ЕКСД Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
Специалист по маркетингу
Раздел: Общеотраслевые
должности специалистов
Должностные обязанности:
Осуществляет разработку мер по производству продукции (товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта. Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности. Участвует в разработке маркетинговой политики, определении цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги. Изучает рынок аналогичных товаров и услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития. Прогнозирует объем продажи и формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способ его производства, срок службы, правила пользования, упаковку) или оказываемой услуги. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения. Совершенствует информационное обеспечение проводимых исследований рынка. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов, а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры. Анализирует конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт. Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта (оказания услуг) и территории их распространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка. Обеспечивает рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.
Должен знать:
Специалист по маркетингу должен знать:
-законодательные акты, нормативные и методические материалы по маркетингу
- рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики
- конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка
- методы проведения маркетинговых исследований
- основы менеджмента
- направления предпринимательской деятельности, организационно-правовой статус предприятия, учреждения, организации, перспективы его развития
- опыт аналогичных отечественных и зарубежных фирм
- этику делового общения
- технологию производства выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг)
- методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства
- ценообразование и ценовую политику
- организацию торгово-сбытовой деятельности, производства, труда и управления
- методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденций развития
- формы учетных документов и порядок составления отчетности
- технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций
- компьютерные технологии и операционные системы
- организацию рекламного дела
- гражданское право, трудовое и хозяйственное законодательство
- правила и нормы охраны труда
Требования к квалификации:
Высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по маркетингу без предъявления требований к стажу работы.
Источник: Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (ред. от 12.02.2014, с изменениями и дополнениями на 2018 год)