Апелляция ЕГЭ: ее виды, сроки и порядок подачи жалобы

Апелляция ЕГЭ: ее виды, сроки и порядок подачи жалобы

Апелляция ЕГЭ в 2021


Апелляция ЕГЭ — это заявление председателю государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) либо о нарушении порядка проведения аттестации, либо о несогласии с начисленными за задания баллами. Порядок проведения апелляций регламентируется соответствующим приказом Минпросвещения России №190, Рособрнадзора № 1512. В 2021 году правила применяют с учетом эпидемиологической обстановки.

Виды апелляции

Участники единого государственного экзамена имеют два официальных повода подать апелляцию. Первый касается нарушения порядка аттестации, второй — несогласия с начисленными за задания баллами.

При нарушении порядка проведения

Нарушением экзаменационной процедуры считается, например, нехватка в аудитории листов для черновиков, посторонний шум в коридоре, "громкие" соседи по аудитории и т.п. Любое отклонение от нормы, которое мешает сосредоточиться на заданиях, — повод для апелляции. Однако выпускник должен быть уверен в своей правоте, так как чаще всего такие жалобы отклоняют.

При несогласии с баллами

Участник ЕГЭ может быть не согласен с проставленными ему баллами за экзамен, например, по причине того, что компьютер неправильно определил слова и буквы в тестовой части экзамена. Также выпускник имеет право считать, что эксперты выставили недостаточно баллов за письменную часть или эссе.

Как подать апелляцию

Заявление

Заявление на апелляцию нужно подготовить в двух экземплярах на бланке, выданном организаторами ЕГЭ. Один выпускник сохраняет у себя, второй — передает на подпись главе государственной экзаменационной комиссии. Дальше это заявление направляют в конфликтную комиссию, которая и будет решать вопрос с апелляцией.
акже в день регистрации заявления назначается день и время проведения апелляции.

Сроки

Если, по мнению выпускника, имеется нарушение процедуры проведения ЕГЭ, то важно подать на апелляцию в день аттестации, не выходя за границы пункта, в котором она проходила. Границей считается, например, рамка металлоискателя у выхода, или коридор, где сидит охранник.
В случае несогласия с баллами нужно направить жалобу в течение двух рабочих дней сразу после публикации результатов ЕГЭ по предмету. То есть нужно самому проверить баллы в личном кабинете на сайте госэкзамена, а не ждать, когда школа вывесит результаты на доске объявлений (она может сделать это и спустя неделю после аттестации).

Как проходит заседание

При жалобах на нарушение порядка аттестации организуется проверка. Как правило, поднимаются записи с камер видеонаблюдения (их отсутствии также является причиной для жалобы), установленных в пункте проведения аттестации. Также опрашиваются ассистенты и общественные наблюдатели. Если нарушения действительно были, то результат выпускника аннулируется — экзамен придется пересдавать в один из резервных дней.
Решение по заявлению на проведение апелляции принимается в течение двух рабочих дней после того, как оно было получено госкомиссией.
Результаты пересмотра своей работы выпускник сможет увидеть на официальном портале ЕГЭ, а также на портале государственных услуг.
Жалобу в случае несогласия с баллами эксперты рассматривают дольше — в течение четырех рабочих дней. Если у выпускника есть претензии по поводу того, как искусственный интеллект распознал ответы в тестах, то комиссия просто перепроверит бланки и обновит результат. В таком случае присутствие участника ЕГЭ, подавшего жалобу, не требуется.

Кто принимает апелляцию у участника

При рассмотрении апелляции могут присутствовать члены ГЭК во главе с ее председателем, аккредитованные общественные наблюдатели, должностные лица Рособрнадзора, а также сотрудники органа исполнительной власти субъекта РФ — представители местного департамента образования. Также разрешено присутствие учителей школ, преподавателей вузов, колледжей, экспертов-составителей контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и т.д.

Как комиссия проверяет работу

Госкомиссия просматривает работу от начала и до конца, целиком, даже если выпускник не согласен только с одним вопросом. В процессе рассматривается весь пакет документов: копии работы и протоколов оценки, аудиозаписи ответов в случае с устными экзаменами.
- Не проверяют только черновики, потому если участник ЕГЭ не успел перенести из него правильный ответ в бланк, то жаловаться нет смысла, — отметила эксперт.

Результат апелляции

По итогам рассмотрения жалобы конфликтная комиссия составляет протокол, который участник ЕГЭ подписывает, и объявляет свое решение. Если выпускник с ним не согласен, то вердикт оспорить он больше не сможет. Результат рассмотрения апелляции отправляется в федеральный центр тестирования (ФЦТ) и перепроверяется федеральной предметной комиссией.
РИА Новости