Курс профессиональной переподготовки Профессиональная компетентность старшего воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО и профессиональными стандартами педагога
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2440 pуб.
Первоначальный взнос 244 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 5790 pуб.
Первоначальный взнос 579 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Профессиональная компетентность старшего воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО и профессиональными стандартами педагога»



Присваеваемая квалификация: «Старший воспитатель».
Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком. Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя, содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.
Курс определяет ход деятельности специалиста по воспитательной работе с детьми-дошкольниками, а также подготовительным мероприятиям к обучению в школе в рамках организации вариативного обучения дошкольников согласно рекомендациям ФГОС ДО. Работа проводится в целях увеличения диапазона охвата образования дошкольников, а также формирования благоприятного климата по обеспечению помощи родителям с детьми-дошкольниками.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.01 Дошкольное образование.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Специалист в области воспитания.

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области образования.

Целю реализации программы являются:
- Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей;



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
документационное обеспечение образовательного процесса.

Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности:
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- Организация различных видов деятельности и общения детей.
- Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
- Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
- Методическое обеспечение образовательного процесса.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.



1.5. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
-психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
-методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
-педагогическую этику;
-теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
-методы управления образовательными системами;
-формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.

слушатель должен уметь:
Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя1, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Профессиональная компетентность старшего воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО и профессиональными стандартами педагога».

Профессиональными компетенциями (ПК):
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
- Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
- Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
- Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.
- Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Общекультурные компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности C/03.6 -Поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной деятельности.
- Разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной деятельности.
- Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса, досуговой деятельности обучающихся.
- Организационно-методическое обеспечение взаимодействия образовательной организации с семьей по вопросам воспитания.
- Организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий.
- Организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной деятельности
Воспитательная работа с группой обучающихся Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся D/01.6 -Изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся.
- Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся.
- Приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности.
- Взаимодействие с институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся.
- Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся.
- Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся D/02.6 -Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося.
- Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития.
- Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях.
- Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности.
- Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства.
- Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении
Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся D/03.6 -Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся.
- Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся.
- Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся.
- Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив.
- Взаимодействие с родителями обучающихся, проведение консультативной помощи родителям
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса E/01.6 -Формирование и пополнение библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами учреждения.
- Создание развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке образовательной организации общего образования.
- Справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников образовательной организации.
- Информационно-библиографическая деятельность, обеспечение свободного доступа к библиотечным ресурсам.
- Контроль поступления новых документов в библиотечный фонд.
- Обеспечение связи с другими библиотеками, организация межбиблиотечного обмена
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры E/02.6 -Проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры.
- Консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности.
- Информационно-методическая поддержка реализации образовательных программ общего образования и воспитания обучающихся.
- Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся.
- Реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению E/03.6 -Проведение конкурсов, викторин, литературных вечеров по формированию у детей интереса к чтению.
- Осуществление информационно-методической поддержки воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи.
- Организация выставок книг в образовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений.
- Осуществление взаимодействия с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения.
- Педагогическая поддержка детского литературного творчества


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере образования
и подтверждает присвоение квалификации «Старший воспитатель».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 22 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Нормативно-правовой 128 29 98 Тест
1.1. Основы законодательства РФ в области дошкольного образования 127 29 97
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Психолого-педагогический 256 59 196 Тест
2.1. Теория и методика дошкольного образования (дидактика) 61 14 47
2.2. Психология дошкольника 51 12 39
2.3. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 64 15 49
2.4. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности дошкольников 79 18 60
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Предметная деятельность 514 118 395 Тест
3.1. Познавательное развитие дошкольников 77 18 59
3.2. Речевое развитие дошкольников 67 15 52
3.3. Социально-коммуникативное развитие дошкольников 72 17 55
3.4. Физическое развитие дошкольников 62 14 48
3.5. Художественно-эстетическое развитие дошкольников 67 15 52
3.6. Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школе 67 15 52
3.7. Технология работы с семьей 101 24 76
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 900



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (168 часов, 6 часов в день)5 месяц (168 часов, 6 часов в день)6 месяц (60 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно-правовой 128 4242421
+1ПА
2 Модуль 2. Психолого-педагогический 256 4042424242425
+1ПА
3 Модуль 3. Предметная деятельность 514 36424242424242424242424215
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 900

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 150 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно-правовой

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Е.В. Клюева / Педагогика: проблемы общего и дошкольного образования / - Арзамас 2013 г. - 254 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Т.В. Рябко / Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении / - Изд-во Академии Пастухова, 2015 г.– 260 стр.
- Е.В. Попова / Образовательные программы для детей дошкольного возраста / Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018 г. – 76 стр.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука

Основы законодательства РФ в области дошкольного образования
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.


