Министр просвещения о зарплатах учителей
«Мы сейчас боремся за то, чтобы 70% фонда оплаты труда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30% должно выделяться на различные надбавки. Регионы получают рекомендации по выплате заработной платы учителям каждый год. Но проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, набавки и стимулирующие выплаты. Далеко не все пропорцию «70 на 30» соблюдают. Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работают на 1,5 ставки и больше», — рассказала глава Минпросвета.
По словам Васильевой, поправки в Трудовой кодекс предоставят учителям гарантию достойной оплаты труда за одну ставку на федеральном уровне. В данный момент ситуация с зарплатами педагогов в ряде регионов страны остается аховой. Учителям приходится работать на 1,5–2 ставки, брать классное руководство и дополнительные занятия, но и при такой нагрузке им не удается заработать даже среднюю зарплату по региону, которая, по идее, должна выплачиваться за одну ставку (18 часов).
Естественно, в данной ситуации в стране наблюдается нехватка учителей, которую наконец официально признала и сама Васильева. Васильева оценила эту нехватку в «процентов десять». Больше всего школы в данный момент нуждаются в учителях иностранных языков, математики, информатики и физики. Кроме того, в данный момент каждый третий школьный учитель является пенсионером.
Свое мнение о том, помогут ли новые поправки защитить права педагогов и повысить их благосостояние, в чем проблема нынешней системы оплаты труда, на условиях анонимности с нами поделился учитель одной из школ:
— На самом деле основные проблемы с зарплатами заключаются в том, что решение об их размере отдается на откуп регионального руководства и директоров школ. Цель, поставленная перед любым руководителем учебного заведения, — это строжайшая экономия бюджетных средств, за которую они лично и получают огромную зарплату. Со стимулирующими выплатами и премиями ситуация вообще достаточно темная: при желании директор может начислять повышенные надбавки приближенным учителям, а других, пусть и более достойных, обходить стороной. В некоторых школах существует даже система откатов, когда учителя возвращают в конверте начальнику часть полученных премиальных…
Безусловно, если поправки о выплате 70% зарплаты за одну ставку будут приняты, они принесут пользу учителям, которые сейчас работают с утра до ночи и получают зарплату ниже средней по региону. Но директора будут продолжать разными способами выкручиваться в условиях новых поправок. Например, можно обязать педагогов брать дополнительные часы с доплатой по пониженной ставке, резко сократить или вообще не выплачивать премии и стимулирующие. В школе, где я работал раньше, нам однажды предложили на выбор: подписать заявление либо об увольнении, либо о согласии на сокращение зарплаты за счет отмены надбавок.
На самом деле способов обобрать учителя очень много, и ничего, кроме как уволиться, в нынешней системе педагоги сделать не могут. Боюсь, что изменить ситуацию только поправками в Трудовой кодекс вряд ли получится — нужно менять общую политику страны, в том числе и объемы финансирования.