Курс профессиональной переподготовки Современные методы и клинический подход в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС
300 часов от 50 дней обучения.
Цена 2440 pуб.
Первоначальный взнос 244 pуб.
Записаться на курс
600 часов от 100 дней обучения.
Цена 3290 pуб.
Первоначальный взнос 329 pуб.
Записаться на курс
900 часов от 150 дней обучения.
Цена 4970 pуб.
Первоначальный взнос 497 pуб.
Записаться на курс
1200 часов от 200 дней обучения.
Цена 5790 pуб.
Первоначальный взнос 579 pуб.
Записаться на курс


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(программа профессиональной переподготовки)

«Современные методы и клинический подход в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС»



Присваеваемая квалификация: «Учитель-логопед».
Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1 Аннотация
1.2. Нормативные правовые основания разработки программы
1.3. Цель реализации программы
1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
1.5. Планируемые результаты обучения
1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)
1.7. Срок обучения
1.8. Форма обучения
1.9. Структурное подразделение, реализующее программу
1.10. Выдаваемый документ
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.1. Табличная форма
3.2. Описательная форма
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1 Текущий контроль успеваемости
5.2 Итоговая аттестация
5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1 Кадровое обеспечение программы
7.2 Организационное обеспечение программы
8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


1.1 Аннотация

Вашему вниманию представлен курс профессиональной переподготовки, профиль профессиональной деятельности – учитель–логопед.
Логопедическое направление профессиональной переподготовки является одним из самых популярных в современном образовании. И это закономерно, учитывая влияние логопедических проблем на многие сферы жизни ребёнка: дети с проблемами речи нередко испытывают затруднения в письме, социализации, характеризуются рядом психологических переживаний и даже отставанием в учёбе. Своевременная диагностика и устранение логопедических проблем поможет предотвратить целый ряд взаимосвязанных негативных последствий. Согласно требованиям ФГОС, сегодня специалисты, которые владеют этими знаниями по данному курсу, очень востребованы, а потому курс будет актуален еще долгое время.



1.2. Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Программа разработана на основе требований ФГОС: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Программа разработана с учетом профессионального(ых) стандарта(ов) (квалификационных требований): Профстандарта 01.005 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

1.3. Цель реализации программы

Формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области образования.

Целю реализации программы являются:
- Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение);



1.4. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в
процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной
деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
-задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и
социальными партнерами, организациями образования, культуры, родителями (лицами, их
заменяющими) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;
-документационное обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
-Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
-Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
-Классное руководство.
-Методическое обеспечение образовательного процесса.

Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом.

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний Основные пути достижения уровня квалификации
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Образовательные программы высшего. образования - программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт.



1.5. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения:
слушатель должен знать:
-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию;
-школьную гигиену;
-методику преподавания предмета;
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-методику воспитательной работы;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-трудовое законодательство;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.

слушатель должен уметь:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Современные методы и клинический подход в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС».

Профессиональными компетенциями (ПК):
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Проводить занятия.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.

Классное руководство.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных
программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.




Общекультурные компетенции (ОК):
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых
норм.


Профессиональные компетенции:

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции,реализуемые после обучения Код Трудовые действия
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Воспитательная деятельность A/02.6 -Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность A/03.6 -Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Оказание адресной помощи обучающимся.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся


Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом о профессиональной переподготовке.
Диплом предоставляет право на ведение проффесиональной деятельности в сфере образования
и подтверждает присвоение квалификации «Учитель-логопед».


1.6. Требования к слушателям (категории слушателей)

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного образца.



1.7. Срок обучения

Трудоемкость обучения по данной программе – 900 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 22 недель, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.


1.8. Форма обучения

Форма обучения - Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


1.9. Структурное подразделение, реализующее программу

Структурное подразделение - Учебный центр. Приказ №10 от 09 октября 2019 г.