Модуль 2. Психолого-педагогический

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Л. Худякова / Теория и методика воспитания / Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009 г. - 277 стр.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного Образования / - 29 стр.
- ФГОС ОВЗ
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Н. В. Микляева / Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 411 стр.
- Г.А. Урунтаева / Детская психология / Москва 2013 г. - 337 стр.

Теория и методика дошкольного образования (дидактика)
Дидактика как раздел педагогики. Основные дидактические категории. Дидактические понятия: преподавание, обучение, учение, знания, умения, навыки, технология обучения, методика обучения, цель обучения, образования, содержание обучения, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, оценка и контроль. Процесс обучения как система. Дидактические принципы и правила их реализации. Содержание, методы, формы и средства обучения. Дидактика как педагогическая теория обучения. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические категории. Педагогическая деятельность и теория Я.А. Коменского. Система школ по Коменскому. Основные дидактические концепции. Становление современной дидактической системы. Процесс обучения как целостная система. Функции обучения. Содержание учебного процесса. Факторы формирования содержания школьного образования.Принципы обучения и правила их реализации. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения (по различным основаниям). Формы организации учебного процесса в школе, их классификация. Классно-урочная система обучения, ее особенности. Преимущества и недостатки. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Классификация уроков и их основные этапы. Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода.


Психология дошкольника
Потребность в общении, творческая активность в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность. Воображение как ведущая функция. Психологические особенности возраста. Рекомендации для взрослых при обучении детей дошкольного возраста.


Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Задачи и содержание методической работы в дошкольной образовательной организации. Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога. Анализ содержания и форм методической работы в дошкольной образовательной организации разных регионов России.


Теоретические и методические основы организации игровой деятельности дошкольников
Теоретические основы использования игры в процессе обучения, общая характеристика, место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе. Анализ опыта воспитателей и систематизация таких игр для детей старшего дошкольного возраста.


Модуль 3. Предметная деятельность

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Г.А. Дюперрон / Теория физической культуры / - 104 стр.
- А. И. Рожков / Образовательное право / - Издательство Юрайт, 2020 г. — 376 стр.
- В. В. Стерликова / Теория и методика развития речи детей / - Орск 2010 г. - 203 стр.
- Формы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся / – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018 г.– 62 стр.
- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.
- Н.Н. Королева / Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества / - 8 стр.
- Видеоурок: Дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО
- Е.Ю. Никитина / Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: методика, технология, практика / Москва 2016 г. - 202 стр.

Познавательное развитие дошкольников
Проведение исследования психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития детей. Ознакомление детей с окружающим миром как средство формирования кругозора старших дошкольников. Характеристика стимуляции любознательности ребенка.


Речевое развитие дошкольников
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).


Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития. Диагностика обследования у детей дошкольного возраста социальных навыков. Развитие умений ориентироваться в эмоциональных проявлениях окружающих.


Физическое развитие дошкольников
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, возрастные особенности их развития. Характеристика средств физического воспитания, его основные методы и приемы. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.


Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Особенности художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте, его формы и методы. Организация занятий по ручному творчеству в разновозрастной группе. Обучение приемам наклеивания. Занятие по ручному труду для детей подготовительной группы.


Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школе
Психологическая готовность детей к школьному обучению. Психологическая характеристика детей, поступающих в школу. Физиолого-психологическое развитие особенностей детей 6-7 лет. Формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции.


