностью онлайн

г) Они доступны только для юридических лиц

10. Какой из перечисленных методов используется для снижения рисков при кредитовании?

a) Диверсификация кредитного портфеля

б) Увеличение процентных ставок для всех клиентов

в) Отказ от использования кредитных рейтингов

г) Ограничение кредитования только физическими лицами

11. Что позволяет сделать API в современном кредитовании?

a) Автоматизировать обмен данными между банком и другими сервисами

б) Увеличить срок рассмотрения кредитной заявки

в) Заменить кредитного специалиста

г) Ограничить доступ к кредитным продуктам

12. Какие данные чаще всего анализируются при автоматическом принятии решения о кредите?

a) История кредитов

б) Любимый цвет заемщика

в) Количество друзей в социальных сетях

г) Предпочтения в еде

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.

14. Рабочая программа учебной дисциплины «Разработка и анализ кредитных продуктов»

14.1. Цель дисциплины: формирование у слушателей комплексных знаний и практических навыков в области разработки и анализа кредитных продуктов, включая понимание их структуры, условий предоставления и методов оценки эффективности.

Основные задачи освоения дисциплины:

- изучение принципов разработки кредитных продуктов;
- анализ факторов, влияющих на выбор условий кредитования;
- освоение методик оценки привлекательности и рисков кредитных продуктов;
- ознакомление с современными тенденциями в разработке кредитных предложений;
- развитие навыков адаптации кредитных продуктов к потребностям различных категорий заемщиков;
- изучение нормативно-правовых аспектов разработки и реализации кредитных продуктов.

14.2. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной переподготовки
Дисциплины и практики, знания и умения по которым необходимы как "входные" при изучении данной дисциплины Дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе получения высшего образования (среднего профессионального образования)
Дисциплины, практики, ГИА, для которых изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее Знания, умения и навыки, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении последующих учебных дисциплин программы профессиональной переподготовки.
14.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить знания, умения и навыки, которые позволят сформировать соответствующие компетенции для его нового вида профессиональной деятельности. Перечень развиваемых и контролируемых в образовательном процессе знаний, умений и навыков формируется на основе нижеприведенного списка.

14.4.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общий объем времени, отводимого на освоение учебной дисциплины, составляет часа(ов).

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе: 0
лекции (Л)
практические занятия (ПЗ)
семинары (С)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СР, всего),
Промежуточная аттестация 0
Общая трудоемкость
14.5. Содержание учебной дисциплины

14.5.1. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела

14.5.3. Разделы учебной дисциплины и виды занятий


п/п
№ (наименование) раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)) Л ПЗ ЛР С СР Всего
14.6. Лабораторный практикум

Лабораторные практикумы программой не предусмотрены.

14.7. Cеминары

Семинары программой не предусмотрены.

14.8. Практические занятия

Практические занятия программой не предусмотрены.

14.9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература:

-Полозкова С.Ю / РАЗРАБОТКА КРЕДИТНЫХ ПРОДУКТОВ / 2011 / 6 с.

-К.А. Шеина, О.В. Шинкарева / Тенденции рынка кредитных продуктов в России / 2018 / 7 с.

-Булатова Э.И / Учебно-методическая разработка по дисциплине «Кредитные продукты и современные технологии» / 2014 / 36 с.

-Александр Владимирович Агибалов, Марина Валерьевна Горелкина / ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТА / 2016 / 7 с.

б) дополнительная литература:

- М.С. Марамыгина / Деньги, кредит, банки / - Екатеринбург 2019 г. - 388 стр.

- Толстолесова, Л. А.  Стратегии и современная модель управления в сфере денежно-кредитных отношений : учебное пособие для вузов / Л. А. Толстолесова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 130 с. 

- И.В. Солдатенкова / НОВЫЕ ПРОДУКТЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ КРЕДИТНОМ РЫНКЕ / 2022 / 11 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Использование баз данных, информационно-справочных и поисковых систем для данной програмы не предусмотренно.

14.10. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам.

Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.

Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.

В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

а) Каналы связи.

б) Компьютерное оборудование.

в) Периферийное оборудование.

г) Программное обеспечение.

д) Систему дистанционного обучения, обеспечивающую формирование информационной образовательной среды.

14.11. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины

Теоретическая часть материала учебной дисциплины отрабатывается на лекциях. На лекциях излагаются теоретические положения учебной дисциплины и раскрываются основы нормативного правового обеспечения. В процессе изучения учебной дисциплины упор делается на изучение нормативной правовой базы.

Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, привития навыков поиска и анализа учебной информации, умения участвовать в дискуссииях, а также с целью обсуждения других, наиболее важных вопросов учебной дисциплины и контроля успеваемости обучающихся.

Самостоятельная работа организуется в рамках отведенного времени по заданиям, выдаваемым в конце каждого занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов, методических пособий по их отработке и литературы. Самостоятельная работа проводится в следующих формах: систематическая отработка лекционного материала; подготовка к групповым и семинарским занятиям. В ходе самостоятельной работы обучающиеся получают консультации у преподавателей.

Практическая часть учебной дисциплины отрабатывается на практических занятиях. На практических занятиях развиваются умения работать с действующей нормативной правовой и методической базой; работать с правовыми базами данных, базами данных, а также формируются навыки реализации требований нормативных и методических документов, а также действующего законодательства .

14.12. Форма аттестации и оценочные материалы

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачёта. Зачет принимается преподавателями, читающими лекции по данной учебной дисциплине в соответствии с перечнем основных вопросов, выносимых для контроля знаний обучающихся.

Перечень тестов:

1. Какой из перечисленных факторов наиболее важен при разработке кредитного продукта?

a) Процентная ставка

б) Цвет маркетинговых материалов

в) Имя кредитного менеджера

г) Размер офиса банка

2. Какие из перечисленных методов используются для анализа кредитоспособности заемщика?

a) Анализ кредитной истории

б) Гороскоп

в) Анализ социальных сетей

г) Подбрасывание монетки

3. Какова основная цель разработки кредитного продукта?

a) Увеличение прибыли банка

б) Развлечение сотрудников

в) Снижение налогов

г) Увеличение количества офисов

4. Какие виды обеспечения по кредиту вы знаете?

a) Залог

б) Поручительство

в) Гарантия

г) Доверие

5. Какой документ является основным при заключении кредитного договора?

a) Кредитный договор

б) Паспорт заемщика

в) Трудовая книжка

г) Диплом об образовании

6. Какие из перечисленных параметров могут влиять на процентную ставку по кредиту?

a) Кредитная история заемщика

б) Цвет волос заемщика

в) Знак зодиака заемщика

г) Ставка рефинансирования ЦБ

7. Что такое аннуитетный платеж?

a) Платеж, при котором сумма выплат одинакова на протяжении всего срока кредита

б) Платеж, который изменяется в зависимости от настроения заемщика

в) Разовый платеж в конце срока кредита

г) Платеж, который зависит от фазы луны

8. Что включает в себя полная стоимость кредита (ПСК)?

a) Все платежи по кредиту, включая проценты и комиссии

б) Только проценты по кредиту

в) Только комиссии банка

г) Только сумму основного долга

9. Какие из перечисленных факторов могут повлиять на решение банка о выдаче кредита?

a) Уровень дохода заемщика

б) Любимый цвет заемщика

в) Наличие детей у заемщика

г) Кредитная история заемщика

10. Что такое кредитный лимит?

a) Максимальная сумма, которую заемщик может использовать в рамках кредитной линии

б) Минимальная сумма кредита

в) Срок кредита

г) Процентная ставка

11. Какие виды кредитов вы знаете?

a) Потребительский кредит

б) Ипотечный кредит

в) Автокредит

г) Кредит на покупку воздушных шаров

12. Что такое дефолт заемщика?

a) Невозможность заемщика выполнять свои кредитные обязательства

б) Досрочное погашение кредита

в) Изменение процентной ставки

г) Получение нового кредита

Наименование
оценочного средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценки
выполнения задания
Тестовое задание Тестирование – это форма оперативного, объективного и сплошного измерения знаний обучающихся, выполняющая не только диагностическую функцию, нацеленную на выявлении уровня знаний, умений, навыков студента, но и обучающую и воспитательную функции, что, несомненно, повышает прикладную ценность тестирования. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студента к активизации работы по усвоению учебного материала, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет ему, задействовав резервы памяти, не только вспомнить, но и
закрепить изучаемый материал.Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля, что дисциплинирует и организует работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Тестирование формируют навыки по работе с учебным материалом и извлечению информации.
- оценка «отлично» (86 баллов и выше) выставляется студенту, если 90% теста выполнено верно;
– оценка «хорошо» (66-86 баллов), если 80% теста выполнено верно;
– оценка «удовлетворительно» (51-66 баллов), если не менее 60% теста выполнено верно;
– оценка «неудовлетворительно» (0-51 балла), если 60% теста выполнено не верно.