1.10. Выдаваемый документ:

Диплом профессиональной переподготовки.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование дисциплин По учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий, час форма контроля
Общая
трудоемкость, час
Лекции СРС
1. Модуль 1. Нормативно - правовой. 128 29 98 Тест
1.1. Нормативно – правовое обеспечение в сфере образования 42 10 32
1.2. Нормативно – правовое обеспечение профессиональной логопедической деятельности 85 20 64
       Промежуточная аттестация 1 1
2. Модуль 2. Психолого-педагогический. 256 59 196 Тест
2.1. Педагогика 51 12 39
2.2. Психология 41 9 32
2.3. Возрастная психология и психология развития 46 11 35
2.4. Основы логопедии 49 11 38
2.5. Логопсихология 68 16 51
       Промежуточная аттестация 1 1
3. Модуль 3. Профессиональный. 514 118 395 Тест
3.1. Дифференциальная диагностика речевых нарушений 67 15 52
3.2. Организация и содержание психолого-педагогических комиссий в современных условиях 67 15 52
3.3. Нарушения при фонационном оформление 57 13 44
3.4. Нарушения при структурно-семантическом оформлении 57 13 44
3.5. Нарушения письменной речи 57 13 44
3.6. Специфика логопедической работы в образовательном учреждении 62 14 48
3.7. Логопедическая ритмика для детей с умственной отсталостью 57 13 44
3.8. Основы логопедического массажа 89 22 66
       Промежуточная аттестация 1 1
4. Итоговая аттестация 2 Квалификационный экзамен
Итого часов 900



3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


3.1. Табличная форма:


Наименование разделов, модулей, тем Всего часов 1 месяц (168 часов, 6 часов в день)2 месяц (168 часов, 6 часов в день)3 месяц (168 часов, 6 часов в день)4 месяц (168 часов, 6 часов в день)5 месяц (168 часов, 6 часов в день)6 месяц (60 часов, 6 часов в день)
1 Модуль 1. Нормативно - правовой. 128 4242421
+1ПА
2 Модуль 2. Психолого-педагогический. 256 4042424242425
+1ПА
3 Модуль 3. Профессиональный. 514 36424242424242424242424215
+1ПА
4 Итоговая аттестация 2 2
Итого часов 900

ПА- Промежуточная аттестация.


3.2. Описательная форма:
Учебные занятия проводятся в течение 150 дней по 6 часов в день.

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Модуль 1. Нормативно - правовой.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
- В.И. Шкатулла / Образовательное право / — Москва 2001 г. — 688 стр.
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.

Нормативно – правовое обеспечение в сфере образования
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.


Нормативно – правовое обеспечение профессиональной логопедической деятельности
«Закон об образовании в Российской Федерации», его основные положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ценностно содержательная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Национальный воспитательный идеал. Основные положения национальной системы учительского роста. Дорожная карта поэтапного введения национальной системы учительского роста. Аттестация учителей. Правила оформления аттестационных материалов и процедура подаче материалов педагогического работника в аттестационный центр.


Модуль 2. Психолого-педагогический.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- Н. В. Микляева / Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 411 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 393 стр.

Педагогика
Общая педагогика. Возрастная педагогика. Специальная педагогика. Частная методика. История педагогики. Педагогика как наука. История возникновения педагогики. Связь педагогики с другими науками. Принципы педагогики и ее функции. Предмет и задачи педагогики. Семейная педагогика.


Психология
Спецфика науки. Отрасли и методы психологии. Экспериментальная психология сознания. Гештальт-психология. Бихевиоризм и когнитивная психология. Отечественная школа психологии. Неосознаваемые психические процессы. Аналитическая психология. Социально ориентированные психоаналитические теории. Гуманистическая психология. Основы практической психологии. Эмоциональная и волевая сферы психики. Психические процессы.


Возрастная психология и психология развития
Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Общие закономерности индивидуального развития. Проблемы, принципы и теории психического развития. Периодизация основных циклов развития личности. Психологические особенности младенца. Развитие психики в раннем детстве. Развитие психики в дошкольном возрасте. Психологические основы готовности ребенка к школе. Младший школьный возраст. Психологические особенности подростка. Психология юношеского возраста. Психология зрелого возраста. Период старения и старости.


Основы логопедии
Принципы анализа речевых нарушений. Структура речевого дефекта при дислалии. Основные приемы дифференциации звонких и глухих согласных у школьников. Особенности логопедической работы при устранении дефектов озвончения. Обследование детей с ринолалией.


Логопсихология
Логопсихология как отрасль специальной психологии, предмет и методы ее исследований, история и основные этапы становления, современное состояние. Связь логопсихологии с некоторыми смежными науками. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.