Технология работы с семьей
Понятие и функции семьи. Проблемы рождаемости, планирования и стабильности семьи. Формы государственной помощи неполным семьям. Социальная работа с молодыми и многодетными семьями. Проблемы группы риска. Принципы работы с неблагополучными семьями.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно-правовой
1. Исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем, господствующая в течении определенного периода- это:
a) доктрина
б) закон
в) парадигма
г) концепция

2. К методам формирования познания относятся
a) рассказ
б) соревнование
в) чтение
г) наблюдение

3. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»
a) социальная ситуация развития
б) возраст
в) ведущая деятельность
г) сензитивный период

4. Какое из определений дошкольной педагогики является наиболее современным:
a) дошкольная педагогика – наука о воспитании личности и коллектива
б) дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до вступления в школу)
в) дошкольная педагогика – это наука о воспитании
г) дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста

5. Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший – так сказала мама»:
a) 3 года
б) 5-6 лет
в) 4 года
г) 7-8 лет

6. Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса?
a) Родители (законные представители) обучающихся
б) Образовательная организация и родители (законные представители) обучающихся
в) Образовательная организация
г) Педагоги

7. Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в:
a) Законе РФ «Об образовании»
б) Конвенции о правах ребенка
в) ФГОС
г) Концепции дошкольного воспитания

8. Метод воспитания – это:
a) путь достижения цели воспитания
б) совокупность однородных приемов воспитательного воздействия
в) совокупность средств воспитательного воздействия
г) вариант организации воспитательного мероприятия



Перечень тестов. Модуль 2. Психолого-педагогический
1. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются…
a) способ воспитания
б) достижение воспитательных целей
в) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников
г) «инструментарий» воспитания

2. Моделями развития отношений между личностью и коллективом являются…
a) альтруизм
б) динамизм
в) конформизм
г) гармония

3. В содержание работы классного руководителя входят…
a) развитие ученического самоуправления
б) организация предметных недель
в) упорядочение учебной нагрузки учащихся
г) организация внеклассных мероприятий

4. Современными моделями российских авторских школ являются школы…
a) комплекс (Е.Ямбург)
б) гражданского воспитания (В.Сухомлинский)
в) развивающего обучения (В.Давыдов)
г) диалога культур (В.Библер)

5. Классный руководитель выполняет такие функции, как…
a) организаторскую
б) психологическую
в) дидактическую
г) воспитательную

6. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся…
a) наказание
б) создание воспитывающих ситуаций
в) педагогическое требование
г) соревнование

7. К условиям выбора системообразующего вида деятельности воспитательной системы относятся…
a) индивидуальные особенности педагога
б) обеспечение целостности всех видов деятельности
в) учет этнических характеристик среды
г) престижность

8. К основным условиям действенности примера в воспитании относятся…
a) обстоятельное выяснение причин проступка
б) постоянный контроль и оценка результатов деятельности
в) авторитетность воспитателя
г) реальность достижения целей в определенных обстоятельствах



Перечень тестов. Модуль 3. Предметная деятельность
1. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической(-им)…
a) системой
б) процессом
в) концепцией
г) технологией

2. Алгоритм педагогического проектирования включает этапы…
a) проверки качества проекта
б) подготовительной работы
в) оценка результатов
г) разработка проекта

3. Среди понятий «педагогическая диагностика», «наблюдение», «методы педагогической диагностики», «принципы педагогической диагностики» наиболее частным является понятие…
a) «методы педагогической диагностики»
б) «педагогическая диагностика»
в) «принципы педагогической диагностики»
г) «наблюдение»

4. Метод опроса применяется в таких формах, как…
a) тестирование
б) беседа
в) самостоятельная работа
г) упражнение

5. Научный подход в психолого-педагогической диагностике обеспечивается интеграцией таких элементов, как…
a) диагностические методы и приемы распознавания
б) индивидуальные возможности учащихся
в) специфика решаемых педагогических задач
г) особенности диагностического мышления педагога

6. На концептуальном уровне проектирования находятся такие его объекты, как…
a) воспитательная система микрорайона
б) воспитательная система образовательного учреждения
в) воспитательная система классного руководителя
г) региональная воспитательная система

7. На первом этапе конструирования образовательного процесса педагог учитывает…
a) исходный уровень подготовленности школьников к восприятию учебной информации
б) свои возможности
в) особенности дополнительного образования
г) специфику школы

8. Примерами беседы как метода научно-педагогического исследования могут быть беседа учителя…
a) с учащимися о причинах неуспеваемости
б) с другими учителями о приемах развития интересов учащихся
в) с учениками о правилах поведения
г) с родителями о воспитании в семье



