ЕКСД Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
Заведующий архивом (начальник архивного отдела) муниципального образования, ведомства, организации
Раздел: Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций
Должности руководителей
Должностные обязанности:
Руководит работой архива (архивного отдела) муниципального образования, ведомства, организации (далее -архив). Разрабатывает программы развития и планы работы архива. Руководит подготовкой проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность архива. Организует разработку методических документов с целью совершенствования работы архива, контролирует их внедрение в практику. Ведет основные учетные документы архива. Организует и координирует работу специалистов по обеспечению сохранности документов архива и их рациональному размещению.
Осуществляет контроль соблюдения нормативных условий и режимов хранения документов. Проводит работу по проверке наличия и физического состояния документов, отбору их для реставрации, дезинфекции, дезинсекции, страхового копирования и переплетных работ, контролирует качество их проведения.
Осуществляет учет и розыск необнаруженных дел архива, выявление и учет особо ценных документов. Составляет списки юридических и физических лиц, являющихся источниками комплектования архива. Ведет переговоры с негосударственными организациями и физическими лицами - потенциальными источниками комплектования. Оказывает методическую и практическую помощь в делопроизводстве структурным подразделениям администрации муниципального образования, ведомства, организации или организациям - источникам комплектования архива. Проводит прием документов на постоянное, временное и депозитарное хранение. Организует работу экспертной комиссии. Организует отбор и передачу документов на постоянное хранение. Ведет учет документов, временно хранящихся в организациях - источниках комплектования архива.
Осуществляет контроль за документами, хранящимися в структурных подразделениях администрации муниципального образования, ведомства, организации.
Участвует в заключении и выполнении договоров с организациями об упорядочении документов и оказании им других платных услуг.
Участвует в подготовке договоров о сотрудничестве и координации деятельности администрации муниципального образования и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.
Обеспечивает заключение договоров о сотрудничестве администрации муниципального образования с организациями федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и частной собственности в вопросах, относящихся к компетенции архива. Организует и проводит работу по научному описанию документов архива, усовершенствованию и переработке описей, созданию и ведению каталогов и баз данных.
Осуществляет тематическую разработку документов фондов архива. Организует и осуществляет подготовку справочно-информационных изданий о составе и содержании документов архива. Способствует внедрению в работу архива автоматизированных архивных технологий.
Осуществляет анализ, учет состояния и эффективность использования справочно-поисковых средств архива.
Обеспечивает доступ потребителей документной информации к справочно-поисковым средствам архива.
Обеспечивает использование документов архива, в том числе исполняет поступающие в архив запросы различного характера. Организует выставки документов. Готовит материалы для составления сборников документов, использования их в периодических изданиях и средствах массовой информации. Организует работу читального зала архива. Взаимодействует с музеями муниципального района (городского округа) в проведении информационных мероприятий краеведческого характера.
Участвует в мобилизационной подготовке архива, осуществлении мероприятий по укрытию и эвакуации документов в особый период, спасению документов в чрезвычайных ситуациях. Способствует внедрению в практику работы современных научных и методических разработок.
Должен знать:
-законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отношения в сфере архивного дела;
-нормативные и методические документы, касающиеся деятельности архива;
-состав и содержание комплекса документов, хранящихся в архиве;
-нормативы условий и режимов хранения документов;
-виды справочно-поисковых средств архива;
-основы трудового законодательства;
-основы организации труда и управления;
-порядок составления планово-отчетной документации;
-отечественный и зарубежный опыт в области архивоведения и документоведения;
-основы документационного обеспечения управления;
-основы применения компьютерной техники;
-правила внутреннего трудового распорядка;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации:
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 2 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 3 лет либо высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 3 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 4 лет.
Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н