Модуль 3. Профессиональный.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
- Карелина И. Б. / Логопедический массаж при дизартрии, ринолалии и задержках речевого развития / — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г. — 35 стр.
- И.Ю.Левченко / Психолого-педагогическая диагностика / — Москва, Издательский центр «Академия», 2003 г. - 321 стр.
- Л. С. Волкова / Логопедия / —5-еизд., перераб. и доп. — М . Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006 г. — 703 стр.
- Величенкова О.А. / Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / — М.: Национальный книжный центр - 391 стр.
- Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для П863 студ. высш. учеб. заведений / [Л. С. Подымова, Л. И.Духова, Е.А. Ларина, О. А. Шиян] ; под ред. В.А. Сластёнина. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.
- Л.В. Лопатина / Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / - СПб., Москва: САГА:Ф О РУ М , 2006. - 272 стр.

Дифференциальная диагностика речевых нарушений
Изучение речевого развития детей в норме. Особенности задержки развития и недоразвития речи. Клинико–педагогическая диагностика нарушений речи. Характеристика методов коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.


Организация и содержание психолого-педагогических комиссий в современных условиях
История, методология деятельности, функции, состав, планирование деятельности психолого-медико-педагогической консультации. Структура и содержание заключений врачей. Выявление отклонений в развитии ребенка. Организация диагностико-коррекционного процесса.


Нарушения при фонационном оформление
Речь как психический познавательный процесс. Нарушения фонационного и структурно-семантического оформления высказывания в устной речи. Нарушения и патологии письменной речи, типы и причины развития у детей. Способы коррекции и лечения, методика Дейвиса.


Нарушения при структурно-семантическом оформлении
Речь как психический познавательный процесс. Нарушения фонационного и структурно-семантического оформления высказывания в устной речи. Нарушения и патологии письменной речи, типы и причины развития у детей. Способы коррекции и лечения, методика Дейвиса.


Нарушения письменной речи
Природа нарушений чтения и письма. Частичное расстройство процесса овладения чтением. Этиология и классификация дислексий. Недоразвитие функций фонематической системы. Нарушение понимания прочитанного. Этиология, классификация и симптоматика дисграфии.


Специфика логопедической работы в образовательном учреждении
Логопедическая помощь дошкольникам в системе образования. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы. Коррекция речевых нарушений у детей.


Логопедическая ритмика для детей с умственной отсталостью
Диагностика психического развития детей с ЗПР. Методики и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Исследование особенностей в представлений об окружающем. Исследование особенностей сформированности элементарных математических представлений Исследование особенностей овладения основами грамоты Исследование фонематического слуха Исследование особенностей графических умений Исследование сенсорно-перцептивной сферы. Исследование свойств внимания Исследование памяти Исследование мыслительных операции. Исследование игровой деятельности Протокол психолого-педагогического обследования. Психолого-педагогическая коррекция задержки психического развития у детей. Основа оптимизации гностических процессов у младших школьников с задержкой психического развития Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов. Эффективность психологической коррекции внимания у детей с ЗПР Психологическая коррекция отдельных свойств внимания. Инклюзивное и интегрированное образование детей с ЗПР. Сопровождение детей с задержкой психического развития. Особенности и содержание сопровождения учащихся с ЗПР в условиях инклюзии. Педагогическое сопровождение Коррекционно-педагогическая помощь детям Мотивационно-потребностная сторона учебной деятельности. Произвольность познавательных интересов Ослабление дефектов у учащихся с ЗПР. Принципы оказания помощи специалистами медико-психолого-педагогического сопровождения. Принцип стимуляции коммуникативного поведения ребенка, коммуникативной направленности воспитания и обучения Принцип индивидуального подхода к ребенку. Обучение учащихся в условиях «гибкого» класса. Продолжительность обучения учащихся в условиях «гибкого» класса. Основные направления работы с родителями Сопровождение детей с ЗПР. Подходы к организации инклюзивного обучения детей с ЗПР. Отличие детей с ЗПР от детей с нормой развития Школьный лагерь. Этапы инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. Основные направления психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ. Содержание коррекционно-педагогической помощи учащимся с ЗПР Специфика работы учителя-дефектолога по разным учебным предметам. Устные упражнения Дидактические игры. Работа с учебником Самостоятельные работы Проблемные ситуации Нестандартные уроки. Программа комплексного сопровождения детей с ЗПР Проект специальных требований.


Основы логопедического массажа
Понятие дизартрии, характеристика и сущность ее форм. Виды и приемы массажа. Применение массажа в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения. Методика и способы использования логопедического массажа.