5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. В чём сущность и особенности воспитания?
2. Назовите закономерности и принципы воспитания.
3. Назовите основные идеи и подходы, отраженные в современных теориях воспитания и развития: личностно-ориентированный, индивидуально-ориентированный, комплексный, системный, деятельностный.
4. Назовите теории развития личности Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Л. С. Выготского.
5. Расскажите о гомоцентрический и социоцентрический подходах к воспитанию.
6. Назовите современные отечественные концепции воспитания и развития И. П. Иванова, М. И. Рожкова, Н. М. Таланчука, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского и др.
7. Расскажите о влиянии специфики сельского социума на организацию воспитательного процесса в сельской школе.
8. Разновозрастные объединения и занятия в сельской школе. Назовите особенности организации предпрофильной подготовки в СМШ.
9. Назовите особенности социального развития детей-сирот.
10. Назовите особенности воспитательной работы в детских домах и школах-интернатах.
11. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения.
12. Назовите формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы.
13. Назовите формы предпрофильной подготовки школьников и их использование во внеучебной воспитательной работе.
14. Назовите формы коллективной творческой деятельности.
15. Назовите диалоговые формы воспитания.
16. Назовите особенности использования диалоговых форм воспитания в процессе предпрофильной подготовки школьников.
17. Классный руководитель в школе, назовите особенности его деятельности.
18. Назовите функции и направления деятельности классного руководителя.
19. Какова роль классного руководителя в процессе предпрофильной подготовки учащихся?
20. Расскажите о методике планирования работы классного руководителя.
21. Классный воспитательный час. Расскажите о методике подготовки и проведения.
22. В чём заключается работа классного руководителя с родителями учащихся?
23. Назовите условия, пути и средства развития сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.
24. Дайте характеристику следующих программ воспитания: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни».
25. Назовите сущность, особенности и структура воспитательной работы.
26. Назовите содержание воспитательной работы.
27. Назовите основные подходы к определению содержания воспитательной работы.
28. Каково место предпрофильной подготовки в содержании воспитательной работы?
29. Как происходит формирование нравственного сознания, суждений, чувств?
30. Назовите типы объединений учащихся.
31. Что такое семейное воспитание и семейная педагогика?
32. Назовите понятие воспитательной системы, типы воспитательных систем.
33. Как происходит развитие воспитательной системы школы?
34. Эстетическое воспитание в школе, назовите его сущность и основные задачи.
35. Как происходит формирование мировоззрения учащихся?
36. Назовите основные виды и структура мировоззрения.
37. Назовите критерии сформированности мировоззрения.
38. Нравственное воспитание школьников. Общечеловеческие ценности как основа содержания нравственного воспитания.
39. В чём сущность трудового воспитания, трудового обучения?
40. Назовите сущность и основные направления профессиональной ориентации.
41. Сформулируйте понятие, цель, основные средства физического воспитания.
42. Назовите этапы эстетического развития личности.
43. Как происходит формирование готовности школьников к социальным отношениям,
44. Назовите пути и средства развития и сплочения коллектива.
45. Сформулируйте понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания.
46. Назовите методы формирования сознания личности.
47. Сформулируйте понятие культуры межнационального общения.
48. Назовите формы и методы работы с учащимися и родителями по формированию культуры межнационального общения.
49. Назовите основные направления и содержание воспитания толерантности и веротерпимости.
50. Назовите методы самовоспитания..
51. Назовите формы и методы организации индивидуальной работы с учащимися.


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Г.А. Дюперрон / Теория физической культуры / - 104 стр.
- Е.В. Клюева / Педагогика: проблемы общего и дошкольного образования / - Арзамас 2013 г. - 254 стр.
- Н.Л. Худякова / Теория и методика воспитания / Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009 г. - 277 стр.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного Образования / - 29 стр.
- ФГОС ОВЗ
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- А. И. Рожков / Образовательное право / - Издательство Юрайт, 2020 г. — 376 стр.
- В. В. Стерликова / Теория и методика развития речи детей / - Орск 2010 г. - 203 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Н. В. Микляева / Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 411 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- Формы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся / – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018 г.– 62 стр.
- Т.В. Рябко / Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении / - Изд-во Академии Пастухова, 2015 г.– 260 стр.
- Е.В. Попова / Образовательные программы для детей дошкольного возраста / Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018 г. – 76 стр.
- И.В. Казакова / Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС / - 10 стр.
- Н.Н. Королева / Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества / - 8 стр.
- Г.А. Урунтаева / Детская психология / Москва 2013 г. - 337 стр.
- Видеоурок: Общая педагогика - педагогика как наука
- Видеоурок: Дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО
- Е.Ю. Никитина / Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: методика, технология, практика / Москва 2016 г. - 202 стр.