"Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102) (ред. от 15.03.1991)
Продавец продовольственных товаров
3 - категория
Характеристика работ. Обслуживание покупателей: предложение и показ товаров. Консультирование покупателей о свойствах, вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности отдельных видов товаров. Предложение новых, взаимозаменяемых товаров и товаров сопутствующего ассортимента. Нарезка, взвешивание и упаковка товаров, подсчет стоимости покупки, проверка реквизитов чека, выдача покупки. Оказание услуг покупателям. Контроль за своевременным пополнением рабочего запаса товаров, их сохранностью, исправностью и правильной эксплуатацией торгово-технологического оборудования, чистотой и порядком на рабочем месте. Наблюдение за потоком покупателей. Подготовка товаров к продаже: проверка наименования, количества, сортности, цены, состояния упаковки и правильности маркировки товаров. Распаковка, осмотр внешнего вида, переборка, протирка, зачистка, нарезка, разделка и разруб товаров. Подготовка рабочего места: проверка наличия и исправности оборудования, инвентаря и инструмента, заточка, правка инструментов, установка весов и гирь. Получение и подготовка упаковочного материала. Размещение и выкладка товаров по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы. Заполнение и прикрепление ярлыков цен. Оформление наприлавочных витрин и контроль за их состоянием. Подсчет чеков (денег) и сдача их в установленном порядке. Контроль за бережным обращением с тарой и ее хранением. Уборка нереализованных товаров и тары. Подготовка товаров к инвентаризации.
Должен знать: ассортимент, классификацию, характеристику, назначение, питательную ценность и розничные цены товаров; признаки доброкачественности товаров; нормы естественной убыли товаров и порядок их списания; приемы и методы активного обслуживания различных контингентов покупателей с учетом их пола, возраста, уровня знаний о товаре и других особенностей; устройство и правила эксплуатации обслуживаемого торгово-технологического оборудования; принципы оформления наприлавочных витрин; пути сокращения товарных потерь, затрат труда, материалов, электроэнергии и повышения доходов.