5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем в форме тестирования. Обязательным условием допуска слушателя к итоговой аттестации является наличие аттестации по каждой дисциплины программы, зафиксированной в зачетно - экзаменационной ведомости слушателей. Отметка «зачтено» ставится, если слушатель: посещал лекции, работал на практических занятиях, показал при тестировании знание основных понятий, умение использовать и применять полученные знания при решении задач предметной области,набрав не менее 65%. Отметка «не зачтено» ставится, если слушатель не посещал лекции, не работал на практических занятиях и при прохождении тестирования набрал менее 65%. Перечень вопросов, выносимых на междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде междисциплинарного экзамена в письменной форме на основе пятибалльной системы оценок по основным разделам программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5) по всем разделам программы, выносимым на экзамен.

Для контроля знаний и уровня сформированности компетенций у слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации дается описание фонда оценочных средств (далее-ФОС).
Задачи ФОС:
- управление процессом приобретения слушателями необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в дополнительных профессиональных программах;
- оценка достижений слушателей в процессе изучения дисциплины или прохождения практики;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.
Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:
- предметная направленность;
- структурное единство;
- соответствие содержания объекту оценивания.

Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости (Промежуточный квалификационный тест) и итоговую аттестацию выпускников (квалификационный экзамен).
Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

5.1 Текущий контроль успеваемости

Оценка результатов текущего контроля слушателей курса завершается прохождением тестирования и определяются оценками «зачтено» или «не зачтено».
Условием положительной аттестации является получение оценки «зачтено».
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения программы учитывались все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень их общей готовности к соответствующей деятельности.

Перечень тестов. Модуль 1. Нормативно - правовой.
1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?
a) неправильная речь окружающих
б) черепно-мозговая родовая травма
в) двуязычие в семье
г) нет верного ответа

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?
a) тройничный
б) обонятельный
в) блуждающий
г) нет верного ответа

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?
a) алалии
б) афазии
в) механической дислалии
г) нет верного ответа

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?
a) заикание
б) ОНР
в) ФФН
г) нет верного ответа

5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:
a) I блок
б) II блок
в) III блок
г) IV блок

6. Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:
a) органическое поражение речевых зон левого полушария
б) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы
в) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы
г) нет верного ответа

7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
a) комплексного подхода
б) онтогенетический
в) системного подхода
г) нет верного ответа

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
a) обогащение и активизации предметного словаря
б) формирование и развитие артикуляторной моторики
в) развитие слухового восприятия
г) обогащение и активизация предикативного словаря



Перечень тестов. Модуль 2. Психолого-педагогический.
1. К эмпирическим методам исследования не относится:
a) анализ
б) изучение передового опыта
в) наблюдение
г) эксперимент

2. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют…
a) появлением человеческого общества
б) эволюцией человеческого разума
в) объективным характером приспособления детей к жизни
г) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве

3. Научно-педагогическое исследование выполняет такие функции, как…
a) развивающую
б) коммуникативную
в) обобщающую
г) социальную

4. Общие принципы познания и категориальный срой науки в целом составляют содержание такого уровня методологии, как…
a) конкретно-научный
б) философский
в) общенаучный
г) теоретический

5. Главными особенностями метода наблюдения являются…
a) соответствие данных об объекте изучения критериям качества
б) эмоциональная окрашенность полученных результатов
в) зависимость результатов наблюдений от условий
г) инструментальное сопровождение метода

6. Обучение и воспитание должны осуществляться посредством «делания» - сущность педагогики…
a) экзистенциализма
б) неотомизма
в) прагматизма
г) неопозитивизма

7. Научно-педагогические исследования не подразделяются на…
a) прикладные
б) разработки
в) фундаментальные
г) методические

8. К группе диагностических методов не относится…
a) наблюдение
б) анкетирование
в) педагогический эксперимент
г) тестирование



Перечень тестов. Модуль 3. Профессиональный.
1. Что такое логопедия?
a) наука о нарушении речи
б) наука нарушении интеллекта
в) наука о нарушении слуха
г) наука о нарушение зрения

2. Как называется нарушение в засыпание, ночные страхи?
a) нарушение сна
б) вегетативная дистония
в) нарушение обмена веществ
г) эмоциональная неустойчивость

3. Что такое сурдопедагогика?
a) наука о нарушении речи
б) наука о нарушении слуха
в) наука нарушении интеллекта
г) наука о нарушение зрения

4. Кто впервые употребил термин «дизонтогения»?
a) Д.Б. Эльконин
б) Л.И. Швальбе
в) Л.С. Выготский
г) В.В. Лебединский:

5. Кто придумал классификацию дизонтегенеза?
a) Л.И. Швальбе
б) Л.С. Выготский
в) Д.Б. Эльконин
г) В.В. Лебединский:

6. Что такое олигофренопедагогика?
a) наука о нарушении слуха
б) наука о нарушении речи
в) наука нарушении интеллекта
г) наука о нарушение зрения

7. Что такое тифлопедагогика?
a) наука о нарушении речи
б) наука о нарушении слуха
в) наука нарушении интеллекта
г) наука о нарушение зрения

8. Кто придумал первую классификацию отклоняющегося развития?
a) Л.С. Выготский
б) В.В. Лебединский
в) Л.И. Швальбе
г) Д.Б. Эльконин



5.2. Итоговая аттестация

Итоговой формой контроля полученных слушателями знаний является экзамен в соответствии с контрольными вопросами, представленными в рабочей программе.

Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен:

1. Назовите педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями.
2. Назовите основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологи­ей.
3. Что такое ротацизм? Назовите виды ротацизма.
4. Что такое ламбдацизм?
5. Назовите виды нарушений и ме­тодика коррекционной работы.
6. Назовите виды сигматизма.
7. Назовите основные этапы коррекции звукопроизношения (методы, приёмы, со­держание).
8. Назовите недостатки произношения заднеязычных звуков.
9. Нарушения смягчения. Назовите методы логопедического воздействия.
10. Сложная дислалия. Назовите основные способы коррекции.
11. Назовите методы и структу­ру логопедических занятий при дислалии.
12. В чём суть методики формирования речи при OHP-I уровня (основные направле­ния работы)?
13. В чём суть методики формирования речи при ОНР-Н уровня (основные направ­ления работы)?
14. В чём суть методики обследования и формирования речи при ОНР-Ш уровня (основные направления работы)?
15. В чём суть методики обследования и коррекционной работы при ФФН (дошколь­ники)?
16. Назовите особенности логопедической работы с детьми, имеющими интеллек­туальные нарушения.
17. В чём суть методики обследования при ринолалии?
18. Что такое закрытая ринолалия?
19. В чём суть методики обследования и коррекционной работы при ФФН (школьни­ки)?
20. Назовите особенности логопедической работы при нарушениях слуха. Методи­ка обследования и коррекционной работы.
21. Назовите особенности обследования и логопедического воздействия при нару­шениях зрения.
22. Назовите методы комплексного обследования при дизартрии.
23. Назовите проблемы диф­ференциальной диагностики дислалии и дизартрии.
24. Алания. Назовите формы и системный характер лого­педического воздействия.
25. Назовите особенности логопедической работы при ДЦП.
26. Что такое дисграфия?
27. Что такое дислексия?
28. Назовите методы обследования письменной речи детей.
29. Назовите основные направле­ния логопедического воздействия при нарушениях.
30. Назовите содержание и формы комплексного медико-психолого-педагогичес­кого воздействия при коррекции афазий.
31. Назовите психологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
32. Дайте характеристику авторских методик по преодолению заикания.
33. Нарушения темпа речи. Назовите причины, механизмы.
34. Логопедия как педагогическая наука. Назовите предмет и задачи логопедии.
35. Назовите принципы анализа речевых нарушений.
36. Дайте характеристику развития речи в онтогенезе.
37. Назовите анатомно-физиологические механизмы речи.
38. Назовите методы и принципы логопедии.
39. В чём связь логопедии с другими науками?
40. Назовите понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи
41. Назовите особенности речи детей с фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
42. В чём суть методики проведения речевого обследования детей с фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
43. Назовите основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.
44. Дайте характеристику речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
45. Назовите недостатки в развитии фонематического слуха и звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Методы и приемы их исправления.
46. Назовите принципы формирования звуковой стороны речи у детей с фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
47. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


5.3. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения слушателями ОП профессиональной переподготовки.

Оценка качества освоения слушателями образовательных программ профессиональной переподготовки включает промежуточную и итоговую аттестацию слушателей. Итоговая аттестация слушателей является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация включает итоговый экзамен.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Дополнительная профессиональная программа обучения обеспечивается учебно- методической документацией и материалами по всем дисциплинам.
Предполагается, что каждый обучающийся обеспечивается доступом к информационно-образовательной среде, содержащей необходимую учебную и учебно-методическую литературу.
Учебно-методические материалы, необходимые для изучения программы, представляется слушателям в личном кабинете системы, на электронном носителе, а также посредством предоставления доступа к электронной библиотеке, что позволяет обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам основной части цикла.
В образовательной организации предоставлен доступ к сети «Интернет» для административно-управленческой деятельности и учебного процесса. Все компьютеры в образовательной организации имеют выход в интернет и соединены в локальную вычислительную сеть.


7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Кадровое обеспечение программы

Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу могут быть привлечены преподаватели из числа специалистов профильных организаций и учреждений по мере набора группы.

7.2 Организационное обеспечение программы

Образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая аудитории, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы. Обучение проводится с применением дистанционных образовательных технологий.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационной образовательной среде, содержащей необходимые электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы. Материалы для обучения размещены в электронной образовательной системе "РОПКИП". Обучение осуществляется в Личном кабинете слушателя, доступ к которому производится по индивидуальному логину, получаемому слушателем после заключения договора на оказание образовательных услуг. В Личном кабинете обучение осуществляется посредством прохождения слушателем электронных учебных занятий различных видов. Виды и количество электронных учебных занятий по каждому разделу данной образовательной программы указаны в учебно-тематическом плане. Слушатель получает возможность получения консультаций преподавателя посредством заочного общения через электронную почту, а также онлайн консультаций. Большое внимание должно уделено практическим занятиям. Под практическими занятиями, указанными в учебном плане подразумевается самостоятельная работа слушателя, которую он выполняет по заданию куратора курса в off line режиме. Система позволяет осуществлять текущий контроль посредством контроля посещения слушателем личного кабинета и представленных модулей, промежуточный контроль осуществляется посредством проведения тестирования.
По окончании Программы слушатели проходят обязательную итоговую аттестацию в виде квалификационный экзамена по пройденному материалу. При тестировании используются, как правило, закрытая форма тестовых заданий: слушателю нужно выбрать один (или несколько) ответов из предложенного списка вариантов. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: самостоятельное изучение материала, лекции, практические и семинарские занятия, и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
В качестве текущего контроля предусмотрены тестовые задания, рефераты, творческие работы, своевременное выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в лекционных и практических занятиях, проводимых в заочном режиме.
Слушателям, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдается диплом о профессиональной переподготовке.

8. СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


- Клапова Елена Владимировна/ Преподаватель.
- Сергоманов Дмитрий Николаевич/ Директор, Преподаватель.


9. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина / Лекции по педагогике / Москва, ЭКСПО, 2008 г. - 193 стр.
- Н.Г. Молодцова / Практикум по педагогической психологии / - 60 стр. 2021
- Л.С. Волкова /Учебник логопедия для вузов. / Владос ., 365 стр.
- В.И. Шкатулла / Образовательное право / — Москва 2001 г. — 688 стр.
- С.Г. Литке / Общая психология / Челябинск, 2013 г. – 188 стр.
- Карелина И. Б. / Логопедический массаж при дизартрии, ринолалии и задержках речевого развития / — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г. — 35 стр.
- Подласый И.П. П44 Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание).
- Ф.В. Шарипов / Педагогика и психология высшей школы / – Москва, Логос, 2012. – 446 стр.
- С.Н. Захарова / Гендерное воспитание детей и учащейся молодёжи / — Минск 2009 г. - 119 стр.
- Н. В. Микляева / Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 411 стр.
- Н.М. Борытко / Нормативно-правовое обеспечение образования / - Казань 2006 г. - 96 стр.
- И.Ю.Левченко / Психолого-педагогическая диагностика / — Москва, Издательский центр «Академия», 2003 г. - 321 стр.
- Н.В. Клюева / Педагогическая психология / Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 393 стр.
- Л. С. Волкова / Логопедия / —5-еизд., перераб. и доп. — М . Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006 г. — 703 стр.
- Величенкова О.А. / Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / — М.: Национальный книжный центр - 391 стр.
- Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для П863 студ. высш. учеб. заведений / [Л. С. Подымова, Л. И.Духова, Е.А. Ларина, О. А. Шиян] ; под ред. В.А. Сластёнина. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.
- Л.В. Лопатина / Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / - СПб., Москва: САГА:Ф О РУ М , 2006. - 272 